Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
515
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / ЧЕЛОВЕК / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / СОЗНАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ВОЛЯ / МНОГОМЕРНОСТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тихомирова Екатерина Сергеевна

Исследуется вопрос о факторах развития общества, рассматриваются имеющиеся в философии подходы к их объяснению. Помимо методов анализа и синтеза, во внимание берутся эволюционный, детерминистский и деятельностный подходы, учитывается взаимовлияние человека и общества друг на друга; развитый человек, и его созидательная деятельность рассматривается как ядро эволюционного развития общества, показывается высокая роль всестороннего развития человека для трансформации и модернизации общества. Делается вывод о необходимости учитывать и оценивать влияние на общественное развитие внутреннего духовно-нравственного развития личности. Подчеркивается, что в современном мире для преодоления антропологического кризиса, дальнейшего поступательного и созидательного развития общества и осуществления его модернизации, важно признавать многомерность человека, необходимость развития качества синтеза и способности к различным видам деятельности в противовес линейным узкопрофессиональным навыкам, которые актуальны на короткий момент и в ограниченных условиях, а одним из важнейших факторов и необходимых условий развития общества принять духовно-нравственное развитие его членов. Человек, его внутреннее совершенствование и духовно-нравственное преображение должны стать целью и условием модернизации как отдельных обществ, так и целых государств. По этой причине необходимо создавать условия для развития индивидов, в том числе, их воли, сознания и мышления, способности к творчеству, труду над собой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF A PERSON AS A FACTOR OF SOCIAL DEVELOPMENT

The author views the issue of the driving forces and factors of society development, analyzes and synthesizes the current scientific approaches to their consideration. It is necessary to take into account and evaluate the impact on social development of the internal spiritual and moral development of the individual. The author emphasizes the fact that in order to overcome the anthropological crisis in the modern world as well as for the further progressive and creative development of society and the implementation of its modernization, it is important to recognize the multidimensionality of a person, the need to enhance the quality of synthesis and the ability to perform various types of activities, as opposed to linear narrow professional skills that are relevant only for a short period of time and under the limited conditions. However, one of the most important factors and necessary conditions for the development of society is to accept the spiritual and moral development of its members. Human beings, their inner perfection, spiritual and moral transformation should become the goal and condition for the modernization in both individual societies and entire states. For this reason, it is necessary to establish conditions for this development of individuals, including the development of their will, consciousness and thinking as well as their ability to be creative and to work on themselves.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ»

Общество: философия, история, культура. 2022. № 4. С. 71-80. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 4. P. 71-80.

Научная статья

УДК 165.12+316.4

https://doi.org/10.24158/fik.2022.4.11

Духовно-нравственное развитие личности как фактор общественного развития Екатерина Сергеевна Тихомирова

Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Россия, ekaterina.tikhomirova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6782-8986

Аннотация. Исследуется вопрос о факторах развития общества, рассматриваются имеющиеся в философии подходы к их объяснению. Помимо методов анализа и синтеза, во внимание берутся эволюционный, детерминистский и деятельностный подходы, учитывается взаимовлияние человека и общества друг на друга; развитый человек, и его созидательная деятельность рассматривается как ядро эволюционного развития общества, показывается высокая роль всестороннего развития человека для трансформации и модернизации общества. Делается вывод о необходимости учитывать и оценивать влияние на общественное развитие внутреннего духовно-нравственного развития личности. Подчеркивается, что в современном мире для преодоления антропологического кризиса, дальнейшего поступательного и созидательного развития общества и осуществления его модернизации, важно признавать многомерность человека, необходимость развития качества синтеза и способности к различным видам деятельности в противовес линейным узкопрофессиональным навыкам, которые актуальны на короткий момент и в ограниченных условиях, а одним из важнейших факторов и необходимых условий развития общества принять духовно-нравственное развитие его членов. Человек, его внутреннее совершенствование и духовно-нравственное преображение должны стать целью и условием модернизации как отдельных обществ, так и целых государств. По этой причине необходимо создавать условия для развития индивидов, в том числе, их воли, сознания и мышления, способности к творчеству, труду над собой.

Ключевые слова: движущие силы, факторы развития, человек, духовность, нравственность, индивидуальность, деятельность, общество, сознание, развитие, воля, многомерность, мышление, творчество.

Для цитирования: Тихомирова Е.С. Духовно-нравственное развитие личности как фактор общественного развития // Общество: философия, история, культура. 2022. № 4. С. 71-80. https://doi.org/10.24158/fik.2022.4.11.

Original article

Spiritual and moral development of a person as a factor of social development Ekaterina S. Tikhomirova

Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia, ekaterina.tikhomirova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6782-8986

Abstract. The author views the issue of the driving forces and factors of society development, analyzes and synthesizes the current scientific approaches to their consideration. It is necessary to take into account and evaluate the impact on social development of the internal spiritual and moral development of the individual. The author emphasizes the fact that in order to overcome the anthropological crisis in the modern world as well as for the further progressive and creative development of society and the implementation of its modernization, it is important to recognize the multidimensionality of a person, the need to enhance the quality of synthesis and the ability to perform various types of activities, as opposed to linear narrow professional skills that are relevant only for a short period of time and under the limited conditions. However, one of the most important factors and necessary conditions for the development of society is to accept the spiritual and moral development of its members. Human beings, their inner perfection, spiritual and moral transformation should become the goal and condition for the modernization in both individual societies and entire states. For this reason, it is necessary to establish conditions for this development of individuals, including the development of their will, consciousness and thinking as well as their ability to be creative and to work on themselves.

Keywords: driving forces, developmental factors, human being, spirituality, morality, individuality, activity, society, development, will, multidimensionality, cognition, creativity

For citation: Tikhomirova, E.S. (2022) Spiritual and moral development of a person as a factor of social development. Society: Philosophy, History, Culture. (4), 71-80. Available from: doi:10.24158/fik.2022.4.11 (In Russian).

© Тихомирова Е.С., 2022

Современный исторический период является достаточно сложным во многих отношениях. Капиталистическая среда подчинила человека технологическим достижениям и финансовому капиталу. Увлечение сверхпотреблением и перепроизводством, трансформация человека в «тисках» капитала, манипуляция массовым сознанием, наживка на «легкие» деньги, спекулятивность экономики, отчуждение от трудовой деятельности - все это приводит к разрушению культурных, духовных и нравственных основ как отдельного человека, так и общества в целом, порождает негативную тенденцию нивелирования многомерности созидательной, творческой, преобразующей природы человека. Человек вместо «творца истории» становится винтиком капиталистической машины, его внутренний духовный мир опустошается, разрушаются основы для единства, сотрудничества, коммуникации.

В.Д. Зорькин выделяет следующие разрушительные явления современного мира: «раскручивание потребительского ажиотажа с помощью рекламы и иных способов манипулирования массовым сознанием», разрушение как этики в целом, так и трудовой этики, системы традиционных семейных ценностей. Он отмечает, что рынку «не нужны личности, включенные в системы социальных, в том числе наиболее устойчивых семейных, связей. Рынку нужны массы атомизи-рованных потребителей, состоящих из носителей индивидуальных потребительских предпочтений» (Зорькин, 2019: 8).

Похожие рассуждения мы находим у В.П. Веряскиной (2015; 2016; 2017), которая ведет речь о трансформации человека в современном обществе, его омассовлении, о насаждении де-индивидуализации, о заинтересованности рынка в стандартизации личностей, как и товаров, о снижении востребованности творческой личности в обществе массовых людей; о мире, полном насилия.

Все больше ученые говорят о разрушительных сценариях будущего. Д.И. Дубровский констатирует: «наша цивилизация переживает неуклонно углубляющийся глобальный кризис, ведущий, в конечном итоге, к ее деградации и гибели» (Дубровский, 2017: 57).

По мнению В.Д. Зорькина, «современный мир находится сейчас в точке бифуркации, после которой развитие человечества может пойти по самым разным, в том числе и очень негативным сценариям» (Зорькин, 2019: 5), «нынешнее социальное расслоение чревато необратимой социальной деградацией как отдельных групп населения внутри государств, так и целых регионов мира в глобальном пространстве» (Зорькин, 2019: 8), «это ведет к разрушению основы для социального взаимодействия, усиливает непредсказуемость будущего и создает предпосылки для перехода от общества риска к обществу катастроф» (Зорькин, 2019: 8). Наконец, он высказывает опасения, что «человечество на современном витке цивилизации может вернуться к ситуации своего рода до-Осевого времени с его отсутствием единой духовной культуры» (Зорькин, 2019: 10).

Современные реалии, обусловленные, в том числе, глобализацией, цифровизацией, тех-нологизацией, «финансовым капитализмом» как на уровне общества, так и на уровне человека, были в центре внимания нескольких последних Всемирных философских Конгрессов в Сеуле (2008), Афинах (2013), Пекине (2018), причем, девиз XXIV Всемирного философского конгресса (Пекин, 2018): «Учиться быть Человеком».

М.Т. Степанянц, характеризуя смысл девиза «Учиться быть человеком», подчеркивает, что «организаторы учитывали стоящие перед современным обществом наиболее острые проблемы дисгармонии между человеком и природой, приводящей к экологическим катастрофам; духовной опустошенности людей, оборачивающейся нравственным одичанием; утраты идентичности на коллективном и индивидуальном уровне, ведущей к жесткому противостоянию универсальных и партикулярных ценностей» (Степанянц, 2019: 22).

Проблема современного мира - проблема развития общества и человека. Анализ современного состояния общества и человека заставляет заниматься поиском решения возникающих проблем и вызовов, с которыми сталкивается современный мир.

«Концептуальный мейнстрим Пекинского конгресса можно определить, как возрождение "человечности человека" через дух философии» (Мантатов, Мантатова, 2022: 32). По мнению М.Т. Степанянц, «пришло время заново осознать смысл человеческого бытия, задуматься над тем, что значит жить по-человечески» (Степанянц, 2019: 22). В.П. Веряскина, в свою очередь, считает, что «важно определить стратегическую цель социальных изменений. Такой целью является развитие как качественно новое состояние человека и общества в их взаимодействии» (Веряскина, 2015: 189), она обосновывает идею о том, что «современная философия социопри-родного взаимодействия связана с реализацией концепции устойчивого развития, формирующимися трендами устойчивого труда, коррекцией парадигмы "Homo economicus" и утверждением духовных основ устойчивого развития» (Веряскина, 2017: 123).

В связи с этим мы ставим своей целью анализ факторов, влияющих на развитие общества, которые рассматриваются социальными и гуманитарными науками, чтобы впоследствии представить их в «объемном», синтезированном виде, а также определить, какие факторы наиболее актуальны в современных условиях и могут способствовать преодолению возникших на уровне общества и отдельного человека проблем.

Автором учитывается взаимовлияние человека и общества друг на друга. Помимо методов анализа и синтеза, во внимание берутся эволюционный, детерминистский и деятельностный подходы. Развитый человек и его созидательная деятельность рассматриваются как ядро эволюционного развития общества, а всестороннее развитие человека необходимо для успешной трансформации и модернизации общества.

Автор включает в методологию исследования феномен сознания, позволяющий рассматривать развитие духовно-нравственных качеств человека сквозь призму совершенствования его внутреннего духовного мира, развитие свойств его сознания. Применение автором системного подхода позволяет рассматривать факторы развития в системном виде, и, что достаточно важно, во взаимосвязи с другими социальными процессами. Интегративный метод, в свою очередь, позволяет объединить различные взгляды на детерминанты, включить в рассмотрение различные подходы к их формулированию.

В условиях построения «новой» реальности, осмысления тех проблем, вызовов, с которыми общество столкнулось, в том числе в самое последнее время, обращение к исследованию факторов развития общества становится крайне актуальным, поскольку позволяет понять, в каком направлении как отдельная личность, так и общество в целом, могут направить свои силы и какими способами обеспечить себе дальнейшее созидательное развитие, минимизировать создавшиеся риски, преодолеть антропологический кризис.

Для реализации поставленной цели необходимо достижение следующих задач исследования:

• анализ движущих сил (факторов) развития общества;

• исследование влияния духовно-нравственного развития личности на развитие общества в целом;

• обоснование духовно-нравственного развития личности как ключевого фактора общественного развития.

Духовно-нравственное развитие как отдельной личности, так и общества в целом будет способствовать (если его роль будет осознана в должной мере) как преодолению кризисной ситуации в нашей стране, так и дальнейшему цивилизационному развитию России и мира в целом.

Факторы, движущие силы и источники развития общества. В свое время поиском ответа на вопрос о том, какие причины «заставляют» общество развиваться, занимались многие мыслители - Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П. Сорокин и другие. Можно даже обозначить данный вопрос как один из ключевых в социальной философии и философии истории.

Причины, которые определяют, направляют развитие, также называют факторами, детерминантами или движущими силами. На сегодняшний момент существует несколько подходов к их определению, которые, мы, в свою очередь, постараемся обозначить и систематизировать.

Изначально стоит оговориться, что развитие само по себе - явление сложное и может подразумевать разные толкования, а рассмотрение вопроса о направленности исторического развития в его линейном и циклическом варианте нами не затрагивается; мы принимаем за основу то, что исторический процесс представляет собой при целостном рассмотрении направленное восходящее эволюционное развитие всего человечества. Смена общественно-экономических формаций понимается нами как определенная закономерность, происходящая при наличии соответствующих заложенных причин, выступает как их следствие, но не является единственным показателем развития общества, которое подразумевает достижение обществом в разных направлениях прогрессивных, созидательных, качественных показателей такого развития. Среди них одним из самых важных показателей является всестороннее развитие самого человека, постоянное совершенствование его биологической, социальной, психологической, нравственной и духовной составляющих.

Согласно господствующим в философии представлениям, развитие является высшим типом изменения в природе и обществе, материи и сознании, и взятое в целом, представляет собой бесконечное движение по восходящей спирали, движение хотя и противоречивое, включающее в себя отступления, возвращения назад, но в принципе отличающееся скорее прогрессивной

направленностью - оно идет от форм простых к формам сложным, от систем низших, примитивных к системам высшим, высокоорганизованным. Развитие представляет собой не всякое, но лишь т. н. качественное изменение в структуре объекта1.

На основе историко-философского подхода мы можем выделить следующие факторы развития общества: духовная основа социального развития, хоть и в разных формах (А. Августин, Г. Гегель, Кондорсе, И.Г. Гердер, О. Конт, Л. Уорд, А. Тойнби, П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев, К. Ясперс и др.), субъективные детерминанты, которые выражаются в чертах характера отдельных индивидов (З. Фрейд, Х. Ортеги-и-Гассет); материальные факторы, представленные концепциями географического (Ш. Монтескье, Г.Т. Бокль, Ф. Ратцель, П.Н. Савицкий, Г. Гримм, А. Хетт-нер и др.), демографического (Т. Мальтус, М.М. Ковалевский), технологического (Д. Белл, Р. Арон, О. Тоффлер и др.) и экономического детерминизма (Р. Джонс, К. Маркс и др.).

Необходимо обратить внимание на то, что принцип детерминизма является важнейшим в марксистско-ленинской философии, которая на протяжении достаточно длительного времени была доминирующей в нашей стране. По этой причине сторонники диалектического материализма и во многом их последователи полагали «производство непосредственных материальных средств к жизни» генеральной (ведущей) детерминантой, служащей как основой, так и направляющей силой всего исторического процесса общественного развития. Однако, с течением времени, особенно после 50-х годов ХХ века, положение исторического материализма как главной движущей силы общества все чаще подвергается критике, выдвигаются альтернативные теории, в которых экономическому (материальному) фактору отводится важное значение, но не ведущее.

Современные философы в качестве ведущих факторов развития общества выделяют следующие: «человек, его трудовая деятельность» (П.В. Алексеев); «деятельность людей» (В.С. Барулин, К.Х. Момджян); сознание в его индивидуальной и общественной формах (В.П. Щенников,

A.И. Ракитов, Д.И. Дубровский).

Д.И. Дубровский, долгое время занимающийся изучением вопросов, связанных с сознанием человека, посвятивший проблеме сознания и некоторым подходам к развитию сознания ряд своих публикаций, делает вывод о ключевой роли сознания в развитии цивилизации (Дубровский, 2017). Для нашего исследования важно его обращение к необходимости развития сознания, взаимосвязи такого развития с развитием человечества в целом.

Творчество, как индивидуальное, так и коллективное, как особый вид человеческой деятельности также направляет общественное развитие. В этом ключе мы можем отметить Н.А. Бердяева (2002), у которого творчество занимало одну из центральных ролей. О творчестве как детерминанте общественного развития также имеются современные работы2 (Антюшев, 2017).

Культура общества также выделяется в качестве важного фактора общественного развития. В этом ключе развивали свою мысль Н.К. Рерих (1991; 1999), П.А. Сорокин (2000; 1992). Современные авторы также обращаются к культуре как фактору развития общества, ими подчеркивается ее детерминирующее влияние на формирование человека и общества, «смысл, горизонты, уровень и интенсивность его развития. Вследствие этого культура, несомненно, является фундаментальным детерминирующим базисом процессов совершенствования человека и общества, источником и важнейшим фактором прогресса человечества» (Воденко, Черных, 2017: 287-288).

Исходя из реалий XX и XXI столетий, мы должны признать, что процессы информатизации также детерминируют развитие общества (Ракитов, 2016).

Необходимо упомянуть и философов, которые разрабатывают тему эволюционизма в ее глобальном и космическом варианте. К этому направлению относятся Е.П. Блаватская, Е.И. и Н.К. Рерихи, С.Р. Аблеев, представители «ноосферной концепции» П. Тейяр де Шарден,

B.И. Вернадский, А.Д. Урсул, Н.Н. Моисеев, Г.С. Смирнов, М.А. Меликян, М.В. Жульков и др., представители синергетической теории С.П. Курдюмов, И.Р. Пригожин, Е.Н. Князева и иные представители философского и естественнонаучного направления, такие как К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, И.В. Черникова, которые, несмотря на концептуальные отличия, по существу рассматривают вопросы эволюции общества и планеты как процесс развития общества, природы и человека в их совокупности. При этом, должное место занимает человек как субъект эволюции и сознание как важнейший источник и основа такого развития, а совершенствование человека выступает важным фактором социального прогресса.

Е.И. и Н.К. Рерихи, выделяя человека в качестве субъекта эволюционного развития, требуют от личности сознательного участия в реализации эволюционно-исторического процесса.

1 Развитие [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Института философии РАН. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH2824151493bd42e9d37028?p.s=TextQuery (дата обращения: 31.03.2022).

2 Сыбанбаев К. У. Социальное творчество как фактор общественного развития (социально-философский анализ): автореферат дис. ... канд. филос. наук. Алма-Ата, 1991. 20 с.

Субъектами эволюции в учении Рерихов являются также высшие сознательные силы, которые именуются Проявленным Космическим Разумом или Коллективным Разумом и Сердцем Великой Иерархии Сил Света. «Именно Разум и Сердце этих высочайших Духов, завершивших свою человеческую эволюцию на эту манвантару, здесь или на иных мирах или системах руководят силами низшими, им подчиненными, и судьбами разных человечеств в разных мирах. Не вмешиваясь насильственно в карму человечества, они все же дают ему основу сознания и эволюционное направление, ибо без этого водительства человеческая эволюция не только задержалась бы на миллионы миллионов лет, но явила бы не раз полное крушение» (Рерих, 2007).

Объективные факторы в эволюционных концепциях включают в себя не только природные и географические условия как внешнюю среду, но и природно-космические, признается, что Космос влияет на развитие всего человечества, несмотря на то, что непосредственное его воздействие мы на данный момент не ощущаем или не принимаем в расчет.

Говоря о единстве развития общества, природы (Вселенной) и человека, будет уместным привести мысль Е.И. Рерих, которая, прежде всего, относится к представителям современной западноевропейской философии: «Вы знаете ошибки современных философов, которые отрывают человека от Мироздания. Их человек является существом мыслящим, но без прошлого и будущего, притом он не имеет связи с Вселенной. Такое мышление не может слагать прогноз будущего, потому современная философия так оторвана от жизни. Нельзя представить себе человека как бы в пустыне, где он не знает пути» (Чаша Востока..., 2010). Отрицание единства эволюции отдельного человека с эволюцией всей Вселенной Е.И. Рерих критикует: «отвлеченный человек не может войти в путь эволюции. Неудивительно, что многие современные философы остаются вне жизни, но мыслители должны прежде всего устремляться к проблемам Бытия, в которых человек занимает соответственное место» (Чаша Востока., 2010).

Рассмотрев основные подходы к факторам развития общества, затронем их классификацию. Факторы подразделяют на внутренние и внешние, постоянные и переменные, глобальные и локальные, объективные и субъективные (личностные), однако любая классификация носит нежесткий характер и может рассматриваться по-разному при разных уровнях обобщения.

При исследовании факторов общественного развития, как правило, выделяется «ведущий», главный фактор, которому отдается первостепенное значение. При этом, если речь ведется о ряде факторов, то они не находятся в какой-то иерархии или прямой взаимосвязи, они не равновесны, каждый из факторов осуществляет влияние. По нашему мнению, взаимосвязь факторов требует дополнительного исследования, поскольку реальное общество представляет собой диалектику духовного и материального, неправильно как завышать влияние одних факторов, так и занижать воздействие других, общество развивается за счет одновременного воздействия многих разноплановых процессов. Когда же предпочтение отдается одному фактору (группе факторов) при нивелировании других - что мы видим в современном обществе с доминированием материальных факторов, - нарушение равновесия в обществе неизбежно.

При социальном развитии и управлении необходимо совокупность движущих сил общества рассматривать как систему, взаимосвязь и взаимозависимость разных факторов, как взаимодополнение детерминант и самодетерминант. Признание теории факторов как синтеза многих концепций видится нам не только и не столько в виде классификации факторов, сколько в виде необходимости синтезирования концепций и факторов в систему сфер, которые влияют на развитие общества. При этом человек в широком смысле слова как многомерное существо, осуществляющее различную и разнонаправленную деятельность в ходе своей жизни, определен в качестве «ядра» общественного развития.

С понятием движущих сил развития общества связывают понятие об источниках развития общества. Мы не будем подробно останавливаться на раскрытии категории «источник развития», здесь нужно отметить, что в диалектическом материализме большую роль отводили именно делению на «источники развития» и «движущие силы». При всей схожести этих понятий они не тождественны, и основное их различие заключается в том, что источник развития определялся непосредственной силой, или как ее еще иногда называют «делающей», а движущие силы - это «стимулятор, ускоритель, мотив, цель», источник относят к внутренним причинам, а движущие силы - к внешнему влиянию. Подробнее об этом можно прочитать в труде «Материалистическая диалектика» (1981).

Еще раз подчеркнем существующую антиномию, которая заключается в том, что «движущие силы» - это не всегда силы, которые приводят к развитию в том смысле, который мы обозначили в начале статьи, то есть к качественному преобразованию, переходу на более высокий уровень развития. Поэтому в разговоре о факторах, движущих силах развития общества зачастую подразумевается, что данные процессы или явления оказывают хоть сколько-нибудь ощущаемое воздействие, которое вызывает изменение, но такое изменение не всегда есть развитие.

Оценить в данный конкретный момент, к чему приведет это событие (если речь об историческом событии) или изменение (если это изменение одного качественного состояния на другое) не всегда представляется возможным. Многие события, процессы и явления, которые в момент, когда они происходили, оценивались положительно, считались важными для будущего развития, по прошествии лет последующими поколениями и в ходе дальнейшей истории оценивались негативно. Примером тому могут служить революции.

Духовно-нравственное развитие личности как ключевой фактор общественного развития. Принимая человека и его деятельность в качестве ведущей движущей силы, мы должны подчеркнуть, что действия людей существенно различаются по своему качественному содержанию, по осознанности, направленности и т. д. Оценивать деятельность и ее влияние следует исходя из мотивов, целей, ценностей, смысла, побудивших к данной деятельности, а также от ее результатов. Важно видеть глубокую причину тех или иных действий. Факторы, или движущие силы, несут в себе потенциальную возможность развития, возможность посредством использования их в качестве инструмента добиться прогресса, однако результат их применения будет зависеть от того, как ими распоряжается конкретный носитель - субъект. Таким субъектом является и отдельный человек, и семья, и т. д. - до целых народов и человечества в своей совокупности.

Этот факт хорошо подчеркивается, например, в буддизме, где присутствует идея постоянного изменения и преобразования сущего, но в то же время добавляется, что любое изменение несет в себе причину такого изменения, а человек является творцом изменений. Ничто органическое не вечно. Все сущее находится в состоянии постоянного движения, претерпевая и поддерживая беспрерывность, согласно закону эволюции. «Мир существует причиной, все сущее существует причиною, все существа связаны причиной» (Рерих, 1926: 94), «как учил Просветленный, без субъекта, без человека и его деяний не свершается ничего в мировом процессе» (Андросов, 2008: 33).

Направленность деятельности придается ей субъектом посредством его разума и сознания, а результат зависит от того, как субъект ими распоряжается. При наличии подобной взаимосвязи и взаимозависимости мы должны сделать вывод, что развитие общества существенным образом зависит от развития его членов. Сам человек также должен меняться комплексно: развивать свои интересы, мировоззрение, обогащать внутренний духовный мир, стремиться к красоте и гармонии, приобретать истинные ценности, отказаться от насилия, управлять своей волей, направлять ее на созидательный труд - все это и не только представляет собой духовно-нравственное развитие, которое является одним из ключевых факторов развития общества.

При рассмотрении роли личности в истории в основном пытаются ответить на вопрос о том, влияет ли отдельная личность на развитие истории, но комплексно состояние духовно-нравственного развития личности и зависимость деятельности личности от ее внутреннего духовного и нравственного состояния, как правило, не рассматривается. Однако те или иные общественные изменения могут опираться на необходимый для этого уровень духовно-нравственного развития человека (личности).

Вопросы, касающиеся движущих сил развития общества, являются крайне важными с точки зрения изучения принципов социального строительства, оценки перспектив и возможностей дальнейшего развития общества. В современных условиях на основе синтеза философских систем и наработок социальных и гуманитарных наук требуется осмысление закономерностей общественного развития на новом уровне, исходя из всего комплекса движущих сил. Но самое главное, по нашему мнению, не только и не столько выявление множественных движущих сил общества, сколько осознание на новом витке того факта, что человек является равноправным субъектом, творящим свою собственную жизнь, и, посредством своей жизни и своей деятельности строит и преобразует окружающий его мир как на уровне природы, так и на уровне общества. Человек должен быть не только объектом воздействия многочисленных внешних движущих сил, а сам становиться созидателем-преобразователем и их со-творцом. Для того, чтобы человек смог стать и был творцом-созидателем, преобразователем, он должен обладать набором качеств, ценностей, уметь управлять собой, своей жизнью, то есть, помимо овладения «минимальным» набором необходимых для его выживания потребностей и условий, таких как получение среднего образования, овладение профессией, человек должен развиваться в духовной и нравственной сфере.

Как показывают новейшие изменения в обществе, экономическое благосостояние еще не обеспечивает высоконравственное поведение, не гарантирует духовную и нравственную свободу. Речь идет о необходимости соблюдения баланса, а точнее, синтеза духовных и материальных составляющих, духовно-нравственное развитие становится необходимым условием общественного развития, его ключевым фактором.

Ранее мы изложили свой взгляд на духовно-нравственное воспитание и развитие в современном российском обществе, сделав акцент на том, что «духовно-нравственное развитие - это

сложный многокачественный процесс, включающий в себя диалектику внешнего воздействия на личность (формирование личности и воспитание посредством общественных институтов и самой реальной жизни личности), и, собственно, развитие и совершенствование внутреннего мира личности путем ее самостоятельной деятельности» (Тихомирова, 2021: 174-175).

Говоря о развитии общества, его факторах и детерминантах, необходимо уделять соответствующее внимание тому, что развитие общества возможно за счет внутреннего совершенствования людей, его составляющих. Совершенствование здесь берется именно в широком смысле -как обладание высшими качествами (по примеру октавы), а также умение держать равновесие духовного и материального, проявлять ответственность за свои действия, стремиться быть свободным не только внешне (то, что нам заявляется современными демократическими системами, которые провозглашают права человека), но и внутренне. Человек должен не только осознавать себя преобразователем, созидателем, творцом, но и понимать причинно-следственную связь своих действий.

В этом ключе необходимо обратить внимание на всевозрастающую роль восточного мира и восточной философии: на востоке проводятся философские конгрессы, к восточным традициям и культуре с обновлением обращаются за поиском ответов на давно наболевшие вопросы. Как отмечает И.А. Герасимова, «в XXI веке в цивилизационном пространстве набирает вес пассионарная волна азиатских стран, а в философском дискурсе ставится вопрос об альтернативных типах рациональности - индийской, китайской, японской и иных. В научный оборот вводится понятие "межкультурной философии", которая мыслится как единство множественного и претендует на выявление и решение общечеловеческих проблем современности и будущего развития» (Герасимова, 2018: 31). Исходя из принципов конфуцианства, даосизма, буддизма, предлагается вернуться к феномену сознания, познать самого себя и учиться быть человеком.

В нынешней философии, а также в смежных ей дисциплинах, таких как педагогика, социология, психология, юриспруденция проблема духовно-нравственного развития и становления человека приобретает высокую актуальность и огромное значение1 (Федорова, 2018; Яшнова, 2016). Перед обществом ставятся вопросы реализации накопленных знаний в данной сфере, адаптации имеющихся подходов к современной личности и обществу, востребована междисциплинарная работа и сотрудничество в проблемной сфере, включение философских и социально-философских подходов в прикладную деятельность, поиск практических способов и методов духовно-нравственного становления, развития и воспитания личности.

Весьма актуальными являются вопросы внедрения подходов к духовно-нравственному развитию в социальную практику в качестве целостного явления и сложного процесса, рассмотрения вариантов его практического приложения с целью всестороннего развития человека с учетом опыта и подходов не только западной, но и восточных культур и философского наследия, помимо классических теорий включение в проблемное поле неклассической философии и иных философских систем, затрагивающих подходы к разрешению сложившегося антропологического кризиса.

Роль субъекта в общем течении истории зависит от многих факторов, но, по нашему мнению, чем выше уровень духовного и нравственного развития членов общества, тем у общества гораздо больше возможностей к развитию. От уровня духовного и нравственного развития отдельной личности, небольших сообществ и целых стран зависит ход истории и возможность созидательного, эволюционного развития всего человечества. Нынешняя ситуация в мировом сообществе доказала на деле данный вывод.

Человек наделен свободой выбора, но от состояния его внутреннего мира всецело зависит то, куда он применит свои силы - на созидание или на разрушение. Эти вопросы не раз выносились на повестку дня, но, говоря откровенно, уделяется ли им все последние десятилетия должное внимание? В основном мы слышим об экономической составляющей развития, об уровне жизни и многих других аспектах, которые ставятся во главу угла. Ориентирами были западные модели развития (Веряскина, 2018), которые, к сожалению, по большей части отошли от духовной и нравственной составляющих в человеке.

Согласно В.Д. Зорькину, «запад уже далеко отошел и от ценностей эпохи Просвещения, и от христианских (и прежде всего - протестантских) ценностей Нового времени, которые могли когда-то претендовать на универсальный характер. Я имею в виду ценности равенства людей, трудовой этики, честности, скромности в потреблении, семейные ценности и т. д.» (Зорькин, 2019: 8).

А.Н. Данилов заявляет, что «сегодня совершенно неясно, какой идеал будущего мира поддерживается и берется за ориентир развития. На наш взгляд, мир будет укрепляться не за счет

1 Динейкина Е. В. Духовно-нравственное становление личности в условиях трансформации современного российского общества: дисс. ... канд. филос. наук. Пятигорск, 2020. 171 с.

того, что будут приняты некие общие для всех правила игры, признаны универсальными некие общечеловеческие ценности, а, наоборот, за счет того, что будут уважаться, в том числе, и сильными мира сего, национальные интересы, права и достоинства всех народов и граждан» (Данилов, 2016: 18).

В.Н. Шевченко, изучая опыт современного Китая, заключает, что «в результате фантастических успехов Китая в центр внимания теоретической мысли все больше выдвигается в последнее время проблематика некапиталистического пути развития, понимание его сути как созидания на этом пути в незападных государствах современного социалистического общества, социализма XXI в. (Шевченко, 2016: 23).

Мы же в очередной раз акцентируем внимание на том, что состояние человека, направленность его деятельности, осознание им ответственности за все происходящее и стремление улучшить мир вокруг также являются необходимыми факторами для того, чтобы человечество двигалось вперед, а не ходило кругами, порой находясь на грани собственного уничтожения.

Просвещение, воспитание народа со стороны общественных институтов, умение работать над собой, стремление к высокому идеалу, сотрудничеству, объединению и совместному созиданию со стороны человека - есть самая важная, насущная и неотложная задача каждой страны.

Необходимость становления человека и общества в духовном и нравственном плане, применение концепций совершенствования, признается и современными авторами (Меликян, 2017; Серых, Букша, 2020).

По нашему мнению, основная задача человека (смысл его жизни) заключается в активном его участии в процессе эволюции (преображения) себя и мира. На сегодняшний момент человек настолько отделился от этой задачи, что не считает себя единым с обществом, миром, Вселенной, как малое с большим целым. Человек упростил себя, оторвал от духа, и не хочет сложностей. Отчужденный человек живет замкнуто, одномерными короткими циклами, направленными зачастую на удовлетворение сиюминутных потребностей, а также непрекращающегося потока желаний. Когда подобные тенденции становятся глобальными, и отчуждение проявляют уже целые социальные группы, слои общества и даже отдельные государства, то наступает угроза всеобщему развитию, движению вперед.

По мнению автора, важной составляющей мировоззрения человека является его включенность в общий путь эволюции как процесс свободного творчества по преобразованию внутреннего и внешнего мира, устремление в будущее. Свобода, познание, просвещение, самоусовершенствование есть путь вперед, путь эволюционного развития. Без этого процесса трансформации своего внутреннего мира и творчества во внешнем мире нет самого человека, а, значит, и нет развития как такового.

Жизненный мир человека заключен в деятельности его индивидуального сознания. Любые преобразования, которые происходят в жизни человека, в первую очередь, должны происходить в его сознании - меняется мышление и подход к себе и миру - меняется внутренний мир человека. Вслед за внутренним преображением последуют и внешние созидательные действия. Работа над собой - это работа с качествами и наполнением своего сознания, построение мышления и деятельности, развитие ответственности за свою многообразную деятельность.

Общество через институты воспитания, просвещения и культуры призвано ориентировать индивида на вечные ценности и высокие качества человека: нравственность, мораль, добро, общее благо, взаимопомощь, дисциплину, труд, культуру, этику; поддерживать развитие широкого кругозора у индивида, поощрять интерес к познанию (приобретению знаний, приобщению к культурным и историческим ценностям), создавать предпосылки и условия для трансформации индивидуального и общественного сознания путем непрерывного процесса самосозидания через приобретение знаний и преображающий творческий труд.

Индивид, в свою очередь, когда станет активнее в процессе саморазвития, удостоверится, что любой процесс изменения идет изнутри наружу, а не наоборот. То есть только путем работы над собой (своим усовершенствованием) индивид сможет помочь обществу и миру, начиная с малого - с самого себя, со своего близкого окружения (семьи), и заканчивая более широким -участием в жизни всего человечества. Если человек при поддержке общественной среды не будет развиваться в соответствии с названными принципами, то мир не двинется дальше. Среду меняет сильный индивид, а слабого индивида среда «засасывает» и подчиняет своим целям.

Какой человек нужен обществу для развития - и какое общество нужно человеку для реализации возможностей - эта взаимосвязь отражает взаимную заинтересованность индивида и общества в стремлении к гармоничному и качественному развитию.

В заключение приведем мысли, которые высказывались философами на XXII Всемирном философском конгрессе под названием «Переосмысливая философию сегодня»1, обосновывающие не только необходимость перемен, но и определение вектора изменений, в изложении В.В. Мантатова: «Социальный прогресс невозможен, если люди не готовы признать, что мир может быть иным. Из опыта истории мы знаем, что изменения происходят быстро, если общественное сознание настроено на них. Но мы не тронемся с мертвой точки, пока не будет явлена альтернатива капиталистическому обществу потребления. В качестве такой альтернативы было названо, в частности, нравственное общество <...> Сегодня индивидуальный и групповой эгоизм подрывает стабильность развития» (Мантатов, 2009: 181); «Мы живем во Вселенной, "сработанной" удивительно тонко и гармонично. Это научно доказанный факт. Задача состоит в том, чтобы согласовать деятельность человека с законом гармонии - законом Вселенной. Таков императив стратегии мудрости, представленной мировой философией» (Мантатов, 2009: 183-184).

Необходимость духовного и нравственного развития человека уже созрела на всех уровнях.

Список источников:

Андросов В.П. Буддийская классика Древней Индии: слово Будды и трактаты Нагарджуны в переводах с палийского, санскритского и тибетского языков с толкованиями. М., 2008. 510 с.

Антюшев, И.И. Творчество как движущая сила развития органической системы общества // Национальная стихия творчества: время и трансгрессия: сборник статей по итогам третьей Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 14-16 июня 2017 года. СПб., 2017. С. 333-341.

Бердяев Н.А. Смысл истории: Новое Средневековье. М., 2002. 446 с.

Веряскина, В.П. Трансформация человека в обществе модерна. М., 2015. 223 с.

Веряскина, В.П. Человеческое развитие как проблема в контексте глобальных процессов // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2016. № 1. С. 25-43.

Веряскина, В.П. Глобальные тренды человеческого развития в эпоху социальной и экологической нестабильности // Экологическое взаимодействие общества и природы: теория и практика: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Павловский Посад, 18 мая 2017 года. Павловский Посад, 2017. С. 123-133.

Веряскина В.П. Социальное государство в поисках оптимальной модели развития человека // Философские науки. 2018. № 2. С. 61-65. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-2-61-65.

Воденко К.В., Черных С.С. Перспективы инновационного развития российского государства: культурные детерминации // Политика и Общество. 2017. № 6. С. 71-80. https://doi.org/10.7256/2454-0684.2017.6.23488.

Герасимова И.А. Мысль, связующая миры. Сакральные символы в творчестве Н.К. Рериха // Культура и искусство. 2018. № 7. С. 30-50. https://doi.org/10.7256/2454-0625.2018.7.26720.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данилов, А.Н. Национальное государство и истоки глобальной нестабильности // Философские науки. 2016. № 8. С. 16-22.

Дубровский, Д.И. Главный вопрос проблемы сознания // Философские науки. 2017. № 1. С. 57-70.

Зорькин В.Д. Справедливость - императив цивилизации права // Вопросы философии. 2019. № 1. С. 5-14. https://doi.org/10.31857/S004287440004029-6.

Мантатов В.В., Мантатова Л.В. Дао устойчивого человеческого развития (по итогам XXIV Всемирного философского конгресса, Пекин, 2018 г.) // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. Вып. 1. С. 31-45. https://doi.org/10.18101/1994-0866-2022-1 -31 -45.

Мантатов В.В. Глобализация, устойчивое развитие и общество будущего // Век глобализации. 2009. № 1. С. 175-184.

Материалистическая диалектика: в 5 т. / под общ. ред. Ф.В. Константинова, В.Г. Марахова. Т. 1: Объективная диалектика. М., 1981. 374 с.

Меликян, М.А. Человек в обществе глобального потребления: в поисках оптимума // Ноосферные исследования. 2017. № 2 (18). С. 118-129.

Ракитов, А.И. Постинформационное общество // Философские науки. 2016. № 12. С. 7-19.

Рерих Н.К. Врата в будущее. Рига, 1991. 226 с.

Рерих Н.К. Держава света. М., 1999. 345 с.

Рерих Е.И. Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги. М., 2007. 909 с.

Рерих Н.К. Основы буддизма. Улан-Батор, 1926. 108 с.

Серых, А.Б., Букша Л.Ф. Духовно-нравственное возрождение как путь преодоления личностью духовного кризиса современности // Глобальный научный потенциал. 2020. № 6 (111). С. 16-19.

Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений. СПб., 2000. 1054 с.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 542 с.

Степанянц М.Т. Учиться быть Человеком // Вопросы философии. 2019. № 3. С. 22-32. https://doi.org/10.31857/S004287440004403-8.

Тихомирова, Е.С. Взгляд на духовно-нравственное воспитание в современном российском обществе // Философия образования. 2021. Т. 21. № 3. С. 164-180. https://doi.org/10.15372/PHE20210311.

Федорова О.А. Актуальность духовно-нравственного развития подрастающего поколения // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 18-19 апреля 2018 года. Пенза, 2018. С. 93-95.

Чаша Востока. Письма Махатмы. Новосибирск, 2010. 240 с.

Шевченко, В.Н. Значение исторического опыта современного Китая для России и других государств-цивилизаций // Философские науки. 2016. № 8. С. 23-39.

Яшнова Е.В. Актуальность духовно-нравственного развития гражданина России на современном этапе развития общества // Наука третьего тысячелетия: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Курган, 20 января 2016 года. Курган, 2016. С. 176-179.

1 Он проходил с 30 июля по 5 августа 2008 г. в городе Сеуле (Южная Корея), впервые в Азии.

References:

Androsov, V.P. (2008) Buddiyskaya klassika Drevney Indii: slovo Buddy i traktaty Nagardzhuny v perevodakh s paliyskogo, san-skritskogo i tibetskogo yazykov s tolkovaniyami [Buddhist classics of Ancient India: the word of the Buddha and the treatises of Nagar-juna in translation from the Pali, Sanskrit and Tibetan languages with interpretations]. Moscow: Otkrytyy mir: Ganga. (In Russian)

Antyushev, I.I. (2017) Tvorchestvo kak dvizhushchaya sila razvitiya organicheskoy sistemy obshchestva [Creativity as a driving force for the development of the organic system of society]. In: Natsional'naya stikhiya tvorchestva: vremya i transgressiya [National element of creativity: time and transgression: a collection of articles on the results of the third International scientific conference, St. Petersburg, June 14-16, 2017]. St. Petersburg: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universi-tet. P. 333-341. (In Russian)

Berdyayev, N.A. (2002) Smysl istorii: Novoye Srednevekov'ye [The meaning of history: the New Middle Ages]. Moscow: Kanon+: Oi "Reabilitatsiya". (In Russian)

Chasha Vostoka. Pis'ma Makhatmy [Cup of the East. Mahatma letters] (2010). Novosibirsk: Izdatel'skiy Tsentr ROSSAZIYA Sibirskogo Rerikhovskogo Obshchestva. (in Russian)

Danilov, A.N. (2016) The nation-state and the sources of global instability. Russian journal of philosophical sciences. (8). 16-22. (In Russian)

Dubrovsky, D.I. (2017) The main question of the consciousness problem. Russian journal of philosophical sciences. (1). 5770. (In Russian)

Fedorova, O.A. (2018) Aktual'nost' dukhovno-nravstvennogo razvitiya podrastayushchego pokoleniya [The relevance of the spiritual and moral development of the younger generation]. In: Sovremennoye obrazovaniye: nauchnyye podkhody, opyt, problemy, per-spektivy [Modern education: scientific approaches, experience, problems, prospects: Collection of articles of the XiV International Scientific and Practical Conference, Penza, April 18-19, 2018]. Penza: Penzenskiy gosudarstvennyy universitet. P. 93-95. (In Russian)

Gerasimova, I.A. (2018) The Thought That Connects Worlds. Sacral Symbols in Nicolas Roerich' Creative Work. Culture and art. (7). 30-50. Available from: doi:10.7256/2454-0625.2018.7.26720 (In Russian)

Mantatov, V.V. Mantatova, L.V. (2022) The Tao of sustainable human development (following the results of the 24th world congress of philosophy, Beijing, 2018). BSUbulletin. Philosophy. (1). 31-45. Available from: doi:10.18101/1994-0866-2022-1-31-45. (In Russian)

Mantatov, V.V. (2009) Globalizatsiya, ustoychivoye razvitiye i obshchestvo budushchego [Globalization, sustainable development and society of the future]. Age of globalization. (1). 175-184. (In Russian)

Marakhov, V.G., Konstantinov, F.V. (eds.) (1981) Materialisticheskaya dialektika: v 5 t. T. 1: Ob"yektivnaya dialektika [Materialist dialectics: in 5 volumes. Vol. 1: Objective Dialectics]. Moscow: Mysl'. (In Russian)

Melikyan, M.A. (2017) The man in the society of global consumption: in search of optimum. Noospheric studies. (2). 118-129. (In Russian)

Rakitov, A.I. (2016) Post-information society. Russian journal of philosophical sciences. (12). 7-19. (In Russian) Roerich, N.K. (1991) Vrata v budushcheye [Gates to the future]. Riga: Viyeda. (In Russian) Roerich, N.K. (1999) Derzhava sveta [Power of Light]. Moscow: Sfera. (In Russian)

Roerich, E.I. (2007) Sokrovennoye znaniye. Teoriya i praktika Agni Yogi [Secret knowledge. Theory and practice of Agni Yoga]. Moscow: Eksmo. (In Russian)

Roerich, N.K. (1926) Osnovy buddizma [Fundamentals of Buddhism]. Ulaanbaatar: Khoto. (In Russian) Serykh, A.B., Buksha L.F. (2020) Spiritual and Moral Revival as a Way to Overcome the Spiritual Crisis of Modern Society. Global scientific potential. (6). 16-19. (In Russian)

Shevchenko, V.N. (2016) The value of the historical experience of modern China to Russia and other states-civilizations. Russian journal of philosophical sciences. (8). 23-39. (In Russian)

Sorokin, P. (2000) Social & Cultural dynamics: A Study of Change in Major Systems of Art, Truth, Ethics, law and Social Relationships. St. Petersburg: Izd-vo Rus. Khristian. gumanitar. In-ta. (In Russian)

Sorokin, P. (1992) Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Man. Civilization. Society]. Moscow: Politizdat. (In Russian) Stepanyants, M.T. (2019) Learning to be human. Voprosy filosofii. (3). 22-32. Available from: doi: 10.31857/S004287440004403-8. (In Russian)

Tikhomirova, E.S. (2021) Outlook at spiritual and moral upbringing in the modern Russian society. Philosophy of education. (21:3). 164-180. Available from: doi:10.15372/PHE20210311. (In Russian)

Veryaskina, V.P. (2015) Transformatsiya cheloveka v obshchestve moderna [Human transformation in modern society]. Moscow: Institut filosofii Rossiyskoy akademii nauk. (In Russian)

Veryaskina, V.P. (2016) Human development as a problem in the context of global processes. Bulletin of Moscow university. Series 27: global studies and geopolitics. (1). 25-43. (In Russian)

Veryaskina, V.P. (2017) Global'nyye trendy chelovecheskogo razvitiya v epokhu sotsial'noy i ekologicheskoy nestabil'nosti [Global trends of human development in the era of social and environmental instability]. In: Ekologicheskoye vzaimodeystviye obshchestva i prirody: teoriya i praktika [cological interaction of society and nature: theory and practice: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Pavlovsky Posad, May 18, 2017]. Pavlovskiy Posad: Redaktsionno-izdatel'skoye upravleniye Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. P. 123-133. (In Russian)

Veryaskina, V.P. (2018) Welfare state in search of optimal model of human development. Russian journal of philosophical sciences. (2). 61-65. Available from: doi:10.30727/0235-1188-2018-2-61-65. (In Russian)

Vodenko K.V., Chernykh S.S. (2017) Prospects for innovation development of the Russian state: cultural determinations. Politics and society. (6). 71-80. Available from: doi:10.7256/2454-0684.2017.6.23488 (In Russian)

Yashnova, E.V. (2016) Aktual'nost' dukhovno-nravstvennogo razvitiya grazhdanina Rossii na sovremennom etape razvitiya obshchestva [The relevance of the spiritual and moral development of a Russian citizen at the present stage of society development]. In: Nauka tret'yego tysyacheletiya [Science of the Third Millennium: Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Kurgan, January 20, 2016]. Kurgan: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "Aeterna". P. 176-179. (In Russian)

Zorkin, V.D. (2019) Justice - imperative of the civilisation of law. Voprosy filosofii. (1). 5-14. Available from: doi: 10.31857/S004287440004029-6. (In Russian)

Информация об авторе Е.С. Тихомирова - аспирант, Горно-Алтайский государственный университет, Республика Алтай, Горно-Алтайск, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1065805.

Information about the author E.S. Tikhomirova - PhD student, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1065805.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.03.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 29.03.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 12.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.