4. Stamper K. WMDs, IEDs, DHS: how the Iraq war transformed the English language [Электронный ресурс] // The Guardian [сайт]. 22.03.2013. URL: http://goo.gl/HYfqVU (дата обращения: 08.06.2015).
5. Swan, M. What is happening in English? // English Teaching Professional. - 2005. № 40.-P. 69-74
УДК 378.147:747.012
DOI 10.24411/2409-3203-2018-11676
СУЩНОСТЬ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА
Соловьева Наталия Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и методики профессионального обучения факультета художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» Россия, г. Чебоксары Петрова Кристина Владимировна магистрант 2 курса кафедры дизайна и методики профессионального обучения факультета художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» Россия, г. Чебоксары
Аннотация: В системе образования в настоящее время происходит перенос акцента на интересы обучаемого. Ориентация на формирование профессиональной личности означает перестройку учебного процесса из пассивного усвоения знаний в активный процесс формирования навыков их применения в процессе жизнедеятельности.
При решении данной задачи большую роль играют интенсивные технологии обучения, направленные на оптимизацию, актуализацию, систематизацию, гуманизацию и комплексность получения знаний. На первый план выходят максимальный учет индивидуальных особенностей личности, а также активность личности в процессе получения профессионального образования.
К таким современным технологиям относится технология модульного обучения. Сущность модульного обучения заключается в последовательном усвоении студентами модулей - законченных блоков информации. В процессе внедрения данной технологии в учебный процесс преподаватель, как правило, сохраняет такие признаки сущности модуля как единство, целостность и самостоятельность. В данной статье рассмотрены ключевые понятии технологии модульного обучения. Раскрыта сущность таких понятий как «модуль», «модульное обучение».
Ключевые слова: Модуль, модульное обучение, модульный подход.
ESSENCE OF MODULAR APPROACH
Solovieva Natalia Nikolaеvna
302
candidate of pedagogics, professor department of design and methods of professional training
in faculty of art and music education «Chuvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev» Russia, the city of Cheboksary Petrova Cristina Vladimirovna master student 2 course department of design and methods of professional training in faculty of art and music education «Chuvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev» Russia, the city of Cheboksary
Abstract: The education system is currently shifting the focus to student interests. Orientation to the formation of a professional personality means the restructuring of the educational process from passive mastering of knowledge into an active process of forming skills to apply them in the process of life activity.
In solving this problem, an important role is played by intensive learning technologies aimed at optimizing, actualizing, systematizing, humanizing, and integrated learning. The maximum consideration of the individual characteristics of the individual, as well as the activity of the individual in the process of receiving vocational education, come to the fore.
These modern technologies include modular learning technology. The essence of modular education consists in the gradual assimilation of modules by students - complete blocks of information. In the process of introducing this technology into the educational process, the teacher, as a rule, retains such attributes of the essence of the module as unity, integrity and independence. This article discusses the key concepts of modular learning technology. The essence of such concepts as «module», «modular training» is revealed.
Keywords: Module, modular training, modular approach.
Модульное образование является достаточно новым и прогрессивным направлением в образовательной деятельности. Данный тип обучения содержит ряд преимуществ по сравнению с традиционной системой образования. Со стороны студентов, обучающихся в учебных заведениях - это современное профильное образование с минимальными финансовыми и временными затратами, в удобной форме и в собственном временном темпе. С позиции педагогического состава - удобная, более гибкая и корректируемая форма учебно-методического курса; высвобождение большей части времени для консультационной деятельности.
Если проанализировать информацию в российской и зарубежной научно-педагогической литературе, то модульность в образовании берет начало в 70-х годах XX века.
Сущность модульного обучения заключается в последовательном усвоении студентами модулей - законченных блоков информации. В процессе внедрения данной технологии в учебный процесс преподаватель, как правило, сохраняет такие признаки сущности модуля как единство, целостность и самостоятельность. Технология предполагает постепенный и смыслообразующий переход от одного вида деятельности (получения теоретических знаний) к другой (получение профессиональных навыков и умений). Средствами реализации такого перехода служат активные методы обучения (проблемные лекции, деловые и ролевые игры, ситуационные задачи, лекции-дискусии, разработка паспорта рабочего места и т. д.).
Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими, определяющих общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации. К этим принципам относятся: принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, гибкости, осознанности перспективы, разносторонности методического консультирования, паритетности.
Обучение на основе модулей приводит к нескольким положительным эффектам.
Во-первых, студент, вооруженный дидактическими материалами и инструкциями, приобретает большую самостоятельность в освоении учебного предмета.
Во-вторых, функция преподавателя с лекционной смещается на консультационную, а у студента уменьшается доля пассивного восприятия материала и появляется возможность его активного обсуждения с преподавателем.
В-третьих, появляются точки промежуточного контроля освоения материала, совпадающие с окончанием каждого модуля. Этот контроль важен как для студента, так и для преподавателя.
В-четвертых, происходит более легкое освоение всего предмета путем пошагового изучения завершенных по содержанию модулей.
В-пятых, модульная технология обучения предусматривает управление учебным процессом в соответствии с выдвигаемыми требованиями по специализации к выпускнику, что позволяет уменьшить, а, иногда, и исключить адаптацию молодого специалиста к конкретному виду деятельности.
Основным термином данной теории является понятие модуль. Несмотря на достаточное время существования модульной теории, до сих пор нет строго сформированного понятия «модуль». Нам известно насколько различных вариантов данного понятия. Приведем наиболее часто встречающиеся из них определения.
Дж. Рассел определял модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимся действий (1971) [1].
По мнению Б. и М. Гольдшмид, модуль - автономная, независимая единица в спланированном ряде видов учебной деятельности, предназначенная помочь студенту достичь некоторых четко определенных целей (1972) [1].
Г. Оуенс понимал модуль «как обучающий замкнутый комплекс, в состав которого входят педагог, обучаемые, учебный материал и средства, помогающие обучающемуся и преподавателю реализовать индивидуализированный подход, обеспечить их взаимодействие» (1975) [2].
Исследователь П. А. Юцявичене определяет модуль как «блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» [3].
По мнению Ю.Т. Тимофеевой «Модуль - это относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, несущая определенную функциональную нагрузку, то в теории обучения это определенная «доза» информации или действия, достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний, либо навыков будущего специалиста» [2].
«Модуль - это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, обладающая контролем знаний и умений обучаемых на выходе» считают Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко и Г.Н. Шибанова [3].
По мнению С. И. Самыгина, модуль представляет собой логически завершенную часть учебного материала [4].
Ю. А. Устынюк, конкретизируя характеристику содержания модуля, предлагает определить его как самостоятельную тему или раздел курса, в котором рассматривается одно фундаментальное понятие или группа родственных понятий [2].
Для выявления частоты использования в определениях свойств понятия «модуль» был проведен контент-анализ. Все данные занесены в таблицу 1. Такое существенное качество, как структурно-дидактическая единица, отмечается во всех представленных определениях. Дж. Рассел, Б. и М. Гольдшмид, Г. Оуенс, П.А. Юцявичене считают, что понятию «модуль» характерна такая черта, как целенаправленная деятельность. Также часто встречающейся характеристикой данного понятия является формирование определенного круга знаний или компетенций (Б. и М. Гольдшмид, Г. Оуенс, Ю.Т. Тимофеева, Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова). Еще одной составляющей в определении понятия «модуль» является самостоятельность обучающихся, которую выделили в своих понятиях Дж. Рассел, Б. и М. Гольдшмид, Г. Оуенс. Реже встречаются такие характеристики, как методическое руководство в понятиях Г. Оуенса, П.А. Юцявичене, и контроль знаний и умений учащихся в понятии Т.И Шамовой.
Таблица 1 Контент-анализ понятия «модуль»
№ Существующие характеристики (качества) понятия «модуль» Дж. Рассел Б. и М. Гольдшмид Г. Оуенс П.А. Юцявичене Ю.Т. Тимофеева Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова С.И. Самыгина Ю.А. Устынюк
1 «структурно-дидактическая единица» + + + + + + + +
2 «целенаправленная деятельность» + + + + - - - -
3 «формирование определенного круга знаний или компетенций» + + + +
4 «самостоятельность обучающихся» + + + - - - - -
5 «методическое руководство» - - + + - - - -
6 «контроль знаний и умений учащихся» - - - - - + - -
Для выявления характерных черт понятия «модульное обучение» разберем вначале определения данного понятия.
С. Р. Доманова, например, определяет модульное обучение как «определенную искусственную образовательную систему, в которой отражаются содержательные, процессуально-действенные и организационно-управленческие аспекты педагогических средств, необходимые для решения поставленных задач» [4].
В педагогическом энциклопедическом словаре понятие «модульное обучение» рассмотрено как организация образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определенной учебной темы или даже всей учебной дисциплины. Модули могут быть целевыми (содержать сведения о новых явлениях, фактах), информационными (материалы учебника, книги), операционными (практические упражнения и задания). Модульное обучение способствует активизации самостоятельной учебной и практической деятельности обучающихся [1].
Краткий терминологический словарь по библиотерапии дает следующее определение понятия «модульное обучение» - это полностью запрограммированный учебный процесс, сопровождающийся обязательным контролем знаний и умений обучающихся [1].
В учебном пособии «Педагогический словарь по темам» модульное обучение - «это обучение, в ходе которого обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему комплексной программой, включающей в себя целевую программу, информационный блок и методическое руководство для достижения поставленной дидактической цели» [4].
«Модульное обучение - технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство; ставит своей целью обеспечение гибкости, приспособление к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки. При модульном обучении педагог выполняет помимо информирующих и контролирующих функций еще и функции консультанта и координатора. Использование принципа модульного обучения на практике позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы не были независимы друг от друга, что дает возможность изменять, дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единого содержания» [2].
Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности:
а) модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;
б) модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;
в) модульное обучение предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.
Эти отличительные особенности модульного обучения позволяют выявить его высокую технологичность, которая определяется:
а) структуризацией содержания обучения;
б) четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы;
в) вариативностью структурных организационно-методических единиц.
Существует большое количество типов модульного обучения.
На практике модульный подход к обучению более точно освещает рассматриваемую им область знаний, которую необходимо донести до обучающихся. При этом оснащенность дидактическим и методическим видами материала в данном виде обучения значительно выше. Также в модульном обучении более развита структурированность процесса: выделены цели и задачи, направленность блока-модуля - от самого минимального
(небольшой отдельной темы) до максимального (макромодуля, блока дисциплины), необходимость иметь в наличии план освоения выбранного материала (для обучения, саморазвития), итоговый контроль за качеством освоенности материала.
Модульное обучение широко применяется в педагогической практике. Данная технология направлена на то, чтобы правильно и функционально разделить содержание дисциплины на законченные и лаконичные блоки, при этом соблюдая необходимые современные требования. При использовании модульного подхода изучение исходной дисциплины происходит более или менее самостоятельно, в соответствии с учебным планом, содержащим в себе целевой блок направленных действий на освоение выбранного материала, банк необходимой информации (теоретическая сущность) и методические указания по достижению необходимых дидактических целей.
Список литературы:
1. Борисова Н. В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. - М.: Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. - 174 с.
2. Ермоленко В. А., Данькин С. Е. Блочно-модульная система подготовки специалистов в профессиональном лицее. - М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2002. - 162 с.
3. Карпов В. В. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. - М.: Санкт-Петербург: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. - 141 с.
4. Профессиональная педагогика : учебник / под ред. С.Я. Батышев, М.Б. Яковлева, В.А. Скакун. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Профессиональное образование, 1999. - 904 с.