Научная статья на тему 'Досудебная санация кризисных предприятий'

Досудебная санация кризисных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1670
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Досудебная санация кризисных предприятий»

А.Ф. Крюков

Красноярский государственный университет

ДОСУДЕБНАЯ САНАЦИЯ КРИЗИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Закон 127 ФЗ делит применяемые к должнику процедуры на два вида: судебные и внесудебные. Если судебная процедура признания должника несостоятельным обязательно предусматривает определение и последующий контроль арбитражного суда, то внесудебная процедура позволяет должнику путем переговоров с кредиторами избежать судебного процесса. Результаты переговоров могут быть различными. Должник может договориться со всеми или большей частью кредиторов об отсрочке или рассрочке причитающихся кредиторам платежей, или уменьшении долга. Это дает ему возможность продолжить свою производственную деятельность, в которой кредиторы часто заинтересованы.

По мнению многих специалистов - аналитиков значительная роль в восстановлении платежеспособности организаций принадлежит досудебным процедурам. К ним относятся и мероприятия для конкретного субъекта хозяйственной деятельности при устранении причин, повлекших возникновение неплатежеспособности организации. В зарубежных странах широко применяются внесудебные процедуры предупреждения несостоятельности, осуществляемые как по инициативе должника, так и кредиторов.

В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебные процедуры реструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельного предприятия. Достаточно мягкие добровольные формы внесудебной реорганизации или ликвидации несостоятельных предприятий применяются в Австралии, Австрии, Великобритании, Ирландии, Сингапуре и Японии. Более жесткие, принудительные внесудебные процедуры несостоятельности применяются в Канаде, Италии, Франции, Новой Зеландии и США. В реформированном Законе о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов. На нем голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования. Можно сказать, что добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и кредитором используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни в коем случае не навязывается.

По мнению западных экспертов по несостоятельности, при существующем положении вещей в странах с переходной экономикой (к ним относится и Россия), когда не хватает знаний и опыта в судебных разбирательствах по коммерческим вопросам, предпочтение должно отдаваться внесудебным процедурам. Целесообразно привлекать судебные органы к решению

проблем несостоятельности в крайних случаях и гораздо шире практиковать процедуры банкротства внесудебные. Остановимся подробнее на одной из предупредительных процедур -досудебной санации.

Классическая модель санации.

В современных условиях, в соответствии с международной практикой и мнением большинства зарубежных и отечественных специалистов под санацией как экономической категорией понимается комплекс последовательных, взаимосвязанных мероприятий финансово-экономического, организационно-правового, производственно-технического, социального характера. Они направлены на преодоление финансового кризиса на предприятии и возобновление или достижение его прибыльности и конкурентоспособности в долгосрочном периоде.

Особое место в процессе санации занимают мероприятия финансово-экономического характера. Целью финансовой санации является оптимизация финансовых потоков предприятия. При этом покрываются текущие убытки. Затем ликвидируются причины их возникновения с возобновлением или сохранением ликвидности и платежеспособности предприятий, с сокращением всех видов задолженности. Обеспечивается улучшение структуры оборотного капитала с формированием фондов финансовых ресурсов для проведения санационных мероприятий производственно-технического и организационного характера.

Изучение теоретической и практической базы санации предприятий знакомит нас с основными проблемами, которые исследуются зарубежными экономистами в этой сфере. Предметом дискуссий ведущих ученых - экономистов Германии, Великобритании и США являются вопросы, связанные с прогнозированием банкротства; классификацией финансовых источников санации и последовательностью и формами их мобилизации. Они задаются размерами государственной финансовой поддержки предприятий; санационными приоритетами; значением самофинансирования для оздоровления предприятий; приватизационными аспектами санации и рядом других.

Финансовая санация осуществляется в несколько этапов и имеет определенный порядок проведения. Целостный взгляд на этапы разработки санационной концепции отдельного предприятия представляет собой так называемую "классическую модель санации", которая широко используется в качестве основы для разработки механизма финансового оздоровления субъектов хозяйствования в странах с развитой рыночной экономикой.

В случае возникновения в организации кризисной ситуации данная модель предполагает проведение анализа ее причин (причинно-следственный анализ). На его основе принимается решение либо о ликвидации бизнеса, либо о проведении неотложных санационных мероприятий. В случае решения о санации определяются ее цели, формируется санационная

стратегия, разрабатываются санационные мероприятия. Это оформляется в программу санации, создается ее проект. В соответствии с этими документами осуществляется реализация, координация и контроль ее хода.

Уместно будет отметить, что в экономической литературе по вопросам санации часто упоминается концепция быстрого обнаружения финансового кризиса и радикальных санационных действий ("Primat des Handelns"). Однако сторонники этого направления (в основном экономисты-практики) не учитывают того, что в случае кризиса не остается времени для детального исследования причин возникновения проблемной ситуации и разработки оптимальной санационной стратегии. Отсутствие такой проработки и не разработки санационной программы - предпосылка и основной фактор возможных будущих неудач. Именно поэтому в классической модели санации отдельным аналитическим блоком выделяется формирование стратегических целей и тактики санации.

Неотъемлемым и важнейшим компонентом санационного процесса служит координация и контроль проведения запланированных мероприятий. Внутренние контрольные органы должны постоянно выявлять санационные резервы и своевременно подготавливать квалифицированные оптимизирующие решения относительно ликвидации возможных препятствий. Их возникновение возможно в процессе проведения оздоровительных процедур.

В основе процесса санации лежит законодательство о банкротстве и финансовом оздоровлении предприятия, которое должно:

- предотвращать непродуктивное использование активов должников;

- являться механизмом санации (финансовой реорганизации) организаций, которые имеют реальный потенциал для успешной финансово-хозяйственной деятельности в будущем;

- способствовать полному удовлетворению требований кредиторов.

Следует также отметить, что в переходный период к рыночным отношениям положения законодательства о банкротстве должны быть более лояльными к государственным предприятиям, чтобы предотвратить возникновение большой волны банкротств. В то же время предоставление подобных условий приватизированным предприятиям не представляется целесообразным. Поскольку если частные предприниматели не будут в полной мере ограничены законодательством о банкротстве, то может пострадать финансовая дисциплина. А это, в свою очередь, снизит доверие к частному предпринимательству и темпы его развития.

Досудебная санация и ее источники в России

В соответствии с российским законодательством санация предприятия-должника осуществляется в форме досудебной санации.

В № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дается два определения понятию «досудебная санация»:

Ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определяет досудебную санацию как меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

П. 1 ст. 31 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обозначает, что «учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами (в рамках мер по предупреждению банкротства) должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация)».

Первое определение гораздо шире второго. Отчасти поэтому существуют разные мнения экономистов по содержанию процедуры досудебной санации. Так, некоторые считают, что данное в ст. 2 ФЗ № 127 определение неудачно. Поскольку оно не соответствует содержанию понятия «досудебная санация», раскрываемому в ст. 31 Закона 127 ФЗ.

Определяя досудебную санацию через меры для восстановления платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, его кредиторами и иными лицами, ст. 2 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» тем самым необоснованно расширяет ее содержание. В действительности, по ст. 31 Закона №127 ФЗ досудебная санация становится лишь одной из мер по восстановлению платежеспособности должника. Она выражается в предоставлении должнику его учредителями (участниками), собственником имущества, кредиторами или иными лицами (в рамках мер по предупреждению банкротства) финансовой помощи в размере, достаточном для погашения просроченных денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности.

Однако существует и другое мнение. Считая определение, данное в ст. 2 № 127 ФЗ верным, многие ученые расширяют понятие досудебной санации и включают в него, прежде всего, меры по восстановлению платежеспособности предприятия в среднесрочном и долгосрочном периоде (организационные изменения). При осуществлении досудебной санации важно учитывать, что ст. 575 ГК РФ не допускает в отношениях между коммерческими организациями дарения, т.е. безвозмездную передачу в собственность вещи или имущественного права (требования) либо освобождение от имущественной обязанности. Поэтому всегда предоставление финансовой помощи сопровождается принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую

помощь (п. 2 ст.31 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Традиционно санация осуществляется за счет следующих внешних источников:

- слияния предприятия с более мощной компанией;

- выпуска новых ценных бумаг для мобилизации денежного капитала;

- увеличения банковских кредитов и предоставления субсидий;

- уменьшения выплат по облигациям и отсрочки их погашения;

- полной или частичной покупки уполномоченными государственными органами акций должника.

Финансовая санация может также осуществляться с помощью привлечения средств владельцев предприятия (паевиков, акционеров) и покупкой ими новых траншей акций должника. В ней используются средства основных кредиторов при заключении ими долгосрочных беспроцентных займов. Обеспечивается использование персоналом предприятия вкладов долгов по заработной плате в паевые фонды. В научной литературе по вопросам финансового оздоровления предприятий часто встречается такое понятие, как "чистая санация". Она заключается в том, что убытки покрываются исключительно за счет сформированных раннее на предприятии резервных (страховых) фондов в форме векселей устойчивых банков. Использование внутренних финансовых резервов позволяет не только существенно снизить угрозу банкротства, но и в значительной степени уменьшает потребность в привлечении капитала из внешних источников.

Санация за счет государства

Необходимо отметить, что ещё в законе о банкротстве 1998-го г., был предусмотрен дополнительный источник досудебной санации - помощь государства. Санация за счет государства проводилась средствами бюджетов на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Решение об оказании государственной поддержки в досудебной санации принимал глава администрации соответствующего уровня власти. Расходы на санацию закладывались отдельной статьей в бюджет - федеральный, региональный, муниципальный.

Но, нужно отметить, что уже в 2001г. было прекращено действие правительственного постановления № 498 от 20 мая 1994г. "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" в части предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям за счет средств федерального бюджета.

Тем постановлением утверждался порядок оказания финансовой поддержки. Согласно документу бюджетные средства могли предоставляться на восстановление платежеспособности

или поддержание эффективной хозяйственной деятельности предприятий. А также они шли на финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, в том числе мероприятий, направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротств.

На протяжении 1998-2000г.г. федеральным органам исполнительной власти особо указывалось на то, что не следует готовить предложения о выделении средств бюджета на санационные мероприятия. Правительство в очередной раз приостанавливало действие первого абзаца пункта 9 правительственного постановления № 421 от 25 апреля 1995г. А в Законе № 127 ФЗ от 26 октября 2002г. досудебная санация за счет средств бюджета не предусмотрена. Статья о досудебной санации (в законе 1998-го года 27-я, а в законе 2002 -го 31-я) перешла в новый закон, только потеряв два последних пункта. Они-то и устанавливали условия проведения досудебной санации за счет федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов.

Эти события стали следствием мнения большинства российских экономистов о том, что прямое государственное финансирование является необходимой мерой только в переходный период экономики страны для сглаживания его негативных последствий. По их мнению, в рыночной экономике прямое государственное финансирование - это фактор, стимулирующий бюджетный дефицит. Он связан с отрицательными эффектами на макро - и микроуровнях. Таким образом, можно сделать вывод, что правительство отказалось от поддержки несостоятельных предприятий федеральными средствами, решив, что российская экономика миновала переходный период.

Существует еще несколько форм государственной санации, таких как:

- кредитование;

- выкуп акций;

- гарантии государства в качестве обеспечения кредитов;

- разрешение на нарушение антимонопольного законодательства;

- налоговые льготы.

При существующем порядке предоставления возможной кредитной поддержки отношения в распределении финансовых ресурсов формируются на двух уровнях: централизованном и децентрализованном. Централизованный уровень - это финансовые отношения между государством, в лице ЦБ РФ, и коммерческими банками. Они сопровождаются получением на конкурсной основе централизованных кредитных ресурсов в Банке России для последующей их перепродажи производственным структурам, которые нуждаются в кредитной поддержке. Децентрализованный уровень - это отношения между

коммерческими банками и организациями, имеющими право на получение кредитной поддержки, по вопросам предоставления финансовых ресурсов для кредитования проектов санации и реструктуризации. Эти отношения базируются на общепринятых принципах кредитования.

Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии прямых финансовых отношений между государством и предприятием. А значит, становится при этом нецелесообразным рассмотрение вопроса о предоставлении кредитной поддержки конкретным субъектам хозяйствования на уровне санационных "суперорганов". Оно должно быть компетенцией соответствующих банков. Они берут на себя всю полноту ответственности перед государством за целевое использование предоставленных этих кредитных ресурсов и их своевременное погашение.

Однако рассмотренный механизм финансовой поддержки не оправдал себя. Эта проблема связана с чрезмерно высокими процентными ставками за пользование кредитом (некоторые предприятия сами отказались от санационных кредитов). А также связывается с отсутствием у многих субъектов хозяйствования достаточного кредитного обеспечения, что послужило причиной отказа банков от предоставления данным предприятиям санационных финансовых ресурсов.

Одним из методов государственного финансового содействия организации является санационная поддержка в форме полного или частичного выкупа государством акций тех из них, которые находятся в финансовом кризисе. Выступая в роли санатора, государство руководствуется, прежде всего, народнохозяйственной эффективностью и целесообразностью, чтобы противостоять спаду производства и увеличению безработицы. Оно (в случае его участия в капитале) не рассматривается обыкновенным акционером. Монопольная прибыль и прибыль вообще, - не первостепенная задача деятельности государства в качестве санатора. Главной целью государственных инвестиций в данном случае это оказание содействия возобновлению ликвидности и обеспечение жизнеспособности предприятий. Значительная часть государственного сектора в Германии, США, Швеции и других странах сформирована именно за счет приватизации бывших частных предприятий, оказавшихся на грани банкротства. Как уже отмечалось, одним из главных факторов ограниченного доступа несостоятельных предприятий к кредитным ресурсам стало полное отсутствие или недостаточный размер кредитного обеспечения. Выход на финансовые рынки возможен при получении санационной поддержки в форме государственных гарантий или поручительств. При этом обязательство государства осуществляется погашением долгов данного предприятия в случае невозможности им самостоятельно выполнить условия кредитного договора.

Для реализации этого направления финансовой санации следует создать специальные крупные коммерческие акционерные общества с государственным капиталом или частно-государственным участием, которые занимались бы вопросами государственного страхования и гарантий кредитов. Их статус может определиться законом. Примерами тому служат полугосударственный "Эксимбанк" (США) или Товарищества гарантирования кредитов (ФРГ). Они занимаются отбором предприятий для предоставления им поддержки в форме государственных гарантий, а также несут ответственность за целевое использование кредитов и своевременное их погашение. Как правило, такие организации освобождены от налогообложения.

Отметим, что предоставление государственных гарантий и поручительств стало одним из факторов успешного проведения санации таких известных компаний, как Телефункен (ФРГ) и Крайслер (США).

Одним из косвенных методов государственной санационной поддержки должников служит предоставление им разрешения на нарушение антимонопольного законодательства. Например, в США это может выражаться в разрешении на слияние конкурирующих компаний в случае, если одна из фирм, имеющая значительное народнохозяйственное значение, находится на грани банкротства. В целом же в практике проведения санации этот метод используется в исключительных случаях. Предоставление разрешения на монопольные образования может иметь негативные микро- и макроэкономические последствия стратегического характера. Поэтому применять его можно только в том случае, если предприятия докажут, что при их слиянии будет наиболее полно использован эффект масштаба. При этом существенно сократится уровень себестоимости продукции и значительно повысятся ее качественные параметры.

Подчеркнем, что слияние возможно только тогда, когда будет доведено позитивное сальдо между народнохозяйственной выгодой и негативными антиконкурентными последствиями такого объединения.

В зависимости от экономической политики государства возможно использование санационной поддержки фискального характера в виде списания или реструктуризации налоговых обязательств, налогового кредитования. Обеспечивается предоставление целевых налоговых льгот должникам, которые непосредственно подлежат санации. Допускаются фискальные уступки основным кредиторам санируемых предприятий с целью активизации их участия в санационных процессах. При этом необходим строгий контроль и система санкций за нарушение сроков погашения реструктурированной задолженности.

Использование того или иного метода государственной поддержки санации и реструктуризации зависит от конкретных характеристик предприятия, его народнохозяйственного и регионального значения.

Этапы досудебной санации

Санация осуществляется в несколько этапов и имеет определенный порядок проведения Одним из главных факторов ограниченного доступа несостоятельных предприятий к кредитным ресурсам является полное отсутствие или недостаточный размер кредитного обеспечения.

Использование того или иного метода государственной поддержки санации и реструктуризации зависит от конкретных характеристик предприятия, его народнохозяйственного и регионального значения.

Осуществление досудебной санации без согласия должника

Что такое согласие? Это, прежде всего, действие руководителя. В практике Закона от 1998г. №6 ФЗ были, да и сейчас будут такие случаи, когда субъект, заинтересованный в восстановлении платежеспособности должника, обращается к руководителю с предложением взять деньги, а руководитель по какой-то причине это не делает. Такие действия были достаточно ярким примером для заказного банкротства и незаконного передела собственности.

Предоставить денежные средства кредиторам через голову руководителя можно, но это уже не будет досудебной санацией. Суд разрешит погасить долги только после согласования этих действий с должником.

Проблема может решаться в срочном порядке, когда производство по делу уже возбуждено судом. В таких случаях субъект может либо исполнить требования непосредственно всех кредиторов, либо перечислить средства, необходимые для исполнения всех требований, на депозит нотариуса.

При рассмотрении судом заявления о возбуждении производства возникал еще один вопрос. Возбуждается процедура банкротства или нет, если средства на депозите нотариуса лежат, но не удовлетворены требования кредиторов? Эта проблема связана с моментом окончания досудебной санации. Должник получил средства, достаточные для удовлетворения всех требований, но не передал их кредиторам. Здесь тоже нет единого понимания ситуации. Исходя из буквы Закона, производство возбуждается независимо от того, лежат на депозите средства или нет. Но довольно часто в такой ситуации судьи отказывают в возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве).

Закон от 2002г. 127 ФЗ не содержит конкретный перечень досудебных мероприятий. В результате одна из действенных мер, которая может предупредить возникновение банкротства, применяется недостаточно активно. Это - предоставление обеспечения исполнения обязательств должника.

Руководитель предприятия, которое находится в кризисной ситуации, в преддверии банкротства обычно обращается к различным субъектам с просьбой о предоставлении денег. Иногда гораздо более выгодным становится обращение о предоставлении обеспечения исполнения уже существующих обязательств в виде залога, поручительства или банковской гарантии. В этом случае, вполне возможно, удастся избежать возбуждения производства дела о несостоятельности (банкротстве).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.