УДК 378.147
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Т. В. Гаранина, Н. Л. Кузовова, А. А. Соловьев, Н. А. Толмачева, Е. В. Шлякова
Военная академия материальнотехнического обеспечения, филиал в г. Омске
Рассмотрены вопросы компетентностного подхода к образованию и различные технологии образовательного процесса, модульное обучение и компьютерные обучающие программы. Предлагается переводить процесс обучения с иллюстративно-предъявляющих методик на методики отражательно-преобразующей деятельности мышления студента. Это позволяет технология модульного обучения, созданная с установкой на развитие субъектности обучающегося.
Ключевые слова: компетенции, модульное обучение, компьютерные обучающие программы, электронный учебнометодический комплекс, вариативность, технологии обучения, отражательно-преобразующая деятельность.
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними социальные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит как от полученных знаний, умений и навыков, так и от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенция» и «компетентность», более соответствующие пониманию современных целей образования [1-4]. Введение этих понятий в педагогическую практику потребует изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся к окончанию учебного заведения и при изучении отдельных дисциплин.
В высшей школе технология обучения представляет собой комплекс педагогических процедур, последовательность операций и действий, составляющих в совокупности дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению конкретных целей обучения и воспитания [2]. В России широкое распространение получило модульное обучение (блочно-модульное, модульно-рейтинго-вое, модульно-контекстное), которое, по мнению С. Я. Батышева, позволяет обеспечивать кон-
вертируемость профессионального образования внутри страны и за её пределами [5].
Модульное обучение имеет чёткую организацию процесса самообразования и групповых занятий и заключается в том, что студенту предоставляется возможность самостоятельно работать с индивидуальной программой, включающей план действий, банк информации и методическое руководство по достижению целей. Педагог выполняет различные функции: от информационно-контролирующих до консультационно-координирующих. Содержание обучения представлено в виде отдельных учебных пакетов. Студент может самостоятельно комбинировать набор модулей в зависимости от своего индивидуального плана [1].
К ведущим принципам модульного обучения относятся (по П. А. Юцявичене) принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, деятельности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования и паритетности [2]. Интерпретация принципов модульного обучения П. И. Третьяковым показана в табл. 1.
Модуль - объём учебного материала, благодаря которому обеспечивается приобретение теоретических знаний и практических умений и навыков для выполнения конкретной профессиональной деятельности [6].
Таблица 1
принципы модульного обучения
принципы модульного обучения краткая характеристика
Модульность Цельность, завершённость, полнота, логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, из которых конструируется учебный курс по предмету
Структуризация содержания обучения Внутри блоков-модулей учебный материал структурируется в виде системы учебных взаимозаменяемых и подвижных элементов
Принцип деятельности Освоение учебного материала происходит в процессе завершённого цикла учебной деятельности
Принцип осознанной перспективы Осознанное целеполагание и самоцелеполагание с иерархией ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей.
Разносторонность методического консультирования Преподаватель - в режиме консультирования и управления в рамках субъект-субъектных отношений, возможность выбора обучающимся пути движения внутри модуля.
Динамичность технологии Вариативность содержания обучения, возможность обучения видам деятельности и способам действия
Гибкость технологии Адаптация к индивидуальным особенностям обучающихся за счёт исходной диагностики знаний, темпа усвоения индивидуализации обучения
Паритетность технологии Относительно самостоятельный характер учебного труда студентов и совместный выбор оптимального пути обучения преподавателем и студентом
В модуле формулируются учебные цели и задачи и варианты их поэтапного достижения; излагаются основные моменты учебного материала, его сущность; предлагаются пояснения к его усвоению на нескольких уровнях сложности; даются рекомендации для дополнительного углубления и расширения изучаемого материала; к каждому блоку материала прилагается список литературных источников; предлагаются теоретические и практические задания (некоторые из них на выбор студента); организуется индивидуализированная обратная связь [1, 7].
Входной контроль, определяя готовность студента к усвоению представленного в модуле материала, позволяет сформулировать рекомендации для организации его последующей учебной деятельности. Промежуточный контроль даёт возможность самоконтроля и коррекции учебной деятельности в ходе работы по модулю. Обобщающий контроль также индивидуализирован в зависимости от программы изучения данного модуля и особенностей студента.
Способы конструирования модулей различны. Иногда модуль составляется на межпредметной основе для достижения определённых целей обучения. В этом случае он включает различные учебные курсы, систематизированные определённым образом. В профессионально-ориентированных модулях деятельность студента систематизируется по следующей схеме:
Учебно-познавательная
I
Учебно-профессиональная
I
Профессиональная
Наибольший педагогический эффект в обучении студентов можно получить на основе системного подхода, сочетающего технологию модульного обучения и новые информационные средства (телекоммуникационные, компьютерные, мультимедиа).
Такое комплексное обучение позволяет осуществить системный подход к содержанию образования, принять во внимание индивидуальные особенности познавательной деятельности студентов, т. е. реализовать принципы развивающего обучения; учесть особенности слагаемых педагогической системы.
Компьютерная обучающая программа - компьютерная программа многократного применения, специально разработанная или адаптированная для реализации педагогической функции учения или обучения при взаимодействии с обучающимся [6].
Программы этого типа четко ориентированы на компьютерную поддержку процесса получения информации и формирования знаний в какой-либо области, закрепления навыков и умений, контроля или тестирования знаний.
В соответствии с двумя основными видами познавательной деятельности (учение или обучение) обучающие средства подразделяют на два класса: учебные среды и обучающие программы.
Педагогическая цель учебных сред - развитие творческих способностей обучающегося путём создания благоприятной среды, исследуя которую, он приобретает нужные знания, а практическая задача - тренинг в решении задач определённого класса [8].
Обучающая программа должна обеспечить реализацию следующих педагогических целей:
- демонстрацию учебного материала;
- тренинг в определённой области;
- тестирование и диагностику в целях контроля за ходом процесса обучения;
- собственно обучение.
Современные компьютерные обучающие программы реализуют несколько стилей обучения [9]:
1. Объяснительное обучение. Представляются многочисленные примеры решения задачи и объясняются значения каждого элемента знаний в процессе получения конечного результата.
2. Собеседование. В процессе собеседования позиции преподавателя и студента являются активными. Преподаватель старается выявить пробелы в знаниях студента, а последний пытается углубить свои знания через диалог с преподавателем.
3. Консультативное обучение. Подход предполагает активную деятельность обучаемого в учебной среде, в которой ему предлагаются задачи, раскрывающие изучаемую предметную область, и представляется возможность для их исследования. Консультационная помощь становится необходимым компонентом учебных сред и должна содержать как концептуальные, так и операционные знания, а также средства, необходимые для представления учебных материалов, организации режимов изучения (объяснение, закрепление, диагностика, повторение, исследование) и задания модели студента, учитывающей предысторию и параметры его обучения.
4. Согласованная деятельность. Ставится сложная задача, решение которой реализуется групповым методом в виде деловой игры или проектного обучения.
Классификация компьютерных обучающих программ по функциональным признакам [2, 6]:
1. Электронный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс.
2. Лабораторный практикум - это программа, обеспечивающая проведение наблюдений над объектами, их взаимосвязями и свойствами; обработку результатов наблюдений, их численного и графического представления.
3. Тренажёры служат для отработки и закрепления навыков решения задач, обеспечивают тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.
4. Контролирующие программы - это программные средства, предназначенные для проверки и оценки качества знаний.
5. Справочники, базы данных учебного назначения предназначены для хранения и предъ-
явления разнообразной учебной информации учебного характера.
6. Предметно-ориентированная среда - это учебный пакет программ, позволяющий оперировать с объектами определённого класса. Пользователь оперирует объектами среды, руководствуясь методическими указаниями в целях достижения поставленной дидактической задачи, либо производит исследование, цели и задачи которого поставлены им самостоятельно.
Современный ПК выступает не как средство для расширения информационной составляющей традиционной методики преподавания, а как принципиально новое средство обучения, кардинально меняющее технологию обучения.
Современная компьютерная обучающая программа должна обладать следующими основными свойствами:
- соответствовать образовательным стандартам;
- поддерживать компьютеризированную методику обучения;
- быть реализованной с помощью современных инструментальных средств;
- иметь документацию для пользователя;
- в учебном процессе для компьютерных обучающих программ должно быть определено место и способ применения;
- компьютерные обучающие программы должны быть готовыми для использования в системах дистанционного образования.
Примером интеграции новых информационных технологий в технологию модульного обучения является создание электронных учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам.
Электронный учебно-методический комплекс выполняет функцию регулятора, побуждающего самостоятельно изучать науку, осмысливать собственные переживания и эмоции, строить собственную картину мира.
В электронный учебно-методический комплекс включаются следующие виды учебных пособий, представленные на бумажных носителях и в электронном виде: учебное пособие по курсу; операционный модуль (задачник, комплект контрольных и экзаменационных материалов); рабочая тетрадь; справочная книга по курсу; мультимедийная обучающая система.
Все учебно-методические материалы комплекса могут быть предоставлены студенту в виде твёрдых копий, либо по сети Internet, что позволяет адаптировать обучение к дистанционной безбумажной технологии.
Единицей обучения при таком комплексном подходе будет модуль - определённый объём учебной информации, необходимой для выполнения
какой-либо конкретной профессиональной деятельности на заданном уровне.
Модуль предъявляется студенту в виде учебного пакета, состоящего из следующих компонентов:
- учебная цель;
- список необходимого оборудования и материалов;
- список смежных учебных элементов, междисциплинарные связи;
- учебный материал в виде текстов лекций по курсу, методические рекомендации по изучению теоретического материала;
- материалы и методические указания к практическим и лабораторным занятиям для отработки навыков и умений по данному модулю;
- контрольно-измерительные материалы разных типов для обучения, самоконтроля и контроля качества обучения;
- задания на типовые расчеты и курсовые проекты (работы);
- программные средства для выполнения типовых расчетов и курсовых проектов.
Структурные элементы модуля [6]:
- информационный блок (теоретический материал, подлежащий изучению, структурированный на учебные элементы, и методические указания по его усвоению);
- исполнительский блок (банк типовых, комплексных и ситуационных задач, описания лабораторных и практических работ, методические рекомендации);
- контролирующий блок (входные и выходные контрольные тесты и задания различных уровней сложности, методические указания к проведению контроля);
- методический блок (рекомендации по проведению занятий с описанием конкретных методик, если студент работает во взаимодействии с педагогом, и комплект для самостоятельной работы).
В отличие от существующей практики построения содержания традиционных курсов структуризация обучения в модулях проводится на основе системного анализа дисциплин или предмета. Это означает следующее:
- нужно построить граф логической структуры интегрирующей дидактической цели, состоящей из частных целей;
- на основе построенного графа следует формировать учебное содержание модуля;
- при формировании содержания модуля необходимо использовать конкретные методики системного анализа содержания обучения (методику логических диаграмм, методику имитационного моделирования).
Мультимедийная обучающая система - электронная составляющая комплекса - должна быть дополнением печатной книги.
В мультимедийную обучающую систему входят [2]:
- база данных и знаний по курсу;
- электронная рабочая тетрадь;
- электронный задачник с возможностью генерирования индивидуальных и контрольных занятий;
- виртуальные лабораторные работы по курсу;
- учебные мультимедийные материалы.
Все элементы мультимедийной обучающей
системы в общей структуре электронного учебно-методического комплекса являются аналогами соответствующих учебно-методических материалов, присутствующих в традиционной системе обучения и образующих основу комплекса в кей-совой технологии, разработанной на основе технологии модульного обучения.
Мультимедийную обучающую систему нужно рассматривать как обучающую информационную среду, которая в силу специфических интеллектуальных способностей ПК обеспечивает [10]:
- быстрый доступ к любой информации в гипертекстовом режиме;
- организацию изучения учебной дисциплины на практических занятиях под руководством преподавателя;
- помощь обучающимся в организации самостоятельной работы;
- возможность выполнения упражнений и лабораторных работ, которые могут быть реализованы за счёт применения ПК [11];
- аудиовизуальные условия (графика, звук) для формирования новых знаний.
При создании мультимедийных обучающих систем необходимо учитывать, что с позиций когнитивной эргономики словесные текстовые учебные материалы должны быть визуально оформлены [10]. Текст на экране монитора усваивается иначе, чем написанный на бумаге. Текст в электронном учебнике является обучающей средой, готовящей к общению с упражнениями, но будучи создан в форме гипертекста, одновременно способен дать быстрый доступ к объёмам информации, равноценным библиотекам учебников. Притом в оформлении гипертекста доступны все возможности, достижимые с помощью почти стандартизованных текстовых структур: рисунки, иллюстрации, математические формулы, различные способы форматированного оформления страниц и шрифтов. Использование элементов мультипликации, звуковое оформление при создании обучающего текста может придать дополнительную
изобразительную ценность обучающей среде и оживить изложение учебного материала.
Разработка мультимедийных обучающих систем основана на глобальных принципах стереоскопичности, модульности, вариативности, проблемности, паритетности, открытости.
Анализ литературы показывает, что эффективность познавательной деятельности обучающегося зависит от того, насколько стиль обучения соответствует стилям учения (познавательной деятельности студентов). Поэтому в вузе следует заботиться не только о содержании знания, но и о его персонализации, то есть учитывать структуру мышления студента. В этом случае очень важен поиск соответствующих дидактических методов и средств. При конструировании учебного процесса следует учитывать профессиональную направленность студентов. При конструировании учебной дисциплины необходимо решать теоретические, практические, творческие задачи, раскрывая логические связи между подразделами преподаваемой дисциплины и учитывая практическую направленность любого знания.
Удовлетворить интересы студентов с разными типами мышления можно при модульной подаче учебной информации (на основе структурнологи-ческих схем), сопровождаемой электронной мультимедийной версией. В этом случае обеспечивается эффективность познавательной деятельности студентов за счёт полисенсорного восприятия ими учебной информации. Конструирование учебной информации на основе структурно-логических схем и полисенсорный дедуктивный принцип подачи информации обеспечивают особенности индивидуальной познавательной деятельности, базируются на комбинаторных составляющих интеллектуальных способностей студентов. Предлагаемое представление учебной информации с учётом полисенсорного восприятия её называется принципом стереоскопичности [6].
Принцип стереоскопичности является методологическим принципом компьютерных технологий обучения. Он обеспечивается соблюдением следующих правил:
- наглядное представление информации должно помимо текстовой информации, организованной специальным образом, сопровождаться графическими иллюстрациями, звуковым сопровождением;
- осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок, предъявление на экране соответствующих комментариев и образцов решения;
- применение программных средств различного методического назначения: тренажеров, информационно-поисковых и информационно-
справочных подсистем, моделирующих и имитационных, демонстрационных, учебно-игровых.
Модульность является главным свойством, реализуемым как при построении кейсовой технологии, основанной на технологии модульного обучения, так и при создании мультимедийных обучающих систем.
Первыми элементами мультимедийных обучающих систем являются электронный учебник и учебная база данных, образующая справочник. На следующем этапе ведётся разработка электронного задачника и контролирующей программы, предназначенных для организации практической аудиторной работы, самостоятельной работы студентов, контроля знаний обучающихся (входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль).
В эти же сроки разрабатывается электронная рабочая тетрадь, которая используется одновременно как преподавателем, так и студентом.
Высокая скорость развития компьютерной, телекоммуникационной техники, средств мультимедиа приводит к необходимости при создании мультимедийных обучающих систем ориентироваться на необходимость замены её элементов на более современные даже в процессе разработки комплекса. Таким образом, блочная (модульная) структура комплекса является необходимым условием его существования.
Учебный материал курса выстроен с учётом принципа модульности, поэтому мультимедийная обучающая система должна иметь такую блочную структуру, чтобы в процессе эксплуатации электронного учебно-методического комплекса имелась возможность дополнения, исправления, замены отдельных частей. Материал внутри каждой подпрограммы должен быть структурирован по блокам так, чтобы существовала возможность конструировать содержание обучения из этих блоков, так и легко их расширять, заменять, вводить новые блоки в интегрированной базе данных электронного учебно-методического комплекса.
Вариативность является принципиальным требованием любой современной системы обучения. В зависимости от уровня образования, от степени подготовленности и уровня обученнос-ти реализация вариативности предполагает различное содержание, определяющее уровень вариативности.
В литературе выделяют следующие возможные уровни реализации вариативности:
- методов и форм организации познавательной деятельности;
- содержания и структуры изучаемого учебного материала;
- структуры организации познавательной деятельности;
- структуры целей и основных задач учебных дисциплин.
Реализация принципа вариативности в технологии модульного обучения требует построения модульных программ и модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность их приспособления к индивидуальным способностям студентов и особенностям их профессиональной специализации.
Данный принцип в технологии модульного обучения имеет ещё одну грань - разнообразие методов и форм усвоения содержания модуля. Это могут быть как традиционные формы и методы обучения, так и творческие.
В соответствии с этим принцип вариативности в технологии модульного обучения реализуется в следующих правилах:
- для индивидуализации обучения необходимо проводить тщательную входную диагностику знаний, чтобы по её результатам можно было построить горизонтальные модули;
- для индивидуализации обучения необходимо провести анализ «потребности» в обучении со стороны студента, чтобы обеспечить индивидуальную технику учения;
- необходимо обеспечить индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения цели обучения.
Принцип вариативности построения электронного учебно-методического комплекса состоит в том, что комплекс создан из отдельных подпрограмм, они могут быть легко заменены, переработаны, дополнены. Это позволяет получить открытую для изменений и дополнений обучающую систему. Причём в этой системе можно легко изменять содержание учебной дисциплины, осуществлять выбор необходимых средств для достижения целей и усвоения содержания.
Принцип вариативности при построении электронного учебно-методического комплекса позволяет обеспечить качественную реализацию другого принципа технологии модульного обучения - принципа паритетности. В соответствии с этим принципом студент и преподаватель находятся в субъектсубъектном взаимодействии.
Программно-методическое обеспечение комплекса увеличивает потенциал организационной и исполнительской самостоятельности студента, в конце обучения он может полностью перейти на самообучение.
Принцип паритетности обучения на основе электронного учебно-методического комплекса требует соблюдения следующих [2, 6] правил:
- мультимедийная обучающая система должна не только обеспечивать возможность самостоятельного усвоения знаний студентами до определённого уровня, но и вооружить его необходимой стратегией усвоения учебного материала;
- в процессе обучения преподаватель делегирует ряд своих функций: информационную, визуализации, проведение эксперимента, контроля - модульной программе, что позволяет ему осуществить оптимально функции консультанта и научного руководителя;
- мультимедийная обучающая система позволяет формировать культуру учебной деятельности и информационную культуру.
Принцип открытости при построении электронного учебно-методического комплекса означает, что сам комплекс является открытой системой по всем направлениям:
- модульные программы допускают включение новых модулей, а модули - новые учебные элементы;
- комплекс должен допускать изменения в своей структуре по объёму и по составу его составляющих блоков в мультимедийной обучающей системе;
- информация, имеющаяся в электронном учебно-методическом комплексе, должна быть доступной для её использования в локальных и глобальных сетях, то есть может быть реализован удалённый доступ, используемый в дистанционном обучении для самообучения или обучения студентов.
Стремительное развитие технических средств обучения и новые информационные технологии дают новые возможности для изменения формы представления материала на лекциях в связи с использованием электронной доски, для проведения лабораторных работ с одновременным контролем и самоконтролем процесса усвоения знаний и коррекцией этого процесса в ходе самого занятия и т.п.
Выполнение принципов модульности, вариативности и открытости построения электронного учебно-методического комплекса обеспечит устойчивость комплекса к эффектам морального и физического старения аппаратной базы за счёт его независимости от типа компьютера, операционной системы и пакетов прикладных программ.
Кроме переноса учебной информации на электронные носители и представления её с помощью средств мультимедиа, нужно разработать компьютерные тренажёры и системы тестирования знаний, научиться использовать мировые информационные ресурсы, отладить систему удалённого доступа для общения студентов с преподавателями.
Процесс разработки мультимедийной обучающей системы требует решения следующих основных задач:
- выбор способа представления знаний;
- реализация процесса логического вывода для выбранного способа представления знаний;
- организация взаимодействия системы с пользователем в процессе эксплуатации;
- создание средств для начального заполнения базы знаний и её пополнения в процессе использования системы.
Мультимедийная обучающая система представляет собой сложный программно-информационный комплекс, информационной составляющей которого является база знаний системы, а программной - средства решения перечисленных выше задач.
Объектно-ориентированное программирование успешно применяется для решения задач организации диалога с пользователем, а также в тех предметных областях, где набор программно реализуемых объектов ограничен и их свойства достаточно очевидны.
В области интеллектуальных систем набор объектов, образующих систему, должен включать объекты:
- для представления и организации знаний;
- реализующие тот или иной способ логического вывода;
- реализующие интерфейс с пользователем при решении той или иной задачи при конструировании мультимедийной обучающей системы;
- обеспечивающие получение новых знаний, их систематизацию и контроль непротиворечивости с существующей базой.
Самой трудоёмкой для педагога частью, требующей времени и методических знаний, является разработка операционного блока модуля. Выделение операционной части из каждого модуля, входящего в модульную программу, в отдельный операционный модуль имеет значительные преимущества [2]:
- операционный модуль является эквивалентом задачника в традиционной системе обучения, что положительно воспринимается преподавателями и студентами при смешанной системе обучения, в которой не все дисциплины используют технологию модульного обучения;
- операционный модуль значительно улучшает качество организации и проведения лабораторных занятий и самостоятельной работы студентов;
- электронная версия операционного модуля является по своей сути базой данных при конструировании контролирующей части каждого модуля в мультимедийной обучающей системе.
Учебные задания в операционном модуле классифицируются по признаку степени сложности учебной деятельности студента следующим образом:
- типовые, направленные на формирование простых умений;
- комплексные, позволяющие комбинировать простые умения для применения в типичных ситуациях;
- проблемные, имеющие целью формирование самостоятельности действий в нетипичных ситуациях.
В операционный модуль включён и комплект контрольных заданий, позволяющих установить уровень сформированности самостоятельных действий обучаемых. Контрольные и экзаменационные материалы, входящие в контролирующие части модуля или разработанные дополнительно, осуществляют следующие виды контроля: входной, текущий, итоговый. Все эти материалы составляют базу данных как часть общей базы для контролирующей программы, частью которой является электронный задачник. В контролирующие программы входят также программные средства, предназначенные для оценки качества знаний обучаемых, а также для их учёта в течение заданного периода обучения.
Входной контроль осуществляется без привлечения преподавателя для определения базового уровня знаний студентов и может служить поводом для них по повторению необходимого материала, а для преподавателя - внесения изменений в учебный процесс.
Текущий контроль позволяет определить качество изучения студентами отдельных учебных элементов или модулей. Примером текущего контроля могут служить коллоквиумы, контрольные работы, письменные опросы, тестирование. Результаты текущего контроля фиксируются и входят в рейтинг по предмету, формируемый в течение всего периода обучения.
Итоговый контроль проводится после изучения студентами всей модульной программы по курсу с учетом результатов промежуточного контроля.
Для всех этих видов контроля может быть использовано тестирование как один из новых элементов образовательных технологий, нашедший широкое распространение в последнее время. Тестирование может быть организовано как на отдельном ПК, так и в локальных и глобальных сетях, включая Internet.
Новые информационные технологии позволяют внедрить в учебный процесс лабораторные работы с использованием компьютерных программ и прикладных математических пакетов.
Эти программные средства избавляют студентов от рутинных вычислений, открывают суть изучаемой темы, помогая её лучше усваивать, повышают эффективность самостоятельной работы.
Учебная база данных по курсу или по дисциплине построена по принципу энциклопедии. В ней приводятся все определения, формулы, законы, необходимые при изучении курса.
Современные информационно-справочные средства строятся на основе гипертекста, дополненного средствами тематической навигации и контекстного поиска. Вся эта база представляет собой совокупность связанных информационных объектов разделённых на два класса. Первый -класс понятий, он содержит описания неопределяемых понятий и определения. Второй - класс утверждений, содержит формулировки законов, утверждений, основных формул.
Рабочая тетрадь необходима при подготовке к практическим занятиям по математике, физике, химии и другим дисциплинам и для организации работы на них. Она содержит краткие аннотации по решению типовых и комплексных задач; руководство для студентов по изучению предмета; задачи, предлагаемые для решения на практических занятиях и дома.
Электронная рабочая тетрадь по своей сути является навигатором мультимедийной обучающей системы, задачей которой является помощь преподавателю в организации учебного процесса и помощь студентам при подготовке к лекциям, практическим и лабораторным занятиям, во время самостоятельного изучения курса [6].
После регистрации каждый пользователь получает с любого ПК в сети, где размещена мультимедийная обучающая система, доступ ко всем контрольным обучающим программам. Преподаватель может выполнять следующие операции:
- анализировать результаты проверки правильности всех видов контроля знаний студентов;
- формировать задания для контроля знаний студентов, для проведения практических и лабораторных занятий, для организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы;
- выставлять итоговую оценку с учётом всех форм контроля.
Мультимедийная обучающая программа обеспечивает индивидуальность тестирования студента. Студент имеет доступ ко всей открытой для него информации: результатам тестирования и других форм контроля, содержанию индивидуальных и групповых заданий, письменным сообщениям преподавателя.
К достоинствам электронных учебно-методических комплексов можно отнести:
- повышение качества преподавания на основе быстрого оценивания знаний, умений и навыков студентов;
- мониторинг учебной аудитории;
- оперативное управление ходом учебного процесса;
- эффективную и удобную работу преподавателя в аудитории;
- оказание методической поддержки при организации самостоятельной работы студентов.
Интеграция возможностей компьютера, систем мультимедиа и печатного пособия позволяет объединить разные виды информации (слайды, движение, звук, текст, графику), что обеспечивает интенсификацию развития интеллекта и творческих способностей студентов.
Динамика развития программного обеспечения, аппаратной части активно инициирует процессы внедрения и использования новых информационных технологий в процессы обучения физике, химии и других дисциплин.
Организация самостоятельной учебной деятельности и повышение мотивации обучения на фоне мощнейшего интеллектуального роста оказываются всего лишь побочными и очевидными продуктами внедрения новых информационных технологий в образование.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт применения новых информационных технологий, электронный учебно-методический комплекс позволяет обеспечить:
- развитие нагляднообразного, наглядно-действенного, интуитивного, творческого видов мышления;
- расширение изучаемой предметной области за счёт возможностей моделирования, виртуального эксперимента, сокращения времени на поисковые работы;
- вооружение студента способами усвоения учебного материала и решения задач на уровне реализации возможностей систем искусственного интеллекта;
- формирование информационной культуры на уровне современного развития социума за счёт осуществления информационноучебной деятельности и работы с программными средствами и системами.
Комплексное обучение позволяет осуществить системный подход к содержанию образования; принять во внимание индивидуальные особенности познавательной деятельности студентов (т. е. реализовать принципы развивающего обучения); учесть особенности слагаемых педагогической системы.
Таким образом, одним из способов формирования творческой активности сознания служат
технологии обучения, являющиеся реализацией системного способа мышления. Технология всегда отражает уровень развития профессиональной сферы, а значит, и уровень культуры общества в целом. Задача учебных заведений - перейти на такие технологии обучения, которые перево-
дят процесс обучения с иллюстративно-предъявляющих методик на отражательно-преобразующую деятельность мышления студента. Именно такой технологией является технология модульного обучения, созданная с установкой на развитие субъектности обучающегося.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Фёдоров А. Э. Компетентностный подход в образовательном процессе: монография / А. Э. Фёдоров, С. Е. Метелёв, А. А. Соловьёв, Е. В. Шлякова. - Омск: Омскбланкиздат, 2012. - 210 с.
2. Фёдоров А. Э. Инновационные процессы в высшей школе: монография / А. Э. Фёдоров, С. Е. Ме-телёв, А. А. Соловьёв, Е. В. Шлякова. - Омск: Омскб-ланкиздат, 2013. - 240 с.
3. Корабельников А. А. О приоритетах военного образования в России / А. А. Корабельников, А. Э. Фёдоров, С. Д. Коровин, А. А. Соловьёв // Национальные приоритеты России. - 2012. - № 2 (7). - С. 26-37.
4. Коровин С. Д. Информационные технологии в физике и математике: учебник / С. Д. Коровин, С. Е. Метелёв, А. А. Соловьёв. - Омск: Омскбланкиздат, 2012. - 224 с.
5. Батышев С. Я. Блочно-модульное обучение / С. Я. Батышев. - М.: Знание, 1997. - 255 с.
6. Лаврентьев Г. В. Слагаемые технологии модульного обучения. / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьев. - 2-е изд., испр. и доп. - Барнаул: Издво АГУ, 1998. - 154 с.
7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
8. Паршукова Г. Б. Информационные компетентности личности. Диагностика и формирование: монография / Г. Б. Паршукова. - Новосибирск: Издво НГТУ, 2006. - 244 с.
9. Брановский Ю. С. Информационные и коммуникационные технологии в современном образовании / Ю. С. Брановский // Метаобразование как философия и педагогическая проблема: сб. ст. - Ставрополь, 2001. - С. 70.
10. Трайнев В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): учебное пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трай-нев. - 4е изд. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 280 с.
11. Кузовова Н. Л. Лабораторные работы по физике на ПК / Н. Л. Кузовова, А. А. Соловьёв, М. А. Прозорова, О. А. Филимонова, Н. А. Толмачева. - Омск: РАСН, 2012. - 80 с.
Гаранина Татьяна Викторовна - доцент; Дата поступления статьи в редакцию:
Кузовова Наталья Леонидовна - преподаватель; 28.04.2013 г.
Соловьев Анатолий Алексеевич - кандидат физикоматематических наук, профессор,
толмачева Наталья александровна - кандидат технических наук, доцент, Шлякова Елена Валерьевна - кандидат технических наук, доцент. Военная академия материально-технического обеспечения, филиал в г. Омске
© Коллектив авторов, 2013
УДК 379. 8 : 378
ДУХ ТВОРЧЕСТВА В УНИВЕРСИТЕТЕ
И. И. Резник1
ФГБОУВПО «Омский государственный университет путей сообщения»
Отражена деятельность музея ОмГУПСа, направленная на раскрытие творческих способностей сотрудников. Творчество рассматривается не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности, то есть внутреннего мира человека и действительности. Ключевые слова: творчество, поэзия, деятельность, выставка, наука, искусство, «физики» и «лирики».
Человек как существо духовное - деятель, субъект деятельности, которая, являясь его способом отношения к миру, помогает в реализации
самого себя. Нельзя не согласиться с высказыванием одного из современных исследователей: «Смысла жизни вне и помимо деятельности ис-
1 На 4-й странице обложки представлены творческие работы автора.