Научная статья на тему 'Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности'

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2472
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина Елена Николаевна

Духовно-нравственное и патриотическое развитие и воспитание подрастающего поколения приоритетное направление современной образовательной политики. В программных документах, таких как, Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 г.», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и начального образования, Закон РФ «О доблестных днях славы России», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы», ставится проблема развития высоконравственной личности, патриота своего Отечества, укорененной в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны, и рассматривается как условие стабильного развития общества, идущего по пути модернизации, социально-экономических и политических преобразований, способного твердо и уверенно противостоять внешним вызовам. Анализ теории и практики духовного, нравственного и патриотического воспитания детей в период детства, актуализация значимости содействия становлению и развитию духовных, нравственных и патриотических представлений, чувств и качеств ребенка и недостаточная разработанность дидактического сопровождения процесса духовно-нравственного и патриотического воспитания, сориентировал нас в необходимости разработки комплекса настольных игр «Наследие» (9 настольных игр), в содержание которых вошло около двухсот фрагментов произведений отечественных художников. Комплекс настольных игр «Наследие» включает в себя ряд дидактических игр: игра «Лото», игра «Бродилки» на основе игрового поля (прохождение по пунктам), познавательные карточки с заданиями, игра по типу «Собери картинку», игра «Реставрирование» и т.д. В комплекс вошли игры: Времена года; Евангельские сюжеты; Жизнь святых; Лента времени; Князь Владимир; Семейные ценности; Реставрация картин (семейные традиции); Уютный дом; По дороге к храму. Мировоззренческой и методологической основой игрового комплекса «Наследие» стали, аксиологический, культуроцентрический, культурологический, антропологические подходы. В качестве основополагающей идеи выступает передача культурного наследия, как абсолютно ценного, почитаемого, созданного и запечатленного прошлыми поколениями в художественных образах, через художественно-игровую деятельность. Духовное и нравственно-патриотическое развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в художественно-игровой деятельности нами понимается как формирование духовной, нравственно-патриотической компетентности ребенка, через воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств и качеств в отношении родной семьи, своего рода, народа, на основе эмоционально-образного переживания привязанности и принадлежности к культуре, традициям и истории своей семьи, своего рода, народа к формированию осознанной эмоционально-ценностной позиции по отношению к миру семьи, миру родных людей, миру истории и культуры Отечества, миру родной природы, формирование нравственных и патриотических представлений, через познавательное насыщение художественно-игровой деятельности в контексте христианской философской мысли о человеке, о семье, о мире к становлению одухотворенного нравственнопатриотического поведения. Основополагающим принципом комплекса настольных игр «Наследие» является культуросообразность в принятии и освоении педагогами, детьми и их родителями нравственных ценностей в традициях отечественной культуры, образа жизни и мироощущения русского человека «русское жизнечувствие» (Е.А. Князев, Н.В. Микляева, А.Б. Теплова). Осмысление и сопричастность, присоединение к ментальному «коду» ДНК отечественной культуры, развитие потенциала внутреннего духовного мира всех участников педагогического процесса, осознание себя важными, значимыми и деятельными субъектами сохранения и приумножения культурного опыта своей семьи, своего рода, своего народа, своего Отечества. Культуроцентричность игрового комплекса «Наследие» предполагает учет этнокультурной ситуации, в которой растет и развивается современный ребенок. Важно учитывать, к какой культуре принадлежит он сам, его семья, его род, его народ. Только в осознании принадлежности к своей национальной культуре лежат корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности личности. Инновационность комплекса настольных игр «Наследие» состоит в формировании культурных практик, культуры общения, культуры поведения и культуры деятельности, т.е. принятии и усвоении культурных норм семьи, общества и государства, к которому принадлежит ребенок, принятии общезначимых общечеловеческих образцов деятельности и поведения в традициях отечественной культуры. Произведения русских художников раскрывают событийный уклад жизни русского народа, традиционные ценности, культуру семейных отношений. Обращение к педагогическому потенциалу произведений русских художников связано с духовным, нравственно-эстетическим опытом мировосприятия и мироощущения и может быть направлено на обогащение эмоционально-чувственного миросозерцания и развитие интеллектуальных, духовных и душевных сил ребенка. Воспитание через искусство это не рассказ об искусстве, а удивительный процесс, когда само искусство воздействует на чувства и мысли ребенка, побуждает к «преображению». Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человеческому, заставляет с большим вниманием, пониманием, милосердием и состраданием относиться к чужой боли, к чужой радости, к победам соотечественников, быть чутким к тем, кто рядом. Изобразительное искусство, в самом глубоком смысле этого слова, человечно. Оно творит человека и обращено к человеку, стучится в его сердце, служит единению и сопричастности человеческим взаимоотношениям, указывает направление нравственного поступка. Познание ребенком духовно-нравственных ценностей через искусство особый процесс, отличающийся от логического познания. Это, прежде всего, «труд души», нравственный выбор через постижение, понимание и осмысление окружающего мира, своей жизни и жизни своих родных и близких. В основе переживаний, возникающих у человека в процессе художественного восприятия, лежит личный нравственный опыт. Поэтому при разработке настольных игр мы подбирали такие произведения, которые были бы ясны и понятны ребенку, доступны его детскому восприятию, в которых изображены знакомые и узнаваемые события и явления. В процессе игры ребенок становится активным участником, он высказывается, предполагает, анализирует, обобщает, устанавливает причинно-следственные связи, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного и начального образования. Аксиомой данного метода становится то, что увиденные образы остаются в памяти и находят выход в самостоятельной деятельности и поступках. Для ребенка важно увидеть, осмыслить, далее проявить оценочное суждение и попытаться спроецировать на свой личный опыт, через переживание нравственных ценностей, важных событий и поступков людей (воинов, правителей, подвижников, простых людей), запечатленных художниками в своих картинах. Познания, обогащенные эмоциями, порождают нравственные чувства, которые закрепляются в художественно-игровой деятельности. Полифункциональность игры обеспечивает активное познание окружающего мира ребенком вместо пассивного зрителя, что крайне необходимо для комфортных условий процесса воспитания и развития. Игра относится к косвенному методу педагогического воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а является полноправным субъектом деятельности. Играя, ребенок развивается, в игровом действии прокладывается путь от чувства к действию, и от действия к чувству. В игре, как в фокусе, собираются, проявляются и формируются все стороны личности. Перенося ценностные образы с картины на реальную жизнь, ребенок сам погружается в ту или иную роль, и тогда в этом сложном психическом процессе расширяется, обогащается, углубляется его личность, сознание и внутренний мир. Игровой комплекс снабжен методическими рекомендациями по диагностике результатов когнитивной, эмоционально-чувственной, мотивационной, деятельностной сферы ребенка и могут быть диагностированы в процессе педагогических наблюдений и беседы с детьми. Внедрение игрового комплекса осуществляется в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных школах являющихся базовыми кафедрами Лаборатории духовно-нравственного воспитания при Институте педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета г. Екатеринбурга и Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности»

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности

Бородина Елена Николаевна

Уральский государственный педагогический университет Институт педагогики и психологии детства, г.

Екатеринбург

Ключевые слова:

духовно-нравственное, патриотическое воспитание, художественно-игровая деятельность

Духовно-нравственное и патриотическое развитие и воспитание подрастающего поколения -приоритетное направление современной образовательной политики. В программных документах, таких как, Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 г.», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и начального образования, Закон РФ «О доблестных днях славы России», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период 2025 года», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы», ставится проблема развития высоконравственной личности, патриота своего Отечества, укорененной в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны, и рассматривается как условие стабильного развития общества, идущего по пути модернизации, социально-экономических и политических преобразований, способного твердо и уверенно противостоять внешним вызовам. Анализ теории и практики духовного, нравственного и патриотического воспитания детей в период детства, актуализация значимости содействия становлению и развитию духовных, нравственных и патриотических представлений, чувств и качеств ребенка и недостаточная разработанность дидактического сопровождения процесса духовно-нравственного и патриотического воспитания, сориентировал нас в необходимости разработки комплекса настольных игр «Наследие» (9 настольных игр), в содержание которых вошло около двухсот фрагментов произведений отечественных художников. Комплекс настольных игр «Наследие» включает в себя ряд дидактических игр: игра «Лото», игра «Бродилки» на основе игрового поля (прохождение по пунктам), познавательные карточки с заданиями, игра по типу «Собери картинку», игра «Реставрирование» и т.д. В комплекс вошли игры: Времена года; Евангельские сюжеты; Жизнь святых; Лента времени; Князь Владимир; Семейные ценности; Реставрация картин (семейные традиции); Уютный дом; По дороге к храму. Мировоззренческой и методологической основой игрового комплекса «Наследие» стали, аксиологический, культуроцентрический, культурологический, антропологические подходы. В качестве основополагающей идеи выступает передача культурного наследия, как абсолютно ценного, почитаемого, созданного и запечатленного прошлыми поколениями в художественных образах, через художественно-игровую деятельность. Духовное и нравственно-патриотическое развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в художественно-игровой деятельности нами понимается как формирование духовной, нравственно-патриотической компетентности ребенка, через воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств и качеств в отношении родной семьи, своего рода, народа, на основе эмоционально-образного переживания привязанности и принадлежности к культуре, традициям и истории своей семьи, своего рода, народа - к формированию осознанной эмоционально-ценностной позиции по отношению к миру семьи, миру родных людей, миру истории и культуры Отечества, миру родной природы, формирование нравственных и патриотических представлений, через познавательное насыщение художественно-игровой деятельности в контексте христианской философской мысли о человеке, о семье, о мире - к становлению одухотворенного нравственно-патриотического поведения. Основополагающим принципом комплекса настольных игр «Наследие» является культуросообразность в принятии и освоении педагогами, детьми и их родителями нравственных ценностей в традициях отечественной культуры, образа жизни и мироощущения русского человека «русское жизнечувствие» (Е.А. Князев, Н.В. Микляева, А.Б. Теплова). Осмысление и сопричастность, присоединение к ментальному «коду» - ДНК

отечественной культуры, развитие потенциала внутреннего духовного мира всех участников педагогического процесса, осознание себя важными, значимыми и деятельными субъектами сохранения и приумножения культурного опыта своей семьи, своего рода, своего народа, своего Отечества. Культуроцентричность игрового комплекса «Наследие» предполагает учет этнокультурной ситуации, в которой растет и развивается современный ребенок. Важно учитывать, к какой культуре принадлежит он сам, его семья, его род, его народ. Только в осознании принадлежности к своей национальной культуре лежат корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности личности. Инновационность комплекса настольных игр «Наследие» состоит в формировании культурных практик, культуры общения, культуры поведения и культуры деятельности, т.е. принятии и усвоении культурных норм семьи, общества и государства, к которому принадлежит ребенок, принятии общезначимых общечеловеческих образцов деятельности и поведения в традициях отечественной культуры. Произведения русских художников раскрывают событийный уклад жизни русского народа, традиционные ценности, культуру семейных отношений. Обращение к педагогическому потенциалу произведений русских художников связано с духовным, нравственно-эстетическим опытом мировосприятия и мироощущения и может быть направлено на обогащение эмоционально-чувственного миросозерцания и развитие интеллектуальных, духовных и душевных сил ребенка. Воспитание через искусство - это не рассказ об искусстве, а удивительный процесс, когда само искусство воздействует на чувства и мысли ребенка, побуждает к «преображению». Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человеческому, заставляет с большим вниманием, пониманием, милосердием и состраданием относиться к чужой боли, к чужой радости, к победам соотечественников, быть чутким к тем, кто рядом. Изобразительное искусство, в самом глубоком смысле этого слова, человечно. Оно творит человека и обращено к человеку, стучится в его сердце, служит единению и сопричастности человеческим взаимоотношениям, указывает направление нравственного поступка. Познание ребенком духовно-нравственных ценностей через искусство - особый процесс, отличающийся от логического познания. Это, прежде всего, «труд души», нравственный выбор через постижение, понимание и осмысление окружающего мира, своей жизни и жизни своих родных и близких. В основе переживаний, возникающих у человека в процессе художественного восприятия, лежит личный нравственный опыт. Поэтому при разработке настольных игр мы подбирали такие произведения, которые были бы ясны и понятны ребенку, доступны его детскому восприятию, в которых изображены знакомые и узнаваемые события и явления. В процессе игры ребенок становится активным участником, он высказывается, предполагает, анализирует, обобщает, устанавливает причинно-следственные связи, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного и начального образования. Аксиомой данного метода становится то, что увиденные образы остаются в памяти и находят выход в самостоятельной деятельности и поступках. Для ребенка важно увидеть, осмыслить, далее проявить оценочное суждение и попытаться спроецировать на свой личный опыт, через переживание нравственных ценностей, важных событий и поступков людей (воинов, правителей, подвижников, простых людей), запечатленных художниками в своих картинах. Познания, обогащенные эмоциями, порождают нравственные чувства, которые закрепляются в художественно-игровой деятельности. Полифункциональность игры обеспечивает активное познание окружающего мира ребенком вместо пассивного зрителя, что крайне необходимо для комфортных условий процесса воспитания и развития. Игра относится к косвенному методу педагогического воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а является полноправным субъектом деятельности. Играя, ребенок развивается, в игровом действии прокладывается путь от чувства к действию, и от действия к чувству. В игре, как в фокусе, собираются, проявляются и формируются все стороны личности. Перенося ценностные образы с картины на реальную жизнь, ребенок сам погружается в ту или иную роль, и тогда в этом сложном психическом процессе расширяется, обогащается, углубляется его личность, сознание и внутренний мир. Игровой комплекс снабжен методическими рекомендациями по диагностике результатов когнитивной, эмоционально-чувственной, мотивационной, деятельностной сферы ребенка и могут быть диагностированы в процессе педагогических наблюдений и беседы с детьми. Внедрение игрового комплекса осуществляется в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных школах являющихся базовыми кафедрами Лаборатории духовно-нравственного воспитания при Институте педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета г. Екатеринбурга и Свердловской области.

Список литературы:

1. Бородина Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста: монография / Е.Н. Бородина, ФГБОУ ВПО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2015. - 214 с.

2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. — Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 26.12.20l5).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.