Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание будущего специалиста-медика в процессе изучения иностранного языка'

Духовно-нравственное воспитание будущего специалиста-медика в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ-МЕДИКИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / SPIRITUAL-MORAL UPBRINGING / FUTURE MEDICAL SPECIALISTS / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бороева Ольга Пурбоевна

Актуальность статьи обусловлена кризисом в духовно-нравственной сфере личности. Акцентируется внимание на значение дисциплины «Иностранный язык» в решении данной проблемы. С целью изучения роли иностранного языка в духовно-нравственном воспитании будущего специалиста была предпринята попытка выявления взаимосвязи уровня обученности языку и нравственного развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual-moral education of the future medical specialist in the process of foreign language learning

Topicality of the presented article is recognized in existence of crisis of spiritual-moral education of person. This article brings to focus foreign language in solutions of this problem. Results of questionnaires have allowed revealing level of language education and moral personal development of the future specialist.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание будущего специалиста-медика в процессе изучения иностранного языка»

2. Андреев Н.В. Формирование групп и работа с личным составом ОВД в особых условиях: метод. пос.. - М.: Академия МВД России, 1996. - 163 с.

3. Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации // Психология экстремальных ситуаций. -Минск: Харвест, 2000. - С. 39-50.

4. Вахов В.П. Особенности психического со-

стояния сотрудников органов внутренних дел, работающих в экстремальных условиях / В.П. Вахов, В.Н. Волков, И.В. Колос, Ю.В. Назаренко, Г.Б. Калманов. - М.: ГУК МВД РФ, 1992. - 101 с.

5. СтоляренкоА.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. -М: Академия МВД СССР, 1987. - 225 с.

УДК 378

Бороева Ольга Пурбоевна

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет

Olgaboroeva@mail.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА-МЕДИКА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Актуальность статьи обусловлена кризисом в духовно-нравственной сфере личности. Акцентируется внимание на значение дисциплины «Иностранный язык» в решении данной проблемы. С целью изучения роли иностранного языка в духовно-нравственном воспитании будущего специалиста была предпринята попытка выявления взаимосвязи уровня обученности языку и нравственного развития личности.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, будущие специалисты-медики, иностранный язык.

Значительные изменения в социокультурной жизни современной России, смена ценностных ориентиров актуализируют проблему духовно-нравственного воспитания будущих специалистов разных отраслей. Особенно значима эта проблема для подготовки будущих медицинских специалистов, поскольку данная профессия по своей сущности относиться к числу самых гуманных.

Большую роль в формировании нравственного облика профессионалов в области медицины играют предметы гуманитарного цикла, в состав которых входит иностранный язык. Изучение данной дисциплины дает возможность решить ряд функциональных задач, являющихся неотъемлемой частью квалификации специалиста. Значение иностранного языка позволяет получать новые знания по своей специальности, знакомиться с новыми технологиями, обмениваться опытом с зарубежными коллегами и т.д. Владение иностранным языком составляет основу ключевых информационно-коммуникативных компетенций, определяющий общий культурный уровень субъектов профессиональной деятельности.

Вместе с тем, изучение иностранного языка -особая область духовного развития личности. На данный аспект обращал внимание ещё К.Д. Ушин-ский. Он считал, что изучение иностранных язы-

ков имеет несколько целей: ознакомление с литературой того народа, язык которого изучают; логическое развитие ума; коммуникативное общение с носителями языка; знакомство с духовно-нравственной культурой стран изучаемого языка в целом [1, с. 118-121].

Н.И. Пирогов, будучи представителем естественных наук, особое значение в становлении личности отводил гуманитарным наукам. Он отмечал, что гуманитарное образование не случайно так названо, дух гуманизма, его идеи пронизывают все эти дисциплины. Поэтому, с его точки зрения, именно гуманитарное образование должно предшествовать специально профессиональному. По его мнению, иностранный язык оказывает влияние на развитие духовности в личности. Он утверждал, что изучение языков, само по себе уже достаточно образует и развивает дух человека, подготавливая его к восприятию всех возможных нравственных и научных истин. Так, в статье «Школа и жизнь» Н.И. Пирогов пишет: «... Для чего же спорить, хлопотать и теряться в недоумениях, что полезнее вашему сыну - учиться ли по-латыни и по-гречески, или по-французски и по-английски? Поверьте, в руках дельного педагога и древние, и новые языки, и все предметы общечеловеческого образования не останутся без пользы для развития умственных способностей. Посредством ли изучения древних языков и ма-

© Бороева О.П., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

77

тематики, или посредством новых и естествознания совершится общечеловеческое образование вашего сына, - все равно, лишь бы сделать его человеком» [1, с. 26].

Эти убеждения знаменитого врача и педагога получили современную интерпретацию в работах Ш.А. Амонашвили. Он полагает, что изучение любого языка как духовного организма само по себе уже благоприятно действует на развитие духа. Являясь органическим созданием человеческого духа, язык имеет способность научить человека понимать самого себя. В этом отношении язык всегда был и остается величайшим наставником человечества [1].

Освоение иностранного языка связано не только с овладением и запоминанием форм выражения языка, его лексико-грамматических особенностей. Проникновение в глубину смысла слова порождает внутреннюю работу и становится фактом развития духовности в человеке. В этом контексте изучение языка представляет собой сложный культурологический процесс, ведущим механизмом которого выступает диалог.

В отечественной и зарубежной философско-психологической литературе достаточно глубоко исследовалось влияние диалога на порождение смысла. М.М. Бахтин, подчеркивая диалогический характер смысла, обращал внимание на то, что он является итогом непрерывного «вдумы-вания», ответом на вопросы, субъектом же и поставленные [4]. В.В. Налимов отмечал, что активно участвуя в раскрытии смыслов, «человек расширяет и гармонизирует смысловую ткань своей собственной личности.» [10, с. 250-251].

На генерализирующую роль смыслов в духовной жизни человека указывали отечественные философы (Е.Н. и С.Н. Трубецкие, Н.О. Лосский,

Н.А. Бердяев и другие).

В процессе диалога и познания смыслов другого осуществляется процесс смыслов взаимного проникновения друг в друга, движение навстречу друг другу, сопереживание другому, признание его как ценности (В. Дильтей, М. Бубер, К. Ясперс и другие) [7].

Поиск смысла в диалоге, как отмечал М.М. Бахтин, - явление ненасильственное, естественное, сопровождающееся положительными эмоциями, совместным поиском истины, основа взаимоуважающего общения. Таким образом, смыслопоисковая деятельность, имеющая место в ходе изучения языка (в том числе иностранно-

го) является фактом становления «диалогичной» личности, способной в первую очередь вести внутренний диалог с самим собой. Ученые считают, что именно открытость к самому себе способно порождать духовность в человеке. При этом самопознание себя открывает возможность понимания другого и, соответственно, отношения к нему как ценности [12].

Механизм диалога как фактора становления духовного мира личности в процессе изучения иностранного языка имеет еще один важный аспект, который был детально проанализирован и раскрыт в работах В.С. Библера. Он изучал этот вопрос в контексте диалога эпох и культур. Исследователь называет этот вид диалога способом гуманитарного мышления, позволяющим реализовать коммуникативные процессы [5].

С точки зрения Ю.М. Лотмана, в подобном диалоге происходит взаимодействие культур, способствующее самопознанию своей культуры, усиления себя и продуцирование новых смыслов [9].

Таким образом, учитывая диалогическую природу человека, ее открытый, становящийся характер, как об этом свидетельствуют труды А.Г. Асмолова, М.М. Бахтина, В.С. Библера, Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, Л.Н. Куликовой и других, изучение языка, становление «языковой личности» реализует в человеке потребность стать духовной личностью [6].

Мысль о значимости иностранного языка как средства духовного становления личности прослеживается у известных методистов по иностранным языкам С.С. Артемьевой и Е.И. Пассова. С их точки зрения, изучение иностранного языка располагает богатейшими возможностями для осуществления эстетического и нравственного воспитания, поскольку нет ни одной серьезной жизненной проблемы, которая бы не затрагивалась при обсуждении на уроках иностранного языка. Технологии коммуникативного обучения дают возможность выявить в каждой из проблем ее нравственный аспект, обратиться к воспитанию чувств интернационализма, патриотизма, уважительного отношения к людям, бережливого отношения к природе, гуманизма, чувства дружбы, правового сознания, потребности в прекрасном, эстетического вкуса, культуры умственного труда [2, с. 11-12; 19].

Согласно С.Г. Тер-Минасовой, иностранный язык отражает окружающий мир и культуру.

Язык - это орудие культуры: он формирует человека, определяет его поведение, образ жизни, мировоззрение, менталитет, национальный характер, идеологию, личность носителя языка. При этом, как правило, человек не отдает себе отчета о той активной роли, которую язык играет в формировании его (человека) характера, поведения, отношения к жизни, отношения к людям, роли и места в обществе [13, с. 29-30].

Роль иностранного языка как важного средства духовно-нравственного воспитания учащихся исследуется учеными и в мировой педагогической науке. Если мы обратимся к зарубежному опыту, то здесь заслуживает внимания направление Whole Language «Язык как целое». Оно позволяет обучающемуся проявить свою активность и индивидуальность, способствует его социальной адаптации, самоопределению и эмоциональному самовыражению. Гуманистический смысл, заложенный в содержании этой программы, имеет своей целью развитие способностей, мышления, практических и коммуникативных навыков учащихся, их самостоятельности. Данное направление обучения языку завоевало большую популярность у работников образования в США как гуманистическая, центрированная на учащемся философия образования. Этот термин впервые стал употребляться в Новой Зеландии в середине 30-х годов прошлого века в методике обучения чтению в начальной школе. В США данное направление появилось в 60-е годы XX века и позднее переросло в целое движение учителей-практиков, превратившись в 80-е годы в философию обучения и образования. Наибольшее распространение в США философия программы «Язык как целое» получила в 90-е годы, когда она стала основой организации обучения английскому языку на среднем и старшем этапах общего образования, в обучении взрослых и в обучении тех учащихся, для которых английский язык не являлся родным.

Педагогический аспект программы «Язык как целое» предполагает понимание учителем того, что учащиеся овладевают знаниями лучше, если активно участвуют в учебном процессе, сотрудничают друг с другом. Так как обучение протекает в русле социального контекста, учащиеся получают возможность учиться друг у друга. Для этого при организации общения на занятии широко используется коллективная учебная деятельность: фронтальная («мозговые штурмы», зада-

ния на антиципацию текста) и групповые (обсуждение проблемных вопросов, групповые проекты и их презентация). В исследованиях философии «Язык как целое» выделяют следующие принципы: социальный характер построения знания; аутентичность языка (чтение оригинальной литературы, письмо должно быть направлено на определенного адресата); центрирование на учащемся. Использование принципов направления «Язык как целое», возможны при подготовке будущих специалистов, поскольку они усиливают личностную, развивающую и коммуникативную направленность образования [8].

Каждый человек, попадая в профессиональную сферу, по-мнению С.Л. Новолодской, включается в систему межличностных отношений и от умения правильно вести себя в той или иной ситуации во многом зависит успех его дальнейшей профессиональной деятельности [11, с. 29].

Целями и задачами обучения иностранному языку в неязыковых учреждениях являются чтение оригинальной литературы по специальности в пределах усвоенного языкового материала, понимание иноязычной речи на слух, умение вести беседу в пределах изученной тематики.

Итак, изучение иностранного языка в неязыковых учреждениях является неотъемлемой частью не только профессионального образования, но и развития внутренней духовной культуры личности.

Анализ философских, психолого-педагогичес-ких и методологических трудов дает основание предположить о возможном соответствии уровня познания языка и его влияния на духовно-нравственное становление будущих специалистов.

С целью исследования этой проблемы в Читинском медицинском колледже проводился опрос студентов по анкете, предложенной И.В. Ба-рынкиной [3]. Вопросы анкеты предполагали выяснение глубины освоения студентами иностранного языка. Обработка анкеты осуществлялась по ключу, который определял общий уровень обученности по иностранному языку (низкий, средний, высокий).

В исследовании принимали участие студенты

1, 2, 3 курсов сестринского отделения. Результаты анкетирования показали процентное соотношение по уровням. Низкий уровень обученности иностранному языку на 1 курсе составил 54%, на 2 курсе - 34%, наконец, на 3 курсе - 31%. Средний уровень - по 1 курсу - 42%, по 2 курсу - 60%, по

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

79

3 курсу - 63%. Высокий уровень обученности по курсам представлен следующим процентным соотношением: 4%, 6%, 6% соответственно.

Полученные результаты по уровням характеризуют преобладание среднего показателя обученности языку, при этом наблюдается положительная динамика усвоения студентами дисциплины «Иностранный язык» от младшего курса к старшему.

С целью усиления роли иностранного языка в духовно-нравственном воспитании будущего специалиста нами был разработан элективный курс «В мире людей». Задачами данного курса являются: формирование заинтересованности к языку, воспитание чувства гуманизма, бережного отношения к жизни, приобщения к мировому культурному наследию. Лекционные и практические занятия курса включают различные темы: «Речевая культура как средство воспитания будущих специалистов-медиков», «Распространение английского языка в мире», «Культура англоязычных стран», «Роль культуры в становлении личности студента-медика», «Великие врачи-гуманисты», «Культурно обусловленные ритуалы общения» и т.д. Для достижения эффективности обучения предлагаются игры (деловые, ролевые, ситуационные), просмотр фильмов, написание сочинений, творческих заданий, тестов, опросников.

Таким образом, формирование личности будущего профессионала - сложный, многогранный процесс, который осуществляется через совокупность разных дисциплин, в том числе и иностранного языка. Его изучение не должно сводиться только к приобретению знаний, формированию сугубо учебных умений и навыков. Необходимо смещение акцентов в сторону специалиста как носителя высокой нравственной культуры.

Библиографический список

1. Антология гуманистической педагогики. Ушинский К.Д. / сост. Г. Д. Глейзер, А.Ф. Иванов. -М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1998. - 224 с.

2. Артемьева С.С., Пассов Е.И. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. - М.: Просвещение, 1993. -127 с.

3. Барынкина И.В. Педагогические условия развития способностей школьников к изучению иностранных языков на начальном этапе обучения (на материале английского языка): Дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 1999. - 188 с.

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.

5. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в ХХ век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.

6. Братусь Б. С. Смысловая сфера личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - 427 с.

7. Бубер М. Два образа веры. - М. :ООО АСТ, 1999. - 592 с.

8. Винокурцева И.Г. Whole language («Язык как целое») - современная гуманистическая философия образования и обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 1.

9. Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб.: Искусство, 2000. - 704 с.

10. Налимов В.В. Разбрасываю мысли. В пути на перепутье. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. -344 с.

11. Новолодская С.Л. Формирование у студентов неязыкового вуза профессиональной мобильности средствами учебного пособия по иностранному языку: монография. - Чита: ЗИП СибУПК, 2006. - 143 с.

12. РоговаА.В. Проблема свободы как системообразующего качества человека культуры в философско-педагогической мысли русского зарубежья (первая половина ХХ века) // Вестник Бурятского государственного университета. -

2003. - Выпуск 10: Педагогика. - С. 33-41.

13. Современные теории и методики обучения иностранным языкам. / под общ. ред. Л.М. Федоровой. - М.: Издательство Экзамен,

2004. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.