Литература
1. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности. -Хабаровск, 2008. - 287 с.
2. Азарова Е.С., Яницкий М.С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности. Вестник Томского государственного университета, №. 306. - 2008, С. 120-125.
3. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия: учебно-практическое пособие / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. — 304 с.
4. Косова У.П. Структурно-содержательные характеристики волонтёрской деятельности. Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки, № 2. - 2011, С. 45-54.
5. Куникина Н.П. Теоретические и эмпирические аспекты изучения
профессионально-значимых личностных качеств у волонтеров // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007. № 5
6. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. -М.: Смысл, 1997.
7. Леонтьев, Д.А. Уровни мировоззренческой активности и их диагностика / Д.А. Леонтьев, А.Н. Ильченко // Психодиагностика. 2007. № 3.
8. Леонтьев Д.А., Сапронов Д. Личностный динамизм - склонность к
неспровоцированным внешними обстоятельствами изменениям ... Леонтьев Д. А. В кн.: Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. С. 12-41.
9. Левшина А.А. Мотивационно-смысловая основа участия молодежи в добровольческой деятельности // Российский психологический журнал. 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionno-smyslovaya-osnova-uchastiya-molodezhi-v-dobrovolcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 08.04.2020).
10. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.
11. Юсупов И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): автореферат диссертации д-ра психол. наук. - СПб., 1995. - 19 с.
УДК 159.9
ДОВЕРИЕ К МИРУ КАК СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЙ КОНСТРУКТ, ФОРМИРУЮЩИЙ ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Костина Анастасия Константиновна - магистрант факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета; Москва, e-mail [email protected]
Аннотация.
В данной статье описывается анализ результатов эмпирического исследования факторов доверия к миру, которые формируют толерантность к неопределенностикак у мужского, так и у женского пола. В данной работе будет проанализирован вопрос «для чего необходимо быть толерантным к новизне?» и как эта толерантность связана со смысложизненными ориентациями и с доверием человека к миру.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации,доверие к миру, толерантность к неопределенности, контролируемость мира, справедливость мира.
TRUST TOWARDS THE WORLD IS A VITAL TOTALITY WHICH SHAPES THE
TOLERANCE TO UNCERTAINTY
Kostina Anastasia Konstantinovna - the master of pedagogy and psychology faculties of the Moscow Pedagogical State University; Moscow, e-mail [email protected]
Abstract.
This article describes the analysis of the results of an empirical study of the factors of trust in the world that form a tolerance to uncertainty in both men and women. This paper will analyze the question "why is it necessary to be tolerant of novelty?"and how this tolerance is related to meaningful life orientations and to a person's trust in the world.
Keywords: life support systems, life confidence, tolerance towards uncertainty, the world's control, the world's equity.
В последние годы как российская, так и западная психология все чаще обращается к исследованию проблемы доверия. Доверие составляет важный момент межличностного общения, межгруппового и организационного взаимодействия, а также функционирования общества в целом.
Доверие к миру является реальным смысложизненным конструктом. Смысл жизни человека вытекает из ощущения им своего места в обществе и в мире [1]. Если мир будет восприниматься человеку враждебным, то смысл жизни будет носит негативный характер, и отрицательно влиять на развитие личности.
Существует много факторов, которые снижают доверие человека к миру. Такими факторами могут быть условия постоянной новизны. Человек находится и воспитывается в транзитивном обществе, где мир постоянно претерпевает разного рода изменения, он становится неопределенным. В юношеском возрасте молодые люди часто задаются вопросом о смысле жизни, и одновременно жизненную цель они связывают с направлением общественного развития. Смысложизненные ориентации в этом возрасте зачастую поддаются социальному влиянию, то есть если мир воспринимается обществом как неопределенный, полон загадок и неожиданностей, тогда и смысложизненные ориентации будут весьма искажены [4]. Человеку необходимо приспосабливаться к новым, неопределённым условиям, необходимо вырабатывать толерантное отношение к ним, а этому способствует доверие к миру [2].
Смысложизненные ориентации - это целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход [4].
Доверие к миру - это установка двухполюсная, связанная, с одной стороны, с ценностным отношением к различным сторонам или фрагментам мира, в том числе и к другим людям, нормам культуры, традициям и т. п., а с другой — это установка, связанная с ценностным отношением личности к себе самому как суверенному субъекту активности.
Толерантность к неопределённости - это процесс личностной саморегуляции, в условиях отсутствия устойчивых ориентиров выбора и невозможности применения устоявшихся клише или готовых решений [3].
Доверие к миру выступает одним из механизмов формирования установок толерантного сознания, направленных на изменение глубинных ценностно-смысловых структур сознания человека.
Какие же факторы доверия формируют толерантность к неопределенности? В нашем исследовании этот вопрос был выдвинут на первый план. Для его ответа мы диагностировали учащихся юношеского возраста (сравнение девушек и юношей), общая выборка которых составила 100 человек. За основу были выбраны следующие методики:
1. Шкала базовых убеждений Р. Янова - Бульмана, в адаптации О. Кравцовой. Цель - изучение базовых убеждений человека, отражающих отношение к себе, к окружающему миру и к другим людям.
2. Шкала толерантности к неопределённости Д. Маклейна, в адаптации Е.Г. Луковицкой. Цель - определение степени толерантности к неопределенности человека.
Опросник Р. Янова - Бульмана был разработан в рамках когнитивной концепции базовых убеждений личности. В соответствии с ней одним из базовых ощущений нормального человека является здоровое чувство безопасности. На наш взгляд, человек имеющий такое базовое чувство безопасности - толерантен к изменяющимся условиям и доверяет миру.
Таким образом, с целью диагностики базовых убеждений Р. Янов-Бульман разработала Шкалу базовых убеждений, выявляющую восемь категорий убеждений, которые, на наш взгляд, могут и являться факторами доверия к миру:
1) благосклонность мира (BW, benevolence of world),
2) доброта людей (BP, benevolence of people),
3) справедливость мира (J, justice),
4) контролируемость мира (C, control),
5) случайность как принцип распределения происходящих событий (R, randomness),
6) ценность собственного "Я" (SW, self-worth),
7) степень самоконтроля (контроля над происходящими событиями) (SC, self-control),
8) степень удачи, или везения (L, luckiness).
Нами были подсчитаны статистические различия по методике «Толерантность к неопределенности Е.Г. Луковицкая» между выборками девушек и юношей по критерию Манна - Уитни. Было выявлено, что тенденция к различиям возможна, но она не выражена на данной выборке. Следовательно, девушки и юноши могут либо в разной, либо в одинаковой степени быть толерантны к неопределенности и от полового признака это мало зависит.
Мы провели и проанализировали взаимосвязь между шкалами базовых убеждений и шкалой толерантности к неопределенности. Корреляционный анализ определялся по методу ранговой корреляции Спирмена. По итогам его результата выявилось, что корреляция толерантности к неопределенности статистически значима (как у юношей, так и у девушек) по шкалам ^»(справедливость мира), «С» (контролируемость мира) и «^С»(степень самоконтроля (контроль над происходящими событиями)). Данные показатели свидетельствуют о том, что девушки и юноши толерантны к неопределенности тогда, когда мир контролируем, когда они контролируют происходящие события. Так же немало важным фактором для них является справедливость мира. От того, насколько мир справедлив, насколько он контролируем зависит положительно ли испытуемые воспринимают неоднозначность, непредсказуемость окружающего мира или отрицательно (чувствуют дискомфорт в неопределенных ситуациях, бояться неизвестности, пытаются внести в свою жизнь и жизнь окружающих ясность и однозначность и т.д.). То есть, данные характеристики (справедливость мира, контролируемость мира, степень самоконтроля) показывают доверие испытуемых к миру, а как нами уже было сказано выше доверие к миру, способствует формированию толерантности к неопределенности.
Таким образом, отмечается связь доверия к миру и толерантностью к неопределенности. Девушки и юноши толерантны к неопределенности тогда, когда мир контролируем, когда они контролируют происходящие события. Если мир контролируем, то ему можно доверять. Толерантность к неопределенности показывает, что девушек и юношей не напрягают необычные, непонятные, новые ситуации, они хорошо себя чувствуют и адаптированы к ним.
В заключении можно сказать, что отношение, основанное на доверии к миру и одновременно к самому себе, позволяет личности быть целостной, устойчивой, адекватно выстраивать смысложизненные цели и ценности, при этом принимать мир таким, каков он есть, во всем его многообразии. Такая установка позволяет человеку безбоязненно вступать во взаимодействие с различными фрагментами или сторонами мира, принимать его позитивно и при этом одновременно сохранять устойчивость и целостность личности при
негативных воздействиях, исходящих из различных частей или фрагментов этого мира. Доверие к миру как базовая ценностно-смысловая установка личности выполняет в жизни человека фундаментальные функции и является одним из механизмов социализации личности.
Мир постоянно претерпевает разного рода изменения, он становится неопределенным. Неопределенность тесно связана с недоверием. Человеку необходимо приспосабливаться к новым, неопределённым условиям, необходимо вырабатывать толерантное отношение к ним.
Литература
1. Антоненко, И.В. Доверие: социально-психологический феномен. - М.:Социум, 2004.- 320 с.
2. Ильин, Е.П. Психология доверия / Е.П.Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 288с.
3. Лифинцев, Д.В., Серых А.Б., Лифинцева А.А. Толерантность к неопределенности в контексте социальной поддержки: гендерная специфика в юности. // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 2(26). - с. 98-105.
4. Сахарова Т.Н. Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Том 8. №10.2. - С. 127 - 134.
УДК 159.9
МОНОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД С ПРИМЕНЕНИЕМ АРТЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В ИССЛЕДОВАНИИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ
Нуриева А.Ш. (Москва, Россия) - студентка магистратуры Московского института психоанализа, Москва, Кутузовский пр.,34, e-mail [email protected]
Попова Татьяна Анатольевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, профессор ФГБНУ «ПИ РАО», доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа.Федеральное Государственное Научное Учреждение «Психологический институт» 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, e-mail [email protected] ORCID 0000-0001-8772-8990
Аннотация.
В статье описывается проект по исследованию ценностей и смысложизненных ориентаций с помощью монографического метода исследования у школьницы младшего подросткового возраста. Описывая творческие работы, результаты качественных и количественных методов исследователи отмечают динамику в развитии подростка, психологический портрет не только наполняется недостающими делалями, но становится более объемным, описывающим личность подростка.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, ценностные ориентации, подростковый возраст, монографический метод, артлоготерапевтические методы, артлогоупражнения.