Научная статья на тему 'Дополнительное образование взрослых: особенности и некоторые проблемы'

Дополнительное образование взрослых: особенности и некоторые проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14110
1164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко Юрий Владимирович

Рассматриваются дополнительное образование взрослых как составная часть образовательной системы «школа-вуз-предприятие», его отличительные особенности и некоторые законодательные проблемы в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравченко Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL EDUCATION FOR ADULTS: FEATURES AND SOME PROBLEMS

Additional adult education is considered as an integral part of the educational system «school-university-enterprise», its distinctive features and some legislative problems in the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование взрослых: особенности и некоторые проблемы»

УДК 378.046.4

DOI 10.24411/2409-3203-2019-12113

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ: ОСОБЕННОСТИ И

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Кравченко Юрий Владимирович

к.ф.-м.н., директор института повышения квалификации и переподготовки УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины» Республика Беларусь, г. Гомель

Аннотация: Рассматриваются дополнительное образование взрослых как составная часть образовательной системы «школа-вуз-предприятие», его отличительные особенности и некоторые законодательные проблемы в Республике Беларусь.

Ключевые слова: Дополнительное образование взрослых, образовательные системы, переподготовка кадров.

ADDITIONAL EDUCATION FOR ADULTS: FEATURES AND SOME PROBLEMS

Kravchenko Yury V.

Ph. D., Director of the Institute of advanced training and retraining Gomel state University named after F. Skorina» Republic of Belarus, the city of Gomel

Abstract: Additional adult education is considered as an integral part of the educational system «school-university-enterprise», its distinctive features and some legislative problems in the Republic of Belarus.

Keyword: Additional adult education, educational systems, retraining of personnel.

Одним из стимулов появления, развития и совершенствования любой системы образования, как известно, является развитие техники и технологий. Современный этап их развития ставит перед специалистами задачи обладать не только фундаментальными знаниями, практическими навыками и узкоспециализированными компетенциями, но и расширения своего кругозора в других, казалось бы на первый взгляд, не связанных областях естествознания.

Одной из целей современного образования в широком его смысле, по нашему мнению, является подготовка не только высококвалифицированных и компетентных в своей области специалистов, прекрасно владеющих своей профессией и конкурентноспособных на рынке труда, но и активно расширяющих круг своих компетенций, готовых к постоянному профессиональному росту и профессиональной мобильности.

Появление широкого спектра различных образовательных систем, структур, методик, порожденное современным развитием педагогической мысли, позволяет достаточно эффективно и целенаправленно организовать образовательное пространство.

В своем сообщении мы остановим свое внимание на такой образовательной системе как «школа-вуз-предприятие», общие теоретические основы которой изложены в [1,2]. Мы же рассмотрим заключительную ее часть - «вуз-предприятие», сконцентрировав свое внимание на одной из составляющих этой образовательной системы - дополнительном образовании взрослых.

Дополнительное образование взрослых направлено на непрерывное повышение профессиональных знаний граждан в течение всей жизни, совершенствование их деловой квалификации, в том числе с целью удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей человека, постоянной его адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, на подготовку к освоению новых видов профессиональной деятельности на базе профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Дополнительное образование взрослых является фактором, способствующим социально-экономическому развитию страны и росту интеллектуального потенциала общества. Развитию системы способствуют:

1) гибкость к изменениям в технической, социальной и других сферах;

2) мобильность образовательных структур в реагировании на требования рынка;

3) разнообразие программ обучения;

4) ориентация на конкретного заказчика.

Система дополнительного образования взрослых в современных условиях отвечает образовательным интересам как отдельной личности, так и общества в целом, как требованиям работодателей, так и запросам работников, является звеном, которое связывает между собой различные сегменты образовательного процесса и отрасли экономики.

Особую важность системы дополнительного образования взрослых подчёркивает провозглашённый ООН принцип непрерывности получения образования в течение всей жизни.

Дополнительное образование взрослых имеет ряд отличительных особенностей от таких образовательных программ, как дополнительное образование детей и молодежи, первой и второй ступеней высшего образования и послевузовского образования.

Эти образовательные программы рассчитаны на получение первичных знаний об окружающем мире, выявлению и развитию творческих способностей, склонностей, талантов в подростковый период (в основном это носит игровой характер: творческие кружки, конкурсы, спортивные секции и т.д.), а также ориентированы на подготовку специалиста с высшим образованием, который в дальнейшем сможет заниматься научной деятельностью. Отметим некоторые отличительные черты этих образовательных программ от дополнительного образования взрослых.

Во-первых, целевой компонент. Человек, определившийся с видами трудовой деятельности, для улучшения своих позиций как узконаправленного специалиста ставит перед собой цель - получение дополнительных знаний и компетенций.

Во-вторых, мотивационный компонент. Карьерный рост, творческие достижения и получение материальных благ очень сильно мотивируют любого человека к получению дополнительных знаний, расширению своего кругозора, приобретению новых и совершенствованию уже имеющихся компетенций.

В третьих, временной компонент. Если временной период выше

указанных образовательных программ составляет не более одной трети человеческой жизни, то освоение программ дополнительного образования взрослых охватывает около 80% жизни человека начинаясь с освоения программ подготовки и поступления в вузы, различных обучающих курсов и тренингов переподготовки по другим специальностям (уже в студенческие годы) и заканчиваясь на закате трудовой деятельности (повышение квалификации, разные обучающие курсы, например, иностранным языкам, 1Т-технологиям), и даже в пенсионный период.

В четвертых, социальный компонент. Само общество, чтобы стать более высокоразвитым, передовым стимулирует всестороннее развитие личности посредством обучения своих членов передовым профессиональным знаниям, технологиям.

И, наконец, пятый компонент - личностный. Становление человека как высококлассного специалиста в какой-либо области трудовой деятельности является для него очень важным, но не всегда определяющим.

Достаточно часто удовлетворение внутренних личностных запросов человека является очень сильным стимулом и может послужить толчком к самообразованию, развитию своей личности и потоку новых знаний.

В связи с тем, что система подготовки абитуриентов (подготовительные курсы, подготовительное отделение, репетиторство) и система их отбора (вступительные экзамены, собеседование, тестирование) постоянно совершенствуются, то выбранные абитуриентом специальности не всегда соответствуют его внутренним запросам (пошел в то учреждение высшего образования, куда легче поступить, или по совету родителей, друзей). В течение учёбы и становления молодого человека как личности происходит переосмысление целей и планов на жизнь. Как следствие - нередко возникает необходимость получить дополнительную специальность.

Одним из аспектов переподготовки студентов является их конкретная направленность на определенную специальность, с которой, скорее всего, они после распределения собираются связать свою трудовую деятельность. Получая вторую специальность они укрепляют свою позицию как молодого специалиста при возможной конкурсной ситуации.

Следует отметить, что одним из путей практико-ориентированной подготовки специалистов является освоение студентами учреждений высшего образования образовательных программ дополнительного образования взрослых, в частности -переподготовки кадров, при освоении которых они проходят стажировки и практики непосредственно на предприятиях (по своему профилю обучения переподготовки).

Постоянные преобразования общества требуют постоянного совершенствования законодательной и нормативной базы системы дополнительного образования взрослых.

В системе дополнительного образования взрослых, как впрочем и в любой системе, нередко возникают противоречия, что должно повлечь за собой необходимость корректирования нормативной и законодательно-правовой базы, регламентирующей деятельность учебных заведений, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых.

Например, в соответствии с Инструкцией о порядке переподготовки студентов старших курсов высших учебных заведений, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 ноября 2005 года № 95, обучение студентов старших курсов высших учебных заведений (под ними понимаются студенты очной формы обучения двух последних курсов и обучающиеся в магистратуре высших учебных заведений) по специальностям переподготовки осуществляется по заочной или вечерней форме получения образования на платной основе [3].

Другими словами: законодательство в области образования до 2011 года не ограничивало студентов в изучении программ переподготовки.

С выходом же в 2011 году Кодекса об образовании зачисление на переподготовку студентов старших курсов не соответствует п. 3 статьи 242 Кодекса: образовательная программа переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, - образовательная программа, направленная на присвоение новой квалификации на уровне высшего образования [4].

А ведь именно дополнительное образование в первую очередь нацелено на быструю коррекцию и повышение профессионального потенциала общества и конкурентоспособности экономики страны. Также немаловажное значение играют и образовательные программы дополнительного образования взрослых, основной задачей которых становится обеспечение социальной защищенности граждан, а также адаптивности взрослых в условиях активной смены технологий и материалов.

Совершенствование нормативно-правовой базы системы дополнительного образования взрослых, постоянный мониторинг потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг и, как следствие, повышение качества образования позволит решить вышеуказанные проблемы и повысить деловую квалификацию граждан в условиях масштабных изменений экономики.

Список литературы:

1. Семчанка, I. 1навацыйная роля клаачнага ушверстта у непарыунай адукацыйнай сiстэме «школа - ушверстт - прадпрыемства» / I. Семчанка, С. Хахомау, А. Крук, А. Васшьеу // Вышэйшая школа. - 2011. - № 4.

2. Хахомау, С. 1нфармацыйна-адукацыйная прастора «школа - ушверстт -прадпрыемства» (на прыкладзе Гомельскага дзяржаунага ушверстта iмя Ф. Скарыны) /С. Хахомау, А. Васшьеу, Д. Хадановiч // Вышэйшая школа. - 2012. - № 2.

3. Инструкция о порядке переподготовки студентов старших курсов высших учебных заведений: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 14 нояб. 2005 г., № 95 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2005. - № 189. - 8/13417.

4. Кодекс об образовании Республики Беларусь.

УДК [378.095:63]: 3

DOI 10.24411/2409-3203-2019-12114

О РОЛИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В АГРАРНОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Кузьмич Андрей Петрович

старший преподаватель кафедры общепрофессиональных и специальных юридических дисциплин Белорусской государственной сельскохозяйственной академии

Беларусь, г. Горки Куценкова Елена Михайловна студентка 2 курса факультета бизнеса и права Белорусской государственной сельскохозяйственной академии

Беларусь, г. Горки

Аннотация: Одной из главных задач цикла социально-гуманитарных дисциплин в образовательных учреждениях является способствование становлению целостного миропонимания и мировоззрения личности. При освоении гуманитарных дисциплин формируется определенная компетенция, которая представляет собой характеристику личности, включающая в себя навыки, мотивы, качества личности, знания, являющаяся инструментом описания уровня подготовки к конкретному виду деятельности. Изучение социально-гуманитарных дисциплин помогает студентам адаптироваться в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Социально-гуманитарные дисциплины, образовательный процесс, стандарт, учебный план, учебная программа.

ON THE ROLE OF SOCIAL AND HUMANITARIAN DISCIPLINES IN

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.