Научная статья на тему 'ДОВ: ЕГО МЕСТО В НЕКОТОРЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ И МОДЕЛЯХ'

ДОВ: ЕГО МЕСТО В НЕКОТОРЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ И МОДЕЛЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
Дополнительное образование взрослых / образовательные системы и модели / переподготовка кадров / Additional adult education / educational systems and models / retraining of personnel

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко Юрий Владимирович

В статье рассматривается дополнительное образование взрослых: его значимость для совершенствования трудовых ресурсов, повышения их востребованности на рынке труда, улучшения трудовой мобильности, а также инновационная направленность и практико-ориентированность ДОВ. Отмечаются некоторые отличительные особенности ДОВ от второго высшего образования. В рамках развития и совершенствования модели «Университет 3.0» определяется роль и место дополнительного образования взрослых. Кроме того, в статье затрагивается такая образовательная система, как «школа-университет-предприятие» и выделяется значимость получения дополнительного образования для развития и совершенствования всех ее основных частей. Высказывается мысль о необходимости изменения акцентов для долгосрочной перспективы развития модели «Университет 3.0» в рамках образовательной системы «школа-университет-предприятие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравченко Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOV: ITS PLACE IN SOME EDUCATIONAL SYSTEMS AND MODELS

The article discusses additional adult education: its importance for improving labor resources, increasing their demand in the labor market, improving labor mobility, as well as the innovative orientation and practice-orientedness of ECE. There are some distinctive features of HEI from the second higher education. As part of the development and improvement of the "University 3.0" model, the role and place of additional adult education is determined. In addition, the article touches upon such an educational system as "school-university-enterprise" and highlights the importance of obtaining additional education for the development and improvement of all its main parts. The idea is expressed about the need to change the emphasis for the long-term perspective of the development of the "University 3.0" model within the educational system «school-university-enterprise».

Текст научной работы на тему «ДОВ: ЕГО МЕСТО В НЕКОТОРЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ И МОДЕЛЯХ»

УДК 378.046.4:373:378.4:658 ГРНТИ 14.37

DOI 10.24412/2409-3203 -2021 -27-101-104

ДОВ: ЕГО МЕСТО В НЕКОТОРЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ И

МОДЕЛЯХ

Кравченко Юрий Владимирович

к.ф.-м.н., заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин

института дополнительного образования УО «Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины» Республика Беларусь, г. Гомель

Аннотация: В статье рассматривается дополнительное образование взрослых: его значимость для совершенствования трудовых ресурсов, повышения их востребованности на рынке труда, улучшения трудовой мобильности, а также инновационная направленность и практико-ориентированность ДОВ. Отмечаются некоторые отличительные особенности ДОВ от второго высшего образования. В рамках развития и совершенствования модели «Университет 3.0» определяется роль и место дополнительного образования взрослых.

Кроме того, в статье затрагивается такая образовательная система, как «школа-университет-предприятие» и выделяется значимость получения дополнительного образования для развития и совершенствования всех ее основных частей.

Высказывается мысль о необходимости изменения акцентов для долгосрочной перспективы развития модели «Университет 3.0» в рамках образовательной системы «школа-университет-предприятие».

Ключевые слова: Дополнительное образование взрослых, образовательные системы и модели, переподготовка кадров.

DOV: ITS PLACE IN SOME EDUCATIONAL SYSTEMS AND MODELS

Kravchenko Yury V.

PhD, Head of the Department of Social and Humanitarian Disciplines Institute of additional education of UO «Gomel state F. Skorina University» Republic of Belarus, the city of Gomel

Abstract: The article discusses additional adult education: its importance for improving labor resources, increasing their demand in the labor market, improving labor mobility, as well as the innovative orientation and practice-orientedness of ECE. There are some distinctive features of HEI from the second higher education. As part of the development and improvement of the "University 3.0" model, the role and place of additional adult education is determined.

In addition, the article touches upon such an educational system as "school-university-enterprise" and highlights the importance of obtaining additional education for the development and improvement of all its main parts.

The idea is expressed about the need to change the emphasis for the long-term perspective of the development of the "University 3.0" model within the educational system «school-university-enterprise».

Keywords: Additional adult education, educational systems and models, retraining of personnel.

Техническое и технологическое перевооружение современного общества (в первую очередь промышленного производства) являются основным стимулом для подготовки инновационно-ориентированных специалистов. Наниматель ожидает от своих работников не только системной, но и мобильной подготовки, направленной как на результат, так и на совершенствование своих знаний, умений, навыков, приобретение новых компетенций. Поэтому узконаправленный специалист, даже высококвалифицированный, компетентный в своей области, имеющий прекрасные знания, умения, профессиональные компетенции, всегда будет проигрывать такому же специалисту, но обладающему большей профессиональной мобильностью, постоянно приобретающему и совершенствующему свои знания в других областях, расширяющему круг своих компетенций, приобретенных из других профессий, специальностей, видов деятельности. То есть его «цена на рынке труда» и востребованность будут значительно выше.

Все вышесказанное еще раз показывает необходимость дополнительного образования взрослых, его важность как для работника, так и его нанимателя и значимость во всей цепочке образовательных систем.

Академичность и практико-ориентированность, комплексность знаний и их сравнительная краткосрочность получения объединяют программы переподготовки и повышения квалификации.

Если говорить о такой образовательной системе, как «школа - университет -предприятие», общие теоретические основы которой изложены в [1,2], то молодой человек начинает свой трудовой путь уже со школьной статьи, приобретая различные знания об окружающем мире, элементарное представление и самые простейшие умения в сфере различных видов трудовой деятельности.

Технический прогресс, рынок труда и трудовая мобильность подталкивают студента, а затем и молодого специалиста к повышению своей «цены» на рынке труда путем приобретения все новых знаний, умений, навыков, компетенций используя образовательные программы переподготовки, повышения квалификации и различных обучающих курсов. Это еще раз подтверждает справедливость следующих утверждений. Во-первых, базовое (первое) высшее образование в наше время не дает гарантий постоянной востребованности на рынке труда. Во-вторых, узконаправленная специализация работника сильно уменьшает его трудовую мобильность, что может привести, вообще говоря, к его трудовой невостребованности. В-третьих, имеющийся большой опыт работы по конкретной специальности хоть и является преимуществом перед другими участниками рынка труда, но не является определяющим и достаточным условием для карьерного роста.

Если говорить о важности и необходимости освоения учебных программ переподготовки (то есть получения другой специальности), то следует отметить несколько значимых моментов. Технический прогресс постоянно стимулирует развитие и многообразие сфер трудовой деятельности человека - появляются новые технологии, разработки, развиваются методики работы. А это, в свою очередь, стимулирует появление новых специальностей, квалификаций, которые соединяют основные черты уже существующих, либо являются абсолютно новыми видами трудовой деятельности (например, появление компьютеров, 1Т-технологий). Кроме того, следует заметить, что переподготовку стремятся пройти те категории работников, которые достаточно долго занимают свои должности и их знания и навыки либо «морально устарели», либо уже неактуальны.

Отметим также несколько отличительных особенностей программ переподготовки от, например, получения второго высшего образования. При поступлении для получения второго высшего образования необходимо как правило сдавать вступительные экзамены (в основном в виде централизованного тестирования) и выиграть конкурсную ситуацию. При поступлении же на переподготовку достаточно (и то не всегда) пройти собеседование на профпригодность. Как правило финансовые затраты на обучение на переподготовку

значительно меньше, чем на получение второго высшего образования. Кроме того, период обучения на переподготовке - от 10 до 22 месяцев (в зависимости от формы обучения: очная или заочная), что меньше, чем при получении второго высшего образования.

Развитие и совершенствование системы высшего образования, связанные с качественным переходом от простой подготовки специалистов для различных сфер человеческой деятельности: экономики, культуры, науки, социальной сферы (концепция «Университет 1.0») к созданию в вузах мощных и эффективных научно-исследовательских центров на основе имеющихся научных школ, направлений научных исследований и различного типа лабораторий (концепция «Университет 2.0»), является не только важным, но и определяющим шагом в трансформации высших учебных заведений в учебно-научные центры. Такие центры оказываются жизнеспособнее и более гибкими, чем традиционные (экспериментальные производственные лаборатории, конструкторские бюро, НИИ и т.д.). Это связано с тем, что обновление научного потенциала и научной мысли становится возможным из-за вливания «новой крови» из числа мотивированной творческой молодежи - студентов.

Появление концепции «Университет 3.0» связано напрямую и непосредственно с коммерцизацией получаемого вузом научного продукта - техники, технологий, изобретений, методик, новаторских идей, научных теоретических знаний. Кроме того, товаром для вуза становится и сам учебный процесс: коммерческая реализация различного типа обучения, образовательных программ (стажировка, повышение квалификации, переподготовка, различные обучающие курсы). А это, в свою очередь, становится основой не только для материального стимулирования своих трудовых ресурсов (преподавателей, научных сотрудников, технического персонала, студентов), но и совершенствования базы «научных средств производства»: оборудование научной направленности, литература (как на бумажных, так и на электронных носителях), дополнительное привлечение требуемых специалистов. Кроме того, заработанные финансовые средства позволяют улучшить материально-техническую базу образовательного процесса (мебель, ремонты, компьютерная техника, оборудование для учебных аудиторий и лабораторий и т.д.).

Отмети две отличительные черты модели «Университет 3.0» от предыдущей. Во-первых, «Университет 3.0» отличается более высокой инновационной составляющей. Чтобы быть востребованным в научно-практической деятельности вуза студентам первой и второй ступеней получения образования и аспирантам необходимы различные образовательные программы из дополнительного образования взрослых для приобретения знаний, умений, компетенций из других областей, не связанных с основным образованием. Во-вторых, модель «Университет 3.0» стимулирует развитие предпринимательских способностей как студентов, так и научных сотрудников, то есть «прививает коммерческую жилку».

Резюмирую вышесказанное, становится очевидным особая важность системы дополнительного образования взрослых для развития и совершенствования модели «Университет 3.0». Она позволяет специалисту не только систематизировать уже имеющиеся знания, умения и навыки, расширить его кругозор (например, с помощью курсов повышения квалификации), но и приобрести новые, инновационно-передовые знания как в своей профессии, так и в других, непрофильных областях и сферах человеческой деятельности.

Возвращаясь к образовательной системе «школа-университет-предприятие» и рассматривая ее в контексте модели «Университет 3.0» заметим, что на передний план выходим мысль, что при долгосрочной перспективе ее развития и построения ее крепкого «кадрового фундамента» следует перенести акценты с научной, инновационной и коммерческой составляющей, на изначальную ориентацию и предварительную подготовку «от школьной скамьи». То есть переориентировать часть своего финансового

и трудового потенциала на развитие первой части образовательной системы - «школа-университет».

Список литературы:

1. Семчанка, I. 1навацыйная роля клаачнага ушверстта у непарыунай адукацыйнай сютэме «школа - ушверстт - прадпрыемства» / I. Семчанка, С. Хахомау, А. Крук, А. Васшьеу // Вышэйшая школа. - 2011. - № 4.

2. Хахомау, С. 1нфармацыйна-адукацыйная прастора «школа - ушверстт -прадпрыемства» (на прыкладзе Гомельскага дзяржаунага ушверстта iмя Ф. Скарыны) /С. Хахомау, А. Васшьеу, Д. Хадановiч // Вышэйшая школа. - 2012. - № 2.

УДК 378.14 ГРНТИ 14.07.09

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Поляруш Альбина Анатольевна

к.п.н., доцент кафедры государственно-правовых и отраслевых юридических дисциплин ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск

Аннотация. Статья посвящена недостаточно изученной дидактической проблеме -значению образа в процессе формирования понятия, что, в свою очередь, отвечает центральной проблеме педагогической деятельности - адекватного соединения способности с предметом. Дидактический приём наложения образа на предмет имеет универсальный характер: применим для всех форм образования, для всех учебных дисциплин, также способствует установлению междисциплинарных связей.

Ключевые слова: образ, мышление, дидактический приём, формирование понятия, образовательный процесс.

THE IMPORTANCE OF IMAGINATED THINKING IN PEDAGOGICAL ACTIVITIES

Polyarush Albina. A.

PhD, Associate Professor of Department of state law and branch legal disciplines Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Achinsk

Abstract. The article is devoted to an insufficiently studied didactic problem - the meaning of an image in the process of forming a concept, which, in turn, answers the central problem of pedagogical activity - an adequate combination of ability with a subject. The didactic technique of imposing an image on a subject is universal in nature: it is applicable for all forms of education, for all academic disciplines, and also contributes to the establishment of interdisciplinary ties.

Keywords: image, thinking, didactic technique, concept formation, educational process

Центральная проблема педагогической деятельности - это проблема адекватного (предмету и наличным способам ученика) введения в предмет, адекватного соединения способности с предметом. Всеобщая форма соединения индивида с предметом. Всеобщая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.