Научная статья на тему 'Дозорные письменной речи'

Дозорные письменной речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
188
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТАКСИС / ПУНКТУАЦИЯ / ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ / ТОЧКА / ТИРЕ / ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК / ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК / КАВЫЧКИ / SYNTAX / PUNCTUATION / DOT / DASH / EXCLAMATION MARK / QUESTION MARK / QUOTATION MARKS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дозорные письменной речи»

Дозорные письменной речи Юркова Ж. Х.

Юркова Жанна Халяфовна / Jurkova Zhanna Haljafovna - преподаватель русского языка и литературы, Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение Санкт-Петербургский кадетский корпус Министерства Обороны Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация: данная статья может быть использована учителями русского языка на уроках в качестве иллюстративного материала при изучении в среднем звене знаков препинания. В старших классах можно использовать некоторые задания для подготовки к экзаменам, а также при повторении темы «Синтаксис и пунктуация».

Abstract: this article may be used by teachers of the Russian language in the classroom as an illustrative material in the study at the secondary level punctuation. In high school, you can use some tasks to prepare for exams, as well as the repetition of the theme «The syntax and punctuation».

Ключевые слова: синтаксис, пунктуация, знаки препинания, точка, тире, восклицательный знак, вопросительный знак, кавычки.

Keywords: syntax, punctuation, punctuation, dot, dash, exclamation mark, question mark, quotation marks.

Сегодня мы начали путешествие в великую страну Русского Языка. Мы побываем на плоскогорье Знаков Препинания. Много интересных, весёлых приключений ожидает нас. Немало препятствий устроят нам на пути знаки препинания, но смекалка, находчивость, любовь к русскому языку помогут нам.

В этом учебном году мы изучаем раздел грамматики «Синтаксис».

Что изучает этот раздел?

Также нам знакома «Пунктуация».

Что изучает этот раздел?

А зачем нужны пунктуационные знаки? Разве недостаточно букв алфавита, чтобы письменная речь была понятна читающему?

В повести К. Паустовского «Золотая роза» [2] рассказывается, как однажды в редакцию пришёл молодой писатель, принёс свой рассказ - «раздёрганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый. Все прочитали этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде нельзя». Корректор взялся работать над рукописью и поклялся, что не выпишет и не впишет ни одного слова.

«На следующее утро, - вспоминает Паустовский, - я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, чистая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

- Это чудо! - сказал я. - Как вы это сделали?

- Да просто, расставил правильно все знаки препинания. Особенно тщательно расставил точки. И абзацы. Это великая вещь».

Так маленькие точки и абзацы не только привели слова в правильное соотношение, но и дали каждой фразе лёгкость и правильное звучание. «Знаки препинания - это нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться», - заключает Паустовский.

Отсутствие знаков препинания в тексте, предложении не только затрудняет чтение и понимание его, но и ведёт к ошибочному или двоякому толкованию. Так, возьмём предложение:

- Кричат ребята громко вторит эхо.

Прочитайте, поставьте знак, докажите, что это именно так.

В 1883 году вышла книга «Знаки препинания». Автор Ган писал: «Один преступник, приговорённый к смертной казни, подал прошение своему королю о помиловании. Великодушный король наложил на прошение резолюцию: «Помиловать, не следует казнить». Но секретарь по ошибке переставил запятую, и резолюция получилась: «Помиловать не следует, казнить». Шутка это или факт, взятый из жизни, трудно установить. Важно то, что автор обращает внимание на пунктуацию, показывает, как маленькая запятая, поставленная не на своё место, может лишить жизни человека.

Но когда же появилась пунктуация? Её появление связывают с именами итальянских гуманистов братьев Мануциев, в конце 14 века. Известно, что до конца 15 века текст писался ещё либо совсем без пропусков между словами, либо делился на нерасчленённые отрезки. В одних случаях эти отрезки представляли собой целые предложения. Между нерасчленёнными отрезками текста делался интервал, в котором на уровне середины или нижней линии буквы ставили точку. Вот пример из рукописи первой половины 15 века:

тоеосениккнязьсеменъдмитриевичъсуздальский. приидератьюкновъгороунижнему.

аснимъцаревичентякствмячьютатаръ. людижезатворилисявъгороде. - «В ту осень князь Семён Дмитриевич Суздальский пришел с войском к Новгороду Нижнему. А с ним царевич Евтяк с тысячью татар. Люди же затворились в городе».

Вот какой была наша пунктуация до введения книгопечатанья. Учёные полагают, что раньше всех появилась точка, затем двоеточие, запятая (I половина 16 века), позднее точка с запятой.

В I половине 16 века появился вопросительный знак, несколько позже восклицательный знак.

В 1619 году вышла «Грамматика словесная» Смотрицкого, в ней мы видим скобки. Этот знак назывался «вместным». Можно с уверенностью сказать, что скобки ввел Смотрицкий.

Тире, кавычки, многоточие появились к концу 18 века.

Некоторые пунктуационные знаки в прошлом имели другие «имена». Точка с запятой в 16 веке называлась «подстолия», а в 17 веке её называли «полуточие». Восклицательный знак назывался «удивным» (удивительный).

Кавычки назывались знаком «пресекательным, отменительным». Вот как поэт Роман Сеф [1] описал это в стихотворении:

Эти маленькие птички Называются «Кавычки».

Прилетели - и готово,

И стоит в кавычках слово.

Раз в кавычки оборот -Понимай наоборот:

Например, любить в кавычках -Это значит враждовать,

С кем-нибудь дружить в кавычках -Это значит воевать.

Убери кавычки снова —

Станет очень ясным слово.

Как приятно встретить друга Без кавычек дорогого!

Предлагается материал к инсценировке «Знаки препинания» по стихотворению С. Я. Маршака [3].

Чтец

У последней Точки

На последней Строчке

Собралась компания Знаков препинания.

Прибежал Чудак -Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

Восклицательный знак:

- Ура! Долой! Караул! Разбой!

Чтец (указывая)

Притащился кривоносый Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы:

Вопросительный знак.

- Кто? Кого? Откуда? Как?

Чтец

Явились запятые,

Девицы завитые.

Живут они в диктовке На каждой остановке.

(входят запятые)

Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие.

И прочие, и прочие, и прочие...

(входят остальные, точка становится последней)

Чтец

Заявили запятые:

Запятые (вместе):

- Мы - особы занятые.

Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ.

- Если нет над нами точки,

Запятая - знак пустой!

Чтец

Отозвалась с той же строчки Тётя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,

Закричало:

Двоеточие

- Нет, постой!

Я важней, чем запятая Или точка с запятой,

Потому что я в два раза Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу.

За порядком я слежу.

Чтец

Но сказало многоточие,

Еле глазками ворочая:

Многоточие

- Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие...

Чтец

Вопросительный знак Удивился:

Вопросительный знак

- То есть как?

Чтец

Восклицательный знак Возмутился:

Восклицательный знак -То есть как!

Чтец

И сказала точка,

Точка-одиночка:

Точка

- Мной кончается рассказ.

Значит, я важнее вас.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(все знаки удаляются)

Чтец

Конечно же, все знаки препинания важны. Скажите, сколько их всего? (10) А теперь отгадайте загадки. Загадки

1. Известно, что знаки препинания ставятся в конце предложения и в самом предложении. А ставятся ли знаки препинания в начале предложения? (да, ставятся)

Определите вид каждого предложения по наличию главных членов и по полноте состава (полное или неполное).

A) - Дорогу домой найдёте сами?

- Сами.

Б) - Экскурсовода вам надо?

- Надо.

B) А парк нам покажут?

- Покажут.

2. Установите, почему поставлено многоточие в начале предложения.

.. .Чиста душа моя и честь,

А человек, не в этом ли он весь?

(М. Джалиль)

3. Могут ли в начале предложения стоять два знака?

Понаблюдайте

1. «.Следуя правде жизни, поэт не смог наделить своего героя всем, что носил в своей душе, а если он сделал это - Печорин был бы неправдив», - писал М. Горький в статье о М. Ю. Лермонтове.

2. - У нас, может быть, нет денег?

- «Может быть» тут излишне, - произнёс он.

Расставьте знаки препинания

1. На бахче у нас растёт Как разрежешь сок течёт

Свеж и сладок он на вкус Называется...

2. Я всё что есть на свете Все народы на планете Мой омоним враг войны Друг труда и тишины.

(Мир)

3. Любая мода не вечна Не изменяюсь я одна

И девочки всегда и всюду Меня носить конечно будут.

(Коса)

4. Никто так не глух как те которые не хотят слушать.

Литература

1. Роман Сеф. «Кавычки». [Электронный ресурс]: Родителям для детей. URL:

http://www.schoolforbaby.ru/index.php/stikhi/stikhi-o-russkom-yazyke/453-kavychki (дата обращения: 11.

01.2015)

2. Паустовский К. «Золотая роза». - рассказ. М.: Дет. лит., 1972, - 560 с.

3. Маршак С. Я. «Знаки препинания». [Электронный ресурс]: http://xn--80aaevnc9bxb.xn--

p1ai/stihi/marshak/948-znaki-prepinaniya.html (дата обращения: 11.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.