Научная статья на тему 'ДРЕВНЕЙШИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ НА ТЕРРИТОРИИ ВЕНГРИИ'

ДРЕВНЕЙШИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ НА ТЕРРИТОРИИ ВЕНГРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ВЕНГРИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЯРОСЛАВА МУДРОГО / ДРЕВНЕРУССКОЕ МОНАШЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юрасов Михаил Константинович

Первый русский монастырь в Среднем Подунавье появился в годы правления Эндре I (1046-1060), женой которого была дочь Ярослава Мудрого Анастасия, в Тихани, на острове озера Балатон. Монастырь не был официально признанным, а представлял собой сообщество монахов, находившихся вне церковной иерархии. Венгерские светские и духовные власти относились толерантно к не обладавшим недвижимым имуществом русским монахам, и даже после бегства вдовствующей королевы Анастасии в Германию в 1074 г. русская обитель в Тихани продолжала существовать - примерно до первой половины XIV в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OLDEST RUSSIAN MONASTERY IN HUNGARY

The first Russian monastery in the Middle Danube appeared during the reign of Endre I (1046-1060), whose wife was the daughter of Yaroslav the Wise Anastasia, in Tihány, on the island of Lake Balaton. The monastery was not officially recognized, but was a community of monks who were outside the church hierarchy. Russian monks who did not possess real estate were treated with tolerance by the Hungarian secular and spiritual authorities, and even after the flight of the Dowager Queen Anastasia to Germany in 1074, the Russian monastery in Tihány continued to exist-until about the first half of the XIV century.

Текст научной работы на тему «ДРЕВНЕЙШИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ НА ТЕРРИТОРИИ ВЕНГРИИ»

Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях

ПаХаюрюош- еп %ропю, еп ярооюяю, еп егбег

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии № 2 (14) 2021

tv w°°(07rc

А

ш

<2.

ti ПАЛА10РЙЕ1А ДРЕВНЯЯ РУСЬ

личной

М. К. Юрасов

Древнейший русский монастырь на территории Венгрии

DOI 10.47132/2618-9674_2021_2_80

Аннотация: Первый русский монастырь в Среднем Подунавье появился в годы правления Эндре I (1046-1060), женой которого была дочь Ярослава Мудрого Анастасия, в Тихани, на острове озера Балатон. Монастырь не был официально признанным, а представлял собой сообщество монахов, находившихся вне церковной иерархии. Венгерские светские и духовные власти относились толерантно к не обладавшим недвижимым имуществом русским монахам, и даже после бегства вдовствующей королевы Анастасии в Германию в 1074 г. русская обитель в Тихани продолжала существовать — примерно до первой половины XIV в.

Ключевые слова: средневековая Венгрия, православие в средневековой Европе, внешняя политика Ярослава Мудрого, древнерусское монашество.

Об авторе: Михаил Константинович Юрасов

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН.

E-mail: mihail_yurasov@mail.ru

Для цитирования: Юрасов М. К. Древнейший русский монастырь на территории Венгрии // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Научный журнал. 2021. №2 (14). С. 80-93.

Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas

nalaiopwoia- ev cpovw, ev ppoowpw, ev ei8ei Scientific journal of Saint-Petersburg Theological Academy № 2 (14) 2021

tv TPOOiUj.

A

<2.

ti naaaiopqsia

hpebhäh pycb

M. Yurasov

The Oldest Russian Monastery in Hungary

DOI 10.47132/2618-9674_2021_2_80

Abstract: The first Russian monastery in the Middle Danube appeared during the reign of Endre I (1046-1060), whose wife was the daughter of Yaroslav the Wise Anastasia, in Tihany, on the island of Lake Balaton. The monastery was not officially recognized, but was a community of monks who were outside the church hierarchy. Russian monks who did not possess real estate were treated with tolerance by the Hungarian secular and spiritual authorities, and even after the flight of the Dowager Queen Anastasia to Germany in 1074, the Russian monastery in Tihany continued to exist-until about the first half of the XIV century.

Keywords: medieval Hungary, Orthodoxy in medieval Europe, the foreign policy of Yaroslav the Wise, Old Russian monasticism.

About the author: Mikhail Yurasov

Doctor of history, Leading Researcher at the Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences.

E-mail: mihail_yurasov@mail.ru

For citation: Yurasov M. The Oldest Russian Monastery in Hungary. Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas, 2021, No. 2 (14), p. 80-93.

Во время поиска сведений о Руси и народах Восточной Европы в средневековых венгерских письменных источниках передо мной неизбежно встал вопрос: какое свидетельство такого рода является самым ранним. Важность этого вопроса заключается в том, что оно определяет древнейший источник, отрывки из которого должны открывать первый выпуск Свода известий о жителях Руси и их кочевых соседях, встречающихся в документальных и нарративных памятниках средневековой Венгрии. На первый взгляд, решить этот вопрос было несложно: ещё в 1937-1938гг. учёными Венгерской Академии наук был издан 2-хтомный свод нарративных источников, дошедших до нас от эпохи Арпадов (кон. IX в. — 1301 г.)1, а в 1992 г. появился первый выпуск свода древнейших венгерских королевских дипломов, доведённый до 1131г.2 Оба этих академических издания, в которых тексты даны в хронологическом порядке, снабжены указателями, где учтены не только имена и географические названия, но и этнонимы.

Однако при этом выяснилось, что все сведения о Руси и народах Восточной Европы, содержащиеся в известных нам нарративных памятниках средневековой Венгрии, находятся в источниках, создание которых датируется не ранее рубежа XII-XIII вв., а в собрании ранних дипломов оказалось, что русские и печенеги впервые упоминаются в помещённом там письме известного западно-христианского проповедника Бруно Кверфуртского (ум. в 1009) германскому императору Генриху II3 (1002-1024), датируемом исследователями 1008 г. В отечественной историографии не принято относить этот памятник к источникам по истории русско-венгерских отношений. К тому же не так давно А. В. Назаренко издал русский перевод отрывков из письма Бруно Кверфуртского Генриху II, касающихся Руси и народов Восточной Европы, с научными комментариями4. Всё это заставило меня оставить этот источник без внимания.

Если же вести речь о конкретном древнейшем свидетельстве по истории русско-венгерских контактов на территории Венгрии, нашедшем отражение в документальных источниках, то оно весьма специфического характера и внешне никак даже не намекает на то, что в данном случае имеются в виду русские — монахи, создавшие свою обитель на берегу озера Балатон, выкопав в базальтовой скале пещеры наподобие тех, что примерно в это же время были заселены свв. Антонием и Феодосием и их соратниками в Киеве. О тиханьском пещерном монастыре давно известно исследователям и любителям истории, в настоящее время место, где он находился, обустроено для его безопасного посещения туристами, но источник, в котором содержится единственное, причём косвенное (!) упоминание об этой обители, за пределами Венгрии мало неизвестен.

Речь идёт о грамоте бенедиктинского монастыря св. Аньяна, датированной 1055 г. и составленной по указанию его основателя — венгерского короля Андраша (Эндре) I (1046-1060), где описываются земельные пожалования и другое имущество вновь созданного монастыря. Казалось бы, типичный средневековый королевский диплом, подтверждающий права католического монастыря, прежде всего, на определённые местности, но один из встречающихся в нём топонимов явно выпадает из ряда соседних географических названий, поскольку является по происхождению не славянским и не венгерским, а написанным латинскими буквами греческим словом — Petra.

1 SRH. Edendo operi praefuit E. Szentpétery, vol. I—II. Budapestini, 1937-1938 [repr.: 1999].

2 DHA, vol. I. 1000—1131. Edendo operi praefuit G. Gy5rffy. Budapestini, 1992.

3 DHA, p. 145—152.

4 Бруно Кверфуртский. Послание к германскому королю Генриху II (1008 г.) // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. IV / Сост., пер. и комм. А. В. Назаренко. М., 2010. С. 55—62.

Всякий читавший в подлиннике новозаветные тексты сразу поймёт, что речь здесь идёт о гористой или холмистой местности, поскольку греческое слово Петра переводится на русский язык как «скала, утёс, камень». В специальных словарях также указывается, что в Евангелии от Луки это слово встречается в значении «каменистая почва»5. Употребление составителями диплома греческого топонима словно намекает на то, что в данном месте находится «что-то греческое», в данном случае, относящееся к восточному христианству, православное. В связи с этим следует отметить, что средневековое Венгерское королевство, находившееся на стыке католического и православного миров, долгое время сохраняло веротерпимость по отношению к христианам восточного обряда, что объясняется значительной долей южно- и восточнославянского населения, проживавшего на землях монархии Арпадов. Схизма 1054 г. не имела никаких серьёзных последствий для развития русско-венгерских отношений: всё также заключались династические браки между правящими родами Рюриковичей и Арпадов, в результате которых венгерские короли активно вмешивались в междоусобия русских князей, что особенно ярко проявилось в середине XII — первой трети XIII в.

Как установил Д. Моравчик, в эпоху Андраша (Эндре) I в Венгрии были основаны два греческих монастыря — недалеко от Буды в Вишеграде (св. Андрея) и, по всей вероятности, в Зебегени, находившемся в излучине Дуная, на горе св. Михая, напротив Дёмёша, в 60 км к северу от соврем. Будапешта6. Последний из названных монастырей был пещерным. Следует отметить, что создание греческих монастырей в Среднем Подунавье началось ещё при основателе Венгерского королевства Иштване I (997-1038), когда там возникли первые два монастыря восточных христиан — в Ма-рошваре7 и к северу от озера Балатон в Веспремвёлде (женский). Некоторые венгерские исследователи также считают, что последний из упомянутых монастырей мог быть основан ещё при отце Иштвана I князе Гезе (970/2-997), а при самом Иштване возникли греческие монастыри в Пентеле (соврем. Дунауйварош) и Савасентдеметер (св. Дмитрия на Саве — в соврем. г. Сремска Митровица, Сербия)8. В венгерской исторической науке господствует мнение, что все греческие монастыри, возникавшие в конце X-XII в., были василианскими (базилитскими)9.

Хотя из текста рассматриваемого диплома 1055 г., в котором упоминается Petra, никак не следует, что речь идёт о месте поселения прибывших из Руси монахов, сомнений в этом быть не может. Дело в том, что в венгерских источниках более позднего времени здесь упоминается топоним Ороскё ('Русский камень'), поэтому исследователи уверенно отождествляют Петру с Ороскё. Большую «услугу» при этом оказал историкам средневековый венгерский среднепоместный род Хурозку (Hurozku),

5 Греческо-русский словарь Нового завета / Пер. с англ. В. Н. Кузнецовой. М., 2002. С. 167.

6 Moravcsik Gy. Bizánc és magyarság. Budapest, 1953. 60. l.

7 Греческий монастырь в Марошваре, перенесённый позднее епископом Геллертом в Оросла-нош, был основан противником Иштвана I Святого Айтонем, крестившимся в болгарском городе Видине и пытавшимся противостоять попыткам основателя Венгерского королевства объединить под своей властью все независимые территории, занятые вождями-сепаратистами, под лозунгом распространения там Христовой веры.

8 Обзор мнений см.: Makk F. Bizánci egyház. KMTL. Fószerk.Kristó Gy. Budapest, 1994. 109. l. В межвоенную эпоху к греческим монастырям причисляли также женский монастырь в Тор-мове (Торнаве), в граничившем с Трансильванией комитате Бихар (Moravcsik Gy. G5r5gnyelvú monostorok Szent István korában, Szent István emlékk5nyv. I. k. Budapest, 1938. 419. l.). В настоящее время сведения об этом монастыре признаны недостоверными, и его нет в списке выявленных исследователями раннесредневековых венгерских обителей, как и пещерного монастыря в Зебегени. См.: Font M. A keresztény nagyhatalmak vonzásában. K5zép és Kelel-Europa a 10-12.században. Budapest, 2005. 116-117. l.

9 Makk F. Bazilisszák, KMTL. 86. l.; Berki F. Baziliták, KMTL. 86. l.

представители которого пытались в XIV в. доказать (путём составления фальшивой грамоты), что их предки якобы получили право на владение Ороскё ещё при Иштване I Святом. Правда, сфальсифицировать «исконный» диплом, издание которого должно было относиться к первой трети XI в., господа Хурозку не решились, но они при Карле I Роберте (1310-1342) подделали такую грамоту (датировав её 1092 г.), в которой Ласло I Святой (1077-1095) якобы подтверждает сведения более раннего диплома10. Поскольку в средневековой латыни не было букв, передававших венгерские звуки ö и о (пара: краткий — долгий), их транскрибировали с помощью буквы и, в связи с чем венгерское слово ко 'камень' чаще всего приобретало в упоминавшихся в королевских грамотах топонимах форму ku. Это подтверждает владение предками рода Хуроз-ку неким местом, имевшим каменистую почву, но никак не Русским камнем, зато служит весомым аргументом в пользу того, что находившаяся на тогда ещё острове11 Петра действительно тождественна Ороскё.

Спокойное отношение верхушки венгерского католического клира к нахождению на территории монархии Арпадов нескольких монастырей с греческим богослужением в середине XI в. объясняется, в том числе, недостаточной укоренённостью Христовой веры в сознании жителей Венгерского королевства. Процесс христианизации на Руси и в Венгрии проходил почти синхронно, в обоих государствах было много «медвежьих углов», остававшихся бастионами «веры предков», которые легко становились эпицентрами мощных антихристианских выступлений, руководимых сохранившими большое влияние на неграмотные массы населения языческими жрецами. На Руси это имело место (по летописной хронологии) в 1024 г. в Суздальской земле, что потребовало прихода туда с дружиной киевского князя Ярослава Мудрого (1016-1018, 1019-1054), подавившего восстание, спровоцированное местными волхвами12. В Венгрии ситуация с распространением христианства была более сложной: здесь языческим жрецам удалось в 1046 г. поднять восстание, охватившее весьма значительную часть территории страны13.

Восстановление позиций Христовой веры в Венгерском королевстве связано с деятельностью Андраша (Эндре) I, которому мощное языческое восстание под руководством Ваты облегчило борьбу со своим соперником — племянником Иштвана I Святого Петером Орсеоло (1038-1041, 1044-1046), отец которого был венецианским дожем, а сам он являлся ставленником германского императора Генриха III (1039-1056), в то время как Андраш (Эндре) вернулся на родину во главе войска, данного ему тестем — Ярославом Мудрым14. Так возникла благоприятная ситуация для распространения русского влияния в Венгрии, пережившей перед этим состояние вассальной зависимости от Священной Римской (Германской) империи, воплотившееся в деспотизме Петера Орсеоло, а также мощное языческое восстание. Не случайно венгерские хронисты называли Анд-раша (Эндре) I «белым и католическим» (Albus Andreas et Catholicus)15. Эпитет «католический» в данном случае следует понимать только как признание заслуг названного короля в возвращении Венгрии в лоно христианской церкви. При этом необходимо

10 См. об этом: DHA, р. 127, 128, 282.

11 Из-за понижения уровня воды в озере Балатон Тиханьский остров давно стал полуостровом.

12 См. об этом: Повесть временных лет / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. СПб., 1996. С. 65 (текст), С. 202 (пер.).

13 См. об этом: Chronici Hungarici compositio saeculi XIV. Ed. A. Domanocszky, SRH, vol. I, p. 337-338; Legenda Sancti Gerhardi episcopi. Ed. E. Madzsar, SRH, vol. II, p. 501-503.

14 Прямо в источниках об этом нигде не говорится, но венгерские средневековые хроники свидетельствуют о пребывании Андраша (Эндре) и его брата Левенте на Руси, откуда они в 1046 г. вернулись на родину (Chronici Hungarici compositio saeculi XIV, SRH, vol. I, p. 337).

15 Ibid, p. 344.

подчеркнуть, что во время его коронации в 1047 г. удалось отыскать во всей стране лишь трёх оставшихся в живых после восстания Ваты епископов16, которые смогли обеспечить законность этой церемонии. Что уж говорить о массовой гибели в 1046 г. клириков среднего и низшего уровня. Безусловно, в такой ситуации руководству Венгерской церкви (да и Римской папской курии в целом) было не до борьбы с теми, кого впоследствии начали называть «схизматиками».

Когда мы ведём речь о русском влиянии в средневековой Венгрии, следует различать переселенцев из Днепровской Руси, появившихся на территории Карпатской котловины после обретения там родины венграми (и присоединившимися к ним на рубеже IX-X вв. этническими группами) от исконного восточнославянского населения, пришедшего сюда во время существования Аварского каганата (VT-VÏÏI вв.). К сожалению, исследователи (отечественные, венгерские и др.) далеко не всегда обоснованно относят все сведения о Рутении, рутенах, руззах и т. п., встречающиеся в средневековых зарубежных источниках, к Днепровской Руси и её жителям, полностью игнорируя возможность принадлежности их к Подкарпатской Руси и предкам современных русинов, считая, что «рутены» не могли появиться на территории Венгерского королевства (как заметная этническая масса) ранее XII в.17 Приводимые мной аргументы в пользу исконности проживания восточных славян в бассейне Верхней Тисы18 пока остаются без внимания коллег. К. Я. Грот в своё время высказывал весьма радикальное мнение, согласно которому православные всегда составляли значительную часть населения Венгерского королевства, и многие беды правителей из рода Арпадов (рубеж IX-X вв. — 1301) проистекали из-за отказа учитывать интересы своих подданных, исповедовавших христианство восточного обряда19, что представляется преувеличением.

Драматическая судьба Андраша (Эндре) до занятия им венгерского престола также благоприятствовала заметному росту русского влияния в Венгрии в годы его правления. После трагической гибели своего единственного сына и наследника герцога Имре в 1031 г. убитый горем Иштван I и его окружение сделали всё, чтобы престол не достался двоюродному брату основателя Венгерского королевства Вазулу (Васою) или его сыновьям, старшим среди которых, скорее всего, был Андраш (Эндре). В результате ок. 1032 г. братьям Эндре, Беле и Левенте пришлось бежать из Венгрии, сначала в Чехию, а оттуда в Польшу, где Беле удалось породниться с правившим там князем Мéшко II (1025-1031, 1032-1034). Поскольку братьев Белы тяготило положение «приложений» (appendices)20 к нему, они отправились дальше на восток и, после пребывания в течение непродолжительного времени среди печенегов, нашли ок. 1034 г. приют в Киеве у Ярослава Мудрого21.

16 При Иштване Святом в Венгрии был организованы первые семь епархий (Györffy Gy. Istvân kirâly és müve. Budapest, 1977. 186. l.).

17 М. Фонт считает, что в Венгрию переселялись жители юго-западной Руси во время вспыхивавших там масштабных междоусобиц (Font M. A honfoglalâstôl Mohâcsig, A Kârpât-medence etnikai és demogrâfiai viszonyai a honfoglalâstôl a török kiûzéséig. Pécs, 1998. 26. l.).

18 Юрасов М. К. Подкарпатская Русь — одна из колыбелей христианства у восточных славян. Очерки ранней истории русинов. Saarbrücken, 2013. C. 6-28; Его же. Ещё раз о времени появления русинов в Паннонии // Русин [Кишинёв]. 2020. № 2 (60). С. 11-21.

19 Грот К.Я. Из истории Угрии и славянства в XII веке (1141-1173). Варшава, 1889. С. 219.

20 Chronici Hungarici compositio saeculi XIV, SRH, vol. I, p. 336.

21 Венгерские хронисты нигде не упоминают Ярослава Мудрого, они свидетельствуют лишь о том, что Андраш (Эндре) и Левенте прибыли на Русь. Чуть выше по тексту рассматриваемой гл. 80 Композиции венгерских хроник XIV в. описывается первая и неудачная попытка сыновей Вазула найти приют на Руси, поскольку «король Лодомерии» (= князь Владимира-Волынского, которого там в то время не было, наверное, присланный из Киева посадник) не пустил их на Русь (Ibid).

Причину стойкого неприятия Иштваном Святым своего двоюродного брата и его детей, следствием чего стало появление на венгерском престоле сына одной из сестёр первого венгерского короля — Петера Орсеоло и мужа другой — Шамуэла Абы (10411044), трудно объяснить из-за отсутствия данных в дошедших до нас источниках. При этом обращает на себя внимание имянаречение некоторых из ненавистных Иштвану I его близких родственников. Венгерские исследователи считают, что Вазул (Васой) является венгерской транскрипцией греческого имени Василий, а отец его носил христианское имя Михаил22. Оба этих имени были популярны в Византии и в государствах, где распространилось христианство восточного обряда, но, например, среди имён римских пап ни то, ни другое не встречаются. Всё это позволяет предположить, что одной из возможных причин ненависти Иштвана I к Вазулу и его потомству была принадлежность этой ветви Арпадов к византийскому христианству. Если дело обстояло именно так, то в данном случае основатель Венгерского королевства проявил принципиальность и последовательность, поскольку в ходе процесса насильственного объединения под своей властью всех территорий, освоенных венграми к началу XI в. в Карпатской котловине, он развязал войну с правителем одной из южных областей Венгрии Айтонем и санкционировал его убийство, хотя Айтонь, как указывалось выше, был христианином восточного обряда.

В связи с этим представляется весьма интересным, но, к сожалению, неразрешимым (по причине отсутствия данных источников) вопрос о конфессиональной принадлежности Андраша (Эндре) I до занятия им венгерского престола. Казалось бы, его дед Михаил и отец Вазул (Васой) явно принадлежали к восточному христианству, но брат Левенте, умерший в 1047 г., до конца своих дней оставался закоренелым язычником и был похоронен по языческому обычаю23. Кроме того, сохранение Белой исконно венгерского имени также наталкивает на предположение о том, что сыновья Вазула, ставшие христианами, сделали это не на родине, а в тех странах, куда их забросила судьба: Бела — в Польше, а Андраш (Эндре) — на Руси. Исследователи давно выдвинули гипотезу, согласно которой имянаречение Андраша (Эндре) могло произойти только на Руси, где имя Андрей (в силу распространения книжниками тезиса об особой роли св. Андрея Первозванного в предыстории христианства в Среднем Поднепровье)24 было более популярным, чем в Византии.

Появление в Венгрии короля, проведшего более 10 лет на Руси и женившегося на дочери киевского князя Ярослава Мудрого Анастасии25, открыло широкие возможности для укрепления русско-венгерских межконфессиональных связей, что было необходимо в условиях восстановления позиций христианства в Венгрии после мощного языческого восстания. Сама Анастасия Ярославна в годы правления своего мужа старалась не просто покровительствовать проживавшим в Венгрии русинам, но и выбрала себе резиденцию в одной из северо-восточных областей Венгерского королевства, где тогда пролегала (впрочем, весьма зыбкая) граница между ареалами расселения предков современных западных и восточных славян. Вот как описывает это венгерский хронист рубежа XII-XIII вв., скрывший своё имя под псевдонимом «магистр П.», неизвестный нотарий короля Белы III, в своих «Деяниях венгров»:

22 Veszprémy L. Vazul, KMTL. 721. l.

23 Chronici Hungarici compositio saeculi XIV, SRH, vol. I, p. 344.

24 Фонт М. Андраш I и Ярослав Мудрый // Polska, Rus i Wijgry: X-XIV wiek. Red. D. Dqbrowski, A. Jusupowic, T. Maresz. Kraków, 2018. C. 33.

25 О её имени известно лишь из приписки на полях «Польской истории» Яна Длугоша (14151480), но сам факт брака подтверждает Адам Бременский. См. об этом: Щавелева Н. И. Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша (Книги I-VI). Текст, пер., комм. / Под ред. и с доп. А. В. Назаренко. М., 2004. С. 107 (текст), 255-256 (пер.), 390 (комм.).

«Король Эндре выменял у потомков Кетеля26 это место по двум причинам: во-первых, оно было удобно королям для охоты; во-вторых, в этих местах любила жить его жена, ибо здесь она была ближе к своей родине, так как была дочерью князя рутенов»27. Речь в данном случае идёт о Шарошпатаке, находящемся в совр. Восточной Словакии.

Если вернуться к диплому 1055 г., в котором, прежде всего, описываются владения бенедиктинского монастыря св. Аньяна в Тихани, то его датировка является для исследователей единственным хронологическим ориентиром для определения времени возникновения русской обители с кельями, вырытыми в базальтовых скалах находившегося на озере Балатон острова. К сожалению, некоторые исследователи подходят к решению данной проблемы без учёта всех имеющихся в нашем распоряжении данных. Так, украинский историк М. Волощук предполагает, что между 1046 и 1055 гг. одновременно с пещерным монастырём возникло селение Ороси («Русское»). По мнению учёного, на окраинах владений бенедиктинского монастыря «поселилась, может быть, одна из первых компактных групп русских переселенцев, которые, очевидно, пришли в Венгрию в сопровождении жены венгерского короля — дочери киевского князя Ярослава Владимировича Анастасии (?). Их проживание на периферии владений монастыря подтверждают археологические исследования и данные топонимии»28.

Однако, у нас нет никаких оснований связывать возникновение в Тихани пещерного монастыря и появление селения Ороси. Ни археологическое, ни топонимическое исследования не могут дать исчерпывающий ответ на вопрос о датировках этих событий. Для М. Волощука, отрицающего проживание восточных славян на землях Карпатской котловины до прихода туда венгров29, появление русских вместе с Анастасией Ярославной является отправной точкой в процессе переселения жителей Восточной Европы в Венгрию30. Такая позиция представляется мне недостаточно обоснованной, не только по причине наличия данных о появления восточных славян в Карпатской котловине ещё в аварское время, но и (по моему мнению), явному преувеличению М. Волощуком роли Тиханьского пещерного монастыря в истории Венгрии.

Прежде всего, обнаруживаемые археологами элементы материальной культуры не могут давать точные датировки основания исследуемых останков поселений31. Что же касается данных топонимии, то они берутся медиевистами из издававшихся королями и крупными феодалами грамот, поэтому специалистам приходится при их изучении употреблять выражение «первое упоминание». Что касается селения Ороси в средневековом венгерском комитате Веспрем32, то первое упоминание о нём

26 Кетель — легендарный персонаж эпохи обретения родины венграми на Среднем Дунае, упоминаемый только в цитируемом романе-деяниях магистра П.

27 P. magistri, qui Anonymus dicitur, Gesta Hungarorum. Ed. Ae. Jakubovich, annotationes exegeticas adiecit D. Pais, SRH, vol. I, p. 55-56.

28 Волощук М. «Русь» в Угорьскому королiвствi (XI — друга половина XIV ст.): сустльно-полiтична роль, майнови стосунки, тграцл. 1вано-Франювськ, 2014. С. 176. Здесь же, в примеч. 745 и 746 даны ссылки на работы исследователей, занимавшихся историей Тиханьской обители.

29 Волощук М. «Русь» в Угорьскому королiвствi. С. 97-103.

30 Там же. С. 112, 176.

31 К сожалению, результаты этих раскопок полностью до сих пор не опубликованы. М. Волощук ссылается на беседу с главой Товарищества украинской культуры в Венгрии Я. Хортяни (Там же. С.112, примеч. 430). Правда, в периодическом научном издании «Археологический вестник» была опубликована статья Й. Чемеги о пещерных жилищах в Тихани, но в ней проанализированы скорее результаты «разведки», а не планомерного археологического изучения останков пещерного монастыря, см.: Csemegi J. A tihanyi barlanglakások, Archaeologiai Értesíto, 1946, 396-407. l.

32 Топонимов с элементом Орос 'русский, русин' в средневековых венгерских грамотах насчитывается 74 (Kristó Gy., Makk F., Szegfü Gy. Adatok „korai" helyneveink ismeretéhez. I, Acta Universitatis Szegediensis de Attila József nominatae. Acta histórica. T. XLIV. Szeged, 1973. 12-14. l.).

относится к 1288 г.33 (что, к сожалению, не отмечено М. Волощуком). Кроме того, географическое положение этого селения скорее доказывает его непричастность к русскому пещерному монастырю, чем связь его появления с деятельностью пришедших из Руси монахов. Трудно себе представить, чтобы русские переселенцы обосновались в 40 км (к северо-западу, т.е. ближе к Германии) от своего духовного центра, если они появились в Венгерском королевстве в одной миграционной «волне» с монахами. В связи с этим датировка возникновения селения Ороси временем между 1046 и 1055 гг. не имеет под собой никаких прочных оснований и является не более чем догадкой. Это может быть лишь временем появления в Тихани пещерного монастыря. Правда, вызывает большие сомнения начальная дата указанного временного интервала: вряд ли русские монахи осмелились придти в страну, которую только что пришедшему к власти правителю пришлось силой возвращать в лоно Христианской церкви. Думаю, после этого должен был пройти хотя бы год. Коронация Андраша (Эндре) I в 1047 г. могла стать знаком того, что обстановка в стране стабилизировалась.

Также обращает на себя внимание тот факт, что возникновение пещерного монастыря на одном из островов озера Балатон произошло одновременно с аналогичным процессом, шедшим в Киеве. Летописная дата основания Киево-Печерской обители — 1051 г. — вряд ли соответствует действительности, поскольку ассоциируется с сообщением Повести временных лет о поставлении первого этнического «русина» Ила-риона на киевскую митрополичью кафедру. Современные исследователи разделяют точку зрения А. Ю. Карпова, согласно которой, первые пещерные жители появились на днепровском холме уже во второй половине 1040-х годов34. В связи с этим возникает вопрос об отношениях тиханьских православных монахов с киево-печерскими.

В своё время украинский советский историк Я. И. Штернберг, не являвшийся специалистом по внешней политике Древней Руси, но опубликовавший две статьи, касающиеся истории русско-венгерских отношений эпохи Ярослава Мудрого, заявил о том, что русский пещерный монастырь на полуострове Тихань «непосредственно подчинялся <...> Киево-Печерскому монастырю»35. При этом никаких аргументов в защиту данного тезиса историк не приводит. Столь смелое утверждение является не более чем догадкой, не опирающейся на реальные сведения. Напомню, что вся информация о Тиханьской православной обители, относящаяся ко времени правления Андраша (Эндре) I, заключена в одном-единственном слове Petra.

Как указывалось выше, в венгерской историографии распространено мнение, согласно которому все православные монастыри в Венгрии были василианскими (бази-литскими). Относительно пещерной обители в Тихани такое предположение сделал Д. Моравчик, считавший её греческим монастырём36. М. Комьяти, подвергший наиболее тщательному анализу королевский диплом 1055 г., в котором упоминается Petra, уже более уверенно заявил о василианстве обитателей тиханьских пещер37. Комментаторы же новейшего академического издания фальшивого диплома, на основании которого господа Хурозку требовали себе Русский камень, пишут о том, что этот

33 Ibid. 13. l.

34 Карпов А.Ю. Когда возник Киевский Печерский монастырь? // Очерки феодальной России. М., 1997. Вып.1. C. 5-23; Артамонов Ю.А., Толочко А.П. Киево-Печерский монастырь // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия / Под ред. Е. А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. М., 2014. С. 373.

35 Штернберг Я.И. Анастасия Ярославна — королева Венгрии // Вопросы истории. 1984. № 10. С. 183.

36 Moravcsik Gy. Bizânc és magyarsâg. 60. l.

37 Komjâthy M. Quelques problèmes concernant la charte de fondation de l'abbaye de Tihâny, Etudes historiques. I. Budapest, 1960, p. 238.

топоним происходит «не от личности Хуроз или Орос, но, скорее всего, от русских монахов ордена св. Василия, которые с русской женой короля прибыли в Венгрию...»38. Это, опять же, не более чем крайне маловероятная догадка, опирающаяся не на данные источников, а на убеждённость в том, что все православные монастыри в средневековой Венгрии были василианскими. Единственным, но крайне слабым, аргументов в пользу этого тезиса, является то, что Petra является греческим словом, записанным латинскими буквами. Лишь Г. А. Барко — современный католический священник, глубоко изучивший всё, что связано с Тиханьским пещерным монастырем, но, к сожалению, не опубликовавший результаты своих разысканий в серьёзных научных изданиях, заявляет о том, что пещерные жители Тихани не были василианами39.

Главным контраргументом против того, чтобы считать Тиханьскую обитель ва-силианской, является признание её пещерных жителей представителями Русской Православной церкви. Поскольку данный тезис никем не оспаривается, возникает закономерное мнение об организации этого монастыря иноками, начавшими свою монашескую деятельность в Киево-Печерской лавре. Так считал Я. И. Штернберг, подчёркивая при этом, что Тиханьский пещерный монастырь по сути своей являлся дочерним для Киево-Печерской лавры и во всем подчинялся её игумену40. Если соотнести это с убеждённостью венгерских исследователей в том, что все православные монастыри Венгрии в рассматриваемое время были василианскими, то придётся признать, что и «материнская» обитель в Киеве также была василианской, но о распространении этой ветви монашества на Руси в XI в. нет никаких сведений41.

Тиханьский пещерный монастырь вообще является не типичным явлением в истории европейского средневекового монашества. С одной стороны, вроде бы нет причин сомневаться в реальности его существования, поскольку Русский камень является топонимом, сохранившимся в исторической географии средневекового Венгерского королевства. С другой стороны, нет никаких доказательств официального оформления русской монашеской общины как субъекта правовых отношений, имеющего земельные владения, привилегии и т.п. Поскольку, как сказано выше, результаты археологических раскопок в Тихани в полном объёме до сих пор не опубликованы, речь о том, был ли там антиминс, даже не ставился. В связи с этим не вызывает удивления, что составившая полный список венгерских монастырей домонгольского времени М. Фонт не включила в него Тиханьскую пещерную обитель42. Такая позиция представляется более соответствующей реальности, чем включение a priori этого монастыря в число василианских, как это делали исследователи, работавшие в ХХ столетии.

По всей видимости, сообщество иноков — пещерных жителей в Тихани представляло собой пример монашеской вольницы — объединения людей, решивших посвятить себя иноческому служению, но без подчинения церковной иерархии. Обитатели находившегося рядом бенедиктинского монастыря св. Аньяна вряд ли одобряли такой образ существования монашеской общины, но пещерные жители не требовали для себя земельных владений с прикреплёнными к ним крепостными крестьянами и сами не занимали участок земли, который мог бы принести какой-то доход от его эксплуатации. Безусловно, бенедиктинцы были осведомлены о глубоких разногласиях между западным и восточным направлениями в христианстве, обострение которых привело в 1054 г. к схизме, но, как известно, до 1204 г., когда направлявшиеся

38 DHA, p. 128. При этом комментаторы фальшивого диплома опираются на приведённую в предыдущем примечании работу М. Комьяти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39 См. материалы сайта https: welovebalaton.hu>cikk, где отсутствуют ссылки на источники.

40 Штернберг Я.И. Анастасия Ярославна — королева Венгрии. С. 183.

41 Благодарю Ю. А. Артамонова за консультацию по данному вопросу.

42 Font M. A keresztény nagyhatalmak vonzásában. 116. l.

в Святую землю Христовы воины подвергли страшному разгрому и разграблению тогдашний главный центр мирового православия — Константинополь, христиане восточного обряда считались Римской папской курией «заблудшими», у которых есть возможность вернуться на путь единения с западными христианами, и лишь после 1204 г. православные официально были признаны врагами, хотя путь воссоединения с католиками им не был полностью закрыт.

Безусловно, всего лишь через год после схизмы вопрос о массовом преследовании православных в католической Европе ещё не стоял. Тем не менее, правитель соседней с Венгрией Чехии — князь Спитигнев II (1055-1061)43 уже через год после объявления схизмы, в 1055 г., изгоняет из Чехии братию Сазавского монастыря во главе с Витом, сохранявшую в своей обители традиции славянского богослужения и кириллического письма. Единоверцам предоставляет приют в Вишеградском монастыре венгерская королева Анастасия Ярославна44. Из этого можно сделать вывод о том, что роль супруги Андраша (Эндре) I в деле сохранения межконфессионального мира в Венгерском королевстве была определяющей. О том, что именно королева обеспечивала безопасное проживание в своей державе православного духовенства, свидетельствует, опять же, характеристика её супруга венгерскими хронистами как «белого и католического». К счастью для православного населения средневековой Венгрии, её правители в течение последующих двух столетий оставляли без внимания требования Римской папской курии об искоренении во владениях Арпадов очагов восточного христианства. Не случайно при Гезе II (1141-1162) в Венгрию была послана папой Евгением III (1145-1153) специальная миссия во главе с настоятелем одного из райхербергских монастырей Герхохом (ум. в 1169). Поскольку Герхох позволил себе критику короля за недостаточную христианизацию его державы (судя по всему, папский посол, в том числе, имел в виду значительное количество «схизматиков»), Геза II не разрешил Гер-хоху и его людям вступить на территорию Венгрии, чем сразу обрёк на неудачу всю их миссию, конечной целью которой был Киев45.

Покровительство на монаршем уровне, с одной стороны, и удалённость от центров русского православия, где находилась его иерархия, с другой, создавали идеальные условия для организации в Тихани вольного монашеского общежития, с которым вынуждены были мириться их соседи-бенедиктинцы. Андраш (Эндре) I погиб в 1060 г. в ходе междоусобной войны с братом Белой, Анастасия вынуждена была бежать с сыновьями Шаламоном и Давидом в Германию, но у нас нет никаких сведений о том, чтобы при Беле I (1060-1063) православные в Венгрии подвергались гонениям. Собственно говоря, названному королю было не до того, чтобы заниматься решением межконфессиональных проблем: в 1061г. Венгрия пережила новое антихристианское восстание, которое возглавил Янош46, сын Ваты — лидера предыдущего массового выступления венгерских язычников 1046 г. Кстати, в том же 1061г. новый чешский князь Вратислав II (1061-1092, с 1086 — король), женатый на дочери Андраша (Эндре) и Анастасии Адельхайде, возвратил в Сазаву игумена Вита и остатки его братии47.

43 Здесь и далее годы правления чешских князей даются по академическому изданию: Blahova V., FroHk J., Profantova N. Velke dëjmy zemí Ытпу ceske. I. Do гоки 1197. Praha, 1999. Б. 740.

44 Moravcsik Gy. Bizanc es magyarsag. 60. 1.

45 Подробнее об этом см.: Юрасов М.К. Венгрия и русские княжества в XII в. СПб., 2019. С. 342-345.

46 Наличие у руководителя движения за возвращение «веры предков» христианского имени явно свидетельствует о его насильственном крещении.

47 Окончательно богослужение на славянском языке было запрещено в Чехии Бржетисла-вом II (1092-1100) в 1096 г.

Что же касается Венгрии, то победителем в новой междоусобной войне, разгоревшейся в 1063 г., стали Анастасия Ярославна и её малолетний сын Шаламон (1063-1074), вернувший себе с немецкой помощью корону св. Иштвана48. Так начался второй период правления Анастасии — уже вдовствующей королевы — в качестве регентши. Лишь после поражения Шаламона в 1074 г. в междоусобной войне с двоюродными братьями (сыновьями Белы I) Гезой и Ласло Анастасия Ярославна окончательно покинула Венгрию и поселилась в Германии, где провела последние годы своей жизни49.

Потеря христианами восточного обряда в Венгрии своей покровительницы в 1074 г. не привела к гонениям на православных на землях монархии Арпадов. Венгерские короли вплоть до 1188 г. сохраняли стабильные добрососедские отношения с Рюриковичами, совершая походы на Русь, как правило, в рамках оказания военной помощи своим русским родственникам или союзникам50. Однако, не имея сведений о притеснениях православных в Венгрии в рассматриваемое время, мы также не располагаем и какой-либо конкретной информацией о судьбе русских монахов Тихань-ского пещерного монастыря.

Что касается дошедших до нас сведений о Русском камне, то они появляются в дипломе Андраша (Эндре) II (1205-1235), датированном 1211 г., в котором так же, как и в грамоте 1055 г., описываются владения бенедиктинского монастыря в Тихани. В более позднем из названных дипломов упоминается церковь блаженного Николая в Ороскё („ecclesie Beati Nicolai de Horozcueh"51, название церкви стоит в генитиве). Как видно из формы написания топонима (Horozcueh), первый его компонент (Horoz) является латинской транскрипцией старовенгерского слова со значением «русский» и вряд ли может служить доказательством принадлежности этого места предкам рода Хурозку (Hurozku). Вторая же часть этого топонима (cueh, 'камень') лишь своим произношением напоминает последний слог ku в названном родовом имени. Обращает на себя внимание то, что упомянутый в рассматриваемом дипломе храм был посвящён св. Николаю. В «Житии Феодосия Пе-черского» упоминается Николаевский монастырь в Киеве, основанный не позднее второй половины 1050-х гг. Это (чисто теоретически) может быть свидетельством связей Тиханьского пещерного монастыря с Киевом, хотя инициатива в создании Николаевского монастыря в столице Древней Руси принадлежит жене князя Изяс-лава Ярославича (1054-1068, 1069-1073, 1077-1078) немке Гертруде, «в семье которой св. Николай особенно почитался»52.

Следующее упоминание Русского камня относится уже к 1270 г., когда в описании владений бенедиктинского аббатства монастырь св. Николая (Миклоша) фигурирует уже как Ороскёйская пустынь53. О жителях этой пустыни рассматриваемый документ

48 Шаламон сначала был коронован отцом как соправитель и наследник престола, что означало нарушение обещания, данного Андрашем (Эндре) I брату Беле и стало причиной междоусобной войны между ними.

49 Год смерти Анастасии Ярославны неизвестен.

50 Единственным исключением из этого правила является поход Ласло I Святого (1077-1095) «против рутенов» (Chronici Hungarici compositio saeculi XIV, SRH, vol. I, p. 414-415), примерно датируемый 1092 г., который, по мнению исследователей, скорее всего, имел своей целью наказать беспокоившего северо-восточные области Венгрии теребовльского князя Василька Ростис-лавича (ок. 1084-1124) (Makk F. I. Laszlo, KMTL. 395. l.). В 1188-1190 гг. Бела III первым из венгерских королей предпринял попытку удержания под своей властью Галицкого княжества.

51 См.: A pannonhalmi Szent-Benedek-rend tortenete. Kiadja a pannonhalmi Szent-Benedek-rend. Szerk.: Erdelyi L., Soros P.T. X. Budapest, 1904, p. 516.

52 Артамонов Ю.А. Николаевский монастырь // Древняя Русь в средневековом мире. С. 541.

53 Csoka G., Koszta L. Tihany, KMTL. 676. l.

не упоминает. Самое позднее свидетельство об обители св. Николая (Миклоша) относится к 1329 г. В то время Тихань уже находилась на территории комитата Зала. В одном из дипломов, изданных в указанном году, упоминается брат Соломон, приор храма блаженного Николая в Урузку („fratre Salomone, priore Sancti Nicolai de Uruzku", имя стоит в аблятиве)54. По-видимому, изменение написания в грамотах топонима, обозначавшего Русский камень, и побудило господ Хурозку заняться в правление Карла I Роберта (1310-1342) составлением фальсификата, якобы подтверждавшего их исконное право на владение Русским камнем.

Точных сведений о том, когда русский пещерный монастырь в Тихани обезлюдел, источники для нас не сохранили. В Интернете распространено мнение, согласно которому, это произошло примерно в середине XIV в.55 До нас дошло свидетельство французского путешественника Филиппа Клювера (1580-1623), который ок. 1600 г. посетил холм, где когда-то вырыли себе пещеры русские монахи, и записал в своём путевом отчёте по этому поводу: «Ещё целы их кельи, комнаты, кухня, капелла»56.

Как видно из выше изложенного, русский пещерный монастырь возник в Тихани неофициально, возможно, как негласный «филиал» обители св. Аньяна, фактически являясь содружеством иноков, принадлежавшим к Русской Православной церкви. Именно этим может объясняться отсутствие каких-либо документов, содержащих упоминание о нём — только одно косвенное свидетельство в единственном королевском дипломе. Обитель, скорее всего, представляла собой совокупность пещерных келий, где жили пришедшие с востока, из-за Карпат, отшельники. Если принять во внимание судьбу возникшего в Венгрии одновременно с Тиханьским Зебегеньско-го василианского пещерного монастыря, также не оставившего в официальных документах никаких сведений о своём «законном оформлении», можно сделать вывод о том, что пещерное отшельничество было в Венгерском королевстве XI в. формой иноческого служения, находившейся вне системы церковной иерархии.

Источники и литература

1. Артамонов Ю.А., Толочко А.П. Киево-Печерский монастырь // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия / Под ред. Е. А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. М., 2014. С. 373.

2. Артамонов Ю. А. Николаевский монастырь // Древняя Русь в средневековом мире. С. 541.

3. Бруно Кверфуртский. Послание к германскому королю Генриху II (1008 г.) // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. IV / Сост., пер. и комм. А. В. Назаренко. М., 2010. С. 55-62.

4. Волощук М. «Русь» в Угорьскому королiвствi (XI — друга половина XIV ст.): суспшьно-полиична роль, майнови стосунки, м^рацп. Ьано-Франювськ, 2014.

5. Греческо-русский словарь Нового завета / Пер. с англ. В. Н. Кузнецовой при участии Е. Б. Смагиной и И. С. Козырева. М., 2002.

6. Грот К.Я. Из истории Угрии и славянства в XII веке (1141-1173). Варшава, 1889.

7. Карпов А.Ю. Когда возник Киевский Печерский монастырь? // Очерки феодальной России. М., 1997. Вып. I. C. 5-23.

54 Nagy I., Veghely D., Nagy Gy. Zala varmegye tortenete. Okleveltar. I. k. Budapest, 1886. 239. l.

55 См., напр., материалы сайта https: welovebalaton.hu>cikk, исторический раздел которых написал Г. А. Барко. Никаких ссылок на литературу, как указывалось выше, в этой краткой исторической справке нет.

56 Zolnay L. Kineses Magyarorszag. Kozepkori mmelodesunk tortenetebol. Budapest, 1977. 186. l.

8. Повесть временных лет / Подг. текста, пер., статьи и комм. Д. С. Лихачёва; под ред. В. П. Aдриановой-Перетц. Изд. 2-е. СПб., 1996.

9. Фонт М. Aндраш I и Ярослав Mудрый // Polska, Rus i Wçgry: X-XIV wiek. Red. D. D^browski, A. Jusupowic, T. Maresz. Kraków, 2018. C. 21-37.

10. Щавелева Н. И. Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша (Книги I-VI). Текст, пер., комм. / Под ред. и с доп. A. В. Назаренко. M., 2004.

11. Штернберг Я. И. Aнастасия Ярославна — королева Венгрии // Вопросы истории. 1984. № 10. С. 180-184.

12. Юрасов М.К. Подкарпатская Русь — одна из колыбелей христианства у восточных славян. Очерки ранней истории русинов. Saarbrücken, 2013.

13. Юрасов М. К. Венгрия и русские княжества в XII в. СПб., 2019.

14. Юрасов М.К.. Ещё раз о времени появления русинов в Паннонии // Русин [Кишинёв]. 2020. № 2 (60). С. 11-21.

15. Berki F. Baziliták. KMTL. 86. l.

16. Bláhová V., Frolík J., Profantová N. Velké dëjiny zemí koruny ceské. Sv.I. Do roku 1197. Praha, 1999.

17. Chronici Hungarici compositio saeculi XIV. Ed. A. Domanocszky, SRH, vol. I, p. 217-505.

18. Csemegi J. A tihanyi barlanglakások, Archaeologiai Értesíto, 1946. 396-407. l.

19. Csóka G., Koszta L. Tihány, KMTL. 676. l.

20. Diplomata Hungariae antiquissima, vol. I. 1000-1131. Edendo operi praefuit G. Györffy. Budapestini, 1992.

21. Font M. A honfoglalástól Mohácsig, A Kárpát-medence etnikai és demográfiai viszonyai a honfoglalástól a török kiûzéséig. Pécs, 1998. 5-30. 1.

22. Font M. A keresztény nagyhatalmak vonzásában. Kôzép és Kelel-Europa a 10-12. században. Budapest, 2005.

23. Györffy Gy. István király és mûve. Budapest, 1977.

24. Komjáthy M. Quelques problèmes concernant la charte de fondation de l'abbaye de Tihány, Etudes historiques. I. Budapest, 1960, p. 219-252.

25. Korai magyar tôrténeti lexikon (9-14. század). Fôszerk. Kristó Gy. Budapest, 1994.

26. Kristó Gy., Makk F., Szegfû Gy. Adatok „korai" helyneveink ismeretéhez. I. Acta Universitatis Szegediensis de Attila József nominatae. Acta historica. T.XLIV. Szeged, 1973.

27. Legenda Sancti Gerhardi episcopi. Ed. E. Madzsar, SRH, vol. II, p. 461-506.

28. Makk F. Bizánci egyház, KMTL. 109-111. 1.

29. Makk F. Bazilisszák, KMTL. 86. l.

30. Makk F. I. László, KMTL. 395. l.

31. Moravcsik Gy. Bizánc és magyarság. Budapest, 1953.

32. Moravcsik Gy. Görögnyelvü monostorok Szent István korában, Szent István emlékkônyv. I. k. Budapest, 1938. 389-422. l.

33. Nagy I., Véghely D., Nagy Gy. Zala vármegye tôrténete. Oklevéltár. I. k. Budapest, 1886.

34. P. magistri, qui Anonymus dicitur, Gesta Hungarorum. Ed. Ae. Jakubovich, annotationes exegeticas adiecit D. Pais, SRH, vol. I, p. 13-117.

35. A pannonhalmi Szent-Benedek-rend tôrténete. Kiadja a pannonhalmi Szent-Benedek-rend. Szerk.: Erdélyi L., Sôrôs P. T. X. Budapest, 1904.

36. Scriptores rerum Hungaricarum tempore ducum regumque stirpis Arpadianae gestarum. Edendo operi praefuit E. Szentpétery, vol. I-II. Budapestini, 1937-1938 [repr.: 1999].

37. Veszprémy L. Vazul, KMTL. 721. 1.

38. Zolnay L. Kincses Magyarország. Kôzépkori mûvelôdésânk tôrténetébôl. Budapest, 1977.

39. Mатериалы сайта: https://welovebalaton.hu>cikk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.