Соловых О.В.
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]
О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В данной статье рассматриваются теоретические аспекты самоактуализации личности, как их представляют отечественные и зарубежные ученые: А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, К. Хор-ни, Э. Фромм, Ф. Перлз, Д. Бьюдженталь, Р. Мэй, Л.А. Коростелева, Е.Е. Вахромов, О.В. Неми-ринский Л.И. Антропова, Л.Г. Брылева, И.А. Витин, Н.Л. Кулик, А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков, Л.М. Фридман и др.
Ключевые слова: самоактуализация, самореализация, потребность, мотивация, метамотивация, развитие, психологический рост, самость.
Целью нашего исследования было изучение теоретических аспектов самоактуализации личности. Теория самоактуализации является системообразующим элементом гуманистического направления в психологии. Основополагающей для гуманистического направления является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека. Важный вклад в развитие теории самоактуализации принадлежит как зарубежным ученым, так и отечественным.
Современная ситуация в России в последнее десятилетие характеризуется быстрыми темпами хаотических социальных и экономических изменений, имеющих преимущественно характер саморазрушения и деградации на всех уровнях социального организма, отсутствием во всех слоях общества ясного представления о движущих силах и стратегии выхода из кризиса, возможном направлении и темпах развития страны и отдельных регионов. Нет ясной перспективы выживания культуры, науки, здравоохранения, семьи. Кризис неизбежно затронул и систему образования в целом.
Сегодня нужно говорить уже не о социально-экономическом кризисе, а о принципиальном размывании культурно-смыслового ядра, скреплявшего ранее наше общество, в результате чего рядовой человек остался наедине со всем комплексом жизненных проблем и ему негде и не у кого больше искать «спасения», кроме как в своих личных силах и способностях. Это делает актуальным возвращение к теме самоактуализации как концепции развития человека и общества, основывающейся на идее опоры на саморазвитие и самоорганизацию, предпо-
лагающей максимально эффективное использование человеком всей совокупности своих сил, способностей, навыков и иных ресурсов (самости) в своей индивидуально неповторимой ситуации с целью достижения внешней и внутренней синергии [8].
Возврат интереса к теории самоактуализации в современной науке связан прежде всего с переосмыслением ранее накопленного опыта и концепций в связи с пониманием информационно-вероятностной структуры жизни и всех ее законов. Человек рассматривается современной наукой как «открытая система», обменивающаяся энергией, веществом и информацией с окружающей средой, обладающая определенным внутренним содержанием, множеством внутренних состояний.
Проблема самоактуализации личности имеет в психологии не большую, но яркую историю. Это многогранный и сложный феномен, который впервые был введен в научный оборот К. Гольдштейном и более подробно изучен психологами гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс и др). В той или иной форме она изучалась в смежных и близких к гуманистической психологии направлениях - социокультурном психоанализе К. Хор-ни и Э. Фромма, гештальттерапии Ф. Перлза, экзистенциальной психологии Д. Бьюджента-ля и Р. Мэя, философских работах М.К. Мамар-дашвили. В настоящее время все чаще рассматриваются психологические аспекты личностного роста и самоактуализации (Л.А. Коростелева, Е.Е. Вахромов, О.В. Немиринский, Н.В. Ковалева). В центре внимания гуманистической психологии - человек, индивид, рассматриваемый как носитель уникальных характеристик, делающих его высшей ценностью Бытия. Человек устремлен к будущему, к свободной реа-
лизации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), для чего он нуждается в укреплении веры в себя и в возможность достижения «идеального Я» (К. Роджерс). Важнейшая роль при этом отводится росту конструктивного начала человеческого Я, целостности и силе переживания.
Самоактуализация, по Гольдштейну, - основной и по существу единственный мотив в человеческой жизни. Самоактуализация - это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Потребность - это состояние дефицита, мотивирующее человека на его пополнение, удовлетворение. «... Самоактуализация - творческая тенденция человеческой природы. Она -основа развития и совершенствования организма. Невежда, стремящийся к знанию, чувствует внутреннюю пустоту, переживает ощущение собственной неполноты. Чтение и учеба удовлетворяют потребность в знании, и пустота исчезает. Таким образом, возникает новый человек, в котором учение заняло место невежества. Желание стало реальностью. Любая потребность -это состояние дефицита, мотивирующее человека на его восполнение. Это - как яма, которую необходимо заполнить. Это восполнение, или удовлетворение потребности, и есть самоактуализация или самореализация» (К. Гольдштейн).
Гольдштейн предполагает, что препятствия для самоактуализации могут возникнуть только потому, что в среде не находится тех объектов и условий, которые необходимы организму для самоактуализации. Нормальный, здоровый организм - это тот, в котором «тенденция к самоактуализации действует изнутри и который преодолевает сложности, возникающие из-за столкновений с внешним миром, не на основе тревоги, но благодаря радости победы». Это означает, что приход к согласию со средой в первую очередь состоит в овладении ею. И только если это невозможно, человек вынужден принять трудности и приспособиться к реалиям внешнего мира. Самоактуализация может иметь как позитивные, так и негативные последствия для организма. Достижение самоактуализации не означает конца проблем и трудностей, наоборот, могут возникнуть проблемы более сложные, ослабление напряжения является сильным побуждением только у больных организмов. Наоборот, здоровый организм нацелен в первую очередь на «формирование определенного уровня напряжения, такого, которое сделает возможной дальнейшую упорядоченную деятельность».
Отсюда вывод, что «способности организма определяют его потребности», а не наоборот. Если же задача человеку навязывается - поведение его становится ригидным и механистичным [8].
Более серьезно эту проблему стали разрабатывать к концу 60-х гг., она «стала неотъемлемой частью интеллектуального ландшафта Запада». Теории самоактуализации А. Маслоу и К. Роджерса давно оказывают немалое влияние на многих ученых, как отечественных, так и зарубежных, несмотря на методологические изъяны этих теорий, частично проанализированные в отечественной литературе.
Теория А. Маслоу по самоактуализации личности является одной из ключевых в современной психологии. В работе «Мотивация и личность» была сформулирована иерархическая теория потребностей, выстраивающая пирамиду с основанием из базовых нужд и с потребностью в самоактуализации на вершине. С точки зрения А. Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью.
Для того чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей, так как движение к самоактуализации не может начаться, пока индивидуум не освободится от доминирования низших потребностей, таких как потребности в безопасности или уважении. Ранняя фрустрация потребности может привести к остановке роста, зафиксировать индивида на определенном уровне функционирования.
Стремление к более высоким целям указывает на психологическое здоровье. А. Маслоу полагает, что более высокие потребности по природе связаны с большим удовлетворением, так что метамотивация - это показатель того, что индивидуум прогрессировал за дефициент-ный уровень функционирования.
А. Маслоу подчеркивает, что психологический рост осуществляется посредством работы по самоактуализации. Самоактуализация подразумевает длительность, постоянную вовлеченность в работу роста и развития способностей до максимально возможного, а не удовлетворение меньшим из лени или недостатка уверенности в себе. Самоактуализирующихся индивидуумов привлекают наиболее трудные и запутанные проблемы, которые требуют максимальных и наиболее творческих усилий. Они
стремятся иметь дело с определенностью и неоднозначностью и предпочитают трудные задачи легким решениям. Мотивация роста сравнительно слаба по сравнению с физиологическими потребностями и потребностями в безопасности, уважении и пр. Процесс самоактуализации может быть ограничен: негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивном поведении; социальными влияниями и групповым давлением, которое часто действует против наших вкусов и суждений; внутренними защитами, которые отрывают нас от самих себя.
Дурные привычки мешают росту, деструктивное окружение и жесткое авторитарное образование приводят к непродуктивным привычкам и поведенческим стереотипам, основанным на дефициентной ориентации, что мешает психологическому росту, поскольку уменьшают гибкость и открытость, необходимые для продуктивного и эффективного поведения в различных ситуациях. Давление группы и социальная пропаганда также ограничивают человека, так как уменьшают независимость суждения, в результате индивидуум вынужден подменять собственные вкусы и суждения внешними, социальными стандартами. Общество может также навязывать искаженные взгляды на человеческую природу. Маслоу полагает, что это отрицательное отношение фрустрирует рост. Правильно, с его точки зрения, противоположное отношение: наши инстинкты, по существу, благи, а основной источник человеческой мотивации составляют импульсы к росту. Эго-защиты Маслоу рассматривает как внутренние препятствия росту.
В более поздних работах - «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой природы» А. Маслоу существенно изменил свою концепцию мотивации и личности, фактически отказавшись от той многоступенчатой пирамиды потребностей. Все человеческие потребности он подразделил на низшие, «дефи-цитарные», продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые, и высшие, «бытийные», ориентированные на развитие и рост, а следовательно - ненасыщаемые. Эти работы автор рассматривал как предварительные, надеясь, что в будущем они получат какое-то подтверждение.
В последней работе «Дальние пределы человеческой психики» (1971), он пришел к выводу, что теория самоактуализации может стать
основой широчайшей программы переустройства человека и мира. Маслоу пишет: «Если образование будет способствовать самоактуализации человека, то очень скоро мы будем наблюдать расцвет цивилизации нового типа. Люди станут здоровыми и сильными, они станут хозяевами своей жизни» [3]. Ведущей силой в этом преобразовании цивилизации должны стать самоактуализированные люди - педагоги, социальные педагоги, социальные работники и психологи - «старшие братья» человечества, берущие на себя ответственность за «другого человека как за своих младших братьев». Отсюда прямо вытекает мысль о том, что достижение человеком самоактуализации как цели своей личной жизни необходимо приводит к тому, что «достигший» ощущает обязанность включиться в борьбу за преобразование жизни в интересах более полного развития всех живущих.
К. Роджерс в своих работах указывает, что самоактуализация способствует развитию индивида в направлении все большей сложности, самодостаточности, зрелости и компетентности. «В каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически». Самоактуализация - это главный мотив человека, фундаментальный аспект человеческой природы, побуждающий человека двигаться к большей конгруэнтности и к более реалистичному функционированию и являющийся основным источником жизни. Кроме этого, самоактуализация - это стремление стать собой, истинным, аутентичным и целостным.
В книге «Самоанализ» Карен Хорни так пишет о данном феномене: «каждая личность естественно стремится к самореализации и самоактуализации: в каждом из нас есть желание к развитию личности, стремление стать человеком сильным и цельным, в каждом из нас дремлют способности и дарования, как правило, заторможенные невротическими тенденциями».
Термин «самоактуализация» также использовался К. Юнгом и означал конечную цель развития личности, достижение ею единства на базе наиболее полной дифференциации и интеграции различных ее сторон. Также близки по содержанию к идее самоактуализации концепции «стремления к превосходству» и «творческого Я» А. Адлера.
Теория самоактуализации личности не является достоянием отечественной психологии, но обращение к феномену самоактуализации в
отечественной психологии было обусловлено разработкой и применением деятельностного подхода к трактовке внутреннего мира человека (П.Л. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий и др.), а в дальнейшем - системного и акмеологического подходов (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, В.Н. Мясищев и др.), ставших теоретико-методологической основой изучения потенциальных возможностей личности [13].
Основополагающим принципом деятельностного подхода можно назвать принцип развития, а говоря о развитии личности, мы непременно обращаемся к понятию «самоактуализация», предложенному зарубежными психологами, но прижившемуся в отечественной науке. Многие представители отечественной психологии в той или иной мере касались в своих теориях сущности феномена «самоактуализация», преломляя его через категории «деятельность», «направленность», «система отношений», «индивидуальность», «субъект», «жизненный путь» и др. А также рассматривали проблему потенциальных возможностей и их реализации, оперировали понятиями «актуальная потребность», «актуальная способность», «актуальные и потенциальные характеристики человека».
Не менее важный вклад в развитие теории самоактуализации внесли такие ученые: Л.И. Антропова, Л.Г. Брылева, И.А. Витин, Н.Л. Кулик, К.Ч. Мухаметджанов, А.Г. Асмолов, П.И. Пидкасистый, В.И. Слободчиков, Л.М. Фридман и др.
По мнению И.А. Витина, понятие «самоактуализация» является центральным в современном научном гуманитарном знании, а теория самоактуализации является одной из наиболее удачных попыток не только поставить, но и решить проблему личности в современной общественной ситуации. В России значимость разработки этой теории возрастает в связи с отказом от понимания личности как части коллектива и поиском более сложных моделей развития личности, включающих представления о ее неповторимости, уникальности, единственности. Понятие «самоактуализация» рассматривается как непрерывный процесс, предполагающий осознание личностью перспективы собственного и общественного развития, умение видеть альтернативы, осознание ответственности за свой выбор, овладение индивидуальным стилем деятельности.
В философском аспекте самоактуализацию личности человека как источник, побуждающий к поиску Смысла Жизни, и как фактор духовного роста рассматривают Л.И. Антропова, Н.Л. Кулик и К.Ч. Мухаметджанов. Н.Л. Кулик, прослеживая философские корни проблемы самоактуализации в отечественной культуре, приходит к выводу о том, что в философии Нового времени впервые эта проблема была поставлена Г. Сковородой, который считал возможным достижение истинно человеческого счастья только в труде по призванию, труде, соответствующем внутренней натуре человека, его склонностям и дарованиям. Также Н.Л. Кулик видит в самоактуализации реальный процесс превращения деятельностных характеристик человека, его сущностных сил в способ человеческого бытия, в «мир человека», в предметный мир человеческой культуры. Творческая самодеятельность человека в этом аспекте выступает как способ самоосуществления личности, как внутреннее содержание этой деятельности и единственно достойный человека и общества способ бытия.
Рассматривая самоактуализацию, Е.В. Андриенко выделяет три необходимых этапа формирования ее психологических предпосылок: информационный, актуализирующий и моделирующий. На информационном этапе формируется система знаний о психологических предпосылках, возможностях и препятствиях на пути самоактуализации студента. На актуализирующем этапе студенты в индивидуальном опыте и деятельности формируют систему компетентностей, обеспечивающих возможность реализации своих индивидуальных способностей в профессиональной деятельности. Моделирующий этап связан с освоением и закреплением на практике новых способов действий на основе творческого профессионального самоопределения и самопроявления.
С философско-антропологической позиции рассматривают личность человека В.И. Сло-бодчиков и Е.И. Исаев как персонализированную, самоопределившуюся самость среди других, для других и только таким образом - для себя. В этом смысле самоактуализация это процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности и требует освоения им норм и способов человеческой деятельности, правил общежития, основных смыслов и ценностей, регулирующих совместную жизнь людей в обществе. Понять свою самость в истин-
ном, полном значении этого слова - значит усмотреть в ней идеальную, очевидно осмысленную необходимость бытия в мире действительности. Только осознание этой истинно духовной реальности позволяет человеку открыть свою субъективную реальность как проекцию самости [5].
В акмеологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина и др.) исследуются закономерности, тенденции, условия и факторы, влияющие на самоосуще-ствление человеком своего творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности. Под самоактуализацией в акмеологии понимается процесс перехода потенциальных характеристик человека как специалиста в актуальные как в самом процессе профессиональной деятельности, так и в период подготовки к ней, в процессе обучения, как в вузе, так и в школе. В этом аспекте самоактуализация рассматривается в качестве необходимой формы движения человека к личностной зрелости и вершинам профессионализма.
По мнению Л.М. Фридмана, М.Г. Гарунова, потенциальные возможности человека могут проявиться и реализоваться лишь при рациональной самоорганизации учебной деятельности, которая не связана прямо с уровнем развития познавательных способностей. Эффективная самоорганизация учебной деятельности заключается в умении автономно, без внешнего систематического контроля, помощи и стимуляции рационально организовать свою учебную деятельность. Сущность процесса самоактуализации в образовательном пространстве эти авторы видят в передаче, трансляции от воспитателей к воспитуемым способов, методов и путей, посредством которых человек может стать тем, кем он может стать.
А.Г. Асмолов, подходя к изучению феноменов самореализации и самоактуализации, пишет, что самоактуализация личности - это са-моосуществление «иных культур», имеющее своим источником преобразование норм данной культуры и творение в ходе контакта с миром новых норм, то есть нормотворчество. В процессе самоактуализации рождаются интерсубъективные социальные миры [8].
В работе Е.Е. Вахромова «Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации» термин «самоактуализация» предполагает наличие у человека «самости» (человеческого потенциала), которая нуждается в
«актуализации» (раскрытии, осуществлении) путем систематической целенаправленной работы над собой, над своим развитием. Результатом процесса самоактуализации является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал в общественно значимой деятельности, самоактуализировав-шаяся личность. Процесс самоактуализации -это деятельность, осуществляемая человеком, обладающим рациональным типом мышления, направленная на самого себя как объект, приносящая (позитивный) социально значимый результат и производимая в социально приемлемых формах. Поэтому под определение самоактуализации не попадает деятельность, направленная на революционное (радикальное) преобразование общества или реализацию иррациональных идей. Нижняя возрастная граница самоактуализации обусловлена достижением: (1) понятийного уровня мышления; (2) зрелостью механизмов центрального торможения; (3) наличием накопленного в предшествующий период развития положительного опыта решения ситуационно обусловленных проблем; (4) наличием тенденции к саморазвитию в мотивационной сфере [8].
В современной версии концепции самоактуализации «самость» человека рассматривается как его система представлений о своих потенциальных возможностях, концепция «идеального Я». Концепция «идеального Я» выступает одним из «организаторов» активности человека, мотивируя его на разработку реалистичных жизненных планов. В процессе самоактуализации человек, добиваясь успехов и терпя неудачи при реализации жизненных планов, постоянно производит корректировку «концепции Я», включая «идеальное Я», картину мира и жизненные планы. Этот процесс позволяет ему формировать концепцию прошлого, в котором нет необходимости отрицать неудачи и промахи, что позволяет избавиться от последствий психических травм и развития невротических тенденций.
Если применительно к развитию человека в годы первой зрелости можно считать, что его самоактуализация происходит главным образом в учебной деятельности, разворачивающейся в образовательном пространстве, то самоактуализация взрослого человека осуществляется, главным образом в процессе его профессиональной и общественно значимой деятельности. Человек, сталкиваясь с определенными про-
блемами, являющимися вызовом для него как субъекта и личности, принимая вызовы и адекватно решая проблемы, совершенствуется, развивается, сознательно выбирает для себя еще более трудные, но соответствующие наличной «самости» (его потенциалу и уровню компетентности) проблемы. Не принимая вызовов, отказываясь от решения проблем или выбирая те, для решения которых он не обладает необходимыми ресурсами, он терпит поражения, переживает кризисы, может деградировать.
Выбор в направлении самоактуализации, работа над собой с целью собственного развития и роста должны осуществляться человеком в каждой ситуации выбора. Отказ от усилий по полной реализации своего потенциала, по мнению авторов концепции, чреват возникновением у человека психопатологии или даже метапатологии (термин А. Маслоу). А. Маслоу и К. Роджерс полагали, что отказ от саморазвития неизбежно приводит человека к нервным, психическим расстройствам, чреватым «свертыванием» навсегда тех способностей, которые не используются, не развиваются.
В социологическом плане можно предположить, что отсутствие в каком-либо регионе, стране возможностей для самоактуализации граждан приводит к маргинализации населения, нарастанию антисоциальных, деструктивных тенденций. Вовлечение в процессы инволюции и деградации больших групп людей, отдельных регионов и стран сегодня является одной из основных угроз для человеческой цивилизации в целом (Е.Е. Вахромов).
Результатом самоактуализации всегда является комплексное, многомерное, сущностное изменение, затрагивающее не только сферу психики человека. Осуществление самоактуализации позволяют человеку проявлять в поведении, общении, взаимодействии с другими людьми качества (знания, умения, компетентности), соответствующие все более высоким стандартам, предъявляемым к нему иерархически организованной многоуровневой системой моделей человека как индивида, личности, субъекта, индивидуальности.
Метатеория самоактуализации говорит о необходимости переустройства социальной системы, и прежде всего системы образования, в том направлении, которое позволит в максимальной степени поставить в центр внимания цивилизации развитие личного потенциала каждого отдельного человека. Теория самоак-
туализации, являющаяся системообразующей для гуманистической психологии, основывается на экзистенциализме, интуитивизме и феноменологии в философии и «экспериентальной» парадигме в методологии. Теории развития и роста человека, обретения им компетентности развиваются во всех школах и направлениях психологии [7]. В общих чертах самоактуализация представляет собою процесс и результат максимально полного проявления человеком своих способностей, развития задатков и реализации всего потенциала своей личности.
Проанализировав литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что студенты рассматривались в психолого-педагогичес-кой литературе как субъекты образовательного процесса (Г.В. Акопов и А.В. Горбачева), как субъекты творчества (А.В. Зобов, В.Н. Келась-ев, Б.В. Тихонов, И.В. Галактионов, С.Ю. Канн, Т.Ю. Осипова); изучались дезадаптивное поведение и тревожность студентов (Е.Г. Щукина, Г.Ш. Габдреева), социально-психологический климат студенческих групп (И.Н. Андреева), особенности социальной перцепции студентов (М.Ю. Бабанский). Вместе с тем до сих пор недостаточно разработана проблема развития процесса самоактуализации как фактора профессионального становления в годы первой зрелости.
Изучение процесса развития самоактуализации молодых людей в образовательном пространстве необходимо, учитывая, что от них зависит интеллектуальное и культурное будущее нашей страны. За последнее время увеличилось не только количество вузов, но и возросла доля студентов среди молодежи. Через 10-20 лет нынешние студенты будут определять приоритеты развития культуры, и при этом во многом они будут опираться на те ценности, которые сложились у них еще в студенческие годы. Анализ трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди при попытках реализации своего потенциала, может помочь созданию более благоприятных социально-психологических условий для личностного роста молодых людей.
Для общества важным результатом самоактуализации человека является приобретение и повышение им уровня компетентности - специфической способности, позволяющей эффективно решать типичные проблемы, задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни, производственной и общественной деятельности. Повышение уровня компетентности позволяет человеку во все более широких временных
рамках моделировать и оценивать последствия своих действий, осуществить переход от ориентации на внешнюю оценку и подкрепление поведения к выработке «внутренних стандартов» для оценки себя, своих жизненных планов, проблемных ситуаций и других людей, что позволяет человеку развивать опору на самоподкрепление. Это особенно важно в тех случаях, когда реализация жизненного плана происходит в условиях неопределенности или жесткой конкуренции.
Развития самоактуализации личности (личностный рост) - это длительный и трудный про-
цесс. Важная психолого-педагогическая задача -развитие и воспитание личности, способной к активной деятельности, направленной на развитие самого себя, через систематическое изменение представлений о себе и мире, жизненного плана, с целью полного раскрытия и реализации своего потенциала в интересах себя и общества. Эта деятельность осуществляется путем реализации сознательного выбора в пользу развития и роста в каждой жизненной ситуации и действий на основании этого выбора.
20.04.2011
Список литературы:
1. Леонтьев Д.А. Методики изучения ценностных ориентаций. - М., 1992.
2. Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997.
3. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики -СПб., 1997.
4. Маслоу А. Мотивация и личность, - СПб., 1999.
5. Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов - СПб.: Питер, 2000
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1998.
7. Вахромов Е.Е. Самоактуализация специалиста, менеджера в профессиональной деятельности: проблемы и возможности. // MONSTERA#5: Философские проблемы социально-гуманитарного знания. Выпуск 5. - М.МГТУ «МАМИ», 2005. С.197-210.
8. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.,2001.
9. Абрахам Маслоу и трансперсональная психология // Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. Спб, 2002. С.489-497.
10. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение. - М.: Флинта, 2000.
11. Бахтин М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000.
12. Самааль Е.В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе: Автореферат диссертационного исследования кандидата психологических наук. - Ярославль, 2008. - 24 с.
Сведения об авторе: Соловых Ольга Владимировна, преподаватель кафедры социальной педагогики, педагогики и психологии начального образования Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета 462422, г. Орск, ул. Советская, 67, каб. 23, тел. (3537)266260, е-таіі: [email protected]
UDC 371 Solovykh O.V.
Orsk humanitarian-technological Institute (branch) of the state educational institution of the higher vocational education «The Orenburg state university», e-mail: [email protected] ABOUT THEORETICAL ASPECTS OF SELF-ACTUALIZATION OF A PERSONALITY
This article discusses the theoretical aspects of self-actualization of a personality, as they are represented by domestic and foreign scientists: A. Maslow, C. Rogers, G. Allport, K. Horney, E. Fromm, F. Perls, D. Byudzhental, R. May, L.A. Korosteleva, E.E. Vahkromov, O.V. Nemirinsky, L.I. Antropova, L.G. Bryleva, I.A. Vitin, N.L. Kulik, A.G. Asmolov, V.I. Slobodchikov, L.M. Friedman and others.
Key words: self-actualization, self-realization, need, motivation, metamotivation, development, psychological growth, selfhood.
Bibliography:
1. Leontief D.A. Methods of Value Orientation Study. - M., 1992.
2. Maslow A. The Psychology of Existence - M., 1997
3. Maslow A. Distant Limits of human psyche - SPb., 1997
4. Maslow A. Motivation and an Individual - SPb., 1999
5. An individual’s Psychology in the Learned Works of Domestic Psychologists - / Compiled by L.V.Kulikov, SPb., Peter, 2000
6. Rubinstein S.L. The basis of General Psychology - SPb., Peter, 1998
7. Vachromov E.E. Self - actualization of a specialist, a manager in professional activity: problems and possibilities. MOSTERA#5: Philosophical Problems of Social - Humanitarian Knowledge M. MGTU «mAmI», 2005 (p. 197 - 210)
8. Vachromov E.E. Psychological Concepts of Human Development: the theory of self - actualization - M., 2001
9. Abraham Maslow and Transpersonal Psychology// Frayger P., Faydiman G. Individual: theories, experiments, exercises -SPb., 2002. P.489-497.
10. Vachromov E.E. The Psychology of the Concept of Human Development: the theory of self - actualization - M., 2001
11. Bratus B.S. Russian, Soviet and Rossia Psychology: brief examination M.: Flinta, 2000
12. Bachtin M. An author and a Hero. To Philosophical Basis of Humanitarian Sciences. - SPb: Azbuka, 2000
13. Samaal E.V. Self - actualization of an individual in the process of studing at the university: An Abstract of Thesis Research of Candidate of Psychological Science. - Yaroslavl, 2008. - 24.