Научная статья на тему 'Духовно-нравственное обучение детей в системе общего среднего образования'

Духовно-нравственное обучение детей в системе общего среднего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное обучение детей в системе общего среднего образования»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. В. Будзей

Формируя духовно-нравственное образование ребенка, следует помнить слова выдающегося российского психолога Л. С. Выготского: «Ни одна форма поведения не является такой крепкой, как та, что связана с эмоцией... Ни одна моральная проповедь так не воспитывает человека, как живое чувство...». Именно такой методологический подход положен в качестве фундаментальной основы в организацию учебно-воспитательного процесса в частном учебном заведении «Гармония» г. Алчевска Луганской области (Украина).

Главное для педагогов школы - «сеять разумное, доброе, вечное», развивать в детях самостоятельность, воспитывать чувство любви к себе и ближнему, формировать оригинальность мышления, ловкость и красоту движений и многое другое. Дети, как и взрослые, хотя и по-своему, ищут ответы на вечные вопрос: «Кто мы?, «Откуда и куда мы идем?». Помощь в поисках ответа на эти вопросы в период становления личности очень важна. Изучая особенности каждого ребенка, педагоги ищут к нему «ключик», стремятся в любых непростых ситуациях протянуть руку помощи. Все это формирует у школьников уверенность в себе, открытость для общения, дружелюбность, почтительное отношение к родителям, родным и близким, окружающим.

Важнейший принцип, который исповедуют педагоги школы в системе духовно-нравственного воспитания школьников, сформулирован таким образом: «Достоинство воспитывается достоинством, уважение - уважением, а любовь - любовью». Мы уверены, что эти нравственные корни удержат личность современного школьника на благодатной почве отечественной православной культуры и общечеловеческих ценностей, не смотря на стремительно заполняющий наше нравственное пространство ветер «европейских инноваций», часто несовместимых с нравственностью вообще.

Можно объяснять происходящую интервенцию аморальности интеграционными межкультурными процессами, можно пытаться перенести традиции общественного развития других социальных систем на отечественную почву, можно, не прикрываясь благоразумными лозунгами, открыто проповедовать насилие, наркотики и секс - действительно, свободное общество разрешает все. И, очевидно, что ни политические, ни государственные рычаги не остановят этот «моральный прогресс». Не быть безнравственным может

241

только нравственный человек. Альтернативу безнравственности мы видим в непрерывном духовно-нравственном обучении детей от дошкольного возраста до социальной зрелости. Исходя из этого, в нашей школе созданы условия для полноценного интеллектуального и духовного развития каждого ребенка. Дети хотят учиться, с радостью идут на уроки и внеурочные занятия. В структуре учебного заведения - школа и детский сад. Концептуальное основы образовательной программы «Гармонии» опираются на: (а) современные представления о будущем человечества, что в свою очередь определяет содержание духовно-нравственного потенциала каждого воспитанника, которому предстоит созидать это будущее и жить в нем; (б) современные научные исследования в области образования, психологии и педагогики; (в) социальный заказ общества, в котором духовно-нравственное образование ассоциируется с такими ценностями как патриотизм, отечество и православие.

Учебно-воспитательный процесс в школе обеспечивают высокопрофессиональные педагоги. Достижению поставленной цели способствует и современная материально-техническая база - учебное оборудование, кабинеты химии и физики, Интернет, антисколи-озные парты, библиотечный фонд более пяти тысяч (научные, художественные, учебные, словари и справочники) книг, спортивнооздоровительный комплекс, теннисный корт. Опыт нашей работы (более 20 лет педагогического стажа) показывает, что пренебрежение взрослых самочувствием школьника (например, обучение в плохо отапливаемых классах) не способствует установлению положительных контактов, взаимопонимания и доверия в системе взаимодействия «ученик-учитель». В основе учебного процесса как традиционные, так и инновационные формы и методы отечественного образования. Сложилась следующая структура: группы раннего развития детей (от 1,5 до 4 лет); группы кратковременного пребывания с целью подготовки к школе (5-6 лет); группы, учитывающие личные потребности младших школьников (занятия с логопедом-дефектологом, коррекционная гимнастика); внеурочные занятия для учащихся начальной школы и среднего звена - культура поведения; основы морали; английский язык; хореография, изостудия; логика, риторика; мини-футбол, баскетбол, волейбол и др.

Миссия школы в том, чтобы дети были умны и здоровы, чтобы развивался их личностный потенциал. Миссия школы и в том, чтобы помочь родителям дать их детям все то, что не успевают дать они сами из-за постоянной хронической занятости. Поэтому мы объединили опыт мудрых предшественников - наследие отечественной пе-

242

дагогики - с талантом и профессионализмом учителей, и на этой основе создали «Гармонию» - школу, которая открывает учащимся дверь в мир знаний и духовного развития, позволяет учиться с удовольствием, познавать самих себя и окружающий их мир. Особая забота - нравственное пространство «Гармонии». Отличительная черта - благоприятная обстановка и общение, в которой ребенок не «собьется с пути истинного», а «сложные дети» обретают уверенность в своих силах, здоровье, развивают высокие интеллектуальные способности и нравственные устои. Педагоги уверены, что защитить от всего негативного в нынешней очень сложной во всех отношениях (экономики, морали, этики и т.д.) жизни, обеспечить нравственную безопасность и воспитать детей достойными и нравственными людьми могут только их родители - было бы у них желание. Но, к сожалению, многие родители по разным причинам этого не понимают. Важно достучаться до сознания пап и мам и, образно говоря, направить их «на путь истинный». Взаимопонимание и взаимодействие с родителями каждого ученика - обязательное условие эффективного духовно-нравственного обучения детей.

На основе такого взаимодействия в школе внедряется система религиозного православного воспитания. На специальных занятиях знакомим учащихся (с учетом их возрастных особенностей) с православным наследием. Дети внимательно и с удовольствием слушают библейские рассказы, проявляют интерес к истории религии, изучают народные обряды, принимают участие в праздновании знаменательных для православия дат. Такой подход к обучению и воспитанию помогает готовить учащихся к жизни, особенно в нравственном, духовном плане. Мы уверены, что образованный, высоконравственный и воспитанный молодой человек обязательно добьётся успеха в жизни и принесет пользу обществу.

Наши взгляды на организацию учебно-воспитательного процесса разделяют и родители, которые, как правило, привели к нам ребенка потому, что разочаровались в общеобразовательной школе. У родителей, к сожалению, часто недостаточно времени для общения с детьми и в силу своей занятости не всегда могут уберечь ребенка от вредных привычек, дурного влияния улицы и плохих компаний. Поэтому в основе школьной работы - индивидуальный подход к обучению. Индивидуальная система работы с ребенком разрабатывается для каждого конкретного случая, что дает возможность быстро ликвидировать пробелы в знаниях, развить у ребенка интерес и мотивацию к учебе, вселить оптимизм и уверенность в собственных силах, оптимизировать отношения с родителями, в це-

243

лом вывести ученика на путь развития духовно-нравственного личностного потенциала. Педагоги стремятся сохранять и физическое, и психическое здоровье детей. В небольших по численности классах (до 10 человек) учитель учит ребенка, а не класс - отсюда высокая эффективность обучения.

По сути, назначение любой школы - быть духовнопросветительским образовательным центром для детей и их родителей. Но современная практика работы большинства общеобразовательных школ показывает, что эта миссия часто для них невыполнима в силу разных причин: от некомфортности классов до некомфортности общения. В условиях экономического кризиса и неполного финансирования школ, сокращаются учебные часы для проведения спецкурсов, факультативов, кружков, а ведь именно эти формы учебных занятий обеспечивают духовно-нравственное обучение и воспитание молодежи. Парадокс состоит в том, что призывая молодежь к нравственности и общечеловеческим ценностям, общество позволяет государству экономить на образовании этой же молодежи. Очевидно, что это пагубный путь, и возвращаться на «путь истинный» необходимо уже сейчас. Одно из направлений состоит в развитии мотивации школьников к чтению произведений, которые несут высокий нравственный смысл. К этому выводу педагоги школы пришли в ходе пятилетней исследовательской работы в статусе экспериментального учебного заведения регионального уровня. Разрабатывая модель управления процессом формирования духовно-нравственных качеств учащихся начальной школы, мы проанализировали нравственный потенциал всех школьных учебников и литературы для внеклассного чтения, а также изучили выборы учащихся: Какие они мультфильмы смотрят? Какие телепрограммы выбирают? Каким фильмам отдают предпочтение? Полученные результаты убедили нас в том, что процесс духовно-нравственного обучения требует педагогического управления и сопровождения.

Таким образом, духовно-нравственное обучение школьников в системе общего среднего образования определяется нами как основная задача современного учебно-воспитательного процесса и предпосылка восстановления нравственности общества в целом.

244

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.