Научная статья на тему 'Духовно-интеллектуальная школа Осипова (введение к серьезному разговору в будущем)»'

Духовно-интеллектуальная школа Осипова (введение к серьезному разговору в будущем)» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-интеллектуальная школа Осипова (введение к серьезному разговору в будущем)»»

78

ЮБИЛЕЙ УЧЕНОГО-ЭКОНОМИСТА

ДУХОВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ШКОЛА ОСИПОВА

ВВЕДЕНИЕ К СЕРЬЕЗНОМУ РАЗГОВОРУ В БУДУЩЕМ

Алиев Урак Жолмурзаевич

доктор экономических наук, профессор. Образовательная корпорация «Туран» вице-президент, действительный член (академик) Академии философии хозяйства г. Астана, Казахстан. E-mail: [email protected]

Мое знакомство с профессором Ю.М. Осиповым состоялось вначале заочно в виде «незримых коллег». В конце 70-х и, особенно, в 80-ые годы прошлого столетия в СССР одной из «модных» тем диссертаций, книг и научных статей, как известно, была тема «хозяйственного механизма». Этой понятийно-тематической увлеченности не избежал и я. Так, в защищенной мною в 1982 г. кандидатской диссертации по теории земельной ренты целую главу уделил проблеме «механизма реализации» земельной собственности, а в 1989 г. опубликовал статью об «основах новой модели хозяйственного механизма в СССР». И именно в эти годы в мои руки попала блестящая научная монография тогдашнего доцента МГУ Ю.М. Осипова «Хозяйственный механизм государственно-монополистического капитализма» (1987 г.) а, чуть позже, уже доктора наук, - «Опыт философии хозяйства» (1990 г.), опубликованные издательством Московского университета. И первая же моя заочная реакция-оценка этих работ старшего коллеги по перу -неординарный стиль мышления и не менее неординарный стиль изложения мысли, которые позже, с годами, только оттачивались.

Завораживали в них уже эпиграфы, особенно, посвящение «Опыта философии хозяйства» -«... всем тем, кто находит в себе желание и мужество быть гуманистом». А я как раз из тех, кто еще не стал, но хотел быть гуманистом, а значит, эта книга, если не посвящена, то написана и для меня. Таким образом, я «незримо» подружился вначале с книгами Ю.М. Осипова. Позже такое «знакомство» продолжалось по серии сборников «Экономическая теория на пороге ХХ1 века» (1996 - 2000 гг.) под его редакцией.

Моему «зримому» знакомству с Юрием Михайловичем способствовал профессор МГУ В.М. Кульков. Дело было так. В 2000 г. мы в университете «Туран», проректором по науке которого я являлся в то время, организовали Летнюю школу повышения квалификации молодых преподавателей экономических дисциплин. И для чтения лекции я пригласил своего давнишнего знакомого и коллеги, проректора МГУ профессора А.В. Сидоровича (в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века мы оба заведовали кафедрами политэкономии Института повышения квалификации - он в МГУ, а я - в КазГУ, г. Алма-Ата, и с тех пор мы общались). Но в силу занятости вместо него (по его же рекомендации) к нам приехал В.М. Кульков и от него я более подробно узнал о профессоре Ю.М. Осипове, за которым я давно «охотился». С содействия же Виктора Михайловича Кулькова я опубликовал несколько статей в альманахе «Философия хозяйства» (№5, 2001 г.) и сборниках «Экономическая теория в ХХ1 веке» (тт. 5, 6, 2001 г.) и очень скоро, в начале 2002 г. я приехал в МГУ по своим делам и познакомился воочию с Ю.М. Осиповым.

Я тогда подарил Юрию Михайловичу свою годом ранее изданную, монографию «Теоретическая экономика: общедисциплинарная модель». И при её вручении обратил его внимание на те страницы монографии, где я полемизирую с ним по поводу терминов «хозяйство» и «экономика». Прочитав указанные места в книге, он тут же ответил лишь репликой: «На Вашу критику у меня есть ответы». У меня тогда сложилось впечатление (мнение), что серьезный разговор об этих «разногласиях» еще впереди. Так или иначе с тех пор наши встречи резко участились: я часто бывал в Москве, Санкт-Петербурге и в других городах России и обязательно заходил в Лабораторию философия хозяйства, ставшей впоследствии для меня чуть ли не родным домом, естественно, благодаря её руководителю и заведенному им весьма деловому и одновременно благоприятному морально-психологическому климату в этом коллективе.

Затем наше близкое знакомство продолжалось в Алматы, куда я пригласил Юрия Михайловича на «круглый стол», посвященный методологическим проблемам теоретической экономии (январь 2005 г.), и снова в Москве (и даже в Костроме) - на различных научных форумах, организуемых Центром общественных наук (ЦОН) и Лабораторией философии хозяйства МГУ М. В. Ломоносова вплоть до сегодняшних дней. В итоге: последующие публикации моих статей в альманахе «Философии хозяйства», сборнике «Экономическая теория в ХХ1 веке» и других изданиях, выступления на семинарах, конференциях, в юбилейных торжествах, принятие меня действительным членом философско-экономического ученого собрания при МГУ, затем - в Академию философии хозяйства, а самое главное - приобщение к Великому мыследеятельному, мыслестроительному «Цеху» наиболее интеллектуально-одаренных, духовно-богатых, морально чистых гуманистов-мыслоискателей, сформированных его Создателем и Мастером -профессором Ю.М. Осиповым. Кстати, по каждому из членов этой уже ставшей полноценной, подлинной, научной, точнее и вернее интеллектуально-духовной, школы Осипова «плачет» минимум отдельное эссе, по некоторым из них - даже целый роман. Но это отчасти из области амбициозных, а может быть и нескромных задач будущим историкам и биографам «школы Осипова»! Впрочем, реальная её история уже пишется в виде различных изданий под эгидой ЦОНа и Лаборатории философия хозяйства под бдительным оком самого Юрия Михайловича и нашей незабвенной и неповторимой Елены Прекрасной — Елены Серафимовны. Остается лишь придать этой суровой, хотя духовно-насыщенной реальной истории «школы Осипова» несколько художественно-публицистический, душевно-ментальный оттенок при её описании. Но это опять-таки по принципу «мечтать не вредно».

Проведя очень краткий анализ «школы Осипова» по программе «Научные школы», я пришел к основному (для меня весьма приятному) выводу: из всех типов научных школ (эпигонские, компрадорские, автаркические, конкурирующие, авангардные) [1, с. 133-134, 148] я «школу Осипова» без малейших сомнений и ложной скромности отнес бы именно к авангардному, т.е. школе, продуцирующей парадигмально-концептуальные события (знания) довольно высокого ранга, хотя, как правило, «заслуживающей» вначале и даже достаточно долгое время такую реакцию со стороны, как: «Что за чушь»? Именно такой реакции «удостаивалась» в недавнем прошлом и идея философии хозяйства Ю. М. Осипова. А сегодня мы уже имеем другую реакцию со стороны недавних её «непонимателей» - «В этом что-то есть» (и это уже хорошо). И лишь неустанный предметно размышляющий интеллектуально-духовный труд данного философско-экономического научного сообщества, куда я себя нескромно причисляю, сможет довести реакцию (отношение) на философию хозяйства, а значит и на смыслоищущую «школу Осипова» до третьей ступени - «А кто же об этом не знает».

Разумеется, очень много ценного и полезного в интеллектуально-духовном плане для нас, его коллег, и весьма приятного и заслуженного в нравственно-ментальном плане для него самого можно было вы написать (как об этом я ранее упоминал) отдельную книгу о Юрии Михайловиче в формате «ЖЗЛ», но тут ограничусь лишь упоминанием двух вещей, которые он сделал - одно

80

У.Ж. Алиев

для всех нас, а другое - лично для меня. Первое, это то, что я назвал в одной из своих статей -«вектором Аристотеля — Булгакова — Осипова» (кратко вектор АБО) - философско-хозяйственная линия, обладающая метапарадигмальным векторным свойством и некой объективной, но субъективно схватываемой лишь особой смыслопостигаемой мыслью указанных лиц скрытой закономерностью [2, с.64-68].

Второе - это то, что Юрий Михайлович великодушно дал согласие открыть «Казахстанское представительство Центра общественных наук при МГУ им. М.В. Ломоносова» в университете «Туран-Астана», тем самым доверив и сделав нашу образовательную корпорацию «Туран» ответственным за распространение, а если возможно, развитие идеи философии хозяйства в Республике Казахстан. Эту благодарную, хотя весьма ответственную и сложную миссию мы стараемся выполнить с честью и достойно. Кстати, в этом плане уже кое-что делается.

Во-первых, в течение нескольких последних лет в «Вестнике университета «Туран» по инициативе автора этих строк из номера в номер печатаются по главам лекции учебника Юрия Михайловича «Философия хозяйства».

Во-вторых, у нас формируется своя библиотека по философии хозяйства и другим изданиям ЦОНа и Лаборатории философии хозяйства МГУ им. М.В. Ломоносова, к чему резко возрос интерес среди моих коллег и учеников.

В-третьих, мы принимаем посильное участие в издании отдельных номеров альманаха «Философия хозяйства» и будем впредь по возможности оказывать содействие в этом важном деле.

В-четвертых, согласно «Договору о сотрудничестве » между ЦОНом и университетом «Туран-Астана» в будущем по инициативе «Казахстанского представительства Центра общественных наук при МГУ имени М. В. Ломоносова» будем проводить научные форумы различного формата с приглашением членов Академии философии хозяйства и других представительств ЦОНа в странах СНГ.

Кроме того, профессор Осипов Ю.М. в свой очередной приезд к нам в Астану (январь 2011 г.) поддержал и благословил меня и моих коллег на создание Общественный организации «Академия ип1уег8иш-Ме1аер181еш1а», быть Почетном членом которой он дал согласие. Указанная академия основана на идее онтологического единства всех видов знаний, устроенных по принципу «древа знаний» и «различия внутри единства», работающих (функционирующих) по методологии полилектического (выражение Ю.М.Осипова) синтеза и синергии «в одной упряжке», предполагающей межзнаниевый (а не только межнаучный, междисциплинарный) подход и по методу «дополнительности» и «эстафеты» ради постижения истины ВСЕЛЕННОЙ, соз(и)дания Гармонии и Красоты ЖИЗНИ, привития Добра и Любви ЧЕЛОВЕКА к самому себе, другим людям, Жизни Вселенной.

По результатам приезда Юрия Михайловича в Астану местные его коллеги свое особое уважение к нему выразили в следующих словах: «Мы выражаем Вам искреннюю благодарность за активное участие и выступление с докладом «Философия хозяйства как метасмыслология» на расширенном заседании Теоретико-методологического семинара «Казахстановедение».

В 1912 году профессор Императорского Московского университета Сергей Николаевич Булгаков защитил докторскую диссертацию по теме «Философия хозяйства». Это был первый и значительный шаг к новому знанию, к новой метафизике реальности.

И вот почти столетие спустя Вы, Юрий Михайлович, в качестве тоже профессора, но уже Московского государственного университета, прибыли в новую столицу молодого независимого государства с высокой и символической миссией инкорпорирования идей философии хозяйства в наше смысловое пространство. Выражаем надежду, что метафизические зёрна, посеянные Вами на

почве современной экономической мысли Казахстана, произрастут живыми ростками философии хозяйства.

Крепкого Вам здоровья, творческого долголетия, надежной команды, членами которой, в том числе, являемся и мы, веры в свои силы, чтобы и далее уверенно вести корабль под названием «Философия хозяйства» вперед, к новым открытиям и откровениям на благо человечества!» (из «Благодарственного письма» коллектива университета «Туран-Астана» и членов теоретико-методологического семинара «Казахстановедение» от 08.01.2011 г.).

И в завершение о некоторых личностных качествах лидера рассматриваемой духовно-интеллектуальной школы, о которых я ранее с удовольствием упоминал [3, с. 215-226]. Профессор Осипов Ю.М., как мне представляется, - Человек, обладающий уникальным стилем и культурой мышления, фундаментальностью знания, монументальностью теоретических построений, великолепной организаторской способностью, открытостью характера и бескорыстным служением науке и самое главное, безграничной любовью к философии, мудрствованию, хочется сказать: мудрологии как таковой (внешне незаметной, но внутренне наполненной философско-мыслительной энергией). Он - Личность, вечно работающий и выполняющий великую смыслопостигающую миссию в сфере умопостигаемых и даже, скорее, умонепостигаемых вещей. Хочется быть всегда рядом с этим замечательным человеком - нашим формальным и неформальным Лидером в одном лице, президентом Академии философии хозяйства, профессором Ю.М. Осиповым - в качестве зримого (при личных встречах) и «незримого» (при разлуке) коллеги, соратника, ученика, и просто внимательного слушателя и собеседника, а также благодарного читателя будущих его великих (без преувеличения) творений. Да будет так!

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев, У.Ж. Теоретическая экономика: общедисциплинарная модель [Текст] / У. Ж. Алиев. -Алматы : НИЦ Гылым, 2001. - 348 с.

2. Алиев У.Ж. Философия хозяйства как онтологическое основание поиска метапарадигмы хозяйственной деятельности человека и социума [Текст] / У.Ж. Алиев // Философия хозяйства. - 2009. - № 2. - С. 64-68

3. Алиев У.Ж. От «Домохозяйства» Ксенофонта до «Теории хозяйства» Осипова / Под ред. Е. С. Зотовой. - М.; Екатеринбург.: Изд-во УрТИСИ, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.