УДК 355.232.QQl
АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ
© Алексей Викторович Столяров
Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Россия, адъюнкт,
e-mail: [email protected]
Рассматриваются современное состояние использования модульных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки специалиста в вузе, сущность модульного обучения и его достоинства.
Ключевые слова: педагогические технологии; модульная технология; модуль; контроль знаний.
Модульная технология зародилась в конце 6Q^ гг. ХХ в. в США и приобрела большую популярность в высших учебных заведениях и институтах повышения квалификации США. Основателями технологии модульного обучения являются С. Постлеш-вайт, Дж. Рассел, Р. Харст.
С.Н. Постлешвайт предложил концепцию единиц содержания обучения, согласно которой малую порцию (единицу) учебного материала можно считать автономной темой и свободно интегрировать в программу занятий. Первоначально эти единицы назывались «микрокурсами», а затем - «миникурсами». Впервые миникурсы были внедрены в университете США Purdue в l969 г. Они быстро получили распространение, при этом воз-
никло большое количество их разновидностей: «понятие в пакете» («consept-o-pac»), «учебный пакет» («instruct-o-pac»), «пакет» («unipak»), «пакет усвоения» («LAP»), «пакет индивидуализированного учения» («ILP»). Дидактические системы, курсы на основе технологии модульного обучения были созданы в Квебекском университете (система AINVEQ) в Канаде, международной организации труда при ЮНЕСКО (выработана Модульная система повышения квалификации мастеров) [1].
Модульная технология быстро распространилась в образовательных учреждениях англоязычных стран и Западной Европы и получила широкое применение в различных дисциплинах.
6l
Технология модульного обучения стала распространяться в отечественной педагогической практике в 80-е гг. ХХ в. преимущественно в высшей школе и системе переподготовки кадров. Это время характеризуется многочисленными исследованиями по разработке и внедрению данной технологии в образовательный процесс вузов, проведением научно-методических конференций, большим количеством публикаций по ее применению [2].
Первые попытки реализации технологии модульного обучения были предприняты в Литве: в Институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства при Совете Министров Литовской ССР, а также в Вильнюсском университете и Каунасском политехническом институте. Предназначалась данная технология для подготовки руководителей низового и среднего звена управления, дипломного проектирования, обучения английскому языку. Впоследствии (в конце 1980-х гг.) модульная технология начала использоваться при организации образовательного процесса в высших образовательных учреждениях и получила название системы рейтинговой интенсивной технологии модульного обучения (РИТМ) [3].
В качестве эксперимента модульная технология была внедрена в Ивановском энергетическом университете в 1987 г., Московском станкостроительном институте и Московском авиационном институте. В дальнейшем к данной работе присоединились Таганрогский радиотехнический институт, Московский технологический институт и Тульский политехнический институты, а позднее - Алтайский и Марийский политехнический институты [4]. Качественно новый этап реализации технологии модульного обучения и рейтингового контроля знаний обучающихся связан с подписанием Россией Болонской декларации.
В 2002 г. в приказе Министерства образования № 2654 «О проведении эксперимента по внедрению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов» предусматривается внедрение новой педагогической технологии (рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся) [5].
Главным элементом модульного обучения является «модуль», характеристика ко-
торого, несмотря на относительно долгое применение в оценке различных исследователей, имеет разные значения. Он рассматривается как:
- учебный пакет, охватывающий одну концептуальную единицу учебного материла (Дж. Рассел);
- основное средство технологии модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей (П. Юцявичене);
- формирование самостоятельно планируемой единицы учебной деятельности, помогающей достичь четко определенных целей (В. Гольдшмидт, М. Гольдшмидт и др.).
- учебный элемент в форме стандартизированного буклета, состоящего из следующих компонентов: точно сформулированной учебной цели; списка необходимого оборудования, материалов и инструментов; списка смежных учебных элементов; учебного материала в виде краткого конкретного текста, сопровождаемого подробными иллюстрациями; практических занятий для отработки необходимых навыков, относящихся к данному учебному элементу; контрольной (проверочной) работы, которая строго соответствует целям, поставленным в данном учебном элементе (М. А. Чошанов).
Цель разработки модулей - расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими (дидактическими), воспитательными и развивающими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их во времени и интеграция в едином комплексе.
Модульное обучение обеспечивает процесс, когда обучающийся почти полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей, т. е. модульное обучение является эффективным средством индивидуализации обучения.
П.А. Юцявичене отмечает, что при использовании модульного обучения «функции
педагога могут варьироваться от информа-ционно-консультирующей, до консультатив-но-координирующей» [1]. По мнению же П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского, при модульном обучении информационные функции преподавателя заменяются консультированием и управлением с сохранением его ведущей роли в рамках субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе [6].
Модульная технология обучения основана на опыте, накопленном в педагогике, и берет многое из других педагогических технологий обучения. Из программированного обучения заимствуется идея активности обучающегося в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебнопознавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственной деятельности - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью обучающихся, переходящего в самоуправление. Из программированного обучения данная технология берет поэтапное усвоение учебного материала, т. е. обучающийся, усвоив учебный элемент (модуль) и осуществив контроль знаний (рейтинг), переходит к изучению следующего учебного материала.
Помимо перечисленных технологий, которые впитало в себя модульное обучение, она также строится на идеях развивающего обучения. При выполнении обучающимся учебного задания с дозированной помощью преподавателя или одногруппников (подбадривание, указание ориентира и т. п.), такой подход способствует созреванию функций психики обучающегося: то, что сегодня он
делает с помощью других, завтра сможет сам, т. е. один цикл завершается, обучающийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне [7].
В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи обучающемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и переменного состава).
Для контроля знаний обучающихся значительно увеличивается число контрольных точек в течение учебного семестра, что способствует регулярности работы обучающихся по усвоению учебного материала. При этом для оценивания уровня усвоения знаний рекомендуется использовать рейтинговую технологию оценивания знаний обучающихся. Данная технология включает в себя суммарную оценку всех отчетов по модулям учебной дисциплины изучаемой в учебном семестре. В системе РИТМ рейтинговая оценка позволяет производить ранжирование обучающегося на факультете (в вузе) и определить дополнительные льготы лучшим.
Однако, как показал проведенный анализ опыта вузов (табл. 1), в настоящее время при использовании рейтинговой технологии оценивания знаний обучающихся отсутствует единая:
- разработанная и используемая вузами математическая модель расчета рейтинга обучающихся;
- шкала оценивания знаний обучающихся (например, в Воронежской государственной лесотехнической академии максимальное количество баллов, набранное обучающимся за учебный семестр, равно 1000 баллов, в Томском государственном педагогическом университете не превышает 100 баллов);
Таблица 1
Перевод набранных баллов, наиболее часто применяемых в вузах, в традиционную систему оценивания
Наименование вуза Оценка
«5» «4» «3» «2» «зачтено» «не зачтено»
Российский университет дружбы народов 100-86 бал. 85-69 бал. 68-51 бал. менее 51 бал. 100-51 бал. менее 51 бал.
Воронежская государственная лесотехническая академия 100-81 бал. 80-61 бал. 60-40 бал. менее 40 бал. 100-40 бал. менее 40 бал.
Томский государственный педагогический университет 100-86 бал. 85-71 бал. 70-56 бал. менее 56 бал. 100-56 бал. менее 56 бал.
Волгоградский государственный технический университет 100-90 бал. 89-76 бал. 75-61 бал. менее 61 бал. 100-60 бал. менее 61 бал.
- методика оценивания знаний обучающихся (каждый вуз разрабатывает ее персонально для себя на основе руководящих документов и она утверждается заседанием ученого совета вуза);
- строго определенная для всех вузов шкала перевода набранных обучающимися баллов в традиционную систему оценок.
Проведенный анализ педагогической литературы показывает, что технология модульного обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной и является одним из эффективных путей активизации процесса обучения, особенно в условиях целевой интенсивной подготовки специалистов. К числу преимуществ этого метода обучения относятся:
- системный подход к построению курса и определению его содержания;
- гибкость структуры модульного построения курса;
- эффективный контроль и оценка знаний обучающимися (используется рейтинговая оценка, которая позволяет создать между обучающимися здоровое спортивное соперничество за высокое место в рейтинговой таблице), что позволяет исключить предвзятое отношение преподавательского состава (повышается объективность оценивания знаний обучающихся), активизируется познавательная активность обучающихся в процессе овладения теоретическими и практическими знаниями и предотвращается возникновение стрессовых ситуаций у обучающихся, присущих экзаменационной системе;
- выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя;
- быстрая дифференциация обучающихся: различаются «усредненные» группы отличников, успевающих и неуспевающих, вместо которых появляются первый, второй, десятый, сотый и т. д. обучающиеся курса;
- при значительном сокращении времени лекций и поиске новых форм занятий преподаватель успевает дать обучающимся необходимые знания, навыки и умения в своей предметной области за счет систематизации и уплотнения учебного материала;
- снижаются перегрузки обучающихся в процессе обучения, повышается интерес к обучению и качество знаний (теоретических и практических) обучающихся;
- в процессе разработки учебных модулей преподаватель имеет возможность убрать всю избыточную учебную информацию, которая зачастую затрудняет усвоение учебного материала обучающимися;
- в процессе обучения учитываются индивидуальные возможности обучающихся.
По оценкам исследователей, технология модульного обучения позволяет сократить учебный курс дисциплины на 30 % без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала [6]. П. Юцявичене отмечает, что, используя в образовательном процессе технологию модульного обучения, преподаватель может эффективнее использовать свое время: больше внимания уделять стимулированию, мотивации обучения, личным контактам в процессе обучения.
Таким образом, проанализировав теорию и практику применения модульной технологии в процессе подготовки компетентного специалиста, можно сделать следующие выводы: модульное обучение представляет собой совокупность педагогических условий, определяющих подбор и компоновку на модульной основе содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих эффективное формирование профессиональных и личностных качеств будущих специалистов. В связи с этим под модулем понимаем логически завершенный самостоятельный блок учебной информации, имеющий строго определенные цели и задачи и обязательно сопровождаемый контролем знаний и умений обучающихся.
Использование данной технологии позволит активизировать процесс обучения, стимулирует систематическую работу над учебным материалом, заставляет регулярно готовиться как к практическим, так и к лекционным занятиям, что положительно отражается на качестве знаний обучающихся.
1. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.
2. Чошанов М.А. Глубокая технология проблемно-модульного обучения. М., 1996.
3. Захожая Т.М. Рейтинговая система контроля: опыт использования в российской высшей школе // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 4(2). С. 32-35.
4. Варенова Л.И., Куклин В.Ж., Наводнов В.Г. 7. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н.
Рейтинговая интенсивная технология мо- Управление образовательными системами.
дульного обучения. М., 1993. М., 2002.
5. Бюллетень Министерства образования Рос-
сийской Федерации. 2002. № 11.
6. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология Постутла в редакцию 19 10 2010 г
модульного обучения в школе. М., 1997.
UDC 355.232.001
ANALYSIS OF USING OF MODULE TECHNOLOGY OF EDUCATION IN PROCESS OF SPECIALIST TRAINING IN UNIVERSITY
Aleksey Viktorovich Stolyarov, Military Air Force Engineering University, Voronezh, Russia, Adjunct, e-mail: [email protected]
Current state of use of module technologies of training in the course of vocational training of specialist in high school, essence modular training and its advantages are considered.
Key words: pedagogical technologies; modular technology; module; control of knowledge.