Научная статья на тему 'Древняя проказа: история появления и распространения в Европе'

Древняя проказа: история появления и распространения в Европе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2008
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бужилова А. П.

The history of leprosy is lost in deep antiquity. There are two traces as to the ways the leprosy penetrated Europe: one belongs to India and China, another to Egypt and Near East. The spreading of leprosy occurred at the beginning of our era, it was connected with the growth of the new centers of disease in different parts of Europe. The scheme for the disease transference is quite clear the leprosy "transferred" through the continent due to people contacts in the process of migration (during the Roman times). Probably the long-termed military campaigns and abundant crusades caused further movements among the population that in its turn, contributed to the rapid spreading of leprosy through Europe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ancient Leprosy: Its Origin, Rise and Spreading Through the Territory of Europe

The history of leprosy is lost in deep antiquity. There are two traces as to the ways the leprosy penetrated Europe: one belongs to India and China, another to Egypt and Near East. The spreading of leprosy occurred at the beginning of our era, it was connected with the growth of the new centers of disease in different parts of Europe. The scheme for the disease transference is quite clear the leprosy "transferred" through the continent due to people contacts in the process of migration (during the Roman times). Probably the long-termed military campaigns and abundant crusades caused further movements among the population that in its turn, contributed to the rapid spreading of leprosy through Europe.

Текст научной работы на тему «Древняя проказа: история появления и распространения в Европе»

А.П. БУЖИЛОВА (Москва)

ДРЕВНЯЯ ПРОКАЗА: ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ В ЕВРОПЕ

История проказы теряется в глубокой древности. Одни исследователи придерживаются мнения о проникновении этого заболевания в Европу из Индии и Китая, другие - из Египта и Передней Азии.

Существует несколько возможных источников для исследования этой проблемы. Во-первых, наиболее достоверные - данные палеоантропологии, которые маркируют географию и хронологию заболевания. Следует заметить, что единичные находки древней проказы являются информативными. По современным клиническим данным известно, что на костном материале инфекционные заболевания отражаются не в полной мере (10-25% от общего числа пораженных), поэтому обнаружение хотя бы одного палеоантропологического образца с достоверной диагностикой позволяет говорить об очевидной распространенности этого заболевания в ту или иную эпоху на данной территории. Во-вторых, анализируется хронология и распространение проказы по письменным источникам. Последние, впрочем, требуют осторожного подхода из-за частого отсутствия полноценного (объективного) описания патологических признаков болезни.

Данные антропологии

Находка нижней челюсти со следами проказы из Палестины, датированная серединой II тыс. до н.э. считалась самой древней (Yoeli, 1955). Но дополнительное исследование, проведенное относительно недавно, показало ошибочность поставленного диагноза (Zias, 1991).

Сегодня наиболее ранние антропологические находки с признаками проказы обнаружены в Египте в оазисе Даклех. Четыре европеоидных черепа с признаками лепроматозной формы датируются III в. до н.э. (Dzierzykray-Rogalski, 1980). Для Африки известны и более поздние случаи древней проказы. Так, канадскими исследователями недалеко от раскопок в Даклехе было открыто кладбище середины V в. н.э, где из 2000 обследованных индивидов 2 дают отчетливые признаки болезни (Molto, 1999). Иначе говоря, от 0,4% до 1% этого населения были больны проказой. К этому же периоду относят находки останков прокаженных из Нубии (Smith, Dawson, 1924 цит. по Zias, 1991), а также более поздние, датируемые V-VII вв. н.э. из раскопок в Бигхе и Асуане (Wood-Jones, 1910).

На Ближнем Востоке в Израиле при раскопках монастыря св. Мартириуса найдено несколько фрагментарных останков, которые оцениваются исследователями как останки прокаженных индивидов. Время - конец V в. н.э. (Zias, 1991). При раскопках кладбища начала VII века в монастыре св. Джона у реки Иордан было сделано новое открытие, и описано несколько случаев проказы. Дж. Зиас (Zias, 1991) считает, что на этой территории могут быть и более древние находки. Например, одну из них с неотчетливым диагнозом, датируют началом III тыс. до н.э. Если принять к сведению эту находку, то можно предположить, что на Ближнем Востоке проказа была распространена задолго до нашей эры.

Когда же это заболевание появляется в Европе? По данным палеопатологии наиболее древними являются образцы из археологических памятников Великобритании и Скандинавии, датируемые IV в. н.э. и два случая из Франции, описанные в 1989 г. Дж. Блондю. Один был найден на севере, другой - на юге страны, обе находки датируются началом V в. н.э. (Blondiaux et al., 1994). К этому же времени относятся несколько черепов с признаками проказы из раскопок в катакомбах Парижа, описанные В. Моллер-Христенсеном (Moller-Christensen, 1967). К VI в. н.э. принадлежат случаи проказы, описанные К. Уэлсом по английским материалам (Wells, 1962).

Однако, большая часть европейских находок с признаками проказы, известных сегодня, относится к раннему и позднему средневековью. География памятников охватывает Западную и Центральную Европу: Великобритания, Германия, Дания, Венгрия и Польша. Появляются предварительные сведения о распространении этой болезни на юге Восточной Европы (на поселении античного времени в Подонье, в средневековом Киеве).

По мнению К. Манчестера (Manchester, 1983) появление проказы в Западной Европе связано с римскими завоеваниями. Продвижение римской армии по Европе, отягощенной торговыми людьми, обозными женщинами могло нести с собой новую и страшную болезнь для европейцев.

Широкое распространение проказы в XII-XIII вв. можно объяснить, по-видимому, значительными по продолжительности континентальными миграциями, в частности вследствие крестовых походов. В появлении этого заболевания в Европе немаловажную роль сыграли паломники, путешествующие к христовым реликвиям и, конечно, собственно рыцари-крестоносцы.

По письменным источникам известно, что в это же время появляются лепрозории, госпитали для прокаженных. П. Миттчел (Mitchell, 1999) считает, что появление лепрозориев говорит не о повышении численности больных в этот период, а о появлении культуры лечения болезни и разработанной медицинской стратегии. Очевидно, изоляция больных была эффективным способом прерывания дальнейшего географического распространения инфекции. По данным палеопатологии и истории в XV веке эта болезнь становится редкостью, а в XVI - практически не встречается в Западной Европе.

Письменные источники

Наиболее популярными древнейшими источниками для анализа распространения проказы являются библия, древнеиндийские, древнекитайские, древнеегипетские и некоторые месопотамские документы. Следует подчеркнуть, что в целом палеопатологи относятся к этому критически, выделяя несколько наиболее достоверных работ для анализа распространения и диагностики проказы. Сложность изучения хронологии болезни связана в первую очередь с семантикой переводов первоисточников. Часто переводчики подменяли слова известными им из современности аналогиями, поэтому палеопатологи обращают внимание не на термины, использованные в документах (особенно их переводах), а на признаки заболевания, которые дают ключ к природе патологии.

Так, Ш. Робертс и К. Манчестер (Roberts, Manchester, 1995; с.145) в к ачестве основного аргумента распространения проказы в Индии в VII в. до н.э. приводят древнеиндийские источники, в которых описываются характерные случаи деформации стоп с потерей чувствительности и появлением язв на теле. Следует подчеркнуть, что в Индии функционирует многолетняя программа изучения ископаемых антропологических материалов при участии зарубежных и отечественных специалистов, однако до настоящего времени остеологических находок проказы там не обнаружено.

Ш. Робертс и К. Манчестер (Roberts, Manchester, 1985) ссылаются на английский перевод китайских бамбуковых книг, по которым удается проследить случаи заболевания проказы в III веке до н.э. в Китае. Признаки, которые приводятся в качестве основных для диагностики, сходны с теми, что описаны в индийских источниках VII в. до н.э.

Д. Ортнер и У. Путшар (Ortner, Putschar, 1985) указывают на переводы Кочрана некоторых китайских источников, где указано, что болезнь в Китае была известна гораздо раньше, примерно, как и в Индии в VII веке до н.э. К сожалению, специальных антропологических исследований по изучению древней проказы в Китае не проводилось, поэтому сегодня нет возможности оценить по антропологическим данным вероятность присутствия древних образцов проказы в этом регионе.

Существует несколько работ, дающих неопределенные признаки для диагностики, но указывающих на очень древние свидетельства болезни.

Древнеегипетские папирусы Бруша и Эберса содержат сведения о болезни, название которой можно перевести как «сет», что весьма созвучно одному из названий проказы в Библии. Однако, ряд авторов, трактовавших последний, современный перевод египетских папирусов, в частности папирус Эберса, указывает на отсутствие специфических описаний этого заболевания, а следовательно, и проказы в Египте в V тыс. до н.э. (см. например, комментарии к СЬаэе, 1991).

С. Тржецяк (1913), опираясь на работу Н.П. Лихачева (1906), сообщает, что в Ассирии во времена Сарагона Старшего (3800 до н.э.) Гильгамеш, отвергший богиню Иштар, был поражен в наказание отцом Иштар, Ану, проказой: он стал быстро стариться, и покрылся сыпью.

Более поздние переводы этой истории противоречат представленной трактовке (Крамер, 1991; Якобсен, 1995). Боги наделили Гильгамеша сверхчеловеческим ростом и отвагой, о нем пишут, что он на две трети бог и на одну треть человек (Хук, 1991). Поэма повествует о разных подвигах Гильгамеша и его друга Энкиду. После одного из них, когда Гильгамеш возвращается победителем, богиня Иштар пытается вовлечь его в любовную связь, но он в оскорбительной форме отвергает ее. Разъяренная его отказом, Иштар просит отца отомстить, опустошив город Гильгамеша. Небесный Бык, отправленный на землю, совершает опустошительный набег на Урук, но Гильгамеш и Энкиду в борьбе убивают его. Узнав об этом, боги приговаривают Энкиду к болезни и смерти. Проболев 12 дней, он на тринадцатый умирает. Для Гильгамеша это страшный удар, потеряв друга, он понимает, что смерть -неведомое и ужасное переживание.

В переводе подробная история болезни Энкиду не дает семантических привязок для определения характера заболевания, поэтому я вынуждена лишь привести мнения разных исследователей, отказавшись от использования этого источника в определении хронологии проказы.

Иосифом Флавием изложена история о 80 тыс. прокаженных, изгнанных из Египта (Иосиф Флавий, 26 (227)). Царь Аменофис пожелал созерцать богов. По совету мудреца и провидца для исполнения желания он должен был очистить свою страну от прокаженных и других нечистых. Царь велел изгнать всех людей с признаками болезни к востоку от Нила, и поместил их в каменоломни. По-видимому, это решение коснулось всех слоев населения, так как среди изгнанных было несколько ученых жрецов. Испугавшись масштабов содеянного и гнева богов, мудрец наложил на себя руки. Перед самоубийством он, не решившись прямо объясниться с царем, оставил письмо, где указал, что какие-то люди, взяв нечистых в союзники, будут править Египтом тринадцать лет. Царь был в отчаянии. Он пожаловал прокаженным некогда оставленный пастухами город Аварис, чтобы у них было собственное пристанище и кров.

Прокаженные, избрав предводителя, отказались от египетских законов и обычаев. Они стали строить оборонительную стену, готовясь к войне с царем египетским. Посольство, отправленное в Иерусалим за поддержкой и предложением начать войну с Египтом, добилось положительных результатов. И хотя иерусалимское войско не превосходило своим числом египетское, царь, не вступив в борьбу, удалился со своими приближенными в Эфиопию, прожив там, согласно предвидению мудреца 13 лет.

Жители Египта испытали тяжелые времена, поскольку владычество покорителей оказалось жестоким. Они сжигали дотла города и деревни, грабили храмы, оскверняли статуи богов, раздевая донага жрецов, прогоняли их восвояси, употребляли мясо священных животных, заставляя самих жрецов убивать их.

Трудно определить время предполагаемой драмы, поскольку в этой истории используется условное имя царя Египта (Аменофис). Согласно канве повествования,

история разворачивается после того, как евреи покинули Египет. Тем не менее, описывая злоключения египетского царя в изгнании в Эфиопии, автор дает указание: «Своего пятилетнего сына Сетоса, называвшегося Рамессом по имени отца Рамзеса, он отправил к своему другу» (Иосиф Флавий, 26 (227). Некоторые исследователи (Waddell, 1980) ассоциируют Аменофиса (Аменхотепа) с сыном Рамсеса II или с Аменхотепом IV (Эхнатоном), правившим на 200 лет раньше, чем сын Рамсеса, в 1419-1400 до н.э. Опираясь на эти сведения, можно предположить, что упоминание о прокаженных в Египте касается примерно середины II тыс. до н.э.

На первый взгляд, к более древней дате нас адресует библейская история царя Иова, правившего в Едоме (Иов 1-47; Лев. 13,14). История разворачивается к востоку от Палестины: на границе Едома и Аравии в южной части Едома во времена праотцов (1700-1650 г. до н.э.). Иов жил очень праведно, имел большую семью. При беседе с сатаной Бог говорит о Иове, что это «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов, 1(8)). Сатана высказывает сомнение, останется ли таким Иов после тяжких испытаний. Бог разрешает сатане испытать Иова. Первое испытание связано с тем, что Иов потерял все нажитое им, а также детей своих. Второе испытание коснулось его тела, но не души, и связано с появлением болезни. Во всех случаях Иов демонстрирует стойкое терпение.

«И отошел сатана от лица господня, и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы соскоблить себя ею, и сел в пепел (вне селения)» (Иов, 2 (7).

«По многом времени сказала ему жена его: доколе ты будешь терпеть? Вот подожду немного в надежде спасения моего. Ибо погибли с земли память твоя, сыновья и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми напрасно трудилась. Сам ты сидишь в смраде червей, проводя ночь без покрова; а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце, чтоб успокоиться от трудов моих и болезней, которые ныне удручают меня. Но скажи некое слово к Богу, и умри» (Иов, 2(9).

К нему пришли три его друга, которые провели с ним семь дней и ночей, чтобы «вместе сетовать с ним и утешать его» (Иов, 2(11). После ряда первых попыток, никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико. Сам Иов говорит: «Тело мое одето червями и пыльными струпами; кожа моя лопается и гноится». Иов достойно перенес все испытания, не согрешив устами своими. И Бог, исцелив его, благословил последние дни его более, чем прежде; «у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери... и умер Иов в старости, насыщенный днями» (Иов, 42 (12-17). Интересно заметить, что по узбекским документам Иов исцелился от проказы водой источника Джалал-Абад в Ферганской долине (Торсуев, 1958).

К истории болезни и исцеления Иова, царя Едома, многие исследователи относятся как очень древнему сюжету. С.Н. Крамер (1991) приводит сведения об одной шумерской поэме, насчитывающей 139 строк. Глиняные таблички и фрагменты были обнаружены экспедицией Пенсильванского университета в Ниппуре - в 150 км к югу от Багдада. Это, по сути, первая версия изложения истории Иова - истории о страданиях и смирении человека. Основная мысль поэмы заключается в том, что среди терзаний и горестей, даже самых несправедливых, у человека остается лишь один разумный выход: постоянно восхвалять своего бога. Как указывает исследователь, с типичной для шумеров практичностью автор поэмы приводит конкретный пример. Богатый и мудрый человек был праведен, у него было много родни и друзей. Однажды познал он страдание, поразила его болезнь. Он не взбунтовался против воли бога, а смиренно обратился к нему со слезами и мольбой:

«В тело мое, словно в воду, погрузился злобный демон болезни.

Боже мой! Ты же отец, мой родитель! Дай же лику моему [подняться]» (Крамер, 1991).

Конец у поэмы счастливый. Поэт сообщает, что страдалец признавая свои грехи, просит облегчить его муки и спасти. Бог внял его мольбам и избавил от всех напастей. Очевидно, суть истории и даже ход ее изложения отчетливо напоминают более поздний библейский сюжет об Иове. К сожалению, в шумерской версии нет сведений, дающих ключ к пониманию характера болезни.

Если вернуться к библейской истории, то скрупулезные исследования показали, что автор книги Иова - израильтянин, живший в Палестине. Он путешествовал, и в частности бывал в Египте. Книга написана им примерно в V в. до н.э.1 Возможно, автор, описывая события II тыс. до н.э., для усиления восприятия тяжести второго испытания Иова приписывает признаки одной из самых страшных и мистических болезней, известных в его время, т.е. в начале V в. до н.э.

Следовательно, с учетом библейских источников проказа была известна уже в V в. до н.э., то есть на два века раньше, чем реконструируется по известным антропологическим данным.

Упоминание о проказе и истории о прокаженных несколько раз встречаются в различных книгах Библии. Я попыталась провести хронологию источников, не анализируя вторичность цитируемых текстов. Так, во времена пророка Елисея (852-841 до н.э.) «много было прокаженных в Израиле» (Лк 4 (27). История об исцелении Неемана, предводителя войск царя Сирийского, который был поражен проказой, но исцелился, совершив семь раз омовение в Иордане, по совету пророка Елисея, (4 кн. Царств, 5 (8) показывает, что болезнь была распространена в это время не только в Израиле, но и в Сирии. Следующая история о царствовании и наказании Озии (Азарии) проказой за гордыню: «И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме, и отлучен был от дома Господня» (2 Пар. 26(21) показывает, что позднее, в 781-740 г. до н.э. (время жизни Азария), в Иудее проказа воспринималась как нечто фатальное.

Н.А. Торсуев (1958, с.137), ссылаясь на Геродота, предполагает, что в Персии проказа была, по крайней мере, с VI в. до н.э. и не исчезала до наших дней. Я не нашла прямых ссылок у Геродота на это заболевание. Есть лишь отдельные сведения в комментариях, например, о том, что персы не пускали на свою территорию белых голубей - символов проказы.

С. Тржецяк (1913, с.8) приводит сведения о проказе из трудов Демокрита, который называет это заболевание «elephantiasis». По его данным, болезнь имеет отчетливые признаки лепроматозной формы. Это указание дает основание считать, что проказа стала известна в Греции в V-IV вв. до н.э. Та же дата реконструируется при анализе трудов Аристотеля, который называет болезнь «satyriasis».

Дж. Андерсен (Andersen, 1991) приводит данные, которые подтверждают распространение проказы в Средиземноморье в IV в до н.э. Ссылаясь на Стратона (IV в. до н.э.), ученика Аристотеля, он говорит о новой болезни в Средиземноморье «elephas», которой часто поражаются светлокожие люди.

У Плиния II есть сведения о болезни в Италии в 62 г. до н.э. Он употребляет название «elephantiasis» и дает некоторые подробности протекания патологического процесса. Плиний Старший указывает, что распространение проказы в Италии могло быть из-за военной компании Помпея Великого (106-48 гг. до н.э.), когда тот занимался очищением Средиземноморья от пиратов, и создал несколько провинций и клиентельских царств в Передней Азии. По его мнению, до компании Помпея в Италии не было случаев этой болезни.

Корнелий Цельс также употребляет название «elephantiasis» и описывает признаки болезни настолько отчетливо, что, безусловно, позволяет ее соотнести с современной проказой. Время распространения болезни по Цельсу: 25 г. до н.э. - 37 г. н.э. (Andersen, 1991).

Д. Ортнер и У. Путшар (Ortner, Putschar, 1995, с.178) приводят сведения о проказе в Европе не ранее середины II в. н.э.

Интересна история о возникновении лепрозория в Армении. Он был открыт близ родников Арбенут женою армянского феодала Сурена Салауни, княгиней Авида на 35 больных в 260-267 гг. н.э. (Торсуев, 1958). Если эти сведения верны, то в Армении был самый древний лепрозорий. Эта информация позволяет говорить о распространении проказы в Закавказье, по крайней мере, в III в. н.э.

В лечебнике римского врача Кассия Феликса, написанного примерно в 447 г. н.э., заболевание «elephantiasis» вполне соответствует современному пониманию проказы (цит. по Тржецяк, 1913, с.8). Эти данные наравне с результатами палеопатологического исследования подтверждают широкое распространение болезни в Европе в V в. Известно, что во Франции в 570 г. н.э. был открыт первый лепрозорий для людей высшего сословия, который считается самым древним в Европе (Торсуев, 1958, с. 123).

Заключение

Антропологические и письменные источники убедительно показывают, что проказа была распространена в Европе с начала нашей эры. Наиболее часто упоминаются регионы Средиземноморья, для более поздних эпох - территории Западной Европы.

Сравнивая данные антропологии и наиболее приемлемые исторические свидетельства можно построить примерную схему распространения болезни. Так, наиболее ранняя антропологическая находка (III в. до н.э.) указывает на один из первых очагов заболевания - Египет. Опираясь на историю, изложенную Иосифом Флавием, можно предположить, что это заболевание было известно населению северной Африки гораздо раньше, по крайней мере, с середины II тыс. до н.э. Древнеиндийские и древнекитайские источники определенно указывают на существование проказы в Азии с конца I тыс. до н.э., хотя палеоантропологических свидетельств этому пока не обнаружено. Таким образом, у нас появляются основания для утверждения, что история проказы начинается именно на африканском континенте.

Территория Ближнего Востока все больше привлекает внимание антропологов, и хотя сегодня мы не знаем более ранней, чем в Египте антропологической находки, обилие письменных источников, в том числе библейских и древних текстов Месопотамии (Chase, 1988), помогает реконструировать наиболее давние свидетельства существования проказы в этом регионе.

Если оценивать заболевание с биологических позиций, то обращает на себя внимание отсутствие мутаций возбудителя на протяжении всего времени существования этой болезни (Grmek, 1983). Кроме того, болезнь характерна только для человека, хотя есть успешные попытки прививки ее высшим приматам в лабораторных условиях.

С учетом древнеазиатских регионов проказы, важно отметить, что ареал проказы, существовавший до нашей эры - это коридор в тропической и субтропической зонах. Сопоставление данных по разным источникам, дающим представление о географии и хронологии проказы, предполагает более или менее один древнейший ареал болезни, который совпадает с известным средиземноморским очагом сапиентации2.

Более того, градиент широтного распространения заболевания (Африка>Азия) совпадает с некоторыми известными на сегодняшний день реконструкциями передвижения первых гоминид, предложенных, например, Р. Фоули (1990).

Совпадение старинных очагов проказы и сапиентации в Африке и на азиатской части Евразии, возможно, указывает на исключительную древность болезни.

Представленная мною схема географии древней проказы наиболее адекватно согласует данные из африканских, китайских, индийских источников и палеоантропологии. Ведь наиболее ранние случаи заболевания, обнаруженные на ископаемом материале, локализуются в южных широтах, а близкие к ним по времени располагаются на сопредельных территориях.

Дальнейшее распространение заболевания происходит уже в начале нашей эры и связано с появлением новых очагов в разных районах Европы. Схема переноса болезни очевидна, проказа «перемещалась» по континентам вследствие контакта людей в процессе миграций (римское время). Возможно, более поздние передвижения масс населения из-за продолжительных военных компаний и неоднократных крестовых походов поспособствовали стремительному распространению болезни в Европе.

Появление лепрозориев и изоляция больных приводят к эффектному купированию проказы к XV веку. Иная ситуация отмечается на востоке Европы и в странах Скандинавии, где заболевание остается актуальным вплоть до начала XX века, но это уже другая история.

ЛИТЕРАТУРА

Библия. Книги ветхого завета. Вторая книга Паралипоменон (2 Пар.).

Библия. Книги ветхого завета. Книга Иова (Иов).

Библия. Книги ветхого завета. Третья книга Моисеева. Левит. (Лев.).

Библия. Книги ветхого завета. Четвертая книга царств (4 кн. Царств).

Библия. Книги нового завета. Евангелие от Луки (Лк).

Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. 25 (223) - 26 (227).

Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., Наука, 1991.

Лихачев Н.П. Древнейшая сфрагистика. СПб., 1906. 29-30.

Торсуев Н.А. Лепра в Российской империи: Сб. науч. тр. по лепрологии и дерматологии. 1958. №10. Ростов-на-Д.

Тржецяк С. Проказа в библейские времена и в настоящее время, с обращением особого внимания на положение вопроса о проказе в России. СПб., 1913.

Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М., Мир. 1990.

Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. М., Наука. 1991.

Якобсен Т. Сокровища тьмы. История месопотамской религии. М., Восточная литература РАН, 1995.

Andersen J. G. 1991. The medieval diagnosis of leprosy //Human paleopathology. Current syntheses and future options. Eds. D. Ortner and A. Aufderheide. Washington : Smithsonian Institution Press: 205-210.

Blondiaux J., Duvette J-F., Vatteoni S., and Eisenberg L. 1994. Microradiographs of leprosy from an osteoarchaeological context //International Review of Connective Tissue Research 4.: 13-20.

Chase D. A. 1991. Evidence of disease in Ancient Near Eastern texts: Leprosy in the Epilogue to the Code of Hammurapi? //Human paleopathology. Current syntheses and future options. Eds. D. Ortner and A. Aufderheide. Washington: Smithsonian Institution Press: 200-204.

Dzierzykray-Rogalski T. 1980. Palaeopathology of the Ptolemaic inhabitants of Dakhleh Oasis (Egypt). //J. Human Evolution. 9: 71-4.

Grmek M. 1983. Les maladies a l’aube de la civilisation occidentale. Paris: Payot. Manchester K. 1983. The archaeology of disease. Bradford.

Mitchell P.D. 1999. The myth of spread of leprosy with the crusades //Past and present of leprosy. International Congress on the Evolution and Palaeoepidemiology of the Infectious Diseases. Abstracts. Bradford: Univ. of Bradford: 31.

Moller-Christensen V. 1967. Evidence of leprosy in earlier peoples //Disease in antiquity. Eds. D.R. Brothwell and A.T. Sandison. Springfield: Charles Thomas: 295-307.

Molto J.E. 1999. Lepromatous leprosy in a Romano-Byzantine sample from the Dakleh, Egypt //Past and present of leprosy. International Congress on the Evolution and Palaeoepidemiology of the Infectious Diseases. Abstracts. Bradford: Univ. of Bradford:

33.

Ortner D.J., Putschar W.G.J. 1985. Identification of Pathological Conditions in Human Skeletal Remains. Smithsonian Contributions to Anthropology. No 28. Washington: Smithsonian Institution Press.

Roberts C. A., Manchester K. 1995. The archaeology of disease. New York.

Waddell W.G. 1980. MANETHO with an English translation. Cambridge-London: Harvard Univ. Press; Wiliam Heinemann Ltd.

Wells C. 1962. Three cases of aural pathology of Anglo-Saxon date //J. Laryng. Otol. 76: 931-933.

Wood-Jones F. 1910. Report on the Human Remains //The archaeological Survey of Nubia Report for 1907-1908. Eds. G. Elliot-Smith, F. Wood-Jones. Vol. II. Cairo: National printing Department.

Yoeli M. 1955. A «facies leontina» on an ancient Canaanite jar //Journal of the History of Medicine. 10.: 331-333.

Zias J. 1991. Leprosy and tuberculosis in the Byzantine monasteries of the Judean Desert //Human paleopathology. Current syntheses and future options. Eds. D. Ortner and A. Aufderheide. Washington: Smithsonian Institution Press: 197-198.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Библия, комментарий к Ветхому Завету. С. 1926.

2. Ареал формирования рода Homo sapiens.

A.P.BUZHILOVA

THE ANCIENT LEPROSY: ITS ORIGIN, RISE AND SPREADING THROUGH THE TERRITORY OF EUROPE

The history of leprosy is lost in deep antiquity. There are two traces as to the ways the leprosy penetrated Europe: one belongs to India and China, another to Egypt and Near East. The spreading of leprosy occurred at the beginning of our era, it was connected with the growth of the new centers of disease in different parts of Europe. The scheme for the disease transference is quite clear - the leprosy "transferred" through the continent due to people contacts in the process of migration (during the Roman times). Probably the long-termed military campaigns and abundant crusades caused further movements among the population that in its turn, contributed to the rapid spreading of leprosy through Europe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.