братоубийственной войны на Украине.
Ключевые слова: первоочередные меры, геноцид, прекращение войны. Keywords: priority measures, genocide, stop the war.
УДК 614.2
Худоногов И.Ю.
ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ КАК ОБЪЕКТ КАЧЕСТВЕННОГО И КОЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА13
Ростовский государственный медицинский университет, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected]
Анализируя механизмы людских потерь, мы неминуемо приходим к необходимости решения вопросов профилактики. Действительно, наблюдаемое сегодня движение к построению глобальной профилактической среды в России стало возможным благодаря постановке такой задачи. Кроме понятного отдаленного ориентира уже сегодня закладывается организационно-методический и юридический фундамент завтрашнего благополучия в самосохранительной сфере [2]. Однако методологическая (технологическая) основа профилактической работы не пересматривалась многие десятилетия, если не сказать столетия, памятуя о клиническом учении М. Я. Мудрова (17761831), развивавшем профилактическое направление в медицине. Основным способом предупреждения болезней ординарный профессор патологии и терапии Московского государственного университета считал уменьшение вредных воздействий факторов внешней среды (ФВС) [6]. В указанном контексте специалистами лаборатории НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова [4] было статистически достоверно установлено, что медицинский эффект долгосрочных профилактических программ, направленных на снижение смертности от ишемической болезни сердца путем воздействия на такие традиционные «вредные» ФВС как курение, злоупотребление алкоголем, несбалансированное питание, гиподинамия и стресс, не только не снижали
13 Khudonogov I.Y., Spiritual component of population health as object of qualitative and quantitative analysis. Rostov State Medical University, Rostov-on-Don, Russia, [email protected]
91
соответствующие показатели общественного здоровья, но приводили к обратному эффекту. Указанные факты свидетельствуют о том, что медицинская наука вышла в совершенно новую, неизвестную для нее сферу, в которой (Noli nocere!) недопустимо применение каких-либо регулирующих воздействий с заведомо неизвестным результатом. Подобная ситуация сравнима с глубоким средневековьем, когда, подражая Теофрасту Бомбасту фон Гогенгейму (знаменитому Парацельсу), врачи лечили своих пациентов препаратами ртути и удивлялись их преждевременной смерти. Воистину сказано «не ведаем, что творим». Тем не менее, методологические причины кризиса факторной концепции профилактической медицины были обнаружены коллективом исследователей под руководством И.А. Гундарова. Их работы были неоднократно представлены медицинской общественности [1,2,3,4,5]. По мнению И.А. Гундарова и соавт. существуют два выхода из сложившейся ситуации: 1) индивидуализация профилактических воздействий, которая требует огромных капиталовложений в здравоохранение как в отрасль экономики, что пока для России выполнить не представляется возможным; 2) изучение новых объективных факторов общественного здоровья (ОЗ) на популяционном уровне. Второй путь кажется нам более перспективным, так как требует не столько технического, сколько методологического перевооружения системы охраны здоровья граждан. Поскольку любое исследование начинается с измерения, попытаемся оценить индикаторные модели процессов, происходящих в сфере ОЗ РФ [5]. В соответствии с гипотезой И.А. Гундарова ОЗ можно представить себе как функцию от уровня агрессии в популяции [7]. Агрессия, в свою очередь, может быть направлена во вне (для экстраверсивных личностей) или во внутрь (для интровертов). По мнению Гундарова И.А. и соавт. [5] (рис. 1) наиболее ярким проявлением внешней агрессии является уровень убийств (УУ), а внутренней агрессии -уровень самоубийств (УС).
Используя УУ и УС как синхронные индикаторы ОЗ, И.А. Гу
Используя УУ и УС как синхронные индикаторы ОЗ, И.А. Гундаров пытается увязать их с проявлением «общей духовной атмосферы». При этом из графика можно установить, что тенденция к снижению УУ и УС была прервана в 1998 году, т.е. одновременно с обвалом рубля и дефолтом в РФ. По шкале времени можно гипотетически соотнести колебания УУ и УС с социально-экономическими и идеологическими процессами, потрясавшими Россию в рассматриваемый период.
Более того, динамика УУ показала сильную корреляционную связь с уровнем общей смертности (УОС) населения РФ (рис. 2). Безусловно, связь между УУ, УС и УОС (уровнем ОЗ) [5] можно считать доказанной. Однако выше перечислены результативные индикаторы. Значительно меньшее внимание И.А. Гундаров уделяет факторным индикаторам. На первый взгляд очевидным будет объяснять происходящее падением благосостояния россиян и развалом экономики.
500
400
а
С
300
И*»
г
ё ^
и
" 200
100
* 'Л* / V/ гч г * \ \ \ \
• »Убийства
1/ ч
£ Я .
д Л*
Л ^ ^ ^ ^ > Я3 ¿Р ■
А А
л„ 1\
244)
22« 200
Ш1 140 120 100
Рис. 2. Динамика озлобленности (индикатор - убийства) и смертности в России (%, 1963-1964 гг. =100)
При этом население многих стран мира, да и самой России в недалеком прошлом, испытывали экономические трудности, которые не сказывались на демографических показателях ОЗ (рождаемость, например, была даже выше).
В соответствии с гипотезой Гундарова И.А. на рисунке 1 мы видим проявление «общей духовной атмосферы» (ОДА). Термин ОДА не кажется нам удачным, поскольку понятие «атмосфера» само по себе является многомерным. Например, физическая атмосфера (ФА) Земли может измеряться при помощи таких индикаторов как температура, давление, влажность и проч. Понятие «общая» обозначает масштаб процесса, т.е. популяционный уровень. Ключевым в данном исследовании, безусловно, будет являться понятие «духовная». Но следует отметить, что духовная составляющая человеческого бытия (ДСЧБ) не менее разнообразная субстанция, чем ФА.
В первом приближении можно выделить такие характеристики ДСЧБ, как амплитуда, полярность и устойчивость. Под «амплитудой» мы понимаем диапазон состояний психики, условно обозначаемый шкалой от «0» до «1», где «0» будет соответствовать минимально низкому уровню присутствия Духа, а «1» - максимально высокому Его уровню. Под «полярностью» мы понимаем позитивную или негативную направленность ДСЧБ, измеряемую от «-1» до «+1» и соответствующую присутствию «Злого Духа» или «Доброго Духа», обычно ассоциированных с понятиями «Болезнь» и «Здоровье». Третья основная характеристика - «устойчивость» - является динамическим показателем ДСЧБ как процесса. Шкала «устойчивости» начинается с однократного цикла реакций и заканчивается бесконечно длящимся стабильным полицикличным типом реагирования.
Теперь несколько слов о самом процессе, представляющем ДСЧБ. В
соответствии с основными положениями структурно-функционального подхода
[9] говорить о появлении рефлексии в контексте нашего исследования можно
лишь с появлением четко дифференцированной нервной ткани [8], так
называемой «нервной пластинки», которая отмечается у 18-суточного
зародыша человека и выполняет практически все основные функции нервной
системы (НС), заключающиеся в осуществлении простых и сложных
отражательных реакций (ОР), называемых рефлексами [10]. Устойчивый
комплекс ОР постепенно концентрируется в головном мозге (ГМ), который
становится оптимальной площадкой для хранения и переработки информации,
для формирования представлений, иными словами моделей себя и
окружающего мира. При этом разделение НС на центр (головной и спинной) и
94
периферию кажется нам весьма условным, поскольку упомянутые части не могут полноценно функционировать по отдельности. Следовательно, упоминая в дальнейшем ГМ, мы будем подразумевать всю рефлекторную цепочку, начиная с рецепторов и заканчивая эффекторами, без исключений.
И так, с точки зрения ГМ и «Я» и «Окружающий мир» являются единым целым информационным контентом, который надо хранить и обрабатывать. Наблюдая за развитием новорожденного ребенка, исследователи четко определяют, как идет процесс становления моторики, как случайные и хаотичные движения, например, правой руки, постепенно приобретают произвольность и целенаправленность. В данном случае можно говорить о формировании в ГМ модели первого порядка, модели физического (физиологического) взаимодействия «рука - предметный мир». Параллельно идет строительство социальных моделей (моделей второго порядка) «Я -мама», опосредующих соответствующие взаимодействия предшествующего уровня (порядка). По мере совершенствования второй сигнальной системы, абстрактного мышления, в процессе социализации (обычно это происходит в образовательных учреждениях) в ГМ у человека из элементов нижележащих уровней формируются модели третьего порядка: «Я - Моя профессия», «Я -Моя идентичность», «Я - Моя страна», «Я - Мое будущее», «Я - Мои интересы» и другие.
Таким образом, модель, по нашему мнению, - это законченный информационный продукт деятельности ГМ, отображающий рецепированные свойства моделируемого объекта или процесса и являющийся неотъемлемой структурной частью указанного ГМ.
Приведенное определение позволяет взглянуть на НС с точки зрения ее
морфофункциональных особенностей по-новому. До сих пор из учебника в
учебник кочует представление о том, что структурно-функциональной
единицей НС является нервная клетка (нейрон) [11]. В то время как все
остальные системы (выделительная, дыхательная и др.) представляют свои
структурно-функциональные единицы как сообщества клеток [12]. Концепция
ансамблевой организации мозга, где в качестве структурно-функциональной
единицы рассматривается внутренне интегрированное клеточное объединение
(нейронный ансамбль) органично вытекает из наших представлений о модели.
На основании вышесказанного приоритетную функцию нервной системы (ГМ)
можно связать с моделированием. При этом любой вид деятельности человека
можно интерпретировать как реализацию той, или иной модели (активизацию
95
того или иного нейронального ансамбля (НА)).
Но какое отношение может иметь известное выражение «В здоровом теле -здоровый дух» (лат. «Mens sana in corpore sano») к тому или иному НА? В каких ассоциативных отношениях находятся процесс развития личности (лат. «Non progredi est regredi» - «Не идти вперед, значит идти назад») и динамика духовной составляющей общественного и индивидуального здоровья? Каким образом понятия «Дух» и «Бездуховность» связаны с понятиями «Восторг», «Радость», «Благодать», «Уныние», «Печаль» и «Скорбь»?
Для ответа на поставленные вопросы проанализируем значение слова «Скорбь» (нем. «Trauer» - печаль). Скорбь - это психическое состояние, обусловленное глубокими переживаниями утраты. Оно сопровождается отрицательными эмоциями, значительным снижением интереса к внешнему миру. Страдающий человек погружается в себя, его поглощают мучительные воспоминания. Радость напротив - одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Существует радость от созерцания, радость общения, радость от движения, радость познания, радость красоты, радость жизни, радость от грусти, беспричинная радость. Однако есть нечто общее в положительных и отрицательных эмоциях - это сопоставление ожидания и результата. При их совпадении эмоциональный фон имеет нулевой уровень («Я так и знал»). Неожиданно низкий результат по отношению к ожиданиям вызывает скорбь и печаль, а неожиданно высокий результат - бурную радость. Приведенные примеры иллюстрируют особенности модельного восприятия мира и себя нашим ГМ. Наглядное представление о механизмах предметно-процессного моделирования помогает составить феномен «фантомных болей». Всю жизнь человек укрепляет в сознании образ (модель, НА) руки. НА под условным названием «Рука» обрабатывает весь комплекс информационных потоков, включая афферентные и эфферентные импульсы, связанные с рукой. Потеря конечности при травме приводит к исчезновению руки как физического объекта, но не «руки», как модели, хотя часть ее НА (так называемая «периферия») все таки устраняется. Именно дефицит входящих сигналов с периферии вызывает фантомные боли (ФБ). Постепенное снижение интенсивности ФБ можно расценить как разрушение структурно-функциональной единицы (модели, НА) «Рука». Следует отметить, что принципиальных различий между НА «Рука», «Близкий человек», «Моя
Родина», «Мое будущее», «Я и еда», «Я и табачные изделия», «Я и алкоголь» и
96
др. не существует. Один и тот же механизм исчезновения привычной афферентации заставляет страдать родственников погибшего человека или миллионное население, потерявшее Страну. Теперь становится понятным, откуда появился такой провал ОЗ в РФ после грандиозного социального эксперимента, закончившегося исчезновением СССР.
Однако саморегулирующиеся системы, каковой является и человек (его ГМ), способны создавать новые модели явлений и процессов, способны радоваться, если результат модельного взаимодействия превзошел ожидания. Но где гарантии того, что и эти новые модели (НА) не разрушатся, что мы не потеряем реальный объект или процесс - источник афферентации? Ответ на этот вопрос человечество нашло тысячи лет назад эмпирическим путем. Модель ГМ (НА), которая не может разрушиться - это модель, которая называется «Бог».
Исторический материализм, научно-технический прогресс, коммунистический атеизм и десятилетия капиталистической свободы кропотливо вытесняли из нашей жизни это понятие. И действительно, столпотворения на религиозные праздники в храмах кажутся сегодня проявлением архаического сознания, признаком полуфеодальной отсталости. Но, «свято место пусто не бывает», и место Бога в нашей жизни занимает наша современная постиндустриальная система ценностей. Все более важное место в ней занимает медицина, с которой нам комфортно, которая нам все прощает, и на все нас благословляет.
Таким образом, Духовная составляющая общественного здоровья на сегодняшний день является наиболее неизученным элементом факторного ландшафта, который требует создания собственного исследовательского инструментария и методологии.
Структурные характеристики индикаторных систем для качественного и количественного анализа духовной составляющей общественного здоровья должны содержать шкалы для определения агрессивности, религиозности, эмоционального фона, уровня социального развития, системы ценностей и сфер наиболее актуальных интересов.
Разработка самосохранительных технологий завтрашнего дня требует изменения базовой платформы с учетом выявленных закономерностей взаимодействия духовной составляющей человеческого бытия с общественным здоровьем.
Литература:
1. Гундаров И. А. Методологические причины кризиса факторной
97
концепции профилактической медицины / И. А. Гундаров, В. А. Полесский // Материалы V Международной научно - практической конференции «Современные подходы к продвижению здоровья» (Гомель, 15 - 16 мая 2014 г.) / Гомель: УО ГомГМУ. - 2014. - С. 68 - 71.
2. Гундаров И.А., Полесский В.А. Реализация профилактической стратегии Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на региональном и муниципальном уровнях / И.А. Гундаров, В.А. Полесский // Здравоохранение Российской Федерации. 2012. № 6. С. 3-7.
3. Гундаров И.А. Поиск оптимальной модели социального государства для высокого качества жизни населения / И.А. Гундаров // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 3. С. 53-61.
4. Гундаров И.А., Полесский В.А., Запорожченко В.Г. Смертность в программах многофакторной профилактики ишемической болезни сердца / И.А. Гундаров, В.А. Полесский, В.Г. Запорожченко // Здравоохранение Российской Федерации. 2013. № 3. С. 6-13.
5. Гундаров И.А. Сверхсмертность в России: масштабы и причины / И.А. Гундаров // Труд и социальные отношения. 2013. № 2. С. 81-91.
6. Бурцев М. С. Исследование новых типов самоорганизации и возникновения поведенческих стратегий / М. С. Бурцев / Дис. ... канд. физ.-мат. наук: Москва, 2005. - 120 с.
Ключевые слова: глобальная профилактическая среда, духовная составляющая общественного здоровья, качественный и количественный анализ Keywords: global prevention space, the spiritual component of population health, qualitative and quantitative analysis