Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 3
(и денежных отношений) - тождественна всеобщей продажности, коррупции. Тот или иной вид продажности, осознаваемый как проблема, представляет собой социальную конструкцию: общество определяет, что именно, где, когда, при каких условиях и с какими последствиями рассматривается как коррупция, проституция и др. Процесс социального конструирования коррупции включает:
- наличие множества фактов продажности (взяточничества) различных государственных служащих и должностных лиц;
- сознание этих факторов как социальной проблемы;
- криминализация некоторых форм коррупционной деятельности;
- реакция политиков, правоохранительных органов, юристов, средств массовой информации, населения на коррупцию и т. п.»6
Таким образом, коррупция является, прежде всего, социальным явлением, которое порождается условиями жизни человека в обществе. Она негативно сказывается как на внешнем имидже и инвестиционном рейтинге нашей страны, так
и на внутренней политике и жизни общества. Список отрицательных последствий коррупции огромен, что делает жизненно необходимым для страны борьбу с данным явлением. Структуры коррупции отчасти компенсируют изъяны существующей нормативно-правовой базы, поэтому их изучение позволит определить направления совершенствования этой системы.
Примечания
1 Варбузов А. В. Коррупция в российском обществе и ее социальные последствия // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России : сб. материалов Всерос. науч. конф. (Москва, 6 июня 2007 г.). М., 2007. С. 212.
2 ГоликЮ. В. Можно ли побороть коррупцию // Там же. С. 93.
3 Осипова А. Основные направления борьбы с коррупцией в России // Власть. 2011. № 2. С. 18.
4 Голик Ю. В. Указ. соч. С. 92.
5 Там же. С. 92-93.
6 Варбузов А. В. Указ. соч. С. 215-216.
УДК 316.454.54
дружба и предательство в студенческой среде
М. А. Шедловская
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]
В статье по материалам социологического исследования анализируются представления студентов о дружбе через призму социальных качеств друга (честность, верность, отзывчивость, понимание, умение слушать) и самооценку себя как друга (чувство юмора, искренность, доброта). Выявленные противоречия провоцируют появление предательства и разрушение дружеских отношений, особенно в максималистской форме, которая с возрастом утрачивает свое значение.
Ключевые слова: студенчество, дружба, предательство, социальные качества.
Friendship and Betrayal in student Wednesday M. A. shedlovskaya
Article on materials of sociological research analyzes the presentation of students of friendship through the prism of social qualities (honesty, loyalty, compassion, understanding, listening) and self-assessment yourself as a friend (a sense of humor, sincerity, kindness). Identified contradictions provoke betrayal and destruction of friendly relations, especially in the maximalist form that loses its value with age. Key words: students, friendship, betrayal, social quality.
DOI: 10.18500/1818-9601 -2016-16-3-306-308
Дружба - один из видов личностных отношений, основанный на глубокой и интимной симпатии, привязанности, предполагающий не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь. Недаром часто друга называют своим «alter ego» («другим Я»)1. Дружба важна всегда, но особенно - в молодые годы, когда она играет важнейшую роль в самоидентификации человека, в его самодиагностике «глазами других», когда высока потребность в эмоциональной поддержке близкого окружения сверстников, единомышленников. В полной мере это относится к студенчеству как одной из составных частей молодежи.
Студенческому статусу свойственны: противоречия между расцветом интеллектуальных и физических сил студента и жестоким лимитом времени, экономическими возможностями для удовлетворения потребностей и желаний; между стремлением к самостоятельности в отборе знаний и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля; огромное количество информационных потоков, расширяющих знания студентов, при отсут-
© Шедловская М. А., 2016
М. А Шедловская. Дружба и предательство в студенческой среде
ствии достаточного времени, а иногда и желания на их переработку.
В полной мере противоречивыми можно назвать и дружеские отношения, что проявляются в качествах, которыми, по мнению студентов, должен обладать их друг, особенно в сравнении с качествами, которыми обладают сами студенты и которые привлекают к ним друзей. Так, по результатам авторского опроса, проведенного в 2015 г. (К = 480 студентов), рейтинг друга возглавляет такое качество, как честность (18% положительных ответов). Однако среди своих самых значимых качеств эта характеристика занимает лишь третье по популярности место (14%), а первое место в самохарактеристике студентов отводится чувству юмора (таблица). Практически по всем пунктам рейтинги не совпадают. Так, в характеристиках друга второе место занимают верность и чувство юмора (по 14% положительных ответов), третье место - отзывчивость и понимание (по 12%), четвертое - искренность (11%), пятое - доброта (10%), шестое - умение слушать (9%). Именно этих качеств студенты ждут от своих друзей.
Качества личности, необходимые, по мнению студентов, для дружбы, % к положительным ответам
Качества Свои Друга
Честность 14,0 18,0
Верность 8,0 14,0
Доброта 13,0 10,0
Отзывчивость 15,0 12,0
Умение слушать 13,0 9,0
Понимание 11,0 12,0
Чувство юмора 17,0 14,0
Искренность 9,0 11,0
Итого 100,0 100,0
Однако применительно к себе они эти качества оценивают иначе. Второе место в рейтинге самохарактеристик занимает отзывчивость (15%), третье - доброта и умение слушать (по 13%), четвертое - понимание (11%), пятое - искренность (9%), шестое - верность (8%). Таким образом, налицо двойные стандарты в дружеских отношениях, которые обусловливают неравнозначность и неадекватность подобных взаимодействий, которые нередко могут провоцировать взаимные обиды, обвинения в предательстве и проч.
Теперь рассмотрим феномен антитезы дружбы - предательства. Простейший случай предательства есть нарушение наиболее значимых правил неписанного кодекса дружеских отношений между двумя людьми2. Бывает предательство осознанное и неосознанное, преднамеренное и непреднамеренное, однако оно всегда переживается крайне эмоционально3.
С предательством со стороны друга сталкивались 34,5% всех опрошенных студентов, а не сталкивались - 63,0%. Затруднились ответить 2,5% респондентов. При этом повод для предательства опрошенные определили как ложь, обман и нарушение этических принципов (по 4,5% соответственно). Такой повод, как измена, выявился у 13,6% студентов. Еще по 13,6% соответственно называют поводом для предательства недоверие и эгоизм (безразличие, использование в личных целях). Непонимание, глупость являются поводом для предательства для 22,7% опрошенных, а для 27,3% таким поводом стала провокация (предательство). Все респонденты, которые испытали на себе предательство, смогли точно определить и назвать повод такого поступка со стороны их друга, что свидетельствует о значимости подобных событий в их жизни, сильном эмоциональном переживании.
Что касается совершения предательства респондентом по отношению к другу, то 79,5% студентов совершали предательство, причем 79,0% из них скорее не совершали каких-либо действий, а им приходилось говорить то, чего не следовало. Такая формулировка предательства указывает на жесткость кодекса дружбы, где слова и фразы, сказанные неверно или не к месту, уже являются предательством. Ложь и обман стали поводом для совершения предательства респондентом у 83,5% студентов, эгоизм и безразличие - у 2,5%, для 1% опрошенных поводом стала измена, у 0,5% - непонимание и глупость. Еще по 0,5% респондентов называют поводом для совершения своего предательства провокацию (подставу), нарушение этических принципов и недоверие.
Совершение предательства как некое действие респондента по отношению к другу проявлены следующим образом: увод второй половинки - у 83,5% студентов, сдача (выдача реальных событий) - у 4,5%, обман - у 1,5% респондентов. Отказ помочь в трудную минуту стало проявлением предательства для 1,0% опрошенных. Измена и «кидание на деньги», а также оскорбительные слова в сторону друга - такие действия были совершены респондентами в 0,5% случаях соответственно. Затруднились с ответом 5,0% студентов - скорее всего, они не пожелали раскрывать, как именно совершали предательство, это слишком личное.
Друзья, по отношению к которым респонденты совершили предательства, прекращали общение с 83,5% студентами, продолжали общение - с 7,0% опрошенных; 2,0% студентов после предательства находятся в ссоре, 1,5% - прощены, но больше не дружат, 0,5% - пока ничего не решили. Таким образом, с предательством студенты чаще всего сталкиваются в сфере ген-дерных и межличностных отношений, и в большинстве случаев дружеские отношения прекра-
Социология
307
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 3
щаются, а сам факт предательства переживается очень эмоционально.
Таким образом, среди большинства студентов требования к другу не совпадают со своими самохарактеристиками, что способствует не оправдавшимся ожиданиям от дружеских отношений, провоцирует недопонимание, нарушение взаимных неписанных обязательств, предательство. На это указывает выявленный факт, что честность и верность занимают первые места в рейтинге важнейших качеств, ожидаемых от друга. Однако, говоря о себе, студенты ставят эти качества в конец рейтинга значимости, что,
по нашему мнению, и является одной из важнейших предпосылок разрушения, непрочности студенческой дружбы.
Примечания
1 См.: Гозман Л. Я., Петровский А. В. Дружба. URL: http:// slovari.yandex.ru/ (дата обращения: 14.12.2015).
2 См.: Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1971. С. 219.
3 См: Зиновьев А. И. Фактор предательства // Вопр. философии. 2002. № 3. С. 56.
308
Научный отдел