года нами отмечено необычно раннее начало гнездования одной пары домовых воробьёв. Гнездо их располагалось в синичнике, висевшем на тополе на высоте 12 м в жилом дворе у пятиэтажного здания. Пара воробьёв заняла его осенью 1991 года и всю зиму провела в непосредственной близости, используя синичник для ночлега. Всё это время птицы изредка носили строительный материал для утепления гнезда. В конце января - начале февраля отмечено токование самца, а 2 февраля наблюдали спаривание птиц. 3 марта синичник сорвался с дерева и упал. Внутри его находилось шарообразное гнездо из тонких веточек, мха, сухих корешков, стеблей злаков, ниток, верёвочек, коконов бабочек, кусочков коры и тряпочек. Выстилка из перьев, характерная для гнёзд воробьёв с полной кладкой, ещё отсутствовала. В гнезде обнаружено 3 разбитых яйца, размеры одного из них 22.0x15.5 мм.
Температура воздуха в первой половине февраля была положительная (до +10°С), снег практически полностью сошёл. В конце февраля были небольшие заморозки до -7°С с выпадением снега, но в первых числах марта опять потеплело. По нашим наблюдениям, в 1992 году в других гнёздах домовых воробьёв откладка яиц началась лишь в начале апреля, так что описанный случай очень раннего начала гнездования является аномальным, вероятно спровоцированным ранними оттепелями.
Литератур а Бородихин И.Ф. 1968. Птицы Алма-Аты. Алма-Ата: 1-121.
Гаврилов Э.И. 1974. Семейство Ткачиковые // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 5: 363-406.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1099: 298-300
Кряквы Anas platyrhynchos и окуни Perca fluviatilis: случаи сопряжённой охоты
И.Р.Мерзликин
Второе издание. Первая публикация в 2002*
С 22 августа по 8 сентября 2002 почти ежедневно нами наблюдалась охота одной, двух или трёх крякв Anas platyrhynchos на уклеек Alburnus alburnus. Это происходило на озере Чеха, площадью 32 га, расположенном в центре города Сумы. В его юго-западной части имеются густые заросли тростника с небольшими заводями. Здесь каждое
* Мерзликин И.Р. 2002. Кряквы и окуни: случаи сопряжённой охоты // Беркут 11, 2: 265-266.
298 Рус. орнитол. журн. 2015. Том 24. Экспресс-выпуск № 1099
лето держатся 2 выводка крякв, а на протяжении безлёдного периода находят себе убежище до десятка и больше взрослых уток. Заросли граничат с зоной отдыха, где в хорошую погоду всегда присутствуют отдыхающие и/или рыболовы.
В конце августа и в первой декаде сентября стояла тихая тёплая солнечная погода. Интенсивно жировал окунь Perca fluviatilis. В разных местах водоёма постоянно раздавались всплески охотящихся окуней и их «чмоканье», когда хищники преследовали жертву до тех пор, пока она не оказывалась в их пасти. Как правило, хищник подплывал снизу, а верховодка, пытаясь от него спастись, постоянно выпрыгивала из воды. Привлечённая этой картиной кряква, кормящаяся на мелководье в метре от берега, прерывала своё занятие, плыла 5 м в район наиболее частых бросков окуня и начинала там курсировать, сначала в одну, затем в другую сторону параллельно берегу на участке 4-6 м. Как только недалеко от неё раздавался очередной всплеск, утка, вытянув шею, начинала преследовать определённую рыбку. Та уплывала от неё по поверхности, не решаясь уйти вглубь, где её, очевидно, поджидал окунь. Глубина в этом месте составляла 0.5-1 м. В среднем погоня длилась 30 с, и приблизительно в 60% случаев заканчивалась тем, что утка хватала уклейку поперёк и подплывала к берегу, где проглатывала её. Затем птица опять перемещалась в район всплесков окуня, после чего всё повторялось снова. Если в течение 3-4 мин броска окуня не было, утка прекращала патрулирование, направлялась на мелководье и начинала кормиться со дна. Стоило раздаться новому всплеску, как кряква тотчас прерывала своё занятие и устремлялась к этому месту. Поймав и съев 3-4 рыбки, утка прекращала их ловить и скрывалась в зарослях тростника.
Охота одиночной утки наблюдалась 10 раз, три раза отмечалась охота двух и два раза - трёх особей. В тех случаях, когда она проводилась не одной, а двумя или тремя утками, всё происходило аналогичным образом: увидев или услышав всплеск, птицы принимались курсировать вдоль берега в том районе и при очередном броске окуня начинали преследовать уклеек. Иногда за одной рыбкой гнались сразу две или три кряквы. Плыли они рядом или одна за другой, не пытаясь окружить рыбку или выплыть ей наперерез. Когда одна из них хватала уклейку, то другая (или другие) не пытались её отнять. В случае отсутствия всплесков в течение нескольких минут, птицы принимались кормиться на мелководье, а затем вновь устремлялись к жирующему окуню. Во время охоты 2 или 3 уток нам не приходилось наблюдать полного их насыщения рыбой, как в случае с одиночными особями. Всегда после добывания ими рыбы кормление продолжалось на мелководье.
Чаще всего охота одной или нескольких птиц отмечалась нами в утренние часы (7-9 ч), когда жор окуня был наиболее интенсивным, а
Рус. орнитол. журн. 2015. Том 24. Экспресс-выпуск № 1099
299
отдыхающих было ещё относительно немного. Но охотящихся таким образом крякв можно было видеть на протяжении всего дня, если их не пугали люди.
После того, как погода испортилась, жор у окуней прекратился и утки принялись кормиться только на прибрежном мелководье.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1099: 300-306
Дрофиные Otididae в Омской области
А.А.Нефёдов
Второе издание. Первая публикация в 2013*
Стрепет Tetrax tetrax. Внесён в Красную книгу России (2000) и Омской области (2005). В начале ХХ века вид гнездился в южной половине нынешней Омской области, доходя на север до окрестностей Омска и Тары. В 1950-1970-х годах численность уменьшилась до критического уровня. В это время имели место только залёты одиночных птиц из Казахстана. В 1980-1990-е годы появлялась информация о добыче охотниками единичных стрепетов в степных районах. С конца 1990-х годов в Омской области стрепет встречается регулярно, наблюдается тенденция к увеличению его численности. Так, в Русско-Полян-ском районе одиночные токующие стрепеты стали периодически встречаться с 1995 года, с 2000 года они встречаются в мае-июне регулярно. С 2002 года встречаются кочующие стайки (до 40 особей) в конце сентября. Весной 1999-2001 годов регистрировались встречи стрепетов в Степном федеральном заказнике в Оконешниковском районе и в окрестностях села Медет Черлакского района. В 2002 году отмечено пять встреч в Нововаршавском районе, причём 25 мая 2002 отмечено одновременно четыре токующих самца в одном месте.
География встреч со стрепетом до 2004 года расширялась. По моим данным на 2004 год, в Оконешниковском, Черлакском, Русско-Полян-ском, Нововаршавском районах гнездилось до 25-30 пар стрепета. На крайнем юге области в конце лета — начале осени встречались стайки до 40 особей. Наиболее крупное предотлётное скопление стрепета наблюдалось в первой декаде октября 2004 года в Русско-Полянском районе — до 200 особей. В этот период в области наблюдался пик численности стрепета. С 2004 года из-за браконьерского пресса (появле-
* Нефёдов А.А. 2013. Дрофиные в Омской области // Степной бюл. 38: 44-47.
300 Рус. орнитол. журн. 2015. Том 24. Экспресс-выпуск № 1099