Научная статья на тему 'Дрофиные Otididae в Омской области'

Дрофиные Otididae в Омской области Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
300
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Нефёдов Александр Алексеевич

Второе издание. Первая публикация: Нефёдов А.А. 2013. Дрофиные в Омской области // Степной бюл. 38: 44-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дрофиные Otididae в Омской области»

отдыхающих было ещё относительно немного. Но охотящихся таким образом крякв можно было видеть на протяжении всего дня, если их не пугали люди.

После того, как погода испортилась, жор у окуней прекратился и утки принялись кормиться только на прибрежном мелководье.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1099: 300-306

Дрофиные Otididae в Омской области

А.А.Нефёдов

Второе издание. Первая публикация в 2013*

Стрепет Tetrax tetrax. Внесён в Красную книгу России (2000) и Омской области (2005). В начале ХХ века вид гнездился в южной половине нынешней Омской области, доходя на север до окрестностей Омска и Тары. В 1950-1970-х годах численность уменьшилась до критического уровня. В это время имели место только залёты одиночных птиц из Казахстана. В 1980-1990-е годы появлялась информация о добыче охотниками единичных стрепетов в степных районах. С конца 1990-х годов в Омской области стрепет встречается регулярно, наблюдается тенденция к увеличению его численности. Так, в Русско-Полян-ском районе одиночные токующие стрепеты стали периодически встречаться с 1995 года, с 2000 года они встречаются в мае-июне регулярно. С 2002 года встречаются кочующие стайки (до 40 особей) в конце сентября. Весной 1999-2001 годов регистрировались встречи стрепетов в Степном федеральном заказнике в Оконешниковском районе и в окрестностях села Медет Черлакского района. В 2002 году отмечено пять встреч в Нововаршавском районе, причём 25 мая 2002 отмечено одновременно четыре токующих самца в одном месте.

География встреч со стрепетом до 2004 года расширялась. По моим данным на 2004 год, в Оконешниковском, Черлакском, Русско-Полян-ском, Нововаршавском районах гнездилось до 25-30 пар стрепета. На крайнем юге области в конце лета — начале осени встречались стайки до 40 особей. Наиболее крупное предотлётное скопление стрепета наблюдалось в первой декаде октября 2004 года в Русско-Полянском районе — до 200 особей. В этот период в области наблюдался пик численности стрепета. С 2004 года из-за браконьерского пресса (появле-

* Нефёдов А.А. 2013. Дрофиные в Омской области // Степной бюл. 38: 44-47.

300 Рус. орнитол. журн. 2015. Том 24. Экспресс-выпуск № 1099

ние птиц было замечено не только орнитологами) численность стрепета увеличиваться перестала, и к 2007 году вновь сократилась до 10-12 гнездящихся пар (Нефёдов 2007).

В 2007 году в федеральном заказнике «Степной» Оконешниковско-го района одна пара стрепетов гнездилась около озера Горькое-Крес-тинское в 0.5 км к западу от села Крестики и ещё пара в 2 км на север от села Ленинск. В июне 2007 года в 500 м к востоку от села Русская Поляна С.В.Ляшук нашёл гнездо стрепета с 4 яйцами. По сообщению А.Ф.Павлова, в 5 км на восток от села Преображенка в районе озера Кызымбай Черлакского района стрепет гнездится с 1999 года, на протяжении 10 лет на этом участке ежегодно встречался выводок. В 2 км западнее урочища «Белики» на юге Русско-Полянского района 20 мая 2009 встречены самец и самка стрепета (Нефёдов 2012).

Создание закрытой для свободного посещения зоны вдоль границы с Казахстаном усложнило доступ приезжим охотникам, и к настоящему времени численность стрепета вновь увеличилась. В Русско-Полян-ском, Нововаршавском, Оконешниковском, Черлакском районах стрепет до настоящего времени достоверно гнездится с конца 1990-х годов. Пока нет данных о гнездовании стрепета в других южных районах области (Одесском, Павлоградском, Полтавском, Щербакульском), но оно очень вероятно. По нашим оценкам, всего в области гнездится до 25-30 пар. Специальных обследований и мероприятий по охране стрепета в области не проводится. Все сведения получены в результате попутных и случайных наблюдений и из сообщений респондентов с мест.

Дрофа-красотка (вихляй, джек) Сhlamydotis ипЛи^а таедиввпи*. Дрофа-красотка внесена в Красную книгу России (2000). Несмотря на сопротивление части коллег, она была включена и в Красную книгу Омской области (2005) в качестве исчезнувшего вида, для которого возможны залёты на территорию области. Дрофа-красотка в прошлом обитала в пределах области, что известно по литературным источникам Х1Х-ХХ веков. До начала XIX века была гнездящимся видом степных и, вероятно, лесостепных территорий.

В описании заготовок пушнины, наличия в лесах различной дичи и методов добычи «мягкой рухляди», датированном 1803 годом, для территории центральной лесостепи нынешней Омской области подробно перечисляются птицы: «...тетеревы, называемые косачи, и петрушки, дравы или полские курицы весом до 30-ти фунтов и ещё двух родов, средние и малые.» (Земля. 2002). Определение «польский» связывается русскими поселенцами со словом «поле».

Из описания можно заключить, что на рассматриваемой территории обитали три вида дрофиных, в которых узнаются дрофа, стрепет и

* В последнее время принято рассматривать этот подвид как отдельный вид. Рус. орнитол. журн. 2015. Том 24. Экспресс-выпуск № 1099

дрофа-красотка. Дрофа-красотка, средняя по размерам из трёх видов дрофиных, ни на какой другой из степных видов птиц не похожа. А представители двух других видов дрофиных - дрофы и стрепета - редки, но встречаются и гнездятся в области и в наши дни.

Очень редкие единичные залёты дрофы-красотки периодически регистрировались на юге Западной Сибири до середины ХХ века. В последние три-четыре десятилетия достоверные встречи её в Омской области не регистрировались. Единственное исключение: в конце апреля - первых числах мая 1998 года в 2 км западнее села Бессарабка Русско-Полянского района, у границы с Казахстаном, джека встретил местный охотник Б.А.Быков. Первая и единственная с XIX века зарегистрированная встреча вида в Омской области закончилась для птицы трагически. На протяжении около 3 км охотник на автомобиле преследовал джека, который убегал зигзагами со скоростью до 40 км/ч, но был в итоге добыт. Из добытой птицы сделано чучело. Лишь более 10 лет спустя об этом случае стало известно авторам отчёта о мониторинге видов, занесённых в Красную книгу области (Сидоров и др. 2011). Источником сведений было не проверенное устное сообщение охотника. При моих попытках проверить их достоверность владелец чучела избегал прямых контактов. Только благодаря специалисту Управления Россельхознадзора В.И.Иванову с трудом удалось получить фотографии чучела. Сомнений нет, это действительно дрофа-красотка, этого же мнения придерживается и такой эксперт, как В.К.Рябицев.

Очевидно, появление в Омской области крупных птиц, явно избегающих агроценозов, связано с процессами, происходящими в соседнем Казахстане. Там значительно уменьшилась площадь распашки земель и соответственно увеличилась площадь залежей, снизилось поголовье скота, снизилось значение фактора беспокойства. Предполагаемые места вероятных залётов в Омскую область - южные степные районы. Специальных обследований по джеку и другим видам семейства в области не проводится, поэтому встречи носят лишь случайный характер. Нужно заметить, что дрофа-красотка - осторожная птица. При опасности она вначале затаивается, что ещё снижает вероятность регистрации случайных встреч залётных птиц.

Восточноевропейская дрофа Otis tarda tarda. Внесена в Красную книгу России (2000) и Омской области (2005). В прошлом дрофа -обычный для степных и лесостепных территорий области вид. Как сообщали мне в 2001 году старожилы Русско-Полянского района, наблюдавшие этих птиц в природе и охотившиеся на них в 1930-1940-е годы, большие группировки дроф в то время обитали в районе между посёлками Ново-Санжаровка, Бессарабка, Хлебодаровка, а также в урочищах Сумурза и Белики. Эти же люди утверждали, что местная популяция дрофы была кочевой, а не перелётной, и по мере ухудшения кор-

мовых условий откочёвывала на юг, в степи Казахстана. В отдельные зимы, при достаточной кормовой базе, дрофы встречались и зимой — в зарослях бурьяна и кустарников по склонам балок («бурачков»), занесённых сверху снегом, а внизу образующих ниши, где птицы прятались от больших ветров и морозов.

Известно, что в 1954-1959 годах местные охотники иногда встречали дроф в пойме Иртыша севернее Омска, в районе села Китайлы. Так, специалист Госкомэкологии В.Я.Абрамов сообщал мне в 2000 году, что в 1957 во время охоты на заливных лугах левобережья Иртыша встречена стайка из 5 особей дрофы. Одну особь охотники, по его словам, застрелили. В 1960-1990-е годы отдельные особи, по устным сообщениям специалистов Областного общества охотников и Управления охотничьего хозяйства, изредка залетали в Омскую область из Казахстана, но зарегистрированных в литературе случаев нет.

В мае 2000 года, после почти полувекового перерыва две взрослые дрофы были отмечены в Черлакском районе, на границе с Новосибирской областью, в федеральном заказнике «Степной» (Нефёдов 2001). До 2006 года в Омской области наблюдалась тенденция к увеличению количества встреченных особей: в 2000 году видели один раз две птицы, в 2001 — 5 особей и две встречи, в 2002 — четыре встречи. География встреч расширялась. Если вначале информация поступала только из Оконешниковского и Черлакского районов, то в 2002-2003 годах появились сообщения и из других степных районов — Павлоградского, Нововаршавского и Русско-Полянского. Участившиеся встречи взрослых птиц и встреча самки с двумя лётными птенцами величиной «с курицу» в Павлоградском районе в августе 2001 года позволили сделать предположение о вероятном гнездовании дрофы в Омской области (Нефёдов 2002).

По моим данным, наиболее удачным годом для дрофы в Омской области был 2004-й, когда здесь гнездилось, оценочно, до 5-7 пар, а общая численность популяции, вероятно, составляла около 20 экземпляров. С 2005 года численность дрофы увеличиваться перестала и вновь снизилась до нескольких особей. Причиной, возможно, стал возросший браконьерский пресс, а также огромный вред, наносимый собаками. В 1970-1990-е годы в каждом из семи степных районов Омской области при табунах, гуртах и отарах постоянно имелось не менее 300 собак, находящихся на подножном питании. Самостоятельно выходящих за добычей деревенских собак никто не учитывал, и к пастушьим собакам следует добавить беспривязных, которые перемещаются в поисках жертв до десяти и более километров вокруг деревень.

В мае 2006 года, по сообщению А.Н.Скрипкарёва, пара дроф наблюдалась в федеральном заказнике «Степной» у села Ленинск. В.В. Митиным 9 октября 2009 в Горьковском районе, в 1 км южнее села

Лежанка встречена «небольшая особь дрофы, вероятно самка». По сообщению Г.Г.Андреева, несколько одиночных дроф отмечено им в мае-июне 2008 года на полях бывшего совхоза «Целинный» Русско-Полянского района (Нефёдов 2012).

Сообщения о редких встречах одиночных дроф по-прежнему поступают и охватывают территорию от степных районов до центральной лесостепи области. Но специальных обследований и мероприятий по охране дроф в Омской области не проводится, все встречи носят случайный характер.

Предлагаемые меры восстановления и сохранения дрофиных

Положение дрофиных в регионе остаётся малоизвестным, но явно неблагополучным, возможно критическим. Для их сохранения считаю необходимым создание степного заповедника на юго-востоке Омской области (Черлакский и Оконешниковский районы), включающего также часть прилегающих районов Новосибирской области (Чистоозерский район) и Павлодарской области Казахстана (Железинский район). На мой взгляд, только организация заповедника (с предварительным названием «Курумбельский»), желательно межгосударственного, способна восстановить местные популяции дрофы и стрепета и закрепить здесь на гнездовании дрофу-красотку.

Помимо заповедника, необходима сеть других степных ООПТ федерального и регионального значения. Их нужно организовать в ключевых местах для охраны редких степных видов и разнообразия степных экосистем Омской области, в частности — для сохранения дрофиных. Для защиты особо ценных степных участков приемлемым решением может быть заказник кластерного типа федерального значения. Участки такого заказника должны охватить все южные районы области (Нововаршавский, Одесский, Оконешниковский, Павлоградский, Полтавский, Русско-Полянский, Черлакский, Щербакульский).

Управление существующим федеральным заказником «Степной» следует изменить, создав независимую дирекцию без ведомственной подчинённости в регионе. Территорию заказника необходимо закрепить в его юридических границах. С севера, где прилегают более населённые места, заказник мог бы стать частью охранной зоны предлагаемого межгосударственного степного заповедника «Курумбельский».

Однако в реальности даже за время спада сельскохозяйственного производства 1991-2010 годы, когда обширные пахотные площади были обращены в залежи, в Омской области не создано ни одной крупной степной ООПТ регионального значения. Тем более, не приходится пока говорить о заповеднике.

К настоящему времени накоплен огромный опыт, как положительный, так и отрицательный, выращивания птиц в питомниках и реак-

климатизации их в природу. Наиболее известен в России питомник по сохранению дроф Института проблем эволюции и экологии РАН в Саратовской области. В 2000-2002 годах я предлагал создать дочерний центр этого питомника для разведения и реакклиматизации дроф в Омской области. Предлагалось сделать это на базе имеющейся или вновь организуемой на юге нашей области степной ООПТ федерального значения кластерного типа. Непонятно было, зачем отправлять яйца и птиц в украинский питомник, когда и в самой России вид не восстановился на огромной части бывшего ареала, несмотря на наличие потенциальных биотопов, например в Курумбельской степи на границе Омской и Новосибирской областей.

Как показали годы работы дрофиного питомника в Саратовской области, его эффективность оказалась отрицательной (Антончиков 2013). Есть и положительный мировой опыт по разведению дрофиных в питомниках и выпуску их в природу. Некоторый опыт содержания дрофы, джека и стрепета имеется и в соседней Новосибирской области на Карасукском стационаре ИСиЭЖ СО РАН. Создание питомника для разведения дрофиных с последующим выпуском их молодняка в природу в Омской области по-прежнему актуально. Оно может быть реализовано на базе ООПТ федерального значения, которая необходима в Курумбельской степи.

Огромное значение для восстановления дрофиных имело бы принятие соответствующей федеральной программы в рамках Минприроды России (Антончиков 2013). В программе для каждого региона следует предусмотреть все вопросы — от регулирования численности вра-новых и бродячих кошек и собак до международного взаимодействия. Однако есть опасение, что в очередной раз уникальные степи Западной Сибири (в частности, Омской области) в государственную программу не включат. В Новосибирской области с середины 1990-х годов основной упор делается на создании ООПТ на озере Чаны и в северной Кулунде (заказник «Чановский», проектируемый Барабинский заповедник). Между тем, Курумбельская степь в пределах Новосибирской области занимает территорию даже большую, чем в Омской — от её юго-западного угла до озера Чаны.

Хотелось бы добавить по поводу программ. Например, в Оренбургской области создан Оренбургский государственный степной заповедник общей площадью 21.7 тыс. га из четырёх участков. В этой же области обосновали и программу по выпуску лошади Пржевальского на участке площадью 16.5 тыс. га. Оренбуржцы показали, что при желании можно организовать сохранение степей на достаточно больших площадях. Почему же в Омской и Новосибирской областях нет природоохранных программ, охватывающих сотни тысяч гектаров пустующих степных земель, двадцать лет не используемых даже под пастбища

и сенокосы? Здесь тоже возможно создание жизнеспособных популяций диких копытных (и не только копытных). Никакими объективными причинами отсутствие подобных программ не объяснишь.

Поэтому ещё раз пытаюсь обратить внимание учёных, общественности и чиновников, в первую очередь Омской и Новосибирской областей, на одну из составляющих проблемы охраны степей — восстановление местных популяций дрофиных птиц. Ещё есть достаточно большие площади пригодных для них биотопов, уникальных экосистем Курумбельской степи. В очередной раз «упустить из виду» эту территорию при разработке Национальной стратегии сохранения и восстановления восточно-европейской популяции дрофы на территории Российской федерации, мягко говоря, не по-хозяйски.

Литератур а

Антончиков А.Н. 2013. Какая стратегия сохранит дрофу? // Степной бюл. 37: 51-52. Русаков В.Н. (ред.) 2002. Земля, на которой мы живём. Природа и природопользование

Омского Прииртышья. Омск: 1-575. Нефёдов А.А. 2001. Дрофа в Омской области // Материалы к распространению птиц на

Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург: 129. Нефёдов А.А. 2002. План действий по сохранению дрофы Otis tarda tarda в Омской области. Омск: 1-33.

Нефёдов А.А. 2007. Редкие птицы Омской области // Тр. Зоол. комиссии ОРО РГО. Омск: 33-53.

Нефёдов А.А. 2012. О редких птицах Омской области // Материалы к распространению

птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург: 121-134. Сидоров Г.Н., Кассал Б.Ю., Пликина Н.В., Самойлова Г.В., Ефремов А.Н. 2011. Организация и выполнение мероприятия по организации и проведению научных исследований объектов растительного и животного мира, занесённых в Красную книгу Омской области в 2007-2010 гг. Омск: 1-123.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1099: 306-307

Залёт восточной чёрной вороны Corvus corone orientalis в Пермский край

И.В.Кузиков

Второе издание. Первая публикация в 2007*

Залёты восточной чёрной вороны Corvus (corone) orientalis на запад, включая Приуралье, из мест основного распространения отмечаются редко (Рябицев 2002; Сотников 2006). Так, залёты чёрной вороны в

* Кузиков И.В. 2007. Залёт чёрной вороны в Пермский край // Орнитология 34, 1: 98-99.

306 Рус. орнитол. журн. 2015. Том 24. Экспресс-выпуск № 1099

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.