Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

124
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ»

ДУХОВНОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ: СЕВЕРО-ЗАПАД РОССИИ

Мануйлова Е.А., асп., асс.

Псковского государственного педагогического

университета

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

Современное общество демонстрирует противоречие между возможностями использования плодов прогресса и постоянно воспроизводимым состоянием риска1. Это обстоятельство порождает хаос социальных отношений, сопровождающийся распадом семейных структур, низвержением прежних авторитетов и ценностей (милосердия, сострадания, послушания), трансформацией, мутацией нравственных критериев, императивов и ростом недоверия, непредсказуемостью будущего.

Индивидуально-социальное бытие Человека XXI в. протекает в пространстве глобального города и характеризуется: 1. Амбивалентностью (одновременность противоположно направленных мотивов и деяний, часто противоположных влечений, чувств, мотивов, поступков, ценностей, отношений и ожиданий)2. 2. Нравственным, ценностно-нормативным релятивизмом. 3. Полионтологической реальностью (по Н. А. Носову).

Это явление К. Маркс в свое время назвал «отчуждением» человека от мира, в конечном счете - от себя. В итоге возникает

1 Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. - М.: Мысль, 2007. - 288 с.

2 Бим-Бад Б.М., Егорова Л.И. Категория амбивалентности в теории воспитания человека // Педагогика. - М., 2008. - № 7. - С. 8-17.

противоречие между внутренним и внешним миром Человека. Внутренний Человек живет в физическом, природном пространстве - это моноонтологическая реальность. А внешний Человек, соответственно, - обитатель глобального города, признающий виртуальное (цифровое) пространство как полионтологическую реальность. Подобное состояние человека можно охарактеризовать как «Постбытие».

Цивилизационный слом ставит цивилизацию на порог глобального пересмотра ценностей, новой «революции сознания», без которой человечество не сможет дать ответ на вызовы времени. На смену научно-техническому, «позитивистскому» прогрессу должен прийти морально-этический прогресс. Каким он должен быть? Какова в нем роль образования? Что может сделать современный учитель и воспитатель? Каким должно быть качество современного человека, его духовно-нравственные ценности?

От выбора целей образования, от ориентации на тот или иной образ и идеал человека зависит будущее, картина жизни завтрашнего дня.

Обратимся к категории «образование». С точки зрения Н.С. Рыбакова, это размещение человеком себя в мире, процесс взаимного преображения мира и человека, в результате чего мир обретает человеческое измерение (мир-для-человека, мир-с-человеком), а человек становится неотъемлемой частью бытия мира (человек-в-мире, человек-для-мира). Образование - это никогда не прекращающийся процесс соотнесения, встречи человека и мира, результатом чего оказываются новые формы их взаимного бытия. Представим параметрическую модель образования1.

1. Образование есть вхождение человека в мир, т.е. процесс «погружения» формирующегося человека в социокультурное пространство, в мир культуры, произведенной до него человечеством.

2. Образование есть постижение человеком смыслов бытия. Содержание образования должно развивать не только интеллект человека, но и «возделывать» душу, пробуждать в человеке собственно человеческое.

Практика жизни показывает, что развитие лишь умственных способностей человека без совершенствования его нравственной воли приводят к печальному результату - к дисгармонии душевных сил человека.

1 Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. - М.: Радуга, 2003. - С. 1100.

Вырастают умные негодяи, ловкие и беспринципные люди, гораздо худшие, «нежели простые невежи». Образование есть путь поиска человеком смысла собственного бытия в сопоставлении его с высшим смыслом.

3. Образование есть обретение человеком собственного образа. Определенное общество, культура ориентируют образовательный процесс на тот или иной идеал человека. Идеал человека - смыслозадающий вектор функционирования образования как системы, имеющий свойство меняться от эпохи к эпохе. Смена идеалов всегда происходит болезненно, ибо пока не утвердился новый идеал, а старый уже утратил свою притягательную силу, возникает период кризиса, неверия и безыдейности, что воспринимается как конфликт между поколениями. Сегодня нет однозначного представления об идеале человека. Г. Маркузе констатировал появление «одномерного человека» как продукта массовой культуры, «человека частичного, дробного», который и утвердился повсеместно в западноевропейской цивилизации. Г. Гуджиев вывел свою формулу: «человек есть множественность». Обретение человеком собственного образа может превратиться в мучительную проблему, которая рискует оказаться не только нерешенной, но и не решаемой в принципе, ибо образ (идеал) человека здесь становится релятивным. В противовес идеалу множественного человека в истории человечества, известен идеал человека цельного. Он восходит своими истоками к раннему христианству и означает, сколько бы частей ни включала в себя человеческая природа (христианство говорит о тримерии, трихотомии человека - духе, душе и теле), все они должны быть органически связаны между собой, образуя гармонию. Поэтому можно говорить о двух противоположных тенденциях и даже стратегиях развития современного образования: одна из них заключается в ориентации на идеал человека частичного (одномерного), обладающего нравственным, ценностно-нормативным релятивизмом, другая - в ориентации на идеал человека цельного. В зависимости от направленности на один из данных идеалов по-разному будут выстраиваться стратегии образования. Нерешенными остаются вопросы: как может человек достичь состояния цельности, каким в этой связи должно быть образование? Еще менее ясным представляется вопрос - а следует ли вообще стремиться к обретению цельности в условиях техногенной цивилизации, информационного общества?

4. Образование есть пробуждение и становление духовности. Высшее назначение образования - делать человека существом

духовным. И. А. Ильин понимал дух как разыскание и непосредственную жизнь всего того, что придает ей высший смысл . Дух живет всюду, где проявляется или переживается людьми Совершенство. Стремление к Совершенству и составляет духовный смысл и природы, и человеческой жизни. Дух есть внутренний свет во всех вещах, начало, во всем животворящее, осмысливающее и очистительное. Это и есть самое важное в воспитании и образовании.

Сегодня гуманитарные науки единодушно признают падение духовности новоевропейского человека. Налицо антропологический кризис.

Глобальная идея духовности, заключенная в христианстве, вытеснена культом рацио и постепенно уходит на второй план. А вместе с ней из жизни современного человека уходит все глубинное, заключающее в себе внутреннее содержание, наполненность и основательность для выражения совершенства. Духовность выступает в качестве пережитка прошлого, отягощающего жизнь человека «свободного». Ввиду сложившейся ситуации образование уже не может продолжать выполнять свою главную функцию - делать человека существом духовным.

Человек как субъект «постбытия» в постмодернизме должен в гораздо большей степени творить себя, что проявляется в расширении поля ответственности в процессе самостоятельного конструирования биографии. Вместе с тем растет неопределенность и индивидуализация его жизненного пути.

Перед всеми причастными к образовательному процессу, всегда стояла проблема духовно-нравственного воспитания человека. Решения проблемы были разными в зависимости от того, какая мораль бралась за основу - «мораль запретов» или «мораль принципов». Вследствие многовекового господства морали запретов мы наблюдаем теперь кризисные явления в нравственности. У некоторых молодых людей не воспитана совесть. Они овладели научными знаниями и практическими навыками, но духовно-нравственное становление их зачастую остается на младенческом уровне, что выражается в непрерывном стремлении к удовольствию, в эгоизме и безответственности.

В ходе исследования мы предприняли попытку выявить отношение учащихся к духовно-нравственным ценностям, уделив особое внимание отношению к семье. Применялись различные

1 Ильин И. А. Основы христианской культуры. - СПб.: Шпиль, 2004. - 352 с.

диагностические методики, творческие мастерские, анализ продуктов деятельности.

Интерпретация эмпирических данных показала, что для современного молодого человека, школьника 13-17 лет, значимы следующие духовно-нравственные ценности: любовь, доброта, забота, почитание предков, семейный лад, доверие, справедливость; кроме того, 8% опрошенных относят к духовным ценностям компьютер и холодильник. Скорее всего, компьютер рассматривается школьниками как средство и проводник в своего рода «землю обетованную», альтернатива «сотериологической» реальности спасения и утешения. Главными духовными ценностями семьи считают: справедливость, заботу, доверие - по 12%, ответственность - 10, любовь - 8, доброту - 6, взаимопомощь, терпение - 5; единство, честность, юмор, умиротворенность, внимание - по 4, взаимопонимание, веру в Бога, целомудрие - по 3; поддержку, уважение - по 2, готовность на уступки - 1%. Аналитический взгляд на полученные данные позволяет сделать следующие выводы: в образах и ассоциациях респондентов отражается представление о семье как архетипе, семья олицетворяется с греющим солнцем, лодкой, колыбелью, деревом и др. То, что В.В. Розанов назвал «причалом» и «пристанью отчала». Получается, что в представлениях современных молодых, семья, в некотором смысле ассоциируется с «аристократической формой жизни», при этом доминирует представление: «Основное предназначение семьи - выполнять репродуктивную функцию, она обеспечивает общество новыми членами». Кроме того, анализируя эссе-размышления учащихся на тему: «Семья - кристалл общества» мы видим, что молодые люди сетуют: «Семейная жизнь ограничивает свободу действий, противостоит разгульному образу жизни», при этом отмечают ее положительное влияние: «... семья помогает встать на истинный путь, воспитывает в человеке отцовские качества, является фундаментом общества». Представления о семье колеблются от «будущая семейная жизнь - рядовое событие, этап в жизни человека», «счастливая, яркая, необходимая, то, что неразделимо основывается на высокой любви» до «ты одинок, если у тебя нет семьи; человек без семьи как ангел без крыльев». Молодые сегодня ориентированы на карьеру - быть успешными в обществе. Снизить уровень притязаний к успеху в социальной жизни согласны 30% девушек. В принципе не готовы выполнять традиционно женские роли, не идентифицируют себя с женщиной - хранительницей домашнего очага, воспитательницей человека - 15%. Карьерному росту гото-

вы предпочесть уют домашнего очага, став сердцем семьи и хозяйкой лишь 30% девушек. Около 10% респондентов признают, что в условиях вызовов «Постбытия», традиции оказывают благоприятное влияние на пути сохранения семьи. Из эссе-размышления ученицы 11 класса МОУ средней общеобразовательной школы № 47 г. Пскова: «В современном обществе семья перестает носить патриархальный характер. Конечно, ведь в постиндустриальном обществе это крайне сложно. Но я могу сказать (на примере собственной семьи), что есть семьи, в которых чтят ум, религию, традиции. Денежный эквивалент стоит далеко не на первом месте, хотя жить богато куда приятнее. Я считаю, что самое главное в семье -чтобы мужской ум руководил, а женское сердце не утрачивало способность любви, тогда семья останется и будет кристаллом общества». «Обострились противоречия между детьми и родителями. К сожалению, сегодня никого уже не удивляет, что родители и дети имеют разные запросы, порой несовместимые ценности. Семья нужна для того, чтобы делать попытки возвратить в дом те традиции и ценности, без которых семья не может существовать. Так как наше время более сложное и люди не хотят создавать семьи, они страдают духовной незрелостью и нуждаются в помощи педагогов, деятелей культуры, Православной церкви».

Автор видит пути преодоления проблем нравственного, ценностно-нормативного релятивизма в обращении участников образовательного процесса к отечественной традиции, к принципам христианской морали. При этом понимая, что христианский православный закон невозможно уложить в список правил или запретов. Он не может быть сведен к десяти заповедям Моисея. Христианство от ветхозаветной морали правил и запретов перешло к «морали евангельского духа», к «морали принципов», на первое место выдвигается совесть верующего человека. Дело воспитателей и самого ученика - совершенствовать совесть, защищать ее свободу от посягательств чужой злой воли, от диктата телесных инстинктов. Это путь к более совершенному стилю жизни. Тогда личность сможет повлиять на вектор времени, выступая не только как объект глобализации, но и в качестве субъекта, творящего свою жизнь.

Мир - важное условие существования человека в глобальном мире. Стремление к любви отражено в заповедях Христа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божии-ми» (Мф. 5:9). Следуя им, человек исцеляется духовно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.