И. А. Бегинина, М. А. Шедловская. Студенческая дружба: возрастная динамика восприятия
альный феномен занятости в неформальной экономике. Новосибирск : РАН (Сиб. отд-е) ИЭ и ОПП, 1996.
6 См.: Обследование населения по проблемам занятости населения : ежеквартальный стат. бюл. / Федеральная служба государственной статистики. М., 2013.
7 См.: В тени регулирования : неформальность на российском рынке труда.
8 См.: Эрхард Л. Благосостояние для всех. М. : Посев -США, 1990.
удк 316.454.54
И. А. Бегинина, М. А. Шедловская
Саратовский государственный университет
E-mail: [email protected], [email protected]
в статье по результатам социологического опроса анализируются изменения, которые происходят в студенческом восприятии дружбы под влиянием возраста, отслеживается динамика трансформации ценностных ориентаций как основы дружеских отношений.
Ключевые слова: студенчество, возрастные изменения, дружба, дружеские отношения, иерархия ценностей студенчества.
Students' Friendship Perception Dynamics
I. A. Beginina, M. A. Schedlovskaya
The article deals with the changes, taking place in students' perception of friendship under the age in influence. The transformation of value orientations dynamics is considered on the basis of friendly relations. Key words: studentship, age changes, friendship, friendly relations, students' values hierarchy.
Дружба все время остается одним из самых важных факторов поддержания стабильности личности, группы. Однако ее восприятие всегда было неоднозначным. С одной стороны, все народы и во все времена почитают дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью. С другой стороны, люди неизменно считают «подлинную дружбу» редкой, а расцвет ее, как правило, относят к прошлому1. В мире рыночной экономики это становится все больше идеалом и меньше - практикой социального взаимодействия. Недаром, по образному выражению З. Баумана, «лозунгом дня стала гибкость»2. Городской житель активного возраста ежедневно вступает в контакты с 30-40 самыми разными людьми, а за свою жизнь он знакомится с одной-двумя тысячами человек3. Однако большинство из них так и не становятся друзьями. Актуальность обращения к изучению дружбы, таким образом, обусловлена значительными переменами в обществе, которые повлияли на ценностные ориентации человека в сфере межличностных
9 См.: Beveridge W. Full Employment in a Free Society. P. : Doman-Montchretien, 1945. Р. 15.
10 См.: Косарев Д. Без права на труд // Рос. газ. (№ 5746, федер. вып.). 2012. 4 апр.
11 См.: ЗабродинаЕ. ЕС спасают обязаловкой // Рос. газ. (№ 5953, федер. вып.). 2012. 5 дек.
12 См.: Начало 2014 года : проблемный фон России. Пресс-выпуск №№ 2516. ВЦИОМ : [сайт]. URL: http://wciom.ru/ (дата обращения: 18.02.2014).
отношений. В полной мере это относится и к студенчеству.
Практически почти каждый студент имеет от 2-3 до 15 и более друзей. Однако, как показал проведенный в 2012 г. социологический опрос (п = 200 саратовских студентов, отобранных по вероятностной квотно-стратифицированной выборке), сам термин «дружба» студенчество интерпретирует по-разному: как взаимопонимание, взаимопомощь (36,5% опрошенных), как нечто очень важное, но абстрактное, например - «одна душа в двух телах» (30%), как отношения, основанные на доверии, честности (по 14%), как общие интересы и увлечения (11%), как любовь (без сексуального подтекста) и уважение (4 и 1% соответственно), как деловой обмен услугами (5%), как секс без обязательств (7%). Это вызвало необходимость выделения возрастной динамики студенческой интерпретации дружеских отношений.
Подчеркнем, что для всех категорий студентов доминантой выступает абстрактное понимание дружбы как очень значимого способа тесной и эмоционально окрашенной взаимосвязи между людьми, как важной потребности в сплоченности и социальном единстве (30% опрошенных). Однако для 17-18-летних это несколько важнее, чем, например, для 19-20-летних (36,5 и 25,6% этих категорий студентов соответственно). На втором месте по значимости для самых молодых студентов - дружба как взаимопонимание (21,2%), на третьем - дружба как совместная реализация общих интересов, увлечений (11,5%). Это свидетельствует об утилитарном характере их толкования дружбы и подтверждается тем, что на четвертом месте оказались такие интерпретации дружбы, как доверие, верность и взаимопомощь (по 9,6%). Дружбу как любовь истолковывают 3,8% этой категории студентов. Дружбу как уважение отметили только 1,9% сту-
студенческая дружба: возрастная динамика восприятия
© Бегинина И. А., Шедловская М. А., 2015
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 1
дентов. Однако это - самый значительный процент среди всех категорий опрошенных, что свидетельствует о наличии ощутимой социальной потребности в самоуважении и признании со стороны окружающих. Характерно, что именно среди самых молодых студентов наиболее высокий процент затруднившихся с ответом (5,8%). Видимо, это связано с большей эмоциональностью дружеских отношений и низким уровнем их рефлексии. Таким образом, для возрастной категории 17-18-летних студентов свойственно чаще других трактовать дружбу с позиций ее большой значимости, конкретных эмоционально-утилитарных отношений, не претендующих на глубокое осмысление и взаимное уважение.
Если рассматривать возрастную категорию
19-20-летних студентов, то бросается в глаза самый низкий уровень абстрактной значимости для них дружбы (25,6%). Такова же доля этих студентов, ориентированных на осознание дружбы через призму взаимопонимания (25,6%). Они в большей степени, чем другие студенты, толкуют дружбу как отношения, основанные на доверии, верности (15,7%), взаимопомощи (13,2%), общих интересах и увлечениях (11,6%). В этой возрастной группе студентов чаще всего проявляется смешение понятий дружбы и любви (4,1%), что подчеркивает тесноту и эмоциональность подобных отношений. Это свидетельствует о том, что в данной возрастной категории достигает пика эмоционально-утилитарное понимание дружбы, однако ее значение оценивается несколько ниже. Можно предположить, что это связано с осмыслением социального опыта трансформации школьных или дворовых дружеских взаимосвязей, их ослаблением и заменой на иные, связанные со студенческой жизнью, а также с приобретением первого негативного опыта подобных отношений, эмоционального переживания предательства друзей.
Среди возрастной категории 22-24-летних студентов выше, чем в предыдущей группе, доля тех, кто ценит дружбу с позиций ее абстрактной значимости для человека (36%), но чуть меньше тех, кто ценит в дружбе взаимопонимание (24%). Вместе с тем среди этих студентов чаще других обращается внимание на доверие и верность (16%) как воплощение дружеских отношений. Также для данной возрастной категории свойственно интерпретировать дружбу через призму взаимопомощи (12%), общих интересов и увлечений (8%). Почти так же, как
20-летние, эти (22-24-летние) студенты нередко увязывают понятия дружбы и любви (4,1%), что свидетельствует о сохранении в их среде эмоционально-утилитарного толкования дружбы, хотя и в меньшей степени, чем среди более молодых студентов. Однако настораживает тот факт, что никто из них не отметил в своих интерпретациях дружбы отношений, основанных на взаимном уважении, что еще раз подчеркивает
эмоционально-утилитарный характер отношения к дружбе в среде этой возрастной категории студентов. Можно предположить также, что их социальная потребность в самоуважении перестает зависеть от мнения друзей и начинает приобретать иные основания.
В старшей возрастной категории студентов (25-26 лет) обращает на себя внимание самое большое согласование мнений, единодушие в интерпретации дружбы как абстрактного очень значимого способа тесной и эмоционально окрашенной взаимосвязи между людьми, как важной потребности в сплоченности, социальном единстве (50%) и взаимопонимании (50%). Возможно, это связано с тем, что доля опрошенных студентов этой возрастной группы невелика и составляет около 1%. Однако можно предположить, что понимание студентами важности дружбы как социального явления завершается в этом возрасте, освобождаясь от излишней детализации, чрезмерных эмоциональных максималистских ожиданий и утилитарных потребностей. На первый план выходят толерантность, духовное родство взглядов, установок, ценностных ориентаций как основы дружеских отношений.
Проведенный анализ аксиологического среза показал, что в процессе социализации студентов сохраняется стабильная ценностная иерархия при безусловном доминировании семейных ценностей. Однако с возрастом уменьшается значимость таких ценностей, как дружба, любовь, религия, и растет значимость здоровья, карьеры, денег, развлечений. Иными словами, по мере взросления увеличивается роль инструментально-утилитаристских ценностей в жизни студентов. Дружба, которая перестает носить эмоционально-утилитарный характер, сохраняет свое второе место в иерархии ценностей, но с возрастом приобретает тенденцию к снижению своей эмоционально-прагматической и самоидентификационной роли в студенческой среде.
В полной мере противоречивые тенденции трансформации дружеских отношений проявляются и в качествах, которыми, по мнению студентов, должен обладать их друг, особенно в сравнении с качествами, которыми обладают сами студенты и которые привлекают к ним друзей. Среди большинства студентов требования к другу не совпадают со своими самохарактеристиками, что способствует не оправдавшимся ожиданиям от дружеских отношений. Так, рейтинг друга возглавляет такое качество, как честность (18% положительных ответов). Однако среди своих самых значимых качеств эта характеристика занимает лишь третье по популярности место (14%), а первое место в самохарактеристике студентов занимает чувство юмора. При этом настораживает тот факт, что самые значительные доли совпадений приходятся на отрицание значимости таких качеств, как честность (которое занимает первое место в рейтинге
28
Научный отдел
К. Э. Багирова. От информационного общества к обществу знания
важнейших качеств, ожидаемых от друга), верность, что, по нашему мнению, ставит под сомнение само существование студенческой дружбы в ее максималистском значении. Практически по всем пунктам рейтинги не совпадают. Налицо двойные стандарты в дружеских отношениях, которые обусловливают неравнозначность и неадекватность подобных взаимодействий, которые нередко могут провоцировать взаимные обиды, обвинения в предательстве и пр. Исходя из анализа результатов опроса, можно выделить качества друга, которые с возрастом увеличивают свое значение для студентов. К ним относятся честность, отзывчивость, понимание, умение слушать. Наряду с этим можно выделить такие качества друга, которые по мере взросления студентов снижают свою значимость: верность, чувство юмора, искренность, доброта, т. е. те, которые лежат в основе максималистской интерпретации дружбы, ее утилитарно-развлекательного характера.
Таким образом, удалось проследить, как в процессе социализации студентов изменяются их толкования дружбы как социального явления. Чем моложе студенты, тем конкретнее и детальнее их представления о дружеских отношениях, тем сильнее в них проявляется максималистский эмоционально-утилитарный характер. Чем старше студенты, тем больше они ценят дружбу саму по себе как важнейший механизм толерантной сплоченности, единения по сходству взглядов, ценностных установок, ориентаций.
Примечания
1 См.: Кон И. С. Дружба. 4-е изд., доп. СПб. : Питер, 2005. 330 с. С. 16. URL: http://www.pseudology.org/Kon/ Druzhba/index.htm (дата обращения: 14.12.2013).
2 Бауман З. Индивидуализированное общество : пер. с англ. М. : Логос. 2002. С. 29-30.
3 См.: Роджерс Дж., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М. : Экономика, 1980. С. 113.
удк 316.324.8
от информационного общества к обществу знания
К. Э. Багирова
московский государственный университет им. м. в. Ломоносова E-mail: [email protected]
Статья посвящена понятию «общество знания» как способу концептуализации современности. рассматривается различие знания и информации. Представлены концепции н. штера, д. Белла, м. кастельса и других. необходимыми условиями становления общества знания выступают глобализация и развитие информационно-коммуникативных технологий. Ключевые слова: общество знания, информационное общество, н. штер, д. Белл.
From the Information society to the Knowledge society K. E. Bagirov3
The article under consideration is devoted to the concept of «the knowledge society» and considers it as a way to conceptualize modernity. The difference between knowledge and information is distinguished. The article represents the theories by N. Shter, D. Bell, M. Castells and others. Globalization and the development of information and communication technologies are criteria of utter importance for the knowledge society to form. Key words: knowledge society, information society, N. Shter, D. Bell.
Понятие «общества знания» является сравнительно новым. Оно недостаточно широко изучено и на настоящий момент не получило широкого распространения в социологической
теории. Не исследован его теоретический и методологический потенциал. Согласно идеологу и одному из родоначальников концепции Нико Штеру, об обществе знания в качестве формы общественный жизни можно говорить только в том случае, «если знание не только является конститутивной особенностью современной экономики, но и становится организующим принципом всего общества»1. «Общество знания» - один из исторически возможных, осуществимых векторов социального изменения в силу условий, созданных для него развитием информационно-коммуникативных технологий (далее - ИКТ) и глобализации. Понятие «общество знания» про-блематизирует не столько технотронный, сколько коммуникативный и антропологический аспект информационно-технического прогресса. Каким образом будут использованы информационные технологии: станут ли они «вездесущим паноптикумом» или усилителем сотрудничества2, станут ли они средством реализации человеческого потенциала, средством расширения доступа к образованию и через это умножения знания или средством коммерциализации культуры и отчуждения в информационном товаре? Как отмечает И. Ю. Алексеева, «тема общества знаний - пер-
© Багирова К. Э., 2015