Вестник ПСТГУ
Серия III: Филология.
2019. Вып. 61. С. 67-79
DOI: 10.15382МигШ201961.67-79
Кормышева Элеонора Ефимовна, д-р ист. наук, Институт востоковедения РАН, Российская Федерация, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, 12 [email protected] ОИСГО: 0000-0002-9274-5661
Древнеегипетские корни образа пантеры в Александрийском «Физиологе»
Э. Е. Кормышева
Аннотация: Цель данного исследования — проследить древнеегипетские корни образа Пантеры, символизирующей Спасителя в зоологической мистерии «Физиолог», созданной в египетской Александрии. С учетом высказанного в литературе мнения об утрате Пантерой черт хищника и превращения ее в «Физиологе» в бесполый образ, в статье на основании анализа текстового и изобразительного материала древнего Египта прослежены черты, характерные для Пантеры древнеегипетской мифологии, которые остались присущими ее образу в «Физиологе». Для осуществления поставленной задачи были выделены следующие особенности ее образа, которые, по мнению автора, восходят к древнеегипетской традиции. Это изначальное единство Пантеры и Змеи, которое прослеживается на ранних памятниках древнеегипетской культуры — палетках раннединастического периода из Иераконполя, где наблюдается комбинированный образ, показывающий единение обоих зверей. По сохранившимся источникам их разрыв и враждебность, а также превращение Пантеры в защитника Солнечного бога фиксируются в Текстах Пирамид эпохи Древнего царства (III тыс. до н. э.), где действует самка пантеры, Мафдет, которая убивает змея как врага Солнечного бога. исследуются также египетские корни представлений о многоцветности Пантеры, отразившиеся в «Физиологе». В статье приводятся данные, связанные с отношением египтян к шкуре пантеры как персонифицированной модели космоса. Примером служат одеяния жрецов и умершего перед жертвенным столом, а также голова пантеры на различных предметах, одежде, магических жезлах. По мнению автора, на становление образа Пантеры как зоологической персонификации Спасителя повлияла также ее роль перевозчика душ умерших в потустороннем мире. В качестве доказательства этого тезиса рассматриваются магические жезлы эпохи Среднего царства, на которых показаны мифические образы крылатой Пантеры с головой сокола — перевозчика головы умершего, а также фигуры Тутанхамона на черной пантере, найденные в его гробнице. Представляется, что присущие Пантере черты защитника Солнечного бога и трансформатора душ потустороннего мира привели к ее персонификации в образе Христа.
Ключевые слова: Древний Египет, Пантера, Тутанхамон, Змей, Мафдет, Солнечное божество, «Физиолог», Тексты Пирамид, Бени Хасан, Хор, Исида.
«Физиолог» — сочинение, родившееся на переломе эпох и призванное соединить разрыв времен и культур. Оно являет собой синтез античного наследия с христианскими ценностями, совмещая краткие описания животных с христианскими толкованиями1. Это произведение было создано в египетской Александрии не раньше II и не позднее последней четверти IV в. Оно относится к типу герметических текстов, созданных вне законов логики, в которых любой предмет передает самые разные понятия, излагает в аллегорической форме важнейшие положения христианского вероучения, содержит закодированные правила поведения, а также коллекцию знаков, указывающих пути к вечной жизни. В христианском «Физиологе» животные превратились в символы, которые помогали в поиске ответов, раскрывая смысл загадочных ситуаций путем перехода от земных вещей к сакральной реальности и созерцанию высших истин. Персонажи этой книги утратили свои естественные звериные проявления, они существуют вне времени и пространства, принадлежат к миру вечности2, выступают символами горнего мира или преисподней.
Символизм зоологических видов, представленных в «Физиологе», вне всякого сомнения, берет начало в мифических чертах, закрепленных за соответствующими животными в восточных религиях. Образы льва, змея, частично ибиса и дикого осла в значительной мере возникли из представлений, сохранявшихся на протяжении тысячелетий в древнеегипетской мифологии. Пантера, один из самых ярких и поучительных образов, проходит через всю историю древнеегипетской цивилизации, как в виде отдельных своих частей (голова, шкура), так и в своем цельном облике, реальном и мистическом. В основе почитания Пантеры, вне сомнения, лежали ее яркая шкура, сила и стремительность в беге. Все это гармонично согласовывалось с благоговейным поклонением египтян перед представителями семействаfeline. Достаточно вспомнить более 60 древнеегипетских богов-львов, среди которых наиболее известными были богиня-кошка Ба-стет, богиня-львица Сохмет и мистическая самка пантеры Мафдет.
Многозначность пантеры в древнеегипетских верованиях, связанных с солярным культом и культом мертвых, а также тот факт, что «Физиолог» был создан в долине Нила — в Александрии, побуждают проследить корни этого образа по памятникам древнего Египта, наиболее ярко передающим образ божественной Пантеры. Именно тогда сложились главные ассоциативные реалии ее воображаемого бытия. Через ассоциации по смежности, уникальность красивого и яркого зверя, были заложены основы переосмысления его образа в аллегориях христианского мира. В «Физиологе» Пантере досталась ключевая роль, и она, благоухающая и невинная, стала символом чистоты и Самого Иисуса Христа3. Обращение к древнеегипетским корням образа Пантеры позволит найти причины ее метаморфоз в «Физиологе» и понять, что даже претерпев необходимые изменения, она сохранила многие черты своей мифологической предшественницы.
1 Юрченко А. Г. Александрийский Физиолог. Зоологическая мистерия. СПб., 2001. С. 15-16.
2 Там же. С. 17, 29, 30-32, 35.
3 Там же. С. 27, 28.
Пантера и змей. Образ пантеры в ранних источниках
Важное место в древнеегипетской мифологии отводилось связи Пантеры и Змея. Это единство можно наблюдать уже в ранних памятниках. Фигуры, сочетающие в себе оба образа, встречаются на палетках раннединастического времени4, найденных в Иераконполе (ил. 1, 2). Вытянутая змееподобная шея, которая заканчивается головой не змеи, а пантеры, свидетельствует о единении этих животных и иллюстрирует идею о некогда неразлучной паре. Углубление в виде круга, с одной стороны, имеет практическое назначение (палетка — краски), но с другой — служит символом солнца.
Ил. 1. Фрагмент палетки5 Ил. 2. Фрагмент палетки
Нармера6
Без сомнения, изображение Пантеры со змеиной шеей воплощает в себе образ небесного божества, находящегося в тесной связи с солнцем. Это единство можно рассматривать как путь с земли на небо и обратно, как дорогу глаза Солнечного божества, спускающегося с неба и возвращающегося туда. Но один из ранних письменных памятников, описывая движение Солнечного бога в потустороннем мире, закрепляет за Змеем роль врага, который препятствует восходу светила на рассвете, а роль защитницы за богиней Мафдет, в более поздних источниках изображенной как самка Пантеры. Пантера-кошка, выступающая на стороне Солнечного бога и уничтожающая его врага-змея, заняла прочное место в египетской мифологии.
Такое распределение функций, зафиксированное в историческое время — III тыс. до н. э., V династия, в Текстах пирамид и сохраняющееся на протяжении всего существования древнеегипетской цивилизации, могло послужить основой
4 Cialowicz K. M. Les palettes égyptiennes aux motifs zoomorphes et sans décoration: Études de l'art prédynastique. Krakôw, 1991. P. 44.
5 Quibell J. E., Green F. W. Hierakonpolis. L., 1902. Pt. 2. Pl. XXVIII.
6 Quibell J. E. Hierakonpolis. L., 1900. Pt. 1. Pl. XXIX.
для возникновения соответствующей мифологемы «Физиолога». Можно предположить, что эпизод о скрывающемся в пещере при приближении пантеры Змбе связан с рассказом о том, как богиня Мафдет отрезала голову Змея. Это событие впоследствии было изображено на одной из виньеток в Книге Мертвых. По предположению Юрченко, факт, что змей в «Физиологе» при появлении пантеры удаляется в пещеру, свидетельствует о том, что некогда они были неразлучной парой7, являя собой два полюса единого мира и символизируя соответственно расцвет и распад в природе. В сакральной зоологии союз или вечная война этих фигур воплощают тайну жизни, обратной стороной которой служит смерть. Соответственно, Мафдет является символом добра, а Змей — персонификацией зла.
Многозначность космических символов «Пантеры» и «Змея» предполагает и другие смыслы, проясняющие онтологические процессы на примере взаимоотношений этой пары. Речь идет о божественном браке и о двух взаимоисключающих стратегиях — мужской и женской, причем победа всегда остается за Пантерой, воплощающей женское начало8.
Кроме того, интересно вспомнить, что другая богиня в образе дикой кошки или львицы — Хатхор-Тефнут — пожирала людей в Нубии. Примечательно, что в «Физиологе» Пантера, утратив черты хищника и превратившись в образ, благоухающий ароматом и дружелюбностью, сохраняет постоянство только в своей враждебности к Змбю, а он, соответственно, к ней: Пантера «друг всем животным, но недруг змею»9.
Царский и солярный аспекты пантеры
Древнеегипетское слово кошка-пантера, Мафдет, в древнеегипетском языке служило собирательным обозначением богинь, почитающихся в образе представителей из семейства кошачьих10, к которому по зоологической классификации относятся гепарды, пантеры и дикие кошки. Однако мифологический образ этих животных никогда не совпадал, да и не мог, с соответствующим естественным видом, но нес на себе черты обобщения, подчеркнутые особенностями иконографии, в которой зоологические черты часто оказываются завуалированы с целью придания особой таинственности образу.
Закрепленные за Мафдет функции, которые позволили авторам «Физиолога» связать Пантеру с образом Спасителя, сложились уже в раннее время. Обозначение пантеры nTr.t — яркое свидетельство того, что ей приписывали божественную сущность. Мифологический образ Мафдет соотносился с несколькими видами из семейства кошачьих, что нашло отражение в рисунках, которые сохранились в «Комнате мира» солнечного храма Ниусерре в Абусире (V династия — 2480 гг. до н. э.). Соответствующие надписи называют одно изображение
7 Юрченко А. Г. Указ. соч. C. 56.
8 Там же. C. 53, 54.
9 Там же. C. 56, 135-136.
10 Westendorf W. Panther // Lexikon der Ägyptologie. Lieferung 5. Wiesbaden, 1982. Bd. 4. S. 664. О проблеме этимологии и происхождении имени см.: Kammerzell F. Panther, Löwe und Sprachentwicklung im Neolithikum. Göttingen, 1994.
самкой пантеры (^Э b3(BA)), а другое гепардом (Ч^ ntr)11. В надписях могут различаться верхнеегипетская и нижнеегипетская Ь3(ВА)-пантеры12: леопард считался верхнеегипетской пантерой, а гепард — нижнеегипетской.
Тремя главными основаниями для почитания пантеры, под которой подразумевался собирательный образ леопарда и гепарда, служила ее связь с царством, солнцем и плодородием. Мафдет была защитной силой царя и упоминается как владычица Дома жизни в целом ряде текстов13.
В качестве защитницы Солнечного божества пантера Мафдет известна в историческое время. В Текстах Пирамид говорится: «Появится Солнце с его действующим уреем на вершине, против этого змея, который приходит из земли. Ты под пальцами Униса, он отрежет тебе голову этим ножом, который есть рука той, что с лицом Мафдет»14.
Отождествление умершего фараона с Мафдет отражено во многих речениях Текстов Пирамид: «Пальцы Тети — это пальцы Мафдет, пребывающей в Доме жизни»15. «Эта нога Тети [которую он накладывает на тебя] — это нога Мафдет; эта рука Тети, которую он возлагает на тебя, — есть рука Мафдет находящаяся во главе Дома Жизни»16. Приведенные цитаты свидетельствуют о том, что царственные особы (Унис, Тети, Пепи I, Нейт) после своей смерти выступают в лице Мафдет против врага Солнечного бога.
Царственная сущность египетской богини подчеркнута в образе пантеры с головой грифона17. Эта хищная птица обозначала победителя и соотносилась с образом царя, начиная со времени Древнего царства, выступала символом силы и власти, была наделена апотропеической силой и считалась символом Солнца. Присутствие грифона в повествовании о ежедневном переходе через Дуат перед новым рождением18 и в Мифе о солнечном глазе19 подчеркивают его особую роль и значимость. Эти черты были присущи пантере (составной части грифона) на протяжении тысячелетий, и вероятно, тоже могли послужить основой для ее отождествления со Спасителем в «Физиологе».
11 К этому следует добавить обозначение самки пантеры: Л^а. Edel E. Zu den Inschriften auf den Jahreszeitenreliefs der "Weltkammer" aus dem Sonnenheiligtum des Niuserre // Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. Philologisch-Historische Klasse. 1961. № 8. S. 244. Abb. 12.
12 Jéquier G. La Panthère dans l'ancienne Égypte // Revue d'ethnographie et de sociologie. P., 1913. Vol. 4. P. 355.
13 См.: Westendorf W. Beiträge aus und zu den medizinischen Texten // Zeitschrift für ägyptische Sprache. 1966. Bd. 92. S. 129-132.
14 Allen J. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Atlanta, 2015. W 203. P. 54, повторено в текстах пирамиды Нейт N 257. P. 330. О Мафдет см. также: Ibid. W 201, W 202b. P. 54.
15 Ibid. Т 260. P. 90, повторено в текстах пирамиды Нейт N 256, 257. Мафдет как владычица Дома жизни упоминается в целом ряде текстов ^м.: Westendorf W. Beiträge aus und zu den medizinischen Texten).
16 Allen J. Op. cit. Т 265. P. 90.
17 См.: Leibovitch J. Le griffon (Trois communications faites à l'institut d'Égypte). Le Caire, 1946. P. 29. Fig. 29.
18 Kamrin J. The Cosmos of Khnumhotep II at Beni Hasan. L.; N. Y., 1999. P. 87, 89.
19 Hsu Shih-Wei. The "Griffin" as a Visual and Written Image for the King // Göttinger Miszel-len. 2011. Bd. 231. S. 45-56.
Одежда в виде шкуры пантеры
Шкура пантеры — частый элемент дани из Нубии и Пунта20. Шкура пантеры упоминается в надписи Херхуфа (Древнее царство), где ее наименование отличается от слова пантера только детерминативом шкуры21. Со времен культуры На-гады (IV тыс. до н.э.) до нас дошли портреты жрецов, одетых в шкуру пантеры, что продолжалось на протяжении всей египетской истории. В гробнице Сети I видна выделанная шкура пантеры, которая наброшена на юбку и торс жреца22. Начиная с III династии (2700 г. до н. э.) в гробницах появляются изображения, на которых ее владелец, сидящий перед жертвенным столом с предназначенными для него подношениями, может быть одет в шкуру пантеры, на которой видна ее голова и лапы с когтями.
В данном изображении скрыт особый смысл: жертвоприношения в честь умершего воспринимаются как искупительная жертва Солнечному богу, которая достигает его благодаря символу, отраженному в голове и шкуре пантеры. Также и сам умерший, будучи облачен в одеяние пантеры, выступает гарантом поступления предназначенной ему жертвы к Солнечному божеству. В ритуальном действе обязательно мистическое присутствие Мафдет как владычицы Дома жизни.
Шкура пантеры в качестве одежды царских сыновей, жрецов и других умерших, сидящих перед жертвенным столом, стала семантически значимой частью в росписях гробницы23. Именно она обеспечивала контакт с внешним миром через жрецов и была гарантом, что умерший будет снабжен всем необходимым и сможет существовать в потустороннем мире. Следовательно, Пантера становится необходимым гарантом жизни.
Интересно отметить, что шкуру Пантеры носили не только жрецы и владельцы гробниц, но и боги, в частности, богиня Сешат, Сефхет-Абуи и бог Бес. В данном случае можно предположить символическое значение шкуры Пантеры как жизненной силы, придаваемой ее владельцу, а также близость или причастность ее обладателя Солнечному богу.
Особое место было отведено голове Пантеры, которая на памятниках до конца Древнего царства изображалась на нижней части юбки жреца или умершего. Голова пантеры видна и на одеждах в виде полной шкуры, где четко выделялись голова и лапы с когтями, голова пантеры также изображалась на концах магических жезлов. Причина такого отношения к голове пантеры, возможно, заключалась в мифологической связи ее головы с символикой священного глаза уджат. Связь глаза — одной из главных мифологем египетской культуры — с гепардом была установлена через важнейший компонент глаза — извивающуюся
20 Например, в гробнице Рехмира изображены в виде дани и живые пантеры, и шкуры пантеры (см.: Virey Ph. Le tombeau de Rekhmara, préfet de Thèbes sous la XVIII Dynstie. P., 1889. Pl. IV, VI; Davies N. de G. Paintings from the Tomb of Rekh-Mi-Re at Thebes. N. Y., 1935. Pl. VI, XIV).
21 Sethe K. Urkunden des Alten Reichs. Leipzig, 1932. Bd. 1. S. 125:1.
22 Цветное изображение см.: Mauric-Barberio F. Unzählige neue Wand-, Pfeiler- und Deckenfragmente aus dem Grab Sethos' I // Scanning Sethos. Die Wiedergeburt eines Pharaonengrabes. Basel, 2018. S. 124. Fig. 7.
23 См.: Petrie W. M. F. Medum. L., 1892. Pl. XIII.
линию под углом глаза, которая в природе наблюдается только у гепардов. Это, в частности, четко прослеживается в образах из Бени Хасана.
Органическая связь элементов солнечного глаза с глазом гепарда дает объяснение голове гепарда как составной части одежды жреца, ибо через священный глаз голова, а с ней и сама шкура пантеры как одежда становятся символом единения ее носителя с Солнечным богом.
Многоцветие Исиды — многоцветие Пантеры
Как считает Юрченко, для того, чтобы стать нравоучительной фигурой, жаждущей любви в «Физиологе», Пантере пришлось многое утратить и в первую очередь пол. Зверь был превращен в бестелесный знак, стерильная пантера существует только в христианской традиции, последняя связана исключительно с «Физиологом». Переход пантеры из пространства античных мифов в пространство христианской культуры ознаменовался метаморфозой — хищник стал кротким созданием, а многоцветность пантеры была соотнесена с бесконечной чередой зачатий24.
У пантер на цветных изображениях обязательно передается ярко-пятнистая шкура25. Повышенное внимание к природной яркости шкуры и ее сакральное толкование имеют древнеегипетские корни и находят продолжение в «Физиологе»: пантера «...многоцветна, как хитон Иосифа, и прекрасна, молчалива и кротка весьма... От голоса же ее исходит всяческое благоухание ароматов»26. Символика естественной окраски основывается на солярном аспекте мифологической пантеры и ассоциируется с моделью мира. Шкура Пантеры становится в ряде памятников обозначением космоса, а пятна на ней сопоставляются со звездами. Об этом свидетельствует, например, изображение заупокойного жреца в гробнице Аменему, а также жреца Сема в гробнице Сети I27. Фрагменты шкуры пантеры с аппликациями в виде головы пантеры одежды жреца были найдены в гробнице Тутанхамона28.
В поздних версиях описания Исиды особая символика придается не только пестроте одежд богини, но и аромату, исходящему от ее волос. Например, Плутарх видит в ней такой смысл: «ее энергия становится всем и все в себе заключает: свет и тьму, день и ночь, огонь и воду, жизнь и смерть, начало и конец»29.
Аромат, исходящий от волос Исиды, коррелирует с эпизодом древнеегипетской «Сказки о двух братьях» (папирус д'Орбини, Новое царство), где упомянута прядь волос жены Баты, излучавших неповторимый аромат, который пленил фараона. Аромат же Пантеры, согласно «Физиологу», исходит от ее голоса. В данном случае принципиальное значение получает само наличие аромата, которое служит еще одним свидетельством божественной сущности, и не так важен его источник, будь то волосы или голос.
24 Юрченко А. Г. Указ. соч. С. 55-56.
25 Petrie W. M. F. Meidum. Pl. XVII, XVIII.
26 Юрченко А. Г. Указ. соч. С. 56, 135-136.
27 См.: Jéquier G. Op. cit. Р. 373.
28 Hawass Z. Le Trésor de Toutankhamon. P., 2008. Р. 26.
29 Плутарх. Исида и Осирис. 77.
Мистические образы пантеры
Особый интерес представляют комбинированные фигуры с телом пантеры и головой сокола (см. ил. 4), которые чаще всего встречаются на магических ножах. Изображения представляют пятнистую пантеру, которая несет на своей спине человеческую голову, помещенную между двумя крыльями. Такое изображение имеется в гробнице Хнумхотепа II из Бени Хасана (ил. 3), на котором представлено животное с опущенной головой. Тело с пятнистой шерстью и полосатым хвостом напоминает тело гепарда, на его спине пара крыльев, между которыми расположена человеческая голова, а его собственная голова похожа на голову птицы. Фигуры с телом пантеры, крыльями на спине и головой птицы в профиль, на котором явно виден священный глаз уджат, сопровождаются термином или летящая пантера30. В гробнице Хнумхотепа II такая мистическая воображаемая фигура появляется в сцене охоты в пустыне, хотя совершенно очевиден ее символический смысл31. Встречаются изображения, сопровождающиеся надписью — и представляющие существо с телом пантеры и головой змеи32, например, в гробнице Бакет III (К 15). Похожее животное с крыльями и головой, которая клювом напоминает птичью, названо э£г33.
Ил. 3. Бени Хасан, Гробница Хнумхотепа II34
Стилистически можно выделить различия отдельных элементов в данном типе изображений. На крупе гепарда/пантеры между крыльями может быть помещена или голова человека, или его торс, окруженный крыльями с прочерченными перьями. Человеческая голова или торс между крыльями вызывает прямую ассоциацию с душой ба, которую мифическая пантера перевозит на своей спине. Есть также еще один тип, относящийся, по-видимому, к тому же семантическому ряду — это шагающая пантера с головой змеи, на спине которой изображена голова человека между крыльями.
30 Согласно Ж. Лейбович, это маленький грифон: Leibovitch J. Op. cit. P. 17. Fig. 18,19.
31 Kamrin J. Op. cit. P. 86, 87
32 J^quier G. Op. cit. P. 6-7. Fig. 7.
33 Kanawati N., Evans L. Beni Hassan. Oxford, 2018. Vol. 4: The Tomb of Baqet III. Pl. XIII. Reg. 1.
34 Новое издание: Kanawati N., Evans L. Beni Hassan. Oxford, 2014. Vol. 1: The Tomb of Khnumhotep II. Р. 47. Pl. 36 (c), 37 (a).
Человеческая голова на спине пантеры служит иллюстрацией к изречениям Текстов Пирамид: она существует отдельно от его тела и с помощью богов соединяется с другими частями тела умершего35. Перенос головы человека на спине пантеры стал в определенной мере нарицательным, его символика — защита умершего и его транспортировка в потустороннем мире.
Фигуры пантеры с крыльями также частый персонаж магических жезлов, сделанных, главным образом, из слоновой кости. Это, в частности, жезл из коллекции В. С. Голенищева 2036 (ГМИИ им. Пушкина 6736)36. Подобные изображения имеются на жезлах из Британского музея37, где представлены мифологические фигуры пантеры с головой сокола всех названных выше типов. На жезле из Берлинского музея изображена шагающая пантера, позади нее глаз уджат и извивающийся змей, по краям жезла — стилизованные головы пантеры, которые обычно встречаются и на одеждах жрецов38. Все это свидетельствует о том, что мифологическая пантера выступала не только защитником, но и перевозчиком умерших в потустороннем мире, а ее крылатый образ нес символику неба и бога солнца. Типологически эти фигуры принадлежат одному семантическому ряду — трансформации умершего в потустороннем мире на спине Пантеры, символа Солнечного бога.
Ил. 4. Фрагмент изображения на магическом жезле из Британского музея39
35 Подробно исследовано в статье: Кормышева Э. Е. Голова как самостоятельная часть тела в потустороннем мире // Эпиграфика Востока. 2019. Вып. 34 (в печати).
36 Ходжаш С. И. Жезл и туалетный сосуд с изображением сцены магической защиты // Древний Египет: Сб. статей. M., 1960. С. 242-260.
37 Petrie W. M. F. Objects of Daily Use. L., 1927. Pl. XXXVI. BM 9434, BM 38190, BM 24426.
38 Legge F. Op. cit. Pl. 1. BM 24426. Berlin 14284; pl. IV. Shorter A. W. A Magical Ivory // Journal of Egyptian Archaeology. 1932. Vol. 18. P. 1-2. Pl. 1; J^quier G. Op. cit. P. 9. Fig. 14.
39 Legge F. The Magic Ivories of the Middle Empire // Proceedings of the Society of Biblical Archaeology. 1905. Т. 27. Pl. III. BM 18175.
Именно в этом ключе следует воспринимать фигуру Тутанхамона с атрибутами правящего царя на шагающей черной пантере, сохранившуюся в его гробнице40. Черная пантера с ушами, глазами и мордой, декорированными золотом, воспринималась как перевозчик царя к Солнечному богу, а золото на ее морде служит ей проводником света.
Изображение сокола-пантеры выступает царским образом и символизирует установление порядка и устранение зла. Глаз Хора на морде гепарда указывает на конечную цель — воскрешение к вечной жизни. Так пантера приобретала черты космической богини41.
* * *
Приведенные примеры позволяют заключить, что образ пантеры «Физиолога» как эзотерического символа имеет глубокие корни в древнеегипетской мифологии, где пантера получила значимый облик божества. Древнеегипетская пантера служит образом ночного небесного свода и светящихся на нем звезд, уничтожает змея, врага Солнечного бога, перевозит в потустороннем мире умерших, выступает посредником между живыми и мертвыми и тесно связана с царем и Солнечным богом — центром мироздания.
Пантера в «Физиологе» теряет естественные инстинкты хищника и выступает образом Христа. Она служит символом красоты, неизменно присущей Спасителю, и полностью соответствующий ее природе благодаря многоцветию шкуры, которая воспринимается как божественный атрибут. Ассоциация пятнистости шкуры со звездным небом позволила Пантере встать в центре мироздания и быть наделенной безграничной силой. В череде этих ассоциаций пантера логически приобретала власть над звездным небом и всей вселенной, что и позволило ей в зоологической мистерии стать символом Спасителя.
Список литературы
Кормышева Э. Е. Голова как самостоятельная часть тела в потустороннем мире // Эпиграфика Востока. 2019. Вып. 34 (в печати). Ходжаш С. И. Жезл и туалетный сосуд с изображением сцены магической защиты //
Древний Египет. Сборник статей. M., 1960. C. 242—260. Юрченко А. Г. Александрийский Физиолог. Зоологическая мистерия. СПб., 2001. Allen J. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Atlanta, 2015.
Ciaiowicz K. M. Les palettes égyptiennes aux motifs zoomorphes et sans décoration: Études de
l'art prédynastique. Kraköw, 1991. Davies N. de G. Paintings from the Tomb of Rekh-Mi-Re at Thebes. N. Y., 1935. Edel E. Zu den Inschriften aufden Jahreszeitenreliefs der "Weltkammer" aus dem Sonnenheiligtum des Niuserre // Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. PhilologischHistorische Klasse. 1961. Bd. 8. S. 209-255. Hawass Z. Le Trésor de Toutankhamon. P., 2008.
40 Hawass Z. Op. cit. P. 211, 213.
41 Westendorf W. Panther.
Hsu Shih-Wei. The "Griffin" as a Visual and Written Image for the King // Göttinger Miszellen. 2011. Bd. 231. S. 45-56.
Jéquier G. La Panthère dans l'ancienne Égypte // Revue d'éthnographie et de sociologie. P.,
1913. Vol. 4. P. 535-373. Kammerzell F. Panther, Löwe und Sprachentwicklung im Neolithikum. Göttingen, 1994. Kamrin J. The Cosmos of Khnumhotep II at Beni Hasan. L.; N. Y., 1999. Kanawati N., Evans L. Beni Hassan. Oxford, 2014. Vol. 1: The Tomb of Khnumhotep II; 2018.
Vol. 4: The Tomb of Baqet III. Leibovitch J. Le griffon (Trois communications faites à l'institut d'Egypte). Le Caire, 1946. Legge F. The Magic Ivories of the Middle Empire // Proceedings of the Society of Biblical
Archaeology. 1905. T. 27. P. 130-152, 297-303. Mauric-Barberio F. Unzahlige neue Wand-, Pfeiler- und Deckenfragmente aus dem Grab Sethos' I // Scanning Sethos. Die Wiedergeburt eines Pharaonengrabes. Basel, 2018. S. 118129.
Petrie W. M. F. Medum. L., 1892.
Petrie W. M. F. Objects of Daily Use. L., 1927.
Sethe K. Urkunden des Alten Reichs. Leipzig, 1932. Bd. 1.
Shorter A. W. A Magical Ivory // Journal of Egyptian Archaeology. 1932. Vol. 18. P. 1-2.
Quibell J. E. Hierakonpolis. L., 1900. Pt. 1.
Quibell J. E., Green F. W. Hierakonpolis. L., 1902. Pt. 2.
Virey Ph. Le tombeau de Rekhmara, préfet de Thèbes sous la XVIII Dynastie. P., 1889. Westendorf W. Beitrage aus und zu den medizinischen Texten // Zeitschrift für ägyptische
Sprache. 1966. Bd. 92. S. 129-132. WestendorfW. Panther // Lexikon der Ägyptologie. Lieferung 5. Wiesbaden, 1982. Bd. 4. S. 664665.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo
gumanitarnogo universiteta.
Seriia III: Filologiia.
2019. Vol. 61. P. 67-79
DOI: 10.15382/sturIII201961.67-79
Eleonora Kormysheva, Doctor of Sciences in History, Institute of Oriental Studies of Russian Academy of Sciences, 12 Rozhdestvenka, Moscow 107031, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-9274-5661
The Ancient Egyptian Roots of the Image of the Panther in the Alexandrian Physiologus
E. Kormysheva
Abstract: The purpose of this study is to trace the Old Egyptian roots of the Panther's figure, symbolising the Saviour in the zoological mystery play Physiologus created in Egyptian Alexandria. Taking into account the opinion expressed in the literature about the loss of the predator's features in the Panther and its transformation in the Physiologus into a sexless image, this article draws on textual and visual material and
traces those characteristic features of the Panther in ancient Egyptian mythology which remained inherent in its image in the Physiologus. In order to accomplish this task, the article demonstrates the following features of its image which, as the author argues, go back to the Old Egyptian tradition. This is the initial unity of the Panther and the Serpent, which is seen in early monuments of the Old Egyptian culture, i.e. the palettes of the Early Dynastic period from Hierakonpolis, where one can observe a combined image depicting the unity of both animals. According to the surviving sources, their rupture and hostility, as well as the transformation of the Panther into a defender of the Sun God, are reflected in the Pyramids Texts of the Old Kingdom (III millenium B.C.), where the female Panther, Mafdet, acts. She kills the Serpent, who is an enemy of the Sun God. The article also studies the Egyptian roots of the ideas about the Panther's multicolouredness, reflected in the Physiologus. The article cites data related to the attitude of the Egyptians to the skin of the Panther as a personalised model of cosmos. An example is the apparel of the priests and of the deceased in front of the sacrificial table, as well as the head of the Panther on various objects, e.g. attire items, magic wands. Besides, the formation of the image of the Panther as a zoological personification of the Saviour was arguably influenced by her role as a carrier of souls of the dead in the other world. To support this view, the magic wands of the Middle Kingdom are studied, on which are depicted the mythical images of a winged Panther with the head of a falcon, the carrier of the head of the deceased, as well as the figures of Tutankhamun riding on a black Panther, which were found in his sepulchre. Arguably, the Panther's features as the protector of the Sun God and the transformer of the souls of the other world had led to its personification in the image of Christ.
Keywords: Ancient Egypt, Panther, Tutankhamun, Serpent, Mafdet, Sun God, Physio-logus, Pyramid Texts, Beni Hasan, Horus, Isis.
References
Allen J. (2015) The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Atlanta.
Ciaiowicz K. (1991) Les palettes égyptiennes aux motifs zoomorphes et sans décoration. Etudes de l'artprédynstique. Kraköw.
Davies N. de Garis (2002) Paintings from the Tomb of Rekh-Mi-Re at Thebes. New York.
Davis T. (2002) The Tomb of Thoutmôsis IV. Duckworth.
Edel E. (1961) "Zu den Inschriften auf den Jahreszeitenreliefs der "Weltkammer" aus dem Sonnenheiligtum des Niuserre". Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. I. Philologisch-Historische Klasse, vol. 8, pp. 209—255.
Hodzhash S. (1960) "Zhezl i tualetnyi sosud s izobrazheniem stseni magicheskoi zashchity" ["Wand and toilet vessel depicting a scene of magical protection"], in DrevniiEgypet. Sbornik statei [Ancient Egypt. A collection of Articles], Moskva, pp. 242—260 (in Russian).
Hawass Z. (2008) Le Trésor de Toutankhamon. Paris.
Hsu Shih-Wei (2011) "The "Griffi n" as a Visual and Written Image for the King". Gottinger Miszellen, vol. 231, pp. 45-56.
Iurchenko A. (2001) Aleksandriiskii Fiziolog. Zoologicheskaia misteriia [Alexandrian Physiologus. Zoological Mystery Play]. St Petersburg.
Kammerzell F. (1994) Panther, Löwe und Sprachenwicklung im Neolithikum. Göttingen.
Kamrin J. (1999) The Cosmos of Khnumhotep II at Beni Hasan. London; New York.
Kanawati N., Evans L. (2014) Beni Hassan. Vol. 1. The Tomb of Khnumhotep II. Oxford.
Kanawati N., Evans L. (2018) Beni Hassan. Vol. IV. The Tomb of Baqet III. Oxford.
Leibovitch J. (1946) Le griffon (Trois communications faites à l'institute d'Egypte). Le Caire.
Mauric-Barberio F. (2018) "Unzählige neue Wand-, Pfeiler- und Deckenfragmente aus dem
Grab Sethos I", in Scanning Sethos. Die Wiedergeburt eines Pharaonengrabes. Basel. Sethe K. (1932) Urkunden des Alten Reichs, I. Leipzig.
Shorter A. (1932) A Magical Ivory. Journal of Egyptian Archaeology, vol. 18, pp. 1—2. Westendorf W. (1966) "Beiträge aus und zu den medizinischen Texten". Zeitschift für ägyptische
Sprache, vol. 92, pp. 129-132. Westendorf W. (1982) "Panther", in Lexikon der Ägyptologie, IV/5. Wiesbaden, pp. 664-665.