Научная статья на тему 'Досуговые практики как объект отражения медиа'

Досуговые практики как объект отражения медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
462
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
досуг / досуговые практики / отражение медиа / leisure / leisure practices / media reflection

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фу Лиша

В настоящей статье мы определим понятие досуговых практик, рассмотрим их предметную типологию и исследуем досуговые практики как объект медиаотражения. Досуг реализует преимущественно рекреационную функцию, функцию восстановления сил и отдыха, развлечения и общения, значит, его главной целью выступает деятельность, направленная на всестороннее развитие человека. В любой момент времени людям необходим отдых от учебы, работы и различных дел. И каждый человек делает свой выбор той формы досуга и развлечений, которая ему наиболее интересна. Однако во все времена существовали массовые формы досуга, популярные среди людей с разным достатком, разного возраста, с различными интересами и увлечениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

досуг, досуговые практики, отражение медиа

In the article, the author defines a concept of leisure practices, consider their subject typology, and considers leisure practices as an object of media reflection. Leisure implements primarily a recreational function, a function of restoring strength and relaxation, entertainment and communication, which means that its main goal is activity aimed at the comprehensive development of man. At any given time, people need a break from study, work and various activities. And each person makes his choice of the form of leisure and entertainment that is most interesting to him. However, at all times there were mass forms of leisure, popular among people with different incomes, different ages, with different interests and hobbies.

Текст научной работы на тему «Досуговые практики как объект отражения медиа»

Библиографический список

1. Русская литература рубежа веков (1890-е годы - начало 1920-х годов): в 2 кн. Москва, 2000.

2. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX- ХХвв. Москва: Издательство МГУ, 1990.

3. Русская литература конца XIX - начала XX вв. 1901 - 1907 годы. Москва: Наука, 1971.

4. Куприн А.А. Собрание сочинений. Москва, 1958; Т. 3.

5. Чернышев А. Девятый вал Александра Ивановича Куприна. А. Куприн. Поединок. Москва, 1984.

6. Воровский В. Эстетика. Литература. Искусство. Москва, 1975.

References

1. Russkaya literatura rubezha vekov (1890-e gody - nachalo 1920-h godov): v 2 kn. Moskva, 2000.

2. Kolobaeva L.A. Koncepciya lichnosti v russkoj literature rubezha HlH - HH vv. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1990.

3. Russkaya literatura konca HIH - nachala HH vv. 1901 - 1907 gody. Moskva: Nauka, 1971.

4. Kuprin A.A. Sobranie sochinenij. Moskva, 1958; T. 3.

5. Chernyshev A. Devyatyj val Aleksandra Ivanovicha Kuprina. A. Kuprin. Poedinok. Moskva, 1984.

6. Vorovskij V. 'Estetika. Literatura. Iskusstvo. Moskva, 1975.

Статья поступила в редакцию 30.03.20

УДК 130.2

Fu Lisha, postgraduate, Department of Public Relations in Business, Institute of Higher School of Journalism and Mass Communications,

St. Petersburg State University (St. Petersburg, Russia), E-mail: pressida0808@gmail.com

LEISURE PRACTICES AS AN OBJECT OF MEDIA REFLECTION. In the article, the author defines a concept of leisure practices, consider their subject typology, and considers leisure practices as an object of media reflection. Leisure implements primarily a recreational function, a function of restoring strength and relaxation, entertainment and communication, which means that its main goal is activity aimed at the comprehensive development of man. At any given time, people need a break from study, work and various activities. And each person makes his choice of the form of leisure and entertainment that is most interesting to him. However, at all times there were mass forms of leisure, popular among people with different incomes, different ages, with different interests and hobbies.

Key words: leisure, leisure practices, media reflection.

Фу Лиша, аспирант, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного

университета, г. Санкт-Петербург, E-mail: сressida0808@gmail.com

ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ КАК ОБЪЕКТ ОТРАЖЕНИЯ МЕДИА

В настоящей статье мы определим понятие досуговых практик, рассмотрим их предметную типологию и исследуем досуговые практики как объект медиаотражения. Досуг реализует преимущественно рекреационную функцию, функцию восстановления сил и отдыха, развлечения и общения, значит, его главной целью выступает деятельность, направленная на всестороннее развитие человека. В любой момент времени людям необходим отдых от учебы, работы и различных дел. И каждый человек делает свой выбор той формы досуга и развлечений, которая ему наиболее интересна. Однако во все времена существовали массовые формы досуга, популярные среди людей с разным достатком, разного возраста, с различными интересами и увлечениями.

Ключевые слова: досуг, досуговые практики, отражение медиа.

В настоящей статье мы рассматриваем досуговые практики как особый вид социальных практик, реализуемых в медиапространстве. Как отмечают современные исследователи [1 - 6], установившаяся в настоящее время эпоха цифровых технологий детерминирует выявление новых аспектов функционирования журналистики. Всё больше редакций используют медиаплатформы для распространения контента: от радио и интернета до мобильных телефонов, планшетов и инфоэкранов.

Тем самым вопросы специфики отражения досуговых практик в медиаси-стеме требуют научного осмысления. В этом заключается актуальность данного исследования.

В настоящий момент наблюдается интеграция различных форматов медиа-продукта: вещательного, печатного, онлайн-продукта, мобильного. Данные площадки взаимодействуют друг с другом по принципу трансмедийного повествования, обмениваясь информацией, ссылками на материалы СМИ, которые участвуют в процессах создания общего информационного продукта.

Интегративный подход позволяет готовить более востребованный со стороны населения информационный продукт, который сочетает в себе наглядность видео и аналитичность газет, интерактивность и оперативность Интернета.

В последнее время медиаплатформы всё чаще аккумулируют в себе контент, связанный с досуговыми практиками. Людям необходим отдых от учебы, работы и различных дел. И каждый человек делает свой выбор в пользу той формы досуга и развлечений, которая ему наиболее интересна. Во все времена существовали массовые формы досуга, популярные среди людей с разным достатком, разного возраста, с различными интересами и увлечениями [2].

Каждый журналист, работающий на различных медиаплатформах, специализирующийся на досуговых практиках, должен чётко понимать сущность различных видов досуга и специфику их отражения в СМИ. Тем самым профессионализм журналиста во многом зависит, с одной стороны, от его знаний наиболее распространённых досуговых практик и, с другой, от владения навыками использования всех возможностей современных медиаплатформ.

Досуг - это часть нерабочего времени, которая может использоваться не только для отдыха, восстановления сил, но и для физического и духовного развития человека. [5, с. 236].

Досуг можно понимать и как важный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами жизнедеятельности общества, социальной группы [6, с. 5].

Досуговые практики связывают воедино сферу повседневного опыта современного человека, ориентированного на интерактивное поведение.

Среди основных видов досуговых практик авторы [4 и др.] выделяют исто-рико-ролевые игры, культурный туризм, занятия спортом, сетевое творчество, участие населения в праздничных мероприятиях, посещение объектов культуры.

В процессе попытки классифицировать досуговые практики можно отметить, что виды деятельности человека в свободное время можно условно разделить на три группы [5]:

1) отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный;

2) развлечения. Это такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие;

3) творчество: техническое, научное, художественное. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования.

К обыденной досуговой практике относятся занятия, не предполагающие какой-либо квалифицированной подготовки и приносящие немедленное удовлетворение [1], например, посещение зрелищных мероприятий, просмотр телевизора, путешествие, встреча с друзьями и т. д.

В досуговых практиках обыденно повторяемая деятельность обретает особый знаковый смысл, заменяя ощущение рутинности потребностью в неких коллективно одобряемых действиях. В качестве примера можно привести трансляции утренней гимнастики по радио и телевидению в СССР Выполнение данных упражнений не было обязательным, но предполагало некий стандарт начала дня в символическом представлении о качестве жизни советского человека [2].

На содержание досуговых практик могут повлиять факторы, обусловленные социальной средой, потребностями, интересами, психологическими качествами. В сегодняшнем мире первое место в структуре досуга занимает Интернет.

В контексте социальной функциональности этот факт может быть интерпретирован как позитивно, так и негативно. Но, так или иначе, придется признать

возрастающий удельный вес досуговых практик, связанных с пребыванием и коммуникациями в сети.

В последние годы с ростом удельного веса свободного времени, высвобождением домашнего труда, повышением качества жизни возросло стремление людей к досугу, их внимание к досуговым практикам. Развивается и соответствующая сфера информации, связанная с досуговыми практиками: появились периодические издания, радио- и телепрограммы, а также специальные телеканалы, как обеспечивающие реализацию досуговых практик, так и освещающие их [3].

Большую роль в досуговой культуре играют праздники, выводящие население за пределы рутинности. Они активно освещаются в СМИ, в том числе в медиапространстве.

Праздник является эффективным средством приобщения людей к культурным ценностям и достижениям посредством активного воздействия на духовный мир человека.

В праздниках реализуется связь традиций, повседневного опыта и собственно досуговых практик.

Характерная черта современной эпохи - это сосуществование различных во всех отношениях праздников, изменение старых и возникновение новых. В атмосфере праздника происходит непосредственное воплощение культурно-исторической памяти, которое закрепляется в повторяемых социально-ритуали-зованных действиях. Эти виртуальные путешествия к «местам памяти» структурируют повседневный опыт населения [3]. Особенно в России ярко проводятся такие праздники, как День Победы, День защитник Отечества, Международный женский День 8-ое Марта.

В последнее время в связи с тем, что досуг в СМИ, в том числе в медиа-простанстве, занимает всё больший сегмент, в отечественной науке сложилось целое направление - досуговая журналистика. С учётом сложившихся тенденций последних лет досуговая журналистка представлена, прежде всего, в медиафор-мате. Как показал анализ медиапрактики, сфера досуга представлена в следующих основных видах:

- арт-журналистика,

- спортивная журналистика,

- научно-популярная журналистика,

- гендерная журналистика,

- (^Ыоп-журналистика,

- кулинарная журналистика,

- трэвел-журналистика [4].

При этом досуговый сегмент в медиапространстве решает основные задачи:

- оказание особого информационного воздействия, которое призвано стимулировать социально-культурную активность населения,

- предоставление человеку возможности «получить удовольствие», не затрачивая на это дополнительных усилий;

- создание особой среды для духовного развития отдельных граждан и социума в целом;

- развлечение граждан в свободное от работы время;

- сведение к минимуму психологического напряжения, возникающего в повседневной жизнедеятельности.

Выделяют следующие основные функции досуговой журналистики:

- информационную,

- релаксационную

- рекреативную [4].

Как отмечают учёные (Л.Р Дускаева, Н.С. Цветова и др.), досуговый ме-диатекст должен быть направлен на релаксацию, самосовершенствование личности, формирование хорошего настроения и активное распространение позитивных эмоций. В идеале качественный медитекст должен удовлетворять

Библиографический список

эстетические потребности аудитории, при этом не снижая её интеллектуального уровня. Тем самым досуговый медиатекст должен быть направлен:

- на воспитание навыков культурного времяпровождения,

- на расширение кругозора читателя,

- на удовлетворение аудиторного запроса,

- на приобщение к мировой культуре и культуре данного общества,

- на распространение культурных ценностей,

- на развитие потребительских знаний читателей и др. [1].

Медиапотребление проявляется в самых различных формах [1]. Исследование бюджета времени современных городских жителей показывает, что именно потребление медиа, как офлайн, так и онлайн, является одной из наиболее распространенных видов досуговых практик [10, с. 388]. При этом удельный вес досуговых практик, связанных с потреблением онлайн-медиа и пребыванием в социальных сетях, постоянно растет.

Как отмечают Е.Э. Сурова и Н.В. Бутонова, «в виртуальном пространстве, создаваемом электронными средствами коммуникации, становится возможен выход за пределы обыденности и ограниченности индивидуального «я», которое трансформируется в воображаемом мире в виртуальные личности» [5, с. 57].

Особенно эта ярко структурная закономерность проявляется у молодежи, так называемых поколений "У" и"Г.

Новые медиа сделали возможным появление новых форм медиасервисов, выделим основные из них:

- компьютерные игры,

- киберспорт,

- виртуальные путешествия в киберпространстве и др.

Эти новые формы досуга не требуют физических упражнений в физическом пространстве или участия в реальных социальных мероприятиях. В то же время они дают эмоции, психологическую разгрузку, в ряде случаев формируют новые компетенции.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить следующие особенности и проблемы в процессе отражения журналистами различных досуговых практик в медиапространстве:

Интернет носит инструментальный характер и используется как средство социальной и, а также досуговой практики. Появление новых форм досуга вытеснят традиционные досуговые практики, которые, в свою очередь, сменятся доминированием информационных технологий.

Профессиональная деятельность журналистов при освещении различных досуговых практик в медиапространстве заключается в активном стимулировании деятельной активности аудитории. Главная задача журналиста - трансляция на широкую аудиторию идей об использовании свободного времени в интересах семьи для упрочения семейных отношений, улучшения и сохранения здоровья; об использовании различных хобби с целью рекреации и улучшения качества жизни в целом.

С целью изучения путей повышения эффективности освещения досуговых практик необходимо проводить контент-анализ медиатекстов, посвященных досуговым практикам различных элементов системы социальной стратификации в поколенческом, социально-демографическом и социально-статусном разрезах.

Дополнительную информацию по исследованной проблеме может предоставить анализ частоты запросов различных форматов досуговых практик в поисковых системах, анализ распределений досуговых хэштегов, контент-анализ отзывов на разных досуговых порталах.

Тем самым актуализация знаний о досуговом медиатексте и его элементах дает возможность понять аспекты сложной миссии журналистской деятельности, направленные на формирование системного представления о различных формах досуга как приоритетных тем медиадискурса.

1. Журналистика сферы досуга. Под редакцией Л.Р Дускаевой, Н.С. Цветовой. Санкт-Петербург, 2012.

2. Копылов О.В. Профессионализм журналиста в условиях медиаконвергенции: трансформация, эволюция, апгрейд? Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012; № 3 (19: 122 - 130.

3. Ионова О.В. Современные виды досуга студенческой молодежи. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015; №3 (35): 107 - 109.

4. Истомина К.Д. Границы досуговой журналистики. к проблеме определения понятия. Вестник молодых ученых ПГНИУ: сборник научных трудов. Пермь, 2015: 317 - 322.

5. Сурова Е.Э., Бутонова Н.В. Досуговые практики в пространстве повседневности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2014; № 2: 53 - 60.

6. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018.

References

1. Zhurnalistika sfery dosuga. Pod redakciej L.R. Duskaevoj, N.S. Cvetovoj. Sankt-Peterburg, 2012.

2. Kopylov O.V. Professionalizm zhurnalista v usloviyah mediakonvergencii: transformaciya, 'evolyuciya, apgrejd? Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. 2012; № 3 (19: 122 - 130.

3. lonova O.V. Sovremennye vidy dosuga studencheskoj molodezhi. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obschestvennye nauki. 2015; №3 (35): 107 - 109.

4. Istomina K.D. Granicy dosugovoj zhurnalistiki. k probleme opredeleniya ponyatiya. Vestnikmolodyh uchenyh PGNIU: sbornik nauchnyh trudov. Perm', 2015: 317 - 322.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Surova E.'E., Butonova N.V. Dosugovye praktiki v prostranstve povsednevnosti. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 6: Filosofiya. Kul'turologiya. Politologiya. Pravo. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2014; № 2: 53 - 60.

6. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts. SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018.

Статья поступила в редакцию 10.03.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.