Научная статья на тему 'ДОВЕРИЕ ДАГЕСТАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ К ПОЛИТИЧЕСКИМ ИНСТИТУТАМ'

ДОВЕРИЕ ДАГЕСТАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ К ПОЛИТИЧЕСКИМ ИНСТИТУТАМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КЛАСС / ДАГЕСТАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рамазанов Рашид Омариевич

Исследование политических ценностей закономерно актуализирует изучение степени доверия и недоверия населения политическим институтам, ибо фактор доверия оказывает непосредственное влияние на сохранение стабильности и снижение протестного потенциала. Полученный эмпирический материал констатирует существование в общественном сознании дагестанцев высокого уровня доверия к высшему должностному лицу государства (президенту) при довольно низких показателях в отношении других политических структур. Сравнение выраженности доверия/недоверия в к федеральным и региональным политическим институтам показывает относительно высокая оценка первых при снижении доверия ко вторым. Ранжирование политических и общественных институтов по степени выраженности недоверия показывает превалирование правоохранительной системы в целом (федеральная и региональная). Мусульманское возрождение, повышение статуса исламского духовенства в современном дагестанском обществе, ориентированность населения следовать исламским постулатам выражается в доверии Духовному управлению мусульман Дагестана, причем республиканские политические институции заметно уступают ДУМД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DAGESTANI POPULATION'S TRUST IN POLITICAL INSTITUTIONS

The study of political values naturally actualizes the study of the degree of trust and distrust of the population to political institutions, because the trust factor has a direct impact on maintaining stability and reducing the protest potential. The empirical material obtained confirms the existence in the public consciousness of Dagestanis of a high level of trust in the highest official of the state (the president) with rather low indicators in relation to other political structures. A comparison of the severity of trust/distrust in federal and regional political institutions shows a relatively high assessment of the former with a decrease in confidence in the latter. Ranking of political and public institutions by the degree of severity of distrust shows the prevalence of the law enforcement system as a whole (federal and regional). The Muslim revival, the rise of the status of the Islamic clergy in modern Dagestan society, the orientation of the population to follow Islamic postulates is expressed in trust in the Spiritual Administration of Muslims of Dagestan, and republican political institutions are noticeably inferior to the DUMA.

Текст научной работы на тему «ДОВЕРИЕ ДАГЕСТАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ К ПОЛИТИЧЕСКИМ ИНСТИТУТАМ»

УДК 316.7

DOI 10.23672/SAE.2023.14.58.001

Рамазанов Рашид Омариевич

кандидат политических наук, научный сотрудник, Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН [email protected]

Rashid O. Ramazanov

Candidate of Political Sciences, Researcher,

Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences [email protected]

Доверие

дагестанского населения к политическим институтам

The dagestani

population's trust in political institutions

Аннотация. Исследование политических ценностей закономерно актуализирует изучение степени доверия и недоверия населения политическим институтам, ибо фактор доверия оказывает непосредственное влияние на сохранение стабильности и снижение протестного потенциала. Полученный эмпирический материал констатирует существование в общественном сознании дагестанцев высокого уровня доверия к высшему должностному лицу государства (президенту) при довольно низких показателях в отношении других политических структур. Сравнение выраженности доверия/недоверия в к федеральным и региональным политическим институтам показывает относительно высокая оценка первых при снижении доверия ко вторым. Ранжирование политических и общественных институтов по степени выраженности недоверия показывает превалирование правоохранительной системы в целом (федеральная и региональная). Мусульманское возрождение, повышение статуса исламского духовенства в современном дагестанском обществе, ориентированность населения следовать исламским постулатам выражается в доверии Духовному управлению мусульман Дагестана, причем республиканские политические институции заметно уступают ДУМД.

Ключевые слова: доверие, политика, политическое поведение, политический класс, дагестанское население, политические институты, политические ценности.

Annotation. The study of political values naturally actualizes the study of the degree of trust and distrust of the population to political institutions, because the trust factor has a direct impact on maintaining stability and reducing the protest potential. The empirical material obtained confirms the existence in the public consciousness of Dagestanis of a high level of trust in the highest official of the state (the president) with rather low indicators in relation to other political structures. A comparison of the severity of trust/distrust in federal and regional political institutions shows a relatively high assessment of the former with a decrease in confidence in the latter. Ranking of political and public institutions by the degree of severity of distrust shows the prevalence of the law enforcement system as a whole (federal and regional). The Muslim revival, the rise of the status of the Islamic clergy in modern Dagestan society, the orientation of the population to follow Islamic postulates is expressed in trust in the Spiritual Administration of Muslims of Dagestan, and republican political institutions are noticeably inferior to the DUMA.

Keywords: trust, politics, political behavior, political class, Dagestani population, political institutions, political values.

Введение. Сам по себе, низкий уровень социального доверия в обществе, как правило, ведет к демобилизации, пассивности, осторожности, увеличению социальных дистанций и отчуждению, снижает субъективный потенциал общества, его способность к творческому, инновационному саморазвитию и самосовершенствованию [1, с. 196]. По мнению О.Е. Быковой, «подлинной сферой доверия являются общественные явления. Типичная жизнь отдельного человека проходит среди других людей. Отдельно взятая личность и люди совершают различные действия в отношении друг друга. Взаимодействуя с окружающими людьми, человеку приходится всегда конкретизировать свои ожидания, которые связаны с их действиями» [2, с. 126].

Большой вклад в рассмотрение содержания социального явления «доверие» внес П. Штомпка, который понимает его «с позиции людей, деятельных, сознательных, обладающих мотивацией, знаниями и умениями индивидуумов, для которых в их повседневной жизни основной проблемой оказываются отношения с другими людьми» [3, с. 30].

При анализе межэтнической сферы и происходящих в ней сложных процессов, фактор доверия использует М.М. Шахбанова, чтобы подтвердить гипотезу о важности доверия в сохранении межнационального согласия в современном дагестанском обществе: явление «доверие» выступает как один из важнейших факторов

межэтнической толерантности, в свою очередь, выполняя существенную роль в формировании социального и межэтнического согласия» [4, с. 274]. Как любое социальное явление, доверие в зависимости от сфер своего существования имеет следующие формы: обобщенное, межличностное и институциональное.

Таким образом, по мнению автора, степень доверия политическим институтам будет определять стабильность и позитивную траекторию развития Российского государства. И в данном случае, огромное значение будет иметь выраженность институционального доверия.

Эмпирическую базу исследования составляют результаты авторского социологического опроса по изучению политических ценностей дагестанского населения. Опрос проведен в 2023 г. городах и районах республики с учетом географической и этнической специфики. N = 539.

Результаты исследования. Ранее было отмечено, что доверие и его степень политической

Распределение ответов на вопрос «

системе будет играть ключевую роль в сохранении стабильности государства, обеспечении его н аци ональной безопасности, возможности обеспечения социально-экономического, культурного развития. Иными словами, «социальная и политическая стабильность, все чаще, зависит от доверия населения государственным, политическим и общественным институтам. Институциональное или системное доверие редуцирует растущую неопределенность и сложность современного общества, аккумулирует социальный капитал, способствует вовлечению граждан в общественно значимые практики. При этом институциональное доверие имеет большее значение, чем доверие отдельным политикам или государственным деятелям, поскольку относится к сумме институтов и взаимодействию между ними, а значит, является более устойчивым и прогнозируемым» [5, с. 168].

В исследовании была поставлена задача показать выраженность доверия и недоверия дагестанского населения политическим институтам федерального и регионального уровней (табл. 1).

Таблица 1

Кому Вы доверяете и не доверяете?» (%)

Варианты ответов Доверяю Не доверяю

Президенту РФ 45,0 9,0

Правительству России 7,9 6,0

Совету Федерации 3,3 4,1

Государственной Думе 3,8 7,4

Главе Дагестана 7,9 4,9

Правительству Дагестана 3,3 7,1

Народному Собранию Дагестана 1,1 6,0

Федеральным средствам массовой информации 2,2 5,2

Республиканским средствам массовой информации 1,4 3,0

Полиции РФ 0,8 6,8

Полиции Дагестана 1,1 9,8

Прокуратуре РФ 1,9 4,4

Прокуратуре Дагестана 1,6 6,0

Армии 4,1 3,5

Духовному управлению мусульман Дагестана (ДУМД) 11,2 5,2

Никто из политиков не заслуживает доверия 21,5 -

Затрудняюсь ответить 27,5 50,4

Полученный материал показывает, что с огромным отрывом по уровню доверия населения первое ранговое место занимает Президент России (одна вторая часть). На втором месте располагается Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД) (каждый девятый опрошенный по всему массиву). При этом одна пятая часть опрошенного дагестанского населения придерживается мнения, что «никто из политиков не заслуживает доверия». Обращает на себя внимание заметная часть респондентов, которая затруднилась выразить свою позицию. Дальнейший анализ свидетельствует, что среди структур, которым опрошенные доверяют, выделяются правоохранительная структура - как региональной, так и федеральной полиции они меньше всего испытывают доверие. Необходимо отметить, что при низком уровне доверия официальным государственным структурам, респонденты подчеркивают авторитет Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД). Логичным является такая

установка в общественном сознании дагестанцев: исламский ренессанс [6], укрепление позиции мусульманского духовенства [7], появление религиозных учебных заведений [8], активная культовая практика населения [9] и множество других факторов способствуют непререкаемому авторитету духовенства. Однако не все так однозначно: в массовом сознании имеет место негативная оценка деятельности духовного мусульманского центра, критически переосмысливается роль религии в повышении нравственности, не воспринимается, особенно научным сообществом, стремление духовенства проникать в сферу образования и формировать мировоззрение подрастающего поколения.

Результаты о недоверии государственным институтам показывают, что каждый одиннадцатый опрошенный не доверяет Президенту РФ; с небольшой разницей за ним располагаются федеральные органы власти; в подгруппе

республиканских доминирует недоверие полиции (каждый десятый опрошенный), региональное правительство, прокуратура и Народное Собрание.

Следует отметить, что исследование М.М. Шах-бановой также констатировало отсутствие доверия правоохранительной системе. Причины такого отношения она видит в том, что «у местного населения сложились непростые взаимоотношения по целому ряду причин: неправомерные действия их представителей, высокий уровень коррупции в этой среде, нежелание отстаивать интересы простых граждан, неодинаковое отношение к правонарушителям, - если чиновник и его ближайшее окружение, то карательные меры или вообще не применяются, или они очень мягкие, что вызывает протест и недовольство у населения. Кроме того, немаловажным фактором, обусловливающим такой высокий уровень недоверия к правоохранителям, является метод их борьбы с экстремистами, беспочвенные обвинения в ваххабизме, пытки и жестокое обращение с задержанными в СИЗО, похищение людей и ряд других причин, которые в совокупности формируют в целом негативное восприятие данной структуры и персоналий» [10, с. 284]. Чуть больше половины опрошенного населения затруднилось выразить свою позицию. Здесь следует пояснить, что трудность вызвана нежеланием респондентов обозначить свое отношение, при устном разговоре имеет место жесткая критика работы любого уровня, начиная от сельского муниципалитета, заканчивая республиканским.

Отдельного анализа заслуживает, отмеченный респондентами, фактор недоверия к политическим институтам. Процентные показатели не такие большие, однако, за ними кроются неразрешенные проблемы современного российского общества, в части обеспечения стабильного развития Российского государства, защиты прав россиян во всех социальных сферах, начиная от возможности получения качественных медицинских и образовательных услуг до участия в принятии решений важных для политической системы. В этой связи, внимания заслуживает развернувшая в обществе дискуссия о допустимости внесения дополнений в Конституцию Российской Федерации. Предложенная депутатом Госдумы от партии «Единая Россия», инициатива была неоднозначно воспринята с доводом, что «поправки не нацелены ни на улучшение жизни людей, ни на исправление каких-то проблем в государстве или в государственном управлении. Эти поправки нацелены только на удержание власти группой, которая сейчас находится у власти» [11].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в политическом пространстве современной России протекают сложные, неопределенные и противоречивые процессы [12], видимо, перед

Литература:

1. Штомпка П. Доверие - основа общества / П. Штомпка; Пер. Н.В. Морозовой. М., 2012. 440 с.

выборами Президента РФ в 2024 г. ситуация может обостриться, если не предпринять кардинальных мер с целью улучшения имиджа политических институтов, а также, если сами эти структуры не сделают приоритетными интересы российского народа.

Заключение. Анализ эмпирического материала показывает, что опрошенное дагестанское население при демонстрации довольно низкого уровня доверия практически ко всем политическим институтам сигнализирует власти о своем недовольстве существующим социально-экономическим положением, неудовлетворенностью личного материального благополучия, предоставляемыми услугами, например, в сфере здравоохранения и образования, пространством для самореализации; особенно, ярко такие установки прослеживаются в поведении молодого поколения. Вместе с тем, вполне естественным является стремление и амбиции молодежи сделать политическую карьеру, к сожалению, как показывают современные реалии, пространства для политической карьеры сужены: ее могут сделать молодые люди, которые имеют поддержку материального характера, а также со стороны ближнего окружения. Не является секретом, что население критически относится к власти, что вполне закономерно, - коррупционные скандалы, связанные с работой чиновников различного ранга, начиная с самого низшего уровня и заканчивая занимающими высокие должности, уверенность последних в собственной безнаказанности, нежелание решать злободневные вопросы в сфере ЖКХ, образовании, здравоохранении, обеспечении прав человека, равнодушие к социальной сфере, наиболее болезненной для населения, и ряд других факторов, - все это формирует в общественном сознании населения в целом негативное отношение к политическим институтам и субъектам политической деятельности. Еще более усугубляет ситуацию противоречивая и порой откровенно враждебная деятельность оппозиции, которая критикуя власть, в реальности преследует собственные политические ценности. Объявление Специальной военной операции (СВО) еще более ярко показало настроения в российском обществе: часть народа поддерживает решение государства, в то время как другая идентифицировавшая себя как оппозиция нынешней власти, на практике продемонстрировала полное неприятие и антипатриотическую позицию. Высокий уровень доверия Президенту РФ (В.В. Путину) при низких показателях в отношении парламентских институтов федерального и республиканского уровня, является еще одной констатацией того факта, что население не видит в них потенциал в обеспечении прогрессивного развития России. Более того, они не усматривают и собственные возможности участия в данном процессе.

Literature:

1. Shtompka P. Trust - the basis of society / P. Shtompka; Transl. N.V. Morozova. M., 2012. 440 p.

2. Быкова О.Е. Концепция доверия Петра Штомпки / О.Е. Быкова // Философия и общество.

2021. № 2. С. 119-134.

3. Саморегуляция в молодежной среде: типоло-гизация и моделирование : монография / Под общ. ред. Ю.А. Зубок. Белгород : «Эпицентр»,

2022. 360 с.

4. Шахбанова М.М. Межэт нические отношения в Республике Дагестан: состояние, факторы напряженности, механизмы стабилизации. Махачкала : ИИАЭ ДНЦ, АЛЕФ, 2019. 362 с.

5. Российское общество и вызовы времени. Книга пятая / Под ред. М.К. Горшкова, В.В. Пету-хова. М. : Весь Мир, 2017. 424 с.

6. Шахбанова М.М. Религиозность и культовое поведение дагестанских верующих / М.М. Шахбанова // Исламоведение. 2015. Т. 6. № 3(25). С. 8596.

7. Шахбанова М.М. Динамика религиозности городского населения Дагестана / М.М. Шахбанова, А.В. Верещагина // Журнал социологии и социальной антропологии. 2021. Т. 24. № 2. С. 144-180.

8. Рамазанов Р.О. Примечетская школа в современном дагестанском обществе: по материалам социологического исследования / Р.О. Рамазанов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 1. С. 248-254.

9. Загирова Э.М. Влияние типа религиозности на отношение к традиционной семье / Э.М. Загирова // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. Т. 20. № 2. С. 82-103.

10. Шахбанова М.М. Межэт нические отношения в Республике Дагестан: состояние, факторы напряженности, механизмы стабилизации. Махачкала : ИИАЭ ДНЦ, АЛЕФ, 2019. 362 с.

11. URL : https://pronedra.ru/pochemu-oppoziciya-protiv-vneseniya-izmenenij-v-konstituciyu-453854. html (дата обращения 16.03.2023).

12. Гафиатулина Н.Х. Моделирование социально-политических процессов в условиях неопределенности : учеб. пособие в двух частях для студентов-магистров. Ростов-н/Д. : ЮФУ, 2016. Ч. II. 145 с.

2. Bykova O.E. The concept of trust by Peter Shtompka / O.E. Bykova // Philosophy and Society. 2021. № 2. Р. 119-134.

3. Self-regulation in the youth environment: typologiza-tion and modeling : monograph / Ed. Yu.A. Zubok. Belgorod : «Epicenter», 2022. 360 p.

4. Shakhbanova M.M. Interethnic relations in the Republic of Dagestan: the state, factors of tension, mechanisms of stabilization. Makhachkala : IIAE DNC, ALEF, 2019. 362 p.

5. Russian society and challenges of the time. The fifth book / Edited by M.K. Gorshkov, V.V. Petukhov. M. : The Whole World, 2017. 424 p.

6. Shakhbanova M.M. Religiosity and cult behavior of Dagestani believers / M.M. Shakhbanova // Islamic Studies. 2015. Vol. 6. № 3(25). Р. 85-96.

7. Shakhbanova M.M. Dynamics of religiosity of the urban population of Dagestan / M.M. Shakhbanova, A.V. Vereshchagina // Journal of Sociology and Social Anthropology. 2021. Vol. 24. № 2. Р. 144-180.

8. Ramazanov R.O. The Tibetan school in modern Dagestan society: based on the materials of a sociological study / R.O. Ramazanov // State and municipal administration. Scientific notes. 2021. № 1. Р. 248-254.

9. Zagirova E.M. The influence of the type of religiosity on the attitude to the traditional family / E.M. Zagirova // Journal of Sociology and Social Anthropology. 2017. Vol. 20. № 2. Р. 82-103.

10. Shakhbanova M.M. Interethnic relations in the Republic of Dagestan: the state, factors of tension, mechanisms of stabilization. Makhachkala : IIAE DNC, ALEF, 2019. 362 p.

11. URL : https://pronedra.ru/pochemu-oppoziciya-pr otiv-vneseniya-izmenenij-v-konstituciyu-453854.html (date of the application 16.03.2023).

12. Gafiatulina N.Kh. Modeling socio-political processes in conditions of uncertainty: textbook. manual in two parts for master students. Rostov-on/D. : Southern Federal University, 2016. Part II. 145 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.