Научная статья на тему 'ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА В АГРАРНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА 1919-1986 ГОДОВ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА В АГРАРНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА 1919-1986 ГОДОВ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / АГРАРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ / КАДРЫ ДЛЯ СЕЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаренко Ольга Николаевна

Цель статьи - проанализировать опыт довузовской подготовки в аграрных учебных заведениях в условиях агропромышленного региона - Тюменской области 1919-1986 годов. Научная новизна исследования заключается в междисциплинарном подходе и введению в научный оборот новых исторических источников по теме исследования. В статье выявлена проблема дефицита кадров в современном агропромышленном комплексе, предложены пути ее решения, в том числе используя исторический региональный опыт. Авторы, проследив эволюцию довузовской подготовки от появления ее в 1919 г. до 1986 г. определили, что особенностью Тюменской области является: во-первых, отсутствие в первое советское двадцатилетие высшего аграрной учебного заведения и, как следствие, рабочего факультета; во-вторых, основными формами довузовской подготовки были подготовительные курсы и подготовительные отделения. В результате сделан обоснованный вывод о том, что подготовительные курсы и отделения сыграли важную роль не только в пополнении студенчества аграрных учебных заведений, но и в дальнейшем в закреплении молодых кадров на селе. Студенты, вышедшие с подготовительного отделения аграрного вуза в большей степени были профориентированы, после окончания вуза возвращались специалистами в свои хозяйства, создавали условия для дальнейшего прогресса в сельскохозяйственной сфере Тюменской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-UNIVERSITY TRAINING IN AGRICULTURAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS: GENERALIZATION OF THE EXPERIENCE OF 1919-1986 (ON THE EXAMPLE OF THE TYUMEN REGION)

The purpose of the article is to analyze the experience of pre-university training in agricultural educational institutions in the conditions of the agro-industrial region - the Tyumen region in 1919-1986. The scientific novelty of the research lies in the interdisciplinary approach and the introduction into scientific circulation of new historical sources on the research topic. The article reveals the problem of personnel shortage in the modern agro-industrial complex, suggests ways to solve it, including using the historical regional experience. The authors, tracing the evolution of pre-university training from its appearance in 1919 to 1986, determined that the peculiarity of the Tyumen region is: firstly, the absence in the first Soviet twentieth anniversary of a higher agrarian educational institution and, as a consequence, of a working faculty; secondly, preparatory courses and preparatory departments were the main forms of pre-university training. As a result, a well-grounded conclusion was made that preparatory courses and departments played an important role not only in replenishing the student body of agricultural educational institutions, but also in the future in retaining young personnel in the countryside. Students who left the preparatory department of an agricultural university were more vocationally oriented, after graduation they returned as specialists to their farms, creating conditions for further progress in the agricultural sector of the Tyumen region.

Текст научной работы на тему «ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА В АГРАРНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА 1919-1986 ГОДОВ НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Довузовская подготовка в аграрных учебных заведениях: обобщение опыта 1919-1986 годов на примере Тюменской области

Гончаренко Ольга Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья

E-mail: допс1пагепко-65@таН.ш

Цель статьи - проанализировать опыт довузовской подготовки в аграрных учебных заведениях в условиях агропромышленного региона - Тюменской области 1919-1986 годов. Научная новизна исследования заключается в междисциплинарном подходе и введению в научный оборот новых исторических источников по теме исследования. В статье выявлена проблема дефицита кадров в современном агропромышленном комплексе, предложены пути ее решения, в том числе используя исторический региональный опыт. Авторы, проследив эволюцию довузовской подготовки от появления ее в 1919 г. до 1986 г. определили, что особенностью Тюменской области является: во-первых, отсутствие в первое советское двадцатилетие высшего аграрной учебного заведения и, как следствие, рабочего факультета; во-вторых, основными формами довузовской подготовки были подготовительные курсы и подготовительные отделения. В результате сделан обоснованный вывод о том, что подготовительные курсы и отделения сыграли важную роль не только в пополнении студенчества аграрных учебных заведений, но и в дальнейшем в закреплении молодых кадров на селе. Студенты, вышедшие с подготовительного отделения аграрного вуза в большей степени были профори-ентированы, после окончания вуза возвращались специалистами в свои хозяйства, создавали условия для дальнейшего прогресса в сельскохозяйственной сфере Тюменской области.

Ключевые слова: довузовская подготовка, исторический опыт, аграрные учебные заведения, подготовительные курсы, подготовительные отделения, кадры для села.

Несмотря на ежегодный выпуск многочисленными образовательными учреждениями специалистов разного профиля, ключевой проблемой социально-экономического развития современного российского общества продолжает оставаться недостаток квалифицированных кадров. О дефиците квалифицированных специалистов во всех отраслях экономики говорят различные компетентные средства массовой информации, научные публикации [10; 11;13; 19; 22].

Особенно остро, по мнению экспертов [13; 18], встает вопрос дефицита кадров в агропромышленном комплексе, несмотря на то, что в XXI веке данный сектор экономики стал крупнейшей и наиболее значимой отраслью народного хозяйства. Пополнить ряды будущих студентов-аграриев могла бы сельская молодежь, готовая вернуться в свои населенные пункты, но страдает уровень учебной подготовки большинства выпускников сельских средних школ. Кроме того, соглашаясь с И.А. Сергачевым [17] отметим, что количество квалифицированных специалистов-аграриев, могли бы увеличиться за счет мигрантов, ставших гражданами России, а также тех, кто в силу семейных обстоятельств не поступил в вузы сразу после школы и желает продолжить свое образование в высших учебных заведениях.

В связи с этим, необходимо искать резервы для пополнения сначала студенчества аграрного вуза, а затем и квалифицированных специалистов аграрной сферы, в том числе опираясь на исторический опыт. Поэтому можно утверждать, что деятельность подготовительных курсов и отделений, существовавших в XX веке по подготовке крестьянской молодежи к учебе в средних профессиональных и высших учебных заведениях достойна изучения.

Цель статьи - анализ опыта довузовской подготовки в аграрных учебных заведениях в условиях агропромышленного региона - Тюменской области 1919-1986 годов.

В большинстве источников «довузовское образование» определяется как «процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих способностей в особом образовательном пространстве, в котором надстраивается базовый компонент среднего образования, ведется работа по профессиональной ориентации учащихся и поиску талантливой и одаренной молодежи» [1; 2; 20]. По мнению некоторых исследователей, си-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

стема довузовской подготовки в нашей стране начинает складываться с начала 1990-х годов двадцатого века [12]. Однако данное положение не является обоснованным по мнению авторов. Сейчас, пожалуй, нет ни одного высшего или средне-профессионального образовательного учреждения, которые не имели бы опыта довузовской подготовки школьников и молодежи, опирающегося на сложившийся опыт.

Средние учебные заведения, существовавшие в Тобольской губернии до 1917 года, во время гражданской войны были либо расформированы, либо практически не функционировали. Положение изменилось только с подписанием декрета СНК РСФСР от 20 января 1920 г. о создании в рамках НКП (Народный комиссариат просвещения) комитета профессионально-технического образования (Главпрофобр). Данный орган входил в НКП в качестве самостоятельной части и объединил все виды профессионального образования. В 1920 г. в освобожденной от колчаковцев Тюменской губернии, как и в других губерниях советской России, создается Губпрофобр. Основным типом средних профессиональных учебных заведений региона являлись техникумы и профессиональные школы. В 1923 году в Тюменской губернии существовало 10 профессионально-технических школ и техникумов, в том числе и сельскохозяйственного профиля. В 1930-1931 гг. была открыта в г. Тобольске рыбацко-промышленная школа, реорганизованная в 1932 г. в техникум рыбной промышленности. В Тобольском ветеринарном техникуме в этот же период открылись новые отделения: клиническое и оленеводческое. Многократной реорганизации в 30-е гг. подвергся сельскохозяйственный техникум г. Тюмени. В 1932 г. в Ишиме открылся техникум животноводства. [3, С. 39.] Из-за недостатка специалистов сельскохозяйствне-ной отрасли курсанты советской партийной школы (СПШ) в первое советское двадцатилетие углубленно изучали сельскохозяйственные дисциплины: современная техника земледелия и борьба с болезнями растений [4, С. 117] для последующей работы в сельской местности и для распространения знаний в крестьянской среде. В дневные техникумы принимались лица не моложе 15 летнего возраста, окончившие школу 2 ступени или имеющие соответствующую этому уровню академическую подготовку (4 класса бывшего реального училища или 5 классов бывшей гимназии). Вместе с тем, проблема малограмотности абитуриентов и как следствие учащихся профессиональных школ и техникумов настоятельно требовала нового подхода к приему в средние профессиональные учебные заведения края. В отчете агитпропотдела РКП (б) Тюменской губернии за 1923 год отмечалось, что в средних профессиональных учебных ° заведениях сельскохозяйственного профиля учит" ся «Громадный процент непригодных к работе то-§ варищей. На неудовлетворительных результатах ^ выпуска сказался набор, так как посылались ... Ц малограмотные ...». Некоторые учащиеся понима-

ли, что не могут плодотворно учиться и прекращали обучение. [4, С. 90] На протяжении 1920-1930-х гг. при всех техникумах и профессиональных школах функционировали подготовительные отделения [8, Л.16.; 9, Л.38.], охватившие географически практически все районы Тюменского края. Это имело важное значение для приближения среднего специального и высшего образования к трудящимся крестьянам, так как они получали широкую возможность готовиться к обучению в вузах и техникумах. Подготовка крестьянской молодежи для обучения в профессиональных учебных заведениях составляла основную, но не единственную задачу. Подготовительные отделения помогали коммунистической партии и советскому государству решить задачу изменения социальной структуры студенчества [17, С. 23] и, как следствие, создать новую советскую интеллигенцию. Согласно архивных данных на протяжении 1920-1930-х годов социальный состав курсантов СПШ и учащихся сельскохозяйственных техникумов, благодаря деятельности подготовительных отделений, изменился в сторону крестьянства [5, Л.67.]. Подобная ситуация была характерна не только для Зауралья, но и для всей страны, и отражала, как общую линию на закрепление классового подхода к формированию советской интеллигенции, так и понижение уровня культуры в целом в СССР [4, С. 161.].

Отдаленность от центральных вузов России, огромные расстояния, отсутствие необходимого количества учителей для средних школ до конца 1930-х годов создавали трудности для получения полноценного среднего образования детьми крестьян. В результате проверки сельскохозяйственного техникума г. Тюмени инспекцией горкома ВКП (б) было выявлено, что в 1935 г. имелись ученики, которых нельзя было принимать из-за малограмотности. В СПШ г. Салехарда, из-за низкого общеобразовательного уровня, успеваемость в 1939-1940 г. тоже была довольно низкой - 59%. [8, Л.37.] В связи с этим, подготовительные отделения при техникумах в Тюменском крае просуществовали до конца 1950-х гг.

Деятельность рабфака аграрного отделения при агропедагогическом институте, открывшемся в Тюмени 16 сентября 1930 г. было недолгим. В 1932 г. агропединститут был преобразован в Уральский педагогический институт (с 1934 г. стал называться Тюменским педагогическим институтом) с четырехлетним сроком обучения и агрономическое отделение закрылось [4, С. 132.].

В послевоенное время главной задачей сельскохозяйственного техникума оставалось поднятие общеобразовательного уровня абитуриентов, подготовка их для сдачи экзаменов и последующего обучения в среднем профессиональном заведении. В 1948-1949 учебном году вновь был взят курс на привлечение к учебе сельской молодежи. [14, С. 31.]

В 1959 году сельскохозяйственный техникум г. Тюмени был преобразован в Тюменский сель-

скохозяйственный институт (ТСХИ). С 60-х гг. советская система образования уже позволяла всем гражданам получать базовую школьную подготовку примерно одинакового уровня и порождала естественное стремление части молодежи использовать высшее образование для профессионального продвижения и самореализации [1]. Особенно это касалось сельской молодежи, для которой жизнь и работа в городе считались престижными. Но так же, как и в 1930-е гг. обозначилась проблема несоответствия среднего образования, полученного в сельской школе и требований вуза [16]. Конечно, как считает О.В. Власова [1], он не был таким катастрофическим, как в 20-е годы, но, тем не менее, опять возник вопрос об уровне подготовки школьников к поступлению в вуз. Для его повышения при вузах стали организовывать платные подготовительные курсы. В то же время, 20 августа 1969 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 6815 было принято решение о создании в вузах подготовительных отделений «... в целях повышения уровня общеобразовательной подготовки рабочей и сельской молодежи, и создания ей необходимых условий для поступления в высшую школу» [15].

В ТСХИ подготовительное отделение было созданно13 декабря 1970 г., с приемом слушателей 100 человек. Нуждающемся слушателям предоставлялось место в общежитии. Факультет имел свой орган управления - деканат и штат преподавателей из числа профессорско-преподавательского состава института. Набор в слушатели подготовительного отделения, а именно так назывался факультет, о котором идет речь, совпадал с началом учебного года в институте, а сама учеба продолжалась с декабря по июнь. Обучение на подготовительном отделении велось для подготовки слушателей по четырем основным специальностям: агрономии, зоотехнии, механизации сельского хозяйства и экономики. Для поступления на подготовительное отделение требовалось кроме обязательного, подтвержденного документально стажа работы в аграрной отрасли, направление с предприятия и / или рекомендация из воинской части. Слушатели подготовительного отделения, обучаясь по очной форме, зачислялись в число студентов института и получали государственную стипендию. Стипендия, назначаемая колхозом или совхозом, была на 15% выше, чем стипендия студентов первого курса [14, С. 181.]. Преподаватели, по воспоминаниям слушателей 1981 г.[21], были высокообразованными, интеллигентными людьми. Старались так излагать материал, что информация, передаваемая слушателям, запомнилась на долгие годы, а по окончанию отделения позволила поступить на выбранную специальность. Ввиду того что слушатели подготовительного отделения были практиками с производства, их сразу стали приглашать для оказания помощи в учебное хозяйство института: на ферму и опытное поле. Не менее интересной была и внеучебная деятельность: тематические часы, экскурсии, посе-

щения театров и музеев. К завершению обучения будущие студенты не только получали необходимые знания, но и приобретали определенный объем культурных знаний.

Таким образом, за шесть месяцев обучения у студентов «нулевого» курса повышался уровень теоретических знаний по общеобразовательным дисциплинам - русскому языку, математике, физике, биологии и химии, как необходимой базе для дальнейшего обучения в высшем учебном заведении. Кроме того, специфика вуза и активное участие в учебном процессе ведущих преподавателей с профильным сельскохозяйственным образованием и большим опытом производственной деятельности способствовали формированию у обучающихся мотивации к выбору той или иной аграрной профессии. И по сей день многие выпускники сельскохозяйственного института, прошедшие через подготовительное отделение, работают руководителями, ведущими специалистами на предприятиях агропромышленного комплекса или занимают ответственные посты на разных уровнях государственной службы Тюменской области.

Логическим завершением обучения в подготовительном отделении была сдача выпускных экзаменов, результаты которых приравнивались к результатам вступительных испытаний и позволяли выпускникам занять бюджетное место на одном из факультетов сельскохозяйственного института очной формы обучения.

Довузовская подготовка не ограничивалась только подготовительным отделением. Большую роль играли кафедры ТСХИ, которые занимались подготовкой старшеклассников к вступительным экзаменам в сельских школах, закрепленных за ними районов посредством создания и методического руководства тематическими кружками по аграрным дисциплинам, проведением олимпиад, выступленими перед школьниками с лекциями и беседами. Устанавливались тесные контакты с профессионально-техническими училищами и специальными учебными заведениями. При формировании контингента студентов составлялись планы развития вузов. 12 ноября 1981 г. был утвержден план развития ТСХИ на 1981-1985 гг. Этот план был составлен при участии профессорско-преподавательского состава и обсужден на Ученом Совете института. План включал в себя три этапа подготовки специалистов: первый - довузовский, осуществляемый в средних школах и средних специальных учебных заведениях; второй - внутривузовский - в процессе обучения студентов в вузе и третий производственный - непосредственно на производстве. При этом совместно с управлением сельского хозяйства формировали перспективный план подготовки кадров и в разрезе районов, направляли определенный состав студентов на очное и заочное формы обучения и на подготовительные кур-сы.[14, С. 165.]

В декабре 1985 г. были организованы подготовительные курсы для поступающих на заочное

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см о см

отделение. После окончания заочного подготовительного отделения в состав студентов были зачислены в 1986 г. 90,2% слушателей, работающих в сельском хозяйстве, из них 54,7% руководители среднего звена [14, С. 167.].

Таким образом, подготовительные отделения были необходимым звеном в профессиональном аграрном образовании для привлечения сельской молодежи. Эта мера, по мнению О.В. Власовой [1, С.93.], носила не только идеологический - привлечение в вузы рабоче-крестьянского контингента, - но и практический характер. Во-первых, выпускники подготовительных отделений в отличие от недавних школьников были лучше профориен-тированы и, возвращаясь в село, в большинстве случаев, навсегда там оставались. Во-вторых, открытие заочного подготовительного отделения помогало решить вопрос не только с текучкой квалифицированных кадров, так как производственники-заочники не покидали свои предприятия, но и своим примером показывали важность и необходимость учиться и работать в сельскохозяйственной отрасли. В-третьих, аграрные рабочие получили возможность стать более мобильными в профессиональной сфере: перейти, с рабочих на высококвалифицированные должности - агрономов, зооинженеров, инженеров-механизаторов, экономистов.

Проследив эволюцию довузовской подготовки в агропромышленном регионе от появления в 1919 г. до 1986 г. можно констатировать: во-первых, отсутствие в первое советское двадцатилетие высшего аграрного учебного заведения и, как следствие, рабочего факультета; во-вторых, исторически основными формами сложившейся довузовской подготовки в советский период были подготовительные курсы и подготовительные отделения.

Опыт деятельности подготовительных курсов и отделений в регионе для аграрных техникумов и вузов в советский период позволяет сделать следующие выводы:

- подготовительные курсы и подготовительные отделения сыграли важную роль в изменении социального состава студенчества области;

- студенты, вышедшие с подготовительного отделения аграрного вуза в большей степени были профориентированы и после окончания вуза возвращались специалистами в свои хозяйства, подавали пример профессиональной социальной мобильности, создавая условия для дальнейшего прогресса в сельскохозяйственной сфере Тюменской области.

Литература

1. Власова О.В. От рабочего факультета до факультета довузовской подготовки: эволюция и преемственность // Гуманитарные науки. -2013. - 2(10). - С. 92-96.

2. Волгина Т.Ю. Адаптация старшеклассников в университетской среде в процессе довузов-

ской подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук.: 13.00.01. - Омск, 2005. - 248 с.

3. Гончаренко О.Н. Молодежь как основа формирования советской интеллигенции в Зауралье в 1920-1930- е гг. // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2010. № 4. С.37-46.

4. Гончаренко О.Н. Становление советской интеллигенции в Зауралье (1917-1941 гг.): монография / О.Н. Гончаренко. - Тюмень, Изд-во: ФГОУ ВПО «Тюменская гос.с.-х. акад.», 2011. -197 с.

5. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГА-СПИТО) Ф.1. Оп.1, Д.3943.

6. ГАСПИТО. Ф. 3. Оп.1. Д.683.

7. ГАСПИТО. Ф.7. Оп.1. Д.656.

8. Государственный архив Тюменской области (ГАТО). Ф. 80. Оп.1, Д.158.

9. ГАТО. Ф.300. Оп.1. Д.1

10. Дефицит специалистов в России достигнет 2,8 млн человек к 2030 году // РБК. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/rbcfr eenews/5af06b549a79472ff921935e (дата обращения 21 сентября 2021 г.).

11. Кадры для новой экономики // Ведомости. - 20 декабря 2020 г. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/partner/ articles/2019/12/20/819251 -kadri-ekonomiki (дата обращения 24 сентября 2021 г.).

12. Карашева А.Г., Карсакова Г.А., Наси-пов А.Ж. Довузовская подготовка: цели, задачи, принципы // Перспективы науки и образования. -2018. - № 3 (33). - С. 117-123.

13. Кулов А.Р., Гончаренко О.Н., Кучеров А.С. Востребованность выпускников учреждений высшего профессионального образования в сфере агропромышленного комплекса // Агропро-довольственная политика России. - 2013. -№ 9 (21). - С. 77-83.

14. От реального училища до университета. 18791959-2009./ под общ. ред. проф. Н.В. Абрамова. -Тюмень, 2009. - 500 с.

15. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 20.08.1969 № 681 «Об организации Подготовительных отделений при высших учебных заведениях» // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических республик. - [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7136.htm (дата обращения 6 августа 2021 г.).

16. Российский статистический ежегодник. - М., 2011. - [Электронный ресурс]. . -URL: https:// gks.ru/bgd/regl/b11_13/Main.htm (дата обращения 18 августа 2021 г.).

17. Сергачев И.А. История создания и деятельность рабочих факультетов в вузах Центрального Черноземья: 1919-1930 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук.: 07.00.02. - Воронеж, 2006. -174 с.

18. Степанов А. Кадры решают все // Коммерсантъ. - 24 апреля 2021 г. - [Электронный

ресурс]. - URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4772215 (дата обращения 29 сентября 2021 г.).

19. Теньковская С. А., Власов А.В. Дефицит квалифицированного персонала как одна из важнейших проблем российского нефтесервиса //Общество: политика, экономика, право. -2016. -[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/defitsit-kvalifitsirovannogo-personala-kak-odna-iz-vazhneyshih-problem-rossiyskogo-nefteservisa (дата обращения 31 августа 2021 г.).

20. Филиппов Д.Е. Социально-педагогические условия функционирования системы довузовского образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук.: 13.00.01. - Челябинск, 2000. -203 с.

21. Филисюк Г.Н. Воспоминания о вузе: Рукопись. - Тюмень, 2021 г. - 6 с.

22. Хамидуллина А.Ш., Гончаренко О.Н. Профессиональные требования к подготовке бакалавров по направлению 36.03.02 зоотехния// Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 13-16.

PRE-UNIVERSITY TRAINING IN AGRICULTURAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS: GENERALIZATION OF THE EXPERIENCE OF 1919-1986 (ON THE EXAMPLE OF THE TYUMEN REGION)

Goncharenko O.N.

Northern TRANS-Urals state UNIVERSITY

The purpose of the article is to analyze the experience of pre-univer-sity training in agricultural educational institutions in the conditions of the agro-industrial region - the Tyumen region in 1919-1986. The scientific novelty of the research lies in the interdisciplinary approach and the introduction into scientific circulation of new historical sources on the research topic. The article reveals the problem of personnel shortage in the modern agro-industrial complex, suggests ways to solve it, including using the historical regional experience. The authors, tracing the evolution of pre-university training from its appearance in 1919 to 1986, determined that the peculiarity of the Tyumen region is: firstly, the absence in the first Soviet twentieth anniversary of a higher agrarian educational institution and, as a consequence, of a working faculty; secondly, preparatory courses and preparatory departments were the main forms of pre-universi-ty training. As a result, a well-grounded conclusion was made that preparatory courses and departments played an important role not only in replenishing the student body of agricultural educational institutions, but also in the future in retaining young personnel in the countryside. Students who left the preparatory department of an agricultural university were more vocationally oriented, after graduation they returned as specialists to their farms, creating conditions for further progress in the agricultural sector of the Tyumen region.

Keywords: pre-university training, historical experience, agricultural educational institutions, preparatory courses, preparatory departments, personnel for the village.

References

1. Vlasova O.V. From the working faculty to the faculty of pre-uni-versity training: evolution and continuity // Humanities. -2013. - 2 (10). - S. 92-96.

2. Volgina T. Yu. Adaptation of high school students in the university environment in the process of pre-university training: author. dis. ... Cand. ped. Sciences .: 13.00.01. - Omsk, 2005. - 248 p.

3. Goncharenko O.N. Youth as the basis for the formation of the Soviet intelligentsia in the Trans-Urals in the 1920s-1930s. // News of higher educational institutions. Ural region. 2010. No. 4. P. 37-46.

4. Goncharenko O.N. Formation of the Soviet intelligentsia in the Trans-Urals (1917-1941): monograph / O.N. Goncharenko. -Tyumen, Publishing house: FGOU VPO «Tyumen State Agricultural Academy», 2011. - 197 p.

5. State Archive of the Socio-Political History of the Tyumen Region (GASPITO) F.1. Op.1, D.3943.

6. GASPITO. F. 3. Op.1. D.683.

7. GASPITO. F.7. Op. 1. D.656.

8. State Archives of the Tyumen Region (GATO). F. 80. Op.1, D.158.

9. GATO. F.300. Op. 1. D.1.

10. The deficit of specialists in Russia will reach 2.8 million people by 2030 // RBC. - [Electronic resource]. ... -URL: https:// www.rbc.ru/rbcfreenews/5af06b549a79472ff921935e (date accessed September 21, 2021).

11. Personnel for the new economy // Vedomosti. - December 20, 2020 - [Electronic resource]. URL: https://www.vedomosti.ru/ partner/articles/2019/12/20/819251-kadri-ekonomiki (date of treatment September 24, 2021).

12. Karasheva A.G., Karsakova G.A., Nasipov A. Zh. Pre-universi-ty training: goals, objectives, principles // Prospects for Science and Education. -2018. - No. 3 (33). - S. 117-123.

13. Kulov A.R., Goncharenko O.N., Kucherov A.S. Demand for graduates of institutions of higher professional education in the field of the agro-industrial complex // Agri-food policy of Russia. - 2013. - No. 9 (21). - S. 77-83.

14. From a real school to a university. 1879-1959-2009./ under total. ed. prof. N.V. Abramov. -Tyumen, 2009. - 500 p.

15. Resolution of the Central Committee of the CPSU and the Council of Ministers of the USSR of 08/20/1969 No. 681 «On the organization of preparatory departments at higher educational institutions» // Library of normative legal acts of the Union of Soviet Socialist Republics. - [Electronic resource]. . - URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7136.htm (date accessed August 6, 2021).

16. Russian statistical yearbook. - M., 2011. - [Electronic resource]. ... -URL: https://gks.ru/bgd/regl/b11_13/Main.htm (date of treatment August 18, 2021)

17. Sergachev I.A. The history of the creation and activity of working faculties in the universities of the Central Black Earth Region: 1919-1930: author. dis. ... Cand. ist. Sciences.: 07.00.02. - Voronezh, 2006. - 174 p.

18. Stepanov A. Cadres decide everything // Kommersant. - April 24, 2021 - [Electronic resource]. - URL: https://www.kommer-sant.ru/doc/4772215 (date of treatment September 29, 2021).

19. Tenkovskaya S. A., Vlasov A.V. Deficit of qualified personnel as one of the most important problems of the Russian oil service // Society: politics, economics, law. - 2016. - [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/defitsit-kvalifitsirovannogo-personala-kak-odna-iz-vazhneyshih-problem-rossiyskogo-nefteservisa (date of access August 31, 2021).

20. D.E. FilippovSocio-pedagogical conditions for the functioning of the system of pre-university education: author. dis. . Cand. ped. Sciences.: 13.00.01. - Chelyabinsk, 2000. -203 p.

21. Filisyuk G.N. Memories of the University: Manuscript. - Tyumen, 2021-6 p.

22. Khamidullina A. Sh., Goncharenko O.N. Professional requirements for the training of bachelors in the direction of 36.03.02 zootechnics // Modern pedagogical education. 2021. No. 2. S. 13-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.