Научная статья на тему 'Модель профессионально-речевой подготовки будущего учителя иностранных языков в рамках реализации культуросообразной парадигмы'

Модель профессионально-речевой подготовки будущего учителя иностранных языков в рамках реализации культуросообразной парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / TEACHER / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / FOREIGN LANGUAGES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ / PROFESSIONAL SPEECH / КУЛЬТУРОСООБРАЗНАЯ ПАРАДИГМА / CULTURE BASED PARADIGM / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умеренков Сергей Юрьевич

Статья посвящена проблемам профессионально-речевой подготовки будущих учителей иностранных языков с точки зрения реализации культуросообразной парадигмы, образования в вузе. Автор предлагает модель повышения эффективности данной подготовки, которая ориентирована на культуру как содержание иноязычного образования и касается основ духовно-нравственного развития будущего учителя иностранных языков. В статье приводится подробный анализ проблемы становления культуры как содержания образования в России и за рубежом, анализируются международные документы и концепции образования. Автор подробно описывает ключевые принципы и подходы к профессионально-речевой подготовке будущих учителей иностранного языка, а также касается проблем глобализации, универсализации и информатизации, которые могут по-разному влиять на иноязычное образование и роль духовно-нравственного развития личности профессионала в сфере преподавания иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PROFESSIONAL AND SPEECH TRAINING FOR TRAINING FUTURE TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES IN THE FRAMEWORKS OF CULTURE-BASED PARADIGM

The article deals with challenges concerning the professional and speech training of future teachers of foreign languages regarding the realization of cultural based paradigms of education at the University. Such challenges occur due to a popular nowadays cultural paradigm integrated in new standards of teachers' training. The author suggests a model which can raise the efficiency of teachers' training. The model focuses on culture as a foundation for future foreign language teachers' education in its close integration with the principle of personal moral development. The article states the importance of culture-based approach as the main model for teaching foreign languages both in Russia and abroad in relation to official international regulations in TFL field. The author describes key principles and approaches to professional speech development of future teachers of foreign languages, touching upon the educational challenges of globalization and IT development which can have both positive and negative influence on teaching foreign languages as well as on personal development of teachers and their students in a foreign language classroom.

Текст научной работы на тему «Модель профессионально-речевой подготовки будущего учителя иностранных языков в рамках реализации культуросообразной парадигмы»

УДК 371.011 ББК 74.200.507

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРОСООБРАЗНОЙ ПАРАДИГМЫ

С.Ю. Умеренков

Аннотация. Статья посвящена проблемам профессионально-речевой подготовки будущих учителей иностранных языков с точки зрения реализации культуросообразной парадигмы образования в вузе. Автор предлагает модель повышения эффективности данной подготовки, которая ориентирована на культуру как содержание иноязычного образования и касается основ духовно-нравственного развития будущего учителя иностранных языков. В статье приводится подробный анализ проблемы становления культуры как содержания образования в России и за рубежом, анализируются международные документы и концепции образования. Автор подробно описывает ключевые принципы и подходы к профессионально-речевой подготовке будущих учителей иностранного языка, а также касается проблем глобализации, универсализации и информатизации, которые могут по-разному влиять на иноязычное образование и роль духовно-нравственного развития личности профессионала в сфере преподавания иностранных языков.

Ключевые слова: учитель, иностранные языки, профессиональная речь, культуросообразная парадигма, нравственность.

149

MODEL OF PROFESSIONAL AND SPEECH TRAINING FOR TRAINING FUTURE TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES IN THE FRAMEWORKS OF CULTURE-BASED PARADIGM

S.Yu. Umerenkov

Abstract. The article deals with challenges concerning the professional and speech training of future teachers of foreign languages regarding the realization of cultural based paradigms of education at the University. Such challenges occur due to a popular nowadays cultural paradigm integrated in new standards of teachers' training. The author suggests a model which can raise the efficiency of teachers' training. The model focuses on culture as a

foundation for future foreign language teachers' education in its close integration with the principle of personal moral development, The article states the importance of culture-based approach as the main model for teaching foreign languages both in Russia and abroad in relation to official international regulations in TFL field, The author describes key principles and approaches to professional speech developmen t of future teachers of foreign languages, touching upon the educational challenges of globalization and IT development which can have both positive and negative influence on teaching foreign languages as well as on personal development of teachers and their students in a foreign language classroom.

Keywords: teacher, foreign languages, professional speech, culture based paradigm, moral.

Долгое время в отечественном (после распада СССР) и зарубежном образовании главный акцент профессиональной подготовки будущих учителей, и в особенности учителей иностранных языков, делался на знаниецентрическую парадигму образования. Однако на деле оказывалось, что хороший багаж знаний н умений, сформированных и развитых в рамках предметной подготовки, не мог полностью удовлетворить потребности рынка труда н общества.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было сказано: «Духовное единство народа н объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой стра-

нице нашей отечественной истории». После подобных выступлений главы государства российские CMII и общественные организации стали значительно больше говорить о проблемах культуры, базовых национальных ценностей.

В докладе ЮНЕСКО 3 "Intercul-tural Competences: Conceptual and Operational Framework", опубликованном в 2013 г., культуре (и в первую очередь межкультурным компетенциям) уделено особое внимание. В данном докладе формулируются принципы н цели межкультурного образования, перекликающиеся с Декларацией прав человека, которая гласит, что одной нз целей образования является «обеспечение взаимопонимания, толерантности и дружбы между всеми нациями, расовыми и религиозными группами». В результате подобных сдвигов в общественной, научной н политической областях, сегодня на разных ступенях образования в РФ н за рубежом все активнее пропагандируется культурологический подход к обучению.

Для нашей страны акцент на культуру как содержание образова-

ния далеко не нов. Еще в начале XX века о культуре как диалоге и ключевой роли культуры для страны писал великий русский философ М.М. Бахтин. В конце 1980-х и начале 1990-х гг. о роли культуры в обществе н образовании писал советский философ B.C. Бнблер, а концепцией культурологического подхода в образовании еще в 1970-е гг. прошлого века занимались И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Проблемой места и роли культуры в педагогической профессии занимались также B.JI. Бенин, М.А. Верб, Д.С. Лихачев и др. В методике преподавания иностранных языков своими идеями в этой области знаменит доктор педагогических наук, профессор, основатель Липецкой методической школы Е.И. Пассов.

Культура определяется философами как совокупный способ и продукт человеческой деятельности (Э.С. Маркарян, М.С. Каган). Именно культура во всех ее проявлениях должна стать содержанием профес-сионально-речевой подготовки будущего учителя иностранных языков. Через речь учителя происходит восприятие учениками нового материала и приобщение учащихся к знаниям. Посредством своего вербального поведения учитель может мотивировать учащихся к деятельности, достижению новых вершин, познанию н развитию.

Культура должна стать основой новых учебников и учебных пособий для вузов н школ как первоочередных мест социализации гражданина в обществе. Говоря об этом в своей книге «Методика как теория и технология иноязычного образования», Е.И. Пассов заявляет, что соцналиц

зация человека является культуро-сообразным процессом. Социализируясь в иноязычной среде и изучая иностранный язык, любой обучающийся, прежде всего, должен овладеть «портретом национальной культуры; познать, понять и принять ее можно только через языковой образ» [1, с. 190].

Языковые образы как часть содержания иноязычного образования необходимы для практической реализации культурологической парадигмы в профессионально-речевой подготовке будущего учителя иностранных языков. Именно избыточное накопление образов коммуникативного поведения в различных ситуациях в процессе обучения может являться основой для построения соответствующего курса в рамках профессиональной подготовки будущего учителя иностранных языков в вузе.

В данной статье предпринимается попытка представить эффективную модель профессионально-рече-вой подготовки будущего учителя иностранных языков (Схема).

Целью в модели является эффективная професснонально-рече-вая подготовка будущего учителя пностр анного языка. Результатом стремления к такой цели станет учитель иностранного языка с высоким уровнем профессионально-речевой культуры. Содержанием выступают факты и образы культуры родного народа, народов стран изучаемого языка, мировой культуры.

Кроме уже принятых и обоснованных в методике принципов функциональности, речемыслительной активности, новизны, индивидуализации, ситуативности и принципа взаимосвязанного овладения всеми видами

речевой деятельности (E.II. Пассов), в рамках нашего исследования необходимо обратиться к новому принципу духовно-нравственной доминанты.

Принцип духовно-нравственной доминанты вытекает из культуры как содержания иноязычного образования. Именно духовно-нравственное воспитание как основной инструмент становления личности, гражданина н патриота своей страны является движущей силой всех остальных процессов. Концепция духовно-нравственного развития н воспитания личности гражданина России определила цели и задачи воспитания в образовательных учреждениях. В связи с этим небезынтересным представляется взглянуть на трактовку в ней ключевых для данного принципа понятий.

Духовно нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество [2].

Следует отметить, что на данный момент концепция духовно-нравственного развития н воспитания внедряется в школах, однако воспитательный процесс не настолько отчетливо можно проследить в вузах. Заблуждение о том, что студент уже является сформированной личностью н повлиять на его характер нельзя, прочно закрепилось в умах

многих преподавателей. Однако не стоит забывать, что личность это многостороннее явление, и ее профессиональная сторона закладывается именно в высшей школе, а влияние профессии на характер человека сомнению не подвергается. Учитель без четких профессиональных и духовно-нравственных ориентиров учит иностранному языку и иностранной культуре, не оглядываясь на ценности культуры собственного народа, не обращая внимания на личностную, семейную и социальную культуру ученика в классе, не выходя за рамки учебных знаний и навыков.

В данной статье употребляется термин «иноязычное образование» (Е.И. Пассов), так как дисциплина «иностранный язык» является мощным инструментом не только учения, но н воспитания, развития и познавательной деятельности ученика, в то время как обучение замкнуто только на учебном аспекте и не влияет напрямую на личность учащихся. Поэтому реализация принципа ду-ховно-нравственной доминанты процесса иноязычного образования должна быть одной из основных целей в профессионально-речевой подготовке любого педагога, и, в частности, учителя иностранных языков.

Средства модели основываются на принципах снстемно-деятель-ностного подхода. Процесс подготовки будущего учителя иностранных языков немыслим без технических средств обучения, учебно-методиче-ских комплектов и авторских разработок педагогов, обеспечивающих принцип индивидуализации образования. Нельзя не отметить и роль активной социальной, проектной и

Содержание: культура родного народа, культура народов стран изучаемого языка, мировая культура

Принципы: функциональности, речемыслительной активности, новизны, индивидуализации, ситуативности и принципа взаимосвязанного овладения всеми видами речевой деятельности, духовно-нравственной доминанты.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ

Цель - эффективная профессионально-речевая подготовка будущего учителя иностранного языка

Средства: ТСО, УМК и авторские учебно-методические материалы, проектная деятельность, социально-значимая деятельность, патриотическая деятельность

Условия: избыточное накопление духовно-нравственных профессионально-речевых образов, непрерывное профессионально-педагогическое взаимодействие обучающихся, создание позитивной и творческой среды образования, практикоориентированность всех видов деятельности, высокий уровень социализации студента

Результат: учитель иностранного языка с высоким уровнем профессионально-речевой культуры

Схема. Модель профессионально-речевой подготовки будущего учителя иностранных языков

патриотической деятельности студентов, в рамках которой реализуются накопленные на занятиях знания, навыки н умения, закрепляются ду-ховно-нравственные понятия.

Обратимся к условиям реализации процесса профессиональной подготовки на основе культурологической парадигмы.

1. Избыточное накопление духов-но-нравственных профессионально-речевых образов. Особо подчеркнем

слово «избыточное». Несмотря на то, что подготовить студента ко всему, что произойдет в педагогическом процессе, невозможно, очевидно, что чем больше у него в запасе речевых моделей поведения, тем меньше риск возникновения конфликтных ситуаций в классе, неадекватной реакции учителя на поведение учеников. Избыточное накопление подобных образов вербального и невербального поведения учителя в профессиональных си-

туациях общения может существенно облегчить формирование индивидуального стиля профессиональной речи будущего учителя иностранных языков.

2. Непрерывное профессионально-педагогическое взаимодействие обучающихся, Несмотря на то, что данное взаимодействие уже подразумевается в самом направлении подготовки н в прописанных в стандарте областях профессиональной деятельности, на практике студенты языкового факультета, реализующего направление «Педагогическое образование», не всегда чувствуют педагогический вектор усваиваемых знаний, не всегда разыгрывают ситуации педагогического взаимодействия на занятиях и редко дают пси-холого-педагогическую оценку деятельности своих сокурсников и будущих коллег.

3. Создание позитивной и творческой среды образования для реализации диалога культур и повышения мотивационно-ценностной составляющей профессиональной подготовки. Для выполнения этого условия необходима интеграция как личностных, так н профессиональных качеств преподавателя на занятии. Для скорейшего установления контакта со студентами, преподаватель должен восприниматься ими как модель для поведения, как неиссякаемый источник тех профессионально-речевых образов, которыми они должны овладеть.

4. Практ икоориентированност ь всех видов деятельности (учебной, научно-исследовательской, культурно-просветительской). Уже с первого куром студент должен чувствовать связь со школой н с детьми, помогая

учителям н связанным со школой преподавателям в организации кружков, внеклассных мероприятий, подготовке и проведении занятий, работе с нормативными документами. Для реализации данного условия особенно удобен ФГОС прикладного бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» из-за большого количества часов на практику в образовательных учреждениях.

5. Высокий уровень социализации студента в процессе профессиональной подготовки в рамках заданной модели. Под социализацией понимается усвоение человеком социального опыта в процессе образования н жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений [2].

Реализация целей, условий и принципов возможна только в общении, которое понимается как «социальный процесс, в котором происходит обмен опытом, способами деятельности, умениями и навыками, результатами деятельности, воплощенными в материальную и духовную культурр> [1, с. 389]. Если быть более точным, то на уроке иностранного языка должна быть конкретная форма общения — диалог культур, под которым понимается не только взаимодействие родной и иноязычной культуры, но и личностных культур учеников, учителя, родителей и всех других участников образовательного процесса. Учитель, передавая опыт своей деятельности, знания и умения, ведет диалог культур на разных уровнях взаимоотноше-

ний с учениками в классе, влияя на формирование нх личности и стремясь к взаимопониманию.

Последнему должно уделяться особое внимание, так как понимание, выступающее во взаимодействии своей структуры и контекстов, является основным методом познания с позиций концепции диалога культур, в отличие от объяснения. «При объяснении — только одно сознание, один субъект; при понимании — два сознания, два субъекта... Понимание всегда диалогично» [3, с. 289-290].

Представляется, что организация всех звеньев профессионально-речевой подготовки будущего учителя иностранного языка может привести к повышению ее эффективности и обеспечить квалифицированными кадрами сферу образования в условиях проводимых в ней изменений.

СПИСОК источников И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пассов, E.II. Методика как теория и технология иноязычного образования [Текст] / Е.И. Пассов. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010.-Кн. 1.- 543 с.

2. Даналюк, А.Я. Концепция духовно-нрав-ственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Да-нилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009. - 23 с.

3. Бахтин, А/.А/. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1979. - 412 с.

REFERENCES

1. Passov E.I., Metodika как teorija i tehnologi-ja inojazychnogo obrazovanija, Elets, EGU im. I.A. Bunina, 2010, Vol. 1, 543 p.

2. DaniljukA.Ja., Kondakov A.M., Tishkov VA., Koncepcija duhovno-nrctvstvennogo razviti-ja i vospitanija lichností grazhdanina Rossii, Moscow, Prosveshhenie, 2009, 23 p.

3. Bahtin M.M., Jestelika slovesnogo tvorchest-va, Moscow, Hudozhestvennaja literatura, 1979,412 p.

Умеренков Сергей Юрьевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков, Курский государственный университет, sergeyumerenkov@mail. ru UmerenkovS.Yu., PhD in Pedagogy, Head of Teaching Foreign Languages Methodology Department, Kursk State University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.