Научная статья на тему 'ДРУЖЕСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ – ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗБЕКИСТАНА'

ДРУЖЕСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ – ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
551
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Strategy of Uzbekistan
Ключевые слова
ДРУЖЕСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЦЕНТРАЛЬНая АЗИя / ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОя ДЕЯТЕЛЬНОСТь УЗБЕКИСТАНА / стабильность / международное отношение / Элдор Туляков / Фаррух Хакимов / FRIENDLY COOPERATION / CENTRAL ASIA / PRIORITY DIRECTION / FOREIGN POLITICAL ACTIVITIES OF UZBEKISTAN / stability / international relations / Eldor Tulyakov / Farrukh Khakimov
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДРУЖЕСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ – ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗБЕКИСТАНА»

Стратегия Узбекистана №04 (2020) / ISSN 2181-2535 Страница журнала: https://journal.strategy.uz

ДРУЖЕСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ - ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЗБЕКИСТАНА

Элдор ТУЛЯКОВ,

исполнительный директор Центра «Стратегия развития».

Фаррух Хакимов,

начальник отдела Центра «Стратегия развития».

Наблюдаемые в последние годы последовательные реформы в различных сферах внутренней политики Узбекистана ярко проявляются и во внешней политике страны.

Узбекистан, как равноправный субъект международных отношений, проводит активную внешнюю политику на региональном и глобальном уровнях, развивает взаимовыгодные отношения с зарубежными партнерами. Такая последовательная и конструктивная внешняя политика также признается международными экспертами и наблюдателями.

Узбекистан, обеспечивая социально-экономическую

стабильность в стране, уделил особое внимание продолжению сотрудничества с государствами региона и мировым сообществом даже в условиях распространяющейся по всему миру коронавирусной инфекции.

Одной из основных задач внешнеполитической деятельности Узбекистана является формирование вокруг страны пояса мира, стабильности и безопасности1. В этой связи, Президент Шавкат Мирзиёев обозначил развитие и укрепление дружественных, добрососедских и взаимовыгодных связей с нашими соседями - государствами Центральной Азии, в качестве главного приоритета

внешнеполитического направления2.

В рамках Государственной программы 2020 года Узбекистан продолжил свою поэтапную, открытую и прагматичную внешнеполитическую деятельность, в том числе в направлении Центральной Азии.

В частности, в целях вывода на качественно новый уровень отношений Узбекистана со странами Центрально-Азиатского региона, в течение 2020 года государственными органами по внешнеполитической и экономической деятельности осуществлено 35 визитов на высоком уровне, а также проведены различные мероприятия. Более того, «народная дипломатия» на

практике показала свою эффективность. В частности было проведено более 90 различных встреч, видеоконференций, круглых столах и других подобных мероприятий с участием ученых и деятелей искусства, бизнесменов, деятелей культуры и религии, работников туристических, спортивных организаций, а также общественных объединений3.

Следует отметить, что в последние годы благодаря инициативам Президента Шавката Мирзиёева, которые были активно поддержаны руководителями соседних стран,

между президентами укрепился политический диалог и личное доверие налажены Консультативные встречи глав государств Центральной Азии4.

В результате двустороннее и многостороннее сотрудничества в регионе вышли на новый уровень. В частности, за 2017-2019 годы средний годовой товарооборот со странами Центральной Азии вырос более чем на 50% и составил 5,2 млрд. долларов США. По итогам 2020 года, несмотря на глобальную пандемию, общий товарооборот Узбекистана со странами Центральной

Азии составил 5 миллиардов долларов5. В частности, доля стран Центральной Азии в общем внешнеторговом обороте Узбекистана увеличилась с 12,4% в 2019 году до 13,6% в 2020 году, из которого на Казахстан приходится 61%, Кыргызстан -18,2%, Туркменистан

- 10,6% и Таджикистан

- 10,2%6.

Такое улучшение торгово-экономических отношений между странами Центральной Азии в целом способствовало повышению инвестиционной привлекательности региона. В частности, в период с 2017 по 2020 год между Узбекистаном и странами региона

были подписаны более 300 договоров, а также контрактов и соглашений на сумму около 75 млрд. долларов7.

Кроме того, в результате открытой, продуманной и прагматичной политики Узбекистана в отношении стран Центральной Азии в 2017-2020 годах были решены такие сложные и запутанные проблемы, как водопользование, делимитация и демаркация государственных границ между Узбекистаном и соседними странами, использование транспортных коммуникаций,

пересечение государственных границ. Если пять лет назад узбекско-кыргызскую государственную границу пересекали 200-300 человек в день, то до ограничений, введенных под влиянием глобальной пандемии, этот показатель достигал 30 тысяч человек в день, а узбекско-таджикскую границу пересекали 20 тысяч граждан в день8.

Актуальность проводимой Узбекистаном открытой и конструктивной политики в отношении стран Центральной Азии доказали и совместные действия

руководителей стран региона по оказанию взаимной помощи и смягчению последствий распространения коронавируса в период пика глобальной пандемии.

Несмотря на угрозу глобальной пандемии, был обеспечен постоянный диалог глав государств Центральной Азии и продолжены активные партнерские отношения между странами. Государства региона начали оказывать друг другу социальную помощь с первых дней распространения коронавирусной инфекции. Узбекистан неоднократно направлял

гуманитарную помощь в Казахстан, Киргизию и Таджикистан. В ответ наши соседи - Кыргызстан и Таджикистан, оказали гуманитарную помощь для восстановления Сардобинского водохранилища. Также в декабре 2020 года при поддержке Узбекистана в Кыргызстане сдана в эксплуатацию инфекционная больница на 200 койко-мест, полностью оснащенная необходимым медицинским оборудованием и мебелью9. Кроме того, в борьбе с коронавирусом в период пандемии достигнуты успехи в обмене информацией и опытом в области медицины, налаживании бесперебойного передвижения грузов на границах. Это позволило снизить уровень заболеваемости и смертности от коронавируса в регионе по сравнению с другими странами мира.

В январе текущего года правительства Узбекистана и Казахстана совместно с США запустили инициативу «Центральноазиатское инвестиционное партнерство» с целью

привлечения в течение пяти лет не менее 1 млрд. долларов для поддержки проектов, способствующих расширению экономических связей в регионе. Эта инициатива, реализуемая через платформу «Центральная Азия-США», направлена на использование всех имеющихся возможностей для увеличения торговли, стимулирования комплексного развития и углубления многосторонних связей, укрепления и обеспечения роста экономики стран Центральной Азии10.

Растущее значение и роль Центральной Азии в мировом сообществе можно увидеть в организации различных форматов многостороннего сотрудничества между регионом и крупными государствами.

В последние годы к существующим форматам диалога «Центральная Азия -США», «Центральная Азия - Европейский союз», «Центральная Азия - Республика Корея», «Центральная Азия - Япония», добавились новые

форматы такие как «Центральная Азия -Индия», «Центральная Азия - Китай» и «Центральная Азия -Российская Федерация».

Данная тенденция свидетельствует о позитивных изменениях в регионе, что повышает внимание ведущих государств мира, которые заинтересованы в развитии разносторонних отношений со странами Центральной Азии как с единым региональным партнером.

Вместе с тем, установление новых форматов взаимодействия между регионом и другими государственными приводит к повышению геополитического и экономического значения Центральной Азии.

Роль государств Центральной Азии в качестве целостного политико-дипломатического субъекта, а также их сплоченность и солидарность были упомянуты в совместном заявлении Президентов Узбекистана, Казахстана, Туркменистана и Таджикистана, адресованном протестам и

Товарооборот Узбекистана со странами Центральной Азии

Доля товарооборота

внутри стран Центральной Азии

61,0%

18,2'

10,2'

10,6%

3367,7

3018,5

2020

2019 о о

829,0

903,2

497,0

541,9

I 527'1 124,8%

94,6% 13,6%

В * 12,4%

I ° ^ о

рост Доля Республики Узбекистан в обуем товарообороте

беспорядкам, произошедшим в Кыргызстане в октябре 2020 года. В совместном заявлении главы четырех центральноазиатских государств выразили надежду, что все политические партии и общественные круги Кыргызстана приложат необходимые усилия для обеспечения мира и спокойствия, решения возникших вопросов при непременном соблюдении Конституции и национального законодательства11.

Следует отметить, что стабильность и сплоченность государств Центральной Азии будут способствовать, во-первых,

благосостоянию народа, во-вторых, повышению инвестиционной привлекательности

региона, в-третьих созданию широких возможностей для сотрудничества с государствами-партнерами и инвесторами.

В Послании Президента Парламенту и в Государственной программе на 2021 год, особое внимание также было уделено укреплению добрососедских отношений со странами Центральной Азии.

В частности, в Государственной программе «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения»12 предусмотрен план мероприятий по дальнейшему укреплению отношений со странами Центральной Азии:

Разработка программы комплексных мер

по выведению двусторонних и региональных связей Узбекистана со странами Центральной Азии на качественно новый уровень;

Организация взаимных визитов на высшем и высоком уровне;

Эффективное использование механизмов «Народной дипломатии»;

Совместное решение существующих препятствий на пути укрепления добрососедских отношений;

Развитие торгово-экономических связей и создание благоприятных условий для роста товарооборота и укрепления сотрудничества;

Эффективное использование транзитного и логистического

потенциала региона и обеспечение развития транспортной инфраструктуры;

Предусматривается активизация сотрудничества между регионами (в том числе приграничными) стран Центральной Азии.

Кроме того, в текущем году Узбекистан планирует развивать связи со странами Центральной Азии через механизмы многостороннего сотрудничества, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), Содружества Независимых государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский

совет), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и других структур, предусматривающих усиление не только политико-дипломатических отношений, но и экономической, межпарламентской и народной дипломатии.

Помимо этого, разработка

приоритетных задач и основных мероприятий касательно председательства Узбекистана в ШОС в 2021-2022 годах также предусмотрена в Государственной программе, в которой особое значение придается активизации сотрудничества в рамках данной международной организации.

Узбекистан является единственным государством в регионе, который граничит со всеми странами Центральной Азии. Любые изменения в политической, экономической и культурной сферах Узбекистана напрямую влияют на другие соседние государства. Сегодняшняя внешняя политика страны не только повышает ее международный авторитет, но и способствует устойчивому и последовательному развитию Центральной Азии в целом, превращая регион в пространство сотрудничества с огромными возможностями.

1. «Внешнеполитическая повестка Узбекистана в современном мире», 27.08.2020 г., http://uza.uz/ru/society/ vneshnepohticheskaya-povestka-uzbekistana-v-sovremennom-mir-27-08-2020?sphrase_id=28547968

2. Министерство иностранных дел Республики Узбекистан. «Внешняя политика Республики Узбекистан», https://mfa.uz/ ru/pages/vneshnaya-pohtika

3. Министерство иностранных дел Республики Узбекистан. «Отчет о деятельности Министерства иностранных дел Республики Узбекистан в 2020 году», 09.01.2021 г., https://mfa.uz/uz/press/news/2021/ozbekiston-respublikasi-tashqi-ishlar-vazirligining-2020-yildagi-faoliyati-haqida-hisobot---29088

4. «Центральная Азия - приоритет внешней политики Узбекистана», 15.07.2020 г., https://www.uzdaily.uz/ru/post/53513

5. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. «Внешнеторговый оборот Республики Узбекистан», 22.01.2021 г., https://stat.uz/vmages/uploads/docs/tashqi_savdo_dec_2020_ru.pdf

6. Кутбитдинов Ю. «Центральная Азия в приоритете внешней политики Узбекистана», 26.01. 2021 г., https://review.uz/ post/centralnaya-aziya-v-prioritete-vneshney-politiki-uzbekistana

7. Кадыров А. «Ключевые приоритеты внешней политики обновленного Узбекистана», 29.07.2020 г, http://www.isrs.uz/ru/ maqolaLar/klucevye-prioritety-vnesnej-politiki-obnovlennogo-uzbekistana

8. «Центральная Азия - приоритет внешней политики Узбекистана», 15.07.2020 г, https://www.uzdaily.uz/ru/post/53513

9. Министерство здравоохранения Республики Узбекистан. «При поддержке Узбекистана в Кыргызстане построена инфекционная больница на 200 койко-мест», 23.12.2020 г, https://ssv.uz/ru/news/zbekistonning-kmagi-bilan-irizistonda-200-rinli-juumh-kasaШИar-shifohonasi-urib-Ыtkazi¡di

10. Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан. «Совместное заявление Соединенных Штатов Америки, Узбекистана и Казахстана о запуске инициативы1 «Центрально-Азиатское инвестиционное партнёрство», 07.01.2021 г, https://mift.uz/ru/news/sovmestnoe-zajavlenie-soedinennyh-shtatov-ameriki-uzbekistana-i-kazahstana-o-zapuske-initsiativy-tsentralno-aziatskoe-investitsionnoe-partnerstvo

11. «Главы стран ЦА вы1ступили с заявлением по Кыргызстану», 09.10. 2020 г, https://www.gazeta.uz/ru/2020/10/09/statement/

12. 2021 год - «Годом поддержки молодежи и укрепления здоровья населения». https://strategy.uz/index. php?static=programma&lang=ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.