Научная статья на тему 'Феноменология и онтология самореализации'

Феноменология и онтология самореализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1216
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / СУБЪЕКТ / ЛИЧНОСТЬ / SELFREALIZATION / SELF-ACTUALIZATION / SUBJECT / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимов В. П., Цветкова Ольга Алексеевна

В статье рассмотрены подходы к феномену и сущности самореализации и самоактуализации в классическом и постклассическом подходах. Раскрыто основное содержание понятий «самоактуализация» и «самореализация» в истории их становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenology and ontology of selfrealization

The article describes the approach to the phenomenon and the essence of self-realization and self-actualization in the classical and post-classical approaches. A summary of the concept of «self-actualization» and «self-realization» in the history of their development.

Текст научной работы на тему «Феноменология и онтология самореализации»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

%

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 1599 В. П. ГЕРАСИМОВ

О. А. ЦВЕТКОВА

Омский государственный технический университет

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ОНТОЛОГИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ_________________________________

В статье рассмотрены подходы к феномену и сущности самореализации и самоактуализации в классическом и постклассическом подходах. Раскрыто основное содержание понятий «самоактуализация» и «самореализация» в истории их становления. Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, субъект, личность.

Возникновение новых парадигмальных подходов к проблеме предмета психологии провоцирует возникновение иных представлений о психологических феноменах, содержательные аспекты которых, вообще говоря, и не вызывали особых смысловых напряженностей. Однако иное понимание детерминизма, не фундированное более на классической научной рациональности в современной науке, с неизбежностью побуждает к иному осмыслению многих проблем в психологии, в том числе и в психологии самореализации. Возникновение синергетики, как особой науки о природных системах, попытки реализации теоретических исходов, свойственных данному теоретическому направлению, к решению проблемы психического, проблемы человека вообще и человека как субъекта, предполагает, прежде всего, признание имманентности самоорганизационных процессов и их нелинейный характер, обостряя проблему суверенности осуществления человека и

его суверенного права на субъективную свободу своего воплощения. Приходится как бы возвращаться к истокам возникновения проблемы самореализации, заново осмысливая и её феноменологию, и её онтологические аспекты.

Если позиционировать человека как синергетическую систему, наделенную свойством самоорганизации и самодетерминации своего развития и воплощения, то первая проблема — это проблема содержания самого понятия самореализации. Анализ работ, посвященных проблеме самореализации, подтверждает такую необходимость. Прежде всего бросается в глаза, что достаточно часто употребляется как понятие «самореализация», так и понятие «самоактуализация» (К. Гольштейн, А. Маслоу, и др.). Такое положение вещей иногда приводит к семантическому абсурду, например, когда самоактуализация, в связи с буквальным переводом с английского, позиционируется как сознательно осуществляемая

субъектом практическая деятельность, направленная на решение наличных проблем своей жизненной ситуации. Акт самоактуализации — это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения [1 ].

Свидетельством тому являются определения, которые приводит Е. Е. Вахромов, ссылаясь на Оксфордский словарь современного английского языка для студентов: «реализация (realisation — realising (of the plan, one's ambitiones or hopes) — это осуществление ранее составленного плана, имеет оттенок «овеществление» (от латинского корня realis — вещественный, овеществление). Актуализация — скорее имеет оттенок деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus — поступок, должность)» [2, с. 54].

В этом случае самореализация выступает как сознательно осуществляемая субъектом теоретическая деятельность по анализу своей жизненной ситуации, по выявлению наличных жизненных проблем и ресурсов для их решения. Одновременно с этим самореализация становится активностью субъекта, направленной на постановку перед собой целей и выбор стратегий их достижения, анализу накопленного опыта практической деятельности по реализации своих жизненных планов и их коррекции. Таким образом, в рамках данной позиции, самоактуализация — это практическая деятельность, а самореализация — это её психологическая предпосылка, ориентировочные основания деятельности [1].

Прямое использование термина «самоактуализация» по отношению к теории А. Маслоу усиливает акцент на то, что это процесс, протекающий исключительно во внутреннем плане и имеющий «идеальный» характер.

Находясь в логике изложения понятия самоактуализации в английском языке и теории А. Маслоу, Е. Е. Вахромов так определяет самоактуализацию — это специфически человеческая, осознанная и целенаправленная деятельность. Особенности этой деятельности заключаются в том, что:

1) объект, на который направлена деятельность, и субъект этой деятельности совпадают (действие направлено на самого себя);

2) эта деятельность сопровождается конкретными, описуемыми результатами в реальности и изменениями в субъекте деятельности, подпадающими под определение «развитие», «рост»;

3) хотя эта деятельность и выглядит самодостаточной, основанной исключительно на внутреннем потенциале, «самости» — достижение требуемых изменений в реальности и себе не может быть достигнуто вне «ситуации», без опосредования «Другими»;

4) хотя в этой деятельности человек использует свои задатки и способности, тесно связанные с наследственными факторами, социальные и средовые факторы определяют результаты этой деятельности в большей степени, чем наследственные;

5) эта деятельность предполагает самотрансценди-рование: ни одна из целей не может считаться окончательной, конечной. Трансцендирование не предполагает разрушения «самости» как центра активности, а расширение целей деятельности, включение «надличностных» целей. При этом самореализация (как изменения на внутреннем плане) становится «побочным продуктом» самоактуализационной деятельности [3].

Однако как бы там ни было, но уже эта, приведенная нами позиция говорит о том, что самореализация выступает как сложный, разнонаправленный процесс и, следовательно, необходимо исследование феноменологии самореализации.

Такие попытки в науке есть, и первоначально самореализация была представлена как самоактуализация, под которой понималась реорганизация способностей личности после перенесенной травмы вследствие активации неких внутренних ресурсов организма, до ранения не проявляющих себя (К. Гольштейн).

Эта позиция закрепилась в современной психологии и самоактуализация (Self-actualization), превратилась в основную цель жизни человека и трактуется как стремление людей к развитию заложенных в них потенций, того, кем они могут стать. (А. Маслоу). В такой логике самоактуализирующиеся люди — те, которые удовлетворили свои фрустрированные (дефицитарные) способности и развили свой потенциал настолько, что могут считать себя здоровыми людьми. Он писал: «...самоактуализацию можно было бы определить как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических ... проблем жизни, так что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым «экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения), — и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них» [2, с. 50].

Мы не будем указывать на некоторую сомнительность и определенную необоснованность критериев, по которым А. Маслоу отнес испытуемых к категории самоактуализирующихся людей. Для нас важнее другое — он поставил, во-первых, проблему внутреннего побуждения человека к самоактуализации, а во-вторых, отнеся к самоактуализирующимся людей, которые находятся в процессе развития, определил самоактуализацию как процесс непрерывный.

Следует также обратить внимание читателя на то, что в определении самоактуализации как процесса внутренне, потребностно обусловленного А. Мас-лоу не оригинален, такую же позицию занимал К. Гольштейн. Правда, если К. Гольштейн понимал самоактуализацию как удовлетворение любой потребности и писал, что «.восполнение, или удовлетворение потребности и есть само-актуализация или само-реализация» [1], то А. Маслоу пришлось ввести особую потребность — потребность в самореализации.

Определенная созвучность с теориями А. Маслоу и К. Гольдштейна наблюдается в подходах к проблеме самореализации у К. Роджекрса и Р. Ассаджиоли.

К. Роджерс, например, под тенденцией к самоактуализации понимает 1) движение к конгруэнтности субъекта самому себе и обстоятельствам, в которых он функционирует; 2) движение к реалистическому функционированию индивида, в здесь и теперь разворачивающихся обстоятельствах. Он писал: «Это стремление, которое видно во всей органической и человеческой жизни — стремление расшириться, распространиться, становиться автономным, развиваться, становиться зрелым, — стремление выражать и задействовать все способности организма, в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость» [1]. Тенденция к самоактуализации, по К. Роджерсу, есть проявление глубинной тенденции человека к актуализации, но актуализации себя, своего Я, — это становление личности в её

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

автономной воплощенности. Путь роста личности — это путь самопреобразования, объективным показателем которого является преобразование «Я-концепции». Самореализация в такой контекстной задан-ности представляет собой процесс самопонимания, саморазвития, самопринятия, а процесс автономиза-ции или суверенизации выступает как способность принять на себя ответственность за себя прошлого, настоящего и будущего, но реализующегося сейчас.

Р. Ассаджиоли отмечает, что термин «самореализация» используется для обозначения двух разных путей развития и роста, расширения сознания. В одном случае речь идет об использовании этого термина как синонима «самоактуализации» (К. Гольдштейн и др.), в другом — речь идет о самореализации как самопостижении, осознании. И в том, и в другом случае появляется особый акцент в понимании самореализации, который состоит в постулировании обращения субъекта к самому в процессе его воплощения в окружающем мире. Это делает возможным, в отличие от А. Маслоу и К. Гольдштейна, понимать самореализацию (самоактуализацию) как процесс произвольный, как трансценденцию, как выход субъекта за пределы себя уже сложившегося и отрицание себя прежнего.

В этом случае «самоактуализация» содержит в себе те процессы развития, в которых присутствует субъект, осуществляющий деятельность, направленную на самого себя с целью полной реализации имеющегося потенциала. Этот процесс имеет некоторые характеристики и имеет «вещественный», измеримый результат.

В отечественной психологии к этим понятиям подходят несколько иначе. Наибольший интерес они вызывают в акмеологии, как научной области, использующее понятие «акме». В этой науке исследуются закономерности, тенденции, условия и факторы, влияющие на самоосуществление человеком своего творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности. Акме рассматривается как вершинная, предельная, пиковая точка в творческом саморазвитии человека, в которой наиболее полно проявляется его зрелость как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Под самоактуализацией в акмеологии понимается процесс перехода потенциальных характеристик человека как специалиста в актуальные как в самом процессе профессиональной деятельности, так и в период подготовки к ней, в процессе обучения, в том числе и школьного. В этом аспекте самоактуализация рассматривается в качестве необходимой формы движения человека к личностной зрелости и вершинам профессионализма.

Некоторыми авторами деятельность понимается шире, чем профессиональная деятельность. Скорее можно говорить о жизнедеятельности человека. И самореализация тогда задает широкий контекст самоосуществелния в любой сфере (профессиональной, личной, семейной и т.д.). Так, например, В. В. Бай-лук размышляет следующим образом: «Реализовать себя или самореализоваться — значит осуществить себя, достигнуть желаемых целей, добиться желаемых результатов, успеха, перейти от самопроек-тирования, от активности целеполагания к активности целеосуществления, от познания будущего своего к переводу будущего этого в настоящее. Самореализация — это, прежде всего, переход из жизни во внутреннем мире своем, в мире сознания своего к жизни в мире внешнем, т.е. от самопознания в широком смысле слова (оно включает и познание

прошлого своего, и настоящего, и будущего) к практике или от Я-концептуального к Я-реальному». [4,с. 7].

Однако существует позиция, в которой самореализация — это уже не просто деятельность сама по себе, а деятельность творческая, преобразующая. Так, Коростылёва Л. А., определяет самореализацию личности как «осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, содеятель-ности, сотворчества с другими людьми (ближними и дальними), социумом и миром в целом. Самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие генетических, индивидных и личностных потенциалов. В самом общем виде самореализация как процесс реализации себя — это осуществление самого себя в жизни и в повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени Самореализация достигается только тогда, когда у человека имеется сильный побудительный мотив личностного роста» [5, с. 52].

Таким образом, анализ теоретических подходов к проблеме самовоплощения человека обнаруживает несколько позиций к пониманию соотношения понятий «самоактуализация» и «самореализация».

1. Эти понятия сходны и используются как синонимы (К. Гольштейн, А. Маслоу и т.д.).

2. Эти понятия различны, но одно из них шире, чем другое, и потому должно быть более употребительным (К. Роджерс, Р. Ассоджиоли).

3. Эти понятия связаны между собой, но отражают разные процессы (Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач и др.).

Мы солидарны с последним пунктом и считаем, что для практической деятельности психолога необходимо различить данные понятия, поскольку каждое из них имеет свою собственную уникальную феноменологию.

В этой связи самоактуализация — это процесс перехода потенциального в актуальное, причем для него более характерен внутренний план. Самореализация же — это превращение актуального в реальные действия, т.е. в практическую деятельность, имеющую измеримый, вещественный результат.

Для самореализации, как для реального деятельностного процесса характерны такие черты, как:

— необратимость (т. к. любое действие, которое совершено, уже необратимо меняет ситуацию во всех планах и физическом и психическом);

— многовариативность (любой акт самореализации изменяет картину потенций или возможностей индивида, а значит, порождает иное множество вариантов действия, по сравнению с моментом до этого момента);

— субъективность (в любом акте самореализации человек «длит себя», однако степень осознания себя может быть различной);

— рефлексивность (любой акт самореализации требует рефлексивного различения себя и деятельности в целом, это различение многоуровневое).

И тогда, говоря о самореализации, мы опять возвращаемся к необходимости констатировать, что это сложное системное явление, которое представлена на всех уровнях индивидуальности человека как личности и как субъекта деятельности и как субъекта жизнедеятельности. Если человек рассматривается как «целостная, самоорганизующаяся,

гетеростазическая (саморазвивающаяся, нормотворческая, самореализующаяся) психологическая система» [6, с. 19], то становится понятным, что полнота исследования феномена самореализации может быть достигнута в том случае, если рассматривать ее как форму проявления самоорганизации человека как целостной психологической системы.

Таким образом, можно выделить несколько сущностных позиций, связанных с исследованием феномена самореализации.

1. Самореализация как ценность. Исходя из этого, человек может самореализовываться и тем самым реализовать высшую ценность или не достичь и не стремиться к самореализации. Такое понимание задает возможность эмпирического исследования особенностей самореализующихся или не самореализующихся людей.

2. Самореализация как отношение субъекта к самореализации (самореализация как мотив деятельности).

Эта позиция наиболее ярко прослеживается в ак-меологии, в теориях самореализации и самоактуализации эти понятия понимаются как некий идеал, к которому может (или должен) стремиться человек в течение своей жизни. В этой связи самореализация может разворачиваться как некий целенаправленный процесс, а в самом процессе можно выделить несколько логично связанных этапов:

1. Самоактуализация: поиск и нахождение некоего образа Я, соотнесение этого образа с реальной жизнедеятельностью или деятельности на предмет своих возможностей, способностей и актуализации стремлений.

2. Самоопределение: выбор и организация своей деятельности как направленного процесса.

3. Самореализация: осуществление своей направленности, переживание неких пиковых моментов в проявлении себя и своих возможностей. При этом границы возможного расширяются и в каждой конкретной точке эта граница становится проницаемой.

3. Самореализация как «поток жизни», самореализация как самоосуществление.

В этом контексте самореализация осуществляется всегда, поскольку в каждом своем действии человек проявляет себя. При этом самореализация может не выступать как ценность и не осознаваться в полной мере, т.к. отношение к чему-то (к какой жизнедеятельности или деятельности) как к самореализации не формируется.

В таком ключе самореализация может переживаться как удовлетворенность какими-то сферами своей жизни, некоторым базовым «благополучием» или наоборот, его отсутствием. При этом расхождение между реальным и желаемым достаточно остро может переживаться, однако в целом процесс не понимается как самореализация. Однако и в этом моменте есть ключевые детали, которые необходимо отметить. так, здесь мы можем обнаружить все те же «критические» точки принятия решений или выбора, которые обосновываются или осознаются человеком через любые возможные причины или объяснения. (Я выбрала этот университет, потому что сюда поступила моя одноклассница). Однако этот выбор задает вектор движения: я определенным образом учусь, определенным образом предъявляю себя, определенным образом осмысливаю ситуации, в которых нахожусь в процессе движения по выбранному пути. В этом подходе самореализация возможна как в социально-полезных и значимых фор-

мах поведения (творчество, преобразования себя и окружающих, достижения вершин), так и в деструктивных формах.

4. Самореализация как следствие способности человека к самоорганизации, самодетерминации своего поведения, построения своего жизненного пути. На наш взгляд, именно последнее понимание в полной мере способно раскрыть сложную феноменологию и онтологию процессов самоактуализации и самореализации человека во всем многообразии их проявлений.

Подводя итоги нашего анализа, можно констатировать, что проблема самореализации и ее исследования определяются методологическими позициями, которые задают подход к самой проблеме самореализации либо к проблеме человека как предмета психологии.

В последнем случае самореализация становится способом самоосуществления человека в мире и определяется внутренними условиями, в том числе и особенностями такого феномена, как индивидуальность.

В этой связи возникает необходимость исследования процесса, результата и содержания самореализации исходя из таких особенностей, как: мотивация деятельности, уровень самоактуализации, тем-пераментальные характеристики, личностные особенности, уровень субъективного контроля.

Библиографический список

1. Вахромов, Е. Е. Понятие «Самоактуализация» в психологии [ Электронный ресурс]. — Режим доступа: Иир://уакИ-romov.narod.ru/publ/003.htm (дата обращения: 04.10.2012).

2. Вахромов, Е. Е. Психологические концепции развития человека : теория самоактуализации : учеб. пособие / Е. Е. Вахромов. — М. : Международная педагогическая академия, 2001. — 162 с.

3. Вахромов, Е. Е. Самоактуализация и жизненный путь человека / Е. Е. Вахромов // Современные проблемы смысла жизни и акме. — М. : ПИРАО, 2002. — С. 147 — 164.

4. Байлук, В. В. Человекознание : В 3 кн. Кн. 3. Самореализация личности. 33 закона успеха и 33 причины неудач / В. В. Байлук. — Екатеринбург : Изд-во Дома учителя, 2001. — 268 с.

5. Коростылёва, Л. А. Психология самореализации личности : затруднения в профессиональной сфере / Л. А. Коростылёва. — СПб. : Речь, 2005. — 222 с.

6. Клочко, В. Е. Самореализация личности : системный взгляд / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский ; под ред. Г. В. За-левского. — Томск : Изд-во Томского ун-та, 1999. — 154 с.

7. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. — М. : Рафл-бук ; Киев : Ваклер , 1996. — 304 с.

8. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб. : Питер Пресс, 1997. — 608 с.

ГЕРАСИМОВ Владимир Павлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология труда и организационная психология».

Адрес для переписки: Vladimir.P.Gerasimov@gmail. com.

ЦВЕТКОВА Ольга Алексеевна, старший преподаватель кафедры «Психология труда и организационная психология».

Адрес для переписки: zvetol@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 10.10.2012 г.

© В. П. Герасимов, О. А. Цветкова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.