УДК 159.922.4
ДУХОВНАЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
SPIRITUAL SELF-ACTUALIZATION OF TODAY'S YOUTH
Г. С. Дулина G. S. Dulina
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары
Аннотация. В настоящее время характерной чертой современного человека является его относительная социальная и психологическая дезадаптация, связанная с быстрым темпом изменений, происходящих в обществе, и переоценкой системы ценностей, идеалов и мировоззрения. В связи с этим представляется важным рассмотрение мотива, ценностных ориентаций, мировоззрения, взаимозависимости личностных особенностей, профессиональной направленности, духовно-нравственной позиции молодежи, а также некоторых особенностей ее поведения, имеющих наибольшее значение для роста и становления современного человека как самоактуализированной личности.
Abstract. Nowadays the specific feature of a modern person is social and psychological dysadap-tation caused by fast changes in society, reappraisal of values, ideals, world-view. That's why it seems to be important to consider modern youth's motive, value orientations, world-view, interdependence of personal peculiarities, professional orientation, spiritual and moral orientation, some particularities of behavior, which are of great importance for developing of modern self-actualized person.
Ключевые слова: самоактуализация, мотив, самосознание, ценностные ориентации, духовность, религиозность, мировоззрение.
Keywords: self-actualization, adaptation, motive, self-awareness, value orientations, spirituality, religiousness, world-view.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена особой значимостью вопросов самоактуализации современной молодежи, которая вынуждена существовать в техногенных условиях развития материальной культуры и доминирования искусственной среды. Разобщенность социальных институтов (семьи, школы, армии и др.) огромная, и, по существу, преобладающее влияние средств массовой информации меняет содержание и структуру ценностных ориентаций и социальных установок молодежи при одновременном снижении их интереса к процессам саморазвития и самовоспитания.
Чтобы найти свое место в современном сложном, быстро меняющемся мире, человек должен постоянно духовно-нравственно, интеллектуально развиваться, его идеалы должны существовать в единой гармонии с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, в основе которых лежат потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию и самоактуализации.
В данной статье мы ставили цель охарактеризовать духовную самоактуализацию современной молодежи как одну из важнейших ценностей человеческой жизни, обобщить зарубежные и отечественные исследования по данной теме, определить свое понимание духовной самоактуализации, выявить ее роль в духовном становлении современной личности.
Материал и методика исследований. Для достижения указанной цели был применен комплекс теоретических методов исследования, включающий анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования.
Результаты исследований и их обсуждение. Самоактуализирующийся человек -это некий идеальный образ, представление о котором менялось с течением времени. Сам термин «самоактуализация» (self-actualisation) происходит от слова «актуализация», которое трактуется как «переход от состояния возможностей в состояние действительности» [6]. Исходя из комплексного подхода и анализа работ отечественных и зарубежных ученых, можно выделить основные аспекты рассмотрения самоактуализации молодежи: самоактуализация как мотив, самосознание, духовно-нравственные ценности, адаптация, духовное мировоззрение, результат, процесс и основа для формирования новообразований.
Духовная самоактуализация современной молодежи в отечественной и зарубежной психологии сводится к тому, что в центре внимания находится личность, которая формируется в деятельности и общении с другими людьми, определяет характер своей деятельности и общения, социально-нравственную самооценку, эмоционально-ценностное осознание собственного положения в мире, религиозный, когнитивный и поведенческий компоненты своей деятельности. С точки зрения отечественных психологов, объективной предпосылкой процесса самоактуализации является именно общество, а зарубежные авторы акцентируют внимание на внутренней обусловленности процесса самоактуализации.
Изучением самоактуализации как духовно-нравственного феномена подрастающего поколения занимались такие зарубежные ученые, как А. Маслоу [9], [10], [12], Г. Ол-порт [11], Ж. Пиаже, Л. Колберг, X. Ремшмидт, Э. Шпрангер, Ш. Бюллер и др. К примеру, видный американский психолог XX века А. Маслоу определил самоактуализацию как «стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций, проявляющееся в стремлении к идентичности» [9, 153], другими словами, самоактуализация характеризуется как желание и стремление человека стать тем, кем он может стать. Самоактуализирующийся человек добивается более полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, достигает вершины своего творческого, личностного и профессионального развития. А. Маслоу выделил 15 характеристик человека, в которых проявляется самоактуализация.
В отечественной литературе вышеуказанную проблему рассматривали Л. И. Божо-вич, И. В. Дубровина, Э. В. Соколов, В. А. Сухомлинский, Д. И. Фельдштейн и др. В книге «Проблемы формирования личности» Л. И. Божович пристальное внимание уделял складывающемуся мировоззрению, влияние на которое оказывали идеальные образы людей, и чувству долга, начинающему формироваться еще в раннем детстве.
Э. В. Соколов, в свою очередь, в духовном развитии человека выделял три стороны (раскрытие духовных потенций, усвоение духовных ценностей и творчество), которые выступают как результат его социализации [7].
А. Н. Леонтьев утверждал, что основой личности является совокупность его общественных отношений к миру, которые реализуются в деятельности, мотивационной сфере личности, определяющих и стимулирующих в свою очередь ее саморазвитие [8].
Самоактуализация - это постоянный процесс развития своих возможностей. При самоактуализации способность к адаптации существенно повышается. Как известно, психологическая адаптация - это процесс, в котором ярко выражены два аспекта: а) оптимизация взаимодействия индивидуума с его окружением; б) соответствие между психическими и физиологическими характеристиками личности: не совпадают во времени (гетерохрония) наступление психологической зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и как личности (гражданская зрелость) [2].
Термины «самоактуализация» и «социализация» схожи по своему значению. Социализация является сложным непрерывным процессом, протекающим на биологическом, психологическом и социальном уровнях, когда к общественным потребностям адаптируются потребности отдельно взятой личности. Адаптация носит не пассивный, а активный характер, при котором индивид творчески выстраивает свою роль в обществе, формирует морально-нравственные нормы поведения, психологически целесообразные правила общежития, отношения между людьми [3].
Социализация личности - это сложный социальный процесс по усвоению индивидом социальных норм и культурных ценностей, социально-культурного опыта, выработанных в том обществе, к которому он принадлежит (внешний фактор самоактуализации) [8].
К внутренним личным факторам самоактуализации относятся такие образования, как ценностные ориентации, самооценка, уровень притязаний, самосознание, мотивация, потребности. Ценностные ориентации - основное структурное образование зрелой личности, где, по мнению Б. Г. Ананьева, сходятся различные психологические характеристики. Содержание ценностных ориентаций личности обуславливает ее направленность и определяет позицию человека по отношению к действительности [1].
Ценностные ориентации играют главную роль в регуляции социального поведения человека (В. А. Ядов, 1975), его мотивов (В. Г. Асеев, 1976), установок (Ю. М. Жуков, 1976; Ш. А. Надирашвили, 1974), смысла жизни (К. Обуховский, 1981), интересов (И. В. Дубровина, Б. С. Круглов, 1983). Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности, появлении таких психологических структур, которые способствуют становлению ее духовного мировоззрения. В процессе самоактуализации формируется самосознание, которое выполняет регуляторную функцию и является важным так же, как мотивация и механизм адаптации [13].
В рамках рассматриваемой нами проблемы особый интерес представляет вопрос о религиозных ценностях и убеждениях молодежи. В настоящее время социологами отмечается рост религиозности среди молодежи. Так, по мнению М. П. Мчедлова, среди 16-17-летних религиозность достигла 64 %, что превышает средний уровень религиозности в стране [4].
По утверждению ученых-социологов М. Аргайла и Б. Бейт-Халлами, религиозные установки родителей являются главным фактором формирования религиозности у детей. Как известно, определенные навыки религиозного поведения, некоторые религиозные образы и представления, имеющие большое значение для создания соответствующих убеждений, закладываются в раннем детстве [5].
Современное поколение подростков принимает религию как культурную норму, как приверженность к национальным традициям и часть своей национальной идентичности. Такое положение обусловлено переменами, происходящими в нашем обществе. Церковь поддерживается государством, и у детей с раннего возраста средствами массовой информации начинают закладываться церковные образы и представления, преподноси-
мые в качестве незыблемых культурных ценностей. С религией чаще связывают судьбу люди, у которых нарушены социальные связи и религия выступает в своих компенсаторных функциях - утешения, снижения психологического дискомфорта.
Проблема самоактуализации молодежи остается интересной и актуальной, несмотря на свою разработанность, порождает новые исследования. Благодаря деятельности зарубежных и отечественных исследователей в области мотивационно-ценностной сферы, духовно-нравственного сознания, мировоззрения, адаптации самоактуализация личности получила достаточно широкое развитие.
Резюме. Важным социально-психологическим аспектом духовности молодежи является воспитание толерантности, уважения свободы мировоззренческого самоопределения и самоактуализации личности. Мы в процессе нашего исследования выдвинули гипотезу о том, что духовная самоактуализация молодежи делает возможным саморазвитие человека, определяется как развивающаяся система духовно-нравственных характеристик личности. Различные факторы этой гипотезы мы рассмотрели в нашей работе. Исходя из теорий зарубежных и отечественных авторов, мы пришли к выводу, что духовную самоактуализацию молодежи можно определить как процесс, который характеризуется развитием самопринятия, самоуважения, адекватной самооценкой, осознанием реальности времени, целей, жизненных устремлений, выработкой жизненного плана, максимально реализующего потенциал молодежи в интересах личностного и общественного роста, формированием духовного и религиозного мировоззрения, мотивов, реализацией социально-нравственных ценностей с привлечением знаний, накопленных человечеством. По мере развития общества, помимо существенных аспектов самоактуализации, откроются и новые стороны этого процесса, изучение которых поможет личности приблизиться к идеалу. Поэтому эта проблема будет всегда актуальной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.
2. Битянова, Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: аналитический обзор / Н. Р. Битя-нова. - М. : Флинта, 1998. - 48 с.
3. Вахромов, Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации / Е. Е. Вахромов. - М. : Международная педагогическая академия, 2001. - 160 с.
4. Грановская, Р. М. Психология веры / Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2004. - 576 с.
5. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс ; РАН. Ин-т философии. - М. : Наука, 1993. - 432 с.
6. Конюхов, Н. И. Словарь-справочник по психологии / Н. И. Конюхов. - М. : Новая школа, 1996. -
160 с.
7. Лекции по общей психологии : учебное пособие для вузов / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - М. : Смысл, 2000. - 508 с.
8. Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1993. - 64 с.
9. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 352 с. - (Мастера психологии).
10. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты. - М. : Прогресс, 1982. - С. 100-132.
11. Олпорт, Г. Становление личности: избранные труды / Г. Олпорт. - М. : Смысл, 2002. - 462 с.
12. Фейдимен, Дж. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. -М. : Б. и., 2001. - 40 с.
13. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. - М. : АН СССР ; Институт психологии, 1977. - 144 с.