Философия
Philosophy
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.057.022.202201.038-051
УДК 316.612
Д. Б. Казанцева
Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Россия), e-mail: [email protected]
Социально-философский анализ духовно-нравственного потенциала личности
Введение. В быстро меняющихся условиях современной жизни только реализующая духовно-нравственный потенциал личность способна действовать нестандартно, быстро принимать решения в условиях риска, брать на себя ответственность при решении особо сложных групповых и межгрупповых задач. В связи с этим весьма актуальны концептуальный анализ понятия «духовно-нравственный потенциал» и исследование его влияния на целостный процесс самореализации личности. Цель статьи - рассмотрение духовно-нравственного потенциала личности как основы ее самореализации в противоречивых условиях российского общества. Материалы и методы. Теоретико-методологическую основу исследования составили культурно-исторический подход, деятельностный подход, нормативно-ценностная концепция социального действия, эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона, теория социальной установки, гуманистический подход. Обобщить философскими суждениями метатеорию различных научных дисциплин позволил трансдисциплинарный подход. Результаты исследования. Духовно-нравственный потенциал -феномен, рассмотрение которого возможно при условии объединения светской и философско-религиозной парадигм, исследующих разные стороны бытия. Духовное «нечто» проникает в глубинное и потенциальное, проявляясь в виде сущностной духовной силы, позволяющей личности самореализовать потенциал. Духовно-нравственный потенциал становится реализующим сущностным началом, создающим духовную основу бытия личности и общества. В социокультурном пространстве, детерминированном нравственными нормами, соединяется потенциальное и ментальное, духовное и нравственное, снимаются дихотомии внутреннего и внешнего, самоопределяется личность, и, идентифицируясь с духовным, достигает вершин бытия. Обсуждение и заключение. Важное значение приобретает необходимость возвращения россиян к истокам своей цивилизации, основой которой является сущностное духовное, актуализирующее духовно-нравственный потенциал и воспроизводящее духовно-нравственные модели поведения, являющиеся психозащитными механизмами регуляции жизнедеятельности, основой культурной безопасности народа. В связи с этим в России необходимо создание духовного ресурсного пространства, способ-
© Казанцева Д. Б., 2022
О О Гуманитарий : актуальные проблемы ^
38 „ , 1 том 22, № 1, 2022
гуманитарной науки и образования ' '
ствующего актуализации и самореализации духовно-нравственного потенциала личности и формированию нового типа личности - «самоактуализирующегося человека», достигающего трансценденции, преодолевающего кризисы путем интеграции всех сторон жизни.
Ключевые слова: духовно-нравственный потенциал, личность, самореализация, духовно-нравственные ценности, цивилизация, общество, культура, идентичность, государство.
Для цитирования: Казанцева Д. Б. Социально-философский анализ духовно-нравственного потенциала личности // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2022. -Т. 22. - № 1. - С. 38-51. DOI: 10.15507/2078-9823.57.022.202201.038-051.
Dina B. Kazantseva
Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), e-mail: [email protected]
Socio-Philosophical Analysis of the Spiritual and Moral Potential of the Individual
Introduction. In the rapidly changing conditions of modern life, only a person who realizes his spiritual and moral potential is able to act outside the box, make quick decisions in conditions of risk, and take responsibility when solving especially difficult group and intergroup problems. In this regard, it is highly relevant to carry out a conceptual analysis of the concept of spiritual and moral potential and study its influence on the integral process of self-realization of the individual. The purpose of the article is to examine the spiritual and moral potential of an individual as the basis of his self-realization in the contradictory conditions of Russian society. Materials and Methods. The theoretical and methodological basis of the study was the cultural-historical approach, the activity approach, the normative-value concept of social action, the epigenetic theory of personality development by E. Erickson, the theory of social attitude, the humanistic approach. The transdisciplinary approach allowed the metatheory of various scientific disciplines to be generalized by philosophical judgments. Results. Spiritual and moral potential is a phenomenon, the consideration of which is possible under the condition of combining secular and philosophical-religious paradigms that explore their side of a single being. Spiritual "something" penetrates into the deep and potential, manifesting itself in the form of an essential spiritual force that allows a person to self-realize their potential. Spiritual and moral potential becomes a realizing essential principle that creates a spiritual basis for the existence of an individual and society. In the socio-cultural space, determined by moral norms, the potential and the mental, the spiritual and the moral are combined, the dichotomies of the internal and the external are removed, the personality is self-determined, and, identifying with the spiritual, reaches the heights of being. Discussion and Conclusions. Of great importance is the need for Russians to return to the origins of their civilization, the basis of which is the essential spiritual, which actualizes the spiritual and moral potential and reproduces the spiritual and moral models of behavior, which are psycho-protective mechanisms for regulating life, the basis of the cultural security of the people. In this regard, in Russia it is necessary to create a spiritual resource space that contributes to the actualization and self-realization of the spiritual and moral potential of the individual and the formation of a new type of personality - a "self-actualizing person" who achieves transcendence, overcomes crises by integrating all aspects of life.
Keywords: spiritual and moral potential, personality, self-realization, spiritual and moral values, civilization, society, culture, identity, state.
For citation: Kazantseva D. B. Socio-Philosophical Analysis of the Spiritual and Moral Potential of the Individual. Gumanitarian : aktual'nyeproblemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2022; 22(1): 38-51 (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.057.022.202201.038-051.
Введение
Социокультурная ситуация в современном российском обществе характеризуется изменением практически всех сфер его жизни из-за политических, экономических и социальных реформ, осуществляемых в результате глобальных мировых процессов конца XX - начала XXI в. Происходит эволюция общественных отношений при возросшей подвижности социальных систем. Новая реальность создает иное социальное пространство и социальные отношения, уникальные процессы и специфические особенности трансформирующегося общества. Меняющиеся традиционные ци-вилизационные жизненные основы, сущностные основы воспроизводства жизни общества открывают новые пути самореализации потенциала личности, которых не было у предшествующих поколений.
Для самореализации духовно-нравственного потенциала личности современные реалии создают множество противоречий. Затрагивая основание бытия человека, детерминацию изменения его качественных параметров, они существенно трансформируют основы духовного воспроизводства личности. Нивелируя присущие российской (русской) ментальности многовековые духовно-нравственные ценности, они меняют идентификацию молодежи - важнейшего субъекта воспроизводства духовных сущностных основ общества.
Можно констатировать, что в условиях смены цивилизационных оснований и нарастающей социальной поляризации изменилось содержание универсалий духовно-нравственного потенциала самореализации как личности, так и общества, что привело к нарастанию напряженности и возникновению противоречий. Тридцать лет влияния культуры иного типа цивилизации с идентичностью, чуждой российской культуре, сказались на всех сферах жизни общества и особенно на гражданской сфере,
40
отвечающей за формирование потенциала личности. Цивилизационная альтернатива нарушила духовное пространство России, духовные основы национальных культур ее народа, традиционный вектор стремления к духовному идеалу, актуализируя во всех сферах бытия и сознании личности утилитарные ценности и идеалы потребительского общества.
Перед Россией встала задача выбора собственного пути социально-экономического развития, исходящего из сути основания своей цивилизации, включающего духовно-нравственный потенциал и духовно-нравственные ценности при гибкой комбинации сути традиционных устоев и необходимых для развития в современных реалиях внешних трансформаций. В связи с этим важное значение приобрело рассмотрение духовно-нравственного потенциала личности как основы ее самореализации в противоречивых условиях российского общества.
Духовно-нравственный потенциал является носителем эволюционной информации российской цивилизации, при активации выполняя роль своеобразного камертона, по которому личность и общество самостоятельно настраивают все «обменные» процессы. Духовно-нравственный потенциал оказывает благотворное влияние на регенеративные процессы личности и общества, создавая важный регуляторный эффект взаимного развития. Появляющийся благодаря актуализации данного потенциала цивилизационный «иммунный ответ» становится неспецифическим фактором защиты российского человека от влияния многочисленных негативных и катастрофичных общественных процессов.
Заявленная тема имеет ярко выраженную социальную актуальность из-за негативных последствий недостаточного внимания общества к духовно-нравственной
ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^
том 22, № 1, 2022
гуманитарной науки и образования ' '
составляющей развития личности и духовно-нравственных перспектив развития общества. Устойчивый менталитет нации базируется на духовно-нравственном фундаменте, обеспечивающем историческую жизнеспособность общества, его консолидацию. Бездуховность становится угрозой национальной безопасности России.
Духовно-нравственный потенциал самореализации личности в современном российском обществе является и теоретической проблемой. В научных работах исследуется понятие «потенциал личности», однако практически не исследован непосредственно духовно-нравственный потенциал личности. При этом интерпретация сущностной основы понятия «потенциал» в современном научном знании сложна и субъективна. Полученные результаты недостоверно отражают суть понятий «потенциал» и «духовно-нравственный потенциал». Поэтому для современного российского общества как никогда актуальным становится вопрос снятия противоречий развития личности и общества [18] в ходе самореализации духовно-нравственного потенциала личности, что и составляет основу исследуемой социальной проблемы.
Обзор литературы
В отечественной философско-религиозной мысли поиск решения проблемы, касающейся духовно-нравственных основ развития личности, мы находим в идеалах, описанных в работах К. С. Аксакова, Н. А. Бердяева, Ф. М. Достоевского, Н. Я. Данилевского, И. А. Ильина, И. В. Киреевского, К. Н. Леонтьева, Н. О. Лосского, А. Ф. Лосева, В. С. Соловьева, Н. Н. Страхова, П. А. Флоренского, А. С. Хомякова и др. Эти философы стоят у истоков изучения русского духа, определяющего специфику национального самосознания русского народа и его ментальности, систему духовных ценностей и духовно-нравственных форм существования, детерминировавшего
историческую судьбу многонационального народа России и его духовные идеалы и устремления. Исследования ученых открывают базовое поле научных проблем, определяя направление исследований, стимулируя открытие законов, очерчивая сферу базового научного поиска.
Несмотря на то что понятие «духовно-нравственный потенциал» в таком понимании в трудах не используется, не раскрывается алгоритм движения личности к идеалу, а именно русскому духу, с позиций самореализации ее потенциала, их труды являются фундаментом исследования закономерностей духовно-нравственного развития личности в контексте исторического пути ментальности и многовековых духовных ценностей русского народа.
Исследование духовных основ жизни личности современными отечественными философами ведется в самых разных направлениях, что составляет важную часть в процессе осмысления такого глубокого и многомерного понятия, как «духовно-нравственный потенциал». Идея духовного получила широкое развитие в научных работах Д. Л. Андреева, Э. А. Бирюковой, Г. П. Выжлецова, А. И. Осипова, П. В. Симонова, С. Б. Токаревой, В. П. Тугаринова, В. Ф. Эрна, П. Д. Юркевича и др.
Исследования подготовили многообразный материал по проблеме, создав для основополагающих понятий процесса, а именно «духовность» и «нравственность», большое количество толкований. К сожалению, в целом понятия недостаточно четко определены и разработаны, а понятие «духовно-нравственный потенциал» лишь изредка упоминается, но практически не рассматривается. Таким образом, в научно-исследовательских практиках ускользает целостность понимания, что духовное измерение соединяет все стороны жизни человека, стягивая в единое поле многомерность изучаемых понятий. Кроме того, не
учитывается, что духовность и нравственность являются регулирующими функциями, обеспечивающими целостное поступательное развитие личности, и то, что система духовно-нравственных жизненных ценностей является одним из ключевых факторов, определяющих самореализацию потенциала личности в окружающем мире.
Нередко базируясь на разных парадиг-мальных основаниях, работы по духовности и нравственности создают противоречивую ситуацию. В силу различного понимания сути духовности и нравственности как духовно-нравственной основы потенциала суть потенциала и особенности его самореализации не определены и его описание в целом в науке отсутствует.
Философский аспект духовности и нравственности раскрывается в работах зарубежных исследователей: Г. В. Ф. Гегеля, С. О. Кьеркегора, И. Канта, Г. Ф. Лейбница, М. Хайдеггера, Ф. В. Ницше и др. Авторы рассматривают универсальный смысл бытия; духовность как сопряженность индивидуального и надиндивидуального (всеобщего) духа; субъект - как трансцендентальное сознание; дух - как объективное бытие; человек, приобщенный и «наполненный» метафизическими ценностями, вызывающими его потребность в ценностной вертикали, соотнесенности с абсолютными смыслами; взаимосвязь духовности и человеческого бытия.
Анализ и обобщение трудов представителей мировой философской мысли позволяет увидеть устойчивые духовно-нравственные конструкты и структуры, без которых невозможно человеческое бытие в мире, а также взаимосвязь духовного с историческим процессом и культурой. Однако, несмотря на осмысление такого сложного и многомерного понятия, как «духовность», и рассмотрение процесса развертывания духовного мира, исследовательский фокус не направлен в сторону духовно-нравственного потенциала личности как части содержа-
42
ния культурно-исторического мира России и его самореализации в условиях конкретно-исторической реальности.
В психологической науке духовное и нравственное рассматривается в контексте общего состояния духовной культуры общества, его духовного бытия и духовного мира. Это работы Р. Ассаджиоли, Б. С. Братуся, С. Грофа, В. Б. Зинченко, В. В. Знакова, В. В. Зеньковского, И. Н. Ильичевой, В. Н. Купцова, Л. Кол-берга, В. А. Пономаренко, И. И. Понферо-ва, В. Ф. Петренко, В. И. Слободчикова, В. Д. Шадрикова, В. Э. Франкла, К. Т. Ясперса и др. Современная психология интенсивно исследует феномены духовности и нравственности в контексте субъективного мира человека и его сознания, признавая объективность существования понятий «дух», «душа», «духовность», «нравственность», отмечая, что становление целостности человека возможно лишь в единстве духовного, психического (душевного) и телесного. Однако и в психологии существующие направления изучают лишь отдельные аспекты духовности и нравственности.
При этом представляется значимой ориентация современной психологии на духовность как родовое определение человеческого способа жизни. Рассматривается ее связь с потенциальным и творческим, самореализацией, саморегуляцией, самосовершенствованием и смыслом жизни. Изучается субъективная реальность («внутренний мир», «индивидуальность», «самость» и др.) в конкретных обстоятельствах жизни. Важно, что духовность рассматривается как условие личностного развития, объединяющее внутренний и внешний миры человека. Изучается и самореализация духовного «Я» субъекта.
Однако к настоящему времени в психологии не выработано единое определение духовности, нет четкого понимания и
ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^
определения понятия «духовно-нравственный потенциал», соотнесения духовно-нравственного потенциала самореализации личности с конкретными обстоятельствами российской действительности.
Фундаментальность исследований философии совместно с изысканиями психологической науки части вопросов по проблеме создает возможность рассмотрения такого многомерного и сложного понятия, как «духовно-нравственный потенциал личности».
Методы
Теоретико-методологическую основу исследования составили: культурно-исторический подход (Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, О. А. Г. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, Л. С. Выготский и др.), де-ятельностный подход (С. Л. Рубинштейн,
A. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.), нормативно-ценностная концепция социального действия (М. Вебер), эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона, теория социальной установки (У. А. Томас и Ф. В. Знанецкий, Г. У Олпорт, М. Смит и др.), гуманистический подход (Г. У Олпорт, А. Маслоу, К. Р. Роджерс и др.).
Разработанная А. В. Лубским [16, с. 59-73] методология трансдисциплинарного характера, представляющая собой синтез научных дисциплинарных и интердисциплинарных знаний на более высоком, метатеоретическом уровне абстракции, позволила обобщить философскими суждениями метатеорию различных научных дисциплин. Трансдисциплинарный подход (Л. П. Киященко,
B. И. Моисеев, В. Н. Порус, П. Д. Тищенко и др.) стал ментальной программой исследования, объединив единой целью все рассмотренные выше подходы и теории.
Результаты
Основой духовно-нравственного потенциала являются духовность и нравственность. В философской литературе
духовность рассматривается двояко: либо с рационалистической позиции (В. С. Барулин, В. В. Журавлев, С. Ф. Анисимов, А. К. Уледов и др.), либо с религиозно-философской (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, И. В. Киреевский, Н. О. Лосский, В. В Розанов, П. А. Флоренский, С. Л. Франк и др.). В работах исследователей часто употребляются понятия «дух», «душа», «духовность». В переводе с греческого дух - дыхание, дуновение. Он «сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует ("одухотворяет") телесную деятельность... Дух сам себя создает посредством духовной работы, которая не может прекратиться до конца жизни. Поэтому духовные различия между людьми гораздо больше, чем биологические» [9]. Духу приписывается универсальное и сверхразумное начало, которое присуще и человеку, обретшему дух и духовное, и проявляемое в его жизни через интуитивное.
Еще Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, Диоген, Сенека в своих трудах определяли душу как мыслящее «Я», регулирующую способности, осознающую себя в морально-этическом поведении, стремящуюся к духовному самосовершенствованию и преодолению дуальности сущности человека через соединение с миром идей. В Средние века в философском осмыслении встречалась характеристика троичного начала человека - духа, души и тела. В философии Филона Александрийского, Августина Блаженного есть положение, что Святой Дух дарует душе бессмертие и обеспечивает единую связь человека и Бога, а соединение трех ликов Троицы в единое целое (где скрывается понятие «личность») позволяет человеку реализоваться в полной мере. В эпоху Возрождения духовность рассматривалась Н. Кузанским, М. Фичино как микрокосм, в котором развернуто все божественное. В философии Нового времени Б. Спинозой, Р. Декартом, Г. В. Лейбни-
цем, Ж. Ж. Руссо соединялись духовность, смысл жизни, нравственные принципы и законопослушное поведение, душа и тело, изменение мысли и изменение человеком самого себя. В работах Г. В. Ф. Гегеля духовность связана с абсолютным духом, где через субъективный дух осуществляется высшая свобода.
В советский период духовность сводилась к определению стремления духовного развития личности в ее деятельностном аспекте, как проявление человеческой активности. В современном мире духовность заменилась на отражение внутренней реальности человека, где через внешнее окружающее пространство жизни определяется развитие. Духовность нашла выражение в традициях, которые, по мнению С. Е. Рыбакова, есть «проявление универсалий Бытия, иммунная система общества, фундамент и субстанция культуры» [10, с. 273].
Исторический анализ показывает, что в философском аспекте светских знаний духовность сводится к духовному аспекту внутренней жизни человека, проявляясь в культуре и традициях. В философско-религиозном понимании под духовностью подразумевается присутствие Бога в человеке, который через Дух контактирует с душой, становящейся в таком случае образом Божьим. В русской традиции мы можем увидеть и механизм единения, а именно мысль, которая «способна коснуться и познать две крайности, заполнив создавшийся промежуток между ними, образовав духовное пространство» [11].
Так как духовно-нравственный потенциал - феномен, объединяющий высшее, духовное и человеческое, его рассмотрение возможно лишь при условии объединения лучшего, что есть в обоих парадигмах. Подтверждают необходимость такого подхода к изучению процессов, происходящих в человеке, и другие исследователи. Так, Б. С. Братусь подчеркивает, что изучить
44
особое, вертикальное, духовное, познать анатомию и физиологию человеческого Духа затруднительно [5, с. 71]. К этому стремится философия и лишь приближается психология. Аналогичный взгляд и у В. П. Зинченко: без души и Духа психология не сможет вернуться к собственной целостности [12].
Учитывая достижения в познании, существующие на данный момент в светском и религиозном направлениях, отметим, что это две стороны единого процесса, нуждающиеся в дальнейшей детальной проработке их совместного и единичного бытия. Каждая из сторон изучает свою часть такого сложного явления, как духовность, описывая духовное пространство и единение бытия человеческого и бытия духовного.
С религиозной точки зрения наиболее близко суть духовного выражает Н. А. Бердяев. По его мнению, духовность определяется Богом и исходит от него, она «есть высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке» [3, с. 367]. С духовностью связано глубинное «Я» человека. Именно духовность, идущая из глубины, и есть «сила, образующая и поддерживающая личность в человеке». Духовность «вне феноменального объективированного мира, она не из него развивается, она лишь прорывается в него. Наиболее духовно значительное в человеке идет совсем не от социальных влияний, не от социальной среды, идет изнутри, а не извне. Рост духовности осуществляется заключенной в человеке духовной же силой, этот рост не может быть результатом недуховных состояний. Высшее никогда не получится из низшего, не заключающего в себе никаких задатков высшего, никаких его потенций. Духовная сила есть в человеке изначально и не человеческая только, но богочеловеческая. Человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным и из божественного источника получает поддержку» [4].
Гуманитарий : актуальные проблемы ^
Созвучны этим взглядам и мысли И. А. Ильина. Философ связывает духовность с божественной сущностью, подчеркивая, что дух есть подлинная драгоценная реальность, начало, во всем животворящее и освящающее жизнь. Духовность «не совпадает с сознанием, она не исчерпывается мыслью, она глубже, могущественнее, богаче, священнее» [14, с. 295-301]. Эту же мысль по-своему высказывает и В. В. Зеньковский: «Нельзя прийти к духовному росту через развитие психических сил - интеллекта, воли, чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется этим развитием душевной периферии» [13, с. 131].
Рассмотрение духовности с позиций религиозных представлений, под углом исследования потенциального, дает нам возможность ее определения как силы «нечто», проникающей в глубинное и потенциальное, гармонично соединяющей тело, душу и Дух, сворачивающейся и проявляющейся в виде духовной силы личности, позволяющей при развертывании интуитивно прозреть смысл и вектор направления индивидуальной человеческой жизни, самореализовать духовно-нравственный потенциал. Разворачивающиеся сущностные жизненные силы реализуются благодаря общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, интегрированности в триединство чувств, разума и волевой реализации в пространстве морально-нравственной и правовой регуляции, основанной на духовном.
Духовность есть сила, запускающая потенциальное и ведущая человека в самореализации потенциального к вершинам бытия. Потенциал становится реализующим сущностным началом, раскрывающим духовное. Высшее бытие, проявляясь во внутреннем человеке, познается сакральным мироощущением и выражается совестью. Воспроизводство духовного начала в человеке преобразует
его, создавая духовную основу его бытия, затем начинает влиять через него на общество, созидая его.
Духовный путь человека - это путь эволюционного развития через согласование духовного - материального. Это жизнь между полярностями внутренних дихотомий, проживание в реальности общественного бытия единых духовных законов развития природы, общества, человека. Духовно человек способен находиться одновременно во внутреннем и внешнем бытии, соединяя в единое целое сознательное и бессознательное. В этом пространстве формирования метасмыслов можно увидеть соединение интересных для исследования феноменов, а именно потенциального и ментального, духовного и нравственного.
В ходе исследования с позиции потенциального становится ясно, что рассматриваемый в ряде научных работ духовный потенциал отделен от материального и подразумевает обращение к сакральному. Частично отсоединен от духовного, при переориентации на материальное, что влечет за собой потерю исходных оснований, и нравственный потенциал. Лишь духовно-нравственный потенциал призван соединять обе стороны реальности бытия, духовную и материальную, и обеспечить целостный процесс развития человека.
Духовное есть запредельное, реализуемое через реальное, поэтому потенциальное выражается в личности не через духовное, а через конкретное, т. е. нравственное. Нравственность становится мостом, соединяющим духовное и материальное, механизмом реализации духовного, формой, несущей духовное содержание и способствующей его проявлению. Синхронизация сторон материализует духовное, проявляя абсолютное в материальном и конкретном. Благодаря нравственным нормам, усвоенным в процессе воспитания, духовные основы бытия становятся внутренними
нормами, регламентирующими внутренний мир человека. Влияя на соединение внутреннего, потенциального с высшим, сущностным способствуют реализации потенциала и одухотворению желаний личности, ее взглядов, убеждений, установок, стереотипов, формируя тем самым духовно-нравственное отношение к миру, ближнему, самому себе.
Посредством нравственности в материальный мир входят духовные ограничения, очерчивающие границы движения самореализации духовно-нравственного потенциала. Они создают единую духовно-материальную канву целостности человеческого бытия в пространственно-временном континууме его жизни.
Социокультурное пространство, детерминированное нравственными нормами, позволяет личности самоопределиться и, идентифицируясь с духовным, реализовать духовно-нравственный потенциал. Нравственные нормы способствуют трансформации физических инстинктов, создающих многообразие внутренних дихотомий. Они снимают дихотомии внутреннего и внешнего, гармонизируя внутренний мир личности, влияя на регуляцию внешних действий. Нравственные нормы являются фильтром, пропускающим все содействующее самореализации духовно-нравственного потенциала.
Существующее парадигмальное религиозное и светское позволяет рассмотреть исследуемую нами проблему с двух сторон. Духовное и сущностное, с одной стороны, а генетически исходное, родовое - с другой направляют жизненные силы потенциала в оптимальное русло самореализации, преобразуя человека, а через него и общество. Рассмотрение духовно-нравственного потенциала личности через соединение потенциального и божественного через природу ментального позволяет увидеть общее и особенное.
Таким образом, духовно-нравственный потенциал личности - глубинная сущност-
46
ная духовная часть целостного потенциала личности, его основа, определяющая движущие силы, глубинное «Я» человека и его потенции, изначально свернутая, познаваемая лишь сакральным мироощущением и выражаемая совестью, разворачивающаяся из глубины потенцией сущностных жизненных духовных сил субъекта в условиях духовного пространства способствующего актуализации ядра потенциала, его самореализации, достижению акме [15, с. 50-55].
Социально-философское исследование духовно-нравственного потенциала открывает возможность обоснования процесса самореализации личности, согласованного с функционированием всех пластов его бытия, и особенности его раскрытия в условиях современного общества, с учетом социальных изменений, всегда осуществляющихся в контексте личностного развития.
Обсуждение
Описание разных сторон духовно-нравственного потенциала, без концептуальной его характеристики, можно увидеть в исследованиях специалистов различных сфер знания: философии (С. Ф. Анисимов), культурологии (Л. В. Камедина), педагогики (К. Я. Вазина), искусствоведения, богословия и церковнойя истории (Н. Успенский), православной культуры (Н. А. Симонова), христианской психологии (Б. С. Братусь), правоведения (А. А. Тер-Акопов) и др. В этих работах понятие «духовно-нравственный потенциал» четко не определяется и не разрабатывается.
В рамках социологии духовно-нравственный потенциал раскрывается чаще всего в плане культурной безопасности и защиты фундаментальных ценностей (патриотизм, историческая память, идеалы личности и общества и др.), выполняющих в обществе мировоззренческую, преемственную, регулятивную, охранительную, инновационную, правовую и другие функции. Структурные элементы и факторы
ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^
духовного потенциала мы можем увидеть в исследованиях Л. М. Галиева, Г. Р. Агля-мовой, Т. Р. Азиуллиной [1-2; 7]. В целом духовно-нравственный потенциал, по мнению специалистов, состоит из временной, социокультурной особенности, репрезентативной культуры и т. д.
При исследовании потенциала личности О. С. Анисимовым, А. А. Деркачем [8, с. 49], Н. Б. Трофимовой затрагивается и проблема духовно-нравственного потенциала личности, где в качестве закономерностей выделяются его возможные рефлексивные составляющие и их сущностные характеристики - закономерности развития.
Наиболее полно духовно-нравственный потенциал личности в современной философии рассматривала Л. Х. Газгиреева [6], отмечая его сущность в контексте экзистенциальных структурно-преобразующих смыслов бытия. Автор включила в него духовный интеллект, менталитет, духовно-нравственный иммунитет и эстетизацию повседневности. По мнению автора, духовно-нравственный потенциал личности включает следующие компоненты: мотива-ционно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический, эмоционально-волевой. Качественная характеристика духовного измеряется способами, целями, характером удовлетворения имеющихся потребностей, желанием «переделать» от несовершенства мир. Духовное самоопределение является аксиологической доминантой, в процессе которой осуществляется познавательно-поисковая и ориентационно-рефлексивная активность индивида (рефлексивная как рефлексирующая). Духовные аспекты человека - нравственность, эстетическая направленность, мышление, сознание.
Автор отмечает, что именно субъект является «со-творцом» бытия, пытаясь наделить бытие идеальным смыслом, и говорит о необходимости формирования нового
типа личности - «самоактуализирующегося человека», достигающего трансцен-денции, стремящегося к интеграции всех сторон жизни. Актуализация и активизация духовного потенциала в духовной жизни российского общества, находящегося в условиях определенной социокультурной реальности, для выхода из кризиса определяется ею рядом существенных характеристик или черт выражения духовного потенциала: гносеологической - степень эффективности средств и методов, воздействующих на сознание личности, зависящих от субъекта и объекта воспитания; аксиологической - средств, формирующих духовный мир личности и ориентирующих ее на определенные идеалы; онтологической - структурно-преобразующие смыслы бытия - повседневности, любви, свободы, творчества, духовности.
Гуманизм, по мнению автора, как экзистенциально-ценностный императив может помочь в общественной жизни преодолеть кризис духовности, став ее структурно-преобразующим компонентом ценностных смыслов и обеспечением экзистенциального равновесия. При этом духовно-нравственный потенциал Л. Х. Газгиреева порой называет духовным потенциалом, объединяя эти два потенциала в единое целое, что придает характеристике потенциала не совсем точный смысл. Не совсем полно раскрыты и суть духовного (духовно-нравственного) потенциала, его структурные составляющие, описание его самореализации.
Интерес для нашей работы в сфере психологии представляет и исследование духовного потенциала Т. Н. Липатовой [17]. Он определяется как характеристика накопленных, сформированных возможностей для реализации внутренних сил и способностей, скрытых или частично вовлеченных в процесс интеллектуальной, нравственной и культурной деятельности, как комплекс обстоятельств, условий и
факторов использования обществом этих способностей и талантов для социокультурного развития.
Базой духовного потенциала, по мнению автора, являются жизненные силы и жизненный ресурс. Содержится он «внутри» индивида или социального образования в зрелом виде («наличный» как возможности и условия их реализации) или в процессе генезиса («перспективный» как способности и возможности, которые могут проявиться при соответствующих условиях) или частично реализуемый в индивидуальной или общественной практике («используемый»). Раскрывается на эмпирическом уровне через возможности носителя и включает совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей. Носителями являются индивид, группа, региональная общность как обладатели способностей и побудительных мотивов к определенному виду деятельности.
Духовный потенциал индивида, по мнению Т. Н. Липатовой, образуют такие характеристики, как образованность, стремление к постоянному пополнению знаний, совершенствованию навыков и развитию имеющихся задатков, повышению профессионального уровня, ориентация в мире искусства, потребность в постоянных контактах с искусством, приверженность национальным традициям и обычаям, а также универсальные, личностные, религиозные ценности, ценности трудовой, социально-политической и духовной сфер жизнедеятельности. Именно ценности и ценностные предпочтения в структуре потенциала занимают важное место. Их система - фактор реализации духовного потенциала, актуализации возможностей и способностей, определяющих во многом поведение и деятельность людей.
Развитие общества, с точки зрения Т. Н. Липатовой, предполагает актуализацию наличных или перспективных воз-
48
можностей, сформированных в духовном потенциале под воздействием объективных (определенных условий и конкретных действий со стороны государства и общества) или субъективных (актуализация способностей, возможностей и талантов членов социума, определяемых системой ценностных предпочтений) факторов. При таких условиях он может реализоваться, выступив источником духовно-нравственного совершенствования для носителя, и этнокультурного развития - для региона, в котором существует своя специфика реализации потенциала, просматривающаяся во взаимодействии ценностных предпочтений в его структуре. Содержание - целостное явление, как система, находящаяся в условиях внешнего окружения, элементами которой являются качество социального потенциала и таких сегментов духовной сферы, как образование, наука, искусство, религия, основные сферы реализации духовного потенциала. Они определяют возможности реализации человеком разнообразных способностей и талантов, получение позитивно значимых результатов в духовной сфере жизнедеятельности. При этом духовными ресурсами жителей являются образованность, нравственность, творческий потенциал, ценностные предпочтения. В связи с этим для понимания феномена важна не его величина, а оценка качества социальной жизни, существующих условий для формирования и реализации потенций человека в духовной сфере жизнедеятельности. Духовные возможности человека, в совокупности определяющиеся степенью развития морального и психологического сознания, создают еще один потенциал - морально-психологический.
Заключение
Прогрессивное развитие личности и общества всегда достигается сочетанием социальных, политических и экономических
ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^
перемен с социокультурными особенностями народа, его духовной культурой. Традиционное позволяет сохранить внутреннюю и внешнюю стабильность, психологическую опору от внедрения чуждого опыта, не интегрируемого с историческим опытом народа.
Жесткие современные реалии приводят к необходимости возвращения россиян к истокам цивилизации, основой которой является духовно-нравственное, созидательное начало, актуализирующее духовно-нравственный потенциал через систему духовно-нравственных ценностей и смыслов, формирующее модели поведения и психозащитные механизмы регуляции как личности, так и общества.
Организм человека изначально настроен на единение с сущим и генетически исходным, воспроизведением его основ в развитии, культуре, сферах жизни - политической, экономической, социальной.
Социальные изменения всегда осуществляются в контексте развития личности, без достижения духовных вершин которой невозможно дальнейшее движение общества. К сожалению, современные условия меняют природу человека, поэтому вопрос создания условий для реализации духовно-нравственного потенциала в современном обществе остается открытым.
Будущее России как духовно-нравственной державы возможно лишь при целенаправленном формировании у молодого поколения духовно-нравственных основ, фундамента реализации духовно-нравственного потенциала - главного фактора открытия способностей, творческого начала, уникальности человека. В связи с этим в России необходимо создание духовного ресурсного пространства, способствующего актуализации и самореализации духовно-нравственного потенциала.
Cписок источников
Аглямова Г. Р. Интеллектуальный потенциал молодого города и факторы его развития (на материалах города Набережные Челны). - М., 2003. - 383 с.
Азиуллина Т. Р. Культурный потенциал современного города (на материалах города Набережные Челны) : дис. ... канд. социол. наук. - Казань, 2004. - 216 с. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. - М. : Республика, 1994. - 480 с. Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого [Электронный ресурс]. - URL: http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1944_041_7.html. Братусь Б. С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 71-79.
Газгиреева Л. Х. Духовная жизнь современного российского общества в экзистенциально-ценностном измерении : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Ставрополь, 2014. - 60 с. Галиев Л. М. Духовный потенциал сельского учителя и факторы его совершенствования : дис. ... канд. социол. наук. - Казань, 2007. - 191 с.
8. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2004. - 750 с.
9. Дух // Философский словарь. Philosophisches Worterbuch. - М., 1961. - С. 213.
10. Рыбаков С. Е. Философия этноса. - М. : ИПК Госслужбы, 2001. - 358 с.
11. Зинков Е. Г. Культурное пространство Российской духовности : дис. ... д-ра филос. наук. -Ростов н/Д, 2006. - 291 с.
12. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. -М. : Тривола, 1994. - 304 с.
13. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М. : Издательство Свято-Владимирского братства, 1993. - 222 с.
14. Ильин И. А. Путь к очевидности : сборник. - М. : Республика, 1993. - 430 с.
6
7
15. Казанцева Д. Б. Самореализация духовно-нравственного потенциала личности в России : монография. - Прага : Sociosfera-CZ, 2020. - 238 с.
16. Лубский А. В. Особенности интердисциплинарных и трансдисциплинарных исследований // Междисциплинарность в современном научном дискурсе : теория и практика : материалы научного семинара Южного федерального университета. - Ростов н/Д : Издательство ЮФУ, 2016. - С. 59-73.
17. Липатова Т. Н. Механизм воздействия ценностных ориентаций населения на формирование и развитие духовного потенциала региона // Вестник экономики, права и социологии. -2010. - № 3. - С. 143-147.
18. Сомкин А. А. Целостная личность и современный социум : единство и оппозиционность. -Саранск : Издательство Мордовского университета, 2010. - 292 с.
References
1. Aglyamova G. R. Intellectual potential of a young city and factors of its development (on the materials of the city of Naberezhnye Chelny). Moscow, 2003, 383 p. (In Russ.)
2. Aziullina T. R. Cultural potential of a modern city (on the materials of the city of Naberezhnye Chelny). Abstract of Cand. Sci. (Sociology) Dissertation. Kazan, 2004, 216 p. (In Russ.)
3. Berdyaev N. A. Philosophy of a free spirit. Moscow, 1994, 480 p. (In Russ.)
4. Berdyaev N. A. Existential dialectics of the Divine and the Human [Electronic resource]. Available at: http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1944_041_7.html. (In Russ.)
5. Bratus B. S. Double existence of the soul and the possibility of Christian psychology. Voprosy psihologii = Questions of Psychology, 1998; 4: 71-79. (In Russ.)
6. Gazgereeva L. Kh. Spiritual life of modern Russian society in the existential-value dimension. Abstract of Doc. Sci. (Phil.) Dissertation. Stavropol, 2014, 60 p. (In Russ.)
7. Galiev L. M. Spiritual potential of the rural teacher and the factors of its improvement: Cand. Sci. (Sociol.) Dissertation. Kazan, 2007, 191 p. (In Russ.)
8. Derkach A. A. Akmeological bases of professional development. Moscow; Voronezh, 2004, 750 p. (In Russ.)
9. Spirit. In: Philosophical Dictionary. Moscow, 1961, P. 213. (In Russ.)
10. Rybakov S. E. Philosophy of Ethnos. Moscow, 2001, 358 p. (In Russ.)
11. Zinkov E. G. Cultural space of Russian spirituality. Doc. Sci. (Phil.) Dissertation. Rostov-on-Don, 2006, 291 p. (In Russ.)
12. Zinchenko V. P., Morgunov E. B. Man is developing. Essays on Russian Psychology. Moscow, 1994, 304 p. (In Russ.)
13. Zenkovsky V. V. Problems of education in the light of Christian anthropology. Moscow, 1993, 222 p. (In Russ.)
14. Ilyin I. A. The Way to Evidence. Moscow, 1993, 430 p. (In Russ.)
15. Kazantseva D. B. Self-realization of the spiritual and moral potential of the individual in Russia. Prague, 2020, 238 p. (In Russ.)
16. Lubsky A. V. Features of interdisciplinary and transdisciplinary research. In: Interdisciplinarity in modern scientific discourse: theory and practice: materials of the scientific seminar of the Southern Federal University. Rostov-on-Don, 2016, P. 59-73. (In Russ.)
17. Lipatova T. N. The mechanism of the impact of value orientations of the population on the formation and development of the spiritual potential of the region. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii = Bulletin of Economics, Law and Sociology. Kazan, 2010; 3: 143-147. (In Russ.)
18. Somkin A. A. The integrated personality and modern society: unity and opposition. Saransk, 2010, 292 p. (In Russ.)
Поступила 25.09.2021.
ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^
Сведения об авторе
Казанцева Дина Борисовна - кандидат психологических наук, докторант Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, Россия). Сфера научных интересов: самореализация потенциала личности, духовность, нравственность, право, трансформация духовно-нравственных ценностей в современном обществе. Автор более 170 научных и научно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6977-0052.
E-mail: [email protected]
Submitted 25.09.2021.
about the author
Dina B. Kazantseva - Candidate of Psychology, Doctoral Candidate, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia). Research interests: self-realization of the individual's potential, spirituality, morality, law, transformation of spiritual and moral values in modern society. The author of more than 170 scientific and scientific-methodical publications. ORCID: https://orcid. org/0000-0001-6977-0052.
E-mail: [email protected]