] Духовность и гражданственность:
точки пересечения в процессе социализации личности
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
И. В. МЕТЛИК,
доктор педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания РАО metlik@list.ru
Духовно-нравственное воспитание рассматривается как одно из основных, развивающихся направлений воспитания учащихся в современной школе. Определено понятие «духовно-нравственное воспитание», раскрыты его сущность, формы и условия реализации, соотношение с общим гражданским воспитанием, формированием гражданской идентичности школьников.
The spiritual / moral upbringing is regarded in the article as one of the main developing directions of upbringing of children in the modern school. The phenomenon «spiritual / moral upbringing» is defined, the forms and conditions of its realization, correlation with the civil upbringing, formulation of the civil identity of schoolchildren are disclosed in the article.
Ключевые слова: воспитание, общеобразовательная школа, духовно-нравственное воспитание, гражданское воспитание, гражданская идентичность
Key words: upbringing, comprehensive school, spiritual identity
moral upbringing, civil upbringing, civil
С 2000-Х годов в российских педагогике и образовании все шире используется понятие «духовно-нравственное воспитание». Это вызвано новыми условиями, сложившимися после отказа от монополии в государстве коммунистической атеистической идеологии, происходя-
щими вследствие этого социальными изменениями. Установленные в Конституции гарантии идеологического многообразия в обществе, отсутствия одной государственной или обязательной для всех граждан идеологии или религии (ст. 13, 14) позволяют выстраивать педагогическую, воспи-
В настоящее время возникают трудности в разработке теории духовно-нравственного воспитания вследствие различных мировоззренческих и концептуальных подходов к осмыслению и интерпретации этого феномена.
тательную деятельность в школе на основе широкого круга мировоззренческих, идейных, философских и религиозных концепций, подходов. В стране продолжается возрождение традиционных российских конфессий, сложился социальный заказ на религиозное духовно-нравственное просвещение и воспитание детей и молодежи, соответственно, развиваются государственно-конфессиональные отношения в сфере образования и общественного воспитания. Надо сказать и о постепенном росте гражданской активности, происходящем вместе с освоением новыми поколениями россиян демократических ценностей и норм общественной жизни, что выражается в более активном участии граждан, семей в воспитании своих детей в обществе и школе.
Поскольку все эти изменения затрагивают мировоззренческие основы индивидуального и социального бытия, духовную сферу жизни общества, возникают трудности в разработке теории духовно-нравственного воспитания вследствие различных мировоззренческих и концептуальных подходов к осмыслению и интерпретации этого феномена. Определение духовно-нравственного воспитания с позиций конкретного мировоззрения, например, православного христианства, не вызывает особых проблем, задается принятым в этой духовной культуре, традиции пониманием духа, духовности, нравственности. Затруднения возникают при попытке определения духовно-нравственного воспитания, которое носило бы общий научно-теоретический характер и, выражая сущностное содержание понятия, в то же время могло быть принято в научном и педагогическом сообществах, использовано в образовательных материалах и документах в приемлемом если не для всех, то для большинства значении. В этом отношении такое общее понимание духовно-нравственного воспитания, его места в учебно-вос-
питательном процессе в настоящее время пока не сложилось.
Повышение значимости воспитания в школе, воспитательного компонента в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего образования, включая использование термина «духовно-нравственное воспитание», следует оценить, безусловно, положительно. Однако принятые материалы стандарта также не позволяют говорить о наличии непротиворечивой теоретической базы духовно-нравственного воспитания школьников. Это можно проиллюстрировать сравнением Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (далее— программа), включенной в Основную образовательную программу начального общего образования [7] и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее— концепция) [4], которая не является частью ФГОС общего образования, но в программе заявлена как ее методологическая основа.
Понятие «духовно-нравственное воспитание» определено в программе как «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации». В концепции предлагается несколько иное понятие: духовно-нравственное воспитание личности гражданина России представляет собой «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию». Если сравнить эти определения, то духовно-нравственное воспитание отличается от духовно-нравственного воспитания личности гражданина России тем, что к усвоению и принятию «базовых национальных ценностей» добавлено освоение «системы общечеловеческих ценностей» (без их определения) и (снова к Рос-
сии) —«культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации». Согласно концепции, духовно-нравственное воспитание личности гражданина России предполагает усвоение и принятие базовых национальных ценностей, «имеющих иерархическую структуру и сложную организацию», но далее, в разделе 4, приводится краткий перечень двенадцати этих ценностей без иерархии и структурирования.
Данные определения не позволяют выявить специфику духовно-нравственного воспитания, сводя его к процессу усвоения, освоения, принятия разных совокупностей ценностей. Что касается конкретных «наборов ценностей», то трудности в формулировании любых таких перечней без объективных оснований их отбора, принципов трактовки, структурирования показаны на примере определения ценностных оснований гражданского воспитания [5].
В концепции базовые национальные ценности (семья, труд, искусство, наука, религия, природа и т. д.) определяются «соответственно традиционным источникам нравственности», что не соответствует пониманию источников нравственности в этике. Например, о природе в этом качестве рассуждают в основном относительно природы человека, а не природы вообще. Но и природа человека в философской этике (не говоря уже о религиозной этике) не рассматривается как источник нравственности. Заведующий сектором этики Института философии РАН Р. Г. Апресян пишет: «"Природа" или "жизнь" не может быть критерием морального опыта. ...Анализ источников морали показывает, что объективно мораль как бы предзада-на человеку... С этим связана категоричность и неопровержимость, или приоритетность моральных требований: по своей логике они как бы не ограничены и не детерминированы никакими эмпирическими условиями, они безусловны» [1, с. 103, 242].
Указанные примеры демонстрируют
сложность концептуального определения духовно-нравственного воспитания в научном сообществе и, соответственно, выработки четких ориентиров для педагогов-практиков. Одновременно они же подтверждают актуальность разработки теории духовно-нравственного воспитания. Ниже представлены результаты исследований в этой области, которые проводятся в рамках Комплексной программы научных исследований Российской академии образования в лаборатории мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования. Философско-педагоги-ческие основания определения понятия «духовно-нравственное воспитание» были детально раскрыты в отдельной публикации на эту тему [2]. Здесь обозначим только главные позиции. Сравнительный анализ понятий «духовность», «духовное» в современных отечественных философии, педагогике, психологии (Г. С. Батищев, Б. С. Братусь, Л. П. Буева, В. П. Зинчен-ко, В. В. Знаков, Е. И. Исаев, В. А. Лекторский, В. В. Медушевский, Т. И. Петракова, В. И. Слободчиков, Г. Шестун и др.) позволяет выделить характеристические признаки духовно-нравственного воспитания:
3 относится к субъективному, внутреннему миру личности, а более точно — к ценностно-смысловой сфере личности, направлено на формирование высших идеалов и ценностей;
3 основывается на целостной, иерархически выстроенной картине мира, мировоззрении определенного типа (религиозном или нерелигиозном) и соответствующей ему системе морали, формирует в структуре личности ценностную иерархию (вертикаль), начиная с абсолютной аксиоматической ценности;
3 образует духовную сферу личности, позволяющую человеку самоопределиться не только в природе, но и среди людей,
Духовно-нравственное воспитание относится к субъективному, внутреннему миру личности, а более точно — к ценностно-смысловой сфере личности, направлено на формирование высших идеалов и ценностей.
в обществе, выйти из состояния «общественного животного» (А. Ф. Лосев);
3 в соответствии с иерархией смыслов и ценностей в мировоззрении данного типа задает определенные решения основных смысложизненных проблем, регулирует отношения субъекта в окружающей действительности: к людям, обществу, природе, к самому себе, своим качествам;
3 в нравственно-поведенческом аспекте ориентирует человека на неутилитарные и неэгоистические интересы, несовместимо с индивидуализмом, прагматизмом. Как для религиозного, так и для светского сознания общим является понимание духовности, которое связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы, своекорыстия. Духовное предполагает, что цели и смысложизнен-ные ориентиры личности укоренены в системе надындивидуальных ценностей (В. А. Лекторский);
3 соотносится с определенной исторически сложившейся духовно-нравственной традицией, культурой, актуально представленной в социуме.
Обобщая эти признаки, можно сказать, что духовно-нравственное воспитание должно быть основано на определенном мировоззрении и соответствующей сис-
Результатом духовно-нравственного воспитания являются принятые человеком мировоззрение, система морали и образ (уклад) жизни, когда уже сам человек может проявлять себя как хранитель, творец и воспитатель у других людей духовно-нравственной культуры, образа жизни этого типа.
ность, направленная на формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе определенного мировоззрения и соответствующей ему системы морали, поведенческой и бытовой культуры.
Результатом духовно-нравственного воспитания являются принятые человеком мировоззрение, система морали и образ
теме морали, социокультурной традиции, формировать ценностно-смысловую сферу личности и определенный образ (уклад) жизни.
В процессуальном аспекте духовно-нравственное воспитание может быть кратко определено как деятель-
(уклад) жизни, когда уже сам человек может проявлять себя как хранитель, творец и воспитатель у других людей духовно-нравственной культуры, образа жизни этого типа.
При другом подходе духовно-нравственное воспитание фактически не определяется как самостоятельное направление воспитания со своим целеполаганием, содержанием, практикой организации и методическими особенностями. Оно либо сливается с воспитанием вообще, либо отождествляется с гражданским воспитанием (воспитание гражданина), сводится к освоению и присвоению учащимися того или иного набора ценностей: узкого или необъятно широкого, но в любом случае произвольного и не позволяющего формировать целостное мировоззрение и определенную нравственную культуру личности, иначе говоря, осуществлять духовно-нравственное воспитание.
Духовно-нравственное воспитание учащихся в системе образования требует соблюдения следующих условий: добровольности, вариативности, непротиворечивости общему для всех школьников гражданскому воспитанию, законодательству и общепринятой морали. Это необходимо для обеспечения свободы мировоззренческого самоопределения личности, семьи, социокультурных групп в обществе, а также ценностно-содержательного единства обучения и воспитания детей в школе. Реализация духовно-нравственного воспитания в системе образования позволяет сделать его педагогически организованным.
Основными формами реализации духовно-нравственного воспитания в российской школе выступают учебные курсы, предметы, модули, занятия по выбору или обучение в образовательных учреждениях, образовательная программа которых ориентирована на духовно-нравственную культуру, традицию определенного типа (этнокультурные, этноконфессиональные средние школы, дошкольные учреждения, вузы).
Правовые гарантии воспитания детей в системе общего образования на основе духовно-нравственных ценностей их семьи, народа, социокультурной группы закреплены международным гуманитарным правом. В частности, в Протоколе № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1952 год) установлено: «...Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их собственным религиозным и философским убеждениям» (ст. 2 «Право на образование»). Подчеркнем, речь идет о светском образовании, в содержании которого должны учитываться религиозные и философские (здесь — нерелигиозные) убеждения граждан. Российская Федерация является участником данной конвенции. Близкая по смыслу норма имеется в ФЗ «Об образовании»: требование учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования (ч. 4, ст. 14).
Духовно-нравственное воспитание детей на основе религиозных ценностей и традиций по выбору их семьи в российской светской (государственно-общественной) школе осуществляется, но пока не является общедоступным, не обеспечено всем гражданам, развивается в основном в вариативной части школьной программы (региональный и школьный компоненты, дополнительное образование). На встрече Президента РФ Д. А. Медведева с лидерами российских конфессий 21 июля 2009 года были приняты решения, согласно которым в обязательную часть учебного плана включается новая предметная область, предусматривающая изучение религиозных культур и этики по выбору. В 2009—2011 годах в 21 регионе в экспериментальном порядке апробирован комплексный курс, включающий шесть модулей-предметов по выбору семьи школьника. Из них четыре ориентированы на духовно-нравственные традиции и последо-
вателей православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма, а два — на нерелигиозную часть общества. В процессе эксперимента большинство родителей подтвердило, что главной целью изучения их детьми этих предметов (модулей) они видят духовно-нравственное воспитание ребенка на основе ценностей и традиций, которые разделяет его семья [9]. Эксперимент позволил снять многие опасения и вопросы, прежде всего в части деления школьников на учебные группы. Никаких негативных последствий в отношениях детей и учителей это не вызвало. Модель изучения в светской школе традиционных религий по выбору семьи учащегося реализуется во многих странах, поэтому такой результат был вполне ожидаем. В практическом плане остаются актуальными вопросы подготовки учебно-методического обеспечения и учителей по религиозным культурам во взаимодействии с религиозными организациями, их образовательными центрами, специалистами. Учителя сами должны быть носителями соответствующей духовно-нравственной культуры, традиции, а не трансляторами религиоведческих справочников. В последнем случае о каком-либо духовно-нравственном воспитании говорить не приходится.
В октябре 2011 года были подведены предварительные итоги эксперимента. Одобрена выполненная Министерством образования и науки РФ и другими участниками работа, отмечена позитивная роль преподавания религиозных культур и этики по выбору в духовно-нравственном воспитании школьников. Преподавание «новых предметов», как указано в соответствующем поручении Президента РФ Д. А. Медведева [6], теперь должно быть распространено на все регионы России. Кроме того, Министерством образования
Духовно-нравственное воспитание детей на основе религиозных ценностей и традиций по выбору их семьи в российской светской (государственно-общественной) школе осуществляется, но пока не является общедоступным, не обеспечено всем гражданам, развивается в основном в вариативной части школьной программы.
Российская гражданская идентичность — исторически подвижный феномен. Она складывается конкретно-исторически на основе правовых, политических и культурных норм, принятых в данный период большинством россиян, объединяющих их в одном государстве.
и науки РФ рекомендовано «проработать вопрос о преподавании комплексного курса в течение полного учебного года и на всех ступенях школьного образования» [8].
Целью гражданского воспитания в российской школе является формирование российской гражданской идентичности учащихся на основе общепринятых в стране норм и ценностей. В настоящее время совокупность этих норм и ценностей представлена, прежде всего, в Конституции России. Российская гражданская идентичность — исторически подвижный феномен. Она складывается конкретно-исторически на основе правовых, политических и культурных норм, принятых в данный период большинством россиян, объединяющих их в одном государстве. Общее гражданское воспитание учащихся в российской школе осуществляется, прежде всего, в процессе преподавания основных социально-гуманитарных дисциплин. Одним из условий реализации духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе выше была названа его непротиворечивость общему для всех школьников гражданскому воспитанию, общим гражданским ценностям и нормам. Развитие (возрождение) духовно-нравственного воспитания в российской школе ставит задачу согласования этой практики с общим, обязательным гражданским воспитанием.
В соответствии с подходом, основанным на изложенном выше понимании духовно-нравственного воспитания, такое согласование должно строиться по принципу обратной связи. Содержание программ духовно-нравственной направленности по религиозным культурам и этике не должно противоречить общим гражданским нормам и ценностям, должно поддерживать формирование российской гражданской идентичности, гражданской солидарности. С другой стороны, в социально-гуманитарном обра-
зовании как содержательной основе гражданского воспитания следует учитывать исторические и культурные ценности и традиции народов России, в том числе традиционных религий, оно также не должно им противоречить.
Задача согласования общего гражданского воспитания и воспитания школьников с учетом мировоззренческого и культурного самоопределения их семей успешно решается в светской школе всех современных светских государств, где преподаются традиционные религии и, как правило, альтернативный курс этики (этики и философии) по выбору семьи школьника. Например, в Германии имеется система такого согласования между светскими и конфессиональными структурами, учреждениями. «Вопрос утверждения образовательных программ религиозного воспитания и образования для светской школы предполагает совместную работу государственного и церковного управлений. Со стороны государства здесь участвует Министерство образования и культуры, со стороны Римско-католической церкви — Католический комиссариат (das Katholische Schulkommissariat)... Проекты образовательных программ, предназначенных для использования в светской школе, прорабатываются Католическим комиссариатом совместно с церковным Религиозно-педагогическим центром (Religionspadagogische Zentrum (RPZ)), выполняющим научно-педагогические и методические функции. Одновременно программы прорабатываются рабочей группой земельного Министерства образования и культуры во взаимодействии с государственным учреждением — Государственным институтом по определению качества образования и профессию» нальным исследованиям (Staatsinstitut für Schulqualität und Bildungsforschung (ISB)). Содержание подготовленных образовательных программ согласуют и утверждают между собой со стороны государства Государственный институт (ISB) и Религиозно-педагогический центр (RPZ)». С другой стороны, в
содержании учебного предмета «Гражда-новедение. Политическая жизнь» (аналог «Обществознания» в российской школе) учитываются мировоззренческие особенности религиозной части общества. «Учебник по основному, обязательному учебному предмету, играющему главную роль в формировании общих гражданских ценностей школьников, учитывает полимировоззренческий состав немецкого общества и не имеет никакой односторонней идеологической, в частности секулярной или атеистической, направленности. ...Гармоничная интеграция в содержание религиозных мировоззренческих и конкретных конфессиональных понятий, терминов позволяет говорить об учете интересов разных мировоззренческих групп в содержании этой базовой гуманитарной дисциплины» [3, с. 95—97, 113].
Аналогично реализуются школьные программы лютеран (евангелистов) и других конфессий. Понятно, что подобную систему согласования надо выстроить, организовать ее работу, постоянно корректировать. Но в современном полимировоззренческом и многокультурном обществе, если придерживаться демократических норм, только таким образом можно обеспечивать полноценное выполнение школой своих воспитательных функций.
Общее гражданское и вариативное духовно-нравственное воспитание в светской школе принципиально не соотносятся по признаку главного и второстепенного, более или менее важного.
ЛИТЕРАТУРА _
Государство как социальный институт заинтересовано, прежде всего, в гражданском воспитании детей и молодежи в общеобразовательной школе. Для человека, семьи, народов, религиозных общин, ценящих свою идентичность, таковым является духовно-нравственное воспитание. Соблюсти необходимый баланс можно, только если в системе образования, в школе как жизненном, педагогическом, воспитательном пространстве равноценны и равно важны обе эти практики воспитания. При переходе на ФГОС общего образования, разработке образовательной программы школы, планировании воспитательной деятельности необходимо учитывать, дифференцировать эти направления воспитания во всех составляющих учебно-воспитательной деятельности.
Возвращение в российскую школу духовно-нравственного компонента общего образования в полноценном объеме и качестве позволит в большей степени реализовать не только воспитательный потенциал школы как социального института, но и личностный потенциал педагогов. А в части общего гражданского воспитания — более тесно связать его с традиционной духовной культурой и моралью народов России, сделать более основательным и результативным.
Возвращение в российскую школу духовно-нравственного компонента общего образования в полноценном объеме и качестве позволит в большей степени реализовать не только воспитательный потенциал школы как социального института, но и личностный потенциал педагогов.
1. Апресян, Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / Р. Г. Апресян. — М. : Институт философии РАН, 1995.
2. Галицкая, И. А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. — 2009. — № 10.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // URL: http:// standart.edu.ru.
4. Князькова, Н. П. Гражданское и религиозное воспитание школьников в системе общего образования Германии : дис. ... канд. пед. наук / Н. П. Князькова. — М., 2011.
5. Метлик, И. В. Ценностное ядро гражданского воспитания /И. В. Метлик // Воспитание школьников. — 2011. — № 8.
6. Поручение Президента РФ Д. А. Медведева от 2.08.2009. Пр-2009 // URL: http://www.rusline.ru.