Научная статья на тему 'Дух творчества в университете'

Дух творчества в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / CREATION / ПОЭЗИЯ / POETRY / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ВЫСТАВКА / EXHIBITION / НАУКА / SCIENCE / ИСКУССТВО / ART / "ФИЗИКИ" И "ЛИРИКИ" / "PHYSICISTS" AND "LYRIC POETS"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резник Ирина Ивановна

Отражена деятельность музея ОмГУПСа, направленная на раскрытие творческих способностей сотрудников. Творчество рассматривается не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности, то есть внутреннего мира человека и действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Резник Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spirit of creation at university

The activity of Omsk State Transport University Museum, directed to the uncovering of its employees’ creativity, is presented in the article. Creation is considered not only as a process of producing of anything new, but also as a process, existing in interaction of inner world of a person and reality.

Текст научной работы на тему «Дух творчества в университете»

ш

Iввы 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2013. № 1 (8)

технологии обучения, являющиеся реализацией системного способа мышления. Технология всегда отражает уровень развития профессиональной сферы, а значит, и уровень культуры общества в целом. Задача учебных заведений - перейти на такие технологии обучения, которые перево-

дят процесс обучения с иллюстративно-предъявляющих методик на отражательно-преобразующую деятельность мышления студента. Именно такой технологией является технология модульного обучения, созданная с установкой на развитие субъектности обучающегося.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Фёдоров А. Э. Компетентностный подход в образовательном процессе: монография / А. Э. Фёдоров, С. Е. Метелёв, А. А. Соловьёв, Е. В. Шлякова. - Омск: Омскбланкиздат, 2012. - 210 с.

2. Фёдоров А. Э. Инновационные процессы в высшей школе: монография / А. Э. Фёдоров, С. Е. Ме-телёв, А. А. Соловьёв, Е. В. Шлякова. - Омск: Омскб-ланкиздат, 2013. - 240 с.

3. Корабельников А. А. О приоритетах военного образования в России / А. А. Корабельников, А. Э. Фёдоров, С. Д. Коровин, А. А. Соловьёв // Национальные приоритеты России. - 2012. - № 2 (7). - С. 26-37.

4. Коровин С. Д. Информационные технологии в физике и математике: учебник / С. Д. Коровин, С. Е. Метелёв, А. А. Соловьёв. - Омск: Омскбланкиздат, 2012. - 224 с.

5. Батышев С. Я. Блочно-модульное обучение / С. Я. Батышев. - М.: Знание, 1997. - 255 с.

6. Лаврентьев Г. В. Слагаемые технологии модульного обучения. / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьев. - 2-е изд., испр. и доп. - Барнаул: Издво АГУ, 1998. - 154 с.

7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

8. Паршукова Г. Б. Информационные компетентности личности. Диагностика и формирование: монография / Г. Б. Паршукова. - Новосибирск: Издво НГТУ, 2006. - 244 с.

9. Брановский Ю. С. Информационные и коммуникационные технологии в современном образовании / Ю. С. Брановский // Метаобразование как философия и педагогическая проблема: сб. ст. - Ставрополь, 2001. - С. 70.

10. Трайнев В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): учебное пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трай-нев. - 4е изд. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 280 с.

11. Кузовова Н. Л. Лабораторные работы по физике на ПК / Н. Л. Кузовова, А. А. Соловьёв, М. А. Прозорова, О. А. Филимонова, Н. А. Толмачева. - Омск: РАСН, 2012. - 80 с.

Гаранина Татьяна Викторовна - доцент; Дата поступления статьи в редакцию:

Кузовова Наталья Леонидовна - преподаватель; 28.04.2013 г.

Соловьев Анатолий Алексеевич - кандидат физикоматематических наук, профессор,

толмачева Наталья александровна - кандидат технических наук, доцент, Шлякова Елена Валерьевна - кандидат технических наук, доцент. Военная академия материально-технического обеспечения, филиал в г. Омске

© Коллектив авторов, 2013

УДК 379. 8 : 378

ДУХ ТВОРЧЕСТВА В УНИВЕРСИТЕТЕ

И. И. Резник1

ФГБОУВПО «Омский государственный университет путей сообщения»

Отражена деятельность музея ОмГУПСа, направленная на раскрытие творческих способностей сотрудников. Творчество рассматривается не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности, то есть внутреннего мира человека и действительности. Ключевые слова: творчество, поэзия, деятельность, выставка, наука, искусство, «физики» и «лирики».

Человек как существо духовное - деятель, субъект деятельности, которая, являясь его способом отношения к миру, помогает в реализации

самого себя. Нельзя не согласиться с высказыванием одного из современных исследователей: «Смысла жизни вне и помимо деятельности ис-

1 На 4-й странице обложки представлены творческие работы автора.

Духовное и физическое здоровье нации

кать не надо, его там нет» (4, с. 83). Однако деятельность человека настолько разнонаправле-на, что это не могло не явиться причиной спора о приоритетности двух её решающих направлений: науки и искусства. В 60-е годы прошлого века, когда после первого полёта в космос человек стал всерьёз задумываться о связи с внеземными цивилизациями, особую остроту приобрёл спор между «физиками» и «лириками», беспредметность которого в настоящее время становится очевидной. Есть ли основания полагать, что наука мешает поэзии, так как поэзия не может существовать там, где начинают проглядывать ясные связи между явлениями? Надо ли упрекать великого Ньютона за то, что тот объяснил радугу? По мнению талантливого физика Аркадия Миг-дала, для своих научных методов находящего аналогии в поэзии, у физики и высокого искусства один корень - природа красоты. На вершинах творчества, как известно, таланты и гении сходятся, чем бы они ни занимались: физикой, математикой, поэзией, живописью или музыкой.

«...самое поразительное, что в серьёзном учебном заведении, где ценится инженерный расчёт, точность и фундаментальность, со всем этим легко уживается поэтическое слово», - так написала член Союза писателей России, известный в Омске и за его пределами, поэт Т. Г. Четверикова в предисловии к поэтическому сборнику «Созвучие», в который вошли стихи преподавателей, сотрудников и студентов Омского государственного университета путей сообщения, вышедшему в 2010 году к юбилею университета и объединившему на своих страницах «физиков» и «лириков» (6, с. 3).

Существует в ОмГУПСе и клуб «Поэзия» ветеранов университета, которому в апреле нынешнего года исполнилось 19 лет. Члены клуба - бывшие преподаватели и сотрудники, не желающие после ухода на пенсию, когда за ненадобностью отброшены мундиры, звания и должности, поддаваться угасанию и болезням, а предпочитающие вести полноценную, интересную жизнь как социально активные, творческие и деятельные личности. «Как много мы в себе открыли, как много мы в себе нашли», - эта фраза, прозвучавшая в одном из выступлений, очень точно характеризует внутреннее состояние членов клуба, которых соприкосновение с поэзией «врачует», даёт поддержку, помогает «очищать душу» от монотонности быта, от неприятностей и трудностей. В 2012 году вышел сборник стихов членов клуба «Тихий свет», и одна из авторов - доцент кафедры «Теория механизмов и деталей машин» Н. В. Ковалёва, своими стихами опровергающая утверждение тех «физиков», которые считают, что наука депоэтизирует действи-

Р*7

тельность. Поэзия - только одна из составляющих духа творчества в ОмГУПСе.

Освоение результатов различных сфер творческой деятельности - культурного наследия и современных достижений - происходит с помощью сформированных человеческим обществом средств, приёмов и методов, «и одной из инсти-туализированных форм», обеспечивающих комплексное воспроизведение ценностей ушедшей и современной культуры, является музей (1, с. 109). Создавая условия, способствующие ценностному осмыслению природы, истории и культуры, включению их в сферу культурной практики, даже самый маленький музей связывается с жизнью общества и его культурой тысячами уз, в частности, выставочной деятельностью, которая является одним из факторов формирования социально-культурной среды региона, предприятия, учебного заведения, обеспечивающим сохранение и наращивание их культурного потенциала.

В Омском институте инженеров железнодорожного транспорта (сейчас Омский государственный университет путей сообщения) музей был создан в 1975 году, и после нескольких реконструкций приобрёл помещение, позволяющее, кроме постоянной экспозиции, отражающей историю вуза и здания, в котором он находится, проводить выставки творческих работ сотрудников и студентов технических и гуманитарных специальностей, а эпиграфом для проведения каждой из выставок служат слова Д. С. Лихачёва, который писал, что «смысл человеческого существования в культурном творчестве всех» (3, с. 488). Клуб «Поэзия» проводит свои заседания также в музее.

«Тепло ушедшего лета», «Мир природы в бисере», «Отзвук светлой души», «Умелых женских рук творенья» - таковы названия первых выставок, составленных из великолепных изделий сотрудников и студентов университета: вышитых картин, узорчатых вязаных шалей, скатертей, салфеток, оконных штор в технике ришелье, довольно редкой в настоящее время, а также работ, выполненных в технике бисероплетения, художественной фотографии, живописи.

Огромным успехом пользовалась выставка «Путешествие в прошлый век», составленная из вещей, бережно хранящихся некоторыми сотрудниками. На выставке были представлены предметы быта, вязаные салфетки, подзоры, рушники, изготовленные ещё в довоенные 1930-е годы, а также книги, открытки с видами Омска 1950-х годов, газеты, гимназические учебники, фотографии из семейных альбомов сотрудников ОмГУПСа конца XIX и начала ХХ века. Тёплые ностальгические чувства у посетителей вызвали экспонаты, составившие выставку «Любимый

ш

1ввы 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2013. № 1 (8)

праздник детства» - открытки выпуска с 1908 г. до 90-х годов ХХ века, ёлочные игрушки 1950-х годов, праздничные новогодние номера газеты «Транспортник» за 1960-е годы и т. д. Небольшая «камерная» выставка «Светлое христово воскресение» вызвала добрые светлые чувства у зрителей. Открытие выставки рукоделия сотрудниц библиотеки «Секреты свободного времени», посвящён-ной Дню библиотек, состоялось в присутствии всего коллектива библиотеки ОмГУПСа, где зрители могли высказать свои впечатления и слова благодарности коллегам - авторам работ. Сотрудник службы охраны ОмГУПСа В. Н. Касаткин представил на обозрение зрителей изделия из причудливых корней, веток, коры, наростов на деревьях, составивших выставку под названием «Лесные метаморфозы», а затем, представ перед сослуживцами в качестве любителя и знатока истории, передал для экспонирования предметы, найденные на местах древних омских стоянок (подлинность и значение предметов были подтверждены научным отделом Омского областного краеведческого музея).

В широком смысле творчество играет роль мощного механизма передачи культурных традиций от одного поколения к другому, поэтому особую важность имеет знакомство студентов во время экскурсий по музею с выставками творческих работ старшего поколения, а также юбилейными, посвящёнными одной личности. Так, на выставке «С 90-летним юбилеем!» были представлены фотографии, статьи, книги бывшего заведующего кафедрой философии и научного коммунизма, заслуженного деятеля культуры РФ, члена совета ветеранов ОмГУПСа Э. И. Такелло.

Дух творчества, витающий в университете, благодаря собиранию экспонатов, посещению разнообразных выставок, способствовал возникновению идеи создания изостудии, в которой желающие студенты могли бы изучать основы рисунка, живописи, композиции, выполнять творческие задания, то есть заполнять творчеством тот небольшой отрезок свободного времени, который имеется у студентов от сессии до сессии. В музее ОмГУПСа уже состоялась выставка работ первых учащихся изостудии.

По выражению академика П. Капицы, творчество везде, где человек действует не по инструкции, поэтому основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию, так как творчество рождается из глубины человеческого духа. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в матери-

ал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности, поэтому в каждом произведении искусства присутствует частица души художника, энергия, сгенерированная этим упорством и старанием и вложенная автором при создании его творения. Само производство предмета одухотворено изнутри, культурно по своей сути, человечески содержательно, о чём рассуждал М. С. Каган: «Предметы материальной культуры... одухотворены заключённой в них творческой мыслью человека, его «эйдосом», как говорили античные философы, его конструктивным замыслом/ идеей/ проектом / назначением» (2, с. 57-58). Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства, благодаря «эйдосу» и происходит воздействие результатов творчества человека-творца на эмоциональное состояние зрителя.

Творчество в значительной степени формирует особенности культурного мира индивида, преображает обычного человека в существо духовное. П. Тиллих в своих размышлениях о смысле творчества писал, что не обязательно быть «творцом» - художником, или учёным, или государственным деятелем, для того, чтобы заниматься духовным творчеством, «необходимо обладать способностью к осмысленному соучастию в их творениях» (5, с. 37). Такое соучастие, как проникновение в содержание работ, в особенности и тонкости техники, в которой они выполнены, может выражаться в отзывах посетителей о впечатлениях, полученных во время просмотра. Оказалось, что в университете с преобладанием технических специальностей подобные выставки имели успех, зрители удивлялись, восхищались, оставляли в книге отзывов слова благодарности за «тёплую радость», за то, что авторы помогают взглянуть на мир по-другому, за «счастливые минуты созерцания», «за прикосновение к прошлому», «весеннее настроение» и т. п., писали добрые пожелания авторам изделий, и, наполненные впечатлениями, продолжали выполнять свою работу.

Проведение музеем подобных выставок поднимает на более высокий культурный уровень сослуживцев-зрителей, стимулирует развитие их творческих потенций, делая их смелее, так как главный «враг» творчества - страх, однако ещё Л. Б. Альберти считал, что воля и целеустремленность, упорство и старание человека позволяют ему добиться всего, что он пожелает. Если трактовать творчество как способ измерения культурного потенциала человека, то выставки популяризируют ценность работника как личности, способствуют его самореализации.

Духовное и физическое здоровье нации

Таким образом, в музее создается некий «микрокосм», проектирующий то состояние, в котором сам посетитель проникает в смыслы представленных экспозиций. Дух творчества, исходящий из пространства музея ОмГУПСа, способствует формированию морально-этических ценностей и установок, усиливающих реализацию потенциала интеллектуальной и духовной энергии сотрудников,

Р*7

веру в свои силы, избавляет их от инертности, закостенелости мышления. Происходит гармонизация отношений внутри коллектива, появляется чувство общности и солидарности всех уровней и поколений работников вокруг ценностей, норм, традиций, повышается их ответственность за качество работы, что способствует плодотворной деятельности всего коллектива на пользу обществу.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дукельский, В. Ю. Музей и культурно-историческая среда // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сб. научн. тр. НИИ культуры. - М., 1988. - 218 с.

2. Каган М. С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996. - 415 с.

3. Лихачёв Д. С. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. - Л.: Сов. Писатель, 1989. - 608 с.

4. Озеров А. А. Смысл жизни как духовная ценность / А. А. Озеров // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - №3. - С. 82-92.

5. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. - М.: Прогресс, 1995. - 320 с.

6. Четверикова Т. Г. В добрый путь! // Созвучие. -Омск: Изд-во ОмГУПС, 2010. - 190 с.

Резник Ирина Ивановна - соискатель кафедры «Связи с общественное- Статья поступила в редакцию

тью» ОмГУПСа, заведующая музеем ОмГУПСа, ученый секретарь прези- 15.05.2013 г.

диума Омского регионального отделения Петровской академии наук и искусств.

© И. И. Резник, 2013

Новые книги

Белорусы в Сибири: сохранение и трансформации этнической культуры [Текст]: монография / отв. ред. Фурсова Е.Ф. - Новосибирск : ИАЭ СО РАН, 2011. - 424 с.: фото. - Библиогр.: с. 354361. - ISBN 978-5-7803-0213-1.

Глобальные процессы и устойчивое развитие [Текст] : сб. статей / отв. ред. Урсул А.Д. - М. : Изд-во РГТЭУ, 2011. - 383 с. - ISBN 978-5-87827-457-9

Житенев, С.Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты [Текст] : монография / С. Ю. Житенев. - М. : Индрик, 2012. - 264 с. - Библиогр.: с. 229-247. - ISBN 978-5-91674-159-9

Кондаков, И.В. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты [Текст] : монография / И. В. Кондаков, К. Б. Соколов, Н. А. Хренов. - М. : Прогресс-Традиция, 2011. - 1024 с. - ISBN 978-5-89826-370-6

Павленко, Владимир Борисович. Мифы «устойчивого развития». «Глобальное потепление» или «ползучий» глобальный переворот? [Текст] : монография / Павленко, Владимир Борисович ; отв. ред. Старикова О. - М. : ОГИ, 2011. - 944 с. - ISBN 978-5-94282-649-9

Репина, Лорина Петровна. Историческая наука на рубеже XX -XXI вв.: социальные теории и историографическая практика [Текст] = History at the border of the XX-XXI cc.: social theories and historiographical practices / Репина, Лорина Петровна. - М. : Кругъ, 2011. - 560 с. - (Образы истории). - ISBN 978-5-7396-0203-9

Скрытый кризис: вооруженные конфликты и образование [Текст] : сб. - Париж : Изд-во ЮНЕСКО, 2011. - 470 с. : ил. - Библиогр.:с.438-465. - ISBN 978-92-3-104191-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.