Научная статья на тему 'Досуговая деятельность как средство социализации личности в подростково-юношеском возрасте'

Досуговая деятельность как средство социализации личности в подростково-юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1405
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малышенко Татьяна Тихоновна, Карипанова Екатерина Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы социализации личности подростков и юношей путем включения в различные виды досуговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Досуговая деятельность как средство социализации личности в подростково-юношеском возрасте»

ках товаров, услуг и знаний за счет синергетического эффекта, возникающего в результате взаимодействия кадровых потенциалов сотрудников организации».

Список литературы

1. Болдырева, Р.Ю. Анализ существующих подходов к понятию «кадровый потенциал» / Р.Ю. Болдырева, Ф.А. Мосин // Известия Тульского государственного университета: Экономические и юридические науки. - 2011. - № 1-2. - С. 28-32.

2. Максимова, Л. В. Оценка кадрового потенциала организации: теория и практика / Л. В. Максимова, И. С. Максимов, Е. К. Дурдыева // Интеллектуальный потенциал ВУ -Зов - на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР: материалы XVI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых исследователей. - Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2014. - Т. 5. - С. 42-45.

3. Носкова, М.В. Системный подход к «кадровому потенциалу» как экономической категории / М.В. Носкова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2009. - № 11. - С. 87-91.

4. Шумский, А.Е. Теория организаций: учебное пособие / А.Е. Шумский. - Владивосток : Издательство ТГЭУ, 2006. - 98 с.

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Малышенко Татьяна Тихоновна, Карипанова Екатерина Алексеевна

ГОУ СПО «Кемеровский областной колледж культуры и искусств»,

г.Кемерово, Россия

В статье рассматриваются вопросы социализации личности подростков и юношей путем включения в различные виды досуговой деятельности.

«Социализация личности» - одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное социальное явление. В научной литературе можно встретить различные определения этого понятия, такие как: социализация- это сложный многогранный процесс по:

• Усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

• Усвоению и дальнейшему развитию индивидом социально-культурного опыта;

• Становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;

• Включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д.

Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности.

Резюмируя вышесказанное, попытаемся дать расширенное определение социализации. Социализация - это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде.

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

1. Биологический уровень.

Это связь организма человека с окружающей его средой. Человек, ровно, как и любое растение или животное является частью космоса. Человек подвержен влиянию природы, фазам луны и другим природным явлениям.

2. Психологический уровень.

В процессе социализации выделяется две стороны личности - как субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало индивида, процесс активного воздействия на себя (самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность).

3. Социально-педагогический уровень.

Это связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп, когда ребенок ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания.

Уровни социализации демонстрируют основу человеческой личности, влияние социальных институтов на её формирование, рассматривая личность, как объект, так и субъект воздействия личности на себя, и общество, а также общественных институтов на личность.

Включенность в обозначенные выше уровни обуславливает пространственно-временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни человека. Поскольку социальная среда есть явление динамичное, результатом социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.

Можно выделить следующие стадии и формы социализации подростка:

Конвективная стадия (11-15 лет). Характеризуется « взрывоопасно-стью». Подросток ищет выход из постоянно возникших конфликтных си-

туаций. В поисках ответа он постоянно обращается к друзьям, родителям, другим взрослым, устанавливается система социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую ценность представляет мнение товарищей. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное значение для подростков имеет его положение в семье, которого при благоприятном морально-психологическом климате может активно на него воздействовать.

Концептуальная стадия (16-20 лет). Характеризуется выходом в самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане.

Юношеский возраст выгодно отличается от всех предыдущих самостоятельностью в формировании целостной системы взглядов, оценок, ценностных ориентаций и установок.

На каждой стадии воздействие на индивида осуществляется определенным образом, направлено или спонтанно. Но чаще всего эти две формы воздействия дополняют друг друга, компенсируя недостатки предыдущей.

Обобщая вышесказанное можно отметить, что любой социальный институт, будь то школа, семья или любительское объединение могут воздействовать на ребенка как целенаправленно, так и спонтанно, все зависит от программы деятельности того или иного социального института.

Досуг как сфера социализации обладает большими возможностями.

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, честность и д.р.

Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

3.5. Досуговые социальные институты в социализации подростков.

С целью социализации подрастающего поколения создана специальная система учреждений. Это, в первую очередь - детские сады и школы. Кро-

ме того, это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.п., функционирующие в сфере досуга, с расширением границ которых повышается и социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество.

Однако, сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое главное заключается в характере его использования, степени его социализации насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям асоциальности как пьянство, наркомания, проституция, преступность.

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида.

Разрешение этого противоречия заключается в целенаправленной формирующей деятельности различных социальных институтов, ориентированной на формирование соответствия между лично значимым и общественно значимым, на формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения. Особая роль в решении этих задач отводится семье, школе и досуговым учреждениям.

Досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полефункциональным и мобильным. Именно приложение сил творческих союзов и организаций определяется многообразие форм и средств воздействия досугового учреждения на детей, подростков и юношество. Возможность вбирать в себя функции социальных институтов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает работу досуговых учреждений привлекательной, интересной и содержательной, а это, в свою очередь, способствует привлечению в них школьников. Досуговое учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в досуговом учреждении своеобразно, в ограниченном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.

Досуговая деятельность базируется на принципе интереса. Если посетителю будет неинтересно в досуговом учреждении, то он не пойдет в него. Это обязывает их учитывать конкретные интересы и запросы своих посетителей, формировать их, направлять в нужное русло и строить свою работу с их учетом. Направленный интерес создает благоприятную психологи-

ческую установку у посетителей и делает процесс социализации более эффективным. На такой основе базируется досуговая деятельность.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ: ПОКАЗАТЕЛИ И НЕОБХОДИМОСТЬ КОРРЕКТИРОВКИ Мартыненко Оксана Владимировна, к.э.н.,

доцент кафедры менеджмента Калининградский филиал Российского университета кооперации

Статья посвящена анализу современных методических подходов и показателей оценки эффективности конкурентной политики, а также необходимости ее корректировки в отношении российского машиностроительного комплекса

Ключевым научным вопросом, обосновывающим необходимость разработки и реализации конкурентной политики в отечественном машиностроении является оценка ее результативности и эффективности. В настоящее существуют следующие подходы к определению и оценке этих показателей.

С. Авдашева А. Шиститко связывают результативность конкурентной политики с темпами экономического роста и уровнем внедрения инноваций. [1]Отметим, что темпы экономического роста, например, в промышленности страны, являются обобщающей оценкой результативности всей государственной промышленной политики (или ее отсутствия). Уровень внедрения инноваций преимущественно определяется инновационной политикой как структурной частью единой промышленной политики.

Якунин В.И., Сулакшин С.С., Фонарева Н.Е., Тотьев К.Ю. предлагают следующие критериальные показатели экономического эффекта деятельности антимонопольных органов по реализации государственной конкурентной политики:

1) Макроэкономические критерии: абсолютная и индексная динамика цен на продукцию и услуги в базовых, в том числе в естественно-монопольных отраслях; динамика количества предприятий в региональном и отраслевом разрезах и рост числа рабочих мест в результате демонополизации; динамика сумму денежных средств, изъятых в бюджет в качестве незаконно полученной (монопольной) прибыли; снижение административных барьеров, в том числе абсолютные и относительные показатели по отмененным или измененным актам органов исполнительной власти, ограничивающим конкуренцию; показатели абсолютной и относительной экономии бюджетных средств, полученной в результате конкурсного отбора хозяйствующих субъектов для поставки продукции и услуг для государст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.