Научная статья на тему 'Семиотика киберпространства в жанрах аниме'

Семиотика киберпространства в жанрах аниме Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
690
116
Поделиться
Ключевые слова
АНИМЕ / АНИМАЦИЯ / НАРРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / СИМВОЛ / ЗНАК / ЖАНРЫ АНИМЕ / ЯПОНИЯ / КОННОТАЦИЯ / ВОСПРИЯТИЕ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МИРЫ / СТИМПАНК / ФЭНТЕЗИ / КИБЕРПАНК

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Самойлова Е. О.

В данной статье анализируется восприятие пространства в аниме, в зависимости от его жанра (фэнтези, панк, паропанк, стимпанк, технофэнтези). Приводятся примеры восприятия и изображения пространства, а также анализируется их символическая составляющая.

Текст научной работы на тему «Семиотика киберпространства в жанрах аниме»

УДК 111.85

СЕМИОТИКА КИБЕРПРОСТРАНСТВА В ЖАНРАХ АНИМЕ

Самойлова Елена Олеговна

1 курс магистратуры Институт испанистики межкультурных социальных и информационно-компьютерных

технологий, ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», Пятигорск, Россия blu_sky_angel@mail.ru

В данной статье анализируется восприятие пространства в аниме, в зависимости от его жанра (фэнтези, панк, паропанк, стимпанк, технофэнтези). Приводятся примеры восприятия и изображения пространства, а также анализируется их символическая составляющая.

Ключевые слова: аниме; анимация; нарративные структуры; киберпространство; символ; знак; жанры аниме; Япония; коннотация; восприятие; альтернативные миры; стимпанк; фэнтези; киберпанк.

THE SEMIOTICS OF CYBERSPACE IN GENRES OF ANIME

Samoylova Elena Olegovna,

1 grade of master FGBOU VPO Pyatigorsk State Linguistic University Pyatigorsk, Russia blu_sky_angel@mail.ru

This article analyzes the perception of space in the anime, depending on the genre (fantasy, punk, paropank, steampunk, techno-fantasy). Exemplified the perception and image of space, the symbolic component is analyzed too.

Key words: anime; animation; narrative structure; cyberspace; symbol; sign; genres of anime, Japan; connotation, perception, alternative worlds, steampunk, fantasy, cyberpunk.

Что покоится в глубинах памяти?

То, откуда всё началось и к чему всё вернётся -Голубая планета.

Мистериум дома Гамильтон Аниме «Последний Изгнанник»

Пространство и время, две извечные философские темы на которые великие умы человечества веками пытались дать ответ. Еще Альберт Энштейн отмечал, что: «Человек — это часть целого,

которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и в пространстве». Великий ученый был прав, в реальном мире человек ограничен этими двумя измерениями бытия. Однако в альтернативных вымышленных мирах пространство и время являются относительными категориями. Альтернативные миры настолько разнообразны, что могут заключать в себе не одну, а несколько вселенных, относиться к разным временным этапам, иметь разный уровень развития. Чаще всего образы таких миров, их описание можно встретить в литературе, искусстве, кинематографе. Используют концепцию альтернативных миров и создатели аниме. Аниме происходит от английского слова «animation», и является видом японской анимации. В чем-то схожее с мультипликационными фильмами, аниме, однако, несет в себе глубокие философские и психологические пласты значений и смыслов.

В данной статье мы попытаемся показать, каким образом представлены нарративные миры в различных жанрах аниме и какой символике они отсылают.

Нарративная реальность аниме миров многообразна, однако чаще всего действия в аниме происходит либо в мире, который отсылает к реальному, либо в параллельном нашему мире или же в обоих мирах одновременно, т.е. имеют место так называемые путешествия в пространстве и во времени.

«Отсылка» к реальному миру идет путем разворачивания сюжета в «современной Японии» или других частях «мира». Чаще всего такие аниме рассказывают о школе, повседневной жизни героев, их личных переживаниях.

Специфичными являются альтернативные миры, которые в зависимости от жанра (киберпанк, стимпанк (или парапанк), по-стапокалиптика, фэнтези и технофэнтези) обладают рядом отличительных особенностей.

Так жанр киберпанк (слов «cybernetics» (от англ. кибернетика) и «punk» (от англ. панк, мусор)) обычно описывает мир будущего, где с одной стороны, развиты кибернетика и информационные технологии, а с другой, описывается глубокий социальный упадок. Конфликт в таких аниме развивается, как правило, между человеком (главным героем, зачастую одиночкой), искусственным интеллектом и мегакорпорацией. Ярким представителем данного жанра является аниме «Чудесные дни» («Wonderful Days»). Сюжет повествует о защитнице города Экобана, Джей и ее друге детства, бор-

це против системы, Шуа, которые встречаются через несколько лет после расставания. Они вместе начинают бороться против городской элиты, чтобы люди - маргиналы, живущие за стенами, тоже могли жить в городе. Не зря основным символом данного аниме является голубое небо, которое так хотели увидеть герои (как и для романистов «голубая мечта»). Голубое небо является символом веры в лучшее, бесконечности, вечности, великодушия и мудрости, всего того, что стремились достичь Джей и Шуа.

Другим ярким представителем данного жанра является «Призрак в доспехах» («Ghost in the Shell»). В аниме рассказывается о специальном отряде (так называемый «Девятый отдел»), который помогает полиции расследовать сложные преступления. Одним из героев первого сезона аниме является «Смеющийся человек» - хакер, который раскрыл неэффективность использования имплантов и микромашин. Он сам в некотором роде является симулякром, так как представляет собой копию без оригинала, выступает неким пересказчиком информации, которую он нашел в сети. Мир «Призрака в доспехах» наполнен технологиями и информацией. Возможно, что перевод названия аниме не точен, и слово «призрак» лучше заменить на «дух» как отражение измерения определенного человеческого существа, а «доспехи» олицетворяют тело т.е. физическую, кибернетическую сторону.

Другим жанром, описывающим альтернативную реальность, является стимпанк - мир, где развита механика и технология паровых машин. Такой мир схож с викторианской Англией и в некотором роде являет собой один из альтернативных вариантов развития человечества. Так, в большинстве аниме такого жанра присутствуют паровые машины в большом количестве (в особенности в средствах передвижениях), вариации на тему оружия (револьверы и пистолеты), начальный уровень развития электричества (телеграф, первые лампы). Мода в таких аниме сводится к цилиндрам, фракам, корсетам, пышным кринолинам и платьям, капору, чулкам с подвязками, кружевам и т.д. Антураж эпохи чаще всего передают целые города: каменные мостовые, темное хмурое небо, театры, маленькие лавки, газетные киоски, кареты или паровой транспорт и т.д.

Ярким представителем жанра стимпанк является «Последний изгнанник» («Last Exile»), в мире которого воюют, используя паровые машины, империя Анатоль и царство Дизит, разделённые воздушным потоком — «Гранд Стримом», где властвует таинственная

и могущественная Гильдия, играющая роль судьи над обоими государствами.

Мир, где происходит действие, называется Престел, и представляет собой нечто похожее на песочные часы. В одной сфере расположено государство Анатоль, в другой - Дизит. Между ними располагается Гранд Стрим. Сравнение с песочными часами символично, так как мир Перестел представляет собой инверсию или зеркальное отражение. Так, империя Анатоль - царство жары и пустынь, где вода является непозволительной роскошью, в то время как Дизит - являет собой мир льдов и вечных снегов. Интерес представляет собой тот факт, что в большинстве культур огонь является разрушительной силой. Однако в «Изгнаннике» основным агрессором является Дизит, т.е. лед - давний символ агрессии, жестокости и холодности.

Другим примером является аниме «Ди Грей Мен» («В.Отоу-тап»), действие которого разворачивается в альтернативной Европе XIX века. В этом мире «Черной орден» - таинственная организация, которая борется с нашествием акум (демонов) имеющих человеческую душу и механическое тело. Во главе акум стоит семья Ноя и Тысячелетний Граф, которые мечтают уничтожить мир. Семья «Ноя» отсылает нас к первым людям и к Библии. В аниме они тоже являются прародителями всего человечества, и их гены носит каждый человек. На лбу у 13 членов семьи есть стигматы в виде семи крестов, которые олицетворяют богов, творцов мира, а так же являются символами борьбы противоположностей. Недаром у каждого из рода Ноя два обличия: одно человеческое, другое истинное.

Вариацией стимпанка является вестерн-панк, рассказывающий о событиях в альтернативном мире (чаще всего после какой-либо катастрофы) во времена, напоминающие американский Дикий Запад. Так в аниме «Триган» («Тп^п») действие происходит на пустынной планете Гансмоук, заселенной более сотни лет назад людьми, прибывшими с истощённой и разорённой Земли.

В жанре технофэнтези мир магии и мир технологий взаимосвязаны друг с другом. Однако данный жанр имеет несколько вариаций, вследствие чего и пространство описывается в нем по-разному. Так, с первого взгляда, мир технологий и магии ничем не отличается от актуального, но в нем наряду с обычными людьми живут волшебные существа, или же люди которые наделены

волшебными силами. В аниме данного жанра, волшебными силами чаще всего обладают главные герои («Индекс волшебства» («A Certain Magical Index»), «Прочти или умри» («R.O.D.: read or die»), «Адская девочка» («Hell girl»), «Триплексоголик» («XXXhol-ic»)) или же им приходится бороться со сверхъестественными явлениями, которые происходят в актуальной реальности («Другая» («Another»)).

Мир магии и технологий характеризуется тем, что в фэнтезий-ном мире присутствуют элементы науки и техники. Так, в мире аниме «Ди: охотник на вампиров» («Vampire hunter D») мы можем наблюдать не только за сверхъестественными героями и злодеями (вампиры, зомби, химеры), но и видеть современное оружие и технику (джип, пулемет, пистолеты). Более того, в этом аниме мы можем видеть технику различных времен: начиная с аристократической кареты и заканчивая бронебойным джипом и ракетой. Другими примерами данного жанра могут послужить такие аниме, как: Ходячий замок Хоула («Howls moving castle»), Цельнометаллический Алхимик («Fullmatal alchemist»), Ди Грей Мен («D gray man»), «Пожиратель душ» («Soul eater»).

Мир магии, где технологии являются давно забытыми и утраченными артефактами. Ярким примером данного жанра является серия игр «Последняя фантазия» («Final Fantasy»), где герои ищут утраченные технологии для борьбы со злом.

Мир технологии, в котором магия не признается или является наследием прошлого. Примером данной разновидности стимпанка может послужить аниме «Оккультная академия» («Occult academy»). В данном аниме существует два мира: один-современный технологический, но находящийся на грани краха, и второй - тот же самый мир, но существовавший в 1999 году. В первом развиты технологии, а второй - максимально приближен к реально существующему миру и отрицает существование магии. Главная героиня - Майя, хотя и сталкивалась постоянно с оккультными феноменами, тем не менее, восклицала: «Магии нет!»

Мир фэнтези и мир технологии существуют на равных, и герои перемещаются из одного мира в другой посредством магии или техники. Самым известным примером данного жанра может послужить аниме «Цельнометаллический алхимик» («Fullmetal alchemist»). Мир, в котором существуют братья Элрики, насыщен магией, поэтому развито такое явление как алхимия. Однако, наравне

с ним существует иной мир - мир технологий, в котором живет их отец. Хотя в начале сериала мы ничего не знаем о существовании технологического мира, в его конце братьям открывается возможность путешествовать между этими мирами.

В жанре фэнтези зачастую существует символическое восприятие мира. Мир мыслится абстрактно и символично и часто выступает в виде сложного знака.

Символическое восприятие мира присутствует в аниме «Большой куш» («Onepiece»). Его символ это число «4». Оно присутствует в аниме неслучайно и обозначает порядок, всемогущество и устойчивость. Весь материальный мир опирается на данное число. Мир аниме «Большой куш» разделен на четыре части течением Гранд Лайн и материком Ред Лайн. Из-за этого образуются четыре океана, которые названы в честь четырёх сторон света: Севера, Юга, Востока и Запада.

Символ числа «6» можно встретить в аниме «Шестая зона» («№6»). Мир в данном аниме разделен на шесть зон, и шестая является «райским садом», «городом-утопией», в котором живет одна элита. Не зря число «6» обозначает гармонию и совершенство. Возможно, авторы аниме хотели противопоставить шестую зону остальному миру, ведь в отличие от остальных пяти зон, где царит разруха, нищета и голод, шестая зона процветает. Число «6» символизирует также случай и удачу. Ведь именно с удачного случая, а точнее с удачного побега в шестую зону главного героя и начинается данное аниме.

Действия аниме «Достичь Терры» («Toward to Terra») разворачиваются не на Земле, а на планете Атараксия, которая была заселена людьми после гибели Земли. Более того, с развитием сюжета действия перемещаются на планету Мью (планету, которую заселили люди со сверхспособностями) и в конце даже на Землю. Образ Земли выступает в данном аниме как нечто недостижимое и далекое. Земля становится мечтой новой расы людей, символом далекого и утерянного дома. Возвращение главных героев на Терру символизирует их возвращение к истокам, к колыбели человеческой цивилизации, в материнское лоно. Не зря же именно на Терре происходит развязка конфликта между людьми и новой расой мью, после которого две расы приходят к соглашению о мирном сосуществовании.

В аниме «Планета короля зверей» («Jyu Oh Sei») сюжет так же

разворачивается не на Земле, а в звездной системе Балкан, на планетах Юнона и Химера. Название планет были выбраны авторами не случайно. Так, название «Химера» отсылает нас к древнегреческой мифологии, чудовищу порожденному Тифоном и Ехидной. Более того, само слово «Химера» в настоящий момент отсылает еще и к несбыточной мечте или идее. Ведь по сюжету фильма, Химера - это планета-тюрьма для опасных преступников, которая непригодна для жизни из-за того, что заселена плотоядными растениями. Попытку бегства из заключения пытались совершить главные герои. Однако большинство из них погибло, пытаясь доказать, что они невиновны. «Химера» просто поглотила их.

Название планеты «Юнона» перекликается с именем древнегреческой богини, которая была символом семьи, брака, дома, материнства, семейных постановлений и женщин. Не зря авторы вводят данное название планеты именно для дома главных героев, тому к чему на протяжении всего аниме они стремились.

Итак, проанализировав различные жанры аниме, мы можем сделать следующие выводы: 1) восприятие пространства в аниме мире достаточно условно, и зависит от жанра аниме; 2) пространство часто носит символический характер и отсылает к тем или иным структурам, о которые имел ввиду автор аниме; 3) нарративные миры многообразны, поэтому зачастую действие переносится с Земли на иную планету или даже в другую Вселенную.