Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА: ДЕГРАДАЦИЯ ОСНОВ И ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА: ДЕГРАДАЦИЯ ОСНОВ И ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
139
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человек / общество / современный мир / реальность / нравственность / духовность / прогресс / кризис / религия / man / society / modern world / reality / morality / spirituality / progress / crisis / religion
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА: ДЕГРАДАЦИЯ ОСНОВ И ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

Сейдуманов С. Т.

д.соц.н., профессор, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, генеральный директор

Института философии, политологии и религиоведения Министерства науки и высшего образования Республики

Казахстан

Косиченко А.Г.

д.филос.н., профессор, гл.н.с. Института философии, политологии и религиоведения Министерства науки и

высшего образования Республики Казахстан

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА: ДЕГРАДАЦИЯ ОСНОВ И ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ1

Ключевые слова: человек, общество, современный мир, реальность, нравственность, духовность, прогресс, кризис, религия.

Keywords: man, society, modern world, reality, morality, spirituality, progress, crisis, religion.

Стратегия развития государства в современных условиях, причем стратегия реальная, а не умозрительная, для своего построения требует выполнения очень многих условий, которые и делают эту стратегию возможной. В перечень таких условий входят и наличное положение страны, и сопутствующие обстоятельства, и средства их преодоления, и цели, на достижение которых направлена стратегия. И еще много чего иного. Например, чтобы страна развивалась, необходима консолидация ее народа; а для консолидации необходимы общие ценности; ценности, вокруг которых и возможна консолидация. А как вычленить эти объединяющие общество ценности из многообразия ценностей, существующих в обществе и государстве? Тем более, что многие ценности, характерные для того или иного социального слоя, не принимаются другим социальным слоем, и не просто не принимаются, но отторгаются. Как найти ценности, которые были бы общими если не для всех слоев, то хотя бы для большинства их? Вот сколько препятствий на пути нахождения общих обществу ценностей. А ведь это, всего-навсего, малая часть проблем, которые необходимо решить для консолидации общества; к консолидации же не сводятся усилия по построению стратегии развития страны.

И еще. Как совместить национальные интересы, традиционные ценности, возможности развития, участие страны в мировых процессах без утраты суверенитета - все это надо совместить для разработки стратегии модернизации государства. Для решения всех этих проблем надо обладать творческим подходом. А для этого, в свою очередь, надо быть духовно развитым, так как знаний в этой сфере и умения двигаться в заданных парадигмах недостаточно.

Но духовно-нравственное состояние сообществ, обществ, государств, как и всего современного мира находится на низком уровне. Духовное и нравственное содержание современного человека (в массе своей) также минимально. Господствует мировоззрение, согласно которому современные ценности сосредоточены вокруг материального богатства, возрастающего потребления, денег, карьеры. В то время как с духовным связаны, в первую очередь, правда, дух, совесть, справедливость, милость, любовь, доброта. Где все это сегодня? Если и имеется, то в исчезающе малых количествах где-то на периферии общества, в маргинальных слоях. Произошел тотальный отказ от нравственности и духовности, причем практически во всех сферах жизни.

Как всегда в таких случаях можно сказать, что таков прогресс, и такова цена прогресса. С тем, что это прогресс, можно согласиться, ибо именно прогресс привел человечество к тому печальному состоянию, в котором оно теперь находится. Да, это прогресс, просто ранее люди верили в него, ожидали от него благ, а сегодня воочию видят, к чему он привел. Н. Бердяев около ста лет тому пророчески сказал в отношении техники следующие слова: «Современный человек верит в могущество техники, машины, иногда кажется, что это единственное, во что еще верит... Головокружительные успехи техники в нашу эпоху есть настоящее чудо греховного природного мира. Человек потрясен и подавлен могуществом техники, перевернувшей всю его жизнь. Человек сам ее создал, она продукт его гения, его разума, его изобретательности, она детище человеческого духа. Человеку удалось расковать скрытые силы природы и использовать их для своих целей, внести телеологический принцип в действие сил механико-физико-химических. Но овладеть результатами своего дела человеку не удалось. Техника оказалась сильнее самого человека, она подчинила его себе. Техника есть единственная сфера оптимистической веры современного человека, самое большее его увлечение. Но она же приносит человеку много горечи и разочарований, она порабощает человека, ослабляет его духовность, угрожает ему гибелью. Кризис нашего времени в значительной степени порожден техникой, с которой человек

1 Статья подготовлена в рамках финансирования КН МНВО РК (Грант № АР09260036 «Светские и религиозные ценности в современном Казахстане: взаимодействие и влияние на политику РК в сфере религии»).

не в силах справиться. И это кризис прежде всего духовный»1. Прогресс не сопровождался духовным развитием человека, наоборот прогресс по сути своей оказался антидуховным процессом, и вот теперь мы столкнулись с тем, что человек утратил духовность и не приобрел ничего взамен, ибо «блага цивилизации» на поверку оказались пустышкой, краткосрочным комфортом, за который приходится платить непомерную цену потери смысла жизни. Помимо этого, технологический прогресс на атеистических мировоззренческих основаниях много способствовал секуляризации обществ и государств.

Из горизонта жизни человека ушла духовная составляющая, которую свели в лучшем случае к культуре и, отчасти, к нравственности. Такая ситуация стала результатом апостасии и отказа от глубинных измерений человека. Массовое безверие стало следствием секуляризации, а сама секуляризации стала возможной в условиях падения веры в возвышенные измерения бытия. Процесс, тем самым, поддерживает сам себя. В совокупности все эти процессы идут как бы естественно, сами собой, и не всегда удается рассмотреть их внутреннюю энергетику.

Современность и глобализация, как центральный ее процесс, явным образом демонстрируют пренебрежение к человеку, несмотря на заявленную приверженность правам человека. Права человека сознательно выставлены в качестве абсолютного приоритета современности, так как эти права являются витриной лжи: истинного, развитого, духовного человека творцы современного мира не переносят «на дух», права такого человека попираются, а вот права человека сдавшегося, греховного, выставляются напоказ, защищаются остервенело, так как именно такой человек и нужен новому мировому порядку. И все это осуществляется под флагом дальнейшего углубления демократии и торжества либерализма. «Экономическая основа демократии - финансовый, спекулятивный капитал. Это им сконструирована современная бездуховная "технологическая" цивилизация, в которой человек лишается последних остатков совести и душевного здравия, превращаясь в полу-животное-полу-механизм, безличный винтик в гигантской машине, имеющей единственную всепоглощающую цель: деньги, деньги, деньги... Под сладкий убаюкивающий говорок об удовлетворении "естественных" потребностей человека эта демократическая "цивилизация" насаждает культ насилия и разврата, терпимость ко злу и извращениям человеческого естества. Грехи и страсти падшего человека раздуваются до невероятных размеров, сознательно стимулируются и становятся источником бессовестной, бесчестной наживы. Лозунги такой цивилизации - "Все на продажу!", "Обогащайтесь!", "Живем один раз!" и им подобные - разъедают общественную мораль, в народе происходит распад национального самосознания, государство криминализируется, опутыва-ется всепроникающими мафиозными связями и - неотвратимо движется к распаду»2. Человек при этом деформируется в самых существенных своих измерениях.

Современный обычный человек не может влиять на принятие значимых для судеб стран и мира в целом решений, мировой элитой прилагаются гигантские усилия, чтобы сделать человека абсолютно пассивным. Идет посягательство на сущность человека - быть ответственным творцом своей жизни. Те горизонты развития, которые процессы современности оставляют человеку, примитивны и, в основном, негативны. Человек (чем дальше, тем более) под влиянием глобализации унифицируется, утрачивает личностную специфику, при этом предает себя, выступает противником глубокобытийственного многообразия, которое является условием обретения человеком своей сущности. Личностное содержание человека вообще становится обременительным и для человека современного мира, и для общества, в котором он существует. Человек ощущает себя ненужным, заброшенным, как никогда ранее чуждым реальности, которую он и породил. «Такова новая реальность. Она еще не совсем лишена человеческих измерений, но они на грани исчезновения. И в самом ближайшем времени для того, чтобы человеку существовать в этой новой реальности, ему придется полностью отказаться от нравственности, от позитивной духовности, от каких-то бы ни было человеческих качеств, от всего того, что еще недавно составляло сущность человека. Лишение человека всех этих измерений будет осуществляться по двум основным направлениям. Первое - его унификация, обезличение, кодификация, полнейшая цифровизация всего спектра его деятельности. И второе - трансгуманизация человека: буквальное внедрение информационно-технологических элементов в естественно-биологическую природу человека, в его телесную форму; замена сначала отдельных органов его тела на искусственные, а затем и полная замена органики человека на искусственное существо, в котором от человека не останется ничего. Работа по этим направлениям идет полным хо-

3

дом» .

Далеко не случайно на первых порах навязывания нам позитивного образа цифровизации вокруг нее было такое обилие неясностей. Посредством неясности всей ситуации с «цифрой» и агрессивности адептов цифровизации, в короткий срок во многих странах удалось протолкнуть целый ряд программ, реализация которых - как сейчас становится все более понятно - ведет к реализации трансгуманистической идеологии и, более широко, - античеловеческой платформы будущего. «Цель трансгуманистов - преодолеть человеческую природу для достижения качественно нового состояния - «нового тела» и «нового интеллекта» либо путём большого числа изменений в самом человеке, либо в

4

результате создания искусственного существа» .

1 Бердяев Н. Духовное состояние современного мира // Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. - Харьков: Фолио; Москва: АСТ, 2002. - (Вершины человеческой мысли). - С. 659.

2 Митрополит Иоанн. Самодержавие духа // Митрополит Иоанн. Русская симфония. Очерки русской историософии. - СПб.: Царское дело, 2004. - С. 344-345.

3 Косиченко А.Г. Парадигмы новой реальности: какое будущее ожидает человека и общество // Современные вызовы и развитие образования в условиях новой реальности»: Сб. докл. междунар. научного конгресса (8-12 ноября 2021 года). В 2 частях. Ч. 1.- Усть-Каменогорск, 2021. - С. 9.

4 Четверикова О. Враг зашёл с тыла. - https://ruskline.ru/analitika/2015/03/14/vrag_zashyol_s_tyla/

Таким мыслится мировым элитам человек и его будущее. Как следствие, этот человек через систему социальных связей самым существенным образом меняет структуру и содержание общества. В таком обществе нарушаются процессы социализации, следовательно, общество не воспроизводится в своих традиционных, устойчивых, позитивных для общества характеристиках. Ускоряющимся темпом возрастает дифференциация в обществе, вплоть до расслоения полярного свойства. Каждый социальный слой живет в своей реальности, и тенденции такого рода нарастают. Нет общих для всего общества идей, или они предельно абстрактны, схематичны и не способны к реализации. В том же случае, когда некое подобие таких идей присутствует в обществе, то никто ими не руководствуется, не принимает в качестве своих. Общество теряет солидарность. Нет объединяющих людей общих ценностей. Имеются общие ориентации на деньги, на успех, на материальное благополучие, но назвать эти установки общими ценностями нельзя. О целостном самосознании такого общества говорить не приходится.

Тем самым имеет место унификация, уничтожение многообразия человеческого бытия, разложение глубинных основ человека и подмена его сущности. Разрушается и общество. Если глобальной элите удастся осуществить свои планы, то человек, каким он был во всей мировой истории до сегодняшнего дня, исчезнет. Почему исчезнет? Может мы преувеличиваем, и человек просто станет иным; ведь он всегда развивался (как принято считать), изменялся, и вот сегодня человек тоже, как и ранее, изменяется, только и всего. Что дает нам основание сказать, что человек, как мы его знаем, исчезнет? Он исчезнет, ибо, как бы ранее человек не развивался, он всегда какими-то своими гранями соответствовал своей сущности, а сегодня его принуждают в корне менять собственную сущность. Человек в доминирующих концепциях современности признан слабым, больным, неполноценным; отсюда делается вывод о необходимости и неизбежности достраивания его сущности до неких трансгуманистических норм, до человека-механизма, человека-робота, человека-матрицы. Об этой опасности для человечества предупреждали духовно чуткие старцы, провидцы. «Люди становятся похожими на роботов. Теряют способность к суждению. Через несколько лет рассуждать смогут только те, чья профессия связана с исследованием. Остальные станут как машины»1.

Наиболее яркие представители мировой элиты, выступающие ее рупором, рисуют еще более удручающую картину ближайшего будущего человечества. «Государственные образования ослабеют... Произойдут изменения в сфере здравоохранения, образования, безопасности, суверенитета. Появятся новые средства наблюдения за человеком - для измерения собственных показателей здоровья и контроля над их отклонением от нормы. Каждый будет сам себе доктор, преподаватель и контролер. ... Самоконтроль превратится в высшую форму свободы, а страх несоответствия нормам будет ее ограничивать. Прозрачность и открытость информации станет обязательной: люди, скрывающие свое происхождение, социальное положение, состояние здоровья или уровень образования, априори будут вызывать подозрение. Продолжительность жизни увеличится, власть сосредоточится в руках пожилых людей, которые предпочтут жить в долг. Государства ослабеют перед лицом корпораций и городов. Гиперкочевники будут управлять гиперимперией - открытой империей без четких границ и определенного центра. .Люди перестанут доверять друг другу. Законы заменят на контракты, судебную систему - на арбитраж, полицию - на наемников. Возникнут новые порядки. Остальные - инфракочевники, представители беднейших слоев населения - будут скитаться на задворках в поисках пропитания. Управление миром перейдет в руки страховых компаний, устанавливающих свои законы, которым должны будут подчиняться государства, корпорации и люди. Соблюдение этих законов будут контролировать частные силовые структуры. Ресурсы истощатся, и появится много роботов. В один прекрасный день каждый сможет заниматься самолечением, изготавливать себе протезы для разных частей тела, а затем и клонироваться»2.

Деградация духовно-нравственных основ современного мира привела к ужесточению мировой политики, ликвидации международного права, к повсеместному падению морали, к распаду солидарного общежития и межличностного общения, к уничтожению образования. В относительно короткий исторический период мир изменился во всех своих параметрах, он стал агрессивным и антигуманным. «Все в современном мире находится под знаком кризиса, не только социального и экономического, но также и культурного, но и духовного кризиса, все стало проблематиче-

3

ским» .

Есть, конечно, и иные причины, приведшие к такому состоянию, но, на наш взгляд, основная причина - падение уровня нравственности и духовности буквально во всех сферах бытия современного мира. Все более ясно, что на доминирующих сегодня путях развития человечества нас ждет крах. Из небольшого числа альтернатив такому положению возрождение нравственности и духовности в жизни современного общества - важнейшая. Не потому, что человечество вдруг осознало, что нравственность - это хорошо. Осознания этого нет. Но, чем дальше, тем более и более, приходит осознание, что путь, которым идет человечество, тупиковый. И хотя мировая элита ведет нас в тупик, оказаться в нем люди не хотят. Так, от противного, возникают условия для некоторого возрождения духовности и нравственности как оппозиции сегодняшнему тупиковому пути. Уместно поставить вопрос: имеется ли возможность улучшить ситуацию, можно ли остановить дальнейшую деградацию современности в отношении духовных и нравственных его основ? На каких путях это возможно? Обращением к каким определенностям современности это возможно?

В поисках духовно-нравственных оснований, способных оздоровить в этом отношении современный мир весьма естественным представляется обращение к религии - ведь религия, по признанию многих мыслителей, является «домом» духовного. Конечно, в культуре, искусстве, науке тоже можно усмотреть некий пласт духовного, но духовность здесь - побочный продукт деятельности человека в этих сферах, причем продукт незначительный по целям и

1 Афонские старцы о спасении и современном мире. - М.: Святая Гора, 2016. - С. 32.

2 Аттали Ж. Краткая история будущего [перевод с франц.]. - СПб.: Питер, 2014. - С. 15-16.

3 Бердяев Н. Духовное состояние современного мира // Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. - Харьков: Фолио; Москва: АСТ, 2002. - (Вершины человеческой мысли). - С. 657.

объемам, в то время как религия делает духовное своим непосредственным предметом. Существует, тем самым, достаточно обоснованная точка зрения, согласно которой источник нравственности и духовности лежит в религии, а мир во всем его многообразии и человек в любых формах своей жизнедеятельности, не могут породить нравственность и духовность, что отметил и Н. Бердяев: «В безбожной цивилизации будет погибать образ человека и свобода духа, будет иссякать творчество, начинается уже варваризация»1.

Обратимся к православию, как религии или большинства населения (как в России), или значимой для общества религии (как в Казахстане, например), и посмотрим, в какой мере возможно в опоре на него возродить духовность и нравственность в современных обществах. Можно было бы ожидать от православия заметного позитивного влияния на нравственное и духовное состояние современного мира - такие возможности и даже тенденции имеются. Но православие в его полноте не воспринимается даже в странах традиционно православных. Православие, чтобы стать ближе людям, в том числе и относящим себя к православным, в угоду современному миру упрощается. Упрощение и обмирщение православия начинается с сосредоточения его в наше время на требованиях нравственного поведения и внешнего смирения. А все глубокие грани православия остаются вне требований к верующим. Такая позиция находит обоснование в том, надо признать, реальном положении, при котором и нравственное поведение для современного человека едва возможно, что же говорить о глубинно-мистических его аспектах. Это соображение по видимости обосновано, но с его принятием остается неясным, как возможно само нравственное поведение и духовное возрастание, развитие в себе добродетелей. Люди стремятся к хорошему. Но не знают, как к нему прийти. Полагаются на свои предчувствия, а они подводят, так как человек грешен и не может ничего хорошего сделать сам: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Без благодатной помощи Бога духовное развитие человека предстает сомнительным. Предельно ясно эту мысль сформулировал в наше время архимандрит Георгий, игумен монастыря Преподобного Григория: «Под влиянием западного христианства православное дело обожения было подменено делом нравственного совершенствования, или нравственного обожения, которое в центр внимания ставит человека, а не Богочеловека; и пусть даже нравственное совершенствование связано с религией, но по сути своей оно не отличается от нравственных программ атеистического гуманизма. Это дело не церковное и не литургическое, оно не имеет целью воспитание обо-жившихся людей, но только «людей как положено», мелкобуржуазных христиан. Оно основано на человеческой нравственной деятельности, а не на энергии нетварной благодати Божией, оно не выводит человека из эгоцентризма, не даёт ему опыта божественной благодати, не передаёт ему божественный эрос, не помогает ему идти вперёд в искренней молитве и общении с Богом»2.

Православие (как и ислам) не является посторонним и для политики, и экономики, и любой иной формы жизнедеятельности человека и общества, а в таких областях как социальное служение православие, как и иные религии, имеет самые сильные позиции. Нравственные принципы экономической деятельности, умиротворение политики, служение людям - во все проникает и обо всем говорит православие. Но атеистическое в целом общество и государство не принимает этих посылов, хотя они сыграли бы позитивную роль в развитии общества. Ссылаются при этом на свободу и права человека, и это действенный аргумент сегодня, но суть прав современного человека очень и очень противоречива.

Как подчеркивают многие религиозные лидеры всех основных религий мира - права человека должны быть увязаны с их нравственным содержанием, без чего они выхолащиваются, превращаются в набор формальных признаков - поэтому ими так легко и манипулируют глобалисты. Приведем очень содержательную цитату из «Декларации о правах и достоинстве человека», принятой на X Всемирном Русском Народном Соборе (4-6 апреля 2006 год, Москва), проясняющую сущность прав человека. «Права человека имеют основанием ценность личности и должны быть направлены на реализацию ее достоинства. Именно поэтому содержание прав человека не может не быть связано с нравственностью. Отрыв этих прав от нравственности означает их профанацию, ибо безнравственного достоинства не бывает. Мы - за право на жизнь и против «права» на смерть, за право на созидание и против «права» на разрушение. Мы признаем права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла, позволяют ей положительно реализоваться в обществе. В этом свете нами уважаются не только гражданские, политические права и свободы, но также социальные, экономические и культурные права. Права и свободы неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. Личность, реализуя свои интересы, призвана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, народа, всего человечества. Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности как вера, нравственность, святыни, Отечество. Когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое. Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества. Опасным видится и «изобретение» таких «прав», которые узаконивают поведение, осуждаемое традиционной моралью и всеми историческими религиями» .

А вот о нравственности - в другом документе: «Никакие человеческие установления, в том числе формы и механизмы общественно-политического устройства, не могут сами по себе сделать жизнь людей более нравственной и

1 Бердяев Н. Спасение и творчество // Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. - Харьков: Фолио; Москва: АСТ, 2002. - (Вершины человеческой мысли). - С. 653.

2 Архимандрит Георгий, игумен монастыря Преподобного Григория. Православие и гуманизм. - https://azbyka.ru/otechnik/ Georgij_Kapsanis/pravoslavie-i-gumanizm-pravoslavie-i-papizm

3 Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора. - http://www.patriarchia.ru/db/ texM03235.html

совершенной, искоренить зло и страдания. Важно помнить, что государственные и общественные силы имеют реальную способность и призвание пресекать зло в его социальных проявлениях, но они не могут одержать победу над его причиной - греховностью. Сущностная борьба со злом ведется в глубине человеческого духа и может иметь успех лишь на путях религиозной жизни личности»1.

В странах, где православие играет общественно значимую роль, имеется небольшой, но все же заметный потенциал его воздействия на социальную и даже в некоторой степени на политическую сферу. Через иерархов Церкви и посредством верующих государству предлагаются выработанные в православии формы духовного оздоровления общества. Эти формы иногда принимаются, иногда отторгаются. Но в любом случае, православные верующие являются той затравкой, которая проявляет возможность духовного возрождения общества. Православие имеет и свои социальные проекты развития, но эти проекты общественного развития в очень слабой степени воспринимаются обществом. Так, проведенное в России в 2022 году достаточно репрезентативное социологическое исследование показало, что только 4% опрошенных поддерживают проект развития страны на православных основаниях, и это при 75% православных в стране.

Обращение к православию показывает, что религия концептуально имеет возможность позитивно влиять на уровень нравственности и духовности обществ современности и, соответственно, на современный мир в целом. Но при всем видимом уважении к религии со стороны власти, политиков, крупных бизнесменов, международных и финансовых структур, реальное воздействие ее на значащие процессы современности невелико. Религия оттеснена на периферию общественного и государственного бытия; секуляризм как процесс кардинального вытеснения религии из жизни современного человека, диффамация религии - все это существенно сокращает ее возможности в возрождении духовности и нравственности на ее основе.

Эти негативные тенденции сохраняются и усиливаются. Поэтому есть основания тревожиться за будущее. Нарастает давление на человека. Делается серьезная попытка подменить человека на искусственное существо. Человеческие качества устраняются, совесть уничтожается. Еще недавно нравственные и духовные измерения бытия человека признавались естественными ему и не подвергались уничижительной критике и диффамации, а сегодня они признаны излишними, вредными, тормозящими прогресс. Социумные измерения человека становятся деструктивными в нарастающем темпе. Некоторые аспекты этих тенденций носят объективный характер, но следует признать, что над реализацией стратегии разложения человека работают мощные силы, обладающие огромными политическими, организационными и финансовыми ресурсами. Они привлекают интеллектуалов, деятелей культуры, компрадорские элиты, и с их помощью осуществляют свои антигуманные планы. Специально порождаются кризисы (продовольственный, экономический, энергетический). Решаются эти кризисы таким образом, что в результате этих решений возникают еще более глубокие кризисы, и создается новая античеловеческая реальность.

Человечество сдается под этим нажимом. Но противостоять этим процессам можно. На Земле нет силы, которая способна вопреки воле человека втянуть его в разрушительные для него процессы. Мировые элиты могут изображать из себя творцов будущего, и, действительно, они многое могут, но далеко не все, тем более они не способны заставить человека сдаться в самых важных, предельно ответственных для него сферах бытия. Будет не лишним подкрепить наши рассуждения на эту тему концептуально выверенной мыслью митрополита Иоанна (Снычева). «Частое упоминание об осознанном и спланированном участии определенных сил, организаций или религиозных движений в разрушительных, гибельных процессах, ставящих сегодня мир на грань духовной, культурной, политической и военной катастрофы, нуждается в определенном комментарии. .Зло, в каком бы виде оно ни пыталось реализовать себя, как бы ни простирало свое влияние и власть в среде человечества, никогда не определяло и не будет определять жизнь людей. Промысел всемогущего, непостижимого, неведомого Божества и свободная воля человека — вот две силы, движущие мировой исторический процесс! Да, бывают люди, сообщества, религиозные системы и целые государства, злоупотребляющие свободой нравственного выбора и склоняющиеся - сознательно или неосознанно - ко злу как к своему духовному и деятельному источнику. Да, их политическая, социальная и религиозная практика исторически преемственна и может быть ретроспективно отслежена до глубокой древности. Существуют и отшлифованные веками технологии этой разрушительной практики. Но - не существует и не может существовать в мире силы, способной управлять ходом общественного развития, и уж тем более - предопределять его результат. Силы зла обретают в современном мире все большую власть. Но происходит это не из-за того, что их носители как-то по-особому умны и предусмотрительны. Нет, зло возрастает по мере того, как мы сами (!) отступаем от Заповедей Божиих, добровольно отсекая себя от животворного Источника добра и правды, справедливости и любви. Это не есть результат "заговора", но печальное следствие всемирной апостасии, и может быть правильно понято и оценено лишь в рамках христианской эсхатологии, но не примитивных поисков виноватых во всем "заговорщиков"»2. Вот на эту сущностную свободу человека и следует опереться в отстаивании возможности человека на дальнейшее развитие, в том числе и в самых высших слоях его бытия.

1 Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека / Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г. - http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.html/

2 Митрополит Иоанн. Самодержавие духа // Митрополит Иоанн. Русская симфония. Очерки русской историософии. - СПб.: Царское дело, 2004. - С. 285-286.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.