Научная статья на тему 'О теоретических аспектах самоактуализации личности'

О теоретических аспектах самоактуализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11220
1380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / МЕТАМОТИ1 ВАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ / САМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соловых Ольга Владимировна

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты самоактуализации личности, как их представляют отечественные и зарубежные ученые: А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, К. Хор1 ни, Э. Фромм, Ф. Перлз, Д. Бьюдженталь, Р. Мэй, Л.А. Коростелева, Е.Е. Вахромов, О.В. Неми1 ринский Л.И. Антропова, Л.Г. Брылева, И.А. Витин, Н.Л. Кулик, А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков, Л.М. Фридман и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О теоретических аспектах самоактуализации личности»

Соловых О.В.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

Оренбургского государственного университета E-mail: solovih75@mail.ru

О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты самоактуализации личности, как их представляют отечественные и зарубежные ученые: А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, К. Хор-ни, Э. Фромм, Ф. Перлз, Д. Бьюдженталь, Р. Мэй, Л.А. Коростелева, Е.Е. Вахромов, О.В. Неми-ринский Л.И. Антропова, Л.Г. Брылева, И.А. Витин, Н.Л. Кулик, А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков, Л.М. Фридман и др.

Ключевые слова: самоактуализация, самореализация, потребность, мотивация, метамотивация, развитие, психологический рост, самость.

Целью нашего исследования было изучение теоретических аспектов самоактуализации личности. Теория самоактуализации является системообразующим элементом гуманистического направления в психологии. Основополагающей для гуманистического направления является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека. Важный вклад в развитие теории самоактуализации принадлежит как зарубежным ученым, так и отечественным.

Современная ситуация в России в последнее десятилетие характеризуется быстрыми темпами хаотических социальных и экономических изменений, имеющих преимущественно характер саморазрушения и деградации на всех уровнях социального организма, отсутствием во всех слоях общества ясного представления о движущих силах и стратегии выхода из кризиса, возможном направлении и темпах развития страны и отдельных регионов. Нет ясной перспективы выживания культуры, науки, здравоохранения, семьи. Кризис неизбежно затронул и систему образования в целом.

Сегодня нужно говорить уже не о социально-экономическом кризисе, а о принципиальном размывании культурно-смыслового ядра, скреплявшего ранее наше общество, в результате чего рядовой человек остался наедине со всем комплексом жизненных проблем и ему негде и не у кого больше искать «спасения», кроме как в своих личных силах и способностях. Это делает актуальным возвращение к теме самоактуализации как концепции развития человека и общества, основывающейся на идее опоры на саморазвитие и самоорганизацию, предпо-

лагающей максимально эффективное использование человеком всей совокупности своих сил, способностей, навыков и иных ресурсов (самости) в своей индивидуально неповторимой ситуации с целью достижения внешней и внутренней синергии [8].

Возврат интереса к теории самоактуализации в современной науке связан прежде всего с переосмыслением ранее накопленного опыта и концепций в связи с пониманием информационно-вероятностной структуры жизни и всех ее законов. Человек рассматривается современной наукой как «открытая система», обменивающаяся энергией, веществом и информацией с окружающей средой, обладающая определенным внутренним содержанием, множеством внутренних состояний.

Проблема самоактуализации личности имеет в психологии не большую, но яркую историю. Это многогранный и сложный феномен, который впервые был введен в научный оборот К. Гольдштейном и более подробно изучен психологами гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс и др). В той или иной форме она изучалась в смежных и близких к гуманистической психологии направлениях - социокультурном психоанализе К. Хор-ни и Э. Фромма, гештальттерапии Ф. Перлза, экзистенциальной психологии Д. Бьюджента-ля и Р. Мэя, философских работах М.К. Мамар-дашвили. В настоящее время все чаще рассматриваются психологические аспекты личностного роста и самоактуализации (Л.А. Коростелева, Е.Е. Вахромов, О.В. Немиринский, Н.В. Ковалева). В центре внимания гуманистической психологии - человек, индивид, рассматриваемый как носитель уникальных характеристик, делающих его высшей ценностью Бытия. Человек устремлен к будущему, к свободной реа-

лизации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), для чего он нуждается в укреплении веры в себя и в возможность достижения «идеального Я» (К. Роджерс). Важнейшая роль при этом отводится росту конструктивного начала человеческого Я, целостности и силе переживания.

Самоактуализация, по Гольдштейну, - основной и по существу единственный мотив в человеческой жизни. Самоактуализация - это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Потребность - это состояние дефицита, мотивирующее человека на его пополнение, удовлетворение. «... Самоактуализация - творческая тенденция человеческой природы. Она -основа развития и совершенствования организма. Невежда, стремящийся к знанию, чувствует внутреннюю пустоту, переживает ощущение собственной неполноты. Чтение и учеба удовлетворяют потребность в знании, и пустота исчезает. Таким образом, возникает новый человек, в котором учение заняло место невежества. Желание стало реальностью. Любая потребность -это состояние дефицита, мотивирующее человека на его восполнение. Это - как яма, которую необходимо заполнить. Это восполнение, или удовлетворение потребности, и есть самоактуализация или самореализация» (К. Гольдштейн).

Гольдштейн предполагает, что препятствия для самоактуализации могут возникнуть только потому, что в среде не находится тех объектов и условий, которые необходимы организму для самоактуализации. Нормальный, здоровый организм - это тот, в котором «тенденция к самоактуализации действует изнутри и который преодолевает сложности, возникающие из-за столкновений с внешним миром, не на основе тревоги, но благодаря радости победы». Это означает, что приход к согласию со средой в первую очередь состоит в овладении ею. И только если это невозможно, человек вынужден принять трудности и приспособиться к реалиям внешнего мира. Самоактуализация может иметь как позитивные, так и негативные последствия для организма. Достижение самоактуализации не означает конца проблем и трудностей, наоборот, могут возникнуть проблемы более сложные, ослабление напряжения является сильным побуждением только у больных организмов. Наоборот, здоровый организм нацелен в первую очередь на «формирование определенного уровня напряжения, такого, которое сделает возможной дальнейшую упорядоченную деятельность».

Отсюда вывод, что «способности организма определяют его потребности», а не наоборот. Если же задача человеку навязывается - поведение его становится ригидным и механистичным [8].

Более серьезно эту проблему стали разрабатывать к концу 60-х гг., она «стала неотъемлемой частью интеллектуального ландшафта Запада». Теории самоактуализации А. Маслоу и К. Роджерса давно оказывают немалое влияние на многих ученых, как отечественных, так и зарубежных, несмотря на методологические изъяны этих теорий, частично проанализированные в отечественной литературе.

Теория А. Маслоу по самоактуализации личности является одной из ключевых в современной психологии. В работе «Мотивация и личность» была сформулирована иерархическая теория потребностей, выстраивающая пирамиду с основанием из базовых нужд и с потребностью в самоактуализации на вершине. С точки зрения А. Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью.

Для того чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей, так как движение к самоактуализации не может начаться, пока индивидуум не освободится от доминирования низших потребностей, таких как потребности в безопасности или уважении. Ранняя фрустрация потребности может привести к остановке роста, зафиксировать индивида на определенном уровне функционирования.

Стремление к более высоким целям указывает на психологическое здоровье. А. Маслоу полагает, что более высокие потребности по природе связаны с большим удовлетворением, так что метамотивация - это показатель того, что индивидуум прогрессировал за дефициент-ный уровень функционирования.

А. Маслоу подчеркивает, что психологический рост осуществляется посредством работы по самоактуализации. Самоактуализация подразумевает длительность, постоянную вовлеченность в работу роста и развития способностей до максимально возможного, а не удовлетворение меньшим из лени или недостатка уверенности в себе. Самоактуализирующихся индивидуумов привлекают наиболее трудные и запутанные проблемы, которые требуют максимальных и наиболее творческих усилий. Они

стремятся иметь дело с определенностью и неоднозначностью и предпочитают трудные задачи легким решениям. Мотивация роста сравнительно слаба по сравнению с физиологическими потребностями и потребностями в безопасности, уважении и пр. Процесс самоактуализации может быть ограничен: негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивном поведении; социальными влияниями и групповым давлением, которое часто действует против наших вкусов и суждений; внутренними защитами, которые отрывают нас от самих себя.

Дурные привычки мешают росту, деструктивное окружение и жесткое авторитарное образование приводят к непродуктивным привычкам и поведенческим стереотипам, основанным на дефициентной ориентации, что мешает психологическому росту, поскольку уменьшают гибкость и открытость, необходимые для продуктивного и эффективного поведения в различных ситуациях. Давление группы и социальная пропаганда также ограничивают человека, так как уменьшают независимость суждения, в результате индивидуум вынужден подменять собственные вкусы и суждения внешними, социальными стандартами. Общество может также навязывать искаженные взгляды на человеческую природу. Маслоу полагает, что это отрицательное отношение фрустрирует рост. Правильно, с его точки зрения, противоположное отношение: наши инстинкты, по существу, благи, а основной источник человеческой мотивации составляют импульсы к росту. Эго-защиты Маслоу рассматривает как внутренние препятствия росту.

В более поздних работах - «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой природы» А. Маслоу существенно изменил свою концепцию мотивации и личности, фактически отказавшись от той многоступенчатой пирамиды потребностей. Все человеческие потребности он подразделил на низшие, «дефи-цитарные», продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые, и высшие, «бытийные», ориентированные на развитие и рост, а следовательно - ненасыщаемые. Эти работы автор рассматривал как предварительные, надеясь, что в будущем они получат какое-то подтверждение.

В последней работе «Дальние пределы человеческой психики» (1971), он пришел к выводу, что теория самоактуализации может стать

основой широчайшей программы переустройства человека и мира. Маслоу пишет: «Если образование будет способствовать самоактуализации человека, то очень скоро мы будем наблюдать расцвет цивилизации нового типа. Люди станут здоровыми и сильными, они станут хозяевами своей жизни» [3]. Ведущей силой в этом преобразовании цивилизации должны стать самоактуализированные люди - педагоги, социальные педагоги, социальные работники и психологи - «старшие братья» человечества, берущие на себя ответственность за «другого человека как за своих младших братьев». Отсюда прямо вытекает мысль о том, что достижение человеком самоактуализации как цели своей личной жизни необходимо приводит к тому, что «достигший» ощущает обязанность включиться в борьбу за преобразование жизни в интересах более полного развития всех живущих.

К. Роджерс в своих работах указывает, что самоактуализация способствует развитию индивида в направлении все большей сложности, самодостаточности, зрелости и компетентности. «В каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически». Самоактуализация - это главный мотив человека, фундаментальный аспект человеческой природы, побуждающий человека двигаться к большей конгруэнтности и к более реалистичному функционированию и являющийся основным источником жизни. Кроме этого, самоактуализация - это стремление стать собой, истинным, аутентичным и целостным.

В книге «Самоанализ» Карен Хорни так пишет о данном феномене: «каждая личность естественно стремится к самореализации и самоактуализации: в каждом из нас есть желание к развитию личности, стремление стать человеком сильным и цельным, в каждом из нас дремлют способности и дарования, как правило, заторможенные невротическими тенденциями».

Термин «самоактуализация» также использовался К. Юнгом и означал конечную цель развития личности, достижение ею единства на базе наиболее полной дифференциации и интеграции различных ее сторон. Также близки по содержанию к идее самоактуализации концепции «стремления к превосходству» и «творческого Я» А. Адлера.

Теория самоактуализации личности не является достоянием отечественной психологии, но обращение к феномену самоактуализации в

отечественной психологии было обусловлено разработкой и применением деятельностного подхода к трактовке внутреннего мира человека (П.Л. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий и др.), а в дальнейшем - системного и акмеологического подходов (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, В.Н. Мясищев и др.), ставших теоретико-методологической основой изучения потенциальных возможностей личности [13].

Основополагающим принципом деятельностного подхода можно назвать принцип развития, а говоря о развитии личности, мы непременно обращаемся к понятию «самоактуализация», предложенному зарубежными психологами, но прижившемуся в отечественной науке. Многие представители отечественной психологии в той или иной мере касались в своих теориях сущности феномена «самоактуализация», преломляя его через категории «деятельность», «направленность», «система отношений», «индивидуальность», «субъект», «жизненный путь» и др. А также рассматривали проблему потенциальных возможностей и их реализации, оперировали понятиями «актуальная потребность», «актуальная способность», «актуальные и потенциальные характеристики человека».

Не менее важный вклад в развитие теории самоактуализации внесли такие ученые: Л.И. Антропова, Л.Г. Брылева, И.А. Витин, Н.Л. Кулик, К.Ч. Мухаметджанов, А.Г. Асмолов, П.И. Пидкасистый, В.И. Слободчиков, Л.М. Фридман и др.

По мнению И.А. Витина, понятие «самоактуализация» является центральным в современном научном гуманитарном знании, а теория самоактуализации является одной из наиболее удачных попыток не только поставить, но и решить проблему личности в современной общественной ситуации. В России значимость разработки этой теории возрастает в связи с отказом от понимания личности как части коллектива и поиском более сложных моделей развития личности, включающих представления о ее неповторимости, уникальности, единственности. Понятие «самоактуализация» рассматривается как непрерывный процесс, предполагающий осознание личностью перспективы собственного и общественного развития, умение видеть альтернативы, осознание ответственности за свой выбор, овладение индивидуальным стилем деятельности.

В философском аспекте самоактуализацию личности человека как источник, побуждающий к поиску Смысла Жизни, и как фактор духовного роста рассматривают Л.И. Антропова, Н.Л. Кулик и К.Ч. Мухаметджанов. Н.Л. Кулик, прослеживая философские корни проблемы самоактуализации в отечественной культуре, приходит к выводу о том, что в философии Нового времени впервые эта проблема была поставлена Г. Сковородой, который считал возможным достижение истинно человеческого счастья только в труде по призванию, труде, соответствующем внутренней натуре человека, его склонностям и дарованиям. Также Н.Л. Кулик видит в самоактуализации реальный процесс превращения деятельностных характеристик человека, его сущностных сил в способ человеческого бытия, в «мир человека», в предметный мир человеческой культуры. Творческая самодеятельность человека в этом аспекте выступает как способ самоосуществления личности, как внутреннее содержание этой деятельности и единственно достойный человека и общества способ бытия.

Рассматривая самоактуализацию, Е.В. Андриенко выделяет три необходимых этапа формирования ее психологических предпосылок: информационный, актуализирующий и моделирующий. На информационном этапе формируется система знаний о психологических предпосылках, возможностях и препятствиях на пути самоактуализации студента. На актуализирующем этапе студенты в индивидуальном опыте и деятельности формируют систему компетентностей, обеспечивающих возможность реализации своих индивидуальных способностей в профессиональной деятельности. Моделирующий этап связан с освоением и закреплением на практике новых способов действий на основе творческого профессионального самоопределения и самопроявления.

С философско-антропологической позиции рассматривают личность человека В.И. Сло-бодчиков и Е.И. Исаев как персонализированную, самоопределившуюся самость среди других, для других и только таким образом - для себя. В этом смысле самоактуализация это процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности и требует освоения им норм и способов человеческой деятельности, правил общежития, основных смыслов и ценностей, регулирующих совместную жизнь людей в обществе. Понять свою самость в истин-

ном, полном значении этого слова - значит усмотреть в ней идеальную, очевидно осмысленную необходимость бытия в мире действительности. Только осознание этой истинно духовной реальности позволяет человеку открыть свою субъективную реальность как проекцию самости [5].

В акмеологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина и др.) исследуются закономерности, тенденции, условия и факторы, влияющие на самоосуще-ствление человеком своего творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности. Под самоактуализацией в акмеологии понимается процесс перехода потенциальных характеристик человека как специалиста в актуальные как в самом процессе профессиональной деятельности, так и в период подготовки к ней, в процессе обучения, как в вузе, так и в школе. В этом аспекте самоактуализация рассматривается в качестве необходимой формы движения человека к личностной зрелости и вершинам профессионализма.

По мнению Л.М. Фридмана, М.Г. Гарунова, потенциальные возможности человека могут проявиться и реализоваться лишь при рациональной самоорганизации учебной деятельности, которая не связана прямо с уровнем развития познавательных способностей. Эффективная самоорганизация учебной деятельности заключается в умении автономно, без внешнего систематического контроля, помощи и стимуляции рационально организовать свою учебную деятельность. Сущность процесса самоактуализации в образовательном пространстве эти авторы видят в передаче, трансляции от воспитателей к воспитуемым способов, методов и путей, посредством которых человек может стать тем, кем он может стать.

А.Г. Асмолов, подходя к изучению феноменов самореализации и самоактуализации, пишет, что самоактуализация личности - это са-моосуществление «иных культур», имеющее своим источником преобразование норм данной культуры и творение в ходе контакта с миром новых норм, то есть нормотворчество. В процессе самоактуализации рождаются интерсубъективные социальные миры [8].

В работе Е.Е. Вахромова «Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации» термин «самоактуализация» предполагает наличие у человека «самости» (человеческого потенциала), которая нуждается в

«актуализации» (раскрытии, осуществлении) путем систематической целенаправленной работы над собой, над своим развитием. Результатом процесса самоактуализации является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал в общественно значимой деятельности, самоактуализировав-шаяся личность. Процесс самоактуализации -это деятельность, осуществляемая человеком, обладающим рациональным типом мышления, направленная на самого себя как объект, приносящая (позитивный) социально значимый результат и производимая в социально приемлемых формах. Поэтому под определение самоактуализации не попадает деятельность, направленная на революционное (радикальное) преобразование общества или реализацию иррациональных идей. Нижняя возрастная граница самоактуализации обусловлена достижением: (1) понятийного уровня мышления; (2) зрелостью механизмов центрального торможения; (3) наличием накопленного в предшествующий период развития положительного опыта решения ситуационно обусловленных проблем; (4) наличием тенденции к саморазвитию в мотивационной сфере [8].

В современной версии концепции самоактуализации «самость» человека рассматривается как его система представлений о своих потенциальных возможностях, концепция «идеального Я». Концепция «идеального Я» выступает одним из «организаторов» активности человека, мотивируя его на разработку реалистичных жизненных планов. В процессе самоактуализации человек, добиваясь успехов и терпя неудачи при реализации жизненных планов, постоянно производит корректировку «концепции Я», включая «идеальное Я», картину мира и жизненные планы. Этот процесс позволяет ему формировать концепцию прошлого, в котором нет необходимости отрицать неудачи и промахи, что позволяет избавиться от последствий психических травм и развития невротических тенденций.

Если применительно к развитию человека в годы первой зрелости можно считать, что его самоактуализация происходит главным образом в учебной деятельности, разворачивающейся в образовательном пространстве, то самоактуализация взрослого человека осуществляется, главным образом в процессе его профессиональной и общественно значимой деятельности. Человек, сталкиваясь с определенными про-

блемами, являющимися вызовом для него как субъекта и личности, принимая вызовы и адекватно решая проблемы, совершенствуется, развивается, сознательно выбирает для себя еще более трудные, но соответствующие наличной «самости» (его потенциалу и уровню компетентности) проблемы. Не принимая вызовов, отказываясь от решения проблем или выбирая те, для решения которых он не обладает необходимыми ресурсами, он терпит поражения, переживает кризисы, может деградировать.

Выбор в направлении самоактуализации, работа над собой с целью собственного развития и роста должны осуществляться человеком в каждой ситуации выбора. Отказ от усилий по полной реализации своего потенциала, по мнению авторов концепции, чреват возникновением у человека психопатологии или даже метапатологии (термин А. Маслоу). А. Маслоу и К. Роджерс полагали, что отказ от саморазвития неизбежно приводит человека к нервным, психическим расстройствам, чреватым «свертыванием» навсегда тех способностей, которые не используются, не развиваются.

В социологическом плане можно предположить, что отсутствие в каком-либо регионе, стране возможностей для самоактуализации граждан приводит к маргинализации населения, нарастанию антисоциальных, деструктивных тенденций. Вовлечение в процессы инволюции и деградации больших групп людей, отдельных регионов и стран сегодня является одной из основных угроз для человеческой цивилизации в целом (Е.Е. Вахромов).

Результатом самоактуализации всегда является комплексное, многомерное, сущностное изменение, затрагивающее не только сферу психики человека. Осуществление самоактуализации позволяют человеку проявлять в поведении, общении, взаимодействии с другими людьми качества (знания, умения, компетентности), соответствующие все более высоким стандартам, предъявляемым к нему иерархически организованной многоуровневой системой моделей человека как индивида, личности, субъекта, индивидуальности.

Метатеория самоактуализации говорит о необходимости переустройства социальной системы, и прежде всего системы образования, в том направлении, которое позволит в максимальной степени поставить в центр внимания цивилизации развитие личного потенциала каждого отдельного человека. Теория самоак-

туализации, являющаяся системообразующей для гуманистической психологии, основывается на экзистенциализме, интуитивизме и феноменологии в философии и «экспериентальной» парадигме в методологии. Теории развития и роста человека, обретения им компетентности развиваются во всех школах и направлениях психологии [7]. В общих чертах самоактуализация представляет собою процесс и результат максимально полного проявления человеком своих способностей, развития задатков и реализации всего потенциала своей личности.

Проанализировав литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что студенты рассматривались в психолого-педагогичес-кой литературе как субъекты образовательного процесса (Г.В. Акопов и А.В. Горбачева), как субъекты творчества (А.В. Зобов, В.Н. Келась-ев, Б.В. Тихонов, И.В. Галактионов, С.Ю. Канн, Т.Ю. Осипова); изучались дезадаптивное поведение и тревожность студентов (Е.Г. Щукина, Г.Ш. Габдреева), социально-психологический климат студенческих групп (И.Н. Андреева), особенности социальной перцепции студентов (М.Ю. Бабанский). Вместе с тем до сих пор недостаточно разработана проблема развития процесса самоактуализации как фактора профессионального становления в годы первой зрелости.

Изучение процесса развития самоактуализации молодых людей в образовательном пространстве необходимо, учитывая, что от них зависит интеллектуальное и культурное будущее нашей страны. За последнее время увеличилось не только количество вузов, но и возросла доля студентов среди молодежи. Через 10-20 лет нынешние студенты будут определять приоритеты развития культуры, и при этом во многом они будут опираться на те ценности, которые сложились у них еще в студенческие годы. Анализ трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди при попытках реализации своего потенциала, может помочь созданию более благоприятных социально-психологических условий для личностного роста молодых людей.

Для общества важным результатом самоактуализации человека является приобретение и повышение им уровня компетентности - специфической способности, позволяющей эффективно решать типичные проблемы, задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни, производственной и общественной деятельности. Повышение уровня компетентности позволяет человеку во все более широких временных

рамках моделировать и оценивать последствия своих действий, осуществить переход от ориентации на внешнюю оценку и подкрепление поведения к выработке «внутренних стандартов» для оценки себя, своих жизненных планов, проблемных ситуаций и других людей, что позволяет человеку развивать опору на самоподкрепление. Это особенно важно в тех случаях, когда реализация жизненного плана происходит в условиях неопределенности или жесткой конкуренции.

Развития самоактуализации личности (личностный рост) - это длительный и трудный про-

цесс. Важная психолого-педагогическая задача -развитие и воспитание личности, способной к активной деятельности, направленной на развитие самого себя, через систематическое изменение представлений о себе и мире, жизненного плана, с целью полного раскрытия и реализации своего потенциала в интересах себя и общества. Эта деятельность осуществляется путем реализации сознательного выбора в пользу развития и роста в каждой жизненной ситуации и действий на основании этого выбора.

20.04.2011

Список литературы:

1. Леонтьев Д.А. Методики изучения ценностных ориентаций. - М., 1992.

2. Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997.

3. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики -СПб., 1997.

4. Маслоу А. Мотивация и личность, - СПб., 1999.

5. Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов - СПб.: Питер, 2000

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1998.

7. Вахромов Е.Е. Самоактуализация специалиста, менеджера в профессиональной деятельности: проблемы и возможности. // MONSTERA#5: Философские проблемы социально-гуманитарного знания. Выпуск 5. - М.МГТУ «МАМИ», 2005. С.197-210.

8. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.,2001.

9. Абрахам Маслоу и трансперсональная психология // Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. Спб, 2002. С.489-497.

10. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение. - М.: Флинта, 2000.

11. Бахтин М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000.

12. Самааль Е.В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе: Автореферат диссертационного исследования кандидата психологических наук. - Ярославль, 2008. - 24 с.

Сведения об авторе: Соловых Ольга Владимировна, преподаватель кафедры социальной педагогики, педагогики и психологии начального образования Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета 462422, г. Орск, ул. Советская, 67, каб. 23, тел. (3537)266260, е-таіі: solovih75@mail.ru

UDC 371 Solovykh O.V.

Orsk humanitarian-technological Institute (branch) of the state educational institution of the higher vocational education «The Orenburg state university», e-mail: solovih75@mail.ru ABOUT THEORETICAL ASPECTS OF SELF-ACTUALIZATION OF A PERSONALITY

This article discusses the theoretical aspects of self-actualization of a personality, as they are represented by domestic and foreign scientists: A. Maslow, C. Rogers, G. Allport, K. Horney, E. Fromm, F. Perls, D. Byudzhental, R. May, L.A. Korosteleva, E.E. Vahkromov, O.V. Nemirinsky, L.I. Antropova, L.G. Bryleva, I.A. Vitin, N.L. Kulik, A.G. Asmolov, V.I. Slobodchikov, L.M. Friedman and others.

Key words: self-actualization, self-realization, need, motivation, metamotivation, development, psychological growth, selfhood.

Bibliography:

1. Leontief D.A. Methods of Value Orientation Study. - M., 1992.

2. Maslow A. The Psychology of Existence - M., 1997

3. Maslow A. Distant Limits of human psyche - SPb., 1997

4. Maslow A. Motivation and an Individual - SPb., 1999

5. An individual’s Psychology in the Learned Works of Domestic Psychologists - / Compiled by L.V.Kulikov, SPb., Peter, 2000

6. Rubinstein S.L. The basis of General Psychology - SPb., Peter, 1998

7. Vachromov E.E. Self - actualization of a specialist, a manager in professional activity: problems and possibilities. MOSTERA#5: Philosophical Problems of Social - Humanitarian Knowledge M. MGTU «mAmI», 2005 (p. 197 - 210)

8. Vachromov E.E. Psychological Concepts of Human Development: the theory of self - actualization - M., 2001

9. Abraham Maslow and Transpersonal Psychology// Frayger P., Faydiman G. Individual: theories, experiments, exercises -SPb., 2002. P.489-497.

10. Vachromov E.E. The Psychology of the Concept of Human Development: the theory of self - actualization - M., 2001

11. Bratus B.S. Russian, Soviet and Rossia Psychology: brief examination M.: Flinta, 2000

12. Bachtin M. An author and a Hero. To Philosophical Basis of Humanitarian Sciences. - SPb: Azbuka, 2000

13. Samaal E.V. Self - actualization of an individual in the process of studing at the university: An Abstract of Thesis Research of Candidate of Psychological Science. - Yaroslavl, 2008. - 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.