Научная статья на тему 'Толерантность студентов к неопределенности'

Толерантность студентов к неопределенности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1408
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / TOLERANCE TO UNCERTAINTY / СОЦИАЛЬНАЯ / SOCIAL / КОММУНИКАТИВНАЯ / COMMUNICATIVE / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNIC TOLERANCE / ДОВЕРИЕ К МИРУ / TRUST TO THE WORLD / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF A PERSON / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / CORRELATION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябинкина А. Н.

В результате исследования выявлены взаимосвязи толерантности к неопределенности и других видов толерантности. Показана ведущая роль толерантности к неопределенности в формировании других видов толерантности. Установлено соотношение толерантности к неопределенности и доверия к миру, психологического благополучия личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE OF AMBIGUITY AS A PERSONALITY VARIABLE OF STUDENTS

As a result of the study, the relationships of tolerance to ambiguity and other types of tolerance were revealed. The leading role of tolerance to ambiguity in the formation of other types of tolerance is shown. The ratio of tolerance to ambiguity and trust to the world, psychological well-being of the individual is established.

Текст научной работы на тему «Толерантность студентов к неопределенности»

УДК 316.6 РЯБИНКИНА А.Н.

кандидат психологических наук, кафедра социальной психологии и акмеологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]

UDC 316.6

RYABINKINA A.N.

Candidate of Psychological Sciences, department of social psychology and acmeology, Orel State University E-mail: [email protected]

ТОЛЕРАНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ* TOLERANCE OF AMBIGUITY AS A PERSONALITY VARIABLE OF STUDENTS

В результате исследования выявлены взаимосвязи толерантности к неопределенности и других видов толерантности. Показана ведущая роль толерантности к неопределенности в формировании других видов толерантности. Установлено соотношение толерантности к неопределенности и доверия к миру, психологического благополучия личности.

Ключевые слова: толерантность к неопределенности, социальная, коммуникативная, этническая толерантность, доверие к миру, психологическое благополучие личности, корреляционный анализ.

As a result of the study, the relationships of tolerance to ambiguity and other types of tolerance were revealed. The leading role of tolerance to ambiguity in the formation of other types of tolerance is shown. The ratio of tolerance to ambiguity and trust to the world, psychological well-being of the individual is established.

Keywords: tolerance to uncertainty, social, communicative, ethnic tolerance, trust to the world, psychological well-being of a person, correlation analysis.

Современный мир - мир потрясений, изменений и кризисов, природных и техногенных катастроф, которые приводят к неопределенности жизни в обществе, непредсказуемости будущего, что требует от человека дополнительных внутренних сил для понимания своей жизненной ситуации, преодоления сложностей и решения возникающих проблем. Неопределенность жизненной ситуации человека в этом мире может детерминироваться отсутствием устойчивых, интегрирующих ценностных ориентиров, которые при их передаче подрастающему поколению способствуют стабильности общества и определенности поведения личности. Вторая тенденция, усиливающая неопределенность в жизни личности, связана с изменениями в деятельности организаций, которые ставят перед специалистами неструктурированные задачи, требующие активности, творческого подхода, избегания стереотипных решений. В современных условиях профессиональная карьера не имеет жестких очертаний и молодые специалисты для сохранения конкурентоспособности и профессионального развития должны сами моделировать свое профессиональное будущее. Таким образом, начинающим специалистам придется преодолевать неопределенность жизненной и профессиональной ситуации, чему может способствовать толерантность к неопределенности как личностная особенность. Отсюда вытекает необходимость исследовать проблему толерантности к неопределенности.

Первые работы по толерантности к неопределенности появились в 40-х гг. ХХ в. Первоначально толерантность к неопределённости понималась исследователем Е. Френкель-Брунсвик как эмоциональная и перцептивная переменная, определяющая оценку вероятностных исходов принятия решения и эмоциональный фон принятия решения, т.е. в ней подчеркивался когнитивный аспект. Согласно А. Мак-Доналд люди с высокой толерантностью: а) ищут неопределённость, б) чувствуют себя комфортно в неопределённых ситуациях, в) имеют преимущество по сравнению с интолерантными к неопределённости людьми при выполнении неопределённых заданий.

Халлман, основываясь на исследованиях разных авторов, представляет толерантность к неопределенности как способность принимать конфликт и напряжение, которое возникает в ситуации двойственности, противостоять несвязанности и противоречивости информации, принимать неизвестное и не чувствовать себя неуютно перед неопределённостью.

Вп81т рассматривает толерантность к неопределенности как способность размышлять над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия принятого решения.

Болгарская исследовательница К. БШусИеуа понимает под толерантностью к неопределенности характеристику индивидуальной саморегуляции в неопределенных ситуациях, базирующуюся на креативных способностях личности» [4].

Отечественные исследователи также по разному определяют толерантность к неопределенности: а) способность к принятию решений и размышления над проблемой [3]; б) как социально-психологическую установку, обладающую аффективным, когнитивным и поведенческим компонентами; в) способность человека испытывать позитивные эмоции в новых, неструктурированных, неоднозначных ситуациях, воспринимая их не как угрожающие, а как такие, которые содержат вызов; г) способность выдерживать напряжение кризисных, проблемных ситуаций [2].

Таким образом, толерантность к неопределённости в отличие от других видов толерантности относится не к этическим аспектам взаимодействия людей, а к совершению операций с информацией, познанию и творческому проявлению личности. Противоположным по своему значению является понятие интолерантности к неопределенности - это стремление к ясности, упорядоченности во всем и неприятие неопределенности, предположение о главенствующей роли правил и принципов, дихотомическое разделение правильных и неправильных способов, мнений и ценностей. Однако, толерантность к неопределенности в качестве значимого фактора

* Статья публикуется по итогам работы Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, 18-20 октября 2017 года.

© Рябинкина А.Н. © Ryabinkina A.N.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (78), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 78. 2018

при принятии решения понимается как стремление к новизне, оригинальности и возможности самостоятельного творческого подхода в решении проблем и не может «сосуществовать» с интолерантностью к неопределенности, проявляющейся стремлением к ясности, упорядоченности, значимости правил и принципов. Личность, интолерантная к неопределенности, в условиях перемен и неясного будущего испытывает внутреннее напряжение, страхи, неуверенность в себе, депрессивное состояние, что приводит к пассивности и стремлению избежать неприятностей.

Толерантность личности к неопределенности будет влиять на особенности учебной деятельности студентов, их индивидуальный стиль работы с информацией, взаимодействие с преподавателем.

Толерантность к неопределенности является комплексным качеством личности, поэтому В. П. Зинченко предполагал, что в ближайшее время интерес к толерантности к неопределенности должен возрасти в связи с тем, что психология все больше обращается к рассмотрению человека в бытийном плане и оперирует интегральными личностными образованиями [1].

В исследовании использовалось рабочее определение толерантности к неопределенности - как способности к принятию решений и размышления над проблемой, даже если неизвестны все факты и возможные последствия.

Целью нашего исследования является изучение толерантности студентов к неопределенности как комплексного образования в структуре личностных качеств.

Исходя из цели исследования были определены его задачи:

- выявить связи показателей толерантности к неопределенности с показателями других видов толерантности;

- определить связи показателей толерантности к неопределенности с показателями доверия личности к миру;

- установить связи показателей толерантности к неопределенности с показателями психологического благополучия личности.

Для достижения цели и задач исследования использовался метод опроса, включающий следующие методики: Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова), позволяющий определить общий уровень толерантности, уровень этнической толерантности, уровень социальной толерантности и толерантность как черту личности; «Шкала общей коммуникативной толерантности» В. В. Бойко; «Шкала толерантности к неопределенности» Д. Макклейна; « Шкала базовых убеждений» Р. Янова-Бульмана; «Шкала психологического благополучия» К. Рифф.

В исследовании приняли участие студенты Орловского государственного университета и Орловского государственного института искусств и культуры.

Проведенное исследование позволило определить средние значения разных видов толерантности (Табл.1).

Средние значения выборок соответствуют российским нормам, т.е. студенты могут вести себя толерантно, с пониманием относятся к различиям, проявляемым во взаимодействии, готовы к сотрудничеству, однако в некоторых ситуациях могут проявлять нетерпимость. Результаты по методике «Толерантность к неопределенности» показывают, что студенты осознают и принимают сложность, неоднозначность и непредсказуемость окружающего мира и учитывают это в своем поведении. Однако, показатели близки к интолерантно-сти к неопределенности, поэтому при изменении ситуации, в том числе и в учебной деятельности они могут испытывать негативные эмоциональные переживания. Отмечаются разные уровни видов толерантности, однако значимых различий между выборками нет. Проявляется большая терпимость девушек в общении и в целом во взаимодействиях, большая то-

лерантность юношей к неопределенности. Однако гендерный фактор не влияет на уровень толерантности.

Таблица 1.

Средние значения по методикам «Индекс толерантности», «Толерантность к неопределенности» и «Общей коммуникативной толерантности»

\ Шкалы [ндекс толерантности Этническая толерантность Социальная толерантность Толерантность как черта личности Толерантность к неопределенности Коммуникативная толерантность

Исследуемые \

Девушки 82,22 25,1 28,24 28,39 6,17 55,1

Юноши 78,15 24,39 27,34 26,44 8,78 49,36

Различия 4,07 0,71 0,9 1,95 -2,61 5,74

Для определения связи толерантности к неопределенности с другими видами толерантности проводился корреляционный анализ Ч. Пирсона (Таб. 2).

Таблица 2.

Корреляционная матрица полученных данных

по методикам «Индекс толерантности», «Толерантность к неопределенности» и «Общая коммуникативная толерантность»

§ к ти

Шкалы £ £ вс R о | s Ё ft мот Кот Толерантность неопределеннос

Индекс толерантности -0,1607 0,2270*

Этническая толерантность -0,0943 0,3369*

Социальная толерантность -0,0449 0,1375

Толерантность как черта личности -0,1549 -0,0135

Толерантность к неопределенности -0,2676*

Примечание:

* - различия значимы при p < 0,05

Согласно корреляционному анализу отмечаются взаимосвязи толерантности к неопределенности с общей толерантностью личности, этнической и коммуникативной толерантностями. Отмечается общая тенденция: чем более включен в содержание вида толерантности личностный фактор, тем слабее его связь с толерантностью к неопределенности. Например, коммуникативная толерантность снижается при нарастании толерантности к неопределенности. Это может свидетельствовать о разной природе толерантности к неопределенности, которая содержит в своей основе когнитивный фактор, и других видов толерантности, зависящих от эмоционального и этического факторов. Проведенный анализ показывает, что толерантность к неопределенности, по-видимому, выступает общим основанием для формирования других видов толерантности, которые связаны только с принятием неопределенности, но значимо не коррелируют между собой, т.е. независимы друг от друга.

Поскольку нет значимых связей толерантности к неопределенности с личностно обусловленными видами толерантности, то возникает вопрос, в какой личностный контекст

она вписывается. Для ответа на этот вопрос проводился корреляционный анализ показателя толерантности к неопределенности и показателей доверия к миру и психологического благополучия личности, которые являются комплексными личностными образованиями.

Доверие как целостный социально-психологический феномен включает доверие к миру и к себе. Доверие к миру является интегрированным, слабо осознаваемым переживанием отношения к миру, отражающим опыт взаимодействия с ним и постоянно присутствующим в жизнедеятельности человека. Как отмечается учеными, доверие к миру возникает онтогенетически на ранних этапах развития человека и может влиять на его взаимодействие с окружающими людьми и активность в целом.[6] Доверие является фундаментальным условием взаимодействия человека с миром и в этом состоит его важнейшая функция.

Корреляционный анализ показал наличие значимых связей показателя толерантности к неопределенности с такими показателями доверия к миру как «благосклонность мира», «доброта людей» и «степень удачи». При наличии доверия к миру и другим людям человек будет позитивно относиться к непонятному и изменяющемуся миру, воспринимать его безопасным и контролируемым, более уверенно чувствовать себя в ситуации информационной неопределенности. Интолерантный к неопределнности человек в ситуации перемен будет испытывать неуверенность в себе, тревожность, снижение вктивности.

Переживание своего отношения к миру и себе отражается в психологическом благополучии личности. Психологическое благополучие личности - это достаточно сложное переживание человеком удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности. В основе психологического благополучия личности лежит субъективная эмоциональная оценка человеком себя и собственной жизни, процесса самоактуализации и личностного роста. [5, 7]

Толерантность к неопределенности значимо коррелиру-

ет с показателями «Шкалы психологического благополучия»: «позитивные отношения с окружающими», «управление средой», «личностный рост», «цели в жизни», а также с «общим индексом благополучия личности». Устойчивость человека к сложной неопределенной среде, дефициту информации о происходящем позволяет ему сохранять доброжелательные отношения с людьми, осмысливать свою жизнь и ставить в ней цели, быть уверенному в управляемости мира и чувствовать собственное развитие. Толерантность к неопределенности вносит свой вклад в субъективное ощущение личностью своего благополучия: чем выше толерантность к неопределенности, тем более благополучной она будет чувствовать свою жизнь.

Итак, проведенный анализ показывает, что толерантность личности к неопределенности является базовым основанием формирования других видов толерантности. Открытость информации, в том числе неожиданной и неприятной, понимание сложности мира приводит к терпимости в общении со сложными собеседниками, представителями других социальных групп и этносов. Толерантность к неопределенности становится следствием базового доверия человека к миру. Поскольку базовое доверие к миру онтогенетически возникает рано, то связь показателей толерантности с параметрами базового доверия к миру свидетельствует о его вкладе в формирование более позднего образования - терпимости к неопределенности. Толерантность к неопределенности способствует психологическому благополучию личности, усиливая его субъективное переживание. Однако невысокий уровень толерантности к неопределенности у студентов может приводить к проблемам в обучении. Он может препятствовать проявлению активности студента, создавать трудности в понимании заданий, снижать личностные ресурсы. Низкий уровень толерантности к неопределенности может препятствовать гармоничным межличностным взаимодействиям. Поэтому для оптимизации учебного процесса и реализации личности студента должна формироваться направленность на повышение толерантности к неопределенности, что может осуществляться на занятиях и воспитательных мероприятиях.

Библиографический список

1. Зинченко В. П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 3-20.

2. Корнилова Т.В. Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылки креативности // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 3-13.

3. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: дис. канд. психол. наук: 19.00.05. СПб., 1998. С. 173.

4. Оконешникова Н.Л. Проблема толерантности личности в современной зарубежной психологии. Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность. // Материалы Сибирского психологического форума, 16-18 сентября 2004 г. Томск: Томс. гос. ун-т, 2004. С. 215-221.

5. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-129.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. М.: Флинта, 2006. (Серия: Библиотека зарубежной психологии). С. 342.

7. Ryff C.D. Psychological well-being. In J. E. Birren (ed.), Encyclopedia of gerontology: age, aging, and the aged. San Diego, CA: Academic Press. 1996. P. 365-369.

References

1. Zinchenko V.P. Tolerance to uncertainty: news or psychological tradition? // Questions of psychology. 2007. № 6. Pp. 3-20.

2. Kornilova TV. Tolerance to uncertainty and intelligence as prerequisites for creativity // Questions of psychology. 2010. № 5. Pp. 3-13.

3. Lukovitskaya E.G. Socio-psychological significance of tolerance to uncertainty: dis. Cand. psychol. Sciences: 19.00.05. St. Petersburg, 1998. Pp. 173.

4. Okoneshnikova N.L. The problem of personal tolerance in contemporary foreign psychology. Methodological problems of modern psychology: illusions and reality / NL Okoneshnikova / / Materials of the Siberian Psychological Forum, 16-18 September 2004. Tomsk: Toms. state. Univ., 2004. Pp. 215-221.

5. Shevelenkova T.D., Fesenko P.P. Psychological well-being of the individual (a review of the basic concepts and research methodology) // Psychological diagnostics. 2005. № 3. P. 95-129.

6. Erickson E. Identity: youth and crisis. Trans. with English. Moscow: Flint, 2006. (Series: Library of Foreign Psychology). 342 p.

7. Ryff C.D. Psychological well-being. In J. E. Birren (ed.), Encyclopedia of gerontology: age, aging, and the aged. San Diego, CA: Academic Press. 1996. Pp. 365-369.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.