Научная статья на тему 'МАКТАБЫ В СОВРЕМЕННОМ ДАГЕСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ: РОЛЬ В УКРЕПЛЕНИИ РЕЛИГИОЗНОСТИ'

МАКТАБЫ В СОВРЕМЕННОМ ДАГЕСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ: РОЛЬ В УКРЕПЛЕНИИ РЕЛИГИОЗНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ИСЛАМ / МАКТАБ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РЕЛИГИЯ / ТИПЫ РЕЛИГИОЗНОСТИ / РЕЛИГИОЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Муртузова Заира Магомедовна, Ремиханова Рамила Идрисовна, Алиева Ажайбике Ханапиевна

Повышение религиозности дагестанского населения обусловлено активизацией деятельности религиозных организацией, их стремлением вовлечь в лоно ислама большой пласт людей. На основе вторичного анализа социологического материала установлено, что в современном дагестанском обществе наблюдается увеличение масштабов распространения мусульманского образования разного уровня (от примечетского до высшего исламского). Данное обстоятельство способствует росту религиозности, изменению внешнего облика последователя ислама (ношение хиджаба женщиной и одежды широкого покроя мужчинами). Сравнительный анализ материала и измерение типов религиозности показывает, что декларируемое респондентами отношение к религии (убежденно верующий, верующий, колеблющийся, неверующий и убежденно неверующий) не согласуется с их культовым поведением: наиболее значимыми исламскими предписаниями для опрошенного дагестанского населения являются молитва и пост. Результаты исследования позволяют утверждать, что исламское образование оказывает непосредственное влияние на вовлечение людей в лоно ислама и повышение их религиозности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAKTABS IN MODERN DAGESTAN SOCIETY: ROLE IN STRENGTHENING RELIGIOUSITY

The increase in the religiosity of the Dagestani population is due to the intensification of the activities of religious organizations, their desire to involve a large stratum of people in the bosom of Islam. Based on a secondary analysis of the sociological material, it is established that in modern Dagestan society there is an increase in the scale of the spread of Muslim education at various levels (from Tibetan to higher Islamic). This circumstance contributes to the growth of religiosity, changes in the appearance of a follower of Islam (wearing a hijab by a woman and wide-cut clothes by men). A comparative analysis of the material and the measurement of the types of religiosity shows that the attitude to religion declared by the respondents (a convinced believer, a believer, a wavering, an unbeliever and a convinced unbeliever) is not consistent with their cult behavior: the most significant Islamic prescriptions for the surveyed Dagestan population are prayer and fasting. The results of the study suggest that Islamic education has a direct impact on the involvement of people in the bosom of Islam and increasing their religiosity.

Текст научной работы на тему «МАКТАБЫ В СОВРЕМЕННОМ ДАГЕСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ: РОЛЬ В УКРЕПЛЕНИИ РЕЛИГИОЗНОСТИ»

УДК 316

DOI 10.23672/SAE.2023.32.73.001

Муртузова Заира Магомедовна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Дагестанский государственный технический университет nirvana1509@mail.ru

Ремиханова Рамила Идрисовна

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Отечества, Дагестанский государственный технический университет reramila@yandex.ru

Алиева Ажайбике Ханапиевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества, Северо-Кавказский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)» biyke@mail.ru

Zaira M. Murtuzova

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, Dagestan State Technical University nirvana1509@mail.ru

Ramila I. Remikhanova

Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer Departments of the History of the Fatherland, Dagestan State Technical University reramila@yandex.ru

Azhaybike Kh. Alieva

Candidate of Historical Sciences,

Associate Professor of the Department

of History of the Fatherland,

North Caucasus Institute (branch)

FGBOU VO «All-Russian

State University of Justice

(RPA of the Ministry of Justice of Russia)»

biyke@mail.ru

Мактабы в современном

дагестанском обществе: роль в укреплении религиозности

Maktabs in modern

dagestan society:

role in strengthening religiousity

Аннотация. Повышение религиозности дагестанского населения обусловлено активизацией деятельности религиозных организацией, их стремлением вовлечь в лоно ислама большой пласт людей. На основе вторичного анализа социологического материала установлено, что в современном дагестанском обществе наблюдается увеличение масштабов распространения мусульманского образования разного уровня (от примечетского до высшего исламского). Данное обстоятельство способствует росту религиозности, изменению внешнего облика последователя ислама (ношение хиджаба женщиной и одежды широкого покроя мужчинами). Сравнительный анализ материала и измерение типов религиозности показывает, что декларируемое респондентами отношение к религии (убежденно верующий, верующий, колеблющийся, неверующий и убежденно неверующий) не согласуется с их культовым поведением: наиболее значимыми исламскими предписаниями для опрошенного дагестанского населения являются молитва и пост. Результаты исследования позволяют утверждать, что исламское образование оказывает непосредственное влияние на вовлечение людей в лоно ислама и повышение их религиозности.

Annotation. The increase in the religiosity of the Dage-stani population is due to the intensification of the activities of religious organizations, their desire to involve a large stratum of people in the bosom of Islam. Based on a secondary analysis of the sociological material, it is established that in modern Dagestan society there is an increase in the scale of the spread of Muslim education at various levels (from Tibetan to higher Islamic). This circumstance contributes to the growth of religiosity, changes in the appearance of a follower of Islam (wearing a hijab by a woman and wide-cut clothes by men). A comparative analysis of the material and the measurement of the types of religiosity shows that the attitude to religion declared by the respondents (a convinced believer, a believer, a wavering, an unbeliever and a convinced unbeliever) is not consistent with their cult behavior: the most significant Islamic prescriptions for the surveyed Dagestan population are prayer and fasting. The results of the study suggest that Islamic education has a direct impact on the involvement of people in the bosom of Islam and increasing their religiosity.

Ключевые слова: дагестанское население, ислам, мактаб, религиозное образование, религиозность, религия, типы религиозности, религиозное поведение.

Keywords: dagestan population, Islam, maktab, religious education, religiosity, religion, types of religiosity, religious behavior.

Введение. В постсоветский период отечественной истории наблюдался исламский ренессанс - на смену атеизму и атеистической идеологии советского периода пришло религиозное мировоззрение, которое в недавнем прошлом имело небольшие ниши своего существования. Разумеется, в советском государстве была провозглашена свобода совести, которая оставалась «свободой» на словах, а в реальности господствовала идеологическая система, соответствующая социалистическим идеям, в которой не было места религии как «опиуму народа» (К. Маркс). В этой связи, логично возникает вопрос: «Как получилось, что в кратчайший срок одна идеологическая система была заменена другой?». Следует отметить, что в данном явлении нет ничего непонятного - мусульманские народы, особенно, проживающие в сельской местности, не утратили свою приверженность исламу и исламским ценностям, о чем свидетельствует, например, празднование Ураза-Байрам, население соблюдало религиозный пост, выплачивало религиозный налог (закят-уль-фитр). Конечно, соблюдение многих исламских постулатов было невозможным, но носители мусульманства следовали определенным правилам исповедуемого вероучения. Однако ключевым в религиозном возрождении было разрушение существовавшего социально-экономического, политического, духовного уклада, образование вакуума, который быстро заполнили религиозные учения. Наряду с традиционными вероисповеданиями, на территорию Российского государства проникли и различного рода секты, страну наполнили миссионеры из западноевропейских государств; причем, со стороны официальной власти такое «»вторжение» не встречало никакого противостояния, что в последующем вылилось в теракты и экстремизм.

Исламское возрождение закономерно сопровождалось появлением религиозных учебных заведений (мактабы, медресе, исламские вузы), естественно, что в стенах данных учебных заведений формировалось религиозное мировоззрение и объяснение явлений.

Следует отметить, что вопрос исламского образования хорошо освещен в российской науке (Р.М. Мухаметшин [1, 2], К.И. Насибуллов [3], Р.Ф. Патеев [4], Р.О. Рамазанов [5] и др).

Наряду с религиозным образованием, длительную историю исследования имеет явление «религиозность», которое в науке понимается как «социальное качество индивида и группы, выражающееся в совокупности их религиозных свойств» [6, с. 124]. При этом «реальную приверженность к религии - религиозность - следует определять по характеру различных форм религиозного поведения человека» [7, с. 139], поэтому индикаторами измерения культового поведения выступают:

1) молятся;

2) следуют религиозным заповедям;

3) посещают религиозные службы в храме;

4) читают священные книги;

5) причащаются;

6) исповедуются;

7) соблюдают установленные посты.

Таким образом, в статье рассматривается влияние мусульманского образование на религиозность и культовое поведение дагестанских народов.

Методика исследования. В статье проведен вторичный анализ социологических опросов М.М. Шахбановой [8; 9; 10] и Р.О. Рамазанова [11; 12; 13] по изучению религиозности и религиозного поведения дагестанского населения, а также, начального сегмента мусульманского образования в Дагестане.

Обсуждение результатов. Ранее было отмечено, что исламский ренессанс логично поставил вопрос о религиозном образовании, необходимости подготовки кадров для религиозных организаций. Исследование Р.О. Рамазанова показывает, что 75,3 % родителей и 82,0 % учеников мактабов положительно оценивают роль примечетской школы с аргументацией «они позволяют знакомить людей с основами исламского учения и дают правильные знания об исламе, воспитывают настоящего мусульманина»; далее, 13,7 % и в 2,5 раза большая часть учеников считают, мактабы «обеспечивают сохранение мусульманского сообщества и помогают рядовому мусульманину интегрироваться в поликонфессиональное российское общество». Обращает на себя внимание, что 25,5 % учащихся подчеркивают, мактабы не допускают «проникновение экстремистских исламских идей и вносят вклад в обеспечение национальной безопасности Российского государства», доля родителей придерживающихся дан-н о го суждения статистически незначимая (2,0 %). К р о м е того, одна четвертая часть опрошенных учащихся усматривает роль мактабов в осуществлении «воспитательной и религиозно-просветительской деятельности». При этом статистически незначимая доля респондентов-родителей отмечает отрицательные позиции «обучение в примечетских школах формирует исключительно религиозное мировоззрение и мировосприятие у учеников» (2,0 %), «в примечетских школах отсутствует обучение детей параллельно светским наукам и больше упор делается на освоение религиозных знаний» (1,9 %), «обучение в примечетских школах не контролируется

официальными органами власти (Министерство образования, Комитет по делам религий, Рай-ОНО, ГорОНО и т.д.), поэтому могут формировать у обучаемых установки религиозной нетерпимости, идеи религиозного экстремизма», в то время как ученики примечетских школ вообще не отметили ни одно из отрицательных суждений. Полученный материал позволяет сделать вывод о том, что респонденты, в целом, положительно оценивают работу мактабов в современном дагестанском обществе. А какую роль примечетские школы играют в религиозном поведении и религиозности опрошенного населения? Ответ на это вопрос дают результаты, приведенные в таблице 1.

Следует отметить, что критериями определения уровня религиозности являются индикаторы, определяющие отношение к вере («Верите ли Вы в Бога?», «Вы верующий?») и религиозное поведение, выражающееся в религиозной практике (соблюдение религиозных обрядов, ритуалов, выполнение религиозных предписаний и в данном контексте очень важным является частотность их соблюдения). Более того, рост религиозности рассматривают как меру религиозной идентичности [14, 15], потому что «уровень религиозности принято считать базовой характеристикой религиозной идентичности» [16, с. 111].

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы себя верующим человеком?» (%)

Варианты ответов Всего

Да, я убежденно верующий человек, так как всегда соблюдаю религиозные предписания и обряды 32,0

Да, я убежденно верующий человек, но не всегда соблюдаю религиозные предписания и обряды 48,2

Да, я убежденно верующий человек, но вообще не соблюдаю религиозные предписания и обряды 9,3

Скорее, я неверующий человек, так как не всегда соблюдаю религиозные предписания и обряды 3,1

Нет, я неверующий человек, так как вообще не соблюдаю религиозные предписания и обряды 1,3

Нет, я неверующий человек, так как я не верю в существование Бога (Аллаха) 1,4

Полученный материал показывает превалирование варианта «я убежденно верующий человек, но не всегда соблюдаю религиозные предписания и обряды», при этом одна треть респондентов придерживается суждения «я убежденно верующий человеком, так как всегда соблюдаю религиозные предписания и обряды». Далее, менее 10 % отметилипозицию «я убежденно верующий человек, но, вообще, не соблюдаю религиозные предписания и обряды», ее также разделяет

каждый третий опрошенный в подгруппе «убежденно верующих». М.М. Шахбанова отмечает «рост религиозности, кроме уровня религиозного сознания (доля лиц, идентифицирующих себя с верующими), сопровождается и религиозной практикой, которая прослеживается через частотность посещения культовых зданий (мечетей, храмов), совершение молитвы, соблюдение религиозных правил и т.д.» [17] (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопросы «Как часто Вы совершаете намаз (молитесь)?», «Как часто Вы соблюдаете пост (Уразу)?», «Как часто Вы выплачиваете религиозный налог (закят)?» (%)

Варианты ответов %

Как часто Вы молитесь?

Я постоянно совершаю намаз(молюсь) 54,0

Я от случая к случаю совершаю намаз(молюсь) 10,3

Я вообще не совершаю намаз (не молюсь) 29,4

Как часто Вы соблюдете пост (Уразу)?

Я всегда соблюдаю пост (Уразу) 49,7

Я иногда соблюдаю пост (Уразу) 31,3

Я вообще не соблюдаю пост (Уразу) 10,3

Как часто Вы выплачиваете религиозный налог (закят)?

Я всегда выплачиваю религиозный налог (закят) 31,9

Я редко выплачиваю религиозный налог (закят) 21,1

Я вообще не выплачиваю религиозный налог (закят) 30,0

Верификация прикладного материала констатирует, что из обязательных предписаний исламского вероучения, респонденты чаще совершают намаз (молятся) и соблюдают пост. Выплата религиозного налога, хотя является обязательным для мусульманина, осуществляет одна треть респондентов. Ранее был сделан вывод о том, что обозначение опрошенными типа религиозности (убежденно верующий, колеблющийся, неверующий и убежденно неверующий) не соответствует их культовому поведению, иными словами, наблюдается «конфликт» между типом религиозности и следованием базовым положениям ислама.

Резюме. Проведенный анализ социологического материала дагестанских исследователей позволяет сделать вывод о том, что опрошенное дагестанское население демонстрирует высокий уровень религиозности, активное религиозное поведение - оно является «выборочным», то есть, респонденты из обязательных предписаний относительно регулярно следуют только двум правилам: намазу и посту. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о существовании несогласованности между декларируем отношением к религии и реальным религиозным поведением опрошенного дагестанского населения.

Литература:

1. Мухаметшин Р.М. Стратегические направления развития мусульманского образования в России / Р.М. Мухаметшин // Ислам в современном мире. 2015. Т. 11. № 4. С. 35-46.

2. Мухаметшин Р. Мусульманское образование в современной России на рубеже XXI века / Р.М. Мухаметшин // Ислам в России: наука и образование. Материалы научной конференции. СПб., 2013. С. 52-57.

3. Насибуллов К.И. Начальный сегмент мусульманского образования: итоги мониторинга приме-четских курсов в Республике Татарстан / К.И. Насибуллов // Исламоведение. 2015. № 1. С. 29-42.

4. Патеев Р.Ф. Россия: проблемы кооптации выпускников исламских вузов в официальное мусульманское духовенство (на примере Дагестана) / Р.Ф. Патеев // Кавказ и глобализация. 2008. № 2 (3). С. 150-160.

5. Рамазанов Р.О. Начальный сегмент мусульманского образования в Республике Дагестан: история, современное состояние, проблемы. Махачкала : Издательство АЛЕФ, 2022. 233 с.

6. Яблоков И.Н. Социология религии. М. : Мысль, 1979. 182 с.

7. Анурин В.Ф. Религия как фактор социальной интеграции / В.Ф. Анурин // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 135-146.

8. Шахбанова М.М. Специфика проявления религиозной идентичности дагестанских народов / М.М. Шахбанова, А.З. Нурилова // Вестник ИИАЭ. 2015. № 1. С. 141-151.

9. Шахбанова М.М. Религиозность и культовое поведение дагестанских верующих / М.М. Шахбанова // Исламоведение. 2015. Т. 6 № 3(25). С. 8596.

10. Шахбанова М.М. Религиозная активность дагестанских верующих (по результатам социологического исследования) / М.М. Шахбанова // Исламоведение. 2015. Т. 6. № 4(26). С. 52-62.

11. Рамазанов Р.О. Примечетская школа в современном дагестанском обществе: по материалам социологического исследования / Р.О. Рамазанов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 1. С. 248-254.

12. Рамазанов Р.О. Теологическое образование в современном российском обществе: состояние и проблемы (на примере примечетской школы) / Р.О. Рамазанов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2021. Т. 13. № 1. С. 52-69.

13. Рамазанов Р.О. Мусульманское образование в современном образовательном пространстве: состояние и оценка (на примере примечетских школ Дагестана) / Р.О. Рамазанов // Caucasian Science Bridge. 2021. Т. 4. № 1. С. 18-29.

Literature:

1. Mukhametshin R.M. Strategic directions of development of Muslim education in Russia / R.M. Mukhametshin // Islam in the modern world. 2015. Vol. 11. № 4. Р. 35-46.

2. Mukhametshin R. Muslim education in modern Russia at the turn of the XXI century / R.M. Mukhametshin // Islam in Russia: science and education. Materials of the scientific conference. SPb., 2013. Р. 52-57.

3. Nasibullov K.I. The initial segment of Muslim education: the results of monitoring of cadet courses in the Republic of Tatarstan / K.I. Nasibullov // Islamic Studies. 2015. № 1. Р. 29-42.

4. Pateev R.F. Russia: problems of co-optation of graduates of Islamic universities into the official Muslim clergy (on the example of Dagestan) / R.F. Pateev // Caucasus and Globalization. 2008. № 2(3). Р. 150160.

5. Ramazanov R.O. The initial segment of Muslim education in the Republic of Dagestan: history, current state, problems. Makhachkala, 2022. 233 p.

6. Yablokov I.N. Sociology of religion. M. : Mysl, 1979. 182 p.

7. Anurin V.F. Religion as a factor of social integration / V.F. Anurin // Sociological research. 2013. № 1. Р. 135-146.

8. Shakhbanova M.M. Specificity of the manifestation of religious identity of Dagestani peoples / M.M. Shakhbanova, A.Z. Nurilova // Bulletin of the IIAE. 2015. № 1(41). P. 141-151.

9. Shakhbanova M.M. Religiosity and cult behavior of Dagestani believers / M.M. Shakhbanova // Islamic Studies. 2015. Vol. 6. № 3(25). Р. 85-96.

10. Shakhbanova M.M. Religious activity of Dagestan believers (according to the results of a sociological study) / M.M. Shakhbanova // Islamic Studies. 2015. Vol. 6. № 4(26). Р. 52-62.

11. Ramazanov R.O. The Tibetan school in modern Dagestan society: based on the materials of a sociological study / R.O. Ramazanov // State and municipal administration. Scientific notes. 2021. № 1. Р. 248-254.

12. Ramazanov R.O. Theological education in modern Russian society: state and problems (on the example of a Tibetan school) / R.O. Ramazanov // Historical and socio-educational thought. 2021. Vol. 13. № 1. Р. 52-69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ramazanov R.O. Muslim education in the modern educational space: state and assessment (on the example of Tibetan schools in Dagestan) / R.O. Ramazanov // Caucasian Science Bridge. 2021. Vol. 4. № 1. Р. 18-29.

14. Белов М.Т. Управление религиозными ориентирами в сознании современной молодежи / М.Т. Белов // Экономические проблемы России и региона. Ученые записки. Ростовский государственный экономический университет. Ростов-н/Д., 2019. С.186-193.

15. Гафиатулина Н.Х. Религиозные установки как элемент управления ценностными ориентациями современной молодежи / Н.Х. Гафиатулина // Экономические проблемы России и региона. Ученые записки. Ростовский государственный экономический университет. Ростов-н/Д., 2019. С. 217-224.

16. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / Рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. М. : Российская политическая энциклопедия, 2013. 485 с.

17. Шахбанова М.М. Этническая, религиозная и государственно-гражданская идентичности дагестанских народов в условиях трансформации российского общества. Махачкала : АЛЕФ, 2016. 358 с.

14. BelovM.T. Management of religious landmarks in the minds of modern youth / M.T. Belov // Economic problems of Russia and the region. Scientific notes. Rostov State Economic University. Rostov-n/D., 2019. Р. 186-193.

15. Gafiatulina N.Kh. Religious attitudes as an element of managing the value orientations of modern youth / N.Kh. Gafiatulina // Economic problems of Russia and the region. Scientific notes. Rostov State Economic University. Rostov-on/D., 2019. Р. 217224.

16. Civil, ethnic and regional identity: yesterday, today, tomorrow / Project leader and editor-in-chief L.M. Drobizheva. M. : Russian Political Encyclopedia, 2013. 485 p.

17. Shakhbanova M.M. Ethnic, religious and state-civil identities of Dagestani peoples in the conditions of transformation of Russian society. Makhachkala : ALEF, 2016. 358 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.