УДК 327
А. Я. Касюк
профессор, доктор исторических наук, директор Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-mail: [email protected]
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВЫЗОВЫ ХХ! ВЕКА
В статье рассматриваются основные составляющие глобальных вызовов XXI века, роль и место духовного образования в системе привития духовно-нравственных ценностей и традиций.
Ключевые слова: многополярный мир; глобальный кризис; психология потребительства; нравственная деградация; духовное образование; светское образование; религиозное образование.
Kasyuk A. Yu.
Advanced Doctor (History), Professor, Director of the Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: [email protected]
CHALLENGES OF THE XXI CENTURY: RELIGIOUS AND SECULAR EDUCATION
The article analyses the main components of global challenges in the twenty-first century. The author considers the role and meaning of religious and secular education in the system of development of moral values and traditions.
Key words: multipolar world; global crisis; consumer psychology; moral degradation; secular education; religious education.
Закончившийся XX век принес человечеству не только выдающиеся достижения в науке, технике и технологии, прорыв в космос, незабываемые образцы благородства и величия человеческого духа, обогащение культурного наследия, достижения в сфере литературы и искусства. Он оставил и глобальные, катастрофические по своим последствиям разрушительные катаклизмы, войны и революции, тоталитаризм и фашизм, расовую ненависть, межнациональные и религиозные распри, международный терроризм, реальную опасность ядерного взаимоуничтожения и экологического коллапса, трудно поправимые деформации нравственных идеалов и ценностей.
Это был век резкой поляризации экономического могущества и богатства, с одной стороны, и потрясающей бедности и нищеты - с другой. Век все еще непобежденных смертоносных болезней и удручающей по своим масштабам (около миллиарда человек!) неграмотности.
Речь идет в буквальном смысле о физическом выживании человечества, о предотвращении необратимой нравственной деградации человека и человеческих сообществ.
Классическое наследие эпохи Просвещения утверждало в качестве высших ценностных приоритетов Человека, Разум, Прогресс, Любовь к ближнему, Долг перед Отечеством, Альтруизм, Свободу и т. д. Однако впоследствии произошла значительная переориентация общественного сознания молодых людей с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия, гедонизма; существенно изменилось отношение к профессии, труду, к браку, семье; усилилось разочарование в демократических идеалах и ценностях; снизились показатели духовного уровня жизни общества.
Предыдущая эпоха, поставившая величайшую задачу: дать людям земное счастье, накормить человека, обезопасить его жизнь, предохранить от болезней и т. д. - это, безусловно, важнейшая задача - разве не выкашивали в Средние века голод и эпидемии целые области, -эту задачу во многом выполнила. Однако успехи породили иллюзию, что с помощью науки и техники можно разрешить и главные экзистенциальные проблемы существования человека. Но удовлетворение телесных потребностей не может решить ни одной подлинно значимой проблемы человека: смысла его жизни, смысла подлинного счастья и т. д. И не может решить потому, что их решение находится в ином, нежели материальное, пространстве бытия человека и человечества, - в пространстве их духовного бытия. При этом - и это самое опасное - до сих пор не осознано до уровня практического действия, что решение духовно-нравственных проблем серьезнее проблем материальных. Тысячи человек, гибнущих от холеры, - это проблема. Сотни человек, гибнущих от птичьего гриппа, - это тоже проблема. А миллионы детей с искалеченной психикой после просмотра «ужастиков» - это просто замечательный бизнес.
На фоне мировоззренческой неопределенности экспансия массовой коммерческой культуры, агрессивно насаждая психологию потребительства и выгоды, способствовала нравственной деградации личности и снижению ценности человеческой жизни, примитизировала смысл человеческого бытия, стимулировала асоциальные и противоправные формы самореализации (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция), вызывала массовое распространение мистических учений, движений и нетрадиционных культов, представляющих
реальную опасность для нравственного здоровья молодого человека. Личный успех, измеряемый, главным образом, материальным уровнем жизни, практически повсеместно стал самоцелью, вытеснив на обочину общественного внимания, как бы на второй план, нравственные, духовные устои личности и государства, не говоря уже о человеческой цивилизации в целом.
Сегодня ситуация постепенно меняется. Приходит понимание, что глобальный кризис современности (демографический, экологический, социально-культурный и, наконец, финансовый) является ничем иным, как, в первую очередь, духовным кризисом, отрывом общественной, культурной и личной жизни людей от питавших их на протяжении столетий традиций: добра, любви, милосердия, чистоты нравов и т. д. Растет осознание того, что будущее человеческих сообществ, будущее цивилизации в целом зависит вовсе не от все более изощренных материальных носителей достижений человеческого разума. На первое место во все большей степени выдвигаются нравственные ориентиры и этические ограничители. Нужны усилия, и усилия поистине титанические, чтобы переломить сползание человечества в бездну небытия. Именно в этих целях наше государство, после стольких десятилетий атеистического оболванивания, когда мы взрывали храмы, мечети, а в оставшихся устраивали склады минеральных удобрений, на Пасху обязательно организовывали воскресники, поняв всю глубину своих заблуждений, стало активно продвигать идею теологического образования.
Сфера образования, несомненно, имеет самое непосредственное отношение к происходящим в мире событиям, в том числе и к тем негативным тенденциям, которые все более явственно дают о себе знать. Ибо причиной их, в конечном счете, является сам человек, утративший способность активно противостоять Злу во всех его проявлениях, потерявший Веру в нравственные, духовные ценности Мира и Смысл человеческой жизни, лишившийся жизненных ориентиров и не находящий ответов на важнейшие мировоззренческие вопросы ни в науке, ни в религии, ни в образовании.
Системный и глубокий кризис, который поразил важнейшие сферы духовной жизни человечества - науку, религию и образование, -привел к фактическому расколу единого материально-духовного пространства цивилизации, породил все более углубляющийся, разрушительный по своим последствиям разрыв между Знанием и Верой,
самым неблагоприятным образом отразился и продолжает сказываться на состоянии и развитии образования.
Но именно образование, и только оно, в состоянии переломить катастрофически нарастающие негативные тенденции в духовной сфере человечества. Только образованию посильна поистине историческая роль в спасительной интеграции и гармонизации Знания и Веры, в возрождении высших нравственных идеалов и жизненных приоритетов человека.
Итак, первая и, возможно, главная составляющая глобального вызова XXI в., обращенного к цивилизации, состоит в проблеме гармоничного единения Знания и Веры, их мировоззренческого синтеза, возвращения Человеку понимания Смысла его жизни, Веры в свое уникальное предназначение и Знание путей наиболее полной жизненной самореализации. От образования, в итоге, зависит, сможет ли человечество осознать и конструктивно ответить на этот вызов грядущего столетия.
Сможет ли человеческая цивилизация осознать губительные тенденции планетарного масштаба, сложившиеся к концу XX в.? Сможет ли возвыситься над повседневными заботами, заглянуть в собственное будущее, ужаснуться и предпринять необходимые упредительные меры для предотвращения глобальной катастрофы? Или, лишь причитая и вздыхая о фатальной неизбежности собственного конца, разобщенные человеческие сообщества так и будут плестись в хвосте событий, пассивно созерцая ускоряющийся процесс сползания в бездну нравственной деградации и физического небытия? И никакие богатства, никакие надежды отсидеться, отгородиться от мировых проблем ядерным щитом собственной неуязвимости или иллюзорным «железным занавесом» преступного нравственного безразличия не помогут, не смогут помочь.
Итак, вторая составляющая глобального вызова будущего состоит в объективной необходимости единения, конвергенции, духовной интеграции человеческих сообществ, преодоления их разобщенности, ментальной, мировоззренческой несовместимости, постоянной угрозы конфронтации.
Истинная трагедия современного и, вполне возможно, будущего мира связана, прежде всего, с ментальной несовместимостью людей и народов. В XX в. силы центробежного, разъединительного, разобщающего характера явно преобладали над силами
центростремительными, интегрирующими, объединяющими. Несмотря на усилия Организации Объединенных Наций, других международных сообществ, стремящихся внести организационное упорядочение в разновекторную мозаику интересов и устремлений стран и народов, глубинные мотивы и установки людей и их исторически сложившихся объединений были и остаются существенно разными. У каждого из них своя правда, свои представления о справедливости и способах достижения жизненно важных целей. Именно эта «разность потенциалов» человеческих желаний и побуждений, усиливаемая и усугубляемая внешними манипуляциями индивидуальным и общественным сознанием, и является основной причиной дезинтеграции, противостояния, вражды и насилия, которые вполне способны погубить мир. В этом и только в этом - истоки и локального, и геополитического противоборства различных идеологий и общественных систем, национально-этнической нетерпимости и межнациональных конфликтов, противостояния мировых религий и цивилизаций. В этом же - истинные причины все более широкого распространения международного терроризма, который фактически вошел в арсенал средств разрешения межгосударственных споров.
Есть только два вида отношений к «чужой» правде, к иному мироощущению, иной ментальности - понять или подавить.
Первый вид отношений предполагает наличие у субъектов ментального взаимодействия ума, терпимости, сочувствия, доброжелательности, альтруизма, возможно, в каких-то отношениях благородной жертвенности. И, конечно же, знаний о менталитете, ментальных ценностях и приоритетах как своего, так и других народов.
Поддаются ли эти качества целенаправленному формированию? Безусловно, да. И роль сферы образования, в первую очередь духовного образования, в таком формировании невозможно переоценить.
Второй вид отношений апеллирует к силе и только к силе, наличие которой, как известно, допускает отсутствие ума...
Нет никакого сомнения, что упование на экономическое могущество и военную силу в XXI в. совершенно бесперспективно. Единственная надежда - на объединительную силу идей, духовных ценностей и приоритетов, способных остановить все более углубляющийся процесс раскола цивилизации, сплотить людей при всех различиях их ментальных предпочтений.
Задача сверхсложная. Но иного просто не дано. Или - или... Именно в этом, в необходимости осознания глубинных, ментальных оснований движущих сил развития цивилизации и в активном воздействии на эти ментальные основания, на характеристики индивидуального и коллективного менталитета в направлении нравственного, духовного прогресса человечества, жизнесохранения и жизнесозидания, состоит суть третьей важнейшей составляющей вызова нынешнего XXI в.
Пора осознать стратегические приоритеты... Приходится констатировать, что, будучи наиболее технологичной сферой, напрямую связанной со становлением личности человека и формированием духовных, нравственных ценностей всего человеческого сообщества, сфера образования все еще не выполняет своей главной - интегратив-ной функции, способствующей духовному единению и взаимопониманию людей.
Увлекшись действительно впечатляющими достижениями науки и техники в XX в., сфера образования практически во всех странах мира занялась и занимается поныне главным образом трансляцией из поколения в поколение сугубо прагматичных данных разных наук, передачей нацеленных на быструю отдачу достаточно узких, по существу, фрагментарных, технократически сориентированных знаний, умений и навыков. Что же касается формирования у учащихся целостной картины окружающего человека материального и духовного мира, способствующей осознанию принадлежности каждого из них к единому человеческому сообществу, трансляции из поколения в поколение ценностей духовных, культурных, нравственных в их национальном и общечеловеческом понимании, то эти образовательно-воспитательные, гуманитарные по своей природе цели в лучшем случае лишь декларируются на популистском, лозунговом уровне, а в худшем - игнорируются вовсе.
Необходимо найти пути сближения и постепенной интеграции различных философских доктрин образования как важнейшего условия формирования единого мирового образовательного пространства, интеграции национальных образовательных систем и стратегий на началах возможно более полной совместимости, международного консенсуса в признании универсальных образовательных и воспитательных идеалов и ценностей при непременном сохранении и поддержке национальных особенностей и приоритетов интегрируемых образовательных систем. Следует рассматривать эту задачу в качестве
необходимого и наиболее реального этапа на пути духовного взаимодействия и интеграции социумов, движения к идеалам человеческого всеединства и взаимопонимания.
Светское теологическое образование в стратегическом отношении способно решить важную государственную задачу - разрушить средостение, порог недоверия между государством и религиозными организациями, дать образованные верующие кадры и религиозному сообществу, и самому государству, испытывающему серьезный дефицит квалифицированных молодых специалистов в области церковно-государственных отношений. Хотя для самого государства гораздо важнее задача создания религиозной системы образования, политически лояльной светской власти и конкурентоспособной по отношению к нетрадиционным (и подчас явно деструктивным) иностранным формам религиозности. И поскольку часто с распространением ино-культурной религиозной традиции привносится и чуждая политическая тенденция (как это происходит с импортируемым ваххабизмом, туранизмом, некоторыми псевдорелигиозными и квазихристианскими движениями), государственный контроль за развитием религиозного (особенно, исламского) образования в России становится задачей национальной безопасности.
«Теология» с «богословием» только в России разведены как разные понятия, дисциплины и науки. Причем искусственно и не так давно. Конечно же, «теология» и «богословие» - понятия идентичные, и «богословие» - славянская калька-перевод греческого термина «теология». Сущностного различия в этих терминах нет. Вместе с тем, в России существует еще дореволюционная традиция именовать конфессиональное теологическое образование именно богословским, или духовным. Термин «теология» в дореволюционной России употребляли исключительно по отношению к западному богословию, различая отечественную богословскую и западную (католико-протестантскую) теологическую традиции.
Следует помнить, что в России многие профессора духовных академий преподавали в университетах и наоборот. Так, профессора Московской духовной академии историки В. О. Ключевский,
A. П. Лебедев, Е. Е. Голубинский были и профессорами Московского университета, профессора Казанской духовной академии философ
B. А. Снегирев, канонист И. С. Бердников, историки П. В. Знаменский
и А. Ф. Курганов преподавали одновременно в Казанском университете. Это было явлением нормальным и вполне естественным. И вовсе не потому, что Русская Церковь являлась государственной, а потому, что на рубеже XX и XXI столетий выровнялся уровень высшей духовной и светской школ. Более того, многие выпускники духовных школ преподавали исключительно в университетах и даже становились впоследствии академиками.
Как неоднократно отмечали выдающиеся общественно-политические и духовные зарубежные деятели: «Бог даровал русским великое благоустроенное государство, которого они достойны, за то, что все заботы их духовные, а не телесные» [6]. Вместе с тем механицизм в понимании жизни, узкая специализация, отсутствие глубины, системности мышления, нравственного основания, за которые отечественные мыслители испокон веков критиковали Запад, сегодня заимствуются как образец высшего сорта образованности, лишая российскую культуру ее богатства и возможностей, многократно продемонстрированных всему миру.
Сегодня Россия стоит перед проблемой выбора стратегических приоритетов в образовании и воспитании подрастающего поколения. Показателем этого выступает тот факт, что население России стремится дать своим детям высшее образование, вкладывая в это зачастую последние деньги. Поиск идеала национального образования знаменует собой переломные моменты развития России и как никогда востребовано обществом. Это связано с тем, что приходит понимание того, что благополучие государства и его жителей, их материальное богатство и экономическое процветание состоит, прежде всего, в духовном, нравственном, образовательном и культурном росте.
Восстановление и развитие духовного образования на рубеже XX-XXI вв. выявило ряд проблем, существование которых связано с насильственным разрушением целостной системы образования, в том числе и религиозного, во времена богоборчества, жестким государственным контролем за деятельностью духовных школ, исключавшем всякие связи со светской системой образования. В результате сложилась сеть церковных образовательных учреждений, которая была нацелена исключительно на подготовку священнослужителей. А высшая школа страны утратила христианские корни образовательной и научной деятельности.
В первые годы после образования Российской Федерации в условиях крайне недостаточного количества кадров профессорско-преподавательского состава в исламских высших учебных заведениях возникла необходимость в зарубежном религиозном образовании. Данный процесс во многом носил хаотичный, непродуманный характер. Наряду с отправкой за рубеж на обучение в известные мировые образовательные исламские центры, такие как Аль-Азхар (в Египте), значительное число студентов попало в малоизвестные, сомнительные учебные заведения (в Саудовской Аравии, Пакистане, Иордании и т. д.). Всё это привело к тому, что вместе с приобретением профессиональных знаний в области мусульманского богословия многие из них познакомились с так называемыми радикальными направлениями в исламе. Процесс возрождения духовности в нашей стране через импорт религиозных идей, к каким бы конфессиям они ни относились, является ошибочным и тупиковым.
При этом возрастает значение взаимного проникновения и взаимообогащения светского теологического и религиозного образования. Это стало возможным благодаря государственной поддержке открытия теологических факультетов с православным и исламским компонентом подготовки во многих университетах страны, что дает возможность молодому поколению россиян ближе соприкоснуться с богословием и традиционными духовными ценностями.
Образование, интеграция знаний о религии и духовно-нравственных норм в учебно-воспитательную деятельность российской светской школы становится настоятельной потребностью наших дней. Ибо в современном глобальном мире, который стал и будет все более многообразным и незащищенным, нам всем предстоит общаться поверх этнических, религиозных, языковых и национальных разделительных линий, во избежание социальных и иных конфликтов.
Вполне закономерно, что в современном «кризисном состоянии общества» единственным условием, которое стабилизирует и гарантирует позитивное развитие человечества, является обретение и постоянное осмысление состояния духовности. Это понимание приходит не только к простым гражданам, но и к тем, кто отвечает за их судьбы - руководителям государств, религиозным и общественным деятелям. Налицо уникальная картина: с одной стороны, формируется новая геополитическая ситуация в мире с ее прагматической
рациональностью, глобализацией, информационными технологиями и т. д.; с другой - растет стремление людей сохранить свою самобытность, усилить уровень межкультурного общения, возродить этические нормы и системы ценностей в культурной, нравственной, духовной сфере. На этом фоне все явственнее заявляют о себе изъяны воспитания: смещаются представления о прекрасном, добром, честном, справедливом, растет агрессия и равнодушие среди детей и подростков, стяжательство и черствость становятся нормой жизни.
Все это происходит на фоне международных отношений, переживающих непростой, во многом переходный момент своей истории. Тенденция формирования многополярного мира с трудом пробивает себе дорогу через порой жестокое сопротивление. Противостояние тех, кто не только ничего не хочет менять в исчерпавшем себя миропорядке, но и по сути дела требует признания приоритета права силы над международным правом. А это провоцирует разжигание различных конфликтов, в том числе способно привести к опаснейшему противостоянию между западной цивилизацией и исламским миром.
В Европе параллельно с экономическими неурядицами в зоне евро дала серьезную трещину десятилетиями проводившаяся в жизнь концепция мультикультурализма. Евросоюз оказался «в осаде» тяжелейших проблем: в политике пробуксовка проекта единой Европы, рецессия и долговой кризис в экономике, отсутствие социального согласия внутри многих европейских стран, противоречие между диктуемой либерализмом абсолютизацией прав человека и необходимостью интеграции мигрантов.
Под угрозой оказалась сложившаяся веками модель межконфессионального и межэтнического мира на арабском Востоке. Война в Сирии может стать детонатором необратимых процессов, последствия которых не ограничатся сугубо региональными рамками.
Духовное образование молодежи - это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с образования личности, способной ее осуществить. Но и сама модернизация нужна, прежде всего, для повышения качества жизни в стране, т. е. создания максимально благоприятных условий для развития личности. Таким образом, духовное образование молодых граждан России и модернизация нашего государства - две составляющие одного процесса.
Что мы понимаем под духовным образованием? Не только и не столько образование через систему религиозных учебных заведений, сколько широкое гуманитарное образование, в которое интегрированы элементы религиозного знания и религиозной культуры. Почему мы говорим сегодня о религиозных знаниях и религиозной культуре? Потому что только религия, по сути своей и корням своим, напрямую обращается к духовной сущности человека, ставит в качестве предмета своего исследования и заботы душу человека. Известно, что христианское образование на Руси, вплоть до царствования Ивана Грозного, было исключительно духовным, осуществлялось в монастырях и ставило своей целью «воспитать человека по образу и подобию Божьему». В последующие столетия образование становится более утилитарным, нацеленным на формирование специалиста, а не Человека. Николай Иванович Пирогов по этому поводу писал: «В погоне за чинами и званиями, жалованием и удобствами жизни наше воспитание совсем забыло об истинном своем предназначении - образовать Человека» [1, с. 32].
Сегодня духовное образование включает в себя теологическое и религиозное образование. При этом под религиозным образованием подразумевается система профессиональной подготовки служителей религиозных культов и религиозного персонала религиозных организаций, специалистов теологов, преподавателей богословия в духовных учебных заведениях, а под теологическим - светское образование, которое реализуется на базе светских вузов и предполагает широкое знакомство с религией и мировыми религиями вообще в историческом и культурологическом аспектах, а также серьезное изучение разных конфессий.
Интеграция светского и религиозного образования - это тонкий непрерывный процесс, серьезный шаг на пути к созданию новых образовательных моделей, тонко синтезирующих светское и религиозное образование, духовно-нравственное воспитание, адаптированные к быстро меняющемся требованиям времени, диалогу науки, образования, религий, конфессий, культур и политики.
Необходимо принимать во внимание очень важный дидактический принцип, сформулированный в рекомендациях документа ОБСЕ «Толедские принципы по обучению вопросам религии» [7]. Речь идет о культурологическом подходе к изучению религий, но не обучения
религиям и принятия соответствующих вероисповеданий. С этой точки зрения достаточно убедительно выглядит мысль, которую высказал Святейший Патриарх: «Церковь отделена от государства, но не от общества и народа. Государство и Церковь, хотя разделены и независимы, не могут и не должны игнорировать друг друга, поскольку служат одним и тем же людям, то есть гражданам, являющимся подданными государства» [2].
Вопросы духовно-нравственного воспитания, разработки программ культурно-религиозного образования, базирующихся на основополагающих принципах общечеловеческих ценностей, безусловного уважения достоинства каждого человека, - должны быть в поле зрения как светских, так и религиозных высших учебных заведений.
Идеология религиозного фактора в светском образовании - это очень тонкая проблема. Нас должно объединить понимание того, что золотым зерном любой религии являются ценности добра, любви, веры, надежды, ценности человека и его достоинства. Фактически это залог решения многих проблем духовности.
Диалог светского и религиозного образования, диалог культур и религий, цивилизаций - единственный путь сохранения мира, согласия, баланса, благополучия и процветания всех стран и народов на единственной хрупкой планете - Земля.
Величие России заключается не только в размере ее территории и численности населения, не только в ее природных богатствах. Оно выражается прежде всего в ее достойном отношении и глубокой привязанности к нравственно-духовным ценностям и традициям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ивашов Л. Г. и др. Глобальные вызовы XXI века - геополитический ответ России: коллективная монография / под ред. академика И. И. Халее-вой. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2012. - 318 с.
2. Интервью Святейшего Патриарха Алексия телеканалу «Россия». - URL: http: //www.patriarchia.ru/db/text/337720.html
3. О взаимодействии светского и духовного образования в высшей школе. Официальный сайт Воронежско-Борисоглебской епархии. - URL: http:// www.vob.ru/main_rus.htm
4. Осипов А. И. Духовное образование и современное российское общество. Библиотека. Официальный сайт Московской духовной академии. -URL: mpda.ru
5. Пирогов Н. И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. - Иваново: Издательский дом, 2008. - 427 с.
6. Реформа духовного образования Русской Православной Церкви: актуальные задачи, проблемы, перспективы. - URL: http//www.ideologiya.ru
7. Толедские принципы по обучению вопросам религии. - URL: http://www. blagovest-info.ru
8. Цивилизация знания и образование: вызовы XXI века // Гуманитарий Юга России. - 2013. - № 4. - C. 160-173.