Научная статья на тему 'Развитие представлений о дружбе у курсантов юридических вузов (на примере Кюи МВД РФ)'

Развитие представлений о дружбе у курсантов юридических вузов (на примере Кюи МВД РФ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
503
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРУЖБА / КУРСАНТЫ / ДРУЖЕСКИЕ ПРАКТИКИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / РАЗВИТИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сироткин Ю. Л.

В статье прослеживается эволюция дружеских практик у курсантов юридических вузов. Развивается взгляд на дружбу, согласно которому она является проявлением солидаристических и коллективистических установок, распространение или распад которых обусловливается либо кризисным состоянием общественных отношений, либо периодом достижения обществом социально экономический стабильности и переходом в фазу устойчивого роста. Интерпретируется понятие «дружба» применительно к военизированным коллективам. Излагаются результаты экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие представлений о дружбе у курсантов юридических вузов (на примере Кюи МВД РФ)»

Ю.Л. Сироткин

развитие представлении о дружбе у курсантов юридических вузов (на примере кюи мвд РФ,

г. казань)

В статье прослеживается эволюция дружеских практик у курсантов юридических вузов. Развивается взгляд на дружбу, согласно которому она является проявлением солидаристи-ческих и коллективистических установок, распространение или распад которых обусловливается либо кризисным состоянием общественных отношений, либо периодом достижения обществом социально - экономический стабильности и переходом в фазу устойчивого роста. Интерпретируется понятие «дружба» применительно к военизированным коллективам. Излагаются результаты экспериментальной работы.

Ключевые слова: дружба, курсанты, дружеские практики, индивидуальные качества, развитие дружеских отношений.

Динамика развития общества и человека коррелирует между собой и определяется действиями двух противоположных тенденций: соперничеством (борьбой) и сотрудничеством (взаимопомощью). Производным от борьбы является вражда, а от сотрудничества - дружба. Проблематика дружеских практик, их генезиса и эволюции неисчерпаема. Обращение к ней свидетельствует о потребности в более глубоком понимании человеческих отношений и их значимости для индивидуального развития и подготовки человека к осуществлению профессиональной деятельности.

В современном мире интенсивность изменений общества и человека обусловливает специфику человеческих отношений. Одной из таких особенностей является сокращение интенсивности общения при расширении его пространства и возможностей, которые остаются в настоящее время неосознанными и невостребованными. Поэтому уменьшение количества друзей у большинства людей вполне закономерно, так как является результатом объективных процессов. Однако интенсивность общения, хотя и сказывается на состоянии дружеских практик, не может быть названа в качестве главной причины их разрушения или девальвации. Впрочем, для молодежной среды, в которой интенсивность обще-

ния достаточно высока, подобное замечание имеет скорее опосредованный характер или в лучшем случае представляется малосущественным. Противоречивы также данные о влиянии на дружеские отношения территориальной близости.

Представляется, что более важным ме-гафактором, определяющим дружеские отношения, являются периоды обострения социальной напряженности, кризисные явления социально - экономического и социально-политического характера. В это время происходит ослабление дружеских связей, которое заканчивается их распадом. В то время как периоды выхода из кризисного состояния, достижения социальной стабильности и выхода на устойчивую траекторию роста активизируют стремление к сотрудничеству между людьми, которое способствует росту потребности в дружеских отношениях. В пространстве инволюции дефицит дружеских практик ощущается особенно остро, что является основной причиной жалоб на ослабление дружеских связей между людьми. Подобная цикличность развития характерна для любых эпох, тем более в переходные периоды от одной эпохи к другой. Вероятно, в настоящее время общество переживает именно такой период своей истории. Поэтому жалобы на утрату дружеских контактов звучат наибо-

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(17)2014

лее громко и убедительно, а поиск аргументов, подтверждающих их правомерность, ведется с неменьшей силой и результативностью. Кризисные явления провоцируют индивидуализм и замкнутость. Периоды стабилизации и роста способствуют подъему солидаристических и коллективистских настроений, являющихся основанием для возникновения и развития дружеских отношений между людьми. Совершенно не случайно проблема утраты человеком способности дружить периодически поднималась независимо от исторических эпох, будь то распад полисной демократии или индустриализация, вызвавшая урбанизацию и технические достижения, изменившие жизнь людей, и, наконец, переход к постиндустриальной цивилизации, приведшей к виртуализации жизненного пространства человека. Подобные жалобы обусловлены распространенной ошибкой жалобщиков, которые выдают средства за сущность явления.

В различные исторические эпохи и в разных культурных (субкультурных) общностях дружба имеет свою специфику, которая определяется не только смыслами эпох и культур, но и востребованностью тех личностных качеств и соответствующих форм их проявления, которые актуализированы временем. Эти различия могут существовать в рамках конкретной эпохи и определенной культуры на различных этапах их эволюции (кризис - стабилизация - рост).

Дружба как феномен человеческих отношений имеет преимущественно этико - психологический дискурс. В рамках данного дискурса она рассмотрена в многочисленных сочинениях, появившихся в различные исторические эпохи, что не отменяет их эвристической ценности, так как позволяет проследить не только развитие представлений о дружбе, но и познакомиться с авторской интерпретацией дружбы и проследить процесс преемственности дружеских практик. [1, 3, 4, 5, 8 и т.д.] В понимании дружбы доминируют по меньшей мере два логических основания, связанные с нравственными межличностными отношениями и индивидуальными качествами. В нашем представлении индивидуальные качества актуализируются в межличностных отно-

шениях и определяют их характер и направленность. В основании дружбы лежат межличностные взаимоотношения, имеющие моральную основу. Межличностные отношения развиваются по схеме знакомство - приятельство - товарищество - дружба. Приведенная схема общеизвестна и с таким же размахом принята, что не отменяет множественность трактовок и интерпретаций, ее составляющих.

Понятие «дружба» многозначно. По К.К. Платонову, дружба - это отношение между людьми, основанное на взаимной привязанности и общности интересов; дружбе присущи добровольность и индивидуальная избирательность. [5. С.37] Большой психологический словарь дает более развернутое толкование дружбы: [2. С.148] это отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии; дружбе присущи личностный характер, добровольность и индивидуальная избирательность, внутренняя близость, интимность и устойчивость. Формирование и развитие дружбы как интимного, личного отношения зависит от ряда объективных условий: частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности, общности целей и интересов. Предлагается различать дружбу как моральное чувство и специфический вид взаимоотношений. Из правил поведения, встречающихся в дружеских парах (группах) и выделенных М. Аргайлом и М. Хендерсоном, Е.П. Ильин интерпретирует более обобщенные понятия. Интерпретация правил в понятия показывает, что приоритетными среди них являются: справедливость, равноправие, уважение, умение понять друг друга, готовность всегда прийти на помощь, доверие и преданность, самораскрытие. [3. С.241] Нарушение этих правил приводит к разрушению дружеских отношений. Ограничивая анализ понятия «дружба» приведенными примерами и оставляя за скобками обобщения литературных источников и научных исследований, посвященных данной проблематике, сформулируем дефиницию дружбы, принятую автором в качестве исходной и основополагающей: дружба - это

нравственное отношение (межличностное и эмпатийное), актуализирующее в себе индивидуальные качества и основанное на сходстве и/или дополнении, предполагающее самораскрытие, симпатию и обладающее устойчивостью, определенной частотой встреч и интимностью, необходимых для ее поддержания и обеспечивающих понимание, эмпатию и доверие.

В понимании дружбы для нас важно подчеркнуть, что: а) дружба восходит к воинскому понятию дружина, что указывает на ассоциацию дружбы с воинским братством;

в) в случае преимущественно мужской дружбы акцент с интимности и бескорыстия переносится на верность и взаимопомощь;

г) базовыми ценностями воинской дружбы являются физическая подготовленность, сила воли, мужество, ответственность, честь и компетентность; д) в военизированном коллективе дружеские практики ориентированы на каноны мужской дружбы, которая обладает рядом отличительных признаков (связью с традицией воинского братства, героизацией, подшучиванием как проявлением дружеского участия и т.д.); е) истоки дружбы курсантов восходят к воинскому товариществу и героической дружбе со специфической атрибутикой, формировавшейся веками.

Меняется общество, меняется человек, усложняются его проявления, в том числе и дружба. Возрастают требования к участникам дружеских практик, соответствуют которым не все и не во всем. Высоким критериям дружбы отвечают далеко не все люди. Тем не менее, «в системе важнейших жизненных ценностей современной российской молодежи дружеское общение занимает одно из первых мест». [4. С.144]

Наиболее интенсивной и эмоционально значимой дружба является в ранней молодости. У курсантов так же, как и у подростков, доминирующим фактором дружбы являются личностные особенности, которые проявляются в деятельности, общении и поведении. Друзей имеет тот, кто отзывчив и неравнодушен, обладает способностью к сопереживанию, искренен в выражении своих чувств и способен понять чувства других. К важнейшим элементам дружбы

относятся: равенство, взаимопомощь, доверие, удовольствие, уважение, понимание, интимность и справедливость. Возникновению дружбы способствует пространственная близость. Как показывают эксперименты, человек предрасположен любить того или испытывать симпатию к тому, кого он чаще видит. Однако территориальной близости бывает недостаточно, так как друзей выбирают на основе психологических свойств и личностных качеств. Обнаружено, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам (Н.Н. Обозов). Однако выбор может осуществляться по принципу дополнения и контраста. Для дружеских пар характерно наличие общих ценностей, интересов, взглядов и перспектив. Сходство по психологическим особенностям может быть значительно меньшим. Важно подчеркнуть, что большинство людей предпочитают дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения и т.д. Сходство профессий также занимает одно из ведущих мест в дружеских предпочтениях. Желательны совпадения основных установок и жизненных принципов.

И.С. Кон справедливо замечает, что потребность в достижении выражена у современного человека «сильнее, чем потребность в человеческом тепле, общении, сопереживании». [4. С.15] Эта потребность конкурирует с потребностью в принадлежности (аффилиации), выражающейся в стремлении быть принятым группой и иметь друзей.

Дружба между курсантами возникает преимущественно в учебной группе, что предполагает расширение дружеских практик, возникших вне учебного заведения. Способствует установлению дружеских отношений у курсантов территориальная близость, групповая принадлежность, интенсивность контактов, совместная деятельность и отношения (функциональные и личные), ускоренное прохождение этапов дружбы (знакомства, приятельства, товарищества). Индивидуальная привязанность, обусловленная принадлежностью к одному коллективу, оформляет товарищество, а дополненное индивидуальным выбором и личной симпатией - дружбу. Для курсантов

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(17)2014

приоритетное значение имеет совместная деятельность в учебном коллективе, на фоне и в процессе которой возникает и развивается индивидуализированная дружба. Друзей выбирают из числа тех, с кем общаются в совместной деятельности и с кем разделяют солидаристические установки. Наличие друзей обеспечивает не только психологический комфорт и статусную определенность в группе, но и является важной предпосылкой развития познавательной активности, роста профессиональной компетентности и профессиональной устойчивости.

В нашем экспериментальном исследовании приняли участие 117 курсантов 1-5 курсов очного и заочного отделений КЮИ МВД РФ.

Прежде чем приступить к изложению результатов экспериментального исследования, выделим основные предпочтения современной молодежи, которые определены на основе обобщения проведенных всероссийских опросов последнего десятилетия. [6, 7 и т.д.] Во-первых, приоритетом жизненных целей является достижение материального благополучия, далее в числе приоритетов стоят получение образования и профессиональная карьера. Во-вторых, произошло изменение направленности жизненных ориентаций от социальной составляющей к индивидуальной, что повлекло изменение ценностных позиций, например ценность оплаты труда стала доминировать над ценностью интересной работы. В-третьих, отмечается устойчивая тенденция девальвации этических норм среди молодежи. В-четвертых, содержание дружеских отношений составляют взаимопомощь, совместные развлечения и времяпрепровождение. В-пятых, происходит локализация дружеских контактов, оптимальный круг друзей составляет 2-6 человек при каждодневной частоте общения. Это общие тенденции изменения предпочтений в молодежной среде, в пространстве которой разворачивается жизнедеятельность курсантов.

В качестве предварительного замечания обозначим следующее. Нами изучалось преимущественно мужское представление о дружбе и его эволюция. Задача проследить влияние девушек на дружбу, специфику ее

понимания и изменения представлений о дружбе в исследовании не ставилась ввиду ее сложности и потребности в самостоятельном анализе. Отметим между тем, что в группах курсантов отсутствует или полностью отсутствует гендерная сегрегация. Полученные нами данные согласуются с уже имеющимися [4. С.261 и т.д.] в том, что между юношами и девушками дружеские отношения достаточно распространены (считают возможными такие отношения на 1 курсе 57%, на 2-ом - 67%, на 3-м - 68%, на 4-ом - 56%, на 5-ом - 50% опрошенных). В то же время нами отмечена тенденция сокращения числа курсантов мужского пола, состоящих в дружеских отношениях с курсантами противоположного пола. Несмотря на завершившуюся в целом переориентацию курсантов на смешанный тип общения, по нашим наблюдениям зафиксировано неодинаковое отношение к смешанной дружбе, что связано с возрастными предпочтениями и также не расходится с уже полученными данными. [4. С.262 и т.д.]

Переходим к анализу результатов проведенных опросов. Исходя из предложенного понимания дружбы, в экспериментальном исследовании, осуществленном при участии курсанта А.А. Бортниковой, изучались предпочитаемые качества друга. У юношей 18-19 лет (1 курс) со значительным отрывом лидирует преданность (43%). Далее с незначительным отрывом друг от друга следуют честность, доброта, откровенность, верность, взаимовыручка и поддержка. У 19-20 - летних курсантов (2 курс) преданности удалось сохранить лидирующие позиции, но уже не с таким преимуществом (33%). Вторым по числу предпочтений осталась честность (22%). Затем расположились уважение, ум, выгода, ответственность, красота, талант, доверие, верность и взаимопомощь. У 20-21-летних (3 курс) на первое место по числу предпочтений вышла честность (58%). Немного уступила ей верность (47%) и преданность (32%). Дружелюбие и отзывчивость являются важными для 21% опрошенных. Взаимовыручка и доброта составляют ценность для 16% курсантов, а ответственность, бескорыстие и вежливость - для 11%. Для 22-23-летних

курсантов (5 курс) преданность вновь становится доминирующим качеством (63%). Для половины опрошенных таковыми оказываются надежность и отзывчивость. Чуть менее предпочтений у честности (38%). Затем следуют искренность, доброта, справедливость, стойкость, мудрость, взаимопомощь и верность.

Показательно, что у слушателей заочного отделения (25-42 года, 3 курс) приоритетным качеством для половины опрошенных является взаимопомощь. Для 40% - таким качеством оказалась честность. Для трети курсантов - взаимопонимание, верность и преданность. Далее с незначительным отрывом следуют справедливость, доброта, вежливость, уважение, ответственность, умение выслушать, опрятность и отзывчивость. Предварительный анализ полученных данных позволяет констатировать высокую требовательность к подбору личностных качеств у потенциальных друзей, что позволяет высказать предположение, что круг друзей у слушателей будет невелик. Высказанное предположение в целом подтверждается полученными результатами. Результаты опроса первокурсников факультета очного обучения свидетельствуют, что «много» друзей было у 57% опрошенных. У 43% количество друзей колеблется от 2 до 4 человек. У второкурсников было «много» друзей у 22%. У 78% отмечается колебание в пределах 2-4 человек. На третьем курсе «много» друзей имели 53% опрошенных. У остальных 47% количество друзей колеблется от 2 до 10 человек. На

пятом курсе у четверти опрошенных друзей «много». У 75% респондентов количество друзей от 2 до 10 человек. На факультете заочного обучения (3 курс) картина несколько иная: много друзей имело всего 10%. У 50% опрошенных количество друзей находилось в пределах 2-4-х. У 40% от 10 до 20 человек.

В настоящее время на 1-ом курсе имеют «много» друзей 72% опрошенных. У остальных 25% - от 5 до 9-ти человек. На втором курсе показатели выглядят следующим образом: «много» друзей имеют 22% опрошенных; у 44% - от 3 до 30 при 11% «затруднившихся ответить». На третьем курсе ситуация изменилась незначительно: «много» друзей у 47%; у 53% от 1 до 10 человек. На пятом курсе результаты в целом близки к полученным у курсантов 1-4-ого курсов: «много» друзей у 63%; от 1 до 6 у 37%. На факультете заочного обучения (3-й курс) «много» друзей у 20% опрошенных; от 2 до 3 человек у 80%. Как видим, приведенные данные подтверждают высказанное предположение.

Таким образом, в эволюции дружеских практик обнаруживается тенденция к большей доверительности (интимности) на фоне устойчивого доминирования преданности, взаимопомощи, т.е. профессионально важных и потому востребованных личностных качеств, дефицит которых приводит к сужению круга друзей. Высокая требовательность курсантов к личностным качествам потенциальных друзей обусловлена профессиональной ответственностью и повышенными рисками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1984. 830 с.

2. Большой психологический словарь/сост. и общ.ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.

3. Ильин И.Е. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2014. 576 с.

4. Кон И.С. Дружба. 4-е изд., доп. СПб.: Питер, 2005. 330 с.

5. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1984. 174 с.

6. Фонд общественное мнение. Общероссийский опрос молодежи от 18-23 июля 2002 года (100 населенных пунктов 44 субъекта РФ 1500 респондентов). Принципы и ценности молодежи. URL http://bd.fom.ru/report/map/youth/d047702 (дата обращения: 13.10.2013).

7. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования проведенного с 15 июня по 10 сентября 2007 года. URL http:www//salvador-d.ru/ files/cennosti.ppt (дата обращения: 18.09.2013).

8. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1993. 245 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.