Научная статья на тему 'Ангола после всеобщих выборов 2017'

Ангола после всеобщих выборов 2017 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
116
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ / ВЫБОРЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / РАЗВИТИЕ / КРИЗИС / КОРРУПЦИЯ / POLITICAL PROCESS / DEMOCRATIZATION / ELECTIONS / POLITICAL PARTIES / DEVELOPMENT / CRISIS / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сапула Педро Камило Да Коста

Целью статьи является рассмотрение ситуации, сложившейся в Анголе после всеобщих выборов 23 августа 2017 года. Хотя правящая партия снова получила квалифицированное большинство, а возглавивший список Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА) Ж. Лоуренсу был приведен к присяге в качестве нового президента страны, предстоит решить ряд серьёзных проблем, включая смену руководства МПЛА. Необходим также выход страны из социально-экономического кризиса, усиление связей между парламентом и гражданским обществом. В статье обозначены основные барьеры и возможности на пути решения задач демократизации, обеспечения устойчивого развития ангольского общества и преодоления отсталости. Автор рассматривает взаимодействие и сотрудничество с Бреттон-вудскими институтами (прежде всего с МВФ и Всемирным банком), а также подразделениями ООН как необходимость. Отмечая инвестиционное доминирование в экономике Анголы китайских и индийских фирмы как менее притязательных к качеству управления. Представлены направления, способствующие демократизации политических процессов и повышению эффективности политического управления в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANGOLA AFTER GENERAL ELECTIONS 2017

The purpose of the article is to examine the situation in Angola after the general elections of August 23, 2017. Although the ruling party got a qualified majority again, and the head of the list of the Popular Movement for the Liberation of Angola (MPLA) J. Lawrence was sworn in as the new president of the country, a number of serious problems remain, including the change of leadership of the MPLA. The country’s exit from the socio-economic crisis, strengthening ties between parliament and civil society is also needed. The article identifies the main barriers and opportunities for solving the tasks of democratization, ensuring the sustainable development of Angolan society and overcoming backwardness. The author considers the interaction and cooperation with the Bretton Woods institutions (primarily with the IMF and the World Bank), as well as with the United Nations, as a necessity. Noting the investment dominance in the economy of Angola, Chinese and Indian firms as less pretentious to the quality of management.The directions that contribute to the democratization of political processes and increase the efficiency of political governance in general are presented.

Текст научной работы на тему «Ангола после всеобщих выборов 2017»

УДК:324''2017"(673) DOI: 10.22394/2071-2367-2018-13-5-151-162

АНГОЛА ПОСЛЕ ВСЕОБЩИХ ВЫБОРОВ 2017

Сапула Педро Камило Да Коста.1

Целью статьи является рассмотрение ситуации, сложившейся в Анголе после всеобщих выборов 23 августа 2017 года. Хотя правящая партия снова получила квалифицированное большинство, а возглавивший список Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА) Ж. Лоуренсу был приведен к присяге в качестве нового президента страны, предстоит решить ряд серьёзных проблем, включая смену руководства МПЛА.

Необходим также выход страны из социально-экономического кризиса, усиление связей между парламентом и гражданским обществом. В статье обозначены основные барьеры и возможности на пути решения задач демократизации, обеспечения устойчивого развития ангольского общества и преодоления отсталости. Автор рассматривает взаимодействие и сотрудничество с Бреттон-вудскими институтами (прежде всего с МВФ и Всемирным банком), а также подразделениями ООН как необходимость. Отмечая инвестиционное доминирование в экономике Анголы китайских и индийских фирмы как менее притязательных к качеству управления.

Представлены направления, способствующие демократизации политических процессов и повышению эффективности политического управления в целом.

Ключевые слова: политический процесс, демократизация, выборы, политические партии, развитие, кризис, коррупция.

Сапула Педро Камило Да Коста - советник министра образования Республики Ангола; Sapula Pedro Camilo Da Costa, Deputy of education ministerin Angola, Angola ministry of education (Ангола, г. Луанда), e-mail pedrocosta27@yahoo.com.br

ANGOLA AFTER GENERAL ELECTIONS 2017

SAPULA PEDRO CAMILO DA COSTA - Advisor to the Minister of Education of the Republic of Angola (Angola, Luanda), e-mail pedrocosta27@yahoo.com.br

The purpose of the article is to examine the situation in Angola after the general elections of August 23, 2017. Although the ruling party got a qualified majority again, and the head of the list of the Popular Movement for the Liberation of Angola (MPLA) J. Lawrence was sworn in as the new president of the country, a number of serious problems remain, including the change of leadership of the MPLA. The country's exit from the socio-economic crisis, strengthening ties between parliament and civil society is also needed. The article identifies the main barriers and opportunities for solving the tasks of democratization, ensuring the sustainable development of Angolan society and overcoming backwardness. The author considers the interaction and cooperation with the Bretton Woods institutions (primarily with the IMF and the World Bank), as well as with the United Nations, as a necessity. Noting the investment dominance in the economy of Angola, Chinese and Indian firms as less pretentious to the quality of management.The directions that contribute to the democratization of political processes and increase the efficiency of political governance in general are presented.

Keywords: political process, democratization, elections, political parties, development, crisis, corruption.

Амбивалентность процессов и оценок ситуации в современной Анголе

Как известно, для оценки успехов или же неудач необходима отправная точка, своего рода базисный год. В этом плане драматическая история Анголы предоставляет и критикам, и апологетам множество вариантов. С точки зрения преодоления последствий колониализма и гражданской войны достигнутое относительно устойчивое состояние общества является несомненной победой. Об этом, в частности, свидетельствует уменьшение индекса эксклюзии (Human Exclusion Index) с 2,50 в 2000 г. до 1,71 в 2013 г. В то же время бедные составляют почти 56% населения страны, а коэффициент Джини, свидетельствующий о значительном социальном неравенстве, равен 42,71.

1Angola. Country profile 2016. - URL: https://www.uneca.org/sites/default/files/uploaded-documents/CountryProfiles/2017/angola_cp_eng.pdf (дата обращения: 4.05.2018). - P. 26._

Ситуация особенно ухудшилась вследствие резкого падения цен на нефть в конце 2014 года.

В докладе фонда Бертельсманна по Анголе говорится: «нынешний кризис такой же политический, как и экономический». Он выявил крайнюю уязвимость ангольского «чуда реконструкции». «Вместо того, чтобы реинвестировать нефтяные доходы в диверсификацию экономики и механизмы, предохраняющие от шоков цен на сырьё», политически связанная, хищническая элита, не подвластная ни общественному, ни судебному контролю, обогащалась. Вместо извлечения уроков из долгового кризиса 2009/2010 гг. и проведения необходимых реформ власти отреагировали на критику преследованием несогласных, ограничением автономии неправительственных организаций2. Проблемы, однако, никуда не делись. Таким образом, с позиций эффективного использования ресурсов и решения задач развития истекшее десятилетие можно в той или иной степени считать потерянным временем.

Кроме того, периодически под вопрос ставится сама стабильность. Так, непризнание результатов выборов оппозицией стало своего рода политической традицией. Через 10 дней после выборов, 1 сентября 2017 г., от Национального союза за полную независимость Анголы (УНИТА) и коалиции Широкая конвергенция за спасение Анголы (CASA-CE) в Национальную избирательную комиссию (CNE) поступили жалобы, однако их отклонили, так как они были не должным образом оформлены и представлены1. Возможно, соблюсти процедуру и внести жалобы через местных представителей избирательной комиссии оказалось по тем или иным причинам невозможным. Предварительные результаты всеобщих выборов 23 августа 2017 года, обнародованные Национальной избирательной комиссией, оспаривались, также безуспешно, CASA-CE в судебном порядке.

Представители УНИТА также посчитали объявленные результаты недостоверными. Р. Савимби заявил об очевидных фальсификациях. И Самакувуа - глава УНИТА - высказался в том плане, что при сомнительных итогах выборов Ангола не имеет легитимного президента. Необходимо всё же отдать должное политической гибкости руководства, прошедшего через горнило гражданской войны. 18 октября 2017 года состоялась встреча между

2 BTI 2018 Angola Country Report. - URL: http://www.bti-project.org/en/reports/country-reports/ detail/itc/ago/ity/2018/itr/esa/ (дата обращения: 3.05.2018).

1 Elections / 2017: CNEconsidersUNITAandCASA-CEclaims "unfounded" - URL: http://www.angop.ao/ angola/en_us/ noticias/ politica/2017/8/35/Elections-2017-CNE-considers-UNITA-and-CASA-claims-

unfounded,38c5b3ba-0eaa-4dd4-a4f6-3e011d991422.html.

И. Самакувуа и Ж. Лоуренсу, на которой лидер оппозиции и глава государства обсуждали вопросы преодоления политической нетерпимости и совместного укрепления государства.

Официальные итоги и, соответственно, распределение мест выглядят следующим образом: Народное движения за освобождение Анголы (МПЛА) с 67,05% голосов получила 150 из 220 мест в Национальном собрании; УНИТА расширила свою электоральную базу и парламентское представительство -26,72% голосов и 51 мандат; CASA-CE оказалась третьей - 9,44% и 16 мандатов. Что касается более мелких партий: Партия социального возрождения (PRS) и Фронт национального освобождения Анголы (ФНЛА), набрав в пределах 1% голосов, также получили, хотя и минимальное, парламентское представительство (см. информацию на официальном сайте Национальной избирательной комиссии - cne.pt).

Приоритеты развития

В целом правящая элита демонстрирует нацеленность на построение единой политической нации, приверженность ценностям публичного правления и устойчивого развития. Об этом, в частности, свидетельствуют План национального развития (2018-2022), Стратегия Анголы 2025, выдержанная в рамках документа, разработанного Африканским союзом - Повестка 20631Инструмент среднесрочного планирования кабинет министров уже использовал ранее. Первый План национального развития принимался на период 2013-2017. Многие показатели не были достигнуты как по причине общей неэффективности управления, так и из-за глубокого экономического кризиса, начавшегося в 2014 году.

Основными пилонами на текущий период являются: деконцентрация и территориальная децентрализация власти; создание условий для повышения конкурентоспособности территорий, в том числе за счёт диверсификации экономики и стимулирования предпринимательства; повышение благосостояния и качества жизни ангольских семей; поддержка участия населения в демократической жизни страны2. Ещё в марте 2017 г. на заседании Совета Республики было заявлено, что между исполнительной властью, основными политическими акторами и гражданским обществом достигнут

1Agenda 2063. The Africa We Want. Final Edition, April 2015. - URL:

http://www.un.org/en/africa/osaa/pdf/au/agenda2063.pdf (дата обращения: 3.05.2018).

22018-2022 National Development Plan gets green light. - URL: http://www.angop.ao/

angola/en_us/noticias/politica/2018/3/17/2018-2022-National-Development-Plan-gets-green-

light,d130cea5-6f5a-4c61-bfe5-52a642065729.html (дата обращения: 29.04.2018).

консенсус в отношении проведения первых муниципальных выборов до всеобщих выборов 2022 года. Подготовительный этап, призванный способствовать институционализации местного самоуправления, будет проходить до 2020 г. Это откроет ещё одну властную нишу для политической конкуренции, однако, насколько в электоральный процесс на местном уровне окажутся вовлеченными сами жители, пока не вполне ясно. К тому же властные структуры, осуществляющие децентрализацию, неизбежно столкнутся с проблемой крайне неравномерного развития территорий.

Заслуживает внимания и ещё одна инициатива. Президент Анголы Жоау Мануэла Гонсалвеша Лоуренсу призвал Министра высшего образования, науки, технологий и инноваций создать условия для проведения выборов во всех государственных университетах (в настоящее время их 6) и их организационных подразделениях, начиная с 2019 учебного года. В пояснительной записке говорится, что глава государства считает важным для академической жизни восстановление принципа выборности, одного из базовых принципов демократии, внутренне присущей академической среде1.

Не может не внушать осторожного оптимизма также нацеленность на решение острейших социальных проблем, подкреплённая не только международной помощью, деятельностью общественных организаций, но и ростом социальных расходов в бюджете страны. Как утверждают сами чиновники, бюджет 2018 года имеет сильную социальную направленность. Росту уровня жизни должно способствовать также снижение инфляции до 15%. Необходимо отметить, что усиление финансовой поддержки важнейших проектов в социальном секторе, особенно в области электрификации и санитарии, было поддержано Всемирным банком2.. В то же время именно эта международная структура настояла на снижении дефицита бюджета, что в политических кругах было оценено далеко не однозначно. Лидер парламентской группы УНИТА Адальберто да Коста Хуниор указал на негативные последствия позиционирования проблемы государственного долга как центральной при разработке бюджета 2018. Решать её, несомненно, необходимо, так как обслуживание госдолга обходится стране очень дорого (в 2016 году сумма составила 7582.6 млн. долларов, а сам госдолг достиг 75,8% ВВП, из которых на

1 Public universities told to holds elections. Angolan President - URL: http://www.angop.ao/angola/en_us/ noticias/politica/2018/3/17/Public-univesities-told-hols-elections-Angolan-President,064b0e4d-836f-49e2-a0eb-773fe568c391.html (дата обращения: 29.04.2018).

2World Bank supports the 2018 Angolan state budget. - URL: https://macauhub.com.mo/2017/11/03/ pt-banco-mundial-apoia-orcamento-geral-do-estado-para-2018-de-angola/ (дата обращения: 29.04.2018).

внешний долг пришлось 35364.6 млн. долларов). Однако достаточно ли простого сокращения дефицита бюджета? По мнению главы парламентской фракции крупнейшей оппозиционной партии, «Крайне важно провести серьезный и патриотический аудит государственного долга, как внутреннего, так и внешнего, являющегося источником высокого уровня коррупции, процветающей в стране». Кроме того, оппозиционные партии сочли усилия по решению социальных проблем явно недостаточными. Председатель парламентской группы CASA-CE Андре Гаспар Мендес де Карвалью считает, что утвержденный бюджет «будет продолжать наказывать самых бедных, требовать от них большей жертвы». УНИТА пришли к заключению, что бюджет текущего года имеет тот же формат, что и предыдущие, и не будет способствовать выходу страны из глубочайшего социально-экономического кризиса. Именно их критика оказалась наиболее жёсткой. Бюджет был принят только благодаря консолидированному голосованию правящей партии. Фракция УНИТА в полном составе проголосовала против, представители политического альянса Широкая конвергенция за спасение Анголы (Convergencia Ampla de Salvagao de Angola -Coligagao Eleitoral (CASA-CE) и Партии национального возрождения и Национального фронта освобождения Анголы (ФНЛА) воздержались1. Необходимо отметить, что впервые парламентарии могли внести в бюджет поправки. Рост использования демократических процедур в процессе принятия решений в значительной степени происходит под давлением внешних акторов. Что касается непосредственно бюджетирования, то Ангола является участником соответствующего международного партнёрства (The International Budget Partnership (IBP)). Согласно замеру 2017 года в области Открытого бюджета, Ангола с индексом 25 из 100 возможных оказалась в группе стран с низким уровнем открытости. Поднявшись в 2010 году до уровня 26, с тех пор он колеблется в диапазоне 25-282. Эксперты, сотрудничающие с международными организациями, видят стратегические перспективы Анголы следующим образом: вместо паллиативных мер необходимо избавить страну от столь сильной зависимости от цен на нефть посредством реальной диверсификации экономики; обеспечив политический диалог, провести антикоррупционные реформы и гарантировать прозрачность систем управления; оптимизировать

1MPLA critica UNITA por votar contra o Orgamento Geral do Estado para 2018 - URL: http://vozdeangola.com/index.php/politica/item/2235-mpla-critica-unita-por-votar-contra-o-orcamento-geral-do-estado-para-2018 (дата обращения: 3.05.2018).

2Open Budget Survey 2017. Annex C, D. - URL: https://www.internationalbudget.org/wp-content/ uploads/open-budget-survey-2017-report-english.pdf (дата обращения: 3.05.2018).

расходы и реинвестировать доходы в социальный сектор; обеспечить широкое участие граждан в политической жизни, а также принятие принципа подотчётности перед широкой общественностью всеми политическими силами; гарантировать демократичность выборов, надлежащее с точки зрения правопорядка законотворчество и судопроизводство, соблюдение прав человека; повысить способность оппозиционных партий создавать и удерживать коалиции. Признаётся, что международное давление необходимо, однако санкции, скорее всего, окажутся контрпродуктивными. Специалисты рекомендуют мировому сообществу наладить конструктивный диалог с более молодыми, реформистски настроенными силами внутри МПЛА. Фигура нынешнего главы государства воспринимается как открывающая реальное окно возможностей для политических и общественных инноваций. Жоау Лоуренсу имеет относительно незапятнанную общественную репутацию, пользуется уважением и в среде партийцев, и в военных кругах, а также доверием семьи душ Сантуш. Очевидно, что важно обеспечить мирный характер преобразований, для этого может потребоваться некоторая форма иммунитета от судебного преследования союзников и семьи бывшего президента1..

Воздействие факторов внешней среды

Воздействие извне по-прежнему остаётся катализатором изменений. Продолжается сотрудничество не только с Бреттон-вудскими институтами (прежде всего с МВФ и Всемирным банком), с подразделениями ООН, хотя и в другом формате, крепнут и расширяются двусторонние связи, особенно с Китаем. Основная причина заключается как в необходимости финансовых вливаний в публичный сектор, так и в преобладании иностранных инвесторов в частных инвестициях в ангольскую экономику. Для финансирования проектов национальных инвесторов денег явно не хватает. Отсюда идея о репатриации капиталов, незаконно выведенных за пределы страны, предложенная главой государства и поддержанная представителями оппозиции2. Однако она может стать весомым конфликтогенным фактором, если будет использована лишь для передела собственности. Правительство вынуждено обращаться к странам, осуществляющим вывоз капитала, и, следовательно, принимать их условия. В частности, велись переговоры с китайскими банками и Китайским фондом для Африки. Влияние, особенно китайское, политическими партиями и экспертами

1 BTI 2018 | Angola Country Rep. Op. at.

2Angolans with fortunes abroad told to repatriate money. - URL: http://www.angop.ao/angola/en_us/noticias/politica/2017/11/50/Angolans-with-fortunes-abroad-told-repatriate-money,86d93d99-a52a-437c-8acf-cc2188b4d812.html (дата обращения: 3.05.2018).

оценивается неоднозначно. Следует отметить, что инвесторы больше заинтересованы в политической стабильности, нежели в решении проблем развития страны. В то же время много миллиардные контракты создают тысячи рабочих мест и так или иначе способствуют развитию промышленности, сельского хозяйства, энергетики, водоснабжения, транспорта и туризма, хотя вложения в добывающий сектор преобладают. Рентабельность от инвестиций в добычу сырья настолько велика, что с лихвой перекрывает потенциальные риски, включая инфляционные. Взаимодействие с иностранными инвесторами также даёт толчок для развития соответствующих организаций в системе публичного управления. Показательно, что Национальное агентство по инвестициям (http://utip.gov.ao/pais/), курируемое непосредственно офисом главы государства, стало в 2016 году лауреатом международной премии в области качества «World Quality Commitment/2016». Означает ли это общее улучшение делового климата? Скорее это напоминает крошечные островки в море нерешённых проблем с обеспечением исполнения контрактов, механизмами разрешения неплатежеспособности, плохими условиями регистрации предприятия, а также условиями подключения к системе энергоснабжения и т.д. К тому же место компаний из клуба развитых стран всё больше занимают китайские и индийские фирмы, менее притязательные к качеству управления.

Проблема смены партийного руководства

Руководители двух крупнейших партий, ранее выступавших противоборствующими сторонами в гражданской войне, выразили намерение передать бразды правления. Помимо солидного возраста свою роль сыграло и ухудшение ситуации в стране, прежде всего сказавшееся на правящей партии. Интернет - ресурс, посвящённый борьбе с коррупцией и поддержке демократии MakaAngola (https://www.makaangola.org/), опубликовал 12 августа 2017 года разочаровывающие данные опроса, проведённого бразильской компанией Sensus Pesquisa e Consultoria в 18 провинциях. 91% опрошенных сочли, что руководство МПЛА действует в своих интересах, а не в интересах государства или простых граждан. 90% оценили работу правительства как «плохую» или «очень плохую». Отдать голоса за правящую партию готовы были лишь 38%. 32% респондентов высказались в поддержку УНИТА и 26% - CASA-CE1. Попытки отыскать первоисточник и составить более точное представление о выборке оказались тщетными. Однако независимо от того, в какой мере можно было доверять этим данным, преодоление кризиса, разрыва между бедными и

1 Rafael Marques de Morais Pre-Election Polls Shock Angola's Ruling Party. - URL: https://www.makaangola.org/2017/08/pre-election-polls-shock-angolas-ruling-party/ (дата обращения: 3.05.2018).

богатыми, борьба с коррупцией, преступностью, непотизмом требовали решительных мер.

Как указывалось выше, Жозе Эдуарду душ Сантуш остался лидером МПЛА, располагающей в парламенте большинством. Ситуация стала тяготеть к кубинскому варианту, когда президентство было передано бывшему вице-президенту, а Рауль Кастро руководил Кубинской коммунистической партией (ПКК) в течение двух лет. Однако Политбюро МПЛА выступило за сохранение традиции, в соответствии с которой Президент Республики также возглавляет МПЛА. Бывший президент сохраняет весьма существенное влияние, опираясь как на собственные связи, так и позиции семьи (крупнейшую государственную нефтеперерабатывающую компанию страны Sonangol возглавляет его дочь Изабель душ Сантуш, ей же принадлежит четвёртая часть акций телекоммуникационной компании Анголы Unitel, 42% доля в банке В1С, также она владеет португальскими активами), хотя определённые подвижки происходят и здесь. В частности, после нескольких месяцев споров относительно её руководства ангольский предприниматель заявила о том, что покидает пост председателя Ангольского Красного Креста (^А) «по семейным обстоятельствам». Сама Изабель - первая женщина в стране, ставшая миллиардером.

Шестой Внеочередной съезд партии был назначен на первую половину сентября, хотя Председатель предпочёл бы более поздние сроки (декабрь 1918 г. или же апрель 2019 г., он предложил данный вариант на открытии 5-го очередного заседания ЦК МПЛА 16 марта 2018 года). Не встретило энтузиазма также напоминание душ Сантуша о том, что он обязался принять активное личное участие в рабочей группе по подготовке стратегии МПЛА для первых муниципальных выборов в Анголе. Напомним, что нынешний Президент Анголы, генерал-полковник в отставке, имеющий высшее военное образование, полученное в СССР, опирается на высокий авторитет не только в среде партийцев, но и военных. И хотя он позиционировал себя как верного соратника душ Сантуша, в ангольском обществе всё больше говорят о бицефалии.

Оппозиция, неоднократно обвинявшая душ Сантуша в коррупции (в частности, скандалы с участием так называемого «президентского триумвирата»: вице-президента Мануэля Висенте и генералов Элдера Мануэля Виейры Диаса Джуниора «Копелипа» и Леопольдино Фрагосо до Насименто «Дино») и превышении полномочий, продолжает выражать сомнения в том, что он в конечном итоге уйдёт из большой политики. В то же время с его уходом связывают надежды на переформатирование правящей партии в сторону

её большей демократизации. Однако будет ли означать передел власти и влияния реальное продвижение в сторону демократии, пока не ясно. В качестве нового Председателя МПЛА Политбюро предложило кандидатура Жоау Лоуренсу, являющегося вице-председателем партии и Президентом Анголы. Борьба с коррупцией была одной из опорных тем в предвыборной программе Лоуренсу.

Крупнейшая оппозиционная партия Анголы, УНИТА, настаивает на сокращении чрезмерного партийного влияния на государственный аппарат как залоге успеха проводимой административной реформы. Глава УНИТА Исиас Самакувуа заявил, что Президенту Анголы следует сосредоточиться исключительно на управлении страной. Госслужбу надлежит деполитизировать, чиновникам привить современную культуру управления. Что касается местного самоуправления, то локальный уровень власти должен быть нацелен на удовлетворение насущных потребностей людей.

Фугира Самакувуа во многом знаковая для УНИТА, именно под его руководством организация не только прошла через мирное урегулирование и демилитаризацию, но также сумела увеличить свою общественную поддержку и парламентское представительство. Однако в сентябре 2017 года он заявил о том, что намерен уйти в отставку с поста председателя партии, как следствие, актуализировались внутрипартийные споры. Хотя возможные кандидатуры преемников называются - Адалберту Кошта, Паулу Лукамба, Рафаэль Савимби-младший, Рауль Данда, значительная часть партийного аппарата против отставки нынешнего главы. Обострение внутрипартийной борьбы вполне способно ослабить позиции УНИТА на предстоящих муниципальных выборах. К тому же ухудшения отношений с МПЛА также следовало бы избежать.

Необходимо отметить, что определить действительную приверженность демократическим и рыночным ценностям у тех или иных политических сил затруднительно. Не будет преувеличением сказать, что партии всего спектра далеки от привычных западных стандартов, и это вполне осознаётся экспертным сообществом. В вышеупомянутом докладе фонда Бертельсманна отмечается: «Режим МПЛА использует язык демократии, благосостояния и либерализации рынка, а на практике монополизирует политическую и экономическую власть. Оппозиционные партии, с другой стороны, призывают к большей политической открытости, диалогу и более справедливому перераспределению богатства Анголы, но, ввиду господства МПЛА, в значительной степени неэффективны в достижении этих целей. Однако неясно, вызовет ли рост влияния оппозиции изменение существующей практики»1.

1 BTI 2018 | Angola Country Rep. Op. at.

Вклад гражданского общества в формирование повестки дня, тех или иных направлений политики в настоящее время незначителен, хотя и являет собой мощный резерв развития. Успешным стало участие некоммерческого сектора, общественности в реформе земельного законодательства в 2002 году. Основными барьерами выступают доминирование стратегии top-down в принятии решений, фильтр политической лояльности по отношению к генеральной линии, неэффективность использования механизма консультаций с гражданами на местном уровне.

В завершениеможно сделать следующие выводы. Во- первых, способность партий работать сообща может стать залогом выживания не только партийной системы, но и страны в целом. Конституционный дизайн фактически допускает правление партии, располагающей лишь относительным большинством в парламенте. Возглавивший её список на выборах автоматически становится главой государства и главой правительства, однако для принятия законов, в том числе государственного бюджета, необходимо 50% + 1 депутатский голос.

Во-вторых, от нацеленности партий, особенно правящей, на повседневную работу с населением и некоммерческим сектором во много зависит, будет ли реализован потенциал развития, обусловленный высоким удельным весом молодёжи (65,5% населения - в возрасте моложе 24 лет2).

В-третьих, необходимым курс на повышение образовательного уровня населения. В настоящее время наблюдается своего рода стагнация в данной сфере (в 2009 году 76% молодых людей в возрасте 15-24 лет могли читать и писать, ситуация с тех пор принципиально не изменилась, кроме того, наблюдается серьёзное расхождение в возможностях для горожан и проживающих в сельской местности3).

Таким образом, отказ от политического монополизма, совместная конструктивная работа партий и некоммерческого сектора, вовлечение населения в разные формы общественной и деловой активности, повышение уровня жизни и накопление человеческого потенциала видятся единственной разумной перспективой. Смена партийного руководства (следует отметить, что для УНИТА это скорее вызов), формирование нового социального запроса, прежде всего со стороны городского населения, составляющего 44,8% от общей численности, и международная повестка дня, постулирующая приоритет устойчивого развития, предоставляют стране возможности улучшения социально-экономических позиций.

2 Angola. Country profile 2016. Op. at. - P. 19.

3 Angola. Country profile 2016. Op. at. - P. 22.

Библиография/References:

1. Agenda 2063. The Africa We Want. Final Edition, April 2015. - URL: http://www.un.org/en/africa/osaa/pdf/au/agenda2063.pdf (дата обращения: 3.05.2018).

2. Angola Country profile 2016. - URL: https://www.uneca.org/sites/default/ files/uploaded-documents/CountryProfiles/2017/angola_cp_eng.pdf (дата обращения: 4.05.2018).

3. Angolans with fortunes abroad told to repatriate money. - URL: http://www.angop.ao/angola/en_us/noticias/politica/2017/11/50/Angolans-with-fortunes-abroad-told-repatriate-money,86d93d99-a52a-437c-8acf-cc2188b4d812.html (дата обращения: 3.05.2018).

4. BTI 2018 Angola Country Report. - URL: http://www.bti-project.org/en/reports/ country-reports/detail/itc/ago/ity/2018/itr/esa/ (дата обращения: 3.05.2018)/

5. Elections / 2017: CNE considers UNITA and CASA-CE claims "unfounded". - URL: http://www.angop.ao/angola/en_us/noticias/politica/2017/8/35/Elections-2017-CNE-considers-UNITA-and-CASA-claims-unfounded,38c5b3ba-0eaa-4dd4-a4f6-3e011d991422.html (дата обращения: 3.05.2018).

6. MPLA critica UNITA por votar contra o Orgamento Geral do Estado para 2018. -URL: http://vozdeangola.com/index.php/politica/item/2235-mpla-critica-unita-por-votar-contra-o-orcamento-geral-do-estado-para-2018 (дата обращения: 3.05.2018)

7. Open Budget Survey 2017. - URL: https://www.internationalbudget.org/wp-content/uploads/open-budget-survey-2017-report-english.pdf (дата обращения: 3.05.2018).

8. Public universities told to holds elections. Angolan President. - URL: http://www.angop.ao/angola/en_us/noticias/politica/2018/3/17/Public-univesities-told-hols-elections-Angolan-President064b0e4d-836f-49e2-a0eb-773fe568c391.html (дата обращения: 29.04.2018).

9. Rafael Marques de Morais. Pre-Election Polls Shock Angola's Ruling Party. - URL: https://www.makaangola.org/2017/08/pre-election-polls-shock-angolas-ruling-party/ (дата обращения: 3.05.2018).

10.2018-2022 National Development Plan gets green light. - URL: http://www.angop.ao/angola/en_us/noticias/politica/2018/3/17/2018-2022-National-Development-Plan-gets-green-lightd130cea5-6f5a-4c61-bfe5-52a642065729.html (дата обращения: 29.04.2018

11 .World Bank supports the 2018 Angolan state budget. - URL: https://macauhub.com.mo/2017/11/03/pt-banco-mundial-apoia-orcamento-geral-do-estado-para-2018-de-angola/ (дата обращения: 29.04.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.