Фалько Кирилл Игоревич
ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ "ДУАЛЬНОСТЬ" В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Статья посвящена вопросам анализа подходов отечественных и зарубежных исследователей к определению понятия "дуальность" в системе современного высшего образования. Проводится краткий экскурс в историю возникновения данного понятия в Германии в начале XX века. Рассматриваются примеры интеграции дуального образования в России и за рубежом. На основе анализа актуальных источников по проблеме делается вывод о необходимости выделения ключевых показателей, нивелирующих различия в номенклатуре дуального образования.
Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/5-1/62.11^1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 5(59): в 3-х ч. Ч. 1. C. 212-214. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/5-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список литературы
1. Батагова Л. Х., Рубаева Э. М., Суанова Р. Е. История России в лицах: Рюриковичи и Романовы: учебное пособие. Владикавказ, 2014. 329 с.
2. Быков А. К. Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие. М., 2006. 160 с.
3. Личность в контексте истории: правители России (IX - нач. ХХ в.): учебно-методическое пособие. Владикавказ, 2014. 156 с.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999. 224 с.
INTERACTIVE EDUCATIONAL METHODS IN TEACHING ELECTIVE COURSES OF HISTORY
Rubaeva El'ma Muratovna, Ph. D. in History North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov rubaevaemmdo@i-dist. ru
The article examines the use of the interactive methods of teaching a history course at a higher education institution. The author determines the positive results of these methods use basing on the personal experience of teaching an elective course. Special attention is paid to the pedagogical techniques aimed at the formation of historical thinking, a value-oriented and tolerant personality. The organization of problem-chronological teaching in a dialogue mode presented by the author contributes to revealing the essential cause-effect connections of historic events, the comprehension of the personality factor in the history of Russia.
Key words and phrases: interactive methods; competence teaching; elective course; personality factor in history; problem-chronological principle; critical thinking; complex analysis.
УДК 378.147
Статья посвящена вопросам анализа подходов отечественных и зарубежных исследователей к определению понятия «дуальность» в системе современного высшего образования. Проводится краткий экскурс в историю возникновения данного понятия в Германии в начале XX века. Рассматриваются примеры интеграции дуального образования в России и за рубежом. На основе анализа актуальных источников по проблеме делается вывод о необходимости выделения ключевых показателей, нивелирующих различия в номенклатуре дуального образования.
Ключевые слова и фразы: система дуального образования; дуальные программы; высшее профессиональное образование; интернационализация образования; параллельное обучение.
Фалько Кирилл Игоревич
Пермский национальный исследовательский политехнический университет falkokirill@gmail. com
ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ДУАЛЬНОСТЬ» В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
В настоящее время широко обсуждается проблема профилизации в условиях глобализации образования. Данная тенденция обусловлена потребностями рынка, испытывающего сложности мировой экономической ситуации, а также социокультурными преобразованиями в ряде стран.
В современном мире основным каналом формирования личностных качеств, способностей и компетенций выступает высшее образование. Как отмечает И. А. Степанова, показателями качества высшего образования являются мобильность, способность к быстрой адаптации, конкурентоспособность на рынке труда, позволяющие достигать поставленных целей в быстро меняющихся условиях за счет владения методами решения широкого спектра профессиональных задач [3, c. 148-149].
Лидирующие позиции в поиске решений по модернизации высшего образования занимает европейская образовательная система. Острую необходимость в решении проблемы модернизации вузовского образования испытывают и вузы нашей страны. Отправной точкой на пути к преобразованиям может служить внедрение системы дуального образования. В 2014 г. в России дан старт правительственной программе по развитию системы дуального образования, нацеленной на создание 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест [1]. Однако для рассмотрения особенностей данной, сравнительно новой для нашей страны образовательной системы, считаем необходимым обратиться к её истокам, проследив путь становления, а также изучить точки зрения исследователей на предмет различий в подходах к определению понятия «дуальность».
Многие исследователи (Е. А. Югфельд, М. В. Панкина, О. А. Сотникова, С. А. Дейнега и др.) рассматривают дуальное образование в качестве системы, в которой процесс обучения реализуется одновременно в учебном заведении и на обучающем предприятии. Однако «дуализм» может быть реализован не только на основе сотрудничества образовательных учреждений и предприятий, но и при организации учебного процесса в вузе. Анализируя источники по данной теме, можно выделить ряд понятий, включающих в себя термин «дуальный» среди которых дуальная система профессиональной подготовки, дуальная программа, дуальная степень, dual education system, dual diploma programme, double diploma education, double degree program (англ.), duale Ausbildung (нем.), formation duale / formation par alternance (фр.). Каждый термин раскрывает двойственную структуру обучения, однако при более тщательном рассмотрении становится очевидной разница в подходах к определению дуальности.
13.00.00 Педагогические науки
213
В работах ряда исследователей (Б. Тиндеман, К. Ханнелоре, Е. Ю. Есенина, А. С. Родиков и др.) осуществлен анализ развития системы дуального образования на примере Германии. На протяжении ХХ века данная система представляла собой производственное обучение на предприятии, курируемое профессиональной школой. Прообразом дуальной системы Германии было ремесленное образование. Начиная с эпохи Средневековья, активно развивались ассоциации ремесленников, в которых передача знаний и умений осуществлялась от мастеров к ученикам. Под воздействием индустриализации характер профессионального образования менялся. В конце XIX века Германия стала второй индустриальной державой мира, в связи с чем возросла необходимость целенаправленной подготовки квалифицированных кадров для работы в различных областях экономики. Г. Кершенштейнером был предложен принцип дуального образования, в рамках которого обучающиеся получали теоретические знания в школе и развивали практические навыки на производстве [5].
Как отмечают специалисты (К. Ханнелоре, Е. Ю. Есенина, Б. Тиндеманн и др.), на сегодняшний день требования к профессиональной подготовке в Германии определяются нормативным актом Ausbildereignung, являющимся правовой основой для обеспечения качества квалификации наставников и преподавателей.
Опыт Германии активно перенимается другими странами. Так, например, в Казахстане дуальная система активно внедряется на базе Инновационного Евразийского университета, где с 1997 года осуществляется подготовка студентов экономического направления. Совместная работа университета и Казахстано-Германской академии позволяет студентам и преподавателям проходить стажировки в университетах Германии [4].
Особую популярность в мире получают дуальные программы обучения. Они представляют собой интегрированные программы при организации двойного образования по разным направлениям либо обучение на разных уровнях с присуждением соответствующих степеней. Как пишут М. Гитман и его соавторы [2], одна из таких программ соответствует какой-либо одной специальности и степени - исходной программе, в состав которой входят фундаментальные, базовые и элективные дисциплины. Интерес представляют также комбинированная программа (combined degree programme) и объединённая программа (joint degree programme). Первая носит более межвузовский характер, тогда как вторая реализуется в рамках одного университета. В качестве примера можно привести коллаборацию университетов Nanyang Technological University в Сингапуре и Ecole Supérieure d'Ingénieurs en Électronique et Électrotechnique во Франции, выпускники которых получают две магистерские степени [Там же].
В соответствии с Болонской декларацией в странах Европы осуществляется двухуровневая подготовка в рамках получения дуальной степени на уровне бакалавриата и магистратуры. Нечто похожее происходит при прохождении программы двойного диплома (double diploma education). Стоит отметить, что далеко не все страны перешли на единую систему высшего образования, а те, что перешли, зачастую сохраняют элементы прежней национальной образовательной системы. Так, к примеру, в 2011 году Россия, Белоруссия и Казахстан подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции, одним из направлений которой являлось создание общих образовательных стандартов. Тем не менее, у каждой из этих стран существуют свои правовые нормы в сфере образования, которые существенно отличаются в ряде аспектов. В частности, в вузах Казахстана обучают бакалавров, магистров и кандидатов наук; в России и Белоруссии сохранилась квалификация специалистов, а в Белоруссии отсутствует уровень бакалавриата [6].
Как было отмечено ранее, в иноязычной терминологии существует ряд терминов, отражающих понятие дуальности и формально схожих друг с другом. Понятия joint и double degree тесно связаны с понятием интернационализации в высшем образовании, представляющим собой процесс интеграции международных, межкультурных и глобальных аспектов образования с целями, основными функциями и предоставлением образования как на уровне образовательных учреждений, так и на уровне государства. Joint degree programme является образовательной программой, в рамках которой обучающийся получает один диплом, выполнив требования совместной программы вузов. Студенту предоставляется возможность обучаться параллельно своему основному образованию. Между субъектами образовательного процесса широко используется дистанционное взаимодействие. Double degree предполагает получение двух дипломов одинакового уровня по двум разным специальностям при условии выполнения требований совместной программы партнерских вузов [7].
За последние 30 лет терминология международного образования претерпела ряд значительных изменений. Примечательно, что в Европе термины joint и dual/double degree часто объединяются одним - joint degree, тогда как в других регионах данные термины имеют различные значения. По мнению Дж. Найт [Ibidem], одна из ключевых проблем заключается в понимании того, что именно обозначает употребляемый термин - предлагаемую программу обучения или же получаемую квалификацию. Так, У. Шуле [8] разграничивает определения на основе получаемой квалификации или диплома. Таким образом, под joint degree автор подразумевает получение одного диплома, который выдаётся двумя и более учебными заведениями по прохождении интегрированной учебной программы. Соответственно, double degree включает в себя получение двух дипломов, выдаваемых отдельно университетами по окончании интегрированной учебной программы [Ibidem]. Вместе с тем, согласно Лиссабонской конвенции, joint degree выступает в качестве общего термина, объединяющего несколько видов дипломов, выдаваемых вузами-партнёрами. В этой связи Дж. Найт [7] трактует термин joint degree как квалификацию, присуждаемую совместно одним или двумя и более вузами и другими организациями на базе образовательной программы, разрабатываемой или обеспечиваемой совместно несколькими вузами.
Другими вариантами дуальных программ можно считать multiple degree programme (образовательная программа, в рамках которой обучающийся получает три и более диплома одинакового уровня, выполнив требования совместной программы трёх и более институтов-партнёров), а также consecutive degree programme (программа, рассчитанная на «последовательное» поуровневое обучение при условии выполнения требований совместной программы институтов-партнёров). Обучение в рамках такой программы длится дольше, нежели обучение по одной, но не так долго, как если бы студент осваивал каждую из программ в отдельности [Ibidem].
В качестве решения проблемы множественности терминологии государства, активно работающие в рамках данной сферы международного образования, предложили собственные дефиниции, которые соотносятся с основными понятиями в их национальных языках, а также с политическими основами. В результате специалистами были выделены несколько ключевых элементов, входящих в описание понятий double и joint degrees. Они включают ряд показателей, таких как количество сотрудничающих между собой учебных заведений, количество присуждаемых дипломов/квалификаций, время завершения курса, особенности организации учебного процесса, количество привлечённых к работе вузов и стран.
Дуальное образование в том виде, в котором оно зародилось в Германии, не является новым явлением для образовательной системы нашей страны. В советский период активно использовался принцип сотрудничества образовательных учреждений с общественными и трудовыми коллективами, а в статье 64 закона РСФСР «О народном образовании» 1974 года говорилось о необходимости создания условий и учебно-производственной базы для профессионального обучения рабочих на предприятиях [1, с. 109]. В настоящее время в России предпринимаются попытки интеграции дуального обучения в систему высшей школы не только на уровне «вуз - предприятие», но и на внутри- и межвузовском уровнях соответственно. На сегодняшний день уже начата работа по внедрению системы дуальных программ «бакалавриат/магистратура» (внутривузовский уровень), а также по организации совместного с зарубежными вузами обучения студентов в рамках единой специальности (межвузовский уровень). Другой подход к организации дуального образования в отечественных вузах представляет собой интеграцию содержания обучения двум специальностям или степеням. Данный вариант можно считать объединяющим для двух вышеуказанных подходов, так как он позволяет обучающимся получать всестороннее комплексное образование, в том числе, в вузах-партнёрах.
В течение пяти лет в Пермском национальном исследовательском политехническом университете (ПНИПУ) реализуются дуальные образовательные программы, освоение которых происходит параллельно с основными программами обучения. Такого рода «параллельное» обучение позволяет студентам вуза получить второе высшее образование по инженерным и социально-гуманитарным направлениям. Студенты гуманитарных и технических направлений имеют возможность обучаться разным специальностям, получая практикоориентированные знания, умения и навыки, способствующие их комплексному личностному и профессиональному развитию.
В заключение отметим, что для того, чтобы нивелировать различия в подходах к определению дуальных форм образования, важно не только и не столько предложить набор универсальных определений, сколько обеспечить взаимопонимание между сотрудничающими сторонами, а также убедиться, что присуждаемые дипломы будут валидны и в других странах-партнёрах. Представленный выше обзор современных подходов к определению дуальности в высшем образовании лишь суммирует и поясняет точки зрения некоторых авторов на проблему определения данного комплексного понятия. Очевидной представляется необходимость более широкого обзора специальной литературы и нормативно-правовых документов, с целью рассмотрения эволюции дуальных форм образования начала XXI века.
Список литературы
1. Аракелов А. В., Алиева М. Ф. Информация как средство дуального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. 2014. № 3. C. 108-113.
2. Гитман М., Столбов В., Гитман Е. Дуальная образовательная программа: зарубежный опыт и российские перспективы // Высшее образование в России. 2006. № 10. С. 16-22.
3. Степанова И. А. Конкурентоспособность и профессиональная мобильность выпускника как важные показатели качества образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2009. № 4. Ч. 2. С. 147-150.
4. Тешев В. А. Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнёрства вузов и предприятий // Вестник Адыгейского государственного университета. 2014. № 1. С. 139-144.
5. Фисунова Н В., Найденова М В., Островская О. В. Профессиональное самоопределение учащихся школ Германии в историко-педагогическом аспекте // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 6 (44): в 2-х ч. Ч. I. С. 186-190.
6. Ibrayeva A. B., Kulzhabaeva Z. O., Rakisheva A. S. Development of Double-Diploma Education in the Republic of Kazakhstan: Problems and Perspectives // World Applied Sciences Journal. 2013. № 27. P. 105-109.
7. Knight J. Doubts and Dilemmas with Double Degree Programmes // Revista de Universidad y Sociedad del Conocimiento (RUSC). 2011. Vol. 8. P. 297-312.
8. Schüle U. Joint and Double Degrees within the European Higher Education Area - Towards Further Internationalisation of Business Degrees, Consortium of International Double Degrees, Papers on International Business Education // CIDD Papers on International Business Education. 2006. Vol. 1.
EVOLUTION OF "DUALITY" CONCEPTION IN MODERN HIGHER EDUCATION
Fal'ko Kirill Igorevich
Perm National Research Polytechnic University falkokirill@gmail. com
The article focuses on analyzing the approaches of domestic and foreign researchers to defining "duality" conception in modern higher education system. The author presents a brief survey of the history of the origin of this conception in Germany at the beginning of the XX century. The paper provides examples of dual education integration in Russia and abroad. Relying on the analysis of relevant sources on the problem the researcher concludes on the necessity to identify the key indicators conciliating differences in the dual education nomenclature.
Key words and phrases: dual education system; dual programmes; higher professional education; internationalization of education; parallel education.