Научная статья на тему 'ДОВЕРИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ АНГОЛЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОВОДИМОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА'

ДОВЕРИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ АНГОЛЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОВОДИМОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
262
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ / НАСЕЛЕНИЕ / ДОВЕРИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сантос Адилсон Андре Дос

История Республики Анголы изобилует вооруженными столкновениями, длительными кризисами в экономике, фактами коррупции и бюрократизма. Все это негативно сказалось на отношении населения страны к государственным структурам власти, вызвало рост недоверия к ним. Ситуация осложняется тем, что в условиях слабо развитого гражданского общества Анголы диалог между властью и народом сопряжен со значительными трудностями. Недоверие к правительству усилилось на фоне пандемии, когда многие организации были вынуждены сокращать персонал, что привело к росту уровня безработицы в стране. В статье проанализировано понятие «доверие к государственной власти», рассмотрена динамика его изменения в обществе Республики Анголы, на основании результатов проведенного исследования показано, в какой мере упало доверие ангольцев к структурам власти, изучены причины этого явления и обозначены перспективы выхода из политического кризиса в интересах развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC CONFIDENCE IN THE AUTHORITIES OF MODERN ANGOLA AS A RESULT OF STATE POLICY

The history of the Republic of Angola is replete with armed conflicts, long-term economic crises, corruption and bureaucracy. All this negatively affected public confidence towards the government institutions and led to an increased lack of trust in them. The situation is complicated by the fact that in Angola’s underdeveloped civil society, dialogue between the authorities and the people is fraught with considerable difficulties. Mistrust of the government increased amid a pandemic in which many organisations were forced to reduce personnel, leading to a rise in the country’s unemployment rate. The paper analyses the concept of “confidence in state authorities", considers the dynamics of its change in the society of the Republic of Angola, shows the extent to which the Angolans’ confidence in the power structures has declined, examines the causes of this phenomenon and the prospects for overcoming the political crisis in the interests of the country’s development are outlined.

Текст научной работы на тему «ДОВЕРИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ АНГОЛЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОВОДИМОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА»

УДК 323.2(673)

Сантос Адилсон Андре Дос аспирант

Северо-Западного института управления (СЗИУ) филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) https://orcid.org/0000-0003-0818-3756

ДОВЕРИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ АНГОЛЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПРОВОДИМОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация:

История Республики Анголы изобилует вооруженными столкновениями, длительными кризисами в экономике, фактами коррупции и бюрократизма. Все это негативно сказалось на отношении населения страны к государственным структурам власти, вызвало рост недоверия к ним. Ситуация осложняется тем, что в условиях слабо развитого гражданского общества Анголы диалог между властью и народом сопряжен со значительными трудностями. Недоверие к правительству усилилось на фоне пандемии, когда многие организации были вынуждены сокращать персонал, что привело к росту уровня безработицы в стране. В статье проанализировано понятие «доверие к государственной власти», рассмотрена динамика его изменения в обществе Республики Анголы, на основании результатов проведенного исследования показано, в какой мере упало доверие ангольцев к структурам власти, изучены причины этого явления и обозначены перспективы выхода из политического кризиса в интересах развития страны.

Ключевые слова:

государство, власть, население, доверие, экономический кризис, пандемия

Santos Adilson Andre Dos

PhD Student, Northwest Institute of Management (NWIM), branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) https://orcid.org/0000-0003-0818-3756

PUBLIC CONFIDENCE IN THE AUTHORITIES OF MODERN ANGOLA AS A RESULT OF STATE POLICY

Summary:

The history of the Republic of Angola is replete with armed conflicts, long-term economic crises, corruption and bureaucracy. All this negatively affected public confidence towards the government institutions and led to an increased lack of trust in them. The situation is complicated by the fact that in Angola's underdeveloped civil society, dialogue between the authorities and the people is fraught with considerable difficulties. Mistrust of the government increased amid a pandemic in which many organisations were forced to reduce personnel, leading to a rise in the country's unemployment rate. The paper analyses the concept of "confidence in state authorities", considers the dynamics of its change in the society of the Republic of Angola, shows the extent to which the Angolans' confidence in the power structures has declined, examines the causes of this phenomenon and the prospects for overcoming the political crisis in the interests of the country's development are outlined.

Keywords:

state, authorities, population, confidence, economic crisis, pandemic

Тема доверия населения к власти интересовала многих исследователей. В современной социологической литературе отмечается, что этой проблемой занимались крупные ученые последней трети XX - начала XXI вв. Среди них - Б. Барбер, Н. Луман, Ф. Фукуяма, П. Штомпка, Б. Мишталь, А. Селигмен, Э. Гидденс, У. Бек, С. Лэш, Р. Хардин, Э. Усланер, М. Грановеттер, Дж. Тернер, Дж. Коулмен, Д. Гуд, Р. Крамер, К. Кук, Ч. Тилли, М. Доган, Д. Гамбетта, Х. Хэмилл, Б. Ноутбум, С. Эйзенштадт, Л. Ронигер, К. Ньютон, С. Эмерли и др. [1, с. 9].

Значимость доверия народа к государственным структурам страны трудно переоценить. В известной работе американского политолога Э. Банфилда «Моральные основы отсталого общества» описывается общество, которое из-за отсутствия доверия не способно объединиться и в котором, как следствие, нет экономического и политического развития [2].

По мнению Н. Лумана, изложенному в произведении «Доверие и власть» (1979), доверие является механизмом, способствующим сокращению ненадежности и риска в сложном жизненном мире [3].

Ф. Фукуяма в книге «Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию» (1995) определяет значение доверия очень четко, подчеркивая, что данный феномен - ключевая характеристика развитого человеческого общества, проявляющаяся как на индивидуальном, так и на социальном уровне (доверие к общественным институтам и государству в целом). Именно доверие определяет прогресс; успех «самореализации» конкретного общества зависит не от рыночных принципов и не от приверженности традициям, но от «одного, распространившегося повсюду элемента культуры - уровня доверия, существующего в обществе». Ф. Фукуяма рассматривает страны с разными моделями управления, такие как Россия, США, Англия, Франция, Германия,

Япония, КНР, КНДР и пр. Он показывает, какую роль играет правительство в обществе, внутрисемейных отношениях и воспитании, утверждая, что все эти структуры сплетаются в единую систему, основанную на логике. Ученый демонстрирует всю важность доверия в постиндустриальную эпоху. По его мнению, оно является основой всех социальных институтов [4].

В российской социальной науке понятие «доверие» (или недоверие) трактуется как интегральная характеристика взаимодействия субъектов на основе собственных ограниченных знаний о разнообразной и постоянно усложняющейся социальной реальности; она служит важнейшим ориентиром во взаимоотношениях между людьми и институтами [5, с. 71]. Доверие - это чувство, которое позволяет нам не сомневаться в порядочности, честности и доброжелательности других людей, оно напрямую связано с индивидуальной безопасностью в социальной жизни [6]. Доверие к представителям власти также основано на личностных качествах политиков: интеллекте, профессионализме, умении решать проблемы, действовать в сложных ситуациях, т. е. на тех качествах, которые демонстрируют гражданам политический потенциал их лидера [7, с. 108]. Доверие к властным структурам подразумевает, что правительство осуществляет высшую справедливость, а государство - олицетворяет собой все институты власти.

Социолог П. Штомпка считал, что граждане могут доверять власти, имея свободу в своих действиях [8].

Доверие к институтам власти, по мнению И.Н. Трофимовой, имеет большее значение для социума, чем доверие к каким-либо политическим лидерам или государственным чиновникам [9, с. 68]. В своей работе исследователь изучает снижение уровня доверия к представительным институтам, которое воспринимается особенно негативно потому, что в условиях наблюдаемого падения уровня жизни и ущемления прав граждан эти структуры так и не стали надежными выразителями и защитниками интересов населения.

Избрав в качестве объекта исследования Республику Анголу, мы обратились к изучению вопроса доверия власти со стороны населения в этой стране. В опросе, проведенном методом стандартизованного интервью, участвовало 33 человека - 19 женщин и 14 мужчин в возрасте от 23 до 70 лет. В выборке адекватно представлена половозрастная структура современного ангольского общества. При этом в городской местности проживают 9 опрошенных человек, в сельской - 24 респондента; высшее образование имеют 6 человек, незаконченное высшее - 9, среднее - 15 и 3 информанта вообще не имеют образования. Социально-профессиональный статус интервьюируемых в целом соответствует социальной структуре ангольского общества. Опрошенные высказывались в отношении доверия к законодательным, исполнительным и судебным органам власти, а также доверия к государственным социальным институтам, таким как правительство, полиция, церковь и политические партии.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что в ангольском обществе ярко выражена тенденция к снижению уровня доверия населения к власти. Это связано в первую очередь с затяжным экономическим кризисом. Во многом сложная экономико-политическая ситуация в стране определена длительным периодом правления президента Жозе Эдуарду Душа Сантуша, который в своих руках практически абсолютизировал власть в республике, преследуя цели личного обогащения за счет спекуляции национальным достоянием страны - полезными ископаемыми Анголы. В период его правления (38 лет) в республике процветала коррупция и взяточничество, что, конечно, подорвало доверие населения страны к государственным структурам.

В целом результаты опроса населения Анголы показали, что более половины граждан страны не доверяют властям (табл. 1).

Таблица 1 - Доверие к органам власти со стороны населения в Республике Анголе

(в % к числу опрошенных)

Органы законодательной власти Доверяют 41,18 Не доверяют 55,88 Воздержались 2,94

Органы исполнительной власти 41,18 55,88 2,94

Органы судебной власти 38,24 55,88 5,88

По нашим прогнозам, уровень недоверия власти в дальнейшем может только расти, учитывая актуальную ситуацию в стране. Ближайшие экономические перспективы в Анголе не внушают оптимизма. Четырехлетняя рецессия продлится еще не один год - это подтверждается и сведениями, содержащимися в годовом анализе экономики Анголы, подготовленном Economist Intelligence Unit [10]. С 2016 г. в результате значительного падения цен на нефть в республике сильно «просели» ключевые экономические показатели, что, конечно, негативно сказалось на реализации социальной политики государства, в том числе в отношении запуска новых проектов, стимулирующих экономическую активность населения.

Что же касается институционального доверия, то тут ситуация немного другая (см. табл. 2).

Таблица 2 - Доверие населения к социальным институтам власти

(в % к числу опрошенных)

Институты Доверяют Не доверяют Воздержались

Правительство 38,24 58,82 2,94

Полиция 55,88 44,12 -

Церковь 97,06 2,94 -

Политические партии 44,12 50 5,88

Исследование показало, что правительству доверяют всего 38,24 % опрошенных; чуть большую расположенность респонденты выразили по отношению к политическим партиям -44,12 %. Но что касается других институтов власти, например полиции, то ей доверяют только 55,88 % опрошенных. Такой низкий показатель доверия объясняется тем, что сотрудники полиции имеют невысокий доход, поэтому в их среде процветает взяточничество. Однако при всем недоверии к полиции как государственной структуре власти все же более половины жителей считают, что сотрудники правоохранительных органов хорошо выполняют свои обязанности.

Низкий уровень доверия к власти объясняется также и тем, что в условиях слабо развитого гражданского общества Анголы диалог между госструктурами и народом сопряжен со значительными трудностями.

Антагонистом власти в стране выступает церковь как социальный институт. Отметим, что Ангола - чрезвычайно религиозное государство, поэтому доверие населения к церкви очень высоко.

Президент Анголы Жуан Мануэл Лоренсу пришел к власти как перспективный реформатор. Но надежды граждан, возлагаемые на нового национального лидера, не оправдались. Президент стал заложником сложнейшей социально-экономической ситуации в стране и виновником несбывшихся ожиданий людей, поэтому 2021 г. станет для него переломным ввиду того, что истекает срок его полномочий.

Президент Лоренсу, конечно, внес некоторые позитивные изменения в национальную политику после своего избрания в 2017 г. Большинство ангольцев считают положительными те меры, которые были предприняты им против коррупции. Бывший президент Анголы Хосе Эду-ардо душ Сантуш, стремясь сохранить свой семейный бизнес, выбрал Лоренсу своим преемником, считая, что он не сможет составить угрозу для интересов его семьи в силу особенностей характера. Но он ошибался: новый президент решил бороться с коррупцией и кумовством, а начать решил с ареста членов семьи Сантуша.

Размах коррупции в стране поражает воображение. К примеру, дочь бывшего президента Изабель душ Сантуш является одной из самых богатых женщин не только Анголы, но и всей Африки, причем большая часть ее состояния, а именно 4 млрд долл., была приобретена благодаря тому, что ее отец неоднократно нарушал закон и делал финансовые переводы на имя своей дочери. Сейчас против Изабель ангольским правительством выдвинуто несколько обвинений в причинении убытков государству в размере около 1,14 млрд долл., а также в хищении 1 млрд долл. Но даже после этого ее состояние остается огромным, поскольку она все также владеет акциями крупных португальских компаний.

Однако борьба с коррупцией - дело непростое. Помимо Изабель нынешний президент Лоренсу арестовал за взяточничество бывшего министра транспорта. Но на этом все как-то и приостановилось. Кроме того, внимания требовали и другие проблемы ангольского общества.

В стране по-прежнему отмечается высокий уровень безработицы среди молодежи. По данным Национального института статистики в Анголе (INE), за последний квартал 2019 г. безработица в республике увеличилась на 56,1 %, а за первый квартал 2020 г. - до 31,8 %. Более того, во второй половине 2020 г. количество граждан, потерявших работу, в том числе из-за негативного влияния на рынок труда пандемиии коронавируса, стало расти. Отметим, что к победе на президентских выборах Лоренсу пришел под лозунгом создания 500 000 тыс. рабочих мест.

Видя рост недоверия населения власти в лице первого лица страны на фоне социально-экономических проблем, непоследовательности в борьбе с коррупцией и другими негативными явлениями в жизни общества, Лоренсу ощущает необходимость проведения реформ, которых ждет от него население страны. Президент планирует утвердить в качестве главной цели своей работы стабилизацию ангольской экономики. Но эта богатая нефтью страна находится в рецессии уже в течение четырех лет, поэтому успешная трансформация зависит от укрепления ее экономики и появления новых рабочих мест.

Также президент попытался привлечь в страну новых инвесторов. Но, конечно, решающим фактором выхода республики из затянувшегося кризиса должно стать преодоление зависимости экономики Анголы от нефтяной промышленности: до сих пор 97 % текущих доходов поступает в бюджет страны от продажи нефти [11]. Следует отметить и тот факт, что действия властей за-

трудняются непростой ситуацией на мировом рынке «черного золота». На недавней встрече лидеров ОПЕК было принято решение в сокращении добычи нефти, что, конечно, не пойдет на пользу экономике Анголы в целом.

По данным газеты «Expansao», добыча нефти в Анголе в июне 2020 г. достигла минимальных значений за последние 16 лет, поскольку страна обязана сократить ее до 1,1 млн в день, чтобы компенсировать 70 тыс. баррелей, добытых сверх того, что прогнозировалось в рамках соглашения ОПЕК, и не нарушить заключенное странами соглашение [12].

Проверкой на прочность для правительства Анголы стала и пандемия коронавируса. COVID-19 был выявлен у десятков человек в стране, вследствие чего президент Анголы принял решение ввести карантин. В связи с этим многие компании вынуждены были закрыться, в том числе и международные, десятки тысяч ангольцев потеряли свои рабочие места, а те, кто сохранил их, сидят дома без выплаты заработной платы. Все эти события, конечно, также негативно сказались на уровне доверия населения страны к правительству.

Но насколько Ангола готова к реформам, будет ясно уже в следующем году: сосредоточится ли президент на восстановлении экономики или же он будет больше озабочен проблемами внутрипартийной политики - главный вопрос ближайшего будущего. На сегодняшний момент ситуация в Анголе нестабильна, уровень безработицы растет; здравоохранение, несмотря на все усилия властей, не удовлетворяет потребности людей. Не вызывает оптимизма и ситуация в сфере образования: в стране продолжает расти количество детей и взрослых, которые по ряду причин не имеют возможности заниматься какими-то конкретными науками и тем самым повышать свой образовательный уровень.

Все эти негативные явления в экономике и социальной сфере, слабая государственная социальная поддержка населения самым непосредственным образом влияют на уровень доверия к власти и ее институтам. Результаты проведенного нами эмпирического исследования позволяют предположить, что его активное снижение продолжится и в дальнейшем.

Ссылки:

1. Доверие как фундаментальная проблема российского высшего образования : монография / Г.Е. Зборовский [и др.]. Екатеринбург, 2020. 382 с.

2. Бэнфилд Э. Моральные основы отсталого общества. М., 2019. 216 с.

3. Luhmann N. Trust and Power. N.Y., 1979. 208 р.

4. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004. 730 с.

5. Бобкова Е.М. Доверие как фактор целостности общества // Социологические исследования. 2014. № 10 (366). С. 70-75.

6. Leandro M.E., Leandro A.S., Nogueira F. A Confianza em Questao. Raias de Confianza, Confianza das Raias nas Sociedades Modernas // Sociologia. Revista da Faculdade de Letras da Universidade do Porto. 2011. Vol. 21. Р. 215-232.

7. Давыборец Е.Н. «Феномен» доверия президенту России // Социологические исследования. 2016. № 11 (391). С. 107-113.

8. Штомпка П. Доверие - основа общества. М., 2012. 440 с.

9. Трофимова И.Н. Структура и динамика институционального доверия в современном российском обществе // Социологические исследования. 2017. № 5 (397). С. 68-75.

10. Экономист прогнозирует еще один год экономического спада в Анголе // Made for minds. 2020. 7 марта.

11. Schwikowski M. Африка: четыре лидера и их задачи на 2020 год // Made for minds. 2020. 2 января.

12. Costa J. Ангола усиливает сокращение добычи нефти в соответствии с соглашением ОПЕК+ // Expansao. 2020. 25 мая.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Ханмамедова Виктория Рамизовна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.