Научная статья на тему '«Дуализм» Арриго Бойто как манифест миланской скапильятуры'

«Дуализм» Арриго Бойто как манифест миланской скапильятуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
297
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА / БОЙТО / СКАПИЛЬЯТУРА / ПОЭЗИЯ / МАНИХЕЙСТВО / ДУАЛИЗМ / ДОБРО / ЗЛО / ITALIAN LITERATURE OF THE 19TH CENTURY / BOITO / SCAPIGLIATURA / POETRY / MANICHEISM / DUALISM / EVIL / GOOD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сапелкин Андрей Александрович

В статье исследуется стихотворение «Дуализм» Арриго Бойто, которое считается манифестом миланской скапильятуры художественного и литературного движения, возникшего в Италии после эпохи Рисорджименто (1860-1870 гг.); выявляется его идейное значение для раскрытия сущности движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dualismo by Arrigo Boito as Manifesto of the Milanese Scapigliatura

The article deals with Arrigo Boito’s poem Dualismo considered to be a proclamation of the Milanese Scapigliatura, the artistic and literary movement which developed in Italy after the period of Risorgimento (1860-1870s.); it contains the detailed analysis of the poem aimed to reveal its conceptual importance for the movement.

Текст научной работы на тему ««Дуализм» Арриго Бойто как манифест миланской скапильятуры»

УДК 82(091)

Сапелкин А.А.

«Дуализм» Арриго Бойто как манифест миланской скапильятуры

В статье исследуется стихотворение «Дуализм» Арриго Бойто, которое считается манифестом миланской скапильятуры - художественного и литературного движения, возникшего в Италии после эпохи Рисорджименто (1860-1870 гг.); выявляется его идейное значение для раскрытия сущности движения.

The article deals with Arrigo Boito's poem Dualismo considered to be a proclamation of the Milanese Scapigliatura, the artistic and literary movement which developed in Italy after the period of Risorgimento (1860-1870s.); it contains the detailed analysis of the poem aimed to reveal its conceptual importance for the movement.

Ключевые слова: итальянская литература XIX века, Бойто, скапильятура, поэзия, манихейство, дуализм, Добро, Зло.

Key words: Italian literature of the 19th century, Boito, Scapigliatura, poetry, manicheism, dualism, Evil, Good.

В истории итальянской литературы на долю литературного и художественного течения, получившего название скапильятура, приходится очень непродолжительный срок - всего одно десятилетие (1860-1870), но оно представлено именами, оставившими в итальянской культуре весьма заметный след. Сам термин скапильятура принадлежит романисту Клаудио Ригетти (1828-1906), писавшему под псевдонимом-анаграммой Клетто Арриги. Арриги решил создать итальянский аналог французскому понятию «богема». Для этого он использовал глагол scapigliare, что означает «взъерошить, растрепать волосы» и одновременно «вести беспорядочный образ жизни». В предисловии к своему роману «Скапильятура и 6 февраля» (La Scapigliatura e il 6 febbraio, 1861) Арриги называет этим словом группу «индивидуумов обоего пола, в возрасте между двадцатью и тридцатью пятью годами..., чаще всего талантливых..., идущих впереди своего времени, независимых., готовых как на добро, так и на зло, беспокойных, возбужденных, неистовых, которые. вследствие определенных социальных условий, на них воздействующих, или же просто вследствие свойственной им эксцентричности и беспорядочного образа жизни . заслуживают того, чтобы их обозначили как новую и особую частичку в большой семье, именуемой обществом, где они образуют касту ., отличную от всех других.

Эта каста, или класс..., - настоящий пандемоний столетия, воплощение безумства вне стен дома умалишенных, вместилище анархии, расточи-

© Сапелкин А.А., 2014

тельности, духа бунтарства и противостояния всем установленным порядкам - именно его я назвал Скапильятурой» [7, с. 5-6].

Скапильятура, представленная в романе Арриги в качестве собирательного художественного образа, неожиданно сделалась конкретным явлением реальной жизни, когда этот термин приняла и применила к себе в качестве своей поведенческой стратегии и жизненной установки группа творческой молодежи, вышедшая на арену культурной и общественной жизни Италии как раз в то время. Местом «базирования» скапильятуры был Милан - прежде столица Ломбардии, крупный торговый город, ставший после объединения Италии лидером капиталистического развития страны, ее первым промышленным центром. Перед этим новым Миланом с его ускоренной урбанизацией, с новыми рыночными отношениями, воцарившимися в обществе, с новыми идеалами в искусстве, главным критерием в котором стал массовый спрос, и новыми ценностями, выразившимися в погоне за деньгами и успехом, молодые литераторы, поэты, музыканты и художники ощутили растерянность и страх. Крушение идеалов героической эпохи Рисорджименто, на смену которой пришло буржуазное «упорядочение» жизни и капитализация общественных отношений, вызвало в них ощущение экзистенционального дискомфорта и психического надлома, растерянности перед действительностью. Отсюда - «радикальная оппозиция буржуазному образу мышления и жизни, презрение к установленным порядкам, желание вызвать скандал, жажда обновления средств художественной выразительности, определенный антиклерикализм..., пристрастие к онерическому и фантастическому, аномальному и патологическому.» [15]. Неприятие действительности выразилось и в их произведениях, «проникнутых духом протеста против капитализма, католицизма., вечного конфликта с преуспевающей буржуазией.» [8, с. 11].

Прогресс во всех его проявлениях, ставший отличительной чертой наступающей эпохи капитализма, вызывает у скапильятов отторжение, поскольку, как им представляется, он уничтожает ценности еще столь недавнего прошлого: красоту, искусство, природу, тонкие чувства. Страстная тоска по утраченным идеалам вызывает в них протест, который выражается крайним эпатажем - не только творческим, но и поведенческим. Отсюда - «пропагандируемая свобода нравов, отказ от условностей., шумные шествия вечерами по улицам города с зажженными факелами, что скандализировало горожан., пренебрежение своим внешним видом, длинные волосы и бороды, злоупотребление алкоголем и наркотиками, пессимизм, отчаяние и мысли о самоубийстве» [16, с. 31-32]. Внутреннее стремление к прекрасному и неприглядность поведенческой стратегии, жажда добра и справедливости и безобразная форма выражения протеста -вот противоречие, которое болезненно ощущается скапиляьтами и выливается в осознание ими дуалистичности, то есть двойственности человеческого бытия и всех определяющих это бытие начал. Добро и зло как две

составляющие, сосуществующие в человеке, становятся главным мотивом как творчества, так и жизненной философии представителей скапильятуры.

Пожалуй, наиболее яркое выражение идея дуалистичности, или дуализма человеческой личности, получила в стихотворении одного из самых известных представителей миланской скапильятуры - поэта и композитора Арриго Бойто (1842-1918). В самом движении Бойто стоит несколько особняком: разделяя идейные установки своих собратьев по творческому цеху, он дистанцировался от эксцессов, которые те позволяли себе в повседневной жизни. Трагизм жизни, проявляющий себя в разладе между идеальным и реальным, между возвышенностью замыслов и жестокостью их воплощения, в совершаемых людьми низких поступках и свойственных им порочных наклонностях при декларируемом стремлении к высокому и светлому, в наличии под человеческой оболочкой, созданной «по образу и подобию Божьего», души, полной зла и коварства, - вот противоречие, которое не дает Бойто покоя, которое постоянно мучает его и терзает. Это настроение нашло свое самое яркое выражение в стихотворении «Дуализм» (Dualismo) [6, с. 5-10], которое, по практически единодушному признанию исследователей, является основополагающим в творчестве Бойто-поэта; его «можно определить как программу поэтического искусства Бой-то» [13, с. 9]. Но некоторые исследователи берут шире, утверждая, что «Дуализм» является «манифестом скапильятуры» [9, с. 57]. «Дуалистическая структура, - считает К. Маедер, - это феномен, типичный для ска-пильятуры, но нигде она не выражена так ярко, как в одном из самых известных... текстов этого движения: „Дуализме".» [12, с. 21].

Само понятие «дуализм» восходит к манихейству - религиозно-философскому учению, основанному на идее дуалистической природы бытия («свет-тьма», «добро-зло»). Мы его определяем как дуализм прямой антитезы. Более сложное осмысление дуализм получил в философском учении Р. Декарта (1596-1650), согласно которому в основе всего сущего лежат два независимых друг от друга начала, две субстанции: материальная и духовная. Первая, она же субстанция тела, обладает атрибутом протяженности, вторая, она же субстанция души, обладает атрибутом мышления. Существование тела и души, согласно Декарту, определяется третьей субстанцией - Богом [4, с. 128, 180]. Применительно к творчеству как самого Бойто, так и других скапильятов, под дуализмом, или двойственностью, традиционно подразумевается, в первую очередь, существование между Добром и Злом и вопрос выбора между тем и другим [12, с. 2123]. Из этого следует, что дуализм Бойто трактуется с самых простых позиций - манихейских. Однако Бойто не был оригинален ни в отношении идеи, ни в отношении темы. Его стихотворение напрямую перекликается с мыслью, высказанной Шарлем Бодлером в «Интимном дневнике» - подборке размышлений и афоризмов поэта, изданной в 1864 году. В одном из разделов дневника, названном «Мое обнаженное сердце», говорится: «В каждом человеке извечно сосуществует два стремления: одно к Богу, дру-

гое - к Сатане. Обращаясь к Богу, то есть к духовному, человек жаждет возвыситься, а обращаясь к Сатане, или к низменному, - испытать радость падения» (Афоризм ХК[) [5, с. 57]. Мысль, высказанная Бодлером, ранее уже проводилась в самом известном сборнике стихотворений поэта -«Цветы зла» (1857), который Бойто был хорошо известен. Основная тема сборника Бодлера - стремление к абсолюту и невозможность его достижения; в нем скрыто присутствует мысль об испытаниях, через которые проходит человек в поисках идеала. Бойто не опускается до прямого заимствования и подражания, он создают свою концепцию, в которой самый простой вид дуализма - манихейский, усложняется образностью, которая является, по-видимому, плодом собственных реминисценций Бойто.

Я свет и тень; я бабочка Иль червь, в пыли рожденный; Я падший ангел, по миру Скитаться обреченный; Иль демон чернокрылый, Что, напрягая силы, Взмывает к небесам.

Вот отчего мне слышится В глубинах подсознанья, Как ангел издевательски Клянет свои страданья И как с мольбой покорной Изгнанник-демон черный Взывает к Богу сам.

(Стихотворение приводится в переводе автора статьи, полностью сохранена строфическая структура, размер и система рифм оригинала. - А.С.)

Поэт утверждает, что является одновременно «светом» и «тенью», «бабочкой» и «червем», что он «падший ангел» и «демон» в одном лице. Именно поэтому он ощущает постоянный внутренний разлад, что побуждает его то возносить молитвы, то разражаться проклятьями. Эта прямая антитеза - единственное, что роднит дуализм Бойто с дуализмом манихейства. Однако этот разлад выражается не так, как подсказывает традиция: у Бойто разражается проклятиями ангел, тогда как мольбы к Богу возносит демон. Ангел, разражающийся проклятьями, и демон, возносящий молитвы, - это уже нечто, граничащее на первый, поверхностный взгляд если не с абсурдом, то с парадоксом или даже кощунством. Наполетано отмечает в связи с этим: «.в дуализм, осознание которого возникает в душе поэта, вплетается еще одно противопоставление, которое усиливает его и доводит почти до совершенства в невозможности найти синтез» [13, с. 10]. Рискнем заметить, что Наполетано, как и ряд других исследователей - Нарди [14, с. 143-145], Леонетти [11, с. 55-56] - в противопоставлении «ангел - демон» видят только внешний, поверхностный дуализм образов, т. е. дуализм прямой антитезы, выраженный в первых строках первой строфы. Он заслоняет от читателя сочетание ш caduto cherubo - «падший херувим», или «ангел», отсылающее нас к иудейским и христианским представлениям об ангелах, которые, будучи изначально созданными добрыми и светлыми, отпали от Бога, подняли мятеж против него и были низвержены с Небес. После падения ангелы сделались демонами - духами зла поднебесной (От-

кровение, 12:7). Следовательно, противопоставление «падший ангел» -«демон» представляет собой дуализм мнимый.

Показательно, что в ряде библейских источников говорится о том, что восставшие против Бога ангелы были повержены на землю (Откровение, 12:7-9,13; Иезекииль, 28:17). Только у Исайи (14:9,11,15) они отправляются в преисподнюю, в ад. По некоторым представлениям, однако, падшие ангелы, они же демоны, во главе со своим предводителем - Князем Тьмы (он же Сатана, дьявол) - остаются между небом и Землей; рея над последней, они несут людям зло. В Послании к Ефесянам говорится о «князе, господствующем в воздухе» как о «духе, действующем. в сынах противления» (2:2). Ввиду того, что тексты Священного Писания вариативны в части трактовки одних и тех же эпизодов, авторы различных эпох использовали различные их варианты в качестве сюжетов или сюжетного антуража своих литературных произведений. Данте, сочетая данные библейского мифа о восстании ангелов с построениями собственной фантазии, создает в «Божественной комедии» свою модель судьбы Люцифера, некогда прекраснейшего из ангелов, который возглавил мятеж против Бога и вместе с ними был свергнут с небес в недра Земли - средоточие Вселенной. Здесь он превратился в чудовищного дьявола и стал властелином Ада. В центральном диске девятого, последнего круга Ада Люцифер возвышается изо льда, в который он вмерз по грудь (Ад, 34). У Мильтона в «Потерянном рае» Земля тесно переплетена с Адом, а Сатана уже не так прочно привязан к последнему и имеет свободу покидать его и даже возносится к небесам. У Гёте Мефистофель, одна из ипостасей дьявола (предельно очеловеченная поэтом), не только свободно перемещается по земле, но и вхож на небеса, где сам Господь оказывает ему благосклонный прием («Фауст»: «Пролог на Небесах»). Байрон в «Каине» трактует Люцифера как вечного оппонента Всевышнего, низринутого с небесных высей и обреченного на беспрестанные скитания в пространстве. Дух, восставший против Бога и сделавшийся скитальцем в пространстве, которое отделяет небо от Земли, стал излюбленным образом романтиков: у Лермонтова «Печальный Демон, дух изгнанья, // Летал над грешною землей.» («Демон», ч. 1, I), а сам Демон называет себя «вольным сыном эфира» (ч. 2, Х). И у Бойто, который в этой части явно следует романтической традиции, падший ангел, он же демон, не пребывает в преисподней, а находится в пространстве - между небом и Землею.

Поэт умело дает нам понять, что «напряжение сил» тщетно: из двух противостоящих друг другу элементов - неба и Земли - первое, вожделенное, является чем-то чисто воображаемым; оно так и останется иллюзорным, тогда как вторая, отмеченная печатью Духа Зла, представляет собою единственное реально существующее начало. Небо недостижимо, и в своих попытках вознестись к нему, человек пребывает в плену иллюзий. Подобным образом создается скрытый дуализм: оппозиция Земля - небо как противопоставление реального иллюзорному, которого не уловил Маедер,

не признавший за этим противопоставлением дуалистического характера и определивший его лишь как «отношение диспропорции» [12, с. 22].

Вот отчего звучание Двух песен так мне сладко, А от двух плачей на сердце Озноб и лихорадка. Вот отчего то милой Бывает, то унылой Улыбка уст моих.

Вот отчего мятущийся Рой мыслей самых разных: То сумрачных, то радужных, То скромных, то развязных. Вот отчего так живо Меняет прихотливо Размер мой быстрый стих.

От универсума библейского перебрасывается мост к личному. В третьей и четвертой строфах отражаются искания Бойто и его неуверенность в себе самом, в своем предначертании и верности избранного пути. «Две песни», упоминаемые в третьей строфе, - это, с одной стороны, «песнь земная», воспевающая земную жизнь со всем, что в ней есть низменного и безобразного, и «песнь небесная» - стремление к чистоте и непорочности как к идеалу, который существует только на небесах. С другой стороны, «две песни» - это поэзия и музыка, между которыми поэт (он же композитор) разрывается, так как не может решить, которой из них посвятить себя и свое служение. Музыка для него - идеал, отражение гармонии небес, а поэзия несет в себе земное начало: она материальна, поскольку облекается в определенную форму, тогда как все небесное - бестелесно и, следовательно, формы не имеет. Развивая эту мысль, Бойто писал в статье «Театральная хроника», опубликованной 21 февраля 1864 года в газете «Фигаро»: «Какое-то роковое проклятие тяготеет надо всем, что является человеческим. Материя наполняет отвращением дух, дух страшит материю. Форма наполняет отвращением идею, а идея страшит форму, тогда как искусство - это идея и форма! Эта бурная борьба будет продолжаться в нашем мире вечно» [Цит. по: 14, с. 142]. Данная мысль последовательно проводится через все стихотворение. Она состоит в том, что человек представляет собою соединение двух начал - доброго и злого, и жизнь его строится на том, что в нем попеременно «берет верх» то одно из них, то другое, но ни одно не возобладает окончательно. Следовательно, идеал в мире земном недостижим, и на всем, что делает человек, всегда будет лежать отпечаток зла.

О гения могучего Тщедушные творенья! Не химика ль безумного Мы просто порожденья? Не из огня ль и грязи, Ища разнообразий, Нас создал темный Бог?

И нас на Землю бросивши, К ней приковав цепями, Теперь он забавляется, Следя с небес за нами, Чтоб, утомясь забавой, Однажды пяткой правой Нас раздавить, как блох.

В пятой и шестой строфах стихотворения Бойто пытается объяснить, откуда взялось преобладающее в человеке злое начало. По его мнению, человек создан Богом, но Богом не добрым, а «темным», причем создан так

77

же, как некий «безумный химик» создал Гомункула - слово, которое присутствует в оригинале стихотворения и опущено нами в переводе. Пятая строфа, таким образом, содержит аллюзию на «Фауста» Гёте. В первом акте второй части трагедии рассказывается о том, как Вагнер, бывший ученик Фауста, создал в колбе «химического человечка». Возможность создания искусственного «человечка» (по-латыни homunculus - гомункулус, или гомункул, уменьшительное от homo - человек) утверждалась в ряде трактатов средневековых алхимиков. Рецепты по созданию гомункула содержались также в трудах выдающегося врача Теофаста Парацельса (1493-1541), оттуда их и почерпнул Гёте [3, с. 494].

По мнению исследователей, «один из поэтичнейших образов трагедии, человечек в колбе во многом остался загадкой.» [1, с. 235]; «образ Гомункула - один из наиболее трудно поддающихся толкованию» [2, с. 23]. В тексте трагедии содержится указание на то, что к созданию Гомункула причастен сам Мефистофель, на что обратил внимание еще И.П. Эккерман, получивший подтверждение в правильности своей догадки от самого Гёте, который заметил в связи с этим обстоятельством: «Вы правы <...>. Для внимательного читателя этого, пожалуй, достаточно.» [10, с. 160]. Известны и слова самого Гете, тоже приводимые Эккерманом, что Гомункул «не уступает Мефистофелю в ясности взглядов, но далеко превосходит его в стремлении к красоте и плодотворной деятельности» [10, с. 159]. Выращенный искусственным путем в колбе, Гомункул в ней и проживает свою короткую жизнь. «Гомункул не разбивает свою колбу, а остается в ней. Это имеет глубокий символический смысл: он живет не в подлинном мире, а в искусственной среде» [1, с. 235]. Жизнь его заканчивается, когда Гомункул, движимый любовью к Галатее, устремляется к ней и его колба разбивается об ее трон. По мнению Н. Н. Вильмонта, Галатея понимается «не только как чистейший образец телесной женской прелести, но и как некая всепорождающая космическая сила» [2, с. 23]. Отсюда следует, что приобщение к абсолютному, к вечной красоте - гибельно.

Бойто высоко чтил гений Гёте и его великое произведение - недаром как композитор он прославился своей оперой «Мефистофель», написанной на сюжет первой и второй части «Фауста». Ему, несомненно, были известны характеристики Гомункула, данные самим автором, и он понимал символическое значение этого необычного персонажа. Все это помогает нам понять концепцию, проводимую им в стихотворении «Дуализм». Человек -порождение «темного Бога», то есть Князя Тьмы (он же Сатана, Дьявол и прочие его ипостаси, включая Мефистофеля). Он создан так же, как и «безумный химик» создал своего гомункула. Человек «брошен» на Землю - он томится на ней, как в заключении, подобно тому, как заключен в свою колбу и гётевский Гомункул. Человек всегда будет стремиться к красоте и «плодотворной», то есть созидательной деятельности, унаследованной от своего «родителя», некогда бывшего ангелом, но при любой попытке вы-

78

рваться за пределы заточения, приобщится к абсолютному, к вечной красоте, он будет гибнуть. Его удел - только грязное и низменное, потому что ангел создал его уже после своего падения. Человек счастлив только тогда, когда живет в «неведенье» о том, что существует возвышенное и прекрасное. Эта мысль утверждается в следующей строфе.

И мы живем, в неведенье Счастливом пребывая И, как на четках косточки, Года перебирая; За каждою костяшкой Дни жизни скрыты тяжкой, Где радость - только миг.

И вот, когда я демоном Прощенным в небе рею И перед Божьим промыслом Душой благоговею, То свет веселый рая, Чело мне озаряя, Мой просветляет лик.

Прикоснуться к небесам, то есть к божественному, истинно прекрасному и возвышенному, можно будет лишь тогда, когда человек порвет свою связь с «падшим ангелом», когда он обретет прощение. Став прощеным ангелом, он поднимется к небесам и приобщится благодати. Но это -иллюзия, и прощения не будет никогда.

Иллюзия - и ласточка Что кружит в неба сини, Иллюзия - и белочка, Что скачет в кронах пиний, Иллюзия - плутовка, Что струны сердца ловко Умеет задевать;

Она мне улыбается В дни грусти и печали, И с ним душа уносится К стихам и песням - в дали, Потом с высот паренья Стремглав - во вдохновенья Клокочущую падь.

Образность, заключенная в девятой строфе, представляется слишком мелкой после исполинских образов библейского происхождения. Она ставит в тупик исследователей, не находящих убедительного толкования ни «ласточке, кружащей в небесной сини», ни «белке, что танцует на верхушке пиний». Известно, что в миланском кафе «Мартини» - месте сбора местных литераторов - при первом публичном чтении стихотворения, представленного в печатном списке, эта строфа вызвала смех [14, с. 148]. Пожалуй, мы не погрешим против истины, если скажем, что девятая строфа явилась явной неудачей Бойто-поэта. Несерьезный прием, который она встретила у миланских литераторов при своем «дебюте», а также растерянность перед нею исследователей являются тому свидетельством.

Думается, что поэт в этой строфе, продолжая развивать тему противостояния Зла - Добру, хочет сказать, что растения, насекомые и животные находятся вне этой категории, так как, в отличие от человека, они не сотворены «темным Богом» и не несут на себе печати зла. А если так, то они принадлежат к полюсу добра, который относится к миру иллюзорному. Любовь тоже относится к области небесного, но на земле она сделалась для человека мукой и пыткой: красавицы (они ведь тоже порождения

«темного Бога») «вьют веревки» из сердец тех, кто в них влюблен, и жестоко ими играют. Любой поэт в своем творчестве питается теми образами, которые дает ему небо и которые, вследствие этого, являются иллюзиями; произведения его создаются на Земле, а потому они тоже несут на себе печать зла. Здесь мы имеем дело с дуализмом творчества: небесное (доброе) по вдохновению, земное (злое) по воплощению. Все небесное на земле становится низким и порочным. Эта мысль продолжается в одиннадцатой и двенадцатой строфе.

Но мир Искусства вечного -Не горние ли сферы, Там, где ему неведомы Ни формы, ни размеры? Вот идеал - к нему я Стремлюсь, о нем тоскуя, Но не найду пути.

Но если неожиданно Проснется ангел черный, Святые сны развеются Пред бездною тлетворной; Миражем ослепленный, Стою я потрясенный И не могу уйти.

Вечное и подлинное искусство, по мнению Бойто, существует только на небесах, и это искусство по-настоящему свободно. Поэта раздражает необходимость подчинять вольный полет вдохновения устоявшимся правилам, вливать идеи и мысли в определенные формы, которыми являются метрические рамки и строфика традиционной поэзии, а музыку - втискивать в прокрустово ложе тактовой сетки, устоявшихся ладов и гармоний. Только в небе, где царит абсолютная идея, возможна полная свобода от тех оков, которые на Земле человек наложил и на себя самого, и на свое творчество. Однако существование идеи вне формы в мире людей немыслимо, и осознание этого мучительно для Бойто.

Поскольку мир небесный - это мир иллюзорный, а потому и недостижимый, то процесс творчества может начаться только тогда, когда в поэте пробуждается «черный ангел» - его земное начало и воплощение. «Святые сны», навеянные иллюзорными образами небес, развеиваются, их невозможно воплотить в произведениях искусства, воплотить можно лишь то, что является земным, то есть порождением зла, и создаваемый злом на Земле мираж жизни ослепляет поэта, подчиняет себе и не выпускает из своей власти. Поэт - а шире художник, творческая личность - служит злу и выполняет волю зла.

И вижу в грезах призрачных Волшебницу Цирцею Со сворой диких хищников, Привороженных ею. И я Небес надменность Хулю, и дерзновенность Моя меня пьянит.

И об искусстве низменном Я грежу то и дело, О правде той, что Истину Опровергает смело; И, раб ее призыва, От уст моих глумливо Крамольный стих летит.

Образ Цирцеи, вводимый Бойто в тринадцатой строфе, довольно туманен в общей концепции стихотворения и нигде объяснения не получил: исследователи просто обходят его молчанием. Согласно греческой мифологии, волшебница Цирцея (по-гречески Кирка) жила острове Эя в Адриатическом море. Ее окружали прирученные звери, которые некогда были моряками: Цирцея заманивала их на берег магическим пением и превращала в животных с помощью заклинаний. Возможно, в представлении Бойто поэт - тоже своего рода Цирцея; своим искусством он «укрощает» силы зла, подчиняет себе и заставляет их служить своим целям.

Вторую же часть строфы можно понять следующим образом. Небо недостижимо, и в этом состоит его «надменность»: оно удалено от человека, находится слишком высоко от мира земного, и достичь его невозможно; поэтому поэту доставляет особую радость бросить ему вызов, осмеять, послать проклятие, поглумиться над ним, и собственная смелость его опьяняет. Делать это можно без опасения, поскольку небо - всего лишь иллюзия и наказания все равно не последует. Человеку на земле доступно лишь «низменное искусство» - то есть то, что существует в действительности, в реальной земной жизни, и эта реальность и есть той правдой, которая существует объективно, которая противостоит божественной истине - истине, заключенной в Священном Писании, истине небесной, истине, в конце концов, в действительности несуществующей. Земное не только противостоит небесному, но и отрицает его, поскольку все небесное - лишь иллюзия.

Всё это жизнь!.. Как сладостны Нам жизни глупой путы, То долгой, как столетие, То краткой, как минуты, И в ней мы выбираем Меж адом и меж раем, В чем вечный наш излом.

Циркач, что на натянутом Канате пляшет ловко Для черни, тайно жаждущей, Чтоб лопнула веревка, -Вот человек: на грани Двух чувств и двух желаний, Между добром и злом.

Человеку предоставляется выбор: или «ад», то есть Земля и, следовательно, реальность, или «рай», или небо, и, следовательно, иллюзия - нечто, в действительности не существующее. Однако окончательный выбор человек сделать не в силах: он будет все время то воспарять ввысь, то опускаться вниз, балансируя, как канатоходец на своем канате. Образ канатоходца не был должным образом понят исследователями: уловлена только его внешняя, лежащая на поверхности составляющая, которой весь этот образ не исчерпывается. Положение «между небом и Землей», пребывание «в пространстве» между ними - это, как мы помним, «сфера обитания» падшего ангела, он же демон, он же Князь Тьмы. Человек уподобляется канатоходцу, который балансирует на своем канате, тоже натянутом между небом и землей. Следовательно, человек и есть «падший ангел» - изгнанный с небес, утративший свой «рай», обреченный на вечное стремление к небу, к добру, к идеалу, которых он никогда не достигнет

81

и не обретет: ведь они только иллюзия. В бесплодном стремлению к иллюзорному добру и служении реальному злу проходит жизнь человека, и ничто не может изменить этого порядка, предопределенного свыше.

Таким образом, содержание стихотворения гораздо глубже того поверхностного «дуализма прямой антитезы», беглой констатацией которого ограничились исследователи творчества Бойто. Этот «прямой» дуализм в стихотворении, разумеется, присутствует, но параллельно ему имеется еще один дуализм - «непрямой». Он состоит в противопоставлении реального зла иллюзорному добру - добру, в действительности несуществующему, и это трагическое заключение делает произведение Бойто исключительным в рамках не только скапильятуры, но всей итальянской литературы своего времени в целом. Возможно, итальянские исследователи творчества Бойто сознательно обедняют содержание стихотворения и избегают глубоко вдаваться в его концепцию потому, что основной его вывод является чуть ли не кощунственным с точки учения христианского учения, тогда как «дуализм прямой антитезы» укладывается в него полностью.

Дуализм, представленный Бойто в анализируемом произведении, является манифестом скапильятуры в силу того, что выражает состояние духа «передового отряда» этого движения: стремление к идеальному и погруженность в порок и зло. Подобный дуализм является отражением кризисного состояния ума и духа, которое вызывается осознанием того, что наступает эпоха, когда отрицаются идеальные ценности, когда господствуют материальные и экономические критерии, когда красота исчезает в серости и единообразии зарождающегося индустриализма. Современная жизнь - это исключительно страдание, и она воплощает собой лишь убожество и уродство. Такое видение современной жизни порождает тоску по идеалу, каковым являются уже недостижимые категории: нравственная чистота и эстетическая красота. Осознание этой недостижимости роковым образом сказалось на судьбах представителей Скапильятуры. Не сумев примириться с новой действительностью, они в большинстве своем ушли из жизни очень рано, оставшись в истории итальянской литературы представителями поколения больного, одержимого мечтою, обеспокоенного крушением идеалов и неспособного найти нужные точки приложения своих творческих сил.

Список литературы

1. Аникст А. А. Гете и Фауст: От замысла к свершению. - М.: Книга, 1983. - 271 с.

2. Вильмонт Н. Н. Гете и его «Фауст» // Гете И. В. Фауст. Пер. с нем. (Серия БВЛ). - М.: Худож. лит-ра, 1969. - 510 с.

3. Гете И. В. Фауст / пер. с нем. (Серия БВЛ). - М.: Худож. лит-ра, 1969. - 510 с.

4. Краткий философский словарь. - М.: Гос. изд. полит. лит-ры, 1954. - 703 с.

5. Baudelaire C. Journaux intimes. Fusées. Mon Coeur mis à nu. - Paris: Les Editions G. Crès et Cie, 1920. - 189 p.

6. Boito A. Il libro dei versi. Re Orso. - Torino: F. Casanova, 1902. - 187 р.

7. Cletto Arrighi. La Scapigliatura e il 6 febbraio. (Un drama in famiglia). Romanzo contemporaneo. - Milano: Franceso Sanvito, 1862. - 315 p.

8. De Principe D. Rebellion, Death, and Aesthetics in Italy: The Demons of Scapigliatura. - Fairleigh Dickinson University Press, 1996. - 179 p.

9. Del Nero D. Arrigo Boito. Un artista europeo. - Firenze: Le lettere, 1995. - 198 p.

10. Goethes Gespraeche mit J. P. Eckermann. Zweiter Band. - Leipzig: Insel-Verlag, 1908. - 495 S.

11. Leonetti A. M. L'opera letteraria di Arrigo Boito e la critica. - Napoli: Conte Editore, 1945. - 139 p.

12. Maeder C. Il real fu dolore e l'ideal sogno. Arrigo Boito e i limiti dell'arte. -Firenze: Franco Cesati Editore, 2002. - 161 p.

13. Napoletano L. L'opera poetica di Arrigo Boito. - Napoli: A. Morano, 1942. - 101 p.

14. Nardi P. Vita di Arrigo Boito. - Milano: A. Mondadori, 1942. - 753 p.

15. Scapigliatura. I figli del male dell'Italietta per bene. - [Электронный ресурс]: http://www.ilgiornale.it/news/scapigliatura-i-figli-male-dell-italietta-bene.html

16. Swolkien H. Frrigo Boito. Poeta i muzyk. - Warszawa: PIW, 1988. - 194 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.