УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, КРИМИНАЛИСТИКА И СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
УДК 343.13
Е.Г. ШАДРИНА, кандидат юридических наук, доцент
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
(г. Санкт-Петербург)
ДОСУДЕБНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И РОЛЬ ПРОКУРОРА В ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИИ
И ВЫПОЛНЕНИИ
В июне 2009 г. в УПК РФ введен новый институт - досудебное соглашение о сотрудничестве. В статье обсуждается вопрос о выполняемых прокурором функциях при его заключении; также затронуты вопросы обеспечения прав и законных интересов других участников уголовного процесса.
Федеральным законом от 29 июня 2009 г. № 141-ФЗ в УПК РФ была введена новая глава 40.1 "Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве" [1]. Сущность такого соглашения состоит в том, что подозреваемый или обвиняемый берут на себя обязательство оказать содействие в раскрытии и расследовании преступления, в изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления, а органы уголовного преследования обязуются смягчить наказание в соответствии с правилами, предусмотренными ч. ч. 2 и 4 ст. 62 УК РФ.
В пояснительной записке к проекту закона говорилось о важности его принятия в целях раскрытия и расследования "заказных" убийств, фактов бандитизма, наркопреступлений и коррупционных проявлений. Выступая на заседании Совета Федерации, заместитель председа-
теля Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам М.М. Капура представил данный институт как меру, направленную на более эффективное противодействие организованным формам преступной деятельности [2].
В науке уголовно-процессуального права данный институт восприняли неоднозначно. По мнению некоторых ученых, сама идея о сотрудничестве обвинения и защиты есть реализация принципа целесообразности, здравый и адекватный подход к социально-экономическим реалиям, отразившийся в уголовно-процессуальных институтах. Однако реализация этой идеи не может не вызывать определенных нареканий с точки зрения законодательной техники и сбалансированности норм рассматриваемого института [3]. Другая часть ученых отрицает целесообразность рассматриваемого института. Так, депутат Государственной Думы РФ В.И. Илюхин в подкреплении своей позиции указывает, что авторы законопроекта
постоянно ссылаются на опыт применения подобного института - сделок с правосудием в США, где в настоящее время все больше и больше раздаются голоса об ущербности и несправедливости таких сделок [4, с. 80].
Как показывает практика, рассматриваемый институт нашел свое применение с первых дней своего существования. По данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ, досудебное соглашение было заключено в Кемеровской области и Республике Адыгея по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 126 УК РФ (похищение человека), 163 УК РФ (вымогательство); в Тульской области с бывшим главой города Новомосковск, обвиняемым в совершении преступления, предусмотренного ст. 185 УК РФ (превышение должностных полномочий) и др. [5].
Анализ норм главы 401 УПК позволяет сделать вывод о том, что ключевой фигурой в заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и контроле за его исполнением является прокурор. Несмотря на то, что Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" [6] прокурор лишен большинства процессуальных полномочий по надзору за производством предварительного следствия, позиция законодателя относительно роли прокурора при заключении соглашения о сотрудничестве нам представляется верной. Именно прокурор принимает решение о возбуждении государственного обвинения и его поддержании в суде.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Встает вопрос: функцией уголовного преследования или надзора охватывается деятельность прокурора по заключению досудебного соглашения о сотрудничестве?
В соответствии с п. 55 ст. 5 УПК РФ уголовное преследование - это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. В содержание уголовного преследования процессуалисты включают деятельность стороны обвинения: по возбуждению уголовного дела в отношении конкретного лица, задержанию этого лица в качестве подозреваемого и применению в отношении него меры пресечения, собиранию, проверке и оценке доказательств виновности лица в совершении деяния, предусмотренного соответствующей статьей УК, привлечению лица в качестве обвиняемого, составлению обвинительного заключения (обвинительного акта), направлению уголовного дела в суд, подготовке к поддержанию обвинения на стадии предварительного слушания, поддержанию обвинения в суде.
Надзорные полномочия прокурора определены в ч. 2 ст. 37 УПК РФ, в тексте которой не упоминается о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
В п. 61 ст. 5 УПК РФ досудебное соглашение о сотрудничестве определяется как соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором указанные стороны согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения. Под стороной обвинения в данном случае подразумевается следователь, руководитель следственного органа и прокурор, под стороной защиты - подозреваемый, обвиняемый, защитник.
Анализируя содержание гл. 40.1 УПК РФ, выделим основные этапы по заключению досудебного соглашения о сотрудничестве применительно к участию в них прокурора.
1. Прокурор рассматривает ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым, обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве в течение трех суток с момента его поступления. По результатам рассмотрения прокурор принимает
постановление об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве либо об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве (ст. 317.2).
2. Прокурор с участием следователя, подозреваемого или обвиняемого, защитника составляет досудебное соглашение о сотрудничестве (ст. 317.3).
3. Прокурор в порядке, предусмотренном ст. 221 УПК РФ, изучает поступившее уголовное дело и в случае утверждения обвинительного заключения выносит представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по данному уголовному делу (317.5).
4. Прокурор выступает в судебном заседании в качестве государственного обвинителя и поддерживает обвинение. В подготовительной части судебного заседания он подтверждает содействие подсудимого следствию, а также разъясняет суду, в чем именно оно выразилось (ст. 317.7), что является основанием для применения особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного гл. 40 УПК РФ.
Заявляя ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, подозреваемый или обвиняемый должен указать, какие действия он обязуется совершить в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления (ч. 2 ст. 317.1 УПК РФ).
В досудебном соглашении о сотрудничестве должны быть указаны: дата и место его составления; должностное лицо органа прокуратуры, заключающее соглашение со стороны обвинения; фамилия, имя, отчество подозреваемого или обвиняемого, заключающего соглашение со стороны защиты, дата и место его рождения; описание преступления с указанием времени, места его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. п. 1-4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ; пункт, часть, статья УК, предусматривающая ответственность за данное преступление;
действия, которые подозреваемый или обвиняемый обязуется совершить при выполнении им обязательств, указанных в досудебном соглашении о сотрудничестве; смягчающие обстоятельства и нормы уголовного законодательства, которые могут быть применены в отношении подозреваемого или обвиняемого при соблюдении последним условий и выполнении обязательств, указанных в досудебном соглашении о сотрудничестве.
Из анализа содержания вышеназванных статей следует, что цель заключения рассматриваемого соглашения двоякая: с одной стороны, подозреваемый, обвиняемый получают гарантии быть привлеченными к уголовной ответственности только за обозначенные в соглашении действия, которые квалифицируются по пункту части статьи УК (п. 5 ч. 2 ст. 317.3) и получить смягчение наказания в соответствии с ч.ч. 2 и 4 ст. 62 УК; с другой стороны, субъекты обвинения, с помощью действий, составляющих предмет данного соглашения, получают возможность уголовного преследования не только лица, с которым заключено соглашение, но также и иных лиц.
Таким образом, для прокурора деятельность по заключению досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым, обвиняемым обусловлена функцией уголовного преследования.
Как соотносится названная деятельность прокурора с назначением уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ), которое направлено на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод? Почему потерпевший не фигурирует в качестве участников стороны обвинения в заключение досудебного соглашения о сотрудничестве, если именно защита его прав и законных интересов положена в основу назначения уголовного судопроизводства? Не повлечет ли злоупотреблений со стороны органов уголовного преследования ходатайство о заключении досудебного соглашения лица, имеющего статус подозреваемого?
Содержание норм гл. 40.1 УПК не содержит указания на потерпевшего как участника досудебного соглашения о сотрудничестве. В этом мы видим не упущение законодателя, а его позицию. Как верно отмечает В.И. Илюхин, авторы законопроекта осознают, что никогда не будет согласия на сотрудничество и снисхождение от родителей детей, убитых бандитами на их глазах. Чрезмерное снисхождение, проявленное к садистам, отпетым негодяям, спасающим свою шкуру через признание своей вины и "сделку с правосудием", будет циничным надругательством над потерпевшими, оскорблением их чувств, забвением справедливости [4, с. 82]. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что закон вовсе не требует от обвиняемого полного признания вины, раскаяния и т.п., а обсуждается лишь его готовность к сотрудничеству. Лишь в обмен на оказанное содействие государство прощает виновного частично или полностью, что служит основанием для смягчения наказания или даже освобождения от него. Как же в такой ситуации защищаются законные интересы потерпевшего, которые, как правило, состоят в назначении виновному справедливого наказания и полном возмещении вреда, причиненного преступлением? Конституция РФ (ст. ст. 17, 55) и международные документы (Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.), Рекомендации Комитета Министров Совета Европы NR (85) 11 "О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса") не только предусматривают равный доступ к правосудию, но и обращают внимание на необходимость в большей степени учитывать запросы потерпевшего на всех стадиях уголовного процесса. Принимая во внимание данные положения, считаем необходимым обеспечить участие потерпевшего в заключение досудебного соглашения о сотрудничестве.
Второй вопрос касается защиты прав и законных интересов подозреваемого в контексте обеспечения назначения уголовного судопроиз-
водства. Как мы указывали ранее, в содержании досудебного соглашения о сотрудничестве, наряду с другими данными, указываются описание преступления с указанием времени, места его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. п. 1-4 ч. 1 ст. 73 УПК; пункт, часть, статья УК, предусматривающие ответственность за данное преступление. Думается, что перечисленные составляющие досудебного соглашения о сотрудничестве могут быть установлены только при наличии достаточных доказательств, которые появляются только на момент предъявления обвинения. Поскольку рассматриваемое соглашение обязывает сторону обвинения придерживаться его условий до судебных прений, в практике данная ситуация вызовет формулирование обвинения с умышленно завышенной квалификацией, что противоречит назначению уголовного судопроизводства. Как отмечает А.В. Смирнов, на практике возможна ситуация "допущения легенды", когда у подозреваемого искусственно создается впечатление о наличии против него серьезных обвинительных доказательств, которых на самом деле пока нет, и он соглашается на сотрудничество, на которое в ином случае, возможно, и не пошел бы [7, с. 8]. В связи с этим считаем целесообразно закрепить положение о возможности заключения досудебного соглашения о сотрудничестве только с обвиняемым, закрепив данное положение в ч. 5 ст. 21 и в нормах гл. 40.1 УПК РФ.
Выполнение функции уголовного преследования при заключении и выполнении досудебного соглашения о сотрудничестве не лишает прокурора обязанности обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства в уголовном судопроизводстве в соответствии с целями деятельности прокуратуры, обозначенными в ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" [8]. Прокуратура -публичный орган власти, что возлагает на прокурора обязанность всецело содействовать обеспечению назначения уголовного судопроизводства, определенного в ст. 6 УПК РФ.
Список литературы
1. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.06.2009 № 141-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 26. - Ст. 3139.
2. Стенограмма 246-го заседания Совета Федерации РФ от 29 апреля 2009 г // Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ. - URL: http:// www. council. gov. ru
3. Карпов О., Маслов И. Досудебное соглашение о сотрудничестве: проблемы правового регулирования и вопросы порядка применения // Уголовный процесс. -2009. - № 9 (57). - С. 3-7.
4. Зуев С.В. Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве // Российская юстиция. - 2009. - № 8. - С. 5-54.
5. Николаева Т., Ларкина Е. Некоторые вопросы досудебного соглашения о сотрудничестве // Уголовное право. - 2010. - № 6. - С. 85-88.
4. Илюхин В.И. Зачем же ломиться в открытую дверь? (О прокуратуре) // Право и безопасность. - 2008. -№ 2 (27). - С. 80-83.
6. URL: http://www.sledcomproc.ru
7. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации": Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 24. -Ст. 2830.
8. Смирнов А.В. Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве // Уголовный процесс. - 2009. - № 10. -С. 5-14.
9. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1, в ред. от 28.11.2009 № З03-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 47. - Ст. 4472; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 48. - Ст. 5753.
В редакцию материал поступил 16.03.10.
Ключевые слова: государственный обвинитель, обвиняемый, подозреваемый, прокурор, соглашение о сотрудничестве, уголовное преследование.