УДК 159.923:37.013.2
Е.А. Водинчар, Е.Х. Завьялова
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА И СУБЪЕКТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
В статье рассматривается взаимосвязь между определенными компонентами личностного потенциала учителя и субъективной успешностью профессиональной деятельности.
Ключевые слова: личностный потенциал, смысловая сфера личности, психологические ресурсы, саморегуляция
The article envisages the interrelation between the particular components of a teacher's personal potential and subjective effectiveness of his/her work.
Key words: personal potential, personality's semantic field, psychological resources, self-regulation
Актуальность представленного в данной статье исследования обусловлена новым осмыслением стратегий обучения, новым подходом к личности учителя. В целом образовательный процесс в настоящее время приоритетно рассматривается как процесс сотворчества учителя и ученика, что предполагает субъект-субъектные отношения в данной диаде. В связи с концептуальным изменением отношения к образовательному процессу логично изменяется и представление о личностном потенциале как психологической категории.
Личность, с точки зрения современных исследователей, определяется своим мировоззрением, своей позицией, отношением к окружающей действительности и к себе (Б.С. Братусь, М.А. Воронцов, Ю.М. Забродин, В.П. Зинченко, А.А. Костылева, П.Ш. Магомедов, В.А. Петровский, К.К. Платонов, В.В. Сериков, Б.А. Сосновский, В.Д. Шадриков и др.).
Кроме того, в связи с реформой школы и проявившейся тенденцией к переходу на личностно-ориентированную парадигму педагогической деятельности не менее существенной проблемой является научное осмысление успешности деятельности (Д. Гольман, К. Клакхон, К. Левин, Д. Макклелланд, Г. Мюррей, Т. Роттер, Л. Фестингера, Ф. Хоппе и др.; К.А. Абульханова-Славская, Н.А. Аминов, М.В. Бу-янова, М.Т. Громкова, Ж.Н. Истюфеева, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.И. Нефедов, Ю.М. Орлов и др.) в контексте реализации личностного потенциала (А. Бандура, Ч. Карвер, Ю. Куль, С. Мадди, К. Петерсон, К. Рифф, М. Селигман, М. Шейер, и др.; М.Л. Воронцов, Г.М. Зараковский, М.С. Каган, Е.Ю. Коржова, А.А. Костылева, Д.А. Леонтьев Ю.М. Резник и др.).
Таким образом, в связи с изменяющейся парадигмой осмысления личностного потенциала и успешности профессиональной деятельности учителя ак-
туальным становится исследование взаимосвязи данных феноменов.
Целью исследования является изучение взаимосвязи личностного потенциала и субъективной успешности профессиональной деятельности учителя. Объектом исследования — личностный потенциал как психологический феномен, а предметом исследования — взаимосвязь личностного потенциала и субъективной успешности профессиональной деятельности учителя.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1) провести теоретический анализ научной психологической литературы по проблемам исследования личностного потенциала и субъективной успешности личности;
2) подобрать исследовательский инструментарий, разработать процедуру и провести эмпирическое исследование взаимосвязи личностного потенциала и субъективной успешности профессиональной деятельности учителя.
Гипотезой исследования был тезис о том, что существует взаимосвязь между определенными компонентами личностного потенциала и субъективной успешностью профессиональной деятельности учителя.
Эмпирическая часть исследования проводилась с использованием следующих методик и методов:
• «Самоактуализационный тест» (САТ) Э. Шо-стром в адаптации Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза и др. — в исследовании использовался для диагностики комплекса переменных, отражающих особенности личностного потенциала (аксиологический, коммуникативный и творческий компонент);
• «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Дж. Крамбо в адаптации Д.А. Леонтьева — использовался для диагностики степени переживания личностью осмысленности собственной жизни как интегрального показателя адаптации и психологиче-
39
ского благополучия (аксиологический компонент личностного потенциала).
• «Шкала базовых убеждений» Р. Янова-Буль-мана — использовался для диагностики особенностей отношения к жизни: «базового доверия к миру» или «базового недоверия к миру» (аксиологический компонент личностного потенциала);
• Методика оценки мировоззренческой активности Д.А. Леонтьева — использовалась для выявления склонности к мировоззренческой инициативе (аксиологический компонент личностного потенциала);
• «Опросник самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мандриковой — использовался для выявления склонности к планированию деятельности, целеустремленности и организованности (самоорганизационный компонент личностного потенциала);
• «Опросник толерантности к неопределённости» Д. Маклейна в адаптации Е.Г. Луковицкой — использовался для измерения готовности субъекта к неопределенным (новым или не имеющим однозначной интерпретации) ситуациям и степени развития способности успешно действовать в них (организационный и аксиологический компоненты личностного потенциала);
• «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении» Е.Н. Степанова — использовался для определения степени удовлетворенности педагогов профессиональной деятельностью и своим положением в трудовом педагогическом коллективе. Данная методика явилась дифференцирующей респондентов на группы.
Статистические методы:
• статистический критерий различий t-крите-рий Стьюдента;
• коэффициент углового преобразования ф-Фи-шера;
• критерий для сравнений значений дисперсии F Фишера-Снедекора;
• коэффициент корреляции Пирсона.
Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel XP.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечены использованием валидных, надежных и апробированных психодиагностических методик, адекватных предмету, целям и гипотезе исследования; репрезентативной и объёмной выборкой; корректным применением методов статистической об-
работки данных; содержательным анализом результатов.
Основные положения, к которым привело исследование, следующие:
1. профессиональная деятельность учителя предъявляет специфические требования к системе качеств, которые позволяют ему успешно в ней (профессиональной деятельности) реализовываться;
2. ряд особенностей личностного потенциала: целостность картины жизненного пути, созидательная, творческая самоактуализация, самоорганизация, способность к преодолению субъективизма, а также восприятие мира с позиции его ценности и интереса для личности, — выступают внутренними факторами субъективной успешности профессиональной деятельности учителя.
Эмпирическую базу исследования составили учителя города Петропавловска-Камчатского в количестве 61 человека. Выборка исследования отвечала требованиям однородности по образовательному и социальным признакам.
В целях проверки гипотезы мы следовали следующему алгоритму в своем эмпирическом исследовании:
1) Подобрали эмпирические методики, соответствующие цели и задачам исследования;
2) Собрали эмпирический массив данных;
3) Дифференцировали данные на две группы по критерию удовлетворенности респондентов своей профессиональной жизнью с помощью методики изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении Е.Н. Степанова;
4) Провели сравнительный анализ данных между образовавшимися группами по шкалам используемых методик с помощью статистического критерия различий t-Стьюдента, коэффициента углового преобразования ф-Фишера, дисперсионного анализа по критерию Фишера-Снедекора;
5) Выявили статистически значимые зависимости между уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью и измеряемыми показателями личностного потенциала респондентов с помощью корелляционного анализа Пирсона;
6) Предложили научную интерпретацию полученным результатам.
Результаты сравнительного анализа с использованием статистического критерия различий t-Стьюдента
Первый этап обработки эмпирических данных сводился к дифференциации полученных результатов с помощью изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном
учреждении Е.Н. Степанова на две группы: группу педагогов с высоким уровнем удовлетворенности (ЭГ 1) и средним уровнем удовлетворенности профессиональной жизнью (ЭГ 2). Стоит обратить внимание на то, что в исследовании приняли участие учителя школы, на протяжении длительного времени вовлеченной в научно-педагогический эксперимент. Многолетний опыт работы (более 10 лет) в режиме применения инновационного подхода к осуществлению своей профессиональной деятельности, а обязательный контекст саморазвития оказал существенное влияние на личность учителей, и, как нам кажется, на степень удовлетворенности своей профессиональной жизнью. На данном основании респондентов с низким уровнем удовлетворенности профессиональной жизнью среди участников нашего исследования, практически не обнаружено. Группа уверенно разделилась на учителей с высоким уровнем удовлетворенности и средним уровнем (несколько человек (4), все же вошли в категорию — чуть «ниже среднего»), однако были отнесены к группе со средним уровнем, поскольку разница была весьма незначительна (0.1. балла).
Таким образом, мы получили две группы респондентов: 28 человек с высоким уровнем удовле-
творенности профессиональной деятельностью, 33 учителя со средним уровнем удовлетворенности своей профессиональной деятельностью.
Второй этап работы с эмпирическими данными касался их статистической обработки и интерпретации полученных результатов.
В результате проведения сравнительного анализа данных с помощью t-Стьюдента был получен ряд значимых различий между группами в некоторых шкалах методик, отразивший, на наш взгляд, особенности личностного потенциала испытуемых учителей.
Результаты сравнительного анализа по методике САТ (Самоактуализационного теста) Э. Шостром в адаптации Л.Я. Гозмана,
М.В. Кроза и др. Применение самоактуализационного теста в нашем исследовании позволило диагностировать комплекс переменных, отражающий особенности личностного потенциала респондентов.
Сравнительный анализ, проведенный между группами по шкалам методики, вывил следующие значимые различия (табл. 1):
Таблица 1. — Значимость различий между группами по шкалам самоактуализационного теста
Шкала методики Ср. знач. ЭГ 1 Ср. знач. ЭГ 2 t Э Р
Компетентность во времени 55.11 48.52 2.704 р < 0,01
Гибкость поведения 15.32 12.94 2.527 р < 0,05
Познавательные потребности 5.821 4.879 2.142 р < 0,05
Креативность 7.536 6.485 2.157 р < 0,05
Исходя из полученных результатов, можно в качестве особенностей самоактуализации респондентов ЭГ 1 выделить следующие:
Во-первых, учителя, удовлетворенные своей профессиональной жизнью, в большей степени склонны реализовываться в актуальном моменте времени, чувствовать его полноту и неразрывность с прошлым и будущим. Целостность восприятия или понимания жизни противопоставлена исключительным центрации на прошлом или ориентированности на будущем возможностью полноты переживания момента, настоящего, подготовленного опытом прошлого и являющегося основанием будущего. Целостность восприятия жизни, с нашей точки зрения, может быть показателем гармоничного отношения к жизни, поскольку человек, извлекающий из опыта прошлого уроки, прогнозируя будущее, адекватно выстраивает настоящее, не преуменьшая
значений в своей жизни ни одного из временных компонентов.
Вторая особенность — высокая степень гибкости, адекватности реагирования на изменяющуюся ситуацию. Данный факт, как нам кажется, является необходимым условием не только успешности, но и приспособляемости человека в современном динамичном мире рыночной экономики и жесткой конкуренции. Действительно, социально-экономическая ситуация как для мирового сообщества, так и для каждого конкретного человека весьма нестабильна, и это требует от человека способности и умения быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, реагировать на малейшие ее изменения соответствующими, новыми формами поведения и отношения в целях социальной адаптации и сохранения психологического баланса. Данные особенности, в свою очередь, позволяют личности выработать стрессоустойчивость, конкурентноспособ-
ность и способность преодоления субъективизма в оценке явлений объективного мира. Гибкость поведения может отражать минимизацию стереотипных действий и отношений, а так же указывать на дивергентность (творческость) мышления.
Следует отметить у респондентов ЭГ 1 также значительное стремление к познанию и творческую направленность личности. Данный результат кажется нам неслучайным на фоне прочих значимых различий. Стремление к познанию ведет к количественному накоплению информации о мире, необходимому для успешной жизни в нем. Креативность, творческая направленность позволяет качественно преобразовывать поступившую информацию, получая на выходе новые, нешаблонные, индивидуализированные решения проблем и отношение к жизни в целом.
Результаты сравнительного анализа по методике «Шкала базовых убеждений» Р. Янова-Бульмана
В основе отношения к жизни и всем ее компонентам, а также в основе предпочтительных стилях поведения и самореализации лежат фундаментальные установки «базового доверия к миру» или «базового недоверия к миру». В зависимости от того, преобладание какой из базовых установок сформировано, личность может либо уверенно идти по жизни, доверяя себе и миру, либо настороженно приспосабливаться, постоянно ожидая опасности, подвоха, которые не позволят ей полноценно реализовать свой потенциал.
С точки зрения Р. Янова-Бульмана, уверенность и ощущение безопасности личности является необходимым качеством для здоровой нормальной личности.
Личностная безопасность отражается в базовых убеждениях личности, по которым также были получены значимые различия между группами в результате проведения сравнительного анализа (табл. 2).
Таблица 2. — Значимость различий между группами по шкалам базовых убеждений Р. Янова-Бульмана
Шкала методики Ср. знач. ЭГ 1 Ср. знач. КГ 2 t Э Р
Степень самоконтроля (контроля над происходящими событиями) (SC, self-control) i7.07 DJS 3.069 р < 0,01
Результаты сравнительного анализа на самоконтроль и контроль над происходящими событиями, в большей степени характерные для ЭГ 1. Можно предположить, что с позиции респондентов этой группы, многое в руках самого человека, и только в соответствии с его выборами будет выстраиваться и его жизнь. Следовательно, респонденты ЭГ 1 склонны к самостоятельному конструированию собственной жизни и контролю за ее событиями.
Результаты сравнительного анализа по «Опроснику самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мандриковой Важной составляющей жизнедеятельности человека и его личностного потенциала являются осо-
бенности обращения со временем своей жизни, способ его использования как в текущей ситуации, так и в масштабах целой жизни. Более того умение обращаться со временем или структурирование времени является важной переменной, которая связана с общим уровнем удовлетворенности жизнью, уровнем субъективного благополучия, уровнем депрессии и психического здоровья (Е.Ю. Мандрикова).
Поэтому особенности самоорганизационного компонента личностного потенциала нами были диагностированы с помощью методики ОСД. Результаты сравнительного анализа данных между группами представлены в таблице 3.
Таблица 3. — Значимость различий между группами по шкалам Опросника самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой
Шкала методики Ср. знач. ЭГ 1 Ср. знач. ЭГ 2 tЭ Р
Самоорганизация 106.6 97.73 2.27 р < 0,01
Планомерность i6.i4 13.24 2.52 р < 0,05
Результаты сравнительного анализа позволяют констатировать высокий уровень саморганизации деятельности у респондентов ЭГ 1, что сообразно интерпретации методики, отражает наличие у респондентов группы способности видения и поста-
новки целей, способности планирования своей деятельности при применении воли и настойчивости, в целом, высоком уровне личностной организованности.
Кроме того, результаты сравнительного анализа указывают на специфичный для данной группы аспект — способность тактического планирования своей деятельности.
Можно заключить, что организованность позволяет респондентам ЭГ 1 ясно мыслить о том, чего они хотят и как выстроить деятельность, чтобы достичь желаемого и в заданные сроки. Результаты сравнительного анализа по методике «Толерантность к неопределенности» Д. Маклейна в адаптации Е.Г. Луковицкой Толерантность к неопределенности выступает одним из важных ресурсов личности в современных условиях все более ускоряющегося общественного развития. Открытость к неопределенным ситуациям, условиям жизни противостоит регламентированности жизни, ее полной известности, позволяет личности быстро реагировать на внезапные перемены, сохранять большую степень стрессоустойчивости.
Сравнительный анализ данных по методике толерантности к неопределенности не выявил значимых различий между группами. С нашей точки зрения, данный факт может отражать большую общность у испытуемых в реакции на неопределенность, неизвестность, внезапность.
Результаты сравнительного анализа по критерию Фишера-Снедекора методики СЖО (смысложизненных ориентаций) Дж. Крамбо
в адаптации Д.А. Леонтьева Смысложизненные ориентации являются результатом осознания целей и смысла собственной жизни человека [67]. Именно качество осмысления жизни позволяет человеку строить свою жизнь, так или иначе, в соответствии с пониманием жизни и своей роли и места в ней. Специфика смысловой сферы личности также встраивается в систему компонентов личностного потенциала человека. Результаты сравнительного анализа данных по методике СЖО между группами свидетельствуют об отсутствии значимых различий. Данный эмпирический факт может указывать на общность у респондентов групп показателей осмысленности жизни. С нашей точки зрения, это прогнозируемый факт, поскольку респонденты групп вовлечены в одну профессиональную сферу деятельности и объединены общностью саморазвития в контексте этой деятельности.
Таким образом, результаты сравнительного анализа с помощью ^Стьюдента показали малую информативность вычислений, на основе средних значений по шкалам методики СЖО. На данный факт указывают высокие значения дисперсий. В связи с этим нами был проведен дисперсионный анализ по критерию Фишера-Снедекора, в результате которого было выявлено различие между группами, где Б наблюдаемое показало значение Б = 1,82, при р < 0,05 по шкале «Цели в жизни». Разброс ответов 1 ЭГ в степени оценки своей жизни как целенаправленной значимо выше, чем во 2 ЭГ. Данный результат может отражать факт того, что построение целей, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу у 1 ЭГ является ресурсом, в большей степени определяющим удовлетворенность профессиональной деятельностью испытуемых.
Результаты сравнительного анализа данных с использованием коэффициента углового
преобразования ф-Фишера Алгоритм обработки методики «Оценка мировоззренческой активности» Д.А. Леонтьева предполагал следующие этапы:
1) Было посчитано количество выборов по предложенным в методике вариантов ответов:
• мировоззренческая многомерность (частичное согласие с обеими альтернативами при суммарной доле согласия с ними, не превышающей 100 %.);
• мировоззренческая многомерность, как переходный этап к мировоззренческой инициативе (частичное согласие с обеими альтернативами при суммарной доле согласия с ними, превышающей 100 %);
• мировоззренческая инициатива (формулировка своего ответа).
2) Был проведен сравнительный анализ по каждой из указанных позиций.
Сравнительный анализ данных методики «Оценка мировоззренческой активности» Д.А. Леонтьева был осуществлен с помощью критерия ф-Фишера. В результате его проведения было выявлено значимое различие в позиции мировоззренческой многомерности (табл. 4).
Таблица 4. — Значимость различий между группами по шкалам по шкалам методики «Оценка мировоззренческой активности» Д.А. Леонтьева
Позиция методики % доля ответов респондентов ЭГ 1 % доля ответов респондентов ЭГ 2 ф эксп Р
Мировоззренческая 48 % 42 % 1.694 р < 0,05
многомерность
Полученные результаты указывают на то, что для респондентов ЭГ 1 в большей степени характерна детерминированность выбора уже известным при неоднозначности своей картины мира. Респондентам группы характерно решение проблем с помощью анализа имеющихся вариантов решения и их сочетанием. Данные результаты позволяют предположить, что учителям ЭГ 1 не свойственно предпочтение однозначного выбора при отбрасывании возможных альтернатив, что может указывать на достаточную гибкость мышления и хороший адаптационный потенциал во взаимосвязях с социальными явлениями.
Выводы по результатам сравнительного анализа эмпирических данных.
В качестве ярко выраженных особенностей личностного потенциала учителей с высоким уровнем удовлетворенности профессиональной жизнью выступают следующие:
1) целостность восприятия жизни как показатель гармоничного отношения к жизни;
2) конкурентноспособность и способность преодоления субъективизма в оценке явлений объективного мира;
3) индивидуализированный подход в решении проблем;
4) самостоятельное конструирование собственной жизни и деятельности;
5) объективность в оценках жизненных ситуаций.
Результаты корреляционного анализа данных
В результате корреляционного анализа были выявлены зависимости между уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью и измеряемыми показателями личностного потенциала респондентов.
Результаты корреляционного анализа данных ЭГ 1
Обратные корреляционные связи были обнаружены между уровнем удовлетворенности в профессии и базовыми убеждениями в ЭГ 1 (табл. 5).
Таблица 5. — Соотношение между уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью и базовыми убеждениями по методике Р. Янова-Бульманав экспериментальной группе 1
Фактор 1
Фактор 2
Коэффициент корреляции
Уровень значимости
Уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью
Благосклонность мира
-0.27
0,05
Доброта людей
-0.40
0,01
Справедливость мира
-0.35
0,05
Полученные результаты свидетельствуют о том, что с увеличением недоверия к миру и людям увеличивается уровень удовлетворенности в профессии. Можно предположить, что для респондентов данной группы активное осуществление в профессиональной деятельности является компенсаторным отсутствию базового доверия к миру. Учителя нашли в профессиональной деятельности сферу конструирования собственной успешной реально-
сти на фоне достаточно «нерадостного» мира, в котором его справедливость, благосклонность и доброта людей ставятся под сомнение, а школа предоставляет им возможность осуществить свои идеальные ценности, цели и стремления.
Прямые корреляционные связи обнаружены между уровнем удовлетворенности в профессии и показателями самоорганизации деятельности (табл. 6).
Таблица 6. — Соотношение между уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью и показателями самоорганизации деятельности ОСД в экспериментальной группе 1
Фактор 1 Уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью Фактор 2 Общая самоорганизация деятельности Коэффициент корреляции 0.45 Уровень значимости 0,01
Фиксация 0.43 0,01
Самоорганизация 0.38 0,05
Данные результаты указывают на то, что повышение уровня удовлетворенности в профессии сопряжено у респондентов группы с повышением самоорганизации деятельности. Личности с высоким уровнем самоорганизации, как правило, свойствен-
но видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств. Можно предположить, что респонденты группы в организации своей деятельности склонны к жесткому планированию. Осуществление деятель-
ности согласно плану способствует повышению уровня удовлетворенности от работы.
Такие результаты могут свидетельствовать о достаточном уровне адаптивности респондентов группы к образовательной среде, в рамках которой обязательным требованием является планирование деятельности: от разработки отдельного урока, до системы осуществления всех видов учебно-воспи-
тательной деятельности. Кроме того, реализация деятельности согласно планируемым задачам, является и одним из показателей профессиональной успешности учителя.
Интересны результаты корреляционного анализа между шкалами методики САТ и Удовлетворенности профессиональной деятельности (табл. 7).
Таблица 7. — Соотношение между уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью и показателями самоактуализации САТ в экспериментальной группе 1
Фактор 1
Фактор 2
Коэффициент корреляции
Уровень значимости
Уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью
Гибкость поведения
0.37
0,05
Сензитивность
0.28
0,05
Если ситуация требует от участников группы высокой степени гибкости в реализации своих ценностей в поведении, во взаимодействии с окружающими, то уровень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью неизбежно повышается. Данные результаты еще раз подчеркивают готовность респондентов группы к новым требованиям социальной реальности, их потенциальную адаптивность.
Кроме того, профессиональная удовлетворенность напрямую связана у респондентов группы с четким пониманием своих потребностей, интересов,
отношения к тем или иным аспектам жизни и учительского труда как ее существенной части. Иными словами, чем выше уровень саморефлексии, тем выше удовлетворенность. С нашей точки зрения, это может говорить о ярко выраженной тенденции к саморазвитию личности представителей данной группы.
Прямая корреляционная связь в исследуемой группе обнаружена между показателями удовлетворенности и толерантности к неопределенности (табл. 8).
Таблица 8. — Соотношение между уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью и уровнем толерантности к неопределенности в экспериментальной группе 1
Фактор 1 Фактор 2 Коэффициент корреляции Уровень значимости
Уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью Толерантность к неопределенности 0.34 0,05
Толерантность к неопределенности является одним из основополагающих ресурсов успешности личности в современном обществе. В данной группе при высоких показателях толерантности к неопределенности профессиональная удовлетворенность тоже повышается. Возможно, этот факт связан с тем, что нестандартные, неопределенные ситуации актуализируют у учителей работу нестандартного, креативного мышления, их творческие способности, благодаря применению которых результаты и решения задач приводят к достижениям и успеху респондентов группы.
Анализируя результаты корреляционного анализа уровня удовлетворенности профессиональной деятельности и особенностей личностного потенциала в первой экспериментальной группе, мы пришли к следующим выводам:
1. Существует обратная связь между профессиональной удовлетворенностью и базовыми установками, отражающими доверие к миру, в связи с чем можно полагать компенсаторный характер профессиональной активности.
2. Выявлена прямая корреляционная связь между удовлетворенностью профессией и гибкостью поведения в самоактуализации.
3. Показатель удовлетворенности напрямую связан с сензитивностью, или саморефлексией, лежащей в основе саморазвития личности.
4. Прямая положительная связь выявлена между уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью и показателями самоорганизации деятельности учителей, которые могут быть опосредованным показателем адаптивности респондентов группы к образовательной среде, где ведущей функцией является планирование деятельности.
5. Выявлена прямая связь между уровнем удовлетворенности и толерантностью к неопределенности, которая может отражать актуализацию творческих способностей и нестандартного мышления у учителей в выполнении профессиональной деятельности, что также может отражать общую тенденцию к саморазвитию респондентов данной группы.
Результаты корреляционного анализа данных ЭГ 2
Прямые корреляционные связи обнаружены между удовлетворенностью и базовыми убеждениями личности (табл. 9).
Таблица 9. — Соотношение между уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью и базовыми убеждениями по методике Р. Янова-Бульмана в экспериментальной группе 2
Фактор 1 Фактор 2 Коэффициент корреляции Уровень значимости
Уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью Справедливость мира 0.28 0,05
Контроль 0.36 0,05
Данные результаты отражают взаимосвязь между осознанием справедливости и контролируемости социальных аспектов жизни и уровнем удовлетворенности. Нам кажется, что данные базовые убеждения являются отражением выраженного стремления к безопасности личности, достижение или реализация которой в данном случае — в работе, ко-
нечно, приводит к удовлетворению от ее осуществления.
Прямая положительная связь между уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью и представлению о своей ведущей роли, значимости своей личности в ней (табл. 10).
Таблица 10. — Соотношение между уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью и показателями осмысленности жизнедеятельности СЖО в экспериментальной группе 2
Фактор 1 Фактор 2 Коэффициент корреляции Уровень значимости
Уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью Локус-контроля — я 0.24 0,05
Неверие в свои силы респондентами группы влечет и низкий уровень удовлетворенности.
Выводы по результатам корреляционного анализа между уровнем удовлетворенности профессиональной деятельности и особенностями личностного потенциала во второй экспериментальной группе:
1. Выявлены прямые корреляционные связи между уровнем удовлетворенности в профессии и осознанием справедливости и контролируемости социальных аспектов жизни. Данные связи могут указывать на актуальные стремления к безопасности, достижения которых посредством контролируемости определенных аспектов профессиональной деятельности и тенденции реализовывать в работе социально справедливые установки, приводит к удовлетворенности.
2. Прямая корреляционная связь между удовлетворенностью и осознанием себя в качестве личности, самостоятельно осуществляющей выбор и играющей ведущую роль в жизни.
Результаты общего по группам корреляционного анализа данных
Общий по группам корреляционный анализ данных имел смысл в проведении ввиду того, что все участники исследования являются учителями одной школы, специфика которой заключена в многолетней ее вовлеченности в педагогический эксперимент. В связи с этим школой задаются более высокие требования к личностным и профессиональным компетенциям учителей. Кроме того, учителя постоянно вовлечены в процесс управляемого саморазвития, включающего использование различных психолого-педагогических технологий. То есть результаты взаимосвязи между показателями личностного потенциала и уровнем удовлетворенности в общем по группе нам интересны в связи с ее постоянной погруженностью в процесс саморазвития и реализации личностного потенциала учителями.
Прямая связь установлена между уровнем удовлетворенности и базовыми убеждениями личности (табл. 11).
Таблица 11. — Соотношение между удовлетворенностью профессиональной деятельностью и базовыми убеждениями по методике Р. Янова-Бульмана в целом по выборке
Фактор 1 Фактор 2 Коэффициент корреляции Уровень значимости
Удовлетворенность профессиональной деятельностью Благосклонность мира 0.39 0,05
Доброта людей 0.47 0,01
Справедливость мира 0.33 0,05
Контролируемость мира 0.43 0,01
Контроль 0.39 0,05
В целом, по группе учителей удовлетворенность прямо пропорциональна положительной ориентированности на окружающий мир. Чем больше доверие миру, вера в доброту людей, в справедливость мира, тем выше удовлетворенность. Также высокой степени самоконтроля и контролируемости мира соответствует возрастающая удовлетворенность от профессиональной деятельности.
Данные результаты позволяют полагать доверие к миру, ограниченное контролирующей функцией самосознания учителей. И именно доверие в кон-
тролируемых границах вызывает удовлетворенность респондентов от выполняемой деятельности.
Данные результаты могут быть связаны с тем, что в группу включены учителя с высоким и средним уровнем удовлетворенности профессиональной деятельность.
Прямые корреляционные связи обнаружены между удовлетворенностью и креативностью как стремлением творчеству, преобразованию, внесению индивидуального видения в решение задач (табл. 12).
Таблица 12. — Соотношение между удовлетворенностью профессиональной деятельностью и показателями самоактуализации в целом по выборке
Фактор 1 Фактор 2 Коэффициент корреляции Уровень значимости
Удовлетворенность профессиональной деятельностью Креативность 0.34 0,05
Можно заключить, что все учителя, вошедшие в группу исследования, испытывают удовлетворенность от работы, если имеют возможность творить. Действия по шаблону, образцу, формальный характер деятельности не может принести им удовлетворение в профессиональной деятельности.
Выводы по результатам корреляционного анализа между уровнем удовлетворенности в профессиональной деятельности и особенностями личностного потенциала в общем по группам:
1. наличие прямой корреляционной связи между удовлетворенностью и базовыми убеждениями о доброте людей, благосклонности и справедливости мира, наряду с убеждениями в контролируемости мира и самоконтроле, могут говорить об общем доверии к миру, ограниченном рамками социального контроля и самоконтроля;
2. прямая корреляционная связь между удовлетворенностью и креативностью может отражать направленность учителей на творческий характер деятельности.
Выводы по эмпирической части исследования
Сравнительный анализ данных выявил следующие особенности личностного потенциала учителей
с высоким уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью:
1. целостность восприятия жизни как показатель гармоничного отношения к жизни, основывающаяся на неразрывности всех временных компонентов жизни: адекватность построения настоящего и прогнозирования перспектив будущего на основе конструктивного использования опыта прошлого;
2. конкурентноспособность и способность преодоления субъективизма в оценке явлений объективного мира, основанные на гибкости и адекватности реагирования на изменяющиеся ситуации;
3. индивидуализированный подход в решении проблем, основанный на творческой направленности и стремлении к познанию;
4. самостоятельное конструирование собственной жизни и деятельности, связанное со способностью самоконтроля, контроля над происходящими событиями, высокой личностной самоорганизацией и развитым тактическим планированием деятельности;
5. объективность в оценках жизненных ситуаций, основанная на мировоззренческой многомерности.
Анализ взаимосвязей между показателями личностного потенциала и данными удовлетворенности профессиональной деятельностью, характерных для испытуемых с высоким уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью, позволил дополнить специфику личностного потенциала испытуемых экспериментальной группы 1, состоящую в следующем:
мых со средним уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью, позволил дополнить специфику личностного потенциала испытуемых экспериментальной группы 2, состоящую в следующем:
• Возрастающие тенденции достижения безопасности посредством контролируемости определенных аспектов профессиональной деятельности, тенденции реализовывать в работе социально справедливые установки и осознание себя в качестве субъекта деятельности, заслуживающего самоуважения, взаимосвязаны с возрастанием удовлетворенности профессиональной жизнью.
• Снижение удовлетворенности профессиональной деятельностью связано с возрастанием базовых установок недоверия к миру и необходимости смены принципиальных позиций, ценностей, установок во взаимоотношениях, поведении и самоосуществлении личности;
Общий анализ взаимосвязей между уровнем удовлетворенности профессиональной деятельности и особенностями личностного потенциала испытуемых конкретизировал его специфику следующими особенностями: возрастание удовлетворенности профессиональной деятельностью связано с возрастанием творческой направленности в ее осуществлении и доверием к миру в субъективно допускаемых, контролируемых границах.
• Возрастание показателя удовлетворенности профессиональной деятельностью связано с возрастанием саморефлексии, самоорганизации деятельности, гибкостью поведения, толерантности к неопределенности.
Анализ взаимосвязей между личностным потенциалом и данными удовлетворенности профессиональной деятельностью, характерных для испытуе-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Актуализация личностного потенциала педагога как средство развития диалогической направленности педа-
гогического общения: дисс. на соиск. учен. степ. к. психол. наук. Спец.19.00.07 — пед. психология / А.А. Костылева; науч. рук.: Р.В. Овчарова. — Курган: 2010. — 227 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. — М.: Изд-во: МГУ, 1990. — 367 с.
3. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. — 301 с.
4. Калашникова С.А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Молодой ученый. —
2011. — № 8.— Т. 2. — С. 84-87.
5. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Учен. зап.
кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002.
6. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2011.
7. Психологические механизмы формирования личностного потенциала и профессионализма в подготовке лингвиста — преподавателя: дисс. на соиск. учен. степ. к. психол. наук. Спец.19.00.07 — пед. психология / М.Л. Воронцов; науч. рук.: В.В. Рыжов. — Н. Новгород: 2004. — 218 с.
8. Слободчиков В.И., Исаев Е.А. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. — М.: Изд-во: Школа — Пресс, 2000. — 384 с.