Научная статья на тему 'Дуальное обучение: возможности, ограничения, условия и практика использования'

Дуальное обучение: возможности, ограничения, условия и практика использования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
819
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА / ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есенина Екатерина Юрьевна

В статье представлены основные выводы, полученные при разработке «Методических рекомендаций по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров». Они носят промежуточный характер (поскольку проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» завершится в 2016 году), но, тем не менее, представляют интерес для представителей профессионального образования и сферы труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Есенина Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дуальное обучение: возможности, ограничения, условия и практика использования»

и

УАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

МОДЕЛИ И ФОРМЫ

Дуальное обучение: возможности, ограничения, условия и практика использования

Агентство стратегических инициатив совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации при методической поддержке Федерального института развития образования с декабря 2013 года реализует системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Впереди еще год проектной деятельности, но некоторые итоги были подведены уже сейчас.

ЕСЕНИНА

Екатерина Юрьевна,

доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования (ФИРО), Москва

Аннотация

В статье представлены основные выводы, полученные при разработке «Методических рекомендаций по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров». Они носят промежуточный характер (поскольку проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» завершится в 2016 году), но, тем не менее, представляют интерес для представителей профессионального образования и сферы труда

Ключевые слова:

подготовка рабочих дуальная система обучения, взаимодействие профессионального образования и бизнеса, обучение на рабочем месте, практико-ориен-тированное профессиональное образование

16

Анализ проблем внедрения элементов дуального образования (обучения) в Российской Федерации и подходов к их решению проводился на основе результатов деятельности пилотных регионов-участников проекта Агентства стратегических инициатив, а также проекта Российско-Германской внешнеторговой палаты в Москве по внедрению элементов дуального обучения в Российской Федерации «УЕТпеЬ.

Главными выводами проведенного анализа являются:

1) дуальная система подразумевает вовлечение в систему профессионального образования организаций работодателя в качестве провайдеров образовательных услуг (с правом приема на обучение по программам СПО в российской терминологии), что в России (как и во многих странах мира) невозможно в силу исторически сложившихся традиций, особенностей законодательства. В связи с этим в тексте используется формулировка «внедрение элементов дуального образования (обучения)»;

2) помимо элементов дуального образования (обучения) существуют другие формы обучения на рабочем месте, использующиеся как в России, так и за рубежом в рамках практико-ориентированного профессионального образования. Это организация практики на рабочем месте в рамках образовательной программы; обучение на специально оборудованных ра-

бочих местах в структурных подразделениях образовательных организаций (в мастерских, лабораториях, учебных фирмах, на полигонах, в ресурсных центрах и т. д.);

3) как правило, эти формы комбинируются или используются по отдельности в силу специфики направлений подготовки (например, для социальной сферы, сферы услуг, сервиса эффективна форма обучения на специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях образовательных организаций;

4) в соответствии с условиями социально-экономического развития современной России эффективным и востребованным оказывается внедрение элементов дуального образования (обучения) с участием крупного бизнеса, что подразумевает повышение его ответственности за результаты обучения и степени вовлеченности в образовательный процесс;

5) для успеха взаимодействия региональной власти, бизнеса и системы профессионального образования необходима отдельная организация (структура) - оператор взаимодействия.

Дуальное образование в узком и широком смысле

Необходимо различать «узкий» и «широкий» смыслы понятия «дуальное образование (обучение)», сложившиеся в Российской Федерации. В узком смысле это форма организа-

МОДЕЛИ И ФОРМЫ

Д

УАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ции, реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое — в организации работодателя. В этом случае происходит совпадение с формой организации практики на рабочем месте в рамках образовательной программы. Эта форма, как правило, подразумевает взаимодействие профессиональной образовательной организации с организацией работодателя и не ведет к изменениям на уровне всего субъекта РФ.

В широком смысле это инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального образования, профессионального самоопределения, независимой оценки квалификаций, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве. Регулируются взаимоотношения сторон гибкой консенсусной, коллегиальной системой управления. Каждая система влияет на развитие другой, и одна без другой не может существовать.

Именно целостностью и одновременно распределенностью функций участников обеспечивается эффективность практико-ориентиро-ванной (дуальной) модели обучения.

Распределение обязанностей, ответственности, в том числе финансовой, между разными организациями для достижения единой цели — качества квалификации выпускников — главный принцип дуальной системы обучения. Этот принцип подразумевает сетевую форму организации работы на разных уровнях. Сеть в данном случае следует понимать в одном из общеупотребительных лексических значений — как совокупность расположенных на какой-нибудь территории и связанных одной системой (или целью) учреждений, предприятий и лиц.

Успешность деятельности сети поддерживает управленческий механизм, построенный на кластерном подходе. Территориально-производственный или научно-образовательный кластер уже сам по себе представляет сеть организаций: региональных и муниципальных властей, работодателей и их объединений, профессиональных образовательных организаций и др. Эффективность профессионального образования поддерживается взаимодействием систем: образования, профессионального самоопределения, независимой оценки квалификаций, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве и т. д.

Модели и формы обучения на рабочем месте

Практико-ориентированное профессиональное образование прежде всего подразумевает системное устойчивое взаимодействие профессионального образования со сферой труда — от разработки требований к результатам до их оценивания. Важной составляющей

в образовательном процессе является обучение на рабочем месте, практика.

Понятие «обучение на рабочем» месте стало популярным в последние годы в Европе и мире как наиболее эффективная форма профессионального образования и обучения, позволяющая достичь двоякой цели — обеспечение трудоустройства граждан, в том числе молодежи, и повышение экономической конкурентоспособности страны.

В современной европейской практике развиваются три основные модели обучения на рабочем месте: ученичество на предприятии; организация практики на рабочем месте в рамках образовательной программы; обучение на специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях образовательных организаций. Возможны разнообразные формы: ученичество, стажерство, волонтерство.

Опыт участников проекта и федеральных инновационных площадок (ФИП), многие из которых работают параллельно и во взаимодействии с участниками проектов АСИ и Российско-Германской внешнеторговой палаты, демонстрирует примеры других форм обучения на рабочем месте, существующих в наших регионах.

Красноярск

Дуальное обучение в Красноярском колледже радиоэлектроники и информационных технологий (участнике проекта АСИ) осуществляется совместно с предприятием оборонно-промышленного комплекса Красноярского края «НПП Радиосвязь», входящего в Государственную корпорацию «Ростех», и в связке с Сибирским федеральным университетом.

В рамках проекта каждый из трех участников преследует свои интересы:

- базовое предприятие готовит заказ на подготовку специалистов СПО и ВПО, формирует требования к уровню профессиональной подготовки и организует на собственной базе практическое обучение, тем самым участвуя в отборе потенциально способных кандидатов на последующее трудоустройство.

Колледж и университет выполняют этот заказ:

- колледж совместно с работодателем проводит отбор выпускников, которые по ускоренной программе обучаются в вузе; готовит специалистов среднего звена необходимой для предприятия квалификации при участии предприятия, трудоустраивает выпускников;

- университет осуществляет подготовку

Для успеха взаимодействия региональной власти, бизнеса и системы профессионального образования необходима отдельная структура — оператор взаимодействия

Распределение ответственности между разными организациями для достижения единой цели — главный принцип дуальной системы обучения

Д

УАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

МОДЕЛИ И ФОРМЫ

В современной европейской практике развиваются три основные модели обучения на рабочем месте: ученичество на предприятии; организация практики в рамках образовательной программы; обучение на специально оборудованных рабочих местах

и переподготовку педагогических кадров для реализации проектных задач, принимает выпускников СПО для обучения по программам ускоренной подготовки и также трудоустраивает на базовом предприятии. На первых этапах студенты знакомятся с предприятием на лабораторно-практических занятиях, организованных на территории предприятия, при этом выполняя задания под руководством сотрудников предприятия (конструктора, проектировщики, программисты). Следующими шагами являются учебные и производственные практики. Практики на производственных рабочих местах проходят под руководством наставников, конструкторские практики — под руководством сотрудников базовых кафедр СФУ расположенных на территории предприятия. При прохождении практик студенты встраиваются в технологическую цепочку предприятия, выполняя при этом работы, связанные с реальными изделиями. Некоторые виды работ студенты колледжа выполняют совместно с молодыми специалистами предприятия и студентами-практикантами вуза. Стоит отметить, что ряд образовательных задач в рамках практики реализуется только на предприятии, что обусловлено высокой стоимостью используемого оборудования и программного обеспечения, навык работы с которым является одним из критериев успешности обучения.

Верхняя Пышма

Модель, существующая в Верхней Пышме (Свердловская область), представляет собой пример модели моногорода, в котором взаимодействуют крупное предприятие и техникум. В целях реализации Соглашения № 62 от 08.10.2012 г. «О сотрудничестве между правительством Свердловской области и ООО «УГМК-Холдинг» в сфере подготовки высококвалифицированных рабочих кадров» проведена реорганизация Верхнепышминского механико-технологического техникума «Юность» путем присоединения к нему многопрофильного техникума «Уралмашевец». Производственная практика проходит на предприятиях «УГМК-Холдинг», «Уралэлектромедь», «Уральские локомотивы». Организовано целевое обучение по заказу компаний «УГМК-Холдинг» и «Уралэлектромедь» по востребованным профессиям: «Автомеханик», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования», «Сварщик», «Станочник», «Машинист крана». Для студентов СПО первого и второго курсов проводятся занятия «Введение в профессию» в учебном центре «Уралэлектромедь», на которых ребята знакомятся с производством и профессией.

Опыт Верхнепышминского механико-технологического техникума «Юность» подробно представлен на страницах сайта «Маяк профессионального образования» (Ьйр://рго1-mayak.ru/, раздел «Дуальная система обучения — Образовательные организации).

Якутск

Якутский технологический техникум сервиса является примером формы обучения на специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях образовательных организаций (например, в учебных фирмах).

В техникуме хорошо поставлена и развивается учебно-производственная деятельность. Созданы учебно-производственные подразделения по швейному делу, кондитерскому и хлебопекарному производству, общественному питанию.

Так, учебно-производственная хлебопекарня — это и производственный цех, и учебно-производственная лаборатория для подготовки рабочих по специальности «Технология хлеба, кондитерского и макаронного изделий», профессия «Пекарь». И так работают все подразделения. Их заказчиками становятся организации и учреждения Якутска.

Кроме того, техникум с 2007 года на договорной основе со средними образовательными школами Якутска реализует программу «Профессиональных проб» при обучении старшеклассников компетенциям повар, кондитер, кассир торгового зала, парикмахер, швея. Техникум является региональной ста-жировочной площадкой для обучения специалистов, обеспечивающих организацию питания в дошкольных, школьных и профессиональных учебных заведениях Республики Саха (Якутия). Подробнее с опытом техникума можно ознакомиться также на страницах сайта «Маяк профессионального образования» (http://prof-mayak.ru/; раздел «Дуальная система обучения — Образовательные организации).

***

В практико-ориентированном профессиональном образовании могут использоваться разные формы обучения. Чтобы выбрать наиболее подходящую и эффективную, важно изначально правильно определить цели, возможности и необходимые условия для организации образовательного процесса. Подойти к нему осмысленно.

Остается актуальной необходимость системы (управленческие механизмы, система прогноза потребностей в кадрах; система профориентации, система независимой оценки квалификаций) для всех форм и моделей прак-тико-ориентированного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.