Научная статья на тему 'Анализ применения модульной технологии обучения в процессе подготовки специалиста в вузе'

Анализ применения модульной технологии обучения в процессе подготовки специалиста в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1060
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МОДУЛЬ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / MODULAR TECHNOLOGY / MODULE / CONTROL OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столяров Алексей Викторович

Рассматриваются современное состояние использования модульных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки специалиста в вузе, сущность модульного обучения и его достоинства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF USING OF MODULE TECHNOLOGY OF EDUCATION IN PROCESS OF SPECIALIST TRAINING IN UNIVERSITY

Current state of use of module technologies of training in the course of vocational training of specialist in high school, essence modular training and its advantages are considered.

Текст научной работы на тему «Анализ применения модульной технологии обучения в процессе подготовки специалиста в вузе»

УДК 355.232.QQl

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ

© Алексей Викторович Столяров

Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Россия, адъюнкт,

e-mail: [email protected]

Рассматриваются современное состояние использования модульных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки специалиста в вузе, сущность модульного обучения и его достоинства.

Ключевые слова: педагогические технологии; модульная технология; модуль; контроль знаний.

Модульная технология зародилась в конце 6Q^ гг. ХХ в. в США и приобрела большую популярность в высших учебных заведениях и институтах повышения квалификации США. Основателями технологии модульного обучения являются С. Постлеш-вайт, Дж. Рассел, Р. Харст.

С.Н. Постлешвайт предложил концепцию единиц содержания обучения, согласно которой малую порцию (единицу) учебного материала можно считать автономной темой и свободно интегрировать в программу занятий. Первоначально эти единицы назывались «микрокурсами», а затем - «миникурсами». Впервые миникурсы были внедрены в университете США Purdue в l969 г. Они быстро получили распространение, при этом воз-

никло большое количество их разновидностей: «понятие в пакете» («consept-o-pac»), «учебный пакет» («instruct-o-pac»), «пакет» («unipak»), «пакет усвоения» («LAP»), «пакет индивидуализированного учения» («ILP»). Дидактические системы, курсы на основе технологии модульного обучения были созданы в Квебекском университете (система AINVEQ) в Канаде, международной организации труда при ЮНЕСКО (выработана Модульная система повышения квалификации мастеров) [1].

Модульная технология быстро распространилась в образовательных учреждениях англоязычных стран и Западной Европы и получила широкое применение в различных дисциплинах.

6l

Технология модульного обучения стала распространяться в отечественной педагогической практике в 80-е гг. ХХ в. преимущественно в высшей школе и системе переподготовки кадров. Это время характеризуется многочисленными исследованиями по разработке и внедрению данной технологии в образовательный процесс вузов, проведением научно-методических конференций, большим количеством публикаций по ее применению [2].

Первые попытки реализации технологии модульного обучения были предприняты в Литве: в Институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства при Совете Министров Литовской ССР, а также в Вильнюсском университете и Каунасском политехническом институте. Предназначалась данная технология для подготовки руководителей низового и среднего звена управления, дипломного проектирования, обучения английскому языку. Впоследствии (в конце 1980-х гг.) модульная технология начала использоваться при организации образовательного процесса в высших образовательных учреждениях и получила название системы рейтинговой интенсивной технологии модульного обучения (РИТМ) [3].

В качестве эксперимента модульная технология была внедрена в Ивановском энергетическом университете в 1987 г., Московском станкостроительном институте и Московском авиационном институте. В дальнейшем к данной работе присоединились Таганрогский радиотехнический институт, Московский технологический институт и Тульский политехнический институты, а позднее - Алтайский и Марийский политехнический институты [4]. Качественно новый этап реализации технологии модульного обучения и рейтингового контроля знаний обучающихся связан с подписанием Россией Болонской декларации.

В 2002 г. в приказе Министерства образования № 2654 «О проведении эксперимента по внедрению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов» предусматривается внедрение новой педагогической технологии (рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся) [5].

Главным элементом модульного обучения является «модуль», характеристика ко-

торого, несмотря на относительно долгое применение в оценке различных исследователей, имеет разные значения. Он рассматривается как:

- учебный пакет, охватывающий одну концептуальную единицу учебного материла (Дж. Рассел);

- основное средство технологии модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей (П. Юцявичене);

- формирование самостоятельно планируемой единицы учебной деятельности, помогающей достичь четко определенных целей (В. Гольдшмидт, М. Гольдшмидт и др.).

- учебный элемент в форме стандартизированного буклета, состоящего из следующих компонентов: точно сформулированной учебной цели; списка необходимого оборудования, материалов и инструментов; списка смежных учебных элементов; учебного материала в виде краткого конкретного текста, сопровождаемого подробными иллюстрациями; практических занятий для отработки необходимых навыков, относящихся к данному учебному элементу; контрольной (проверочной) работы, которая строго соответствует целям, поставленным в данном учебном элементе (М. А. Чошанов).

Цель разработки модулей - расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими (дидактическими), воспитательными и развивающими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их во времени и интеграция в едином комплексе.

Модульное обучение обеспечивает процесс, когда обучающийся почти полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей, т. е. модульное обучение является эффективным средством индивидуализации обучения.

П.А. Юцявичене отмечает, что при использовании модульного обучения «функции

педагога могут варьироваться от информа-ционно-консультирующей, до консультатив-но-координирующей» [1]. По мнению же П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского, при модульном обучении информационные функции преподавателя заменяются консультированием и управлением с сохранением его ведущей роли в рамках субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе [6].

Модульная технология обучения основана на опыте, накопленном в педагогике, и берет многое из других педагогических технологий обучения. Из программированного обучения заимствуется идея активности обучающегося в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебнопознавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственной деятельности - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью обучающихся, переходящего в самоуправление. Из программированного обучения данная технология берет поэтапное усвоение учебного материала, т. е. обучающийся, усвоив учебный элемент (модуль) и осуществив контроль знаний (рейтинг), переходит к изучению следующего учебного материала.

Помимо перечисленных технологий, которые впитало в себя модульное обучение, она также строится на идеях развивающего обучения. При выполнении обучающимся учебного задания с дозированной помощью преподавателя или одногруппников (подбадривание, указание ориентира и т. п.), такой подход способствует созреванию функций психики обучающегося: то, что сегодня он

делает с помощью других, завтра сможет сам, т. е. один цикл завершается, обучающийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне [7].

В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи обучающемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и переменного состава).

Для контроля знаний обучающихся значительно увеличивается число контрольных точек в течение учебного семестра, что способствует регулярности работы обучающихся по усвоению учебного материала. При этом для оценивания уровня усвоения знаний рекомендуется использовать рейтинговую технологию оценивания знаний обучающихся. Данная технология включает в себя суммарную оценку всех отчетов по модулям учебной дисциплины изучаемой в учебном семестре. В системе РИТМ рейтинговая оценка позволяет производить ранжирование обучающегося на факультете (в вузе) и определить дополнительные льготы лучшим.

Однако, как показал проведенный анализ опыта вузов (табл. 1), в настоящее время при использовании рейтинговой технологии оценивания знаний обучающихся отсутствует единая:

- разработанная и используемая вузами математическая модель расчета рейтинга обучающихся;

- шкала оценивания знаний обучающихся (например, в Воронежской государственной лесотехнической академии максимальное количество баллов, набранное обучающимся за учебный семестр, равно 1000 баллов, в Томском государственном педагогическом университете не превышает 100 баллов);

Таблица 1

Перевод набранных баллов, наиболее часто применяемых в вузах, в традиционную систему оценивания

Наименование вуза Оценка

«5» «4» «3» «2» «зачтено» «не зачтено»

Российский университет дружбы народов 100-86 бал. 85-69 бал. 68-51 бал. менее 51 бал. 100-51 бал. менее 51 бал.

Воронежская государственная лесотехническая академия 100-81 бал. 80-61 бал. 60-40 бал. менее 40 бал. 100-40 бал. менее 40 бал.

Томский государственный педагогический университет 100-86 бал. 85-71 бал. 70-56 бал. менее 56 бал. 100-56 бал. менее 56 бал.

Волгоградский государственный технический университет 100-90 бал. 89-76 бал. 75-61 бал. менее 61 бал. 100-60 бал. менее 61 бал.

- методика оценивания знаний обучающихся (каждый вуз разрабатывает ее персонально для себя на основе руководящих документов и она утверждается заседанием ученого совета вуза);

- строго определенная для всех вузов шкала перевода набранных обучающимися баллов в традиционную систему оценок.

Проведенный анализ педагогической литературы показывает, что технология модульного обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной и является одним из эффективных путей активизации процесса обучения, особенно в условиях целевой интенсивной подготовки специалистов. К числу преимуществ этого метода обучения относятся:

- системный подход к построению курса и определению его содержания;

- гибкость структуры модульного построения курса;

- эффективный контроль и оценка знаний обучающимися (используется рейтинговая оценка, которая позволяет создать между обучающимися здоровое спортивное соперничество за высокое место в рейтинговой таблице), что позволяет исключить предвзятое отношение преподавательского состава (повышается объективность оценивания знаний обучающихся), активизируется познавательная активность обучающихся в процессе овладения теоретическими и практическими знаниями и предотвращается возникновение стрессовых ситуаций у обучающихся, присущих экзаменационной системе;

- выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя;

- быстрая дифференциация обучающихся: различаются «усредненные» группы отличников, успевающих и неуспевающих, вместо которых появляются первый, второй, десятый, сотый и т. д. обучающиеся курса;

- при значительном сокращении времени лекций и поиске новых форм занятий преподаватель успевает дать обучающимся необходимые знания, навыки и умения в своей предметной области за счет систематизации и уплотнения учебного материала;

- снижаются перегрузки обучающихся в процессе обучения, повышается интерес к обучению и качество знаний (теоретических и практических) обучающихся;

- в процессе разработки учебных модулей преподаватель имеет возможность убрать всю избыточную учебную информацию, которая зачастую затрудняет усвоение учебного материала обучающимися;

- в процессе обучения учитываются индивидуальные возможности обучающихся.

По оценкам исследователей, технология модульного обучения позволяет сократить учебный курс дисциплины на 30 % без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала [6]. П. Юцявичене отмечает, что, используя в образовательном процессе технологию модульного обучения, преподаватель может эффективнее использовать свое время: больше внимания уделять стимулированию, мотивации обучения, личным контактам в процессе обучения.

Таким образом, проанализировав теорию и практику применения модульной технологии в процессе подготовки компетентного специалиста, можно сделать следующие выводы: модульное обучение представляет собой совокупность педагогических условий, определяющих подбор и компоновку на модульной основе содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих эффективное формирование профессиональных и личностных качеств будущих специалистов. В связи с этим под модулем понимаем логически завершенный самостоятельный блок учебной информации, имеющий строго определенные цели и задачи и обязательно сопровождаемый контролем знаний и умений обучающихся.

Использование данной технологии позволит активизировать процесс обучения, стимулирует систематическую работу над учебным материалом, заставляет регулярно готовиться как к практическим, так и к лекционным занятиям, что положительно отражается на качестве знаний обучающихся.

1. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.

2. Чошанов М.А. Глубокая технология проблемно-модульного обучения. М., 1996.

3. Захожая Т.М. Рейтинговая система контроля: опыт использования в российской высшей школе // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 4(2). С. 32-35.

4. Варенова Л.И., Куклин В.Ж., Наводнов В.Г. 7. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н.

Рейтинговая интенсивная технология мо- Управление образовательными системами.

дульного обучения. М., 1993. М., 2002.

5. Бюллетень Министерства образования Рос-

сийской Федерации. 2002. № 11.

6. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология Постутла в редакцию 19 10 2010 г

модульного обучения в школе. М., 1997.

UDC 355.232.001

ANALYSIS OF USING OF MODULE TECHNOLOGY OF EDUCATION IN PROCESS OF SPECIALIST TRAINING IN UNIVERSITY

Aleksey Viktorovich Stolyarov, Military Air Force Engineering University, Voronezh, Russia, Adjunct, e-mail: [email protected]

Current state of use of module technologies of training in the course of vocational training of specialist in high school, essence modular training and its advantages are considered.

Key words: pedagogical technologies; modular technology; module; control of knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.