Научная статья на тему 'СМЕНА ФОРМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С РАЗВИТИЕМ ОБЩЕСТВА И УНИВЕРСИТЕТА'

СМЕНА ФОРМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С РАЗВИТИЕМ ОБЩЕСТВА И УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL ORIENTATION / CAREER GUIDANCE / PERSONNEL TRAINING / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / RURAL YOUTH / APPLICANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамидуллина А. Ш., Уфимцева М. Г.

Professional orientation of citizens is one of the forms of labor market regulation, it promotes the development of human resources, provides a link between professional education and the real need for qualified personnel. The agricultural sector of the economy in Tyumen region is developing dynamically and occupies a leading position in the country. The State Agrarian University of the Northern Trans-Urals is a branch university for the agro-industrial complex. It is no secret that the popularity of agricultural professions is extremely low among modern youth, which adds to the difficulties in recruiting applicants and in providing agricultural enterprises with qualified personnel. This circumstance has always justified the search for applicants in rural areas, their return to agricultural enterprises is more likely. The authors of the article show how the form of career guidance at the university changes with the development of society, education and the educational institution itself.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGING THE FORMS OF CAREER GUIDANCE WORK WITH THE DEVELOPMENT OF SOCIETY AND THE UNIVERSITY

Professional orientation of citizens is one of the forms of labor market regulation, it promotes the development of human resources, provides a link between professional education and the real need for qualified personnel. The agricultural sector of the economy in Tyumen region is developing dynamically and occupies a leading position in the country. The State Agrarian University of the Northern Trans-Urals is a branch university for the agro-industrial complex. It is no secret that the popularity of agricultural professions is extremely low among modern youth, which adds to the difficulties in recruiting applicants and in providing agricultural enterprises with qualified personnel. This circumstance has always justified the search for applicants in rural areas, their return to agricultural enterprises is more likely. The authors of the article show how the form of career guidance at the university changes with the development of society, education and the educational institution itself.

Текст научной работы на тему «СМЕНА ФОРМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С РАЗВИТИЕМ ОБЩЕСТВА И УНИВЕРСИТЕТА»

ПЕДАГОГИКА

(специальность: 13.00.08)

УДК 37

А.Ш. Хамидуллина, М.Г. Уфимцева

Государственный аграрный университет Северного Зауралья г. Тюмень, Россия yfim@mail.ru

DOI: 10.18522/2070-1403-2021-84-1-192-198

СМЕНА ФОРМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С РАЗВИТИЕМ ОБЩЕСТВА И УНИВЕРСИТЕТА

[Alfiya Sh. Khamidullina, Marina G. Ufimtseva Changing the forms of career guidance work with the development of society and the university]

Professional orientation of citizens is one of the forms of labor market regulation, it promotes the de -velopment of human resources, provides a link between professional education and the real need for qualified personnel. The agricultural sector of the economy in Tyumen region is developing dynamically and occupies a leading position in the country. The State Agrarian University of the Northern Trans-Urals is a branch university for the agro-industrial complex. It is no secret that the popularity of agricultural profes -sions is extremely low among modern youth, which adds to the difficulties in recruiting applicants and in providing agricultural enterprises with qualified personnel. This circumstance has always justified the search for applicants in rural areas, their return to agricultural enterprises is more likely. The authors of the article show how the form of career guidance at the university changes with the development of soci -ety, education and the educational institution itself.

Key words: professional orientation, career guidance, personnel training, agro-industrial complex, rural youth, applicants.

Несмотря на ежегодный выпуск многочисленных специалистов разного профиля, ключевой проблемой социально-экономического развития современного российского общества продолжает оставаться «кадровый голод». О дефиците квалифицированных специалистов во всех отраслях экономики говорят различные компетентные средства массовой информации. Наступление эры информационных технологий и расширение влияния искусственного интеллекта практически во всех сферах промышленности предъявляют особые требования к знаниям и способностям специалистов. Особенно остро встает

вопрос дефицита кадров в агропромышленном комплексе, как крупнейшей и наиболее значимой отрасли народного хозяйства, в связи с внедрением высокоинтеллектуальных технологий на всех этапах производства сельскохозяйственной продукции, то есть от поля или фермы до готового упакованного продукта. Образовательные учреждения вступают в конкурентную борьбу за абитуриентов, применяя различные формы профориентации молодежи и проделывая огромную работу [6, с. 327]. Профориентационная работа должна быть направлена на взаимосвязь трех факторов, а именно: школы, учреждения высшего профессионального образования и рынка труда [2, с. 228].

По мнению некоторых авторов, система довузовской подготовки в нашей стране начинает складываться с начала 90-ых годов двадцатого века [4, с. 117]. Однако это не так. Сейчас, пожалуй, нет ни одного высшего или среднего профессионального образовательного учреждения, которые не имели бы опыта в довузовской подготовке потенциальных абитуриентов. Такой опыт, который своими корнями уходит еще в 70-ые годы прошлого столетия, есть и у Государственного аграрного университета Северного Зауралья. В те годы университет имел статус сельскохозяйственного института и был одним из немногих высших учебных заведений, который готовил специалистов для сельского хозяйства Тюменской и близлежащих областей. Среди четырех факультетов - зооинженерного, агрономического, механизации сельского хозяйства и экономического был факультет, в задачу которого входила подготовка к поступлению в институт рабочей молодежи. Факультет имел свой орган управления - деканат и штат преподавателей из числа профессорско-преподавательского состава института. Набор в слушатели подготовительного отделения, а именно так назывался факультет, о котором идет речь, совпадал с началом учебного года в институте, а сама непосредственно учеба продолжалась с декабря по июнь месяц. Слушатели подготовительного отделения, обучаясь по очной дневной форме, зачислялись в число студентов института и получали государственную стипендию.

Таким образом, за шесть месяцев обучения у студентов «нулевого» курса повышался уровень теоретических знаний по общеобразовательным дисциплинам - русскому языку, математике, физике, биологии и химии, как необходимой базы для дальнейшего обучения в высшей школе. Кроме того, специфика вуза и активное участие в учебном процессе ведущих преподавателей с про-

фильным сельскохозяйственным образованием и большим опытом производственной деятельности [1, с. 54] способствовали формированию у обучающихся мотивации к выбору той или иной аграрной профессии. И по сей день многие выпускники сельскохозяйственного института, прошедшие через подготовительное отделение, работают руководителями, ведущими специалистами на предприятиях агропромышленного комплекса или занимают ответственные посты на разных уровнях государственной службы Тюменской области.

Логическим завершением обучения в подготовительном отделении была сдача выпускных экзаменов, результаты которых приравнивались к результатам вступительных испытаний и позволяли выпускникам занять бюджетное место на одном из факультетов сельскохозяйственного института очной формы обучения.

С распадом Советского Союза и изменениями в системе финансирования государственных высших учебных заведений заканчивается функционирование подготовительного отделения, на смену которому приходят районные опорные пункты, как следующая форма довузовской подготовки.

Тюменская область, как известно, представляет собой совокупность двух северных национальных округов и двадцати двух южных муниципаль -ных районов с более мягкими природно-климатическими условиями, позволяющими эффективно заниматься сельскохозяйственным производством. Поэтому в создании опорных пунктов наряду с Тюменской государственной сельскохозяйственной академией, в которую трансформировался институт, активное участие принимали районные органы управления. Набор слушателей опорных пунктов осуществлялся из числа учащихся выпускных классов общеобразовательных школ с учетом потребности в специалистах сельскохозяйственных предприятий района. Кроме подготовки к сдаче вступительных экзаменов в сельскохозяйственную академию, при создании опорного пункта стояла цель подтолкнуть слушателей к сознательному выбору аграрной профессии и готовности связать свое будущее с сельским хозяйством. Таким образом, складывалась система целевого набора абитуриентов посредством подписания трехстороннего договора с участием академии, доверенного лица абитуриента и сельхозпредприятия. Обязательным условием договора было возвращение выпускника в качестве молодого спе -циалиста в свой муниципальный район.

Опорные пункты, несомненно, сыграли положительную роль не только в закреплении кадров на селе, но и создании долгосрочных связей между аграрным вузом, представителями агробизнеса и органами управления. Однако с внедрением единого государственного экзамена, как формы итоговой аттестации, довузовская подготовка школьников посредством обучения в опорных пунктах перестала существовать. Результаты ЕГЭ расширили возможности выпускникам школ в выборе высших учебных заведений. Вузам аграрного профиля стало все труднее конкурировать с образователь -ными учреждениями, деятельность которых связана с подготовкой специалистов так называемых престижных профессий. Перед сельскохозяйственной академией встала задача о переходе на новую форму профориентаци-онной работы, которая является ключевой для многих вузов и напрямую определяет качество образования.

Государственный аграрный университет Северного Зауралья, в статус которого перешла сельскохозяйственная академия, активно внедрился в реализацию двух значимых для Тюменской области профориентационно-образова-тельных проекта - «Агропоколение», партнером которого стал Ялуторовский агротехнологический колледж, накопивший к тому моменту огромный опыт работы со средними общеобразовательными учреждениями. Партнером по реализации второго проекта - «Агроцивилизации» стал Тюменский филиал Президентской библиотеки, у которого были открыты свои кабинеты во многих школах муниципальных районов области.

Масштабный областной сетевой образовательный проект «Агропоколение» объединил аграрный университет, средние образовательные и средние профессиональные образовательные учреждения с целью создания условий для профессионального самоопределения обучающихся и формирования мотивации к дальнейшему трудоустройству в сфере агропромышленного комплекса [5, с. 228].

В школах области были сформированы аграрные классы по таким образовательным программам как «Основы ветеринарии», «Основы агрономии», «Основы садоводства», «Переработка сельскохозяйственной продукции», «Основы рыбоводства», «Тракторист-машинист» и «Основы животноводства». Содержание образовательных программ и механизм их реализации разрабатывались совместно с Управлением образования районов обла-

сти, педагогами школ и специалистами передовых сельскохозяйственных предприятий - участниками сетевого проекта. Со школьниками проводили выездные занятия преподаватели аграрного университета в виде актуальных увлекательных лекций, которые в дальнейшем закрепляли на практических занятиях в современных лабораториях университета или ведущих высокотехнологичных предприятиях АПК.

Школьникам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдавался документ «Свидетельство об обучении», который согласно Правилам приема, давал ребятам приоритет в зачислении в университет при равном количестве баллов. Абитуриентам, не прошедшим по конкурсу на бюджетные места, в Положении о стоимости обучения в вузе предусматривалась 10%-я скидка.

Особенностью «Агроцивилизации» стало участие в профориентационной работе волонтеров-тьютеров - студентов аграрного университета, обученных в Тюменском филиале Президентской библиотеки работе со школьниками 111 классов [3, с. 113]. Данный проект успешно был презентован на всероссийском форуме «Социальное партнерство» при участии в то время уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации Павла Астахова.

Оба проекта, главным образом, несли просветительский характер и были направлены на популяризацию аграрных профессий и поднятие престижности аграрных вузов. Одним из факторов успешности такой формы довузовской подготовки молодежи и школьников было использование кадрового, научного и материально-технического потенциала университета и высокотехнологичных предприятий АПК.

Проведенный анализ накопленного опыта позволит разработать в университете систему непрерывного аграрного образования, направленную на решение вопроса обеспечения квалифицированными кадрами агропромышленного комплекса Тюменской области.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Богданова Ю.З. Взаимосвязь личностного и профессионального в деятельности современного педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 53-56.

2. Васичкина О.Н., Самарская С.В. Концепт мотивации выпускников школ и его роль в профессионально-ориентационной деятельности вузов // Гуманитарные и социальные науки. 2019. №4. С. 227-234.

3. Гончаренко О.Н. Профориентационная работа с сельскими школьниками: региональная специфика // Современное педагогическое образование. 2020. № 9. С. 112-117.

4. Карашева А.Г., Карсакова Г.А., Насипов А.Ж. Довузовская подготовка: цели, задачи, принципы // Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С. 117-123.

5. Уфимцева М.Г. Профориентация абитуриентов и студентов ГАУ Северного Зауралья // В сборнике: Сборник статей II всероссийской (национальной) научно-практической конференции "Современные научно-практические решения в АПК". Государственный аграрный университет Северного Зауралья. 2018. С. 287-289.

6. Уфимцева М.Г. Государственный аграрный университет Северного Зауралья в конкуренции за абитуриента. / Конкурентоспособность субъектов хозяйствования в условиях новых вызовов внешней среды: проблемы и пути их решения. Сборник материалов XX Международной научно-практической конференции. 2017. С. 327-331.

R E F E R E N C E S

1. Bogdanova Yu. Z. The relationship of personal and professional in the activity of a modern teacher / / Problems of modern pedagogical education. 2020. N. 66-2. pp. 53-56.

2. Vasichkina O. N., Samarskaya S. V. The concept of motivation of school graduates and its role in the professional orientation activity of universities / / Humanities and Social Sciences. 2019. N. 4. pp. 227-234.

3. Goncharenko O. N. Career guidance work with rural schoolchildren: regional specifics // Modern pedagogical education. 2020. N. 9. P. 112-117.

4. Karasheva A. G., Karsakova G. A., Nasipov A. Zh. Pre-university training: goals, tasks, principles / / Prospects of science and education. 2018. N. 3 (33). pp. 117-123.

5. Ufimtseva M. G. Career guidance of applicants and students of the Northern Trans-Ural State University // In the collection: Collection of articles of the II All-Russian (national) scientific and practical conference "Modern scientific and practical solutions in the agro-industrial complex". State Agrarian University of the Northern Trans-Urals. 2018. P. 287-289.

6. Ufimtseva M. G. State Agrarian University of the Northern Trans-Urals in the competition for the applicant. / Competitiveness of business entities in the context of new challenges of the external environment: problems and ways to solve them. Collection of materials of the XX International Scientific and Practical Conference. 2017. P. 327-331.

_27 января 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.