Н. В. Матвеев, И. А. Ушанова
(Великий Новгород)
Дуальное образование расширяет границы:
очертания нового международного проекта
В статье показано, что дуальное обучение как новый образовательный тренд широко обсуждается в отечественных академических кругах. Активное внедрение дуальных систем во многих странах и позитивные отзывы работодателей и обучающихся свидетельствуют об эффективности дуального обучения при подготовке квалифицированных кадров.
Успешный опыт по внедрению дуального образования в Германии и других европейских странах лег в основу российских проектов. В 2014 году при поддержке Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в 10 регионах России стартовал пилотный проект «Дуальное образование» [1]. Реализация этого проекта уже позволяет сделать первые выводы. Так, за прошедший год стало очевидно, что механический перенос зарубежных моделей в российское образование невозможен в силу многих причин [2, 14]. Но в целом применение дуальной системы в профессиональном образовании обладает бесспорными преимуществами. Прежде всего, дуальное обучение обеспечивает широкий уровень подготовки выпускников благодаря тесному взаимодействию двух образовательно-производственных сред: предприятия и учреждения профессионального образования. Баланс между теоретической составляющей профессионального обучения и его практическим компонентом достигается посредством рациональной организации учебного процесса, когда теория изучается в образовательной организации, а практические навыки осваиваются на предприятии. Достижение такого баланса возможно только при наличии общих целей у профессиональной школы и предприятия - подготовки компетентных специалистов, востребованных на рынке труда. Общность целей обусловливает развитие института социального партнерства с четкой дифференциацией интересов и обязанностей профессионального образования и производства при ведущей роли работодателей [3-5].
К числу преимуществ практикоориентиро-
ванного дуального образования большинство исследователей относят также:
- получение выпускниками профессиональной школы набора компетенций, отвечающих требованиям современной экономики в целом и работодателей в частности;
- возможность освоения индивидуального набора дополнительных квалификаций (компетенций) на основе вариативной части образовательной
программы;
- сокращение сроков профессиональной и социально-психологической адаптации выпускников образовательных организаций на предприятии, их относительно безболезненное включение в формальную и неформальную структуру трудового коллектива;
- отсутствие необходимости в относительно затратной системе «доучивания» и переподготовки молодых специалистов;
- возможность обучения студентов профессиональных колледжей и лицеев на современной материально-технической базе, которой располагают предприятия [6-8].
Как показало исследование, проведенное нами на базе СПО «Новгородский химико-индустриальный техникум» и ОАО «Акрон», основными преимуществами дуального образования сами выпускники считают непосредственное обучение на будущем рабочем месте (43%), гарантированное трудоустройство (38%), материальную поддержку во время учебы (34%). К недостаткам дуальной системы 90% опрошенных выпускников отнесли: сложность совмещения учебы и работы, сильную загруженность рабочего дня, обусловленную необходимостью перемещения с рабочего места на предприятии в техникум; организацию ряда учебных занятий в вечер-
Матвеев Н. В., Ушакова И. А. Дуальное образование расширяет границы: очертания нового международного проекта
нее время в связи с тем, что преподаватели-предметники в большинстве своем являются совместителями с постоянным местом работы на предприятии.
Все опрошенные выпускники отметили положительное влияние дуальной формы подготовки специалистов на их профессиональный рост и планирование карьеры. Большинство выпускников (57%] выразило согласие в будущем продолжить участие в данной форме подготовки уже в роли наставников. При этом респонденты испытывают потребность в расширении профессионального опыта, получении высшего образования, приобретении педагогического опыта.
Итак, дуальное образование на сегодняшний день предлагает качественную подготовку рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности. Однако внедрение дульных систем требует тщательной подготовительной работы для адаптации европейского опыта к российским условиям, особенно в тех случаях, когда речь идет о внедрении дуального обучения в систему высшего образования. Если для системы среднего профессионального образования дуальная модель является распространенным явлением, то в системе высшего образования её можно рассматривать как педагогическую, технологическую и управленческую инновацию.
Пионером в данной сфере заслуженно считается Германия. Нами был проведен анализ актуальных документов, отражающих состояние дуального образования в высшей школе Германии. Так, в документе «Перспективы развития высшего образования до 2020 года» (Hochschulbildungsreport 2020] отмечается, что до последнего времени дуальное обучение повсеместно внедрялось лишь в трех федеральных землях - Баден-Вюртенберг, Саар-ланд и Берлин. Поэтому в ближайшие годы правительства и вузы остальных федеральных земель должны интенсифицировать создание дуальных образовательных программ, развивая сетевое взаимодействие с предприятиями и разрабатывая программы повышения квалификации [9]. По состоянию на 2015 год в анализируемом документе были выявлены новые вызовы для развития дуального обучения в системе высшего образования Германии, к которым можно отнести необходимость его интернационализации.
Главная задача дуального обучения - это соответствие подготовки студентов актуальным потребностям рынка труда, среди которых особое место занимают межкультурные компетенции будущих специалистов. Согласно результатам опроса, проведенного в Германии в 2014 году (МсЮшеу и Stifterverband], работодателями востребованы хорошие знания сотрудниками иностранных языков (80 процентов], навыки межкультурной коммуникации (70 процентов], а также понимание специфики зарубежных рынков и предприятий (60 процентов] [10]. Но вопреки ожиданиям работодателей только 42 из 1014 дуальных образовательных программ в Германии содержат международный компонент.
В ходе анализа документов наше внимание привлекли результаты исследования ДААД, которое показывает перспективы интернационализации дуальных образовательных программ в Германии, а также возможности переноса немецкой модели в другие страны (Францию, США, Мексику, Бразилию, Катар]. Авторы исследования отмечают, что главными условиями для успешного трансфера немецкой модели являются заинтересованность стейкхолдеров и имеющиеся ресурсы, а также достижение необходимого синер-гетического эффекта за счет сетевого взаимодействия между вузами, предприятиями и соответствующими государственными структурами [11].
Для дальнейшего развития дуального обучения в системе высшего образования России, Германии и других стран особое значение приобретают международные проекты по данной проблематике. Один из таких проектов подготовлен университетами России, Белоруссии, Германии, Италии и Польши. Инициаторами проекта стали ученые Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Проект посвящен подготовке и повышению квалификации учителей технологии в системе дуального высшего образования.
В ходе тщательного анализа на рынке труда и особенностей подготовки учителей технологии разработчиками проекта были выявлены следующие проблемы:
- недостаточная обеспеченность школ учителями, преподающими технические и естественнонаучные предметы, в том числе технологию;
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2016. № 1 (46]
73
Воспитание, развитие и социализация личности
- старение преподавательского состава и низкая мотивация молодых учителей;
- неполное соответствие уровня подготовки бакалавров требованиям рынка труда из-за недостаточной практикоориентирован-ности образовательной программы;
- устаревшая техническая инфраструктура подготовки учителей технологии и повышения их квалификации, которая не позволяет студентам знакомиться с современными технологическими процессами и материалами;
- недостаточное сетевое взаимодействие между вузами, организациями среднего профессионального образования, предприятиями и другими социальными институтами;
- слабая вовлеченность работодателей в разработку образовательной программы и организацию учебного процесса в вузе, что значительно увеличивает разрыв между теоретическим обучением и профессиональной деятельностью будущих педагогов;
- неразработанность международного компонента подготовки и повышения квалификации учителей технологии;
- недостаточное использование в технологическом образовании практико- и проект-ноориентированных форм и методов обучения, а также сокращение учебного времени для практик в школах и на предприятиях.
Для решения вышеперечисленных проблем проект предполагает повышение качества практико- и проектноориентированной подготовки учителей технологии в системе дуального образования в высшей школе. Результаты будущего проекта могут быть полезными не только ученикам общеобразовательных школ и учреждениям среднего профессионального образования, но и руководителям предприятий.
В ходе реализации проекта ожидается решение нескольких задач, из них первостепенными являются:
1. Развитие международной сети университетов-партнёров, обеспечивающей международную направленность и высокое качество подготовки учителей технологии в системе дуального высшего образования за счет открытого доступа обучающихся к лучшим учебным модулям и ресурсам сети.
2. Модернизация учебного плана для бакалавриата посредством разработки модульных тематических кластеров «Профессиональная педагогика и дуальная система профессионального образования» и «Практико- и проектноориентированные стратегии обучения в технологическом образовании».
3. Разработка образовательной программы для магистратуры «Образовательный менеджмент в дуальных системах высшего и профессионального образования».
4. Разработка модулей для повышения квалификации учителей технологии или для специалистов, имеющих базовое непрофильное образование.
5. Формирование сетевого взаимодействия в региональных образовательных сообществах для развития и координации дуального образования в вузах и учреждениях среднего профессионального образования.
На сегодняшний день дуальные образовательные программы в европейских вузах предлагаются преимущественно для технических и инженерных специальностей, что связано с заинтересованностью предприятий в получении квалифицированных молодых специалистов с практическим опытом. Для педагогического образования применение дуальной системы является новшеством, которое предполагает сочетание профессиональных навыков и фундаментальных академических знаний в подготовке учителей технологии. За время реализации проекта ожидается разработка и внедрение модели, которая станет инновационной именно для подготовки учителей. Данная модель предусматривает создание «корпоративного треугольника» (вуз, учреждение среднего профессионального образования и предприятие) в качестве ядра сетевого взаимодействия в локальной образовательной среде.
У нового проекта есть все предпосылки для усиления международного сотрудничества в сфере интернационализации образовательных программ для подготовки учителей. Международная проектная деятельность в этой сфере позволяет не только решить вопрос интернационализации дуального образования, но в первую очередь и создать условия для его успешного внедрения в отдельной стране.
Матвеев Н. В., Ушанова И. А. Дуальное образование расширяет границы: очертания нового международного проекта
Литература
1. Дуальное образование // Агентство стратегических инициатив : [сайт]. URL: http://asi.ru/staffing/dualeducation/ (дата обращения 02.04.16).
2. Некрасов С. И., Захарченко Л. В., Некрасова Ю. А. Пилотный проект «Дуальное обучение»: критический взгляд специалистов // Профессиональное образование. Столица. - 2015. - № 4. -C. 9-15.
3. Мащенко О. Н. Социальное партнерство как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука. -2011. - № 1. - С. 47-50.
4. Олейникова О. Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании. - М., 2005 // Госбук : электрон. сеть по вопросам гос. управления : [сайт]. URL: http://www.gosbook.ru/node/ 48804 (дата обращения 12.05.15).
5. Яковлева И. Л. Некоторые аспекты социального партнерства как важнейшего инструмента развития профессионального образования // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. - 2011. - № 4. -С. 31-38.
6. Факторович А. А. Дуальное обучение: новые возможности и новые требования к качеству программ // Профессиональное образование. Столица. - 2014. - № 11. - C. 26-28.
7. Федотова Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования в условиях социального партнерства. - М.: Изд.центр АПО, 2000. - 225 с.
8. Петров Ю. Н. Дуальная система инженерно-педагогического образования - инновационная модель современного профессионального образования. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2009. -280 с.
9. Duale Studiengänge - Lernen für die Praxis. HochschulBildungs-Report 2020. - URL: http://hochschulbildungsre-port2020.de/handlungsfeld/beruflich-akademische-
bildung/ fokus/2014.html/
10. Duale Studiengänge internationalisieren. Hochschul-Bildungs-Report 2020. - URL: (http://hochschulbildungsreport2020.de/ handlungsfeld/beruflich-akademische-bildung/fokus/2015.html/
11. Graf, L., Powell, J. J. W., Fortwengel, J., & Bernhard, N. (2014). Duale Studiengänge im globalen Kontext: Internationalisierung in Deutschland und Transfer nach Brasilien, Frankreich, Katar, Mexiko und in die USA. Bonn; DAAD. 129 S.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2016. № 1 (46)
75