УДК 821.161.1-312.9+821.161.1-311.3
ДРАКОНЫ VS ТЕХНОЛОГИИ: СТИМПАНК В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ФЭНТЕЗИ
Хоруженко Татьяна Игоревна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина, e-mail: [email protected]
Целью статьи является характеристика нового течения в русском фэнтези - стимпанк-фэнтези. В качестве материала для анализа привлекаются романы А. Пехова, С. Логинова, К. Ланцова. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью жанра фэнтези в его связях со стимпанком. С помощью сопоставительного анализа автор выявляет художественные особенности исследуемых произведений: способы соединения магии и технологии в одном произведении. Автор предлагает выделять два способа бытования миров: параллельное и взаимопроникающее. В первом случае магии и технологии существуют почти независимо друг от друга, во втором - технологии наполняют собой магический мир. В заключении статьи автор приходит к выводу, что стимпанк обогащает мир фэнтези антропоцентрической проблематикой.
Ключевые слова: фэнтези, стимпанк, жанр, фантастика.
© Т. И. Хоруженко, 2018 86
В последние годы в массовой культуре набирает популярность такое явление как стимпанк. Как поясняет Д. Драгунский, «...речь идет о фантазийном высокотехнологичном мире, стилизованном под XIX век, в особенности под викторианскую Англию, - то есть об одном из направлений фантастической литературы и кинематографа. Читателям-зрителям предлагается мир, в котором произошла некая "паровая модернизация" (будто бы современные машины, но без нефти и электричества), а роль компьютеров играют циклопические механические счетные машины» [1]. Фэнтези, как жанр достаточно чуткий к масскультовой «моде», постаралось адаптировать этот интерес к технике и пару Характеристика нового течения, наблюдаемого в отечественном в фэнтези - стимпанк-фэн-тези - является целью данной статьи. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью как жанра фэнтези в целом, так и его связей со стимпанком, в частности.
Ю.С. Скороходько полагает, что «стимпанк стоит на стыке фантастической и неовикторианской литературы. Стимпанк следует относить к некоему новому образованию, в равной степени вобравшему в себя важнейшие черты как фантастики (научной фантастики, альтернативной истории, антиутопии, фэнтези), так и неовикторианской литературы» [8, с. 224]. На наш взгляд выделять стимпанк в отдельное образование пока преждевременно, скорее можно говорить о новом направлении в фантастике. В свою очередь Б. Невский и М. Попов в статье «Очарованные паром. Многоликий стимпанк» предлагают выделять два типа стимпанк-про-изведений: «альтернативно-исторический (оригинальный) стимпанк и фэнтези-стимпанк» [5]. Если в первом случае описывается викторианская Англия и паровые технологии, то во втором действие «происходит в абсолютно вымышленных мирах, где паровые машины благополучно уживаются с магией и привычными для фэн-тези существами. Это направление во многом граничит с техно-фэнтези» [5]. Термин технофэнтези, предложенный фантастове-дом Джоном Клютом, обозначает группу произведений, в которых соединены технологии и магия без научного обоснования их взаимодействия [11]. Отметим, что подобное утверждение не всегда оправдано. Так, в текстах, которые мы будем анализиро-
вать ниже, дается обоснование работы магии, хотя и достаточно парадоксальное.
Таким образом, корректнее говорить о стимпанк-фэнтези, а не о технофэнтези. Необходимо уточнить, что «панк» в сочетании «стимпанк» подразумевает «ярких индивидуалистов, противостоящих системе, традициям, предрассудкам, и ставящих себя выше любых государственных или общественных институтов» [5].
А. Недель предлагает считать стимпанковским произведением «трилогию братьев Вачовски "Матрица" - сказку о прекрасном рыцаре Нео, совершающем подвиги в кибернетическом пространстве» [6]. Критик уточняет, что «стимпанк показывает, как добро побеждает зло, и так будет всегда. В "Матрице" нет паровых машин, но есть футуристический мир, где герою удается победить свою судьбу Самое интересное в этом жанре - совмещение времени. Суд над египетским богом в Нью-Йорке снимает время как параметр существования, делает время онтологически бессмысленным, упрочивая при этом нашу веру в сообщения, которые эти фильмы несут» [6]. Нам кажется, что подобное утверждение справедливо и для произведений в стиле фэнтези.
Возвращаясь к термину стимпанк-фэнтези, мы предлагаем понимать его (следуя за А. Неделем) более широко - как соединение в тексте двух противоположных миров или времен, не обязательно связанных с эпохой викторианской Англии, как это происходит у Д. Драгунского. Важно отметить, что герои анализируемых текстов -это «яркие индивидуалисты» в духе панка.
Несколько текстов, характеризующих данное течение, будут рассмотрены в этой статье. Важно отметить, что первые попытки совместить магический мир (типичный для фэнтези) и технологии наметились еще в начале 2000-х годов в книгах Н. Перумова и С. Лукьяненко.
Синтез фэнтези и технологий в современных текстах массовой культуры бывает двух типов. В первом случае авторы рисуют два мира, условно говоря, мир магии и мир высоких технологий, герои оказываются между этими противопоставленными друг другу мирами. Второй тип синтеза - создание техномагических миров. В пространстве подобных текстов техника функционирует благодаря
магии (например, гоблины толкают ракету, а демоны ведут самолет).
Соединение двух миров - высокотехнологичного земного и магического - происходит в книге Святослава Логинова «Имперские ведьмы». Для ведьм космические корабли выглядят как ступы и драконы, а для пилотов кораблей ведьма на метле похожа на святящуюся капсулу, позволяющую ускорить ход корабля: «Влад прикинул время, нужное, чтобы долететь до места его первой посадки. Два дракона - он уже называл катера с торпедными ускорителями драконами - должны были достигнуть цели несколько часов назад и теперь, вероятно, накручивают витки, стараясь обнаружить с орбиты затаившийся разведчик» [3, с. 88]. Главный герой объясняет своей возлюбленной - ведьме, что «корабли, которые вы зовете ступами, тоже собраны из мертвых частей. Такой корабль никуда не полетит, если в нем нет пилота. Нужен человек, и он сидит внутри каждого звездолета. И когда какая-нибудь из твоих подруг кидает аркан, то она не зверя ловит, а берет в плен одного из моих товарищей. Теперь о торпедах. Ты знаешь, я вижу не так, как ты. И когда ты берешься за свою метлу, я перестаю тебя различать, а вижу лишь светящуюся сигару. И другие люди видят точно так же. Вот эти сигары мы и назвали торпедами» [3, с. 80].
В то же время нельзя не признать, что магический и технологический миры существуют в определенной мере параллельно: в итоге герои, к какому бы из миров они не принадлежали, становятся изгоями из обеих реальностей. Так, в уже упомянутом романе Логинова пилот и ведьма вынуждены обороняться от своих бывших товарищей и подруг. В итоге, космический корабль, на котором они находятся, чудом спасается из западни.
Более интересные и сложные миры создаются, когда технологии входят в плоть и кровь магического мира. Одним из первых произведений подобного типа стал роман «Не время для драконов», написанный С. Лукьяненко и Н. Перумовым в соавторстве.
В данном тексте в схватке сходятся Дракон-сотворенный (машина) и Дракон, подлинный владыка Серединного Мира. «Ликующее пламя ударило в подкрылье Дракона Сотворенного. Пластинчатое крыло нелепо задралось, железная тварь провалилась вниз.
Глотка - раскаленное жерло, ведущее в ад, - извергла глухой рев; стеклянные глаза полыхнули изнутри...» [4, с. 386]. Важно отметить, что Драконом становится человек, пришедший из мира читателя. Изначально его удивляет, что в Серединном Мире наравне с магией есть электричество. Как выясняется, электричество, так же как и паровые технологии постигли гномы.
Владыками этого мира были Драконы, убитые магами-людьми. Для захвата этого мира решено создать Дракона, однако, ему противостоит истинный. Фактически, книга заканчивается противостоянием магии и технологии. Финал остается открытым: «высоко в небе Владыка-Дракон встретил Дракона Сотворенного» [4, с. 413].
В романе А. Пехова «Ловцы удачи» создается техномагичес-кий мир, основанный не на земных законах физики, а на магии. При внешнем антураже «клишированного фэнтези» [9, с. 399]: главными героями его книги становятся эльф и орк, их работодатель -лепрекон, им помогает лилипут, а в домашних животных у них странный трехпалый зверь, похожий на апельсин, обросший шерстью. Почти все герои книги связаны с самолетами - стреколетами, «Носорогами», «Чаровницами» и так далее. Машина приводится в действие демоном, управление которым осуществляется за счет Печатей.
«Когда я залезал в кабину, орк уже устанавливал каббалистическую доску. Внешне она сильно отличалась от той, что я видел у Глауфора, - гораздо менее дорогая и вычурная. Простая бронзовая рамка, янтарные вставки по углам и поцарапанное зеркало. Было видно, что пользуются ею давно.... Я устроился в кресле за штурманским, посмотрел на потертый жезл, на новенькие, совсем недавно напыленные Печати, проверил, насколько мягки педали рулей высоты» [7, с. 123]. Оружием на воздушных судах служат ог-непчелы, которых устанавливают ульями: «Я отметил, что огне-пчел в ульях достаточно» [7, с. 123].
При этом технологии не становятся чем-то рутинным в предложенном Пеховым мире: управление самолетом и добыча демона -это редкое и опасное дело. Машины, как и летуны стоят дорого, а ремесло связано с риском для жизни: «Добыть демона из Изнанки
очень непросто. А точнее - смертельно опасно даже для опытного демонолога. Поэтому в былые годы в небе летали лишь избранные. Все изменилось после того, как гномы изобрели один прибор - и, испробовав его в действии, они убедились, что эта штука с легкостью выдергивает демонов из Изнанки» [7, с. 48] за счет жертвоприношения.
В «Ловцах удачи» А. Пехова есть техника и технологии, при этом управление ими остается полностью фэнтезийным: не уточняется ни конструкция самолетов, ни наличие на них механических приборов.
Еще одним примером соединения магии и технологии становится роман М. Ланцова «Механический дракон». Главный герой Дален попадает в условно-средневековый мир компьютерной игры, где включается в борьбу за корону. При этом он пытается достичь цели с помощью Рабоче-крестьянской красной армии советской социалистической республики Ферелден.
Интересно, что магия мира тесно связана со своего рода интернетом: у каждого мага есть домен, где обитают демоны. Попасть в домен можно во сне: «Заснув и подключившись к своему домену, он запросил у демона-смотрителя информацию о резона-торных кристаллах» [2, с. 38].
В романе достаточно активно используются термины компьютерных игр: «мана» для обозначения уровня магической энергии, «лут» - товары, созданные персонажем: «Побочным эффектом такого сокрушительного заклинания должно было... хм... как бы попроще сказать, маны у меня больше не должно было быть. То есть, я оставался магом, но магом без маны. Вся энергетическая структура, что отвечала за ее накопление, разрушалась» [2, с. 34]; «Сделать самостоятельно подобное количество разнообразного "лута" командор не мог просто физически за столь краткое время, поэтому пришлось сооружать примитивные артефакты, автоматизирующие многие рутинные участки» [2, с. 63].
Герой - выходец из мира читателя - с помощью магии и своих теоретических знаний создает технологии обработки камня, строительства, преобразует магию в механизмы и т. д. Так, артефакт, увеличивающий его магическую мощь, он создает по образу мик-
росхемы: «В частности, он формировал микроскопические резона-торные контуры из идеальных крупинок алмаза. А потом уже объединял их по принципу электротехники - параллельное подключение питающих элементов. Этот шаг позволял обеспечивать очень высокую насыщенность энергетического потенциала и, как следствие, мощность итогового кристалла» [2, с. 40]. В романе М. Ланцова роль магических технологий в жизни главного героя чрезвычайно высока - именно в этом и заключается могущество Далена.
Рассмотренные выше произведения объединяются тем, что магия в них объясняется технологически, что позволяет относить их к стимпанку, в широком понимании этого термина.
Как разновидность стимпанк-фэнтези можно было бы рассмотреть и цикл «Часодеи» Н. Щербы. Магия в созданном писательницей мире основана на ходе времени. Линии времени различных предметов (и людей) можно изменять, вместо волшебных палочек используются часовые стрелы, а общение происходит через часоли-сты - аналог ноутбуков. Необходимо, однако, отметить, что весь техно-магический антураж не играет важной сюжетной роли для этого цикла. В то же время, на наш взгляд, для стимпанк-фэнтези соединение магии и технологий имеет сюжетообразующее значение. Так, романы Пехова и Ланцова строятся вокруг техномаги-ческих изобретений. В «Имперских ведьмах» С.Логинова разница в восприятии видимого мира пилотами и ведьмами и порождает сперва противостояние, а впоследствии - сотрудничество между теми и другими.
Интересно, что на фоне магии и технологии на первый план выходит проблема человека.
Наиболее ярко эта проблема проявлена в повести «Ыттыгыр-гын» К. Териной. Этот текст представляет собой, на наш взгляд, образец стимпан-фэнтези. При этом в ней сочетаются оба направления, о которых говорилось выше. Действие происходит в условно-викторианскую эпоху, однако не в Англии, а на другой планете, у побережья Наукана, куда корабли прибывают по изнанке эфира. Описываемый мир населен особыми существами - луораветланами. Главные герои этой повести - капитан британского лайнера Удо Макинтош и шаманки местного населения Мити и Аявака.
В повести сочетаются стимпанк-технологии (механические слуги на теплоходе, механик, заменивший себе органы механизмами и т. д.) с магией. Так, сюжет строится вокруг мистического вещества - черного льда, добываемого с изнанки эфира: «Агрессивный и злой в родной стихии, лед укутывал зазевавшиеся пароходы непроницаемым покрывалом, полз по стенам, тянул щупальца во все щели, занимал собой пространство. Медленный убийца - так звали его моряки» [10]. Однако британская наука находит способ использовать черный лед в качестве наркотика: «Черный лед, не-будучи в прямом смысле льдом, тлея, давал аромат сложный и ис-кусительный. Дым его был сладок, бодрил, расслаблял, обманывал и уводил в волшебные сны» [10]. Только луораветланы знают, что это вещество оказывается проводником для духа уничтожения - Кэле.
В повести сталкиваются два мира: рациональный британский, представленный капитаном Макинтошем, и магический, воплощенный в Аяваке и Мити. Они слышат голос Кэле, хотя для капитана все выглядит как экспансия черного льда:
«Мертвой чернотой тень Кэле ползет по стенам и полу. "Попрощайся с капитаном ", - шепчет Кэле. И дергает за черную ниточку, к которой привязан громоздкий томми [паровой робот - Т. Х.]. "Убей ", - приказывает Кэле своей марионетке, и томми начинает движение» [10]. Черный лед сводит с ума роботов, и они убивают почти всю команду корабля: «Из глубины помещения к Макинтошу двинулась, тяжело переступая и свистяще поскрипывая, широкая тень. Без сомнения, это был томми. Звук движения смешивался с шепотом репродукторов. Когда томми приблизился достаточно, чтобы его осветила лампа, Макинтош увидел, что тот с -головы до ног забрызган кровью. Кровь капала с металлических его рук. . Томми остановился. Внутри у него застрекотало. Из груди полезла телеграфная лента. Из глаз то ли потекло, то ли выбралось тонкое черное щупальце. Макинтош подошел ближе, не опуская револьвер. Томми не двигался. Узнав черный лед, капитан поморщился» [10].
В финале повести Макинтош и Мити становятся сосудами для двух божеств: Мити для Кэле, а Макинтош - для Кутха (доброго
брата Кэле). «Гаснут одна за другой звезды, скрытые тенью. Медленно приближается черная дыра - Кэле. Тянет в себя, хочет проглотить маленький пароход. Не зная, что вместе с ним проглотит и Кутха. Глупый жадный Кэле. Каждый раз попадает в ту самую ловушку. Кутх улыбается. Скрипят колеса вселенной. Время идет по кругу» [10].
Таким образом, повесть К. Териной соединяет в себе паровой мир и магический, а стимпанк становится декорацией для развертывания космогонического мифа. Создание продуманных миров -одна из отличительных особенностей фэнтези, которая и позволяет отнести «Ыттыгыргын» к рассматриваемой разновидности жанра.
Стимпанк-фэнтези в первую очередь концентрируются на герое-человеке и человеческих качествах у представителей иных рас. Важными становится человечность Далена из «Механического дракона», дружба, делающая из враждебно настроенных эльфа и орка одну команду в произведении «Ловцы удачи», любовь, побеждающая все предрассудки в романе «Имперские ведьмы». В повести «Ыттыгыргын» самопожертвование маленькой девочки Мити, ее наставницы Аяваки и капитана Макинтоша приводит к обновлению целого мира.
Можно говорить о формировании устойчивой тенденции к написанию стимпанк-фэнтези, при этом появление технологий (даже основанных на магии) обогащает художественный мир фэнтези и задает ему иное, антропоцентрическое, измерение.
Список использованных источников
1. Драгунский Д. Модернизация в стиле Steampunk / Неприкосновенный запас. 2010. №2 6. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2010/6/ dd18 .html (дата обращения: 20.08.2018).
2. Ланцов Д. Механический дракон: роман. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2013. 317 с.
3. Логинов С. В. Имперские ведьмы: фантаст. роман /С.В. Логинов. М. : Изд-во Эксмо, 2004. 313 с.
4. Лукьяненко С., Перумов Н. Не время для драконов: фантастический роман / С. Лукьяненко, Н. Перуов. М. : ООО «Издательство АСТ», 2000. 416 с.
_№ 3, 2018, вопросы русской литературы
5. Невский Б. Попов М. Очарованные паром. Многоликий стим-панк. [Электронный ресурс] / Мир фантастики. - Режим доступа: http://www.mirf.ru/Articles/print1195.html (дата обращения: 20.08.2018)
6. Недель А. Вдыхать и верить // Зеркало. 2007. № 29-30 URL: http://magazines.russ.ru/zerkalo/2007/29/ne9-pr.html (дата обращения: 20.08.2018)
7. Пехов А. Ю. Ловцы уцачи: фантастический роман / А.Пехов. М. : «Издательство Альфа-Книга», 2012. 416 с.
8. Скороходько Ю. С. Стимпанк как явление современной литературы/ Ю.С. Скороходько //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. №» 2 (2). с. 223-229.
9. Строева К. Фэнтези-2004. М., 2004. Фэнтези-2005. Тупики и выходы / К. Строева // НЛО. 2005. №271 С. 399 - 305
10. Терина К. А. Ыттыгыргын. [Электронный ресурс] // Екатеринбург: Издательские решения, 2014. 104 с. - Режим доступа: https:/ /fantasy-worlds.org/lib/id22123/read/ (дата обращения: 31.08.2018)
11. Technofantasy [Electronic Resource] // Encyclopedia of Fantasy / edited by John Clute and John Grant. - 1997. - Mode of access: URL: http://www. sf-encyclopedia.com/entry/technofantasy (дата обращения: 20.08.2018)
DRAGONS VS TECHNOLOGIES: STEAM-PUNK IN RUSSIAN FANTASY
Khoruzhenko Tatyana Igorevna,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Russian and Foreign Literature, First President of Russia B. N. Yeltsin Ural Federal University, e-mail: [email protected].
The purpose of the article is to characterize the new trend in Russian fantasy - steampunk fantasy. The novels of A. Pehov, S. Loginov, K. Lantsov are taken for the analysis. The study is relevant because we can claim the lack of knowledge of the fantasy as a genre of mass literature in general, and the lack of studying its
вопросы русской литературы, 2018, № 3_
connections with steampunk in particular. With the help of comparative analysis, the author reveals the artistic peculiarities of the studied works: the ways of combining magic and technology in one field. The author proposes to distinguish two ways of existence of the steam-punk worlds: parallel and interpenetrating. In the first case, magic and technologies exist almost independently of each other, in the second technologies fill the magical world. In conclusion the author states that the steam-punk enriches the fantasy world with anthropocentric problems.
Keywords: fantasy, science fiction, steampunk, genre, fiction.
References
1. Dragunskiy D. Modernizatsiya v stile Steampunk / Neprikosnovennyy zapas. 2010. №2 6. URL: http://magazines.russ.ru/nz/ 2010/6/dd18 .html (data obrashcheniya: 20.08.2018).
2. Lantsov D. Mekhanicheskiy drakon: roman. M.: ZAO Izdatel'stvo Tsentrpoligraf, 2013. 317 s.
3. Loginov S. V. Imperskiye ved'my: fantast. roman /S.V. Loginov. M. : Izd-vo Eksmo, 2004. 313 s.
4. Luk'yanenko S., Perumov N. Ne vremya dlya drakonov: fantasticheskiy roman / S. Luk'yanenko, N. Peruov. M. : OOO «Izdatel'stvo AST», 2000. 416 s.
5. Nevskiy B. Popov M. Ocharovannyye parom. Mnogolikiy stimpank. [Elektronnyy resurs] / Mir fantastiki. - Rezhim dostupa: http:// www.mirf.ru/Articles/print1195.html (data obrashcheniya: 20.08.2018)
6. Nedel' A. Vdykhat' i verit' // Zerkalo. 2007. №2 29-30 URL: http:/ /magazines.russ.ru/zerkalo/2007/29/ne9-pr.html (data obrashcheniya: 20.08.2018)
7. Pekhov A. YU. Lovtsy udachi: fantasticheskiy roman / A.Pekhov. M. : «Izdatel'stvo Al'fa-Kniga», 2012. 416 s.
8. Skorokhod'ko YU. S. Stimpank kak yavleniye sovremennoy literatury/ YU. S. Skorokhod'ko //Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2015. №2 2 (2). s. 223-229.
9. Stroyeva K. Fentezi-2004. M., 2004. Fentezi-2005. Tupiki i vykhody / K. Stroyeva // NLO. 2005. №271 S. 399 - 305.
10. Terina K. A. Yttygyrgyn. [Elektronnyy resurs] // Yekaterinburg: Izdatel'skiye resheniya, 2014. 104 s. - Rezhim dostupa: https://fantasy-worlds.org/lib/id22123/read/ (data obrashcheniya: 31.08.2018)
11. Technofantasy [Electronic Resource] // Encyclopedia of Fantasy / edited by John Clute and John Grant. - 1997. - Mode of access: URL: http://www.sf-encyclopedia.com/entry/technofantasy (data obrashcheniya: 20.08.2018)