Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / SPIRITUAL / MORAL UPBRINGING / UPBRINGING / COMPREHENSIVE SCHOOL / IDENTITY / CIVIL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Метлик И. В.

Духовно-нравственное воспитание рассматривается как одно из основных, развивающихся направлений воспитания учащихся в современной школе. Определено понятие «духовно-нравственное воспитание», раскрыты его сущность, формы и условия реализации, соотношение с общим гражданским воспитанием, формированием гражданской идентичности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The spiritual / moral upbringing is regarded in the article as one of the main developing directions of upbringing of children in the modern school. The phenomenon «spiritual / moral upbringing» is defined, the forms and conditions of its realization, correlation with the civil upbringing, formulation of the civil identity of schoolchildren are disclosed in the article.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ»

] Духовность и гражданственность:

точки пересечения в процессе социализации личности

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

И. В. МЕТЛИК,

доктор педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания РАО metlik@list.ru

Духовно-нравственное воспитание рассматривается как одно из основных, развивающихся направлений воспитания учащихся в современной школе. Определено понятие «духовно-нравственное воспитание», раскрыты его сущность, формы и условия реализации, соотношение с общим гражданским воспитанием, формированием гражданской идентичности школьников.

The spiritual / moral upbringing is regarded in the article as one of the main developing directions of upbringing of children in the modern school. The phenomenon «spiritual / moral upbringing» is defined, the forms and conditions of its realization, correlation with the civil upbringing, formulation of the civil identity of schoolchildren are disclosed in the article.

Ключевые слова: воспитание, общеобразовательная школа, духовно-нравственное воспитание, гражданское воспитание, гражданская идентичность

Key words: upbringing, comprehensive school, spiritual identity

moral upbringing, civil upbringing, civil

С 2000-Х годов в российских педагогике и образовании все шире используется понятие «духовно-нравственное воспитание». Это вызвано новыми условиями, сложившимися после отказа от монополии в государстве коммунистической атеистической идеологии, происходя-

щими вследствие этого социальными изменениями. Установленные в Конституции гарантии идеологического многообразия в обществе, отсутствия одной государственной или обязательной для всех граждан идеологии или религии (ст. 13, 14) позволяют выстраивать педагогическую, воспи-

В настоящее время возникают трудности в разработке теории духовно-нравственного воспитания вследствие различных мировоззренческих и концептуальных подходов к осмыслению и интерпретации этого феномена.

тательную деятельность в школе на основе широкого круга мировоззренческих, идейных, философских и религиозных концепций, подходов. В стране продолжается возрождение традиционных российских конфессий, сложился социальный заказ на религиозное духовно-нравственное просвещение и воспитание детей и молодежи, соответственно, развиваются государственно-конфессиональные отношения в сфере образования и общественного воспитания. Надо сказать и о постепенном росте гражданской активности, происходящем вместе с освоением новыми поколениями россиян демократических ценностей и норм общественной жизни, что выражается в более активном участии граждан, семей в воспитании своих детей в обществе и школе.

Поскольку все эти изменения затрагивают мировоззренческие основы индивидуального и социального бытия, духовную сферу жизни общества, возникают трудности в разработке теории духовно-нравственного воспитания вследствие различных мировоззренческих и концептуальных подходов к осмыслению и интерпретации этого феномена. Определение духовно-нравственного воспитания с позиций конкретного мировоззрения, например, православного христианства, не вызывает особых проблем, задается принятым в этой духовной культуре, традиции пониманием духа, духовности, нравственности. Затруднения возникают при попытке определения духовно-нравственного воспитания, которое носило бы общий научно-теоретический характер и, выражая сущностное содержание понятия, в то же время могло быть принято в научном и педагогическом сообществах, использовано в образовательных материалах и документах в приемлемом если не для всех, то для большинства значении. В этом отношении такое общее понимание духовно-нравственного воспитания, его места в учебно-вос-

питательном процессе в настоящее время пока не сложилось.

Повышение значимости воспитания в школе, воспитательного компонента в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего образования, включая использование термина «духовно-нравственное воспитание», следует оценить, безусловно, положительно. Однако принятые материалы стандарта также не позволяют говорить о наличии непротиворечивой теоретической базы духовно-нравственного воспитания школьников. Это можно проиллюстрировать сравнением Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (далее— программа), включенной в Основную образовательную программу начального общего образования [7] и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее— концепция) [4], которая не является частью ФГОС общего образования, но в программе заявлена как ее методологическая основа.

Понятие «духовно-нравственное воспитание» определено в программе как «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации». В концепции предлагается несколько иное понятие: духовно-нравственное воспитание личности гражданина России представляет собой «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию». Если сравнить эти определения, то духовно-нравственное воспитание отличается от духовно-нравственного воспитания личности гражданина России тем, что к усвоению и принятию «базовых национальных ценностей» добавлено освоение «системы общечеловеческих ценностей» (без их определения) и (снова к Рос-

сии) —«культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации». Согласно концепции, духовно-нравственное воспитание личности гражданина России предполагает усвоение и принятие базовых национальных ценностей, «имеющих иерархическую структуру и сложную организацию», но далее, в разделе 4, приводится краткий перечень двенадцати этих ценностей без иерархии и структурирования.

Данные определения не позволяют выявить специфику духовно-нравственного воспитания, сводя его к процессу усвоения, освоения, принятия разных совокупностей ценностей. Что касается конкретных «наборов ценностей», то трудности в формулировании любых таких перечней без объективных оснований их отбора, принципов трактовки, структурирования показаны на примере определения ценностных оснований гражданского воспитания [5].

В концепции базовые национальные ценности (семья, труд, искусство, наука, религия, природа и т. д.) определяются «соответственно традиционным источникам нравственности», что не соответствует пониманию источников нравственности в этике. Например, о природе в этом качестве рассуждают в основном относительно природы человека, а не природы вообще. Но и природа человека в философской этике (не говоря уже о религиозной этике) не рассматривается как источник нравственности. Заведующий сектором этики Института философии РАН Р. Г. Апресян пишет: «"Природа" или "жизнь" не может быть критерием морального опыта. ...Анализ источников морали показывает, что объективно мораль как бы предзада-на человеку... С этим связана категоричность и неопровержимость, или приоритетность моральных требований: по своей логике они как бы не ограничены и не детерминированы никакими эмпирическими условиями, они безусловны» [1, с. 103, 242].

Указанные примеры демонстрируют

сложность концептуального определения духовно-нравственного воспитания в научном сообществе и, соответственно, выработки четких ориентиров для педагогов-практиков. Одновременно они же подтверждают актуальность разработки теории духовно-нравственного воспитания. Ниже представлены результаты исследований в этой области, которые проводятся в рамках Комплексной программы научных исследований Российской академии образования в лаборатории мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования. Философско-педагоги-ческие основания определения понятия «духовно-нравственное воспитание» были детально раскрыты в отдельной публикации на эту тему [2]. Здесь обозначим только главные позиции. Сравнительный анализ понятий «духовность», «духовное» в современных отечественных философии, педагогике, психологии (Г. С. Батищев, Б. С. Братусь, Л. П. Буева, В. П. Зинчен-ко, В. В. Знаков, Е. И. Исаев, В. А. Лекторский, В. В. Медушевский, Т. И. Петракова, В. И. Слободчиков, Г. Шестун и др.) позволяет выделить характеристические признаки духовно-нравственного воспитания:

3 относится к субъективному, внутреннему миру личности, а более точно — к ценностно-смысловой сфере личности, направлено на формирование высших идеалов и ценностей;

3 основывается на целостной, иерархически выстроенной картине мира, мировоззрении определенного типа (религиозном или нерелигиозном) и соответствующей ему системе морали, формирует в структуре личности ценностную иерархию (вертикаль), начиная с абсолютной аксиоматической ценности;

3 образует духовную сферу личности, позволяющую человеку самоопределиться не только в природе, но и среди людей,

Духовно-нравственное воспитание относится к субъективному, внутреннему миру личности, а более точно — к ценностно-смысловой сфере личности, направлено на формирование высших идеалов и ценностей.

в обществе, выйти из состояния «общественного животного» (А. Ф. Лосев);

3 в соответствии с иерархией смыслов и ценностей в мировоззрении данного типа задает определенные решения основных смысложизненных проблем, регулирует отношения субъекта в окружающей действительности: к людям, обществу, природе, к самому себе, своим качествам;

3 в нравственно-поведенческом аспекте ориентирует человека на неутилитарные и неэгоистические интересы, несовместимо с индивидуализмом, прагматизмом. Как для религиозного, так и для светского сознания общим является понимание духовности, которое связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы, своекорыстия. Духовное предполагает, что цели и смысложизнен-ные ориентиры личности укоренены в системе надындивидуальных ценностей (В. А. Лекторский);

3 соотносится с определенной исторически сложившейся духовно-нравственной традицией, культурой, актуально представленной в социуме.

Обобщая эти признаки, можно сказать, что духовно-нравственное воспитание должно быть основано на определенном мировоззрении и соответствующей сис-

Результатом духовно-нравственного воспитания являются принятые человеком мировоззрение, система морали и образ (уклад) жизни, когда уже сам человек может проявлять себя как хранитель, творец и воспитатель у других людей духовно-нравственной культуры, образа жизни этого типа.

ность, направленная на формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе определенного мировоззрения и соответствующей ему системы морали, поведенческой и бытовой культуры.

Результатом духовно-нравственного воспитания являются принятые человеком мировоззрение, система морали и образ

теме морали, социокультурной традиции, формировать ценностно-смысловую сферу личности и определенный образ (уклад) жизни.

В процессуальном аспекте духовно-нравственное воспитание может быть кратко определено как деятель-

(уклад) жизни, когда уже сам человек может проявлять себя как хранитель, творец и воспитатель у других людей духовно-нравственной культуры, образа жизни этого типа.

При другом подходе духовно-нравственное воспитание фактически не определяется как самостоятельное направление воспитания со своим целеполаганием, содержанием, практикой организации и методическими особенностями. Оно либо сливается с воспитанием вообще, либо отождествляется с гражданским воспитанием (воспитание гражданина), сводится к освоению и присвоению учащимися того или иного набора ценностей: узкого или необъятно широкого, но в любом случае произвольного и не позволяющего формировать целостное мировоззрение и определенную нравственную культуру личности, иначе говоря, осуществлять духовно-нравственное воспитание.

Духовно-нравственное воспитание учащихся в системе образования требует соблюдения следующих условий: добровольности, вариативности, непротиворечивости общему для всех школьников гражданскому воспитанию, законодательству и общепринятой морали. Это необходимо для обеспечения свободы мировоззренческого самоопределения личности, семьи, социокультурных групп в обществе, а также ценностно-содержательного единства обучения и воспитания детей в школе. Реализация духовно-нравственного воспитания в системе образования позволяет сделать его педагогически организованным.

Основными формами реализации духовно-нравственного воспитания в российской школе выступают учебные курсы, предметы, модули, занятия по выбору или обучение в образовательных учреждениях, образовательная программа которых ориентирована на духовно-нравственную культуру, традицию определенного типа (этнокультурные, этноконфессиональные средние школы, дошкольные учреждения, вузы).

Правовые гарантии воспитания детей в системе общего образования на основе духовно-нравственных ценностей их семьи, народа, социокультурной группы закреплены международным гуманитарным правом. В частности, в Протоколе № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1952 год) установлено: «...Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их собственным религиозным и философским убеждениям» (ст. 2 «Право на образование»). Подчеркнем, речь идет о светском образовании, в содержании которого должны учитываться религиозные и философские (здесь — нерелигиозные) убеждения граждан. Российская Федерация является участником данной конвенции. Близкая по смыслу норма имеется в ФЗ «Об образовании»: требование учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования (ч. 4, ст. 14).

Духовно-нравственное воспитание детей на основе религиозных ценностей и традиций по выбору их семьи в российской светской (государственно-общественной) школе осуществляется, но пока не является общедоступным, не обеспечено всем гражданам, развивается в основном в вариативной части школьной программы (региональный и школьный компоненты, дополнительное образование). На встрече Президента РФ Д. А. Медведева с лидерами российских конфессий 21 июля 2009 года были приняты решения, согласно которым в обязательную часть учебного плана включается новая предметная область, предусматривающая изучение религиозных культур и этики по выбору. В 2009—2011 годах в 21 регионе в экспериментальном порядке апробирован комплексный курс, включающий шесть модулей-предметов по выбору семьи школьника. Из них четыре ориентированы на духовно-нравственные традиции и последо-

вателей православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма, а два — на нерелигиозную часть общества. В процессе эксперимента большинство родителей подтвердило, что главной целью изучения их детьми этих предметов (модулей) они видят духовно-нравственное воспитание ребенка на основе ценностей и традиций, которые разделяет его семья [9]. Эксперимент позволил снять многие опасения и вопросы, прежде всего в части деления школьников на учебные группы. Никаких негативных последствий в отношениях детей и учителей это не вызвало. Модель изучения в светской школе традиционных религий по выбору семьи учащегося реализуется во многих странах, поэтому такой результат был вполне ожидаем. В практическом плане остаются актуальными вопросы подготовки учебно-методического обеспечения и учителей по религиозным культурам во взаимодействии с религиозными организациями, их образовательными центрами, специалистами. Учителя сами должны быть носителями соответствующей духовно-нравственной культуры, традиции, а не трансляторами религиоведческих справочников. В последнем случае о каком-либо духовно-нравственном воспитании говорить не приходится.

В октябре 2011 года были подведены предварительные итоги эксперимента. Одобрена выполненная Министерством образования и науки РФ и другими участниками работа, отмечена позитивная роль преподавания религиозных культур и этики по выбору в духовно-нравственном воспитании школьников. Преподавание «новых предметов», как указано в соответствующем поручении Президента РФ Д. А. Медведева [6], теперь должно быть распространено на все регионы России. Кроме того, Министерством образования

Духовно-нравственное воспитание детей на основе религиозных ценностей и традиций по выбору их семьи в российской светской (государственно-общественной) школе осуществляется, но пока не является общедоступным, не обеспечено всем гражданам, развивается в основном в вариативной части школьной программы.

Российская гражданская идентичность — исторически подвижный феномен. Она складывается конкретно-исторически на основе правовых, политических и культурных норм, принятых в данный период большинством россиян, объединяющих их в одном государстве.

и науки РФ рекомендовано «проработать вопрос о преподавании комплексного курса в течение полного учебного года и на всех ступенях школьного образования» [8].

Целью гражданского воспитания в российской школе является формирование российской гражданской идентичности учащихся на основе общепринятых в стране норм и ценностей. В настоящее время совокупность этих норм и ценностей представлена, прежде всего, в Конституции России. Российская гражданская идентичность — исторически подвижный феномен. Она складывается конкретно-исторически на основе правовых, политических и культурных норм, принятых в данный период большинством россиян, объединяющих их в одном государстве. Общее гражданское воспитание учащихся в российской школе осуществляется, прежде всего, в процессе преподавания основных социально-гуманитарных дисциплин. Одним из условий реализации духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе выше была названа его непротиворечивость общему для всех школьников гражданскому воспитанию, общим гражданским ценностям и нормам. Развитие (возрождение) духовно-нравственного воспитания в российской школе ставит задачу согласования этой практики с общим, обязательным гражданским воспитанием.

В соответствии с подходом, основанным на изложенном выше понимании духовно-нравственного воспитания, такое согласование должно строиться по принципу обратной связи. Содержание программ духовно-нравственной направленности по религиозным культурам и этике не должно противоречить общим гражданским нормам и ценностям, должно поддерживать формирование российской гражданской идентичности, гражданской солидарности. С другой стороны, в социально-гуманитарном обра-

зовании как содержательной основе гражданского воспитания следует учитывать исторические и культурные ценности и традиции народов России, в том числе традиционных религий, оно также не должно им противоречить.

Задача согласования общего гражданского воспитания и воспитания школьников с учетом мировоззренческого и культурного самоопределения их семей успешно решается в светской школе всех современных светских государств, где преподаются традиционные религии и, как правило, альтернативный курс этики (этики и философии) по выбору семьи школьника. Например, в Германии имеется система такого согласования между светскими и конфессиональными структурами, учреждениями. «Вопрос утверждения образовательных программ религиозного воспитания и образования для светской школы предполагает совместную работу государственного и церковного управлений. Со стороны государства здесь участвует Министерство образования и культуры, со стороны Римско-католической церкви — Католический комиссариат (das Katholische Schulkommissariat)... Проекты образовательных программ, предназначенных для использования в светской школе, прорабатываются Католическим комиссариатом совместно с церковным Религиозно-педагогическим центром (Religionspadagogische Zentrum (RPZ)), выполняющим научно-педагогические и методические функции. Одновременно программы прорабатываются рабочей группой земельного Министерства образования и культуры во взаимодействии с государственным учреждением — Государственным институтом по определению качества образования и профессию» нальным исследованиям (Staatsinstitut für Schulqualität und Bildungsforschung (ISB)). Содержание подготовленных образовательных программ согласуют и утверждают между собой со стороны государства Государственный институт (ISB) и Религиозно-педагогический центр (RPZ)». С другой стороны, в

содержании учебного предмета «Гражда-новедение. Политическая жизнь» (аналог «Обществознания» в российской школе) учитываются мировоззренческие особенности религиозной части общества. «Учебник по основному, обязательному учебному предмету, играющему главную роль в формировании общих гражданских ценностей школьников, учитывает полимировоззренческий состав немецкого общества и не имеет никакой односторонней идеологической, в частности секулярной или атеистической, направленности. ...Гармоничная интеграция в содержание религиозных мировоззренческих и конкретных конфессиональных понятий, терминов позволяет говорить об учете интересов разных мировоззренческих групп в содержании этой базовой гуманитарной дисциплины» [3, с. 95—97, 113].

Аналогично реализуются школьные программы лютеран (евангелистов) и других конфессий. Понятно, что подобную систему согласования надо выстроить, организовать ее работу, постоянно корректировать. Но в современном полимировоззренческом и многокультурном обществе, если придерживаться демократических норм, только таким образом можно обеспечивать полноценное выполнение школой своих воспитательных функций.

Общее гражданское и вариативное духовно-нравственное воспитание в светской школе принципиально не соотносятся по признаку главного и второстепенного, более или менее важного.

ЛИТЕРАТУРА _

Государство как социальный институт заинтересовано, прежде всего, в гражданском воспитании детей и молодежи в общеобразовательной школе. Для человека, семьи, народов, религиозных общин, ценящих свою идентичность, таковым является духовно-нравственное воспитание. Соблюсти необходимый баланс можно, только если в системе образования, в школе как жизненном, педагогическом, воспитательном пространстве равноценны и равно важны обе эти практики воспитания. При переходе на ФГОС общего образования, разработке образовательной программы школы, планировании воспитательной деятельности необходимо учитывать, дифференцировать эти направления воспитания во всех составляющих учебно-воспитательной деятельности.

Возвращение в российскую школу духовно-нравственного компонента общего образования в полноценном объеме и качестве позволит в большей степени реализовать не только воспитательный потенциал школы как социального института, но и личностный потенциал педагогов. А в части общего гражданского воспитания — более тесно связать его с традиционной духовной культурой и моралью народов России, сделать более основательным и результативным.

Возвращение в российскую школу духовно-нравственного компонента общего образования в полноценном объеме и качестве позволит в большей степени реализовать не только воспитательный потенциал школы как социального института, но и личностный потенциал педагогов.

1. Апресян, Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / Р. Г. Апресян. — М. : Институт философии РАН, 1995.

2. Галицкая, И. А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. — 2009. — № 10.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // URL: http:// standart.edu.ru.

4. Князькова, Н. П. Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии : дис. ... канд. пед. наук / Н. П. Князькова. — М., 2011.

5. Метлик, И. В. Ценностное ядро гражданского воспитания /И. В. Метлик // Воспитание школьников. — 2011. — № 8.

6. Поручение Президента РФ Д. А. Медведева от 2.08.2009. Пр-2009 // URL: http://www.rusline.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.